Методики коррекции заикания

Методики исправления заикания

Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: Ознакомление с окружающей природой , Развитие речи , Развитие элементарных математических представлений , Рисование, лепка, аппликация, конструирование .

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Методика Селиверстова

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов логопедической работы с ними. Автор считавт, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

Лечение заикания у детей и взрослых (+DVD)

Это отличное практическое руководство по использованию комплексных методик, программ и устройств, позволяющих устранить заикание. Приводится описание как традиционных, проверенных временем и показавших свою высокую эффективность способов коррекции заикания, так и новых, появившихся в последние годы методик.

Видеоматериалы к этим методикам представлены на прилагаемом DVD. Также на диске находится программа Zaikanie.NET для коррекции заикания и логоневрозов, бесплатно предлагаемая читателям в рамках договора о сотрудничестве между Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и НИЦ Биокибернетики (Москва). Используя персональный компьютер, микрофон и наушники, вы или ваши близкие, имеющие проблему заикания, уже сегодня при помощи этой программы сможете получить ощутимую пользу и начинать восстанавливать плавность речи.

Книга рассчитана на родителей, старших школьников и студентов, сталкивающихся с проблемой заикания. Несомненно, издание представляет интерес и для профессионалов: логопедов, врачей-неврологов, студентов медицинских и педагогических вузов.

Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания

Автор: П. И. Исагулиев

Издательство: НИИ школьных технологий

ISBN 978-5-88923-144-8; 2009 г.

Книга представляет собой сборник ролевых игр и функциональных тренингов в коррекции заикания, а также практические задания, предназначенные для снижения фиксации на речевом дефекте и преодолении страха речевого общения.

В книгу также вошли упражнения, направленные на развитие навыков коммуникации, игры, и задания для совершенствования психологических и речевых умений, навыков взаимодействия с собеседником.

Автор книги — Паруйр Иянесович Исагулиев — более сорока лет посвятил психолого-педагогической работе с заикающимися подростками и взрослыми.

www.librero.ru

Независимый сайт о заикании

компании защищающие сделки Online. Сервис для проведения защищенных сделок купли-продажи в Интернете. Оплата за товары или услуги передается SafeCrow до выполнения продавцом своих обязательств.

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, рас-стройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.

При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикаю-щегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.

Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстанов-ление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важ-ных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.

Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффек-тивности коррекции этого нарушения речи.

Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:

• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);

• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;

• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.

Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

Коррекция заикания в играх и тренингах

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

stuttering.su

Методики коррекции заикания

Организацию помощи лицам с заиканием в системе просвещения и здравоохранения можно разделить на два этапа. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л.С. Выготский совместно с директором дефектологического института И.И. Данюшевским создали школу-клинику речи. Объектом исследования стали дети с нарушениями речи.

Приказом Минздрава №465 от 8-го апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи заикающимся людям. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым с различными формами заикания.

На сегодняшний день методы коррекции заикания можно разделить на две области:

  • — предлагаемая работа в системе просвещения;
  • — организация помощи в системе здравоохранения.

Как же нужно лечить заикание? Как не запутаться родителям заикающегося ребенка в многообразии предлагаемых способов исправить речь? Первое, что нужно сделать – записаться на прием и первичную консультацию к врачу-психотерапевту, но не к психологу или социальному педагогу!

За последнее десятилетие в лечении заикания общепризнанным и очень эффективным считается комплексный системный метод, где пересеклись и максимально используются возможности педагогики и огромный накопленный врачебный опыт лечения заикания.

Новый способ лечения заикания, разработанный в России, позволяет добиться восстановления речи в раннем дошкольном возрасте за три недели. Этот метод – комплексная работа врача-психотерапевта и опытного логопеда. Без приема серьезных лекарственных средств и госпитализации. Этот современный метод лечения заикания невозможен без сотрудничества с родителями заикающегося ребенка. Участие родителей позволяет гарантировать устойчивость результата.

Методики по заиканию для лечения взрослых будут зависеть от формы заикания; типа, стойкости и тяжести запинок. И начать лечение стоит с врача-психотерапевта. Не стоит приступать к ликвидации симптома отдельными упражнениями, которые широко рекламируются в интернете. Отдельные упражнения, вырванные из системы, могут привести к краткосрочному результату, но усугубить заикание в последующем. Стоит помнить: как ни разнообразны были бы методики лечения заикания, необходимо лечить человека, а не симптом! Всю комплексную систему реабилитации и восстановления речи определяет лечащий врач. При заикании это – врач-психотерапевт.

zaikanie.spb.ru

Методы коррекции заикания

Методы коррекции заикания – одно из огромных направлений в методах коррекции речи. Все коррекционные воздействия следует начинать только после того, как выставлен диагноз. Симптом – это не болезнь, наличие запинок в речи не сводится к нарушению дыхания. Обычно заикание, как и другая патология речи, определяет область поражения, которую и следует лечить.

Речевые симптомы важно правильно классифицировать. К речевой патологии будут отнесены нарушения устной и письменной речи. Клинические нарушений речи могут быть периферического характера:

Также наблюдаются клинические нарушения центрального характера, когда речевой симптом – только указатель на нарушенные связи в коре головного мозга:

Методы коррекции речи будут подбираться согласно месту повреждения, что определяет врач. При некоторых симптомах, есть необходимость в объективных методах исследования, что тоже будет определять врач. И только после вышеуказанного стоит определяться с социально-педагогической помощью.

Существующие нарушения речи весьма многообразны и не ограничиваются перечисленными. Многие из них не подлежат вмешательству логопеда, так как по своему происхождению относятся к компетенции других специалистов.

Методики по заикания делятся на устраняющие вторичную симптоматику и на лечение основного заболевания. Одной из причин возникновения запинки является эмоциональная напряженность, которая возникает за секунды в ситуациях споров, отстаивания своих интересов, публичных выступлений или необходимости привлечь к себе внимание. У детей с заиканием таких ситуаций еще нет, но даже радостные события вызывают чрезмерную волну эмоций.

Научно установлено, что главенствующую роль в методах лечения заикания занимает врач-психотерапевт. Если коррекцию речи начать с непоследовательной работы, она может затянуться на годы. Не стремитесь прибегать к компьютеризированным разработкам, их опасность состоит в невозможности разговаривать в живом общении с людьми, хотя перед экраном монитора все получается! Будьте осторожны при медикаментозном вмешательстве: многие препараты дают быстрый результат, но краткосрочный, и заикание усиливается после окончания курса приема лекарств. Не прибегайте к самолечению, особенно при недостатке знаний об анатомии и физиологии речи! Очень популярны на сегодняшний день форумы и независимые сайты, где можно получить огромное количество рекомендаций по методам лечения заикания. Будьте критичны: то, что подходит одному заикающемуся, может навредить другому. Не теряйте время, обращайтесь к людям с опытом и стажем работы с заикающимися детьми и взрослыми! Самый современный метод лечения заикания: это одномоментная работа двух специалистов – психотерапевта и логопеда.

zaikanie.spb.ru

Отбор методик для коррекции заикания у подростков

Для построения системы педагогической коррекции заикания у подростков потребовалось провести работу по отбору элементов театральной педагогики и проверке их адекватности, а в последующем и эффективности коррекции речевых нарушений у наших испытуемых. Отбору методик способствовало предварительное педагогическое наблюдение, а также объективные методы исследования характера заикания и свойств личности заикающихся. Поэтому, кроме эмпирического отбора элементов, мы располагали и объективными психофизиологическими данными относительно изменений психических процессов и состояний у них.

1) Тренировка внимания, памяти и воображения («три кита актерской психотехники»)

Данные наших предварительных наблюдений, приведенные выше, свидетельствуют о снижении качества протекания основных психических процессов у заикающихся. Обнаруженные явления снижения психической работоспособности и некоторая инертность нервных процессов отрицательно сказались на характере и качестве внимания, памяти и воображения. Исходя из патогенетических принципов коррекции неврозов, предложенных В.Н. Мясищевым, и рассматривая заикание как психоневроз, мы поставили задачу улучшения этих процессов, что должно повести за собой (вторично) и улучшение речи у заикающихся.

Методики тренировки памяти осуществлялись по известным правилам и способам «тренинга актерской психотехники». Как известно, внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем неосознаваемых. В полном согласии с понятиями общей психологии и К.С. Станиславский полагал, что внимание проявляется направленностью и сосредоточенностью сознания на определенном объекте. Это и послужило основанием для разработки элементов «тренинга актерской психотехники».

Мы начинали работу с заикающимися с простых задач на внимание. Сосредоточение производилось на любом объекте, находившемся в учебной комнате (карандаш, чернильный прибор, зеркало), но с обязательным условием выхода на сценические подмостки. Уже сам по себе выход «на сцену» (пусть условно изготовленную)сопровождается «сценической лихорадкой» либо другими формами проявления волнений даже у совершенно здоровых студентов театральных институтов. И они теряются и не могут сосредоточиться на объекте. Еще более кропотливой является работа с заикающимися, которые уже на первых занятиях отмечают разницу между пребыванием на сцене и работой в одном ряду с педагогом и другими членами коррекционной группы.

I группа упражнений

Ученики на одну-две минуты рассматривают перед всей группой на сцене предмет (например, стул) и по команде педагога «довольно!», рассказывают, что они смогли заметить, какие качества предмета они рассмотрели внимательно. С каждым последующим выходом на сцену становится ясно, что заикающийся постепенно, но все же планомерно начинает работать более спокойно и внимательно, он замечает уже подробности предмета и даже классифицирует их: цвет предмета, его форма, материал, из которого он изготовлен, его составные части, где находится и т.п.

Помимо зрительного внимания преподаватель тренирует слуховое внимание: что вы слышите, какие звуки, откуда они доносятся, какова их дифференциация, природа.

Кроме наблюдения внешних предметов проводилась также тренировка на внутреннее сосредоточение — сосредоточить свое внимание на какой-то мысли или проблеме с целью ее всестороннего рассмотрения (II группа упражнений).

III группа упражнений — направленность тренировок на подвижность и переключаемость внимания. Педагог предлагает аудитории сосредоточить внимание на каком-то объекте (например, дверь, окно в учебной аудитории), затем называется другой объект (например, циферблат на часах тренирующегося ученика) и, когда сосредоточение произошло, преподаватель попеременно командует: «окно», «часы», «окно», «часы и т.п.

Тренируя наблюдательность как основу внимания педагог предлагает упражнения на рассмотрение учащимся своих пяти пальцев, а испытуемые с каждой тренировкой становясь все внимательнее, рассказывают много новых деталей. То же делается с предметами их туалета: обувь, зонтик, часы и т.п.

Нельзя разорвать упражнение на память и фантазию с тренировкой внимания, не случайно их взаимосвязь и большая значимость отмечена К.С. Станиславским емким выражением: «три кита актерской психотехники».

Приводим приемы, которые мы рекомендовали своим «ученикам»:

1. Воспроизведите биографию данного спичечного коробка.

2. С короткой «выдержкой» в 15 секунд «сфотографируйте» внутренним зрением все предметы, лежащие на столе.

3. «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Педагог смешивает вещи и просит испытуемого разложить их так, как они лежали вначале.

4. На счет пять запомните в каком расположении упали брошенные со стола спички. (Затем время запоминания укорачивается до трех).

5. Всмотритесь в облака, или в любые окружающие вас предметы. На что они похожи (упражнение на фантазию).

6. На счет 30, найдите и запомните все предметы в аудитории, название которых начинается на букву «С».

7. Запомните, как стоят стулья, и с завязанными глазами пройдите этот «лабиринт».

8. Ориентировка в аудитории на юг и север с фантазированием картин природы, а затем с обнаружением сторон света с закрытыми глазами и с «вертушкой».

9. Ходьба и бег на первой, второй, третьей скорости.

10. Биография по портрету (например, «Вдовушка» И. Федотова).

11. Расскажите биографию по походке или по взгляду.

12. Наблюдения и последующий рассказ о событиях на улице.

13. Рассказ по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток (время экспозиции — 10 секунд ).

14. Цепочка ассоциаций и кинолента видений.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимодействиями людей по их поведению: влюбленные, начальник или подчиненный и т.п.

Упражнения на тренировку памяти даются в последовательности, соответствующей основному правилу дидактики — от простого к сложному. Простейшая форма тренировки памяти — восстановление бывших раннее следов зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных и иных образов действительности. Заикающимся предлагается также вспомнить первое впечатление от пребывания на море и обстановку бывшую при этом, любимую картину, архитектурный памятник, внешний облик дорогих ему людей.

Тренирующиеся обнаруживают с каждым занятием все больше объектов, воспоминаний: шум ветра, дождя, пение жаворонка, мелодии популярных песен, запахи цветов, свежего сена, вкус горчицы, ощущение морозного дня и т.д. Тренировка воображения с «беспредметными действиями» входит в качестве необходимого элемента системы в разделе «метод физических действий», и, соответственно, будет разобрана нами в последующем. Здесь только укажем, что наряду с вышеприведенными упражнениями на комплексную тренировку наблюдательности, внимания, памяти и воображения, нами давались упражнения с предметными действиями. Например, педагог предлагает заикающемуся зажечь спичку, чтобы найти в темноте потерянный предмет. Заикающимся трудно сразу переходить к беспредметным действиям. Но от выполнения реального жизненного действия с безусловно рефлекторной сигнализацией предметов облегчается задача их дальнейшего обучения «методам физических действий».

Чтобы в точности воспроизвести даже простейшее движение пальцев, для осуществления действий по закуриванию сигареты, приходилось часто возвращаться к реальным действиям, повторять отдельные операции. Заикающиеся лучше усваивали упражнения, когда им разрешалось осуществлять их не целиком, а отдельными расчлененными операциями.

— нащупать коробок в кармане;

— захватить и вытащить его;

— повернуть этикеткой вверх, чтоб не выпали спички;

— вытолкнуть пальцем коробок из футляра;

— отделить пальцами другой руки одну спичку;

— захватить ее двумя пальцами и т.д. и т.п.

2) Метод физических действий.

Этот метод является основной частью системы К.С. Станиславского. Не случайно он говорил своим ученикам в оперно-драматической студии: «Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину системы». В важности и эффективности этого метода и всех его элементов мы убедились и при работе с заикающимися.

а) «Настройка к действию» фактически присутствует в системе общепедагогических воздействий, но не выделяется в отдельные элементы как у Станиславского, система которого включает все элементы как очень важные, иерархически соподчиненные и взаимосвязанные. К настройке относятся: внутренняя собранность ученика, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс работы.

Упражнения дисциплинируют заикающихся, бесшумность и продлевание их физических действий с закрытыми глазами, создает некоторую таинственно-театральную, а не формально-рабочую атмосферу урока. Далее «пристройка» усложняется: все должны одновременно встать, составив правильный круг, одновременно сесть, проделать по команде по хлопку, а затем молча, внимательно наблюдая друг за другом, проделать все под музыку в различном темпе с изменением характера движений.

Далее каждому, в качестве «настройки» на выполнение физических действий, предлагалось спеть песню по собственному выбору. Это «раскрепощало» заикающихся, но задания усложнялись с целью тренировки и настройки различных анализаторов (зрительного, слухового, их комбинации и «перебивок») на выполнение заданий. Например, по одному сигналу надо петь вслух, по другому — продолжать петь про себя, затем петь хором, по сигналу — мысленно, по другому сигналу — с выделением отдельных голосов. Тренируется настройка на взаимодействие и умение удержать внимание.

В порядке соревнования на быстроту нервных процессов ученики по сигналу должны проделать комплекс определенных движений (например, коснуться десяти различных предметов, мысленно произвести арифметические действия, перечислить в течение минуты наибольшее количество предметов, находящихся в аудитории, названий городов, имен выдающихся деятелей культуры, подметить новое в облике своих товарищей и, наконец, провести минуту молчания в полной тишине, неподвижности и сосредоточенности при мышечной и психической свободе.Многим заикающимся это сразу не удается. Что заставляет последовательно перейти к упражнениям на «преодоление мышечных зажимов».

б) «Мышечное освобождение» имеет целью снять излишнее волнение, что, в конечном счете, способствует преодолению психической напряженности. Чтобы почувствовать «мышечную свободу», надо, по контрасту, сначала напрячь ту или иную группу мышц, а затем почувствовать «мышечную радость» от их расслабления. Учащимся предлагается встать, вытянуть руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание, подняться на носки, напрячь все тело так, словно удерживая тяжелый груз, а затем с выдохом «расслабить» все мышцы, опустившись на стул и откинувшись на спинку стула (кресла), потом посидеть немного в свободной позе с прямой спиной.

Далее в упражнениях на освобождение мышц отыскивается так называемое «нулевое положение», то есть состояние, отделяющее напряжение от расслабления.

Чтобы найти «нулевое положение» ученики проделывают упражнение отслеживания напряжения мышц, сверху вниз, мышца за мышцей оценивая их состояние, отыскивают нейтральные ощущения. Прежде всего «нулевое положение» отыскивается на лице.

Походка многих заикающихся и их пантомимика угловаты, синкинезии мышц мешают их свободной пластике, они, что называется, ходят, словно «аршин проглотил», поэтому прорабатываются мышцы туловища для отыскания пластичной походки.

Чтобы освободить мышцы рук, надо также начинать тренировку с волевого напряжения и освобождения. Для этого надо напрячь кисть, сжав ее в кулак, затем поработать с мышцами предплечья и плеча, потом добиться ощущений тяжести и расслабления в руке. Тогда рука свисает как плеть. Это упражнение считается исполненным и педагог периодически проверяет, нет ли напряжения или скованности в мышцах руки и нет ли искусственного притворства в том, что рука опущена как плеть, но по настоящему еще не расслаблена. То же самое проделывается потом с другой рукой, потом — с обеими вместе.

Следующее упражнение — на дифференцированное ощущение напряжения и расслабления, например, освободив мышцы правой руки и левой ноги, напрячь левую руку и правую ногу.

Ученики упражняются на сворачивание и разворачивание движения, как бы пропуская по руке мышечную энергию от плеча к кончикам пальцев, делая затем выразительные жесты.

Упражнения проводятся с психологическим «оправданием» действий.

Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. — М.: В. Секачёв

stuttering.su

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 535-538. — URL https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 24.04.2018).

Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  • Работа над техникой речи (над дикцией).
  • Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

    Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

    Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

    а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

    б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

    Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

    Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

    Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

    – Занятие «Слова на звук «А»

    Аня идет в школу

    Алик идет гулять

    Азбуку учат дети

    Арка ведет во двор дома

    Арфа стоит на сцене

    Аист свил гнездо

    – Далее даются слова на звук «О»:

    Обувь надо поставить на место

    – Далее на звук «У»:

    Утка зовет утят

    Удочка нужна рыбаку

    Устрицы живут в раковинах

    – Далее на звук «И»:

    Игры у детей интересные

    Избы в деревне маленькие

    Иглы у ежа колючие

    Иней покрыл ветки зимой

    Иволга звонко поет

    – Далее на звук «Э»:

    Эхо слышится в лесу

    Этот дом одноэтажный

    Это кресло удобное

    Эта книга увлекательная

    Эти дети идут в цирк

    – Далее на звук «Я»:

    Ящик стоит на земле

    Ящерица выползла из-под камня

    Яхта качается на волнах

    Яд опасен для жизни

    – Далее на звук «Ю»:

    Юбку надо погладить

    Юркий мышонок торопится в норку

    Южный ветер несет тепло

    Юнга хочет стать капитаном

    Юрта — это такое жилище

    – Далее на звук «Е»:

    Едет машина быстро

    Ест девочка с аппетитом

    Еле-еле ползет черепаха

    Елку нарядили дети

    Еж торопится к ежатам

    – Далее на звук «Ф»:

    Фантик сняли с конфетки

    Фонтан в парке высокий

    Футболист забил гол

    Флагами украсили кораблик

    Форточку надо закрыть

    Фея помогает Золушке

    – Далее на звук «С»:

    Скалкой катают тесто

    Скамейка стоит в парке

    Стройка недалеко от дома

    Скатертью накрыт стол

    Страниц в книге много

    Скакалки взяли девочки

    – Далее на звук «Х»:

    Хоботом слон поднимает тяжести

    Халат у врача белый

    Художник подошел к мольберту

    Холодильник стоит на кухне

    Хитрая лиса обманула волка

    – Далее на звук «Ш»:

    Штангу поднимает атлет

    Шлем у летчика кожаный

    Шмель летит на цветок

    Штопором вынимают пробки

    Шторм был сильным

    – Далее на звук «Ж»:

    Жаба прыгнула на кувшинку

    Жук ползет по травинке

    Жилет связала бабушка

    – Далее на звук «В»:

    Ванна наполнена водой

    Ваза с цветами стоит на столе

    Ватрушка с творогом

    Веником подметают пол

    Веер взяла дама

    Весна наступает после зимы

    – Далее на звук «З»:

    Замок висит на двери

    Заяц спрятался под кустом

    Замок окружен рвом

    Зеркало висит в прихожей

    Зима — самое холодное время года

    1. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.
    2. Из избушки не спеша,

      Вышла стайка индюшат,

      Вел индюк их по дорожке,

      Чтоб они размяли ножки.

      Аист вез из магазина,

      На своей тележке груз:

      Абрикосы и арбуз.

      Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

      Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

      Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

      – рассказ по серии сюжетных картинок;

      – работа над пересказом

      Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

      Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

      Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

      Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

      Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

      Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

      В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

      moluch.ru

      Методика коррекции заикания

      Несмотря на множественные методы, история изучения заикания и методы преодоления остаются одной из наиболее сложных и недостаточно разработанной. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучитильного недуга. Но тут есть много методов преодоления заикания.

    3. Медикаментозное лечение
    4. Речевые упражнения
    5. Механические устройства
    6. Ритмизация
    7. Реаликсачия
    8. Хирургическое лечение
    9. Игры-перевоплощения
    10. Психотерапия и т.д
    11. Методика коррекции заикания, используемая в нашем центре у детей дошкольного возраста, дала хороший результат. В этой методике используются методики разных логопедов. (Е.АДЯКОВА,А.Н.СТРЕЛКОВА,Е. Ю. Рау и т.д)

      Но я бы сказала, что в данный момент надо не только с одной методикой заниматься. Потому что заикание это логоневроз, а также у заикающих бывает и логофобия тоже. Поэтому я в своей практике стараюсь совмещать некоторые методы.

      Bce знают, что надо работать параллельно с психологом или психотерапевтом. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

      Логопедические занятия для заикаюшихся в школьном возрасте (6-10 лет) длится 20 дней. Конечно же, сперва диагностируется ребенок с логопедом и психологом. Осуществляется обследование и сбор анамнестических данных. В данном случае определяется, какая это форма заикания, артикулярный аппарат и дыxательная система.

      6 дней проводится подготовителный этап. Только логопедический массаж и психологические или психотерапевтические занятия.

      После диагностирования ребенка логопед знает, что за проблемы у ребенка в артикулярном аппарате, мышцы напряжены или расслаблены. По состоянию мышц определяется массаж.

      Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическими, медикаментозными, физиотерапевтическими воздействиями. Как правило, он предвещает иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

      Основным действием массажа является регуляция мышечного тонуса. Массаж выполняется в основном в области головы, шеи верхнего плечевого пояса. При заикании принято использовать в основном два вида массажа — классический и точечный, или их сочетания.

      Проводится индивидуальная работа с логопедом. Здесь особое внимание уделяется дыхательной системе и артикулярной гимнастике.

      При работе с дыхательной системой используются дыхательные аппаратуры. Например ВОЛНА. Тут большое значение даётся речевому дыханию. Потому что правилное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса.

      Третий этап – активных тренировок — 4 дня.

      Тут тоже проводится индивидуальная работа с логопедом . Но тут логопед занимается с ребенком, как надо говорить правильно, вырабатование плавной речи, ритм и темп. Тут логопед использует и логоритмику.

      Четвертый этап – заключительный (4 дня).

      Ребёнок готовится к наиболее сложной для него речевой ситуации — публичному выступлению. Логопедическая работа в рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи — сопряженной, отраженной, чтении стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

      После этого этапного занятия логопед с ребёнком занимается в неделю 2-3 дня 45 минут. Эти занятия продолжаются по совету врача.

      logoportal.ru