Семинар Максимовой Е.В. по системе Н. А. Бернште
для родителей; специалистов, работающих с особыми детьми (задержки речевого развития, аутизм, ДЦП, ЗПР, синдром Дауна, гиперактивность, дефицит внимания и т.д.); психиатров; неврологов; специальных психологов; нейропсихологов; клинических психологов; логопедов; дефектологов; ведущих ЛФК; учителей РПС; монтессори-педагогов; остеопатов.
— толчок в развитии речи;
— улучшение познавательных способностей.
-практикумы (тренинг, где участники смогут почувствовать особенности каждого уровня построения движений на себе);
-мастер-классы — демонстрация методов диагностики и работы на открытых консультациях особых детей;
22 марта — Уровень А — тонус, глубокая чувствительность, тоническое единение в общении. Уровень А — как основа осознания себя, основа Я-сознания. Тоническая и психическая устойчивость. Опорность. Ось тела и стержень личности.
23 марта – А- практика.
25 марта – В-практика.
26 марта — V — уровнь
30 марта – С- практика.
— проводить диагностику афферентного синтеза и эфферентного ответа каждого уровня построения (например, различать поверхностную и глубокую чувствительность; тонические движения от фазических; боковое зрение (В-уровня) от центрального (С-уровня) или образного (Д-уровня); понимать разницу между двигательным автоматизмом (В-движение), движением по подражанию (С-движение) и движением по представлению (Д-движением); и мн., мн. другое);
— видеть и диагностировать телесные причины многих психических отклонений;
— простейшим методам коррекционной работы на каждом уровне построения движений.
Максимова Елена Владимировна – физиолог, коррекционный педагог, психолог. Область рабочих интересов – возможности коррекции и развития детей и взрослых при тяжелых поражениях центральной нервной системы. Работа с детьми от 3 до 30 лет и их родителями.
На сайте вы можете ознакомиться с книгой: «Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна», а также статьями автора. Веб-сайт: http://www.maximova.org Показать ещё..
14 записей к записям сообщества
***Если по сути, то на семинаре вы учитесь ЧУВСТВОВАТЬ. Чувствовать себя, своё реальное тело, свои границы, Показать полностью… свои опоры, свои желания, чувствовать что навязано, а что действительно ваше и т.д. Чувствовать других: других людей, близких, своих детей. Поэтому семинар будет интересен всем кто хочет развивать себя, быть органичным в семье, на работе, кто находиться в контакте с другими людьми или работает в одиночку, отдыхает или постоянно впахивает и т.д. Помогает в переживании детских физических и эмоциональных травм, травм отвержения и насилия. В общем — для ВСЕХ! Но на панацею не претендует. Чем лучше вы научитесь чувствовать, тем больше вы будете видеть сколько РАЗНООБРАЗНЫХ ресурсов есть в окружающем мире.
«Нарушения восприятия "себя", как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей».
-для тех кто занимается развитием и саморазвитием через телесные практики и движение и не только;
— для людей помогающих профессий;
-для родителей; специалистов, работающих с особыми детьми (задержки речевого развития, аутизм, ДЦП, ЗПР, синдром Дауна, гиперактивность, дефицит внимания и т.д.);
-психологов; психиатров; неврологов; специальных психологов; нейропсихологов; клинических психологов; логопедов; дефектологов; ведущих ЛФК; учителей РПС; монтессори-педагогов; остеопатов;
— изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
— уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
— уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии; уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
— улучшение познавательных способностей;
— музыканты говорят, что инструмент и голос начинают звучать легче и иначе (в смысле намного лучше:).
На сайте вы можете ознакомиться с книгами, статьями и методиками работы автора.
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Действительный член Национальной Федерации Массажистов
МГУ, каф. Физиологии человека и животных; МИОО, каф. Олигофренопедагогики
Задержка психо-речевого развития с элементами аутизма – такой диагноз был поставлен Захару после проведения диагностик. В НИИ педиатрии и неврологии «Дети Индиго» мальчик прошёл несколько курсов реабилитации. О результатах лечения рассказывает заведующая отделением НИИ «Дети Индиго» Елена Килина.
Аутизм — страшное заболевание. Из уст многих врачей звучит как приговор. Но так не считают в НИИ Неврологии и Педиатрии Дети Индиго. Здесь уверены: ребенка с диагнозом аутизм вполне реально адаптировать к самостоятельной жизни в социуме. При своевременно принятых мерах ребенка аутиста можно подготовить к обучению в школе по общеобразовательной программе. В НИИ Дети Индиго есть все, чтобы добиваться высоких результатов в лечении аутизма. Здесь представлено уникальное диагностическое оборудование, способное выявить патологии мозга и угрозу развития ЗРР и аутизма уже с момента рождения. Системный авторский подход и богатая оснащенность передовыми технологиями лечения аутизма со всего мира уже стали залогом успешного лечения аутизма у многих детей. Об одной такой истории рассказано в нашем сюжете.
Видео рассказывает о реальном опыте лечения аутизма у 5 летней девочки. О достигнутых успехах рассказывает мама и лечащий врач.
Возможна ли ранняя диагностика аутизма? Какие передовые методы коррекции аутизма в Челябинске уже освоены?
Дети с ранним детским аутизмом имеют больше шансов на восстановление речевых навыков и социальную адаптацию. К сожалению, в большинстве случаев, только ближе к школьному возрасту ставят диагноз аутизм.
Развитие речи и способности обучения в этом случае будет зависеть от того, насколько комплексно подойти к решению проблемы. Сегодня не так много центров аутизма в Челябинске, готовых оказывать всестороннюю помощь детям аутистам.
НИИ ДЕТИ ИНДИГО — лидер в лечении неврологических заболеваний у детей. Многие из представленных здесь методик уникальны:
В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Прием ведется в Челябинске и Магнитогорске.
Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
ООО «НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго», центр педиатрии и детской неврологии Юр.адрес: 454085, г. Челябинск, Университесткая набережная, 34
МАГНИТОГОРСКул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888
Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом
Э .В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).
В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутич- ного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем. Известно, что развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. Всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).
Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке
с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.
Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития* но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:
§ развитие имитационных способностей (умения подражать);
§ стимулирование к выполнению инструкций;
§ формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
§ воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физической культуры проводилось на базе подразделения ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.
Для обучения детей с аутизмом движениям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы используется программа «Моторная азбука». Эта программа основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н.А. Берн- штейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001) и на методах двигательной коррекции нарушений развития Е.В. Максимовой (2008). В программу входят следующие классы действий:
§ действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
§ действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;
§ точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.
На занятиях по этой программе, помимо отработки указанных классов действий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п. Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я-концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991).
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:
§ начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
§ постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по круту, дуге, зигзагообразно и др.;
§ облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
§ формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
§ показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
§ сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
§ формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
§ не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
§ собственного тела, дозировать нагрузку;
§ двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
§ поощрять даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.
Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во- вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.
Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:
§ сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
§ выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
§ использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
§ давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
§ создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
§ исправлять неправильные движения ребенка;
§ радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
§ предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
§ » соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
§ соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
§ соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
§ соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
§ обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
§ соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Для успешного проведения занятий рекомендуется использовать перечисленные ниже приемы.
1. Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.
2. Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к интересам и пристрастиям ребенка.
3. Используется такой понятный прием, как правильно выбранное положительное подкрепление: «честно заработанное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым соперником (роль которого может сыграть игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребенка поощрение.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстройствами аутистического спектра рекомендуются занятия адаптивным спортом.
Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.
Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекци- онно-развивающей работы с аутичными детьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.
Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.
Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.
Аутизм у детей симптомы
- Ребенок-аутист проявляет отрешенность от окружающего мира, он неспособен формировать контакты с людьми и очень привязан к матери (родителям).
- У детей-аутистов отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи, в речи ребенок не употребляет личных местоимений.
- Наблюдается нарушение социальной адаптации, избегает контактов с посторонними, избегает зрительных и тактильных контактов, предпочитает боковое зрение, предпочитает неодушевленные предметы для игр.
- Среди признаков аутизма у детей отмечается расстройство моторики и приверженность к стереотипной деятельности.
- Слабая способность к обучению, вялый интерес к происходящему вокруг, не копирует поведение других
- Непредсказуемо реагирует на события, боязнь ярких внешних раздражителей.
- Склонность к истерикам, агрессии, самоагрессии.
- Синдром Каннера
- Инфантильный аутизм («удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)
- Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но, в отличие от взрослых, на фоне лечения состояние постепенно улучшается)
- Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах).
- 19:12 Погром в «Имеди» — соратнику Саакашвили предъявили обвинения
- 18:58 Служба подсчета и прогнозирования аэроаллергенов заработала в Грузии
- 18:37 В Грузии объявлен конкурс для бесплатного продолжения учебы за границей
- 18:23 В Тбилиси покажут современное украинское кино
- 18:08 «Мы должны оживить наш город»: мэрия Тбилиси взялась за городской досуг
- не соответствует тематике комментируемого сообщения;
- пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
- нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
- содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
- содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
- содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
- нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
- содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
- содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
- преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
- продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
- содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
- содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
- рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
- содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
- является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
- автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
- автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
- автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Причины и механизмы развития аутизма у детей
Причины и механизмы аутических проявлений не выявлены достоверно. Существует современная классификация аутизма у детей, используемая специалистами (утверждена в 1997 году Научным Центром Психического Здоровья Российской Академии Наук):
Детский аутизм внутреннего генеза. Возникает без внешней видимой причины. К этой категории относят:
Органический аутизм. Заболевание обусловлено наличием тех или иных повреждений нервной системы: гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и др. При своевременном лечении выявленной патологии состояние больного улучшается.
Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях. Причиной считают заболевания центральной нервной системы (туберкулезный склероз, фенилкетонурия и др.), генетические и хромосомные заболевания (синдром Дауна).
Синдром Ретта (неуточненного генеза).
Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза. Психогенный парааутизм. Возникает под воздействием внешних причин: стресс, осиротелость, состояние после травм и т.д.
Аутизм неясного генеза.
Диагностика аутизма затруднена и проводится по выявленным поведенческим отклонениям. Для всех видов аутизма у детей и взрослым общим является следующее:
1. Снижается активность лобных долей головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. Это, в свою очередь, влечет за собой проявление следующих признаков аутизма у детей: снижение познавательной активности, интерес к окружающему, отрешенность. Такие дети боятся перемен, новой обстановки. Они не принимают новых игр и т.д.
2. Лобные доли не подают импульсов остальным центрам головного мозга (речевым, моторным, зрительным и т.д.). В результате этого действия становятся стереотипными и неосознанными. Действия ни на что не направлены, могут многократно повторяться: постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д. Это происходит от того, что лобные доли не направляют внимание на познание окружающего мира.
3. Так как контроль лобных долей отсутствует, то все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. Одновременно могут проявляться сложные и простые навыки: фразы и лепет в речи, примитивные игры и сложные навыки.
4. Речевые зоны так же, как и все прочие, не развиваются, поэтому ребенок не понимает обращенной речи. Он не осознает, что обращаются к нему, не использует свой словарный запас, не использует речь для общения и удовлетворения своих потребностей.
5. Возникает аутоагрессия, как протест против окружающей действительности. Ребенок не понимает, что можно протестовать речью. Он выплескивает агрессию на себя или окружающих. Если болит голова – бьет себя по ней, или трёт ее, или прижимает руки. При этом он капризничает и плачет.
6. Эмоциональное развитие тормозится, ребенок не может испытывать сложных эмоций — сопереживания, юмора, заботы. Только простые эмоции – страх, агрессия.
Все проявления связаны с отказом работы лобных долей головного мозга и скоординированной работы различных зон мозга. В ряде случаев аутизма у детей есть явно выраженная неврологическая патология. Поэтому внимание направляют на лечение выявленной невротической патологии. К таким патологиям относят: гидроцефалию, проявления синдрома Дауна, ДЦП и пр. Независимо от причины, приведшей к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать активность лобных долей и речевых центров.
Диагностика аутизма в Челябинске
К сожалению, внешние признаки аутизма у детей становятся очевидны только ближе к младшему школьному возрасту, когда в норме ребенок должен осваивать навыки общения. До тех пор родители придают мало значения тому, что их ребенок еле выговаривает несколько слов, в то время как сверстники вовсю строят длинные предложения. Педиатры на плановых осмотрах также мало уделяют внимания признакам аутизма у детей. Молчаливость и замкнутость списывают на особенности характера, подпитывая ложную иллюзию, что со временем ребенок нагонит сверстников.
Однако за внешними признаками аутизма у детей стоят органические поражения мозга, не позволяющие должным образом развиваться речевым навыкам и способности к обучению. Если не оказать профессиональную медицинскую помощь ребенку –аутисту, невозможно рассчитывать на его самостоятельную социальную адаптацию. Крайне важно успеть научить аутиста элементарным навыкам общения в дошкольный период. Неудачи в школе только увеличат дистанцию между аутистом и одноклассниками, если обучение в общеобразовательной школе вообще останется возможным.
Именно поэтому родителям стоит быть внимательнее к своему ребенку и первых признаках аутизма у детей обратиться за консультацией к неврологу.
Не нужно при этом создавать паники на пустом месте. Один только признак не может свидетельствовать о заболевании. Окончательно развеять сомнения поможет обследование мозга.
В НИИ Дети Индиго представлена уникальная диагностика аутизма с вызванными потенциалами. Метод предоставляет объективные данные, недоступные другим исследованиям. Уже в первые месяцы жизни удается выявить возможные патологии и спрогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие.
Ранняя диагностика позволяет легче скорректировать проявления аутизма и быстрее адаптировать ребенка к самостоятельной жизни.
Ранний детский аутизм . Прогнозы
При правильной коррекционной работе возможна адаптация ребенка к окружающей среде. Различают несколько групп раннего детского аутизма.
Группа 1. Ребенок полностью отрешен, отсутствует социальная активность, нет реакции на улыбку, взгляд, мокрые пеленки, голод. Такие дети тяжело переносят взгляд в глаза и избегают телесных контактов.
Группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Ребенок тщательно избирает виды контактов с внешним миром, общается с ограниченным кругом людей, избирателен в одежде, еде. Нарушение привычного режима вызывает аффективные реакции: страх, агрессия, аутоагрессия. Большое количество речевых и моторных стереотипов. Дети с аутизмом, относящиеся к этой группе, более адаптированы для жизни, чем дети из 1-ой группы.
Группа 3: Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах. Занятия стереотипичны не носят познавательного характера, цикличны. Разговоры годами на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер..
Группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкое проявление раннего детского аутизма. Дети обладают повышенной ранимостью, уязвимостью. Чувствительны к чужой оценке, избегают отношений, если чувствуют какую-то преграду.
Коррекционная работа с ребенком рассчитывается таким образом, чтобы последовательно провести ребенка по перечисленным группам социального взаимодействия.
Лечение детского аутизма назначается строго индивидуально.
В НИИ Дети Индиго уверены: аутизм – не приговор. Успех лечения аутизма здесь строится на освоении достижений современной медицины и слаженной работы многих детских специалистов. Это труд, требующий колоссального терпения и огромной любви к своему делу. Если начать его вовремя, ребенок сможет пойти учиться в обычную школу.
В качестве лечения аутизма в Центре «Дети Индиго» применяют следующие методы:
Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.
Томатис терапия ( носит название по фамилии изобретателя ) – педагогическая программа для стимуляции развития мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.
Логопедический массаж – комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений. Различают пальчиковый и зондовый логопедический массаж. Проводится в форме игры.
Су джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях и стопах массажем, семенами растений, магнитами, цветом. Помогает гармонизировать ток энергии в организме и восстановить утраченные функции внутренних органов. Эффективна при лечении ДЦП, при речевых и моторных нарушениях, нервозности. Проводится в форме игры.
Песочная терапия – эффективный метод работы с замкнутыми и гиперактивными детьми, с аутистами. Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и творческий потенциал ребенка.
Внутритканевая электростимуляция на аппарате Герасимова (ВТЭС).
Высокоэффективный способ лечения болей различного происхождения: головные боли, мигрени, мышечные судорожные боли, боли неврологического происхождения. Благодаря ВТЭС удается снять даже непрекращающийся и непереносимый болевой синдром всего за несколько сеансов без лекарственного воздействия. Специальные импульсы тока подаются в зону поражения, улучшает кровообращение тканей, ликвидирует застойные явления, восстанавливает пораженные нервы. Детям ВТЭС проводят без прокола кожных покровов. Процедура безболезненна и хорошо переносится детьми.
Лечебная физкультура при неврологической патологии назначается с оздоравливающей или профилактической целью. Оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма. Позволяет восстановить временно нарушенные и максимально компенсировать утраченные функции. В зависимости от показаний для каждого ребенка комплекс физических упражнений подбирается индивидуально. Существуют упражнения, направленные на улучшение координации движения, формирование двигательных навыков (ходьба, стояние, манипуляции с бытовыми предметами), антиспастические (снимающие мышечный тонус) и идеомоторные (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц) упражнения. Занятия проводятся под наблюдением опытного специалиста реабилитолога. Обычно лечебная гимнастика назначается в сочетании с массажем и физиопроцедурами.
Хорошо зарекомендовал себя в лечении детской неврологической патологии. С первых месяцев жизни при перинатальных поражениях центральной и периферической нервной системы массаж позволяет значительно снизить риск инвалидизации ребенка и способствует формированию правильных двигательных навыков.
Доверить своего ребенка можно только опытному квалифицированному массажисту. Специалисты НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» прошли профессиональную подготовку и помимо богатых практических навыков, владеют знаниями анатомии, физиологии и других медицинских отраслей.
Метод электролечения модулированными токами малой силы. Обладает обезболивающим эффектом, уменьшает венозный застой, улучшает кровоснабжение, ликвидирует отеки, повышает тонус и двигательную активность различных групп мышц.
Ультразвук давно и хорошо зарекомендовал себя как эффективный физиотерапевтический фактор воздействия. Ультразвуковая терапия может назначаться как самостоятельно, так и служить частью составленной врачом схемы лечения. Этот метод позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и связанный с ней риск побочных эффектов. Ультразвук стимулирует обменные процессы в клетках, способствует усилению их жизнеспособности и ускоряет восстановление поврежденных тканей.
Усиливает эффективность других методов лечения, в том числе – медикаментозных. Накожный лазер – наиболее щадящий метод воздействия, рекомендуемый для лечения детей. Оказывает болеутоляющее, противоотечное, противовоспалительное, спазмолитическое воздействие. Восстанавливает и активизирует сосудистую системы и способствует скорейшему восстановлению пораженных тканей.
Это — щадящий способ медикаментозного воздействия на детский организм. Под действием электрического поля раствор лекарственных веществ интенсивно проникает через кожу и слизистые оболочки и оказывают свое целебное воздействие, не перегружая выделительную систему. Метод легко переносится детьми любого возраста.
Плохой ученик, хороший водитель: как распознать аутиста
Что такое аутизм и как его выявить
О причинах аутизма, методах его диагностики и коррекции состояния во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма рассказывает «Газета.Ru».
Аутизм возникает из-за генетически обусловленного нарушения развития головного мозга. Причины расстройства связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей. Аутизм входит в список расстройств аутистического спектра, которые характеризуются определенным нарушением социального поведения, коммуникации и вербальных способностей и сужением интересов и количества видов деятельности. РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Интеллектуальные уровни разнообразны: от умственной отсталости до высоких познавательных способностей. Тем не менее, чаще наблюдается снижение интеллекта — почти у всех аутичных детей IQ ниже 100, у половины — ниже 50.
«Уровни умственной деятельности у людей с РАС варьируются в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. По оценкам, около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости»,
Кроме того, для аутичных детей характерна недостаточная обучаемость. При этом могут появляться вспышки гнева, припадки и эпизоды гиперактивности.
Симптомы аутизма становятся заметны в 2-3 года, в более раннем возрасте его диагностировать проблематично. Впрочем, даже в первые 12 месяцев жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. На 2-3 годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями.
Аутичные дети уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В возрасте 3-5 лет они реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми.
Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.
С годами доля детей, у которых диагностируется аутизм, растет.
Так, если в 2007 году в США аутизм был диагностирован у 1,2% детей, то в 2011-2012 годах — у 2%. Однако нельзя сказать, свидетельствует ли это об участившихся случаях расстройства или о более совершенной диагностике.
Интересно, что у мужчин с высоким интеллектом дети с аутизмом рождаются чаще. Как показало исследование, проведенное в 2012 году в Нидерландах, у мужчин с IQ от 111 и выше дети с аутизмом рождались на треть чаще, чем у тех, чей IQ был около 100.
Кроме того, более частое проявление аутизма у мальчиков, возможно, вызвано более высокой активностью генов, связанных с микроглией — клетками, играющими важную роль в формировании мозга и поддержании контактов между синапсами. Психиатры, впрочем, связывают разницу в количестве детей разного пола среди аутистов (у мальчиков он наблюдается в 2-5 раз чаще) с недостаточной диагностикой девочек, хотя, в целом, согласны, что некоторые численные различия между полами все же существуют.
Интересную корреляцию нашли корейские ученые. Они установили, что у женщин с обхватом талии от 80 см и более риск родить аутичного ребенка на 65% выше, чем у более стройных.
«Предполагается, что аутизм вызывают как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды. К последним можно отнести ожирение матери перед беременностью», — отметили исследователи.
Также у детей с РАС более чем в два раза больше потенциально вредоносных мутаций, чем у близких родственников, и в 1,5 раза больше мутаций, снижающих выработку белка. Риски, связанные с развитием этих мутаций, наиболее выражены у детей с низким IQ и неактивным по сравнению с братьями и сестрами социальным поведением.
Еще один фактор риска — нехватка витамина D у женщин во время беременности.
Австралийские ученые проанализировали около 4200 образцов крови беременных женщин, а после родов – образцы крови их детей. В дальнейшем они наблюдали за развитием малышей. Дети женщин с нехваткой витамина D к шести годам страдали аутизмом гораздо чаще, чем дети женщин, не испытывавших дефицита.
В настоящее время диагностика аутизма проводится на основе анализа поведения ребенка педиатром и специалистами по расстройствам аутистического спектра. Чтобы исключить возможные ошибки, ученые ищут способы лабораторной диагностики расстройства — например, генетического анализа. Кроме того, недавно был разработан анализ крови и мочи на аутизм.
Британские исследователи обнаружили связь между расстройствами аутистического спектра и повреждением белков в плазме крови из-за окисления и гликирования — процессов, при которых активные формы кислорода или восстанавливающие углеводы (глюкоза, фруктоза и пр.) спонтанно изменяют белки.
Новый способ диагностики аутизма разработали и российские ученые. Они исследовали чувствительность к изменению угла наклона линий у детей с РАС. Эффект наклона линий — это способность гораздо лучше различать отклонения линий от базовых (вертикальных и горизонтальных), чем отклонения линий от диагонального направления. Этот эффект связывают со способностью людей подстраивать работу мозга под более представленные в окружении стимулы.
«Оказалось, что у детей и подростков с РАС по сравнению с группой контроля уменьшен эффект наклона линий. Причем это уменьшение связано с худшим различением наклона линии относительно вертикали, в то время как различие диагональных линий у детей с РАС такое же, как у типично развивающихся детей», — отметила ведущий автор исследования Ольга Сысоева.
А в Италии специалисты разработали метод диагностики аутизма, основанный на расширении зрачка пациента, пока тот наблюдает за черными и белыми точками, движущимися в ограниченном пространстве. Движение точек организовано так, что их можно воспринимать и как отдельные точки разного цвета, скользящие в противоположном направлении, и как точки, нанесенные на прозрачный вращающийся цилиндр, когда черная и белая точка воспринимаются мозгом как лицевая и изнаночная сторона одной точки. Если испытуемый рассматривает черные и белые точки как независимые объекты, то его зрачок реагирует так, как если бы он приспосабливался к разным оттенкам цвета. Как показали тесты, такое восприятие больше свойственно аутистам, люди без аутизма воспринимают точки как части единого целого.
Также потенциально возможна и диагностика по скорости роста коры мозга. Работа специалистов из США и Канады показала, что у детей с аутизмом в некоторых областях коры головного мозга наблюдается слишком ускоренный рост. Авторы исследования рассчитали 78 таких областей, 40 из которых вносили особенно большой вклад в общую картину. На основе полученных данных ученые разработали предсказательную модель, которая на основе результатов МРТ у новорожденного ребенка позволила рассчитать вероятность развития у него аутизма с точностью до 81%.
Вылечиться от аутизма нельзя.
Существующие методы терапии направлены на то, чтобы улучшить качество жизни аутиста, сделать его более самостоятельным и независимым, снизить напряжение в семье. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни помогают ребенку освоить навыки самопомощи, общения, рабочие навыки, часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.
Ведутся и поиски новых способов помощи аутистам. Например, в 2016 году специалисты Радиологического общества Северной Америки выяснили, что занятия музыкой способствуют образованию новых связей в мозге детей. Вполне возможно, что это позволит облегчить симптомы аутизма.
Шансы достичь независимости, успешно вести социальную жизнь, зависят от изначальной тяжести расстройства. Если аутист способен развить к шести годам языковые навыки, обладает IQ выше 50 и способен овладеть профессией, его шансы будут выше, чем у людей с тяжелым аутизмом. По разным данным, достичь высокого уровня независимости удается лишь 4-12% аутистов.
Аутисты способны водить машину.
Более того, исследования показывают, что они водят даже более аккуратно, чем обычные люди — так, среди подростков получают штрафы или попадают в аварии лишь 12% водителей-аутистов, в то время как для остальных этот показатель составляет 31% (штрафы) и 22% (аварии).
Кроме того, аутисты часто подвержены и другим расстройствам — синдрому Туретта, эпилепсии, тревожным расстройствам. Так, у детей с аутизмом риск развития тревожного расстройства в 2,2 раза выше, чем у здоровых.
Еще одна опасность для аутистов, открывшаяся недавно, — недостаточная вакцинация. Среди детей с аутизмом все необходимые прививки получают 81,6%, в то время как среди детей без аутизма — 94,1%, выяснили ученые из США. Так, аутисты оказываются более подвержены тяжелым инфекциям. В проблеме исследователи винят антивакцинаторское движение.
«У лиц с РАС возникают те же проблемы со здоровьем, что и у населения в целом. Кроме того, у них могут существовать конкретные потребности в медицинском обслуживании, связанные с РАС и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы в отношении возникновения хронических неинфекционных нарушений из-за таких поведенческих факторов риска, как отсутствие физической активности и неправильные привычки в питании, и подвергаются большему риску насилия, травматизма и плохого обращения, — отмечают специалисты ВОЗ. — Расстройства аутистического спектра и другие психические расстройства среди детей сопряжены со значительными экономическими трудностями для семей в связи с зачастую ограниченными ресурсами здравоохранения в развивающихся странах. Стигматизация и дискриминация, связанная с этими болезнями, также остаются основными препятствиями для их диагностирования и лечения. Отсутствие расстройств аутистического спектра и других психических расстройств среди детей в перечнях основных причин смерти привело к их длительному забвению как общественными деятелями, определяющими политику в развивающихся странах, так и донорами».
Грузинские священники помогут детям с аутизмом
Участники конференции в Тбилиси расскажут представителям общественности, в том числе и священникам, как обращаться с детьми с расстройствами аутистического спектра
ТБИЛИСИ, 22 мар — Sputnik. Проблемы аутизма среди детей в Грузии и изменение отношения общества к этому вопросу – основные темы, которые рассмотрят на конференции в Тбилиси представители Патриархии и благотворительного фонда «Мы — другие», рассказал Sputnik Грузия основатель фонда Андрей Максимов.
На конференции соберутся сельские священнослужители, учителя и директора церковных школ, педагоги фонда «Мы — другие», а также родители детей с аутизмом. Участники конференции расскажут о том, как обращаться с детьми с расстройствами аутистического спектра и как можно им помочь.
«Это не медицинская встреча или конференция. Мы постараемся объяснить, что это особые дети и им нужно помогать. Мы делаем брошюру, и там есть такой раздел «От первого лица». Я собрал материалы из книг, интервью взрослых, которые рассказывают о своих ощущениях, когда они были невербальными аутистами. Такими историями мы постараемся показать, что чувствуют эти дети», — сказал Максимов.
Цель встречи — предоставить священнослужителям детальную информацию о проблеме аутизма в стране, чтобы они смогли поделиться ею с родителями, являющимися членами их паствы. Организаторы мероприятия уверены, что важно поднять информированность населения, чтобы каждый родитель в любом уголке страны знал, что делать со своим необычным ребенком, куда пойти и к кому обратиться.
По словам Максимова, особенно остро данная проблема стоит в сельских районах, где к ним относятся как к психически больным, их стесняются и прячут.
«Если изолировать этих детей, то тогда они точно станут социальными инвалидами. Это необходимо объяснять людям. В США эти процессы проходили 50 лет назад, то есть американское общество прошло определенную эволюцию. Я не хочу, чтобы грузинское общество проходило эту эволюцию за 50 лет, надо ускорить этот процесс. Важную роль может сыграть грузинская церковь, она имеет большое влияние на население», — отметил Максимов.
Попасть на встречу могут все желающие. Она состоится 25 марта в 13:00 по адресу: Диди Дигоми, улица Петрици, 1а (школа имени Святого Георгия и Евфимия Святогорца).
Фонд «Мы — другие» основали супруги Андрей и Александра Максимовы, которые воспитывают сына с аутизмом. После того, как они переехали из России в Грузию, решили сделать все возможное для того, чтобы помочь своему сыну и оказать помощь другим детям с аутизмом, проживающим в стране.
Цель фонда — обучать специалистов, внедрить и распространить новую модель работы с детьми с аутизмом. Пока чета Максимовых сама финансирует фонд, но нуждается в помощи спонсоров. Получить детальную информацию о фонде и при желании оказать помощь можно на сайте.
На протяжении шести месяцев каждую субботу на озере Лиси будут проводить фестиваль отдыха и развлечений
Вице-спикер парламента Грузии настаивает на предоставлении статуса официальной делегации депутатам, которые отправляются на переговоры в Москву.
Мэрия готова взять расходы по обустройству новых парков на месте неиспользуемых или незаконно установленных гаражей
Президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган провели встречу один на один после официальной церемонии в Анкаре.
В литовском Сейме предложили сократить число депутатов на 15 процентов. С чем связано это неожиданное предложение?
В Эстонии впервые выплатили пособия «негражданам», которые участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года.
Минсельхозпрод Беларуси настаивает на том, что поставки белорусского молока в Россию должны сохраниться на уровне 2017 года.
Четырехлетный житель Астаны стал серебряным призером на чемпионате мира по бразильскому джиу-джитсу в Абу-Даби.
В кыргызстанском Оше 15 школьников и два преподавателя оказались в больнице с признаками отравления. Что стало причиной недомогания?
Президент Молдовы Игорь Додон рассказал о состоявшейся в среду встрече с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским.
Национальная авиакомпания «Узбекские авиалинии» может прекратить полеты в Душанбе. В чем причина возможной остановки авиасообщения?
Российский УАЗ рассматривает вариант организации сборки своих автомобилей в Узбекистане – вопрос в экономической целесообразности.
Москва следит за ситуацией в Армении и надеется, что стороны придут к консенсусу, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Поправки к закону о защите прав детей не позволят латвийским школьникам играть в «зарницу» в России, но депутаты готовы обеспечить им военные лагеря внутри страны.
Все новости
Грузия глазами иностранцев
Все права защищены.
Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.