Методики на выявление стресса

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.

Смерть супруга (супруги).

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

Смерть близкого члена семьи»

Травма или болезнь.

Увольнение с работы.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

Реорганизация на работе.

Изменение финансового положения.

Смерть близкого друга.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

Сын или дочь покидают дом.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

Выдающееся личное достижение, успех.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

Изменение условий жизни.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

Проблемы с начальством, конфликты.

Изменение условий или часов работы.

Перемена места жительства.

Смена места обучения.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

Изменение социальной активности.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.

azps.ru

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности .

Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк.

Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности — об отсутствии стресса и депрессии.

Методика Спилбергера многократно подтвердил свою достоверность и широко используется специалистами.

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка:

Вопросы к тесту, часть I.

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Пожалуй, это так – 2 балла

Совершенно верно — 4 балла

1. У меня подвижный ум

2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

4. Я чувствую безразличие

5. У меня живой ум

7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

8. Я чувствую равнодушие

9. Мне хочется кого-нибудь ударить

10. У меня бодрый ум

11. Я чувствую тоску

13. Я расслаблен

14. Я чувствую себя умственно активным

17. Я хочу многое узнать

18. Я чувствую уныние

19. Мне неспокойно

20. Я в агрессивном настроении

21. Мне интересен мир вокруг меня

23. Я готов взорваться

25. Я чувствую обречённость

26. Мне хочется знать, что происходит вокруг

29. У меня пытливый ум

30. Я чувствую печаль

31. Я чувствую нервозность

33. Я хочу о многом спросить

34. Я в отчаянии

35. Мне хочется съязвить

36. Я чувствую недостаток уверенности в себе

37. У меня придирчивое настроение

38. Я с пессимизмом думаю о будущем

40. Я полон энергии

Вопросы к тесту, часть II.

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО.

Нет, это не так – 1 балл

41. Я хочу многое узнать

42. Я чувствую опасность

44. Я чувствую тоску

45. Мне интересен мир вокруг меня

46. В сердцах я могу нагрубить

47. Я чувствую угрозу

48. У меня на душе горестно

49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое

51. Я любознателен

52. У меня взрывной характер

53. Мне интересно

54. Я испытываю панику

55. Сгоряча я могу наговорить грубостей

56. У меня мрачное настроение

57. Мне любопытно

59. Я чувствую смятение

60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь

61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

62. Я чувствую грусть

63. У меня подвижный ум

65. Я стремлюсь к умственной деятельности

66. Я чувствую обречённость

67. Я придираюсь к другим

69. Я чувствую себя умственно активным

70. Я чувствую себя уязвимым

72. Я вижу будущее беспросветным

73. Я равнодушен ко всему

74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить

75. Я бываю растерянным

76. Я уверен в будущем

78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

79. Я ничем не интересуюсь

80. Я испытываю радость

Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений:

1 (частьI) Интенсивность любознательности (Интерес)

2 (частьI) Интенсивность агрессии (Агрессия)

3 (частьI) Интенсивность тревоги (Тревога)

ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 — (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия)

5 (частьII) Частота любознательности (Любознательность)

ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

6 (частьII) Частота агрессии (Агрессивность)

7 (частьII) Частота тревоги (Тревожность)

ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 — в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять)

8 (частьII) Частота депрессии (Депрессивность)

ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

Интерпретация результатов теста Спилбергера:

Нормальные значения шкалы Спилбергера.

Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 ± 6,02

Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89

Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72

Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15

Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99

Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68

Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14

Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07

О наличии стресса можно судить по интенсивности тревоги плюс интенсивности агрессии, о наличии депрессии — по интенсивности депрессии, при этом в расчет также берутся личностные показатели стресса и депрессии (частота стресса и депрессии).

Окончательный диагноз по результатам теста может поставить только специалист — психолог.

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

psycabi.net

Методики определения актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. Прогнозирование поведения человека в экстремальных условиях. Диагностика профессиональных стрессоров, ресурсов стрессоустойчивости человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

  • 1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности
  • 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях
  • 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса
  • 4. Диагностика профессиональных стрессоров
  • 4.1 Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности
  • 4.2 Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания
  • 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности

психический стресс экстремальный тревожность

К этой группе методик можно отнести:

1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

4. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

5. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

6. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;

7. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;

3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

4. опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях

1. симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;

2. методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса

1. Гиссенский опросник;

2. шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;

3. шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

1. «Опросник суицидального риска»;

2. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;

3. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;

4. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров

4.1 Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности

1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

3. опросник «Причины деятельностного стресса»;

4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;

5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2 Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С. Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;

2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;

2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;

3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;

2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;

3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека

1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.

Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);

2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;

3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;

4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);

5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

revolution.allbest.ru

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей. Представлен раздел рефератов,

подборка контрольных и курсовых работ, библиотека учебных пособий и каталог книг по психологии. Для вас ряд

практических пособий по психологии, программ, различных упражнений, игр для диагностической, коррекционно

развивающей работы с детьми — дошкольного, младшего школьного возраста и подростками. Предлагаем — Каталог

психодиагностических методик, собраны лучшие методики психодиагностики. У нас найдётся самое необходимое.

Жан Полль Рихтер

Диагностика и выявление стресса

Артур Алексaндрoвич Алексaндрoв, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Психологический (эмоциональный стресс) возникает в ответ на значимые внутренние или, что бывает гораздо чаще, на внешние факторы — конфликты, ущемление интересов, несправедливость окружающих и т. п. При этом эмоциональная реакция становится причиной временных нарушений на психофизиологическом уровне: вызывает сосудистую реакцию, обострение хронического заболевания внутренних органов, депрессию, апатию, интеллектуальный «затор». Между тем не всегда стрессовые реакции настолько очевидны, что их можно увидеть «невооруженным глазом».

Выявление тревожности

1. Реактивная тревожность. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется(повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Ниже приводится тест, разработанный Ч. Спилбергером, с помощью которого можно проверить уровень реактивной тревожности (табл. 1).

Таблица 1. Реактивная тревожность.

Суждение (как вы себя чувствуете в данный момент)

psinovo.ru

Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
psycabi.net

Методики на выявление стресса

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 8660

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

В наше время жизнь бежит в сумасшедшем ритме, в постоянной нехватке времени, нехватке эмоций и нехватке сил на решение многих наших проблем. Безумное количество информации, которое вливается в нас каждый день, и с которой нам порой очень сложно справиться. Соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Как же справиться со стрессом? В настоящее время проводится много исследований по уровню стрессоустойчивости в различных целевых и возрастных группах. Актуальными для нашей волонтерской работы были проведенные ранее исследования стрессоустойчивости студентов старших курсов университетов .Как мы увидели, авторы используют различные методики: опросники, тесты, шкалы, психофизиологические методики.

Проводя сравнительный анализ использования данных методик, можно выделить основные из них, которое применяются наиболее часто и показывают достоверные результаты. Опросники -группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

1. Опросник Субботина С.В.: данный опросник предназначен для диагностики личностных особенностей, наиболее тесно связанных с удовлетворенностью трудом (работой), а именно: преобладания позитивных или негативных эмоций в отношении к окружающей действительности; локуса контроля — склонности человека объяснять происходящее с ним внешними причинами – случайностью, стечением обстоятельств, действиями других людей или собственными способностями и усилиями; самоэффективности – степени уверенности человека в своих силах, в способности решить стоящие перед ним задачи.

2) Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

3) Опросник УСК – это модифицированный вариант опросника Дж. Роттера (авторами являются Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, Л.М.Эткинд). Разработчики опросника УСК выделили следующие шкалы (в отличие от методики Дж.Роттера, в которой локус контроля является универсальным параметром и проявляется в любых типах жизненных ситуаций): интернальность-экстернальность в области достижений, в области неудач, в производственных и семейных отношениях, а также в области здоровья. В целом, методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля. Авторы подчеркивают, что одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля – интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи – это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Среди наиболее популярных для наших целей могут быть следующие:

1.Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

2.Самооценочноый тест «Характеристики эмоциональности». Тест разработан Е. П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.

Психофизиологические методики составляют особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

3.Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования. Нервно-психическая устойчивость является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида.

4.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. 5. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко. Назначение теста: диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

6.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Разработана Holmes и Rahe в 1967 году.

7.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И.) (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Назначение: Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Положительные результаты использования данных методов исследования подтверждены в практических работах.

По итогам исследований проводимых с помощью данных методов исследования, можно сделать вывод о там, что студенты старшекурсники обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие. У них более высокий уровень стрессоустойчивости по сравнению с младшими курсами, и соответственно нервная система у них более устойчивая.

Однако такая целостная оценка составлена нами из разных исследований, часто отличных по дизайну, респонденской базе, целям.

В окончательном же варианте каждая из методик в отдельности не отвечает окончательной идее нашей работы, т.к выявляет элементы личностного противодействия стрессу, диагностирует проблемные стороны, может оценить компоненты эмоционального сопровождения стрессоустойчивости.

Таким образом, проведя обзор использованных методик, составив целостную картину направленного диагностического поиска, мы можем составить авторский вариант комплексной методики обследования студентов-старшекурсников для изучения их уровня стрессоустойчивости.

1. Сергиенко Е. А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М. – Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, С . 12-17

2. Люсин Д. В. «Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика» 2006. № 4. Казначеев В. П. «Современные аспекты адаптации» Новосибирск: Наука, 1980.

www.scienceforum.ru

Диагностика и выявление стресса

Психологический (эмоциональный стресс) возникает в ответ на значимые внутренние или внешние факторы. Между тем стрессовые реакции не всегда можно увидеть невооруженным глазом. Часто они подавляются и удаляются в сферу бессознательных чувств, где они продолжают оказывать разрушительное действие и мешают человеку конструктивно решать проблемы. Психологами разработаны методы диагностики стрессовых состояний и выявления особенностей личности, предрасполагающих к возникновению стресса. Приведем несколько наиболее надежных тестов.

Часто негативные эмоции (страх, тоска, агрессия) подавляются, удаляются из сознания в сферу бессознательных чувств, где они продолжают оказывать разрушительное действие на организм человека. При этом источники стресса остаются неосознанными, что не позволяет человеку конструктивно решать проблемы, связанные со стрессом, вовремя обращаться за медицинской и психологической помощью. В связи с этим психологами разработаны многочисленные методы диагностики стрессовых состояний и выявления особенностей личности, предрасполагающих к возникновению стресса. Ниже приводится несколько наиболее надежных тестов, с помощью которых можно определить степень подверженности человека стрессу и глубину имеющихся у него стрессовых реакций.

Инструкция: прочитать каждое из приведенных предложений и подчеркнуть цифру справа, соответствующую подходящему ответу.

www.kazedu.kz