Методика селиверстова по заиканию

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Теоретические исследования проблемы заикания. Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания. Формы и течение, причины и механизмы заикания. Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.5 Методика С.А. Мироновой


Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).


При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.


Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.


Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.


Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладевании самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.


Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная: работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.


Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.


Как видим, методики Н.А. Чевелевой и С.А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е. Левиной). Только Н.А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А. Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада.


2.6 Методика Г.А. Волковой


Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, по каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билеты, няня кормит детей и т.д. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни, рядом с коллективом нормально говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.


Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть — в играх подгруппами в один — два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети этого возраста играют 50-60 минут, игра у них развивается по достаточно сложным сюжетам, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких минут до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от конкретных игровых ситуаций.


Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей б-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.


В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.


Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет. Среди них малочисленны объединения по игровым интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузинностью играющих групп, несформированностыо игровых умений.


Поскольку у заикающихся детей имеются трудности в усвоении различных форм общественного поведения, постольку в их среде не проявляется соответствующая возрасту игровая активность. Исследование игровой активности заикающегося ребенка проводится в динамике, как логопедом, так и воспитателем. Выясняются, помимо этого, особенности игр детей в домашних условиях. И если в начале коррекционного воспитания логопед определяет принадлежность каждого ребенка к одной из четырех клинических групп, то в результате динамического психолого-педагогического исследования он устанавливает степень игровой активности заикающегося. Клиническая картина заикания уточняется, пополняется, а учет степени игровой активности позволяет логопеду целенаправленно создавать устойчивые играющие коллективы заикающихся детей. Это способствует воспитанию у них общественного поведения и в целом социальной реабилитации.


В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следующих групп:


Группа А — дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.


Группа Б — дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе’ игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников, игры, нарушают ее правила.


Группа В — дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.


Группа Г — дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.


Группа Д-дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищей или взрослым. По подсказке других готовят игровое вместо и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.


Естественно, что логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающегося детей из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение Заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале — середине коррекционного курса, особенно у детей и II клинических групп. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью игровой активности и распределяются в группы А, Б, В. Именно на них опираются логопед и воспитатель при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из III, IV клинических групп имеют низкий уровень игровой активности, относятся в группы Г, Д. Они требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети из III и IV групп достигают высокой степени игровой активности.


Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.


Остановимся кратко на характеристике игр и их: положительном влиянии на заикающегося ребенка.


Речевой материал логопедических занятий усваивается дошкольниками в условиях поэтапного воспитания речи: от сопряженного произношения до самодеятельных высказываний при назывании и описании знакомых картинок, пересказе прослушанного небольшого рассказа, рассказывании стихотворений, ответах на вопросы по знакомой картинке, самостоятельном рассказывании об эпизодах из жизни ребенка, о празднике и т.д.; в условиях поэтапного воспитания речи от режима молчания до творческих высказываний с помощью игровой деятельности, дифференцированно используемой в работе с детьми от 2 до 7 лет; в условиях воспитания самостоятельной речи (ситуативной и контекстной) с помощью ручной деятельности.


Безусловно, что в практике работы логопед имеет право и обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями.


Указанные методики логопедического воздействия на заикающихся дошкольников разработаны в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», являющейся обязательным документом, как для массовых детских садов, так и для специальных речевых детских садов и речевых групп при массовых детских садах.


В конечном итоге заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определенные программой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников.


Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п., помогает заикающемуся ребенку социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников и взрослых.


Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.


В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).


В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.


В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.


В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.


Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. С самого начала работы воспитатель (учитель) должен взять заикающегося на особый учет, проявить к нему максимум внимания, чуткости, ласковости и заинтересованности его личной жизнью и тем самым сблизиться с ним, расположить его к себе. Для этого часто достаточно нескольких удачных вопросов (есть ли у него папа? мама? брат? сестра? как их зовут? есть ли у него игрушки? какая из них любимая? где провел лето? и т.д.). Говорить с заикающимися надо медленно, ласково.


Затем сближают его с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Предварительно нужно поговорить с ними отдельно, объяснить, что заикающемуся трудно говорить, он стесняется, но скоро привыкнет и перестанет заикаться. В заключение такой беседы надо предложить им разговаривать с новичком нетолько замедленно, удерживать его от быстрой речи, вовлекать в спокойные игры, подбадривать и защищать от нападок и обид, особенно от передразнивания другими детьми. Одновременно с этим воспитатель тщательно изучает семью ребенка, причины возникновения заикания и бытовые условия, наблюдает поведение заикающегося в группе, особенно в разговоре. В результате такого изучения он дает семье советы, как чадо обращаться с заикающимся и какие моменты быта подлежат изменению. Выдержанное, спокойное и внимательное отношение к заикающемуся, без заласканности, потакания капризам, твердая дисциплина и режим, спокойные условия жизни, отсутствие всякого рода разговоров при нем о его заикании — залог успеха.


Наладив и настойчиво поддерживая указанные условия в детском саду и дома, воспитатель в дальнейшем следит за формированием правильной речи заикающегося и обращает особое внимание на специальное развитие тех сторон, которые у него недостаточно развиты. Эта работа ведется по следующим разделам, конечно, не в даваемой в книге последовательности, а в их взаимосвязи, с акцентированием внимания то на одном, то на другом из разделов в зависимости от дефекта.

1. Я.М. Горелик. Стихологический метод преодоления заикания.

2. X. Лагузен Способ излечения заикания.

3. И.А. Сикорский О заикании.

4. А. Либманн Патология и терапия заикания и косноязычия

5. Г.Д. Неткачев Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения.

6. Г.Д. Неткачев Клиника и психотерапия заикания.

7. М.Е. Шуберт К психопатологии, клинике и лечению заикания.

8. Э. Фрешельс Заикание. Ассоциативная афазия.

9. В.А. Гиляровский К вопросу о генезе заикания у маленьких детей.

10. И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия.

11. Ю.А. Флоренская, И.С. Авербух, О.Г. Архипова Повторные больные и трудные случаи заикания.

12. Н.А. Власова, Э.Н. Герценштейн. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста.

13. Н.И. Жинкин Заикание.

14. В.С. Кочергина Клинические особенности заикающихся детей

15. М.Е. Хватцев Заикание

16. М. Зееман Заикающиеся дети.

17. Ф.Н. Досужков. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия)

18. Р.Е. Левина К проблеме заикания у детей.

19. В.М. Шкловский Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов

20. Н.М. Асатиани Заикание у взрослых.

21. В.И. Селиверстов О фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте.

22. Г.А. Волкова Заикание и дизонтогенез.

23. Досушков Ф.Н. Невроз болезненной застенчивости, Невропатология и психиатрия, Москва, т.63, №1, 1963

24. В.И. Селиверстов. Заикание — М., 1979.

25. Г.Р. Карпухина. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология №1, 1980. с.66-70

26. Горелик ЯМ. Родителям о заикании, Москва, ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002

27. Е.Ф. Рау и В.А. Синяк. Логопедия. М.: П. 1969.

28. Заикание у подростков. Кн. для логопеда. Из опыта работы /Е.В. Богданова, М.И. Буянов, Т.В. Калошина и др. М.: П. 1989

29. Логопедия. Учебник для ВУЗов /Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос. 1999.

30. Морозова НЮ. Как преодолеть заикание, Москва, Эксмо-пресс, 2002.

31. Составитель сборника Насонова Л.В. Дыхательная гимнастика Стрельниковых, приложение к журналу Физкультура и спорт, альманах, вып.25, Москва, редакция ж-ла»ФиС\2002

32. Неткачев Г.Д. Новый психологический способ лечения заикания, Москва, 1911

33. Расстройства речи у детей и подростков /Под общей редакцией С.С. Ляпидевского М: Медицина. 1969.

34. Р.Р. Карпухина. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология № 1 1980.

35. Сикорский И.А. О заикании, С. — Петербург, 1989

36. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. Основы логопедии. М.: П. 1989.

37. Тартаховский И.И. Психология и психотерапия заикания, Москва, 1934

knowledge.allbest.ru

Методика В. И. Селиверстова

Данная методика преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути, является комплексной системой логопедических занятий с детьми. Работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление на больные участки речи”.

3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий).Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.

Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”. В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.

Тренировочный период (20-22 занятия). В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы (5).

studopedia.ru

Глава I НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ 11

Замедленный темп речи 12

Ускоренный темп речи 13

Прерывистый темп речи 15

Запинки несудорожного характера 17

Запинки судорожного характера 19

Предупреждение и устранение речевых запинок 24

Глава II СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ 31

Механизмы заикания 31

Проявления заикания 37

Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте 40

Распространенность заикания 61

Биологическое и социальное в структуре дефекта 63

Глава III СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 66

Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 70

Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы 80

Глава IV ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 100

Дидактические основы детской логопедии 100

Индивидуальный подход. Обследование и динамическое наблюдение заикающегося ребенка 101

Систематичность и последовательность 120

Сознательность и активность 145

Наглядность и технические средства обучения 147

Прочность. Эффективность преодоления заикания 156

Глава V СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ 166

Организация логопедической помощи детям в России 166

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях 171

Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях 179

Разные методики логопедических занятий с заикающимися 185

Методики логопедических занятий с дошкольниками 186

Методики логопедических занятий со школьниками 194

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми 197

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми 205

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.

В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа 1 .

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I. «Нарушения темпа речи»).

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс заикания»).

Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).

Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы» гл. III).

Коррекционно-воспитательная работа 1 это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.

Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.

Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).

В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» 1 .

Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми»).

Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся (см. гл. V. «Системы логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.

Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов. Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально-личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы) (см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми» — гл. V).

Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.

Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.

studfiles.net

Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. 4-е изд., доп. М.: Гуманит изд

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау 1 построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Методики логопедических занятий со школьниками

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А.Чевелева 1 в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи, 3) предваряющей речи, 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Логопедическая работа с заикающимися подростками

do.gendocs.ru

Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит изд центр владос, 2001.(Коррекционная педагогика)

Разные методики логопедических занятий

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Методики логопедических занятий с дошкольниками

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

rudocs.exdat.com

Методика Мироновой С.А.

Система преодоления заикания дошкольников в процессе прохождения Программы обучения и воспитания в д/у

Работа планируется поквартально.

î обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

î закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

сказывание по вопросам и без вопросов

î работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)

î овладение самостоятельной контекстной речью

î составление рассказов, пересказ

î увеличение речевой практики

î закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.

Методика Селиверстова В.И.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.

Коррекционная работа включает 3 периода:

1 период – подготовительный (7-8 занятий)

î стимуляция ребенка на активную работу над речью

î стихи с сопровождением движением

î проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

î заучивание психотерапевтических текстов

î речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы — ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты

î тренировка речи в разных условиях

n разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

n разная деятельность (лепка, конструирование)

n дидактические игры (лото, домино)

î запись речи на магнитофон и прослушивание

î работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)

2 период – тренировочный (20-22 занятия)

î освоение трудностей речи

î речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

î 2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

3 период – закрепительный (6-9 занятий)

î закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

î беседы, рассказы, спонтанная речь

В конце курса занятий – утренник или концерт.

Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.

После прохождения курса коррекции заикания — посещение логопедического кабинета:

· 1 раз в 2 недели

· 1 раз в 2 месяца

· 1 раз в 3 месяца.

Методика Волковой Г.А.

Система игр с детьми для преодоления заикания.

§ этап молчания (4-6 дней)

§ этап шепотной речи (10 дней)

§ этап сопряженной речи (4-5 недель)

§ этап отраженной речи (4-5 недель)

§ этап вопросно-ответной речи (8-10 недель)

§ этап самостоятельной речи (8-14 недель)

§ этап свободного общения

Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.А, Успенской Л.П.

Для использования в работе со школьниками и с дошкольниками.

î расслабляющие упражнения (релаксация)

î режим относительного молчания

î воспитание правильного речевого дыхания

î общение короткими фразами

î активизация развернутой фразы

î свободное речевое общение.

Методика Ястребовой А.В.

Выделяет среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:

n заикающиеся с высоким и нормальным речевым развитием

n заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР, ЛГНР

Система занятий рассчитана на детей 2 группы и включает 3 периода обучения:

1 период: уточнение и расширение пассивных знаний в области языка в процессе

î упорядочение ритма, темпа, плавности речи

î расширение и обогащение словарного запаса, представлений и понятий

î овладение грамматическим строем речи

î закрепление навыков звукового анализа и синтеза

2 период: то же, но на более сложном материале

3 период: закрепление навыка правильной свободной речи

î отработка звуковой и интонационной стороны речи

î самостоятельная речь различной сложности

Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие направления коррекционной работы:

Ä развитие всех компонентов речи

Ä тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку

Ä всемерное развитие активности детей.

Методика логопедического воздействия при заикании

Формы логопедической работы при заикании:

· психолого-педагогическое изучение ребенка

· организация самостоятельной работы

· использование в логопедической работе помощь других специалистов

· самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø систематичность и последовательность

Ø учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø опора на сознательность и активность детей

Ø прочность полученных навыков правильной речи

Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø согласованность с требованиями программы

Ø постоянное присутствие образца правильной речи

Ø правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

1. подготовительная часть:

· организация детского коллектива

· беседы психотерапевтического характера

· повторение и закрепление пройденного материала

· установка на основную часть занятия

2. основная часть

· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

3. заключительная часть

· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

· советы и задания для закрепления вне занятия

· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

· создать спокойную обстановку

· не допускать фиксации на дефекте

· выдерживать чередование нагрузки и отдыха

· оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

· убеждать, увлекать, заинтересовывать

· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

· занимательность и доступность материала

· добиваться успехов, осознаваемых ребенком

· частая смена обстановки на занятии

· приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

www.refsru.com

Заикание: симптоматика, обзор методик, психотерапия

1. ЗАИКАНИЕ: симптоматика, обзор методик, психотерапия

О. Елецкая: логопедам

мышц речевого аппарата.

3. Классификации заикания

4. Классификации заикания

5. Классификации заикания

Л.И.Беляковой и др. (1970-е годы)

6. Этиология невротического заикания

7. I. Предрасполагающие причины

Умеренно осложненное протекание

беременности и родов

Частые соматические заболевания ребенка в

Отставание в речевом развитии

Перегрузка речевым материалом

Неспокойная обстановка в семье

Наличие ускоренной речи

8. II. Производящие причины

Перенапряжение тормозного процесса (испуг)

«сшибка» нервных процессов при

одновременном воздействии противоположных

Резкое переучивание с левой руки на правую

Подражание речи заикающихся (пассивное и

9. Этиология неврозоподобного заикания

центральной нервной системы

Родовые травмы, приводящие к

органическому поражению головного мозга

10. Различают три степени заикания

состоянии и при стремлении быстро

высказаться. В этом случае задержки легко

средняя — в спокойном состоянии и в

привычной обстановке говорят легко и мало

заикаются; в эмоциональном состоянии

проявляется сильное заикание;

тяжелая — заикаются в течение всей речи,

постоянно, с сопутствующими движениями.

11. Механизмы заикания

•Результат нарушения нормального взаимодействия

между корой и подкорковыми образованиями,

снижение регулирующей роли коры над подкоркой

•Нарушение коммуникативной функции речи в

результате речевого недоразвития, приводящего к

трудностям построения фраз

•Нечетко выраженная доминантность полушарий (левое

доминантное полушарие неустойчиво выполняет свою

ведущую роль по отношению к правому)

•Рассогласование в деятельности различных мозговых

структур, как и при других пограничных психических

12. Симптоматика невротического заикания

•Судороги в процессе речи: тонические, клонические и смешанные;

дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные

•Нарушение темпа и ритма речи

•Навязчивые мысли о заикании

•Защитные приемы: двигательные и речевые уловки (эмболофразии,

перестройка фразы, изменение манеры речи)

13. Симптоматика неврозоподобного заикания

• Судороги в процессе речи

• Нарушение темпа и ритма речи

• Нарушение общей моторики

• Отставание в речевом развитии

14. Типы течения заикания

15. Типология заикания (для дошкольников)

Дети без особых

Дети с наиболее

16. Типология заикания (для школьников)

17. Типология заикания (для взрослых)

Заикание при гиперстенической форме неврастении

Заикание при гипостенической форме неврастении

Заикание при психастении

Заикание при неврозе навязчивых состояний

Заикание при органоневротическом синдроме

Заикание при отсутствии репрезентативных нервнопсихических расстройств

18. Логопедическое обследование заикающихся

Выяснение анамнеза (наследственность, беременность и роды у

матери, раннее развитие ребенка, предполагаемая причина

заикания, предпринятые меры, их результат, условия жизни в

семье, отношение взрослых к ребенку)

Исследование всех видов речи, начиная с самостоятельной, для

выяснения тяжести и характера речевых судорог и других внешне

заметных симптомов заикания

Выяснение косвенным путем наличия у заикающихся звукофобий

и других психических симптомов заикания

Исследование состояния звукопроизношения, словарного запаса

и грамматического строя речи

Исследование письменной речи (у школьников)

Выяснение возможных других нарушений (типа расстройства

голоса, ускоренного темпа речи и пр.)

19. Комплексный подход к преодолению заикания включает 4 блока:

всего организма заикающегося)

3. Нормализация микросоциального

4. Логопедическая (дидактическая часть), т.е.

работа над речью

20. 1. Медицинский блок

Общеукрепляющие медикаментозные средства

Транквилизаторы (при повышенной возбудимости)

Стимулирующая терапия ( при склонности к тормозным

5. Лечение СНОМ (условнорефлекторный, электросон,

6. Физиотерапия (хвойные, солено-кислые, валерьяновые

ванны, теплые души, теплое обтирание, общее УФО )

7. Закаливание –осторожно

8. Лечение расстройств аппетита

9. Лечение вегетативных нарушений.

10. Лечение сопутствующих заболеваний

11. Лечение расстройств дыхания

12. Лечение эмоциональной лабильности

22. Нормализация микросоциального окружения

23. 3. Работа над речью (логопедический блок)

Постановка правильного речевого дыхания

Использование облегченных видов речи

(сопряженной; отраженной; шепотной;

Самостоятельная речь на логопедических

Работа над просодикой

Тренировка речи в любых ситуациях

Постановка речевого дыхания

Работа над мягкой атакой голоса

Вопросно-ответная форма речи

Работа над просодической стороной речи

25. Особенности логопедической работы при неврозоподобном заикании

26. Преодоление недавно возникшего заикания

27. Методики логопедических занятий с дошкольниками

28. Методики логопедических занятий с дошкольниками

• Поэтапность работы с

степени сложности упражнений

29. Методика Н.А. Власовой Методика Е.Ф. Рау

упражнений в зависимости от разной степени речевой

самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими

1) отраженная речь;

2) заученные фразы;

3) пересказ по картинке;

4) ответы на вопросы;

5) спонтанная речь.

При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические

и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы

необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь;

2) отраженная речь;

3) ответы на вопросы по знакомой картинке;

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

систематических плановых занятий освободить речь заикающихся

детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и

выразительной, а также устранить неправильность произношения и

воспитать четкую, правильную артикуляцию».

32. 3 этапа занятий по перевоспитыванию речи заикающихся по Е.Ф. Рау

и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в

вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по

серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания

рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность

закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном

разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры,

занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

33. Методики логопедических занятий с дошкольниками

• Устранение заикания в

процессе ручной деятельности с

ситуативной речи к контекстной.

видов речи исключается

идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической

деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с

событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими

действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается

в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным,

контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению

автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение

речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия

нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее

речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов

деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов

работы, на которые распадается весь трудовой процесс при

изготовлении данной поделки».

Система преодоления заикания Н.А. Чевелевой включает в себя

36. 1) Пропедевтический (4 занятия)

организованного поведения. Одновременно дети

приучаются слышать немногословную, но

логически четкую речь логопеда, ее нормальный

ритм. У самих детей временное ограничение речи.

37. 2) Сопровождающая речь (16 занятий)

только по поводу одновременно совершаемых ими действий.

Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую

ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи

детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и

соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно

проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные,

краткие и полные, развернутые ответы).

38. 3) Завершающая речь (12 занятий)

завершающей речью (в последнем случае они описывают уже

выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно

увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

по поводу сделанного, достигается разная сложность

завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную

опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить

постепенный переход к контекстной речи.

39. 4) Предваряющая речь (8 занятий)

активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда

ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение

детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся

планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое

действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется

фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по

смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции,

самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется

умение логически мыслить, последовательно и грамматически

правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном

40. 5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

закрепление полученных ранее навыков

самостоятельной, развернутой, конкретной

речи. Дети рассказывают о всем процессе

изготовления той или иной поделки, задают

вопросы, отвечают на вопросы,

высказываются по собственному желанию и

41. Методики логопедических занятий с дошкольниками

заикания в процессе

детского сада с

постепенным переходом от

ситуативной речи к

процессе прохождения в целом программы средней, старшей и

подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие

на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной

форме образовательной работы в детском саду) по принятым

разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие

речи», «Развитие элементарных математических представлений»,

«Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед

логопедом две задачи:

которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по

четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной

детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с

речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в

начале учебного года материала предыдущей возрастной группы,

перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение

сроков изучения более трудных занятий и др.

45. Коррекционные задачи первого квартала

ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает

словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов,

активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая

требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь

короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ

сопровождается показом, темп неторопливый.

46. Коррекционные задачи второго квартала

речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в

обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов.

Большое место занимает работа над фразой: простая фраза,

распространенная фраза, конструирование вариантов фраз,

грамматическое оформление фраз, построение

сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов.

Изменяется и подбор программного материала и

последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех

занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во

втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты,

близкие по принципу общности темы и назначению.

47. Коррекционные задачи третьего квартала

формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью.

Значительное место отводится работе над составлением

рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда,

самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая

практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале

исчезает необходимость замедленного изучения программы,

характерного для первых этапов обучения, и темы занятий

приближаются к уровню массового детского сада.

48. Коррекционные задачи четвертого квартала

речью различной сложности. Большое место занимает работа над

творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная

работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах

обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы

логопеда, на собственные представления, высказывают суждения,

делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы

логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной

самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено

на соблюдение логической последовательности передаваемого

сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

обучении заикающихся детей постепенному овладению

навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее

формы до контекстной (идея предложена профессором

Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе

развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова — в

процессе развития речи детей при прохождении разных

разделов программы детского сада. Сам принцип

необходимого совмещения задач коррекционной и

воспитательной работы с заикающимися детьми следует

считать совершенно правильным в логопедической

50. Методики логопедических занятий с дошкольниками

• Система работы по

преодолению заикания в

учреждений (амбулаторные и

51. Методика В.И. Селиверстова

медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных

условиях). По сути является комплексной системой логопедических

занятий с детьми, так как предполагает модификацию и

одновременное использование разных (известных и новых) приемов

логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции

— работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не

может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без

исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка

разные, разными оказываются и его способности на логопедических

занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный

подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления

усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три

в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости,

с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее

подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а

с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций: от

обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка,

в процессе которых происходит его речевое общение.

проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы

речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях

логопедической работы с группами детей.

54. Методики логопедических занятий с дошкольниками

• Преодоление заикания в

усложняющихся игр в тесной

связи со всеми разделами

программы воспитания и

обучения в детском саду

подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися

детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных

на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней);

сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель);

вопросно-ответной речи (8—10 недель);

самостоятельной речи (8—14 недель);

на этапе закрепления активного поведения и свободного общения

«дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но

отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И

усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке

поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

57. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская

занятий с заикающимися детьми. В соответствии с задачами

последовательных этапов логопедических занятий с детьми

проведению расслабляющих упражнений (релаксации),

режима относительного молчания;

воспитанию правильного речевого дыхания;

общению короткими фразами;

активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа,

инсценировок; свободного речевого общения.

58. Методики разных авторов по преодолению заикания у школьников

настоящее время используются в основном методические

рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного

возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми

(для старших школьников).

школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности.

Принципиально она мало отличается от предложенной ранее

системы логопедических занятий с заикающимися детьмидошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность

поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.

Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре

периода последовательных логопедических занятий:

1) сопровождающей речи;

2) завершающей речи,

3) предваряющей речи,

4) закрепления навыков самостоятельной речи.

ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на

школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных

школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор

считает необходимым при исправлении заикания работу с

родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его

школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники,

специализированного стационара или санатория, которая также

принципиально мало чем отличается от изложенной выше

комплексной методики занятий с заикающимися дошкольниками.

Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей,

возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей

опоры в своей работе на сознательную активность самих детей.

Логопедические занятия связываются с программным обучением детей

в школе (разные предметы, разные классы и пр.), с особенностями

формирования их личности к подростковому периоду.

письменной речи заикающихся школьников 1-4 классов массовых

школ обнаружила различный уровень общего развития речи. В

зависимости от уровня речевого развития автор условно выделила две

63. К первой категории

речевым развитием. Эти дети не отличались от школьников с

64. Во вторую категорию

речи, когда у них имело место недостаточное фонетикофонематическое и лексико-грамматическое развитие. Изучение

особенностей речевого развития у этих детей, таким образом,

протекало на фоне общего недоразвития речи, т.е. сопровождалось

помимо расстройства темпа речи ограниченным запасом слов,

представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава

слова, специфическими недостатками произношения, явлениями

аграмматизма в устной и письменной речи.

65. Система логопедических занятий А.В.Ястребовой

второй категории. Автор выделяет 3 периода в

обучении этих учащихся.

языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных

наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе

активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода

составляют различного рода упражнения, способствующие:

1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;

2) расширению и уточнению словарного состава и запаса

представлений и понятий;

3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и

закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

67. Во втором периоде занятий

закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более

сложном речевом материале, с использованием более сложных видов

упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего

расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в

68. Третий, заключительный период занятий

период продолжается работа над звуковой и интонационной

стороной языка, выдвигается требование осознанного использования

учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексикограмматического и интонационного состава языка и навыка плавной,

выразительной речи в любой жизненной ситуации.

69. Основные направления логопедической работы по А.В. Ястребовой:

взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика,

грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью,

б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий

с содержанием программы по русскому языку начальной школы,

в) всемерное развитие активности детей.

70. Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в

логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических

диспансеров и больниц.

Сложность клинической картины заикания у подростков и

взрослых выдвигает у них на первый план в комплексном преодолении

заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом

влияет на место, роль и специфику логопедической работы с

заикающимися. Поэтому, в настоящее время все чаще эта работа

обозначается как «логотерапия», «логопсихотерапия».

71. Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

подростками и взрослыми за последние три десятилетия писали многие

авторы: И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова-Арутюнян, Л.П.Голубева,

А.Я.Евгенова, М.Н.Киселева, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис,

Ю.Б.Некрасова, Н.Ф.Синицина, М.В.Смирнова, М.Е.Хватцев,

А.Г.Шембель, В.М.Шкловский и др.

72. Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР

условиях медицинского стационара, разработанная

сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под

руководством проф. С.С.Ляпидевского

содержит шесть основных этапов логопедической работы:

подготовительный (2—3 дня);

установочный (вступительная конференция, специальный

инструктаж в плане психотерапии);

максимальное ограничение в речи (10—14 дней);

активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);

заключительный этап (выпускная конференция, специальный

73. Установочный этап

начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на

положительных примерах лечившихся до них получают стимул к

собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи

заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3— 5 дней, а в

остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под

руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной

и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми

для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся

упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

74. Этап активной перестройки речи

диалогом, т.е. вопросо-ответной речью, беседами на заданную тему,

небольшими самостоятельными пересказами на свободную тему.

Имеет место здесь и речевая практика, задачи которой состоят в

закреплении полученных навыков самостоятельной речи в различных

ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

75. На заключительном этапе

обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы

аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных

произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают

76. Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

77. Первый период (14 занятий):

вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение

78. Второй период (12 занятий):

данную тему; практика разговорной речи; объединенные занятия.

79. Третий период (12 занятий):

(стихотворение, художественная проза); драматизация, экскурсии

(индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма

значительно элементы рациональной психотерапии, пересмотрен

речевой материал для занятий, обоснована опора на

самостоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью и пр.

Авторами новой методики рекомендуется начинать работу с

заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со

специальных дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений,

при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые

правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.

постепенного усложнения структурных компонентов речи. Здесь

предусматривается: работа над гласными звуками; работа над

словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом

слогах); работа над фразами (начинающихся со слов с начальным

гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя

дыхательными паузами). Далее в последовательном усложнении

речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью

(сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов

наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на

заданную тему; текстом драматических произведений. После всего

этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные

разговоры, речевые игры).

психотерапевтического воздействия. В системах логопедической

(логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми

Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский и др.) находят свое место и

суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в

бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

83. Методики разных авторов по преодолению заикания у детей дошкольного возраста

занятия и активная

вариантов суггестивных форм

с работой по перестройке

личности. Вся работа

проводится в тесном контакте

логопеда, врачапсихотерапевта и

84. Виктор Маркович Тиктинский-Шкловский, 1928

перестройка патологических речевых навыков и нарушенных

закрепление достигнутых результатов;

диспансеризация и профилактика;

86. Подготовительный (диагностический) этап

больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом;

изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются

психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается

87. На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности

нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых

«эталонов» и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и

рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится

сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса

начинается активная логопедическая работа. При этом большое

совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М.

Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две

активную тренировку плавной и слитной речи.

89. В первую часть включаются:

коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

выработка правильного ритма и темпа речи;

овладение «эталонами», «формулами» речи;

выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся.

Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи,

овладение «эталонами» — все это является основой для

последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

90. Во второй части логопедической работы

слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным

приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми

затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная,

слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных

звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается

достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в

сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа

проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

отводиться не менее 3—4 часов (каждое занятие по 10—15 минут

патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности

имеет важное значение и различные формы. Рациональная

психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных

бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания,

раскрывает значение и необходимость активного отношения и

целеустремленности для успешного лечения заикания.

тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в

общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации

эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционноголосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев

является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в

Сеансы аутогенной тренировки1 также начинаются рано, так

как требуется длительное время для получения необходимого

эффекта. Стойкость и успешность результатов в большой степени

зависит от тщательности и строгой систематичности проведения

психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть

использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном

эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся

императивным внушением; императивное внушение в бодрственном

состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс

проводится с группой в 6—8 человек, он заранее назначается на

определенный день, который особенно ожидается больными, так как

он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием

формул, а активным стремлением представить себя хорошо

говорящим. Оно проводится 2—3 раза в день. Больной должен уметь

вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает,

без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других

ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

94. На этапе закрепления

тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке.

Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание

речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность

самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых

ситуациях — составляют основное содержание третьего,

заключительного, этапа лечения заикания.

логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает

внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как

очень важных разделов работы, без налаживания которых не может

быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и

профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости

заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать

климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими

мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший

en.ppt-online.org