Мотивации успеха и боязни неудачи

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  6. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  7. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  8. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  9. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  10. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  11. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  12. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  13. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  14. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  15. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  16. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  17. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  18. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
  19. Ключ к опроснику

    Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

    Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

    Обработка результатов и критерии оценки

    За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

    Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

    Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

    Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

    Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

    Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

    Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

    testoteka.narod.ru

    Мотивации успеха и боязни неудачи

    Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В осо­бенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обя­зательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

    Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных за­даний, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, на­против, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

    Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

    При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита вре­мени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

    Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое бу­дущее на менее отдаленные промежутки времени.

    В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягатель­ность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в коли­чественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

    Если говорить о диагностике мотивации успеха и мотивации боязни неудачи, то самым оптимальным методом оказывается наблюдение, ведь у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жиз­ненных и учебных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюде­ния над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубо­кому психологическому анализу.

    В арсенале современной психодиагностики имеется множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности.

    Разработка качественных методик в целом представляет собой весьма слож­ную задачу. Ведь мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, «закрыты» для анализа, они составляют зону, сознательно или подсознательно, но всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникно­вения. И потому мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют от специалиста высочайшей квалифика­ции. Наряду с проективными методиками для измерения мотиваций НУ (На­дежды на Успех) и БН (Боязни Неудачи) применяются и другие тестовые опросники — опросник ТМД А. Мехрабиана (в том числе в модификации М.Ш. Магомед-Эминова), опросник МУН А. Реана.

    studfiles.net

    Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи

    Несколько выше мыуже упоминали о том, что толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положи­тельный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная актив­ность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

    А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избе­жать, а не как добиться успеха.

    Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позво­ляет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

    Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность дея­тельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего конт­роля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

    Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при занижен­ных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

    В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник. 1 Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов.

    1 Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б. В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия за­поминаются значительно лучше,чем завершенные.

    При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефи­цита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склон­ны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

    Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В осо­бенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обя­зательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.

    Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно за­вышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напро­тив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

    Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объяс­няется эффектом контроля ожиданий.

    При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита време­ни результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, мень­шей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

    Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое буду­щее на менее отдаленные промежутки времени.

    В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «на­вязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

    Если говорить о диагностике мотивации успеха и мотивации боязни неуда­чи, то самым оптимальным методом оказывается наблюдение, ведь у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюдения над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубокому психологическому анализу.

    В арсенале современной психодиагностики множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности.

    Разработка качественных методик в целом представляет собой весьма слож­ную задачу. Ведь мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, «за­крыты» для анализа, они составляют зону, сознательно или подсознательно, но всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. И потому мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень тру­доемки и кроме того требуют от специалиста высочайшей квалификации. Наряду с проективными методиками для измерения мотиваций НУ (Надежды на Успех) и БН (Боязни Неудачи) применяются и другие тестовые опросники — опросник ТМД А. Мехрабиана (в том числе в модификации М. Ш. Магомед-Эминова), опро­сник МУН А. Реана.

    Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

    Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точ­ный.

    1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на ус­пех.

    2. Обычно я действую активно.

    3. Я склонен к проявлению инициативы.

    4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

    5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполни­мые задания.

    6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

    7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

    8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чье­го-то контроля.

    9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

    10. Я обычно настойчив в достижении цели.

    11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

    12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

    13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

    14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышен­ные, но достижимые цели.

    15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

    16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

    17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

    18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

    20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

    Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14,16, 18, 19, 20; «нет»: 4, 5, 7, 9, 13,15, 17.

    Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

    Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагно­стируется мотивация боязни неудачи.

    Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диа­гностируется мотивация успеха.

    Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следу­ет считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.

    studopedia.ru

    Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

    Методика предложена А. А. Реаном.

    Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

    4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

    5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.

    8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

    10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

    13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

    14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

    15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

    16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

    19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

    Один балл получают ответы «да» на утверждения 1–3, 6, 8, 10–12, 14, 16, 18–20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

    Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12–13 баллов — ближе к стремлению к успеху.

    psy.wikireading.ru

    4. 5. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

    Инструкция. Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов -“да” или “нет”. Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное “да”, так и “скорее да, чем нет”. То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

    1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

    3. Склонен к проявлению инициативы.

    5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания,либо нереально трудные.

    6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

    7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

    8 Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

    9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

    11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

    12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

    17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

    18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

    Ключ к опроснику:

    один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

    если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

    4. 6. Карта интересов 78

    Прочитайте последовательно вопросы, приведенные в опроснике.

    Отметьте в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

    «++», если указанная деятельность очень нравится;

    «+», если указанная деятельность нравится;

    «0», если не знаете, как ответить, или есть сомнения;

    «_», если указанная деятельность не нравится;

    « _ _», если указанная деятельность очень не нравится.

    Ответьте на все вопросы, не пропуская ни одного. Время на ответы (заполнение листа ответов) не ограничивается.

    Нравится ли Вам (любите ли Вы, хотели бы Вы):

    читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

    читать об открытиях химии?

    выяснять устройство электрорадиоприборов?

    читать технические журналы («Техника-молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор»)?

    узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

    знакомиться с жизнью растений и животных?

    читать классиков мировой литературы?

    обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

    читать книги о жизни школы?

    знакомиться с работой врачей?

    заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?

    посещать театры, музеи, художественные выставки?

    читать книги о войнах и сражениях?

    читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

    выполнять домашние задания по химии?

    исправлять бытовые электрорадиоприборы?

    посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

    ходить в походы по родному краю с целью его изучения?

    изучать биологию, ботанику, зоологию?

    читать критические статьи о литературе?

    участвовать в общественной работе?

    давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать?

    читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

    шить, вышивать, готовить пищу?

    читать об искусстве?

    знакомиться с военной техникой?

    проводить опыты по физике?

    проводить опыты по химии?

    читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

    собирать и ремонтировать машины, например, велосипед?

    собирать коллекции минералов?

    работать в саду, на огороде?

    письменно излагать свои наблюдения?

    читать книги по истории?

    читать, рассказывать детям сказки, играть с ними?

    ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?

    помогать по хозяйству дома?

    заниматься в каком0либо кружке художественной самодеятельности?

    участвовать в военных играх, походах?

    заниматься в математическом (физическом) кружке?

    моделировать, например, изготовлять модели планеров?

    участвовать в географических или геологических экскурсиях?

    наблюдать за живой природой?

    изучать иностранный язык?

    выступать с докладами на исторические темы?

    выполнять работу пионервожатого?

    ухаживать за детьми?

    делать разные покупки?

    беседовать с товарищами по вопросам искусства?

    заниматься в спортивных секциях?

    участвовать в физических (математических) олимпиадах?

    решать задачи по химии?

    выполнять работы с измерительными приборами?

    выполнять работы по механике с простыми расчетами?

    знакомиться с географическими, геологическими картами?

    проводить опытническую работу по биологии?

    обсуждать с товарищами прочитанные книги?

    изучать политический строй в различных странах?

    обсуждать вопросы воспитания?

    знакомиться с тем, как устроен организм человека?

    убеждать людей в чем-либо?

    знакомиться с историей искусства?

    быть организатором в походах и в играх?

    производить математические действия по формулам?

    находить химические явления в природе?

    разбираться в радиосхемах?

    проводить топографическую съёмку.

    ухаживать за животными?

    выступать с докладами по вопросам литературы?

    знакомиться с историей культуры?

    изучать причины возникновения различных болезней?

    давать объяснения младшим школьникам?

    знакомиться, общаться с разными людьми?

    принимать участие в смотрах художественной самодеятельности?

    соблюдать режим (распорядок дня)?

    4. 7. Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

    Мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

    Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы.

    Экспресс-диагностика включает в себя пять блоков.

    Личностный смысл учения. Это внутреннее отношение школьника к учению.

    Виды мотивов учения.

    Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений.

    Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми.

    К социальным относятся и позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.

    Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Здесь различают внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью), когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д.

    Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы, которые характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества.

    Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

    Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

    Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, — целеполагание – умение школьников ставить цели, обосновывать и достигать их.

    Реализация мотива в поведении. В этом блоке отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий.

    Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех ее показателей) целесообразно проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

    Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.

    Методика изучения мотивации учения подростков, 7-ой класс.

    Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

    1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

    а) хороших оценок;

    б) продолжения образования, поступления в институт;

    в) поступления на работу;

    г) чтобы получить хорошую профессию;

    д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

    2. Я бы не учился, если бы не …

    б) не было учебников;

    г) хотелось учиться;

    д) было интересно;

    е) мысли о будущем;

    ж) школа и долг перед Родиной;

    з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

    а) хорошие отметки;

    б) усилия, трудолюбие;

    г) хорошую работу;

    д) выполнение домашнего задания;

    а) получить высшее образование;

    б) я пока не знаю;

    в) стать отличником;

    г) состоит в учебе;

    д) получить хорошую профессию;

    е) принести добро моей родине.

    5. Моя цель на уроке…

    а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

    б) усвоить материал, понять тему;

    в) получить новые знания;

    г) сидеть тихо как мышка;

    д) внимательно слушать;

    е) получить пятёрку.

    6. Когда я планирую свою работу, то…

    а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

    в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

    г) составляю план своей работы;

    д) внимательно читаю задание;

    е) стараюсь сделать сразу всё;

    ж) открываю «готовые домашние задания»;

    з) сначала отдыхаю.

    7. самое интересное на уроке…

    а) разные игры по теме;

    б) объяснение учителя;

    г) устные задания;

    д) побольше читать;

    е) общаться с друзьями;

    ж) стоять у доски, то есть отвечать.

    8. Я изучаю материал добросовестно, если…

    а) он мне нравится;

    в) он мне интересен;

    г) я его хорошо понимаю;

    д) меня не заставляют;

    е) не дают списать;

    ж) надо исправить двойку.

    9. Мне нравится делать уроки, когда…

    а) они лёгкие и их мало;

    б) остаётся время погулять;

    в) они интересные;

    г) есть настроение;

    д) есть «готовые домашние задания»;

    е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

    10. Учиться лучше меня побуждает…

    а) мысли о будущем;

    б) родители и (или) учителя;

    в) покупка желаемой вещи;

    г) низкие оценки;

    д) желание знаний;

    е) высокие оценки.

    11. Я более активно работаю на уроках, если…

    а) ожидаю похвалы;

    г) хочу больше узнать;

    д) хочу, чтобы меня заметили;

    е) изучаемый материал мне нужен.

    12. «Хорошие отметки» — это результат…

    а) хороших знаний;

    в) добросовестного выполнения домашних заданий;

    г) помощи друзей;

    д) упорной работы;

    е) помощи родителей;

    13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

    б) трудности заданий;

    г) приложенных усилий;

    е) внимания к объяснению учителя.

    14. Я буду активным на уроке, если…

    а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

    г) не будут ругать за ошибку;

    д) уверен, что отвечу хорошо;

    15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я:

    б) прибегаю к помощи других;

    в) мирюсь с ситуацией;

    д) надеюсь, что пойму потом;

    е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;

    16. Ошибившись в выполнении задания, я…

    а) делаю его снова;

    г) исправляю ошибку;

    д) бросаю это задание;

    17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

    а) анализирую его снова;

    в) спрашиваю у учителя или родителей;

    г) откладываю его;

    е) не делаю его, потом списываю.

    18. Мне не нравится выполнять задания, если они…

    а) сложные и большие;

    б) с лёгким решением;

    в) письменные домашние;

    г) не требуют усилий;

    д) только теоретические или только практические;

    е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

    Спасибо за ответы!

    Методика изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы. Для учащихся 9-го класса

    Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

    1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

    а) получения образования;

    б) поступления в вуз;

    в) будущей профессии;

    г) ориентировки в жизни;

    д) того, чтобы устроиться на работу.

    2. Я бы не учился, если бы не…

    г) получал знания;

    3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

    б) успехи в учёбе;

    в) приложенные усилия;

    г) мои способности;

    е) мои личные качества.

    4. Мне кажется, что цель моей жизни…

    а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

    б) хорошо знать школу;

    в) доставлять пользу людям;

    5. Моя цель на уроке

    а) усвоить что-то новое;

    б) пообщаться с друзьями;

    в) слушать и понимать учителя;

    г) получить хорошую оценку;

    д) никому не мешать, сидеть тихо.

    6. При планировании своей работы, я

    б) повторяю, что проходили на уроке;

    в) внимательно читаю задание;

    г) стараюсь сделать сразу всё;

    д) открываю «готовые домашние задания»;

    е) сначала отдыхаю.

    7. Самое интересное на уроке

    а) общение с друзьями;

    б) общение с учителем;

    в) новая тема, отработка материала;

    г) объяснение учителя;

    д) получать хорошие отметки;

    е) отвечать устно.

    8. Я изучаю материал добросовестно, если

    а) он для меня интересен;

    б) у меня хорошее настроение;

    в) меня заставляют;

    г) не дают списать;

    д) надо исправить отметку;

    9. Мне нравится делать уроки, когда

    а) тихо и ничто меня не отвлекает;

    в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

    г) я понимаю тему;

    10. Учиться лучше меня побуждает

    а) деньги, которые я заработаю в будущем;

    в) чувство долга;

    г) низкие отметки;

    11. Я более активно работаю на уроках, если

    а) ожидаю одобрения окружающих;

    б) мне интересна выполняемая работа;

    в) мне нужна отметка;

    д) хочу, чтобы мня заметили;

    12. «Хорошие» отметки – это результат

    а) моей упорной работы;

    б) «подлизывания» к учителям;

    в) подготовленности и понимания на уроках;

    д) получения хороших знаний;

    е) помощи родителей или друзей.

    13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от

    б) понимания заданий;

    в) моих способностей;

    г) приложенных усилий и старания;

    14. Я буду активным на уроке, если

    б) смогу справиться;

    е) довольно часто.

    15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я

    а) ничего не предпринимаю;

    в) прибегаю к помощи других;

    г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

    16. Ошибившись в выполнении задания, я

    а) делаю его снова, исправляя ошибки;

    г) приношу извинения;

    д) продолжаю думать над заданием;

    е) бросаю это задание.

    17. Если я не знаю, как выполнять какое-либо действие, то я

    а) обращаюсь за помощью;

    б) не выполняю его;

    в) думаю и рассуждаю;

    г) не выполняю его, а потом списываю;

    д) обращаюсь к учебнику;

    е) огорчаюсь и откладываю его.

    18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют

    а) большого умственного напряжения;

    б) слишком легкие и не требуют усилий;

    г) не требуют сообразительности;

    д) сложные и большие;

    Е) не интересные, не требуют логического мышления.

    studfiles.net

    Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

    Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

    1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.
    2. Склонен к проявлению инициативы.
    3. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
    4. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные,
    5. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
    6. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
    7. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.
    8. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
    9. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
    10. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
    11. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
    12. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
    13. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
    14. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.
    15. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.
    16. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.
    17. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.
    18. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

    Обработка результатов

    Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12,14,16, 18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

    Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

    docpsy.ru

    Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А.

    2. В деятельности активен.

    3. Склонен к проявлению инициативности.

    5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности.

    8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

    9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

    10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

    11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.

    12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

    13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

    14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие.

    15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

    16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

    18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

    19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели , как правило, не отказываюсь.

    20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

    КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

    За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

    Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

    Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

    Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полю ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

    Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Х отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

    Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

    Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

    www.psyoffice.ru

Опубликовано в рубрике Дети