Мкб 10 умственная отсталость

Диагностические критерии мкб-10

Общие диагностические указания F7X.X:

A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения

.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

.8 — с другими нарушениями поведения

.9 — без указания на нарушения поведения.

Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010) [ источник не указан 854 дня ] :

.1 — Снижение интеллекта

.2 — Общее системное недоразвитие речи

.3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

.4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия)

.5 — Конкретность, некритичность мышления

.6 — Малопродуктивность памяти

.7 — Недоразвитие познавательных интересов

.8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.

Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

Причины умственной отсталости

Генетические причины умственной отсталости (см. ниже);

Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;

Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);

Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

studfiles.net

Приветствую Вас Гость | RSS

Согласно МКБ-10, умственная отсталость — состояние задержанного Или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных.

Изучение уровня и структуры интеллектуального развития с помощью стандартизированных методик измерения интеллекта (тестом) официально признано обязательным.

Среди них наиболее известны взрослый и детский варианты методики Д. Векслера и методика прогрессивных матриц Дж. Рейвена.

Легкая умственная отсталость. Такие люди приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них способны использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, полностью независимы в сфере ухода за собой.

Большинство благоприятных случаев легкой умственной отсталости предполагает трудоустройство, где необходимы способности не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности.

При использовании соответствующих стандартизированных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. В легкую умственную отсталость МКБ-10 включают дебильность, легкую умственную субнормалность и легкую олигофрению.

Умеренная умственная отсталость. У таких людей медленно развиваются понимание и использование речи, ограничено окончательное ее развитие. Отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты на протяжении всей жизни нуждаются в надзоре. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Отдельное и совершенно независимое проживание достигается редко.

Коэффициент умственного развития таких лиц находится обычно в диапазоне от 35 до 49.

В умеренную умственную отсталость МКБ-10 включают имбецильность, умеренную умственную субнормальность (лакунарная деменция) И умеренную олигофрению.

Тяжелая умственная отсталость. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34. По клинической картине эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости у большинства больных при этом наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

В тяжелую умственную отсталость МКБ-10 включают тяжелую умственную субнормальность (глобарная деменция) и тяжелую олигофрению.

Глубокая умственная отсталость. Коэффициент умственного развития Ниже 20. Пациенты весьма ограниченны в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или малоподвижны, страдают недержанием мочи и кала; с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.

В глубокую умственную отсталость МКБ-10 включают идиотию, глубокую умственную субнормальность (тотальное слабоумие и психический маразм) и глубокую олигофрению.

grablace.clan.su

I. (f70-f79) – Умственная отсталость

Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 – умственная отсталость умеренная

F72 – умственная отсталость тяжелая

F73 – умственная отсталость глубокая

F78 – другие формы умственной отсталости

F79 – умственная отсталость неуточненная

Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.

Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

II. (f80-f89) – Расстройства психологического развития

F80 – специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в их заменах, смешении, пропусках. Формирование нормального звукопроизношения у детей происходит до четырех-пяти лет. После четырех-пяти лет при нарушении произношения оказывается логопедическая по-мощь.

В зависимости от причин возникновения дефекта звукопроизношения выделяются механическая (органическая) и функциональная дислалии.

Механическая дислалия – нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции): неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, укороченная подъязычная связка и др. Может встречаться в любом возрасте.

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений (периферически и центрально обусловленных), возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы звукопроизношения. Функциональные дислалии могут быть разных форм:

акустико-фонематическая связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха;

артикуляторно-фонематическая обусловлена несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам;

артикуляторно-фонетическая связана с неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений языкового развития.

F80.1 – расстройство экспрессивной речи – (моторная алалия)

Моторная (экспрессивная) алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Моторная алалия представляет собой языковое расстройство. Ядром нарушения является несформированность языковых операций производ-ства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смысловых и моторных операций порождения речевого высказывания. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера. Основное место в нем принадлежит вредностям, которые действуют в период беременности и родов и вызывают органическое порождение мозга (токсикоз, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия). В современной логопедии установлено, что при моторной алалии наблюдается не резко выраженное, но множественное поражение коры головного мозга обоих полушарий.

Основными проявлениями моторной алалии являются:

задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в два-три года, фра- зы – к трем-четырем годам, у некоторых наблюдается полное отсутствие речи до четырех-пяти и более лет);

патологическое усвоение языка;

наличие в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);

удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи всегда сохранно).

В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии (Р.Е.Левина, 1969):

первый уровень (ОНР I ур. р. р.) характеризуется отсутствием устной речи или лепетным ее состоянием;

второй уровень (ОНР II ур. р. р.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;

третий уровень (ОНР III ур. р. р.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

F80.2 – расстройство рецептивной речи – (сенсорная алалия)

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие органического поражения головного мозга, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном элементарном слухе и первично сохранном интеллекте. При сенсорной алалии наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым комплексом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т. к. у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи. При сенсорной алалии отмечается недостаточность более высокого уровня слухового воспри- ятия – нарушение слухового гнозиса.

В грубых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, в более легких случаях ребенок относительно легко выполняет простые задания, но не понимает слова, инструкции вне конкретной ситуации.

При сенсорной алалии всегда грубо искажена и экспрессивная сторона речи. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления, иногда – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Как правило, дети с сенсорной алалией лучше воспринимают речь, произнесенную тихим голосом.

F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией – (детская афазия)

Детская афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, возникающими после трех-пяти лет). Характер речевого нарушения во многом зависит от возраста ребенка и от степени сформированности речи до момента поражения. В дошкольном возрасте не отмечается того многообразия форм афазий, что у взрослых. Афазия у детей чаще всего носит сенсомоторный характер, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. При возникновении локальных поражений в подростковом возрасте клиническая картина во многом напоминает афазию у взрослых, здесь симптоматика более разнообразна.

Примечание. В МКБ-10 под F80.3 кодифицируется синдром Ландау-Клеффнера, включающий сочетание детской афазии и эпилепсии. Этиология и патогенез детской афазии более разнообразен, однако МКБ-10 не содержит ссылок на другие проявления детской афазии, кроме синдрома Ландау-Клеффнера. В связи с этим речевое нарушение «детская афазия» может быть кодифицирована как F80.3.

F80.8 – другие расстройства речи и языка

F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетической, фонематической, лексико-грамматической), относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены (Р.Е.Левина, 1969) три уровня речевого развития:

первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным ее состоянием;

второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов, понимание обиходной речи достаточно развито;

третий уровень (ОНР III ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; условная верхняя граница III уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).

Методика коррекционно-педагогической работы основывается также на определении клинического вида общего недоразвития речи (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., 1990, с. 13). Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий и т. п.). В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях:

ОНР как самостоятельная форма расстройства речи. Данный вариант кодифицируется как F80.9.

ОНР как сопутствующие речевые расстройства, наблюдаемые при различных по механизмам формам речевых нарушений: моторной алалии (F80.1), сенсорной алалии (F80.2), детской афазии (F80.3), дизартрии (R47.1), ринолалии (R49.2), которые исключаются при кодификации по МКБ-10 из F80.9. Логопедическое заключение в этом случае включает определение симптоматики речевых расстройств и форму нарушений речи: например, моторная алалия (III ур. р. р.); ОНР (III ур.) у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

F81 – специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющих-ся ошибках стойкого характера. Симптоматика дислексий разнообразна и помимо описанных в МКБ-10 пропусков, замен, перестановок, искажений букв, слов, трудностей в понимании прочитанного включает аграмматизм при чтении; трудности усвоения и смешения сходных графически букв и др.

Для построения эффективного коррекционного воздействия логопед диагностирует вид нарушения чтения. В отечественной логопедии используется классификация дислексий Р.И.Лалаевой. С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют 6 форм дислексий.

Фонематическая – связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа.

Семантическая – проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Аграмматическая – обусловлена несформированностью грамматической стороны устной речи, что проявляется в ошибках грамматического характера при чтении.

Мнестическая – проявляется в трудностях сопоставления букв со звуками, запоминании букв, а также в их недифференцированных заменах при чтении.

Оптическая – связана с трудностями усвоения графически сходных букв, с их смешениями и взаимными заменами, а также с «зеркальным чтением».

Тактильная – проявляющаяся в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля у слепых детей.

Возможно сочетание различных форм дислексии (например, фонематическая и аграмматическая).

Логопедическое заключение включает указание на форму дислексии и соотнесенность ее с видом нарушений устной речи, например, (F81.0, F80.0) фонематическая дислексия у ребенка с акустико-фонема-тической дислалией.

Примечание. В F81.0 МКБ-10 включаются также нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

Таким образом, F81.0 кодифицирует:

дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.

В последнем случае в логопедическом заключении указывается вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи, например, фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося с ОНР (III ур.).

F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)

Дисграфия – частичное специфическое (т. е. не связанное с применением орфографических правил) нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме. Возникновение этих ошибок не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

С учетом несформированности определенных операций письма выделяются 5 форм дисграфии.

Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного произношения в письме.

Акустическая (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) – проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам, при правильном произнесении звуков в устной речи.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Аграмматическая – связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Оптическая – проявляется в искажениях и заменах букв на письме вследствие недоразвития зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; к оптической дисграфии относится и зеркальное письмо.

Возможно сочетание различных форм дисграфии (например, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия или акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия).

Дисграфия может сочетаться с другим нарушением письма – дизорфографией (Корнев А.Н., 1997; Прищепова И.В., 1993 и др.). Дизорфография – специфическое сложное и стойкое нарушение письма, проявляющееся в неспособности освоения орфографических знаний, умений и навыков. Симптоматика дизорфографий включает разнообразные ошибки на основе невозможности овладения морфологическим и традиционным принципами написания, а также правилами графики и пунктуации.

Логопед диагностирует вид нарушений письма, что позволяет выбрать направление коррекционного воздействия. Логопедическое заключение включает указание и на соотнесенность расстройств письма с нарушениями устной речи. Например, аграмматическая дисграфия у ребенка с лексико-грамматическим недоразвитием речи; смешанная дисграфия с ведущей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической и оптической и дизорфография у ученика с моторной алалией (III ур. р. р.).

Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении. При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.

F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)

Дискалькулия – частичное расстройство способности производить арифметические действия.

Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы а алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях.

F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а также эмоционального развития.

Имеет место значительная недостаточность как арифметических навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе.

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

У детей школьного возраста проявляются черты психики, свойственные более младшему возрасту – чрезмерная наивность, доверчивость, ярко выраженные игровые интересы, преобладание мотива получения непосредственного удовольствия в поведении, отсутствие интереса к учебе, отсутствие выраженности чувства долга и ответственности, связанные с этими особенностями нарушения школьной дисциплины и невозможность усвоения программы общеобразовательной школы.

F82 – специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)

У детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения имеет органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обуславливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органиче-ская недостаточность проявляется большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоцио- нально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

В эту рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций.

studfiles.net

Медико-социальная экспертиза

Войти через uID

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

3.6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

На сегодня в МСЭ и реабилитации при нервно-психических расстройствах, наряду с исторически сложившимся термином «Олигофрения», используется регламентированный в МКБ-10 диагностический термин «Умственная отсталость» (рубрика по МКБ F70-79). В Международной классификации функционирования (МКФ) умственная отсталость представлена доменами b 117 (функции интеллекта) и s 110 (структуры головного мозга).

Социальная значимость: в Российской Федерации среди причин инвалидности по психическим нарушениям у детей олигофрения устойчиво занимает первое место. Социальная значимость определяется и тем, что олигофрения, формируясь в раннем детстве, «сопровождает» человека все его жизнь.

Олигофрения — врожденная или приобретенная в раннем детстве (до трех лет) стойкая интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности, лишенная прогредиентного течения.

Понятие «олигофения» является полиэтиологичной патологией, которую объединяет общий синдром – интеллектуальная недостаточность.

Основными этиологическими факторами олигофрении являются:

1. Хромосомные абберации;

2. Наследственные нарушения различных форм метаболизма;

3. Наследственные заболевания кожи, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы;

4. Воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;

5. Интранатальная травма

6. Органическое поражение мозга в родовой и постнатальный период (до трех лет).

Традиционно выделяют следующие формы интеллектуальной недостаточности при олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Кроме того, в структуре диагноза «Олигофрения» выделяют т.н. тип олигофренического дефекта (ОД), т.е. сочетание недоразвития интеллекта с расстройствами в сферах темперамента, характера, мотивации, значимыми при формировании социальной недостаточности (СН) и ограничений жизнедеятельности (ОЖД). Выделяется три типа олигофренического дефекта: основной; психопатоподобный; сложный (осложненный).

Рассмотрим подробнее степени интеллектуальной недостаточности и разновидности олигофренического дефекта.

Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) – самая тяжелая степень олигофрении (5% от популяции детей-олигофренов). Тип ОД не выделяется; в целях социальной абилитации целесообразно выделять глубокую, умеренную и легкую степень идиотии. Глубокая степень: нет логически-ассоциативных связей между предметами и явлениями; речь отсутствует. Эмоциональные реакции полярны, примитивны – гневливость, апатия. Двигательные реакции бедны, малокоординированы. Ходьба поздно, ходят с трудом. Нет навыков самообслуживания (не могут одеться, пользоваться ложкой, вилкой; не опрятны мочой и калом). Легкая и умеренная степень: логически-ассоциативные связи крайне примитивны: пламя – не трогать; лед – холодный и др. Способны дифференцировать окружающих – радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам. Моторно неловки. Речь – знают отдельные обиходные слова; выговор с дефектом, фразовая речь отсутствует. Имеются навыки примитивного самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).

Имбецильность (рубрика по МКБ-10 F71)- вторая по частоте встречаемости степень интеллектуальной недостаточности (20% от популяции детей-олигофренов). Глубокая степень: имеются примитивные логически-ассоциативные связи, представления. Имеется эмоциональная дифференцировка окружающих. Обычно страдают тонкие, сложно координированные действия. Могут усвоить небольшой запас слов, строят короткую простую фразу, понимают обращенную речь на бытовом уровне. Имеются навыки элементарного самообслуживания, однако потребности примитивны. Обучение во вспомогательной школе не продуктивно (чтение отдельных слов, складывание-вычитание на простейшем наглядном материале). Тип олигофренического дефекта (ОД) выделять нецелесообразно. Легкая и умеренная степень: формируются конкретные логически-ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки – собаки «вообще»). К самостоятельному решению интеллектуальных задач, даже простых и житейских – не способны; удовлетворительно адаптируются только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходим постоянный контроль; однако, могут учиться во вспомогательной школе (усваивают простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и др.). Осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т.п.). У данных пациентов уже возможно выделение того или иного типа ОД – основного, психопатоподобного, сложного (осложненного).

Дебильность (рубрика по МКБF70): имеет особую социальную значимость (до 75% от детей-олигофренов). Выраженная степень дебильности. Моторная неловкость, задержка речи, навыков самообслуживания прослеживается к 2,5 – 3 годам. Ходят и говорят с 3 лет, фразовая речь – с 4-5 лет. Эмоциональные реакции маловыразительны, торпидны. Словарный запас беден, речь односложная, c аграмматизмами. Приобретение простейших трудовых навыков (уборка комнаты, мытье посуды и т.п.) значительно затруднено. Логически-ассоциативные связи конкретны. Концентрация внимания низка. Память механическая, малого объема. Образование возможно в объеме 4-6 классов вспомогательной школы. Выделяют 3 типа олигофренического дефекта: основной, психопатоподобный и сложный (осложненный).

Умеренная степень дебильности. Приобретение навыков самообслуживания замедлено, но достижимо. Эмоциональные реакции достаточно модулированы и ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Ходить и говорить начинают к 2 годам, простая фразовая речь – к 3-4 годам, речь дизартрична, сопровождается аграмматизмами, словарный запас не соответствует возрасту. Не справляются с программой общеобразовательной школы. Во вспомогательной школе оканчивают 6-8 классов. Могут приобретать простые трудовые навыки, при основном типе ОД адаптированы в труде, под контролем. В типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно, однако, дезадаптируются при любом отклонении от стереотипа.

Легкая степень дебильности. Раннее развитие без отставания. Эмоциональные реакции в целом ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Абстрактный смысл пословиц и поговорок не вычленяют; наглядно-образное мышление возможно. Возможно обучение в массовой школе до 4-5 класса, далее трудности с предметами, содержащими абстрактный материал. Вспомогательная школа в полном объеме. Словарный запас достаточный, но суждения поверхностны, легковесны, штампованы. Могут приобретать трудовые навыки в неквалифицироованых профессиях. Нередко образуют семьи, занимаются бытом, и др.

Наряду с анализом интеллектуального дефекта, в МСЭ и ре- (абилитации) оценивается также тип и степень выраженности ОД (особенности темперамента, характера, мотивации пациента, а так же наличие сомато-неврологической патологии).

Основной тип ОД формируется примерно у 80% детей с олигофренией. Характерен для дебильности или имбецильности легкой (умеренной) степени. По темпераменту эмоционально адекватны, синтонны, по характеру социально ориентированы. Как правило, охотно учатся во вспомогательной школе. Повзрослев, трудонаправлены, склонны к монотонности в работе. Цели, идеалы, представления, установки приземленные, шаблонизированные («быть как все»). В установках ригидны, меняют их с трудом. Однако, в практической деятельности свою мотивацию реализуют удовлетворительно. Свыше 60% олигофренов в степени дебильности при основном типе ОД достаточно социально адаптированы и не нуждаются в определении категории «ребенок-инвалид».

Психопатоподобный тип ОД могут иметь до 20% страдающих олигофренией в степени как дебильности, так и легкой (умеренной) имбецильности. Выделяют несколько его вариантов:

эксплозивный вариант со стороны темперамента характеризуется возбудимостью, злобностью, раздражительностью, и т.п. Такие дети ситуативно неадекватны в поведении, требуют постоянного контроля их поведения. Небрежны в учебе, а повзрослев – и в работе; в целом деятельность таких пациентов неустойчива и мало целенаправлена. Поэтому даже при легкой степени дебильности дети с умеренным или выраженным эксплозивным вариантом ОД требуют социальной защиты и медикаментозной коррекции поведения. При более выраженных степенях дебильности, и при легкой имбецильности, сочетающихся с эксплозивным вариантом типа дефекта, есть все основания для определения таким детям инвалидности.

– при астеническом варианте психопатоподобного типа ОД ребенка дезадаптирует т.н. «астенический рисунок поведения». Такие дети жалуются на головные боли, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, расстройства сна и т.п. Часты отказы от игр, от учебных занятий. При ЭПО — замедление темпа психической деятельности, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, низкая выносливость к психическому и физическому напряжению. Объективно наблюдаемые стойкие умеренные и выраженные расстройства, характерные для данного типа ОД, с отказом от деятельности, с дезорганизацией поведения и др. – говорят в пользу экспертного решения о мерах социальной защиты, даже в случае легкой степени дебильности, и тем более, в случаях других степеней интеллектуального недоразвития.

апатический (апатически-торпидный) вариант психопатоподобного типа ОД: крайне низок темп психической деятельности, низок интерес к различным фор­мам деятельности, основной фон настроения — апатия; характерно безразличие к другим людям и самому себе; инте­рес к окружающему ограничен примитивными потребностями. Время часто проводят в постели, мал интерес к расширению навыков самообслуживания, к обучению. Навыки по социальной адаптации не стойки и вырабатываются медленно. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, картонаж, и др.). Данный вид олигофренического дефекта наименее благоприятен для абилитации. При умеренных и выраженных апатических проявлениях здесь имеются существенные основания для признания ребенка инвалидом.

Сложный («осложненный») тип олигофренического дефекта характеризуется сочетанием интеллектуальной недостаточности (дебильность, легкая или умеренная имбецильность) с сомато-неврологической патологией – припадки, параличи, гиперкинезы, речевые расстройства (афазия и др.), энурез, энкопрез, слепо­та, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.

Показания для направления на МСЭ: возраст ребенка 3 и более лет; наличие стойкого непрогредиентного симптомокомплекса-дефекта интеллектуальной недостаточности различных степеней в сочетании с патологией в сфере темперамента и характера, либо стойкой сомато-неврологической симптоматикой умеренной, выраженной и значительно выраженной степеней; неэффективность проведения реабилитационных мероприятий.

Необходимые обследования при направлении на МСЭ: заключения специалистов: генетик (данные объективного осмотра с исследованием крови на кариотип, специальные методы исследования при наличии патологии метаболизма); психиатр, невролог, педиатр, травматолог-ортопед, окулист и т.д. (по показаниям); данные экспериментально-психологического обследования (ЭПО) у детей старше 3 лет (состояние психических процессов и интеллекта, оценка особенностей темперамента и характера); логопед (оценка состояния речевой функции); дефектолог; при необходимости: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое определяет вид обучения, его форму и режим; характеристика с места учебы, иные материалы объективного (клинико-экспертного) наблюдения, в т.ч. социальное обследование на дому; инструментальные и лабораторные методы исследования (по показаниям, в зависимости от этиологии и наличия сомато-неврологической патологии): МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, нейросонография; ЭЭГ, ЭКГ и т.д.

Основной клинико-экспертно-функциональный диагноз складывается из:

а) синдрома интеллектуальной недостаточности с указанием степени выраженности; б) типа олигофренического дефекта с указанием степени выраженности, в том числе: основного; психопатоподобного; сложного (осложненного) — при сочетании нарушений психических функций с нарушениями соматических и неврологических функций.

Например: Олигофрения в степени выраженной дебильности. Выраженный сложный тип дефекта (с выраженными речевыми расстройствами).

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (в сочетании со стойкими нарушениями сомато-неврологических функций, в том числе — нарушения языковых и речевых функций; нарушения сенсорных функций; нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством), приводящие к ограничению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контроля за своим поведением, определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах представлена в табл. 75-78.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах (при умственной отсталости легкой степени)

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

www.invalidnost.com

Мкб 10 умственная отсталость

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;

F7х.8 другие нарушения поведения;

F7х.9 без указаний на нарушение поведения;

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:

F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);

F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;

F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);

F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;

F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;

F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);

F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);

F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

moypsychiatr.ru