Методика тревожности и депрессии

Методика позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Инструкция. Просим вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне. Если состояний, указанных в вопросе, у вас

Вопросник

  1. Замечаете ли вы, что стали более медлительным и вялым, что нет прежней энергичности?
  2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?
  3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?
  4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
  5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
  6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?
  7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
  8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?
  9. Ожидание вас тревожит и нервирует?
  10. У вас бывают кошмарные сновидения?
  11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
  12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
  13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?
  14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
  15. Вам часто хочется побыть одному?
  16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно?
  17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
  18. Приходят ли вам мысли, что ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем вы?
  19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?
  20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами?
  21. Обработка результатов и интерпретация Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах. По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

    Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.

    testoteka.narod.ru

    Методика тревожности и депрессии

    Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

    Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.

    Если состояний, указанных в вопросе, у Вас

  22. никогда не было, поставьте 5 баллов;
  23. если встречаются очень редко – 4 балла;
  24. если бывают временами – 3 балла;
  25. если они бывают часто – 2 балла;
  26. если почти постоянно или всегда – 1 балл.
  27. Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением.

    1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
    2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?
    3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
    4. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
    5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
    6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
    7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
    8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
    9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
    10. У Вас бывают кошмарные сновидения?
    11. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
    12. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?
    13. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

    Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Значение диагностических коэффициентов тревожности

    Значение диагностических коэффициентов депрессии

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

    По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

  28. Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии.
  29. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии.
  30. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных.
  31. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
  32. Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

    Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

    vsetesti.ru

    Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

    – у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

    Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.

    Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

    Мне не с кем поговорить

    Для меня невыносимо быть таким одиноким

    Мне не хватает общения

    Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

    Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

    Нет никого, к кому я мог бы обратиться

    Я сейчас больше ни с кем не близок

    Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

    Я чувствую себя покинутым

    Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

    Я чувствую себя совершенно одиноким

    Мои социальные отношения и связи поверхностны

    Я умираю по компании

    В действительности никто как следует не знает меня

    Я чувствую себя изолированным от других

    Мне трудно заводить друзей

    Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

    Люди вокруг меня, но не со мной

    – встречаются очень редко – 4 балла;

    – бывают временами – 3 балла;

    – они бывают часто – 2 балла;

    – почти постоянно или всегда – 1 балл».

    Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка. Текст опросника

    1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

    2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

    4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

    5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

    8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

    11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

    14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

    16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

    19. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

    20. У Вас возникает иногда чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

    Значение диагностических коэффициентов тревожности

    Значение диагностических коэффициентов депрессии

    Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

    По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

    Алгебраическая сумма коэффициентов больше+1,28 свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньше -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.

    Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

    Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

    scibook.net

    Тревожность и депрессия

    Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких детей.

    Поделиться этой информацией

    Выявление и диагностика тревожности и депрессии в раннем детстве

    Николас д. Майен, магистр, Элис с. Картер, PhD

    Факультет Психологии Университета штата Массачусетс, Бостон, США

    Тревожные расстройства характеризуются эмоциональным возбуждением, связанным со страхом, беспокойством или нервозностью, которые несоразмерны с ситуацией. Выраженные страхи у детей дошкольного возраста фиксируются с 20-х годов прошлого века, 1 но лишь недавно тревожные расстройства у детей младшего возраста были широко признаны серьезными нарушениями, требующими специализированного лечения. Состояние тревожности у маленьких детей часто проявляется в стрессовых ситуациях (например, при расставании с родителем или близким взрослым) в виде боязливости, демонстративного неповиновения или приступов плача. Диагностика депрессивности в раннем детстве остается предметом обсуждения, но такие симптомы как уныние, проблемы с аппетитом, весом и сном, упадок сил и заниженная самооценка, которые наблюдаются у детей более старшего возраста, могут представлять собой отчетливый синдром у маленьких детей. 2 Для того чтобы удовлетворить диагностическим критериям, симптомы должны быть достаточно серьезными, препятствуя нормальной жизни. Большинство маленьких детей с симптомами депрессивного состояния не соответствуют критериям для постановки формального диагноза DSM-IV (четвертое издание Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), но эксперты согласны в том, что дети могут испытывать основные симптомы депрессивного состояния по достижении возраста трех лет. 2

    В исследованиях по психопатологии система оценки направлена на выявление психологической феноменологии расстройства с целью углубить понимание того, как проявляется и протекает болезнь, какие факторы риска присутствуют и как лечить депрессивное состояние. Диагностика в клинических условиях направлена на сбор скрининговых и/или клинических данных для обоснования заключений в отношении диагностических проявлений у конкретного ребенка и разработки индивидуальных коррективных мероприятий для поддержания оптимального функционирования ребенка в социальной, учебной и семейной среде. Ключом к валидной и надежной оценке является применение комплекса методик с привлечением множества информантов, который включает в себя повторные клинические наблюдения, диагностическое интервьюирование, историю развития и применение всеобъемлющих стандартизованных опросников для выявления симптоматики. 3

    Небольшое число исследований непосредственно посвящено распространенности психических расстройств у детей дошкольного возраста. Исследование, проведенное в США, обнародовало результаты, согласно которым коэффициент распространённости тревожных расстройств среди детей дошкольного возраста достигает 9% и депрессивного состояния – 2%. 4 Недавнее исследование в Скандинавии также выявило, что 2% детей подвержены депрессивному состоянию, однако встречаемость тревожных расстройств значительно ниже (1.5%). 5 В то время как большинство детских страхов и преходящего уныния являются нормой, некоторые дети страдают от эмоциональных проблем, которые вызывают значительный дистресс и жизненные затруднения, ограничивая их возможность развивать соответствующие возрасту социальные и предучебные навыки и/или участвовать в соответствующих возрасту занятиях и ситуациях. Диагностика необходима для того, чтобы понять феноменологию эмоциональных симптомов и выявить маленьких детей, нуждающихся в помощи, поскольку первостепенная задача заключается в том, чтобы такие дети получали поддержку специализированных служб.

    Исследователи затрудняются в том, чтобы отграничить различия в темпераменте (устойчивые индивидуальные особенности, относящиеся к реактивности и саморегуляции) от симптомов психопатологии. Также нет согласия в том, рассматривать ли тревожность и депрессивную симптоматику как единую «сферу проблем интернализирующего типа» или как два клинически различных синдрома. 6,7 Схожие проблемы с классификацией симптомов отражены в отсутствии консенсуса относительно того, следует ли рассматривать и изучать эмоциональные проблемы как категориальный или как количественный признак. 8 Диагностические критерии (DSM-IV-TR) 9 часто не подходят для маленьких детей и не охватывают типы затруднений, имеющих ярко выраженный возрастной характер (например, нарушение семейного распорядка), что осложняет применение методов психиатрических исследований. Несмотря на значительные успехи в оценке, распознавании и лечении эмоциональных расстройств в раннем детском возрасте, 10-12 показатели приема службами психического здоровья и участия в программах профилактики остаются низкими, особенно для детей, принадлежащих к этническим меньшинствам и живущих в бедности. 13-16

    Несколько широко используемых систем оценки на основе родительских отчетов по типу опросников (например, Child Behavior Checklist 17 (Опросник поведения ребенка), Infant-Toddler Social and Emotional Assessment18 (Социальная и эмоциональная оценка младенцев и детей преддошкольного возраста), Behavior Assessment System for Children 19 (Система оценки поведения детей) охватывают широкий спектр функционирования, включая поведенческие проблемы интернализирующего, экстернализирующего и других типов в раннем детстве. Другие методы включают the Preschool Age Psychiatric Assessment 20 (Психиатрическое обследование детей дошкольного возраста) – структурированное диагностическое интервьюирование родителей и лабораторные наблюдения. Маленькие дети часто не могут описать собственный эмоциональный опыт, используя традиционные методы. И поэтому, чтобы помочь детям дошкольного возраста определить соответствующие симптомы, в Berkeley Puppet Interview (Интервью, разработанное в Университете Беркли) используется понятная детям процедура с куклами. 21 В одной из новейших методик – Picture Anxiety Test (Тест в картинках для выявления тревожности), используются картинки, чтобы помочь маленьким детям описать тревожность. 22

    Дальнейшее продвижение исследований диагностики эмоциональности у маленьких детей требует введения теоретического разграничения между темпераментом и симптоматикой интернализирующего типа. Например, торможение поведения (заметная стеснительность в ситуациях, связанных с общением и непривычных ребенку 23 ) долго считалось стандартным психологическим портретом, свойственным определенному темпераменту, который увеличивает риск развития тревожного расстройства в более поздний период детства, 24 но у некоторых детей он может представлять собой ранние проявления расстройства. 10,25 К сожалению, большинство диагностических систем не различают проявления расстройств на уровне ребенка или семьи в целом, что является одним из способов разграничить конструкты.

    Имеющиеся факты позволяют предполагать, что тревожность и симптомы депрессии – это связанные между собой, но самостоятельные сущности, 26 хотя они редко изучаются по-отдельности у маленьких детей. В то время как эмоциональные симптомы отражают биологические процессы и механизмы, биологического «теста» на данный момент не существует. Некоторые психофизиологические методики (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, дыхание, расширение зрачка, уровень кортизола при стрессе) могут определить особенности вегетативного возбуждения, относящиеся к тревоге, но клиническая диагностика все еще требует диагностического интервьюирования для того, чтобы оценить начало появления симптомов, их продолжительность, тяжесть и сопутствующие расстройства. Наконец, эмоциональные симптомы обычно относительно стабильны на протяжении детства, если с ними не работать. 27,28

    1. Как можно усовершенствовать методы диагностики, чтобы минимизировать зависимость от родительских отчетов, и в то же время сохранить процедуры минимально трудоемкими?
    2. Как в диагностике разграничить темперамент и клинически значимые эмоциональные симптомы?
    3. Какие критерии необходимо использовать для того, чтобы диагностировать тревожность и депрессивные расстройства у маленьких детей, или предпочтителен континуальный, количественный подход?
    4. Как повысить уровень осознанности и внимания к проблеме у людей, чтобы они больше включались в работу профилактических и ранних коррекционных мероприятий?
    5. Результаты последних исследований

      Значительные продвижения были достигнуты в разработке методов оценки и соответствующих возрасту диагностических показателей эмоциональных расстройств у маленьких детей. 29-31 Симптомы отдельных тревожных расстройств (тревожность при расставании с матерью, генерализованная тревожность) можно отграничить друг от друга у детей уже в возрасте двух лет.6 Одна из новых диагностических методик для детей в возрасте от 3 до 5 лет, the Preschool Anxiety Scale – Revised (Улучшенная шкала тревожности для дошкольников), фиксирует эти различающиеся параметры симптомов тревожности. 32 Кроме того, в качестве одного из индикаторов риска возникновения тревожных расстройств выделяют искажение внимания к угрозам (attentional bias to threat). 33

      В отношении депрессии новейшие результаты исследований подчеркивают валидность диагностики в дошкольном возрасте, а также позволяют указать потенциальные области диагностики. Например, использование функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показало, что у детей, у которых в истории болезни отмечены первые признаки депрессии еще в дошкольном возрасте, имелись отчетливые паттерны активации мозга, схожие с паттернами активации у взрослых с депрессией. 34 Другое исследование показывает, что критерии депрессии, приведенные в DSM-IV, неаккуратно фиксируют течение расстройства у детей дошкольного возраста. 35 Сходным образом с данными, полученными в отношении депрессии у дошкольников, результаты исследований показывают, что у маленьких детей можно также диагностировать пост-травматическое стрессовое расстройство, при условии применения адекватных возрасту диагностических критериев. 36

      Необходимо больше исследований для того, чтобы полностью понять феноменологию и диагностические проявления эмоциональных расстройств у маленьких детей. Это особенно относится к депрессии, которую зачастую сложно отличить от поведенческих расстройств, поскольку оба отклонения характеризуются повышенной раздражительностью и реактивностью. Больше исследований необходимо для того, чтобы усовершенствовать обобщение данных, полученных путем наблюдения, из клинических интервью, самоотчетов детей и методик оценки детских и семейных расстройств. Также требуются исследования, которые определят эффективные способы отграничения проявлений темперамента от клинически значимых эмоциональных симптомов. И наконец, необходимо изучить, какие способы повышения осведомленности о клинически значимых эмоциональных расстройствах у маленьких детей лучше подходят для эффективного привлечения родителей, педиатров и педагогов к раннему выявлению, профилактике и коррекционному вмешательству.

      Недавние продвижения в области методов диагностики показали, что маленькие дети могут страдать от серьезных эмоциональных расстройств. Эти расстройства вызывают дистресс и наносят ущерб маленьким детям и их семьям, они имеют схожие проявления с расстройствами у детей старшего возраста. Продвижения привели к совершенствованию методов оценки (а именно, диагностических интервью, систем наблюдения, методик на основе самоотчетов детей, психофизиологических тестов), которые сокращают зависимость сугубо от родительских отчетов и увеличивают валидность и надежность диагностики. Были также предложены методы для совершенствования возрастного соответствия диагностических критериев эмоциональных расстройств. Несмотря на отмечаемый значительный прогресс, требуется больше исследований. Без общего понимания остается проблема определения границы между изменчивостью темперамента в эмоциональной реактивности и эмоциональной психопатологией, а также вопрос о том, как различать эти конструкты. Несмотря на доступность, инструменты скрининга для выявления детей из группы риска используются в недостаточной мере, отчасти это объясняется ограниченной осведомленностью педиатров, родителей и педагогов. Даже когда установлена проблема, родительское участие в лечебных мероприятиях, включая усилия по профилактике, остается на низком уровне.

      Рекомендации для родителей, служб и административной политики

      Недостаточная информированность о важности выявления и коррекции эмоциональных расстройств у маленьких детей является одной из величайших трудностей, которые возникают при оценивании и выявлении эмоциональных проблем в раннем детстве. Эта проблема проявляется в том, что родители не обнаруживают заинтересованности в проведении лечения, 14 а педиатры и воспитатели редко дают направления к специалисту. По сравнению с проблемами экстернализирующего типа, такими как агрессия, эмоциональные симптомы намного сложнее распознать и оценить, а в силу того, что они менее деструктивны, шанс их заметить становится намного меньше. Однако ясно, что маленькие дети могут испытывать эмоциональные проблемы, которые удручают их и наносят им вред. Данные проблемы требуют детально разработанного подхода при оценке и лечении. Эмоциональные расстройства нарушают важные процессы развития, сокращая опыт решения сложных ситуаций, которые необходимы для социального развития и обучения. Помня об этом, исследователи продолжают совершенствовать диагностические системы и методы скрининга, чтобы выявлять маленьких детей, нуждающихся в помощи специализированных служб. В то же время, распространение и внедрение обширных систем реализации находятся в стадии разработки .

      www.encyclopedia-deti.com

      На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

      Диагностика тревожности и депрессии (ТиД)

      Шкалы: уровень тревожность, уровень депрессии

      Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

      • если встречаются очень редко – 4 балла;

      • если бывают временами – 3 балла;

      • если они бывают часто – 2 балла;

      • если почти постоянно или всегда – 1 балл.

      3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

      4. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

      6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

      7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

      9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

      10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

      12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

      13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

      15. Вам часто хочется побыть одному?

      16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушны или даже неприязненно?

      17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

      18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

      19. Прежде, чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

      20. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

      Обработка и интерпретация результатов теста

      Значение диагностических коэффициентов тревожности

      2 -1,38 -0,44 1,18 1,31 0,87

      4 -1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,44

      8 -1,6 -1,34 -0,4 0,6 0,88

      9 -1,11 0 0,54 1,22 0,47

      10 -0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2

      11 -1,19 -0,2 1,04 1,03 0,4

      13 -0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,48

      14 -1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,24

      17 -1,23 -0,74 0 0,37 0,63

      19 -1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1

      1 -1,58 -1,45 -0,41 0,7 1,46

      3 -1,51 -1,53 -0,34 0,58 1,4

      5 -1,45 -0,26 -1 0 0,83

      6 1,38 -0,62 -0,22 0,32 0,75

      7 -1,3 -0,5 -0,15 0,8 1,22

      12 -1,34 -0,34 -0,5 0,3 0,72

      15 -1,2 -0,23 -0,36 0,56 0,2

      16 -1,08 -0,08 -1,18 0 0,46

      18 -1,2 -0,26 -0,37 0,21 0,42

      20 -1,08 -0,54 -0,4 0,25 0,32

      • Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии.

      • Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных.

      • Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

      www.gurutestov.ru

      Шкала тревоги Спилбергера

      Также известен как Опросник Спилбергера. Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным.

      Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

      Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

      Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

      Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

      Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

      Обработка результатов включает следующие этапы:

      • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
      • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
      • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

      При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

    6. 31 — 44 балла — умеренная;
    7. 45 и более — высокая.
    8. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

      Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

      Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

      Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

      Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

      psylab.info

      Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) — является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Спилбергером Ч.Д.и адаптирована Ханиным Ю.Л..

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

      Шкала ситуативной тревожности

      Шкала личной тревожности

      Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

      Интерпретация результатов

      При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

      Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

      Тр — показатель реактивной тревожности;

      Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

      Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

      Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

      Тл — показатель личностной тревожности;

      Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

      Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

    9. до 30 баллов – низкая,
    10. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

      Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

      Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

      Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

      Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

      psy-clinic.info