Методика определение уровня депрессии ва жмурова

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Шкалы: уровень депрессии

1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.

2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.

1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

2. У меня иногда бывает такое настроение.

3. У меня часто бывает такое настроение.

4. Такое настроение бывает у меня постоянно.

1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

1. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

4. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.

2. У меня иногда бывает такое состояние.

3. У меня часто бывает такое состояние.

4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.

2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

3. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

1. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

1. Я боязлив(а) не более обычного.

2. Я боязлив(а) несколько более обычного.

3. Я боязлив(а) значительно более обычного.

4. Я боязлив(а) намного более обычного.

1. Хорошее меня радует, как и прежде.

2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.

4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

2. У меня иногда бывает такое чувство.

3. У меня часто бывает такое чувство.

4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

2. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

4. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

2. Я виню себя за это несколько больше обычного.

3. Я виню себя за это значительно больше обычного.

4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

2. Иногда бывает, что я ненавижу себя.

3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.

4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

2. У меня иногда теперь бывает это чувство.

3. У меня часто бывает теперь это чувство.

4. Это чувство у меня теперь не проходит.

1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.

2. Я виню себя за них несколько больше обычного.

3. Я виню себя за них значительно больше обычного.

4. За проступки других я виню себя намного больше обычного.

1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

2. Иногда у меня бывает такое состояние.

3. У меня часто бывает теперь такое состояние.

1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

2. Теперь иногда бывает.

3. Оно часто бывает у меня.

4. Это чувство у меня теперь практически не проходит.

1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

3. Я часто так думаю.

4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

1. Желание умереть у меня не бывает.

2. Это желание у меня иногда бывает.

3. Это желание у меня бывает теперь часто.

4. Это теперь постоянное мое желание.

2. Я иногда плачу.

3. Я плачу часто.

4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).

2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

4. Я раздражителен(на) намного больше обычного.

1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

4. Это состояние у меня теперь не проходит.

1. Моя умственная активность никак не изменилась.

2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.

3. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).

4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).

1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.

2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).

1. Я принимаю решения, как и обычно.

2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.

3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.

2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

4. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.

1. Я могу работать, как и обычно.

2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.

3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.

4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).

1. Я сплю не хуже, чем обычно.

2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.

3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.

4. Теперь я почти совсем не сплю.

1. Я устаю не больше, чем обычно.

2. Я устаю несколько больше, чем обычно.

3. Я устаю значительно больше, чем обычно.

4. У меня уже нет никаких сил что-то делать.

1. Мой аппетит не хуже обычного.

2. Мой аппетит несколько хуже обычного.

3. Мой аппетит значительно хуже обычного.

4. Аппетита у меня теперь совсем нет.

1. Мой вес остается неизменным.

2. Я немного похудел(а) в последнее время.

3. Я заметно похудел(а) в последнее время.

4. В последнее время я очень похудел(а).

1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

1. Я интересуюсь сексом, как и прежде.

2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.

2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.

3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.

4. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

1. Я чувствую боль, как и обычно.

2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.

4. Я почти не чувствую теперь боли.

1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

2. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

4. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

2. Такое однажды со мной было.

3. Со мной такое было два или три раза.

4. Со мной было такое много раз.

1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

www.gurutestov.ru

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  • опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  • методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  • шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  • тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  • комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  • тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  • методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
  • Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  • опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  • шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  • шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  • опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
  • 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

    Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  • симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  • методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
  • 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

    Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

  • Гиссенский опросник;
  • шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
  • шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
  • К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

    1. «Опросник суицидального риска»;
    2. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
    3. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
    4. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
    5. 4. Диагностика профессиональных стрессоров.

      В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

      4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

      В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

    6. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
    7. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
    8. опросник «Причины деятельностного стресса»;
    9. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
    10. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
    11. оценка уровня деятельностной стрессогенности.
    12. В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

      Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

      4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

      В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

      Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

    13. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
    14. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
    15. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
    16. 4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

    17. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
    18. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
    19. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
    20. 4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

    21. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
    22. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
    23. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
    24. 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

      Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

      5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

      Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

      В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

      К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

      Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

      5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.

    25. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
    26. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
    27. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
    28. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
    29. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
    30. Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

      5psy.ru

      Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова.

      Читайте каждую группу показаний и выбирайте подхо­дящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3.

      0 Мое настроение сейчас не более подавлено (пе­чально), чем обычно.

      1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.

      2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.

      3 Мое настроение намного более подавлено (печаль­но), чем обычно.

      0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурно­го) настроения.

      1 У меня иногда бывает такое настроение.

      2 У меня часто бывает такое настроение.

      3 Такое настроение бывает у меня постоянно.

      0 Я не чувствую себя так, будто я остался(-лась) без чего-то очень важного для меня.

      3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(-лась) без чего-то очень важного для меня.

      0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь за­шла в тупик.

      2 У меня часто бывает такое чувство.

      3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

      0 У меня не бывает чувства, будто я состарился(-лась).

      3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(-лась).

      0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.

      1 У меня иногда бывает такое состояние.

      2 У меня часто бывает такое состояние.

      3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

      0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.

      1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько боль­ше, чем обычно.

      2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

      3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

      0 В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

      1 В своем прошлом я вижу плохого несколько боль­ше, чем обычно.

      2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

      3 В своем прошлом я вижу намного больше плохо­го, чем обычно.

      0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

      1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

      2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

      3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

      0 Я боязлив(-а) не более обычного.

      1 Я боязлив(-а) несколько более обычного.

      2 Я боязлив(-а) значительно более обычного.

      3 Я боязлив(-а) намного более обычного.

      0 Хорошее меня радует, как и прежде.

      1 Я чувствую, что оно радует меня несколько мень­ше прежнего.

      2 Оно радует меня значительно меньше прежнего.

      3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

      0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмыс­ленна.

      1 У меня иногда бывает такое чувство.

      3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

      0 Я обидчив(-а) не больше, чем обычно.

      1 Пожалуй, я несколько более обидчив(-а), чем обычно.

      2 Я обидчив(-а) значительно больше, чем обычно.

      3 Я обидчив(-а) намного больше, чем обычно.

      0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

      1 Я получаю такого удовольствия несколько мень­ше, чем раньше.

      2 Я получаю такого удовольствия значительно мень­ше, чем раньше.

      3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

      0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это при­чины.

      1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я ви­новат(-а).

      2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я вино­ват(-а).

      3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(-а).

      0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

      1 Я виню себя за это несколько больше обычного.

      2 Я виню себя за это значительно больше обыч­ного.

      3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

      0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

      1 Иногда бывает, что я ненавижу себя.

      2 Часто бывает так, что я себя ненавижу.

      3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

      0 У меня не бывает чувства, будто я погряз(-ла) в грехах.

      1 У меня иногда теперь бывает это чувство.

      2 У меня часто бывает теперь это чувство.

      3 Это чувство у меня теперь не проходит.

      0 Я виню себя за проступки других не больше обычного.

      1 Я виню себя за них несколько больше обычного.

      2 Я виню себя за них значительно больше обыч­ного.

      3 За проступки других я виню себя намного боль­ше обычного.

      0 Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

      1 Иногда у меня бывает такое состояние.

      2 У меня часто бывает теперь такое состояние.

      0 Чувства, что я заслужил (-а) кару, у меня не бывает.

      1 Теперь иногда бывает.

      2 Оно часто бывает у меня.

      3 Это чувство у меня теперь практически не про­ходит.

      0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

      1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

      2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

      3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

      0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

      1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

      2 Я часто так думаю.

      3 Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

      0 Желания умереть у меня не бывает.

      1 Это желание у меня иногда бывает.

      2 Это желание у меня бывает теперь часто.

      3 Это теперь постоянное мое желание.

      1 Я иногда плачу.

      2 Я плачу часто.

      3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

      0 Я не чувствую, что я раздражителен(-на).

      1 Я раздражителен(-на) несколько больше обыч­ного.

      2 Я раздражителен(-на) значительно больше обыч­ного.

      3 Я раздражителен(-на) намного больше обычного.

      0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

      3 Это состояние у меня теперь не проходит.

      0 Моя умственная активность никак не изменилась.

      1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях.

      2 Я чувствую теперь, что я сильно « отупел(-а)», (« в голове мало мыслей»).

      3 Я совсем ни о чем теперь не думаю (« голова пус­тая»).

      0 Я не потерял(-а) интерес к другим людям.

      1 Я чувствую, что прежний интерес к людям не­сколько уменьшился.

      2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

      3 У меня совсем пропал интерес к людям («я нико­го не хочу видеть»).

      0 Я принимаю решения, как и обычно.

      1 Мне труднее принимать решения, чем обычно.

      2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

      3 Я уже не могу сам(-а) принять никаких решений.

      0 Я не менее привлекателен(-а), чем обычно.

      1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

      2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

      3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безоб­разно.

      0 Я могу работать, как обычно.

      1 Мне несколько труднее работать, чем обычно.

      2 Мне значительно труднее работать, чем обычно.

      3 Я совсем не могу теперь работать («все валится из рук»).

      0 Я сплю не хуже, чем обычно.

      1 Я сплю несколько хуже, чем обычно.

      2 Я сплю значительно хуже, чем обычно.

      3 Теперь я почти совсем не сплю.

      0 Я устаю не больше, чем обычно.

      1 Я устаю несколько больше, чем обычно.

      2 Я устаю значительно больше, чем обычно.

      3 У меня уже нет никаких сил что-то делать.

      0 Мой аппетит не хуже обычного.

      1 Мой аппетит несколько хуже обычного.

      2 Мой аппетит значительно хуже обычного.

      3 Аппетита у меня теперь совсем нет.

      0 Мой вес остается неизменным.

      1 Я немного похудел(а) в последнее время.

      2 Я заметно похудел(-а) в последнее время.

      3 В последнее время я очень похудел(-а).

      0 Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

      1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

      2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

      3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

      0 Я интересуюсь сексом, как и прежде.

      1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

      2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

      3 Я полностью потерял(-а) интерес к сексу.

      0 Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.

      1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изме­нилось.

      2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно из­менилось.

      3 Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(-а).

      0 Я чувствую боль, как и обычно.

      1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

      2 Я чувствую боль слабее, чем обычно.

      3 Я почти не чувствую теперь боли.

      0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердце­биение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

      1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

      2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

      3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

      0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

      1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

      2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

      3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

      0 У меня не бывает спадов настроения весной (осе­нью).

      1 Такое однажды со мной было.

      2 Со мной такое было два или три раза.

      3 Со мной было такое много раз.

      0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

      1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

      2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

      3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

      Определяется сумма отмечен­ных номеров ответов (они одновременно являются баллами).

      1—9— депрессия отсутствует, либо незначительна

      10—24— депрессия минимальна

      25—44— легкая депрессия

      45—67— умеренная депрессия

      68-87— выраженная депрессия

      88 и более — глубокая депрессия

      Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, свое­му положению, прошлой жизни, перспективам на буду­щее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоцио­нальных программ.

      Гипотимия (сниженное настроеиие). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с пере­живанием потери, безысходности, разочарования, обречен­ности, ослабления привязанности к жизни. Положитель­ные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.

      Дисфория («плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настро­ение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, непри­язненным отношением к окружающим, вспышками раз­дражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

      Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощно­сти, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выраже­ние лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверен­ного человека.

      Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряжен­ное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энер­гия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, на­пряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лоп­нет. ». Тревога сопровождается двигательным возбужде­нием, тревожными возгласами, оттенками интонаций, ут­рированными выразительными актами.

      Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоя­тельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опаснос­ти, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благопо­лучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внут­ренней концентрации энергий: «внутри похолодело, обо­рвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п.

      test-metod.ru

      Методика определение уровня депрессии ва жмурова

      В случае неполадок обращайтесь на support@vsetesti.ru.

      Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров) → Начать тест

      Шкалы: уровень депрессии

      Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

      Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – a, b, c или d.

      1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
      2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
      3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
      4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
      5. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
      6. У меня иногда бывает такое настроение.
      7. У меня часто бывает такое настроение.
      8. Такое настроение бывает у меня постоянно.
      9. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
      10. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
      11. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
      12. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
      13. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
      14. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
      15. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
      16. У меня иногда бывает такое состояние.
      17. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
      18. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
      19. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
      20. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
      21. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
      22. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
      23. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
      24. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
      25. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
      26. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
      27. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
      28. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
      29. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
      30. Я боязлив(а) не более обычного.
      31. Я боязлив(а) несколько более обычного.
      32. Я боязлив(а) значительно более обычного.
      33. Я боязлив(а) намного более обычного.
      34. Хорошее меня радует, как и прежде.
      35. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
      36. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
      37. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
      38. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
      39. У меня иногда бывает такое чувство.
      40. У меня часто бывает такое чувство.
      41. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
      42. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
      43. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
      44. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
      45. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
      46. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
      47. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
      48. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
      49. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
      50. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
      51. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
      52. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
      53. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
      54. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
      55. Я виню себя за это несколько больше обычного.
      56. Я виню себя за это значительно больше обычного.
      57. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
      58. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
      59. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
      60. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
      61. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
      62. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
      63. У меня иногда теперь бывает это чувство.
      64. У меня часто бывает теперь это чувство.
      65. Это чувство у меня теперь не проходит.
      66. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
      67. Я виню себя за них несколько больше обычного.
      68. Я виню себя за них значительно больше обычного.
      69. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
      70. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
      71. Иногда у меня бывает такое состояние.
      72. У меня часто бывает теперь такое состояние.
      73. Это состояние у меня теперь не проходит.
      74. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
      75. Теперь иногда бывает.
      76. Оно часто бывает у меня.
      77. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
        1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
        2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
        3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
        4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
        5. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
        6. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
        7. Я часто так думаю.
        8. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
        9. Желание умереть у меня не бывает.
        10. Это желание у меня иногда бывает.
        11. Это желание у меня бывает теперь часто.
        12. Это теперь постоянное мое желание.
        13. Я не плачу.
        14. Я иногда плачу.
        15. Я плачу часто.
        16. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
        17. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
        18. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
        19. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
        20. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
        21. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
        22. У меня часто бывает такое состояние.
        23. Моя умственная активность никак не изменилась.
        24. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
        25. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
        26. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).
        27. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
        28. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
        29. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
        30. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).
      78. Я принимаю решения, как и обычно.
      79. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
      80. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
      81. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
      82. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
      83. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
      84. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
      85. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.
      86. Я могу работать, как и обычно.
      87. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
      88. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
      89. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
      90. Я сплю не хуже, чем обычно.
      91. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
      92. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
      93. Теперь я почти совсем не сплю.
      94. Я устаю не больше, чем обычно.
      95. Я устаю несколько больше, чем обычно.
      96. Я устаю значительно больше, чем обычно.
      97. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
      98. Мой аппетит не хуже обычного.
      99. Мой аппетит несколько хуже обычного.
      100. Мой аппетит значительно хуже обычного.
      101. Аппетита у меня теперь совсем нет.
      102. Мой вес остается неизменным.
      103. Я немного похудел(а) в последнее время.
      104. Я заметно похудел(а) в последнее время.
      105. В последнее время я очень похудел(а).
      106. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
      107. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
      108. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
      109. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
      110. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
      111. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
      112. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
      113. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
      114. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
      115. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
      116. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
      117. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
      118. Я чувствую боль, как и обычно.
      119. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
      120. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
      121. Я почти не чувствую теперь боли.
      122. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
      123. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
      124. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
      125. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
      126. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
      127. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
      128. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
      129. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
      130. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
      131. Такое однажды со мной было.
      132. Со мной такое было два или три раза.
      133. Со мной было такое много раз.
      134. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
      135. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
      136. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
      137. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.
      138. Ответы переводятся в баллы по следующей схеме:

        vsetesti.ru

        1.4 Определение понятия «стрессоустойчивость»

        Основная индивидная характеристика содержания стресса – адаптация (стрессоустойчивость). По мнению психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая). Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).

        Стрессоустойчивость по Б.Х. Варданяну – это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

        Зильберман П.Б. определял стрессоустойчивость как «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

        Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).

        Глава 2 Изучение и оптимизация стрессоустойчивости у менеджеров среднего звена

        2.1 Методы и методики диагностики стрессоустойчивости

        В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.

        В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.

        Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

        1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. К этой группе методик можно отнести:

        опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

        методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

        шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

        тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

        комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

        тест «Степень напряженности» Н. А. Литвинцева;

        методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина и др.

        опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

        шкала самооценки тревоги В. Цунга;

        шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

        опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

        2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

        симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;

        методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

        3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического стресса) приводит к истощению адаптационной энергии организма.

        Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия

        К методикам этого класса можно отнести:

        шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;

        шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

        «Опросник суицидального риска»;

        методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;

        методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;

        опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

        4. Диагностика профессиональных стрессоров. В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса можно разбить на несколько групп:

        4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

        шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

        тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

        опросник «Причины деятельностного стресса»;

        тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

        тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

        оценка уровня деятельностной стрессогенности.

        4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений.

        методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач-С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой;

        методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

        опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

        4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

        опросник ДОРС «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;

        опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;

        опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. Н. Родиной и др.

        4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

        тест «Профессиональная компетентность во времени» Л. В. Куликова;

        опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;

        опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

        5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

        5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие». Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

        Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

        диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации Л. И. Вассермана);

        опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;

        опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;

        опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);

        опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

        studfiles.net