Методика определения уровня депрессии ва жмуров

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

меланхолической депрессии) на момент обследования.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждую группу высказываний (всего их

44). Подберите вариант ответа, подходящий для вас, — 0, 1, 2 или 3.

1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.

1) Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

2) Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

3) Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.

2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

1) У меня иногда бывает такое настроение.

2) У меня часто бывает такое настроение.

3) Такое настроение бывает у меня постоянно.

3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного

3) Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень

важного для меня.

4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

1) У меня иногда бывает такое чувство.

3) Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

3) Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

6. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.

1) У меня иногда бывает такое состояние.

3) Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7. Я спокоен за свое будущее, как обычно.

1) Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

2) Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

3) Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

1) В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

2) В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

3) В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

1) Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

2) Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

3) Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10. Я боязлив(а) не более обычного.

1) Я боязлив(а) несколько более обычного

2) Я боязлив(а) значительно более обычного.

3) Я боязлив(а) намного более обычного.

11. Хорошее меня радует, как и прежде.

1) Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

2) Оно радует меня значительно меньше прежнего.

3) Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

2) У меня часто бывает такое чувство.

3) Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

1) Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

2) Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

3) Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

1) Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

2) Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

3) Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

1) Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

2) Я часто чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

3) Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

1) Я виню себя за это несколько больше обычного.

2) Я виню себя за это значительно больше обычного.

3) Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1) Иногда бывает, что я ненавижу себя.

2) Часто бывает так, что я себя ненавижу.

3) Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

1) У меня иногда теперь бывает это чувство.

2) У меня часто бывает теперь это чувство.

3) Это чувство у меня теперь не проходит.

19. Я виню себя за проступки других не больше обычного.

1) Я виню себя за них несколько больше обычного.

2) Я виню себя за них значительно больше обычного.

3) За проступки других я виню себя намного больше обычного.

20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

2) У меня часто бывает теперь такое состояние.

21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

1) Теперь иногда бывает.

2) Оно часто бывает у меня.

3) Это чувство у меня теперь практически не проходит.

22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

1) Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

2) Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

3) Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

1) Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

2) Я часто так думаю.

3) Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24. Желания умереть у меня не бывает.

1) Это желание у меня иногда бывает.

2) Это желание у меня бывает теперь часто.

3) Это теперь постоянное мое желание.

1) Я иногда плачу.

2) Я плачу часто.

3) Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26. Я не чувствую, что я раздражителен(на).

1) Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

2) Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

3) Я раздражителен(на) намного больше обычного.

27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

1) Иногда у меня бывает такое состояние.

2) У меня часто бывает такое состояние.

3) Это состояние у меня теперь не проходит.

28. Моя умственная активность никак не изменилась.

1) Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.

2) Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).

3) Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).

29. Я не потерял(а) интерес к другим людям.

1) Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

2) Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

3) У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).

30. Я принимаю решения, как и обычно.

1) Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2) Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

3) Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

31. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.

1) Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

2) Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

3) Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.

32. Я могу работать, как и обычно.

1) Мне несколько труднее работать, чем обычно.

2) Мне значительно труднее работать, чем обычно.

3) Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).

33. Я сплю не хуже, чем обычно.

1) Я сплю несколько хуже, чем обычно.

2) Я сплю значительно хуже, чем обычно.

3) Теперь я почти совсем не сплю.

34. Я устаю не больше, чем обычно.

1) Я устаю несколько больше, чем обычно.

2) Я устаю значительно больше, чем обычно.

3) У меня уже нет никаких сил что-то делать.

35. Мой аппетит не хуже обычного.

1) Мой аппетит несколько хуже обычного.

2) Мой аппетит значительно хуже обычного.

3) Аппетита у меня теперь совсем нет.

36. Мой вес остается неизменным.

1) Я немного похудел(а) в последнее время.

2) Я заметно похудел(а) в последнее время.

3) В последнее время я очень похудел(а).

37. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

1) Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

2) Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

3) Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

38. Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1) Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

2) Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

3) Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

39. Я не чувствую, что мое Я как-то изменилось.

1) Теперь я чувствую, что мое Я несколько изменилось.

2) Теперь я чувствую, что мое Я значительно изменилось.

3) Мое Я так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40. Я чувствую боль, как и обычно.

1) Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

2) Я чувствую боль слабее, чем обычно.

3) Я почти не чувствую теперь боли.

41. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье)

у меня бывают не чаще, чем обычно.

1) Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

2) Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

3) Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

1) Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

2) Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

3) Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

1) Такое однажды со мной было.

2) Со мной такое было два или три раза.

3) Со мной было такое много раз.

44. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1) Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2) Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

3) Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

1–9 — депрессия отсутствует либо незначительна;

psihologvshkole.webnode.com

Социальная и воспитательная работа

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних

1. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухуд­шения здоровья (методика Н. К. Смирнова).

Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся рас­пространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие по­казатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10—15 лет. Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья».

Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психическогоздоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учени­ков одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необхо­димо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст — подростковый.

3. Методика самооценки школьных ситуаций разработана по прин­ципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973).

Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. , Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выяв­ляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межлич­ностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по балльной шкале. Возраст — от VII класса и старше.

4. Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера

Шкала является информативным способом самооценки уровня тре­вожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст — начиная со школьного возраста.

Методика предназначена для определения уровня тревожности у до­школьников и младших школьников. Оценку школьника по данной шка­ле в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика пси­холог. Состоит из 14 вопросов.

6. Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров). Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскли­вой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установитьтяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст — подростковый.

Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когни­тивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъектив­ному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст — подростковый и взрослый.

8. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (3. Королёва).

Рисуночная методика оценки суицидального риска. Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст — от 11 до 15 лет

9. Методика определения степени риска совершения суицида (И. А. Погодин).

Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в уста­новлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор . информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.

10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разуваевой).

Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревож­ности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качест­венной квалификации симптоматики — выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст — VIII—XI классы.

11. Тест выявления суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич).

Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и фак­торов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как опре­деление интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагно­стики позволяют выявить не только непосредственное наличие суици­дального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологи­ческого комфорта подростка. Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст — V—XI классы.

roo.minsk.edu.by

Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появленияребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возникающимиу женщины в период беременности. Подтверждением того, что женщине необходима психологическая поддержка, может служить ряд факторов: непринятие или игнорирование факта беременности; негативное отношение к беременности и будущему ребенку;

ярко выраженные страхи и опасения за протекание беременности и здоровье будущего ребенка;

преобладающее депрессивное состояние или хронически сниженный эмоциональный фон настроения будущей матери;

«аутичное» состояние беременной, чрезмерная концентрация на переживаниях, связанных с ожиданием ребенка и, как следствие, дистанцирование от членов семьи и своего супруга;

послеродовая депрессия женщины.

Для диагностики данных параметров могут быть использованы следующие методики:

определение типа переживания беременности — «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) (И. В. Добряков);

выявление представлений о будущем ребенке — проективные рисуночные методики;

определение валентности отношения к беременности, будущему ребенку, себе — методика «Цветовой тест отношений» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эт-кинд);

анализ общего психоэмоционального состояния беременной женщины — методика САН (самочувствие, активность, настроение) (В. А. Дос-кин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);

диагностика депрессивных состояний — шкала определения уровня депрессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой), методика определенияуровня депрессии (В. А. Жмуров).

При обращении за психологической помощью молодыхродителей особое внимание нужно обратить на следующие параметры семейной системы: сплоченность, внутренние и внешние границы семьи, ролевое взаимодействие. Данные аспекты второго нормативного кризиса семьи можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой и проведения диагностических процедур. Их маркерами выступают:

непринятие новых ролей (отца и матери) и связанных с ними обязательств;

снижение уровня сплоченности за счет дистанцирования супругов, обусловленного беременностью и концентрацией матери на ребенке;

рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом росте конфликтов, взаимных обидах и претензиях, в переживаниях собственного одиночества, ревностиу одного из партнеров (чаще всего отца);

практически полное отсутствие контактов с членами родительских семей в этот период либо чрезмерное количество контактов с ними, что, в свою очередь, может грозить ситуацией «украденного материнства»;

дисфункция сексуальных отношений в супружеской паре.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик:

анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);

выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);

выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко).

studfiles.net

Методика определения уровня депрессии ва жмуров

Шкалы: уровень депрессии

Методика предназначена для диагностики уровня депрессии.

1. Выберите один из вариантов ответа:

1. я чувствую себя хорошо;

3. мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поделать;

4. мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть.

1. будущее не пугает меня;

2. я боюсь будущего;

3. меня ничто не радует;

4. мое будущее беспросветно.

1. в жизни мне большей частью везло;

2. неудач и провалов было у меня больше, чем у кого-либо другого;

3. я ничего не добился в жизни;

4. я потерпел полное фиаско – как родитель, партнер, ребенок, на профессиональном уровне – словом, всюду.

1. не могу сказать, что я неудовлетворен;

2. как правило, я скучаю;

3. что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведенная машина;

4. меня не удовлетворяет абсолютно все;

1. у меня нет ощущения, будто я кого-то обидел;

2. может, я и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно;

3. у меня такое чувство, будто я всем приношу только несчастья;

4. я плохой человек, слишком часто я обижал других людей.

1. я доволен собой;

2. иногда я чувствую себя несносным;

3. порой я испытываю комплекс неполноценности;

4. я совершенно никчемный человек.

1. у меня не складывается впечатление, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания;

2. я чувствую, что наказан или буду наказан за нечто такое, чему стал виной;

3. я знаю, что заслуживаю наказания;

4. я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

1. я никогда не разочаровывался в себе;

2. я много раз испытывал разочарование в самом себе;

3. я не люблю себя;

4. я себя ненавижу.

1. я ничем не хуже других;

2. порой я допускаю ошибки;

3. просто ужасно, как мне не везет;

4. я сею вокруг себя одни несчастья.

1. я люблю себя и не обижаю себя;

2. иногда я испытываю желание сделать решительный шаг, но не отваживаюсь;

3. лучше было бы вовсе не жить;

4. я подумываю о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

1. у меня нет причин плакать;

2. бывает, что я и поплачу;

3. я плачу теперь постоянно, так что не могу выплакаться;

4. раньше я плакал, а теперь как-то не выходит, даже когда хочется.

2. я легко раздражаюсь;

3. я нахожусь в постоянном напряжении, как готовый взорваться паровой котел;

4. мне теперь все безразлично; то, что раньше раздражало меня, сейчас будто бы меня не касается.

1. принятие решения не доставляет мне особых проблем;

2. иногда я откладываю решение на потом;

3. принимать решение для меня проблематично;

4. я вообще никогда ничего не решаю.

1. мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде;

2. меня волнует, что я неважно выгляжу;

3. я выгляжу плохо;

4. я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.

1. совершить поступок – для меня не проблема;

2. мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо важный в жизни шаг;

3. чтобы решиться на что-либо я должен очень много поработать над собой;

4. я вообще не способен что-либо реализовать.

1. я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь;

2. по утрам я просыпаюсь более утомленным, чем был до того, как заснул;

3. я просыпаюсь рано и чувствую себя невыспавшимся;

4. иногда я страдаю бессонницей, иногда просыпаюсь по несколько раз за ночь, в общей сложности я сплю не более пяти часов в сутки.

1. у меня сохранилась прежняя работоспособность;

2. я быстро устаю;

3. я чувствую себя уставшим, даже если почти ничего не делаю;

4. я настолько устал, что ничего не могу делать.

1. аппетит у меня такой же, каким он был всегда;

2. у меня пропал аппетит;

3. аппетит у меня гораздо хуже, чем прежде;

4. у меня вообще нет аппетита.

1. бывать на людях для меня так же приятно, как и раньше;

2. мне приходится заставлять себя встречаться с людьми;

3. у меня нет никакого желания бывать в обществе;

4. я нигде не бываю, люди не интересуют меня, меня вообще не волнует ничто постороннее.

1. мои эротико-сексуальные интересы сохранились на прежнем уровне;

2. секс уже не интересует меня так, как прежде;

3. сейчас я мог бы спокойно обходиться без секса;

4. секс вообще не интересует меня, я совершенно потерял к нему влечение.

1. я чувствую себя вполне здоровым и забочусь о своем здоровье так же, как и раньше;

2. у меня постоянно что-то болит;

3. со здоровьем дело обстоит серьезно, я все время об этом думаю;

4. мое физическое самочувствие ужасно, болячки просто изводят меня.

Обработка и интерпретация результатов теста

• 5-7 баллов – легкая депрессия;

• 8-15 баллов -средний уровень депрессии;

• 16 и более баллов – высокий уровень депрессии.

Если вы набрали больше 8 баллов, не отчаивайтесь. Депрессия лечится. На сегодняшний день психологами разработаны краткосрочные методы избавления от депрессии. Но депрессия сама по себе не уйдет, наоборот, состояние может ухудшиться. При среднем и тем более высоком уровне депрессии необходимо обратиться к психологу. Наши специалисты проводят индивидуальные психологические консультации, консультации по телефону и консультации по скайпу и помогут вам выйти из депрессии.

www.5da.ru

Кризисные состояния у детей и подростков

• Изменение аппетита и веса тела.

• Изменение продолжительности сна.

• Изменение психомоторной активности.

• Чувство собственной никчемности или вины.

• Суицидальные намерения или попытки.

• Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.

• Несвойственная раньше агрессивность.

З аметив признаки депрессии у подростка, самим родителям или специалистам-психологам необходимо усилить индивидуальную работу с ним.

Должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «мне нечего ждать от жизни»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я стал обузой для всех»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».

Приведем некоторые методики диагностики, позволяющие уточнить наличную картину депрессивных состояний и возможных суицидальных намерений подростков.

1. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Цель: выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования (см. текст опросника в приложении 1 ).

Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами):

10–24 — депрессия минимальна;

25–44 — легкая депрессия;

45–67 — умеренная депрессия;

68–87 — выраженная депрессия;

88 и более — глубокая депрессия.

2. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2 ).

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3 ).

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

infourok.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методы и методики проведения констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГКУ СО КК «Усть- Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

В проводимом эксперименте участвовало 23 человека в возрасте от 14 до 16 лет. Дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно.

Прежде всего, нам необходимо было изучить актуальное социально- психологическое состояние подростков, склонных к суициду, выявить индивидуальные особенности, проблемы детей и их причины.

Показатели внешнего социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду определяли по группе методик:

1. Диагностика депрессивных состояний (В.А.Жмурова).

Тест выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Он дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

2. Диагностика уровня школьной тревожности (Б. Н Филлипса)

Тест позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.

Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя.

Он состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться подросткам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух.

Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится тестирование, крайне не желательно.

Результаты, полученные после определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) представлены в таблице 1.

Для получения более полной картины в оценке внешних показателей социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду была предложена методика диагностики уровня тревожности у подростков по тесту «Выявление уровня тревожности у подростков» (Филлипса). Полученные результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 1 Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)

Результат первичной диагностики

Анализ результатов показал, что у 3 (13%) подростков депрессия отсутствует, либо незначительна, у 10 (43,5%) подростков она минимальна, для 5 (21,7%) человек характерен уровень легкой депрессии, у 3 подростков (13%) умеренная депрессия, а у 2 подростков (8,7%) выраженная депрессия.

Итак, внешние показатели социально-психологическое состояние подростков, склонных к суициду следующие: 1-4 балла — низкий уровень — 5 человек (21,7%). 5-7 баллов — средний уровень-7 человек (30,4%). 8-10 баллов

Таким образом, можно судить, что у большинства подростков депрессии нет, либо она минимальна.

Показатели внутреннего социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду определяли по методике диагностики уровня тревожности, в которой предлагалось оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Различные события оказывают разное влияние на уровень тревожности, чем выше показатели, тем сильнее стресс у подростка. Полученные результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 Выявление уровня тревожности у подростков (Филлипса)

Итак, внешние показатели социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду следующие: 1-4 балла — низкий уровень — 5 человек (21,7%). 5-7 баллов — средний уровень-7 человек (30,4%). 8-10 баллов

— повышенный уровень- 8 человек (34,8%). 11-15 баллов — высокий уровень- 3 человека (13%).

По результатам теста определился уровень тревожности, который косвенно позволяет судить об уровне социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду.

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы- 40%.

Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками) -20%.

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. — 10%.

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей- 12%.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей -35%.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок- 15%.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды- 7%.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка — 5%.

В целом, по результатам констатирующего этапа было выявлено следующее. Большинство подростков имеют средний уровень суицидальных наклонностей. Это говорит о том, что с подростками необходимо провести профилактическую работу.

studwood.ru

Глава 3. Вопросники как метод исследования личности (продолжение)

Почти одновременно работа над адаптацией полного текста MMPI проводилась независимо в Ленинграде (Психоневрологи­ческий институт им. В. М. Бехтерева) и в Москве, где Л. Н. Собчик (1971) были предложены собственные интерпре­тации и названия шкал, приспособленные к характеристике личности здорового контингента испытуемых. Получены нор­мативные данные на достаточно обширной выборке нормы [Собчик Л. П., 1978].

В Институте им. В. М. Бехтерева были разработаны и опуб­ликованы несколько брошюрных вариантов адаптированного полного текста MMPI (1970, 1973, 1974). Он апробировался на больных разных нозологических групп с целью проверки диаг­ностических возможностей [Беспалько И. Г., Гильяшсва И. Н., 1971], проводилась его стандартизация на норме. Специальные исследования велись с целью усиления дифференцирующих воз­можностей отдельных шкал при помощи статистической оценки информативности каждого утверждения путем определения его диагностического веса но той или другой шкале. Для этой цели использовалась неоднородная последовательная статистическая процедура (т. с. в отличие от традиционного построения вопросника MMPI, при котором каждый из зачетных ответов оцени­вается одинаково одним баллом, разнообразие весовых коэффи­циентов позволяет охарактеризовать различную значимость от­вета для измеряемого свойства личности или состояния). Таким образом, на базе утверждений MMPI в Институте им. В. М. Бех­терева были созданы новые дифференциально-диагностические шкалы, такие как шкала параноидной шизофрении, шкалы оп­ределения уровня невротизации и психопатизации, а также шкалы для определения депрессивных состояний. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) [1] предназначена для экспресс-диагностики, практической и иссле­довательской работы в области психогигиены и психопрофилак­тики заболеваний, связанных с определенной спецификой усло­вий жизни и некоторыми особенностями труда, в частности невротических состояний и психопатических декомпенсаций. Эта методика, будучи при достаточной простоте обоснованным и чувствительным, инструментом, оказалась удобной для обследо­вания крупных коптингентов на предмет выявления «группы риска» при профотборе и профосмотре лиц, работающих в особо сложных условиях [Бажин Е. Ф. с соавт., 1976; Тар­хан А. У. с соавт., 1977; Кузнецов В. Г., 1981].

Методика УНП содержит 80 утверждений из состава MMPI, статистиче­ски достоверно различающих сравниваемые группы испытуемых и норму, диагностическая ценность этих утверждений определялась на основании меры’ Кульбака. Кроме 80 основных, она включает также 10 контрольных вопросов шкалы неискренности (L). Методика была подвергнута проверке на кон­трольных группах больных неврозами (103 человека) и психопатиями (70 человек), а также 100 здоровых испытуемых и 195 лицах, работаю­щих на полярных станциях. Апробация методики заключалась в двукрат­ном (при поступлении и перед выпиской) исследовании вопросником боль­ных неврозами в Институте им. В. М. Бехтерева. Анализ как среднегруп-повой, так и индивидуальных оценок больных по шкале невротизации по­казал отчетливую положительную динамику состояния. Было выявлено, что шкала психопатизации может служить не только для определения некото­рых особенностей поведения испытуемых, но и для прогнозирования дина­мики состояния поведения в процессе лечения.

Адаптация и разработка других вопросников. В Институте им. В. М. Бехтерева разрабатывается вопросник для опреде­ления депрессивных состояний (ОДС), также состоящий из ут­верждений MMPI, отобранных на основе оценки их диагности­ческих весов [Беспалько И. Г. с соавт., 1981]. Методика пред­ставляет собой серию шкал, каждая из которых создавалась путем сопоставления не только групп патологии с нормой (как это делалось в MMPI), но и двух патологических групп между собой (например, депрессия при МДП — невротическая депрес­сия), что представляется диагностически весьма важным, так как шкала депрессии MMPI сама по себе не дифференцирует невротические и эндогенные формы снижения настроения. Для этого при разработке ОДС были подобраны в рамках депрес­сивного синдрома группы МДП, шизофрении и неврозов, на основании математико-статистического сопоставления которых с помощью неоднородной статистической процедуры и исполь­зования ЭВМ создавались дифференциально-диагностические шкалы. Окончательная диагностическая процедура заключа­ется в последовательном применении шкал, построенных с уче­том нозологического диагноза в рамках депрессивного синд­рома: 1) шкала «депрессивный синдром — норма»; 2) шкала «МДП — невроз», 3) шкала «МДП — шизофрения» и т. д. В на­стоящее время в ОДС выделены 2 шкалы: 1) «депрессия-норма»; 2) «МДП — невроз». В процессе доработки находятся шкалы «МДП —шизофрения» и «невроз — шизофрения». Пред­варительная оценка валидности выделенных шкал показывает следующее: а) шкала «депрессия — норма» правильно относит к соответствующим группам 95 % депрессивных больных и 80 % здоровых (по сравнению с 89 % депрессивных и 60 % здо­ровых по шкале депрессии — D — MMPI); б) шкала «МДП — неврозы» правильно относит в соответствующие группы 91 % больных МДП и 86 % больных неврозами (напомним, что D — шкала депрессии MMPI —не различает МДП и неврозы и дает нередко при неврозах более высокие оценки, чем средние при МДП). Работа над увеличением диагностической ценности тех или других шкал и выделения их в отдельные целенаправлен­ные методики не означала прекращения дальнейшей адаптации всего вопросника MMPI в целом. Решено было на основе по­следних усовершенствованных ленинградского и московского (Л. Н. Собчик) вариантов адаптации и необходимой модифи­кации перевода полного текста вопросника (550 утверждений) сделать единый вопросник, так как существование двух в прин­ципе идентичных адаптации на русском языке не представля­ется целесообразным. В настоящее время это выполнено, со­здан соответствующий брошюрный вариант [Гильяшева И. Н., Собчик Л. Н., Федорова Т. Л., 1982], и предстоящая задача со­стоит в стандартизации его на представительных группах нормы. Мы полагаем, что, кроме общей усредненной выборки, целесообразно будет получить нормы для разных групп в за­висимости от образования, профессии, ситуации обследования (например, профотбора) и прочих существенных факторов, ко­торые могут влиять на результаты соответствующих групп.

[1] Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП): Методические рекомендации —Л.: Изд. ии-та им. В. М. Бехтерева, 1980.

vprosvet.ru

Опубликовано в рубрике Дети