Музыкальные занятия с детьми с синдромом дауна

Музыкальные занятия в коррекционной школе с детьми с синдромом Дауна.

Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

Просмотр содержимого документа

«Музыкальные занятия в коррекционной школе с детьми с синдромом Дауна.»

Черданцева Татьяна Тимофеевна

Учитель музыки, пения, общий стаж 37 лет.

МБОУ «С(К)ОШ «ЗЛАГОДА» г. Симферополя

Музыкальные занятия в коррекционной школе с детьми с синдромом Дауна.

Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Я считаю, что они очень важны для развития и закрепления навыков счета и письма, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Такой метод обучения полезен для всех детей, вне зависимости от их способностей. Исходя из моего опыта работы в школе я могу сказать, что такой метод является одним из важнейших средств в обучении детей с особыми потребностями.

Возьмем, к примеру, пение. Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как дети, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем обычные дети, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.

Даже если дети уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах, или на занятиях в школе.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно.

Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.

Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого детям с трудностями в обучении требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни типа “Бояре, а мы к вам пришли”, где один человек или группа задает вопросы другому или другой группе, являются наиболее подходящими для развития такого навыка.

Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.

Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьезными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами.

Другая причина, я думаю, кроется в том, что мы все обладаем чувством ритма. Но наша реакция на одну и ту же музыку или песню может быть разной (например, у одних людей чувство ритма развито больше чем у других). Это связано с различием в культуре, с жизненным опытом, с эмоциональным состоянием.

Так же, как и пение, музыка включает в себя слушание и реакцию на услышанное, работу в коллективе и самовыражение. Способность воспроизводить музыку не обязательно базируется на обучении. Многие дети с синдромом Дауна «сотрудничают» в музыкальных группах так же, как и обычные дети. Любого из нас обогащает участие даже в простейшем музыкальном представлении, но это особенно важно для тех, кому обучение дается нелегко, у кого так мало возможностей “блеснуть” перед другими.

С помощью анализа реакции детей на одну и ту же музыку родители или учителя могут определить детей, у которых возникают трудности в обучении, которые не понимают из-за непонимания языка, что происходит, или которым не хватает движений и, поэтому они не могут петь или хлопать в такт.

Например, медленно обучающийся ребенок может не помнить что делать, у ребенка с диспраксией могут возникнуть трудности с координацией (не может положить руки на голову, плечи, колени, ноги), дислектик может воспринимать все в неправильном порядке. Таким детям нужна дополнительная помощь, которая помогла бы им максимально раскрыть свой потенциал.

Родители могут испытывать тревогу за детей, имеющих проблемы со слухом, которые каким-то образом не были определены. Выясняется, что некоторые дети не реагируют адекватно или вообще не реагируют по эмоциональным причинам. Всем этим детям нужна помощь, и музыка очень часто может быть частью этой помощи.

Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.

Вот несколько практических примеров:

5. Песни для развития образного мышления.

10. Песни с использованием различных диалектов.

11. Ритмические песни.

kopilkaurokov.ru

Музыкальные занятия с детьми с синдромом дауна

«Друзья не считают хромосомы».

Синдром Дауна. Для обозначения умственной отсталости это слово давно стало нарицательным. Всего одна лишняя хромосома в наборе. В каждой семье возможна вероятность рождения такого ребёнка. Ежегодно, по данным В.Леви, в стране их рождается более двух тысяч. Таким детям присуща удивительная душевная аура. Даунята всегда добры, заботливы, ласковы и очень зависимы от взрослых, которые с ними общаются, их учат. Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди необходимы человечеству, чтобы оно училось любить.

Многие дети с синдромом Дауна к пяти годам ( примерно в этом возрасте они чаще всего попадают к нам в детский сад) говорят очень плохо. Этот недостаток огорчает самих детей и их родителей. Часто встречаются у таких детей в раннем возрасте отиты, приводящие к ухудшению слуха. Ребёнок слышит звуки недостаточно точно. Поэтому у очень многих детей с синдромом Дауна слабая слуховая разборчивость. Малыш слышит только приблизительное звучание слов. Как же ему воспроизвести слово, если он не слышит его точно? Добавьте к этому вялось лицевых мышц, ответственных за речь.

От нас, педагогов, зависит очень многое. Надо постараться, чтобы малыш не только слышал, что происходит вокруг него, а также и видел, речь свою подкреплял жестами. А для этого необходимо много времени и терпения. Естественная жестикуляция помогает в трудных ситуациях. Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения слов. Позднее кроха начинает понимать, что при помощи слов можно сказать гораздо больше, чем жестами и тогда начинается постепенное отхождение от языка жестов. Здесь важна помощь грамотного логопеда и музыкального руководителя.

Для всех специалистов, работающими с даунятами, основной ценностью должно быть признание достоинства и значимости этих детишек, а первостепенной задачей — улучшение их жизни, ежедневно доказывая их абсолютную человеческую полноценность.

Занимаясь с такими детьми, мы можем проиллюстрировать все сказанное реальным примером. Для чего приведем несколько страничек дневника индивидуально-совместной деятельности с удивительно способной девочкой Ирой и её заботливой мамой.

Из дневника музыкального руководителя.

Ирочка — бесконечно добрая, внимательная, ласковая девочка с синдромом Дауна находилась у нас в саду два с половиной года. (Полгода в группе «Особый ребенок» и два года во вспомогательной группе).

На самом первом музыкальном занятии она, услышав звуки фортепиано, встала, замерев, широко раскрыв глаза, с огромным интересом следя за всем происходящим, впитывая в себя музыку. Всё ей было интересно, вызывало глубокий эмоциональный отклик. Когда же занятие окончилось, малышка отказывалась уходить из зала, уселась на пол, чтобы «никто её не вынес» и никакие уговоры не смогли её убедить покинуть зал. Так и началась наша индивидуально-совместная работа. Мы даже представить не могли, насколько неутомимым бывает такой ребёнок, если что-то очень нравится.

Музыка — это та основная и легкоусвояемая пища её души, которая питала Иришку и радовала, музыку она любила до самозабвения. Мама этой музыкальной девчушки, рассказывала, что бывали дни, когда дочка не хотела идти в садик, но как только становилось известно, что сегодня музыка — мигом преображалась и бежала к машине, чтобы скорее ехать. Когда же была больна, весьма огорчалась, что пропустила музыку.

Так удивительно прилежная, терпеливая Ирочка начала осваивать одну из самых сложных видов искусств — музыку.

С большим увлечением она могла рассказывать о прослушанной музыке. И очень огорчалась, когда замечала, что мы не всегда разбираем некоторые слова. Для большей выразительности подкрепляла свою речь жестикуляцией, подбирала синонимы, так ей было необходимо, чтобы её понимали полностью. Она считала это самым важным в общении с людьми.

Ирочка умела и любила слушать музыку. Этому очень трудно научить. Такая внутренняя культура складывается длительное время. Обычно проходят годы, пока сформируется потребность получать эстетическое наслаждение от прослушанных музыкальных произведений.

Когда звучала музыка, Ирина сидела, замерев, жадно впитывая каждый музыкальный звук, ей был важен каждый оттенок огромной музыкальной палитры чувств. Музыка смолкала. Ириша не сразу «возвращалась», а ещё некоторое время молчала, пребывая «там», в своём таинственном и непостижимом мире музыки. Через минуту просила, даже требовала: «Ещё, ещё сыграйте».

За время наших занятий сложился свой репертуар «самых любимых» песен и пьес. Их содержание самое разнообразное: это и 3 часть сонаты В. А. Моцарта A-dur и пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, пьесы Р. Шумана из «Альбома для юношества», «Парень с гармошкой» Г. Свиридова и многое другое.

Не раз Ира просила исполнить музыкальные произведения, прослушанные в прошлом году. Так список любимого репертуара постепенно расширялся. Особенно нравились Ире музыкально-дидактические игры по слушанию музыки, вопросы:

  1. «Какие ещё произведения этого композитора ты знаешь?»
  2. «Прослушай музыкальный фрагмент и скажи, какая мелодия прозвучала?»
  3. Она всегда всё помнила и безошибочно называла композитора и название пьесы.

    Пожалуй, труднее Ирине давались упражнения и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Мы хлопали в ладошки, стучали в бубен. Выкладывали на столе карточки с ритмическим рисунком, играли в «Ритмическое лото», играли в «Эхо», слушали, закрыв глаза, и всё же четкость воспроизведения ритма была смазана. К нам приходили в гости Кукла и Щенок, Петрушка и Котёнок, а мы всё продолжали их обучать. Невозможно не удивляться терпению и настойчивости этого славного ребёнка.

    Особой любовью у Иры пользовалась игра на детских музыкальных инструментах (триоле, металлофоне, треугольнике, ложках, маракасе). Она не только называла все эти инструменты, но и безошибочно определяла их тембр, знала основные приёмы игры на них. Самый любимый — glissando, звучное скольжение по всем нотам снизу вверх.

    Что можно сказать о результативности наших занятий? Пожалуй, её не измеришь столбцами диаграмм и таблиц. Обучение музыке — сложнейший психический процесс. По нашему глубокому убеждению, самым важным в музыкально-коррекционной педагогике является воспитание жажды познания музыкального искусства, желание посредством музыкальных образов и звуков познавать мир. Мы убеждены, что этот ребёнок с синдромом Дауна принадлежит к разряду особо одаренных детей.

    Без всякого сомнения, ребёнка с синдромом Дауна вряд ли примут в обычную музыкальную школу. А так хотелось бы продолжения живого общения этого ребёнка с миром музыки, самым волшебным и необходимым в деле коррекции инструментом.

    www.logoped.ru

    Музыка для солнечных детей

    В Доме культуры учащейся молодежи Краснодарского края, который находится в центре краевой столицы, занимаются 12 детей с синдромом Дауна. Здесь создан музыкальный коллектив, где они поют вместе со здоровыми детьми. Вокальный детский народно-эстрадный коллектив «Музыкальная палитра» работает уже почти два года. Обычно развивающиеся дети с чуткостью и пониманием относятся к своим сверстникам с синдромом Дауна, и те отвечают им взамностью.

    Два раза в неделю в Доме культуры можно встретить родителей, которые приводят своих детей на занятия в народно-эстрадный коллектив «Музыкальная палитра».

    Первый, кто мне встречается в коридоре, одна из мам – Елена Шмунк. За руку она ведет свою восьмилетнюю дочь Сабину – она из группы детей с синдромом Дауна. Идет девочка с трудом, такие малыши обычно слабо развиты.

    – Водим Сабину на занятия конным спортом и в бассейн. Это не только помогает поддерживать в тонусе ее мышцы, через полгода плаванья нам перестали ставить диагноз «сердечная недостаточность». Конечно, за это приходится платить. В месяц на занятия спортом уходит 15 тысяч рублей. Есть вариант сделать операцию, при которой каждое колено восстанавливается полгода. Но врачи пока советуют подождать, – говорит Елена Шмунк.

    Сейчас Сабина в школу не ходит, пока делается упор на творческое развитие – вокал и танцы. Это ей очень помогает. Неделя расписана по дням.

    – Моя дочка – самая маленькая в вокальной группе. Она практически не разговаривает, надеемся, что занятия вокалом помогут решить эту проблему. Постоянные развивающие занятия Сабины отнимают все мое время. Но карьера вообще дело сомнительное: сделала бы я что-то великое или нет, никто не знает. А Сабина – это мой долг, и никогда никакого чувства стыда за нее я не испытываю – наоборот, это моя медаль.

    Занятия в Доме культуры уже дают результат: Сабина учится ладить с другими детьми и проявляет больше эмоций. Недавно она так расчувствовалась, что заплакала во время исполнения песни.

    – Считаю это положительным моментом. Дочка что-то почувствовала, а проявление эмоций всегда хорошо для таких детей, – говорит Елена Шмунк. – На занятиях вокалом ребята учатся общаться с обычными детьми, выполнять требования и следовать правилам. Это поможет им в будущем жить в обществе.

    Почти все мамы таких детей не работают, посвящая им все свое время. Водят ребятишек в специальные коррекционные школы, где к каждому ребенку стараются найти свой подход. Особенной подход нашли и в коллективе «Музыкальная палитра», которым руководит Анастасия Артюшина.

    – Началось с того, что моя семья музыкальная. Все мои племянники, родственники и дочь занимаются пением. Решила попробовать поработать в этом направлении с детьми с синдромом Дауна, – говорит Анастасия Артюшина. – У обычных ребят такие занятия помогают развить толерантность, понимание и принятие таких людей. В итоге оказалось, что мне это очень нравится. Никакого страха не испытываю. К тому же интегрированное образование – это достаточно новое и сложное направление, поэтому работать в нем еще интереснее.

    Сейчас в Доме культуры реализуется общеобразовательная программа «Апрель», в которой соединено несколько направлений.

    – У нас занимается 12 детей с различными нарушениями. Для них есть музыкальное и общеразвивающее направления, где разрабатываются игровые программы. Все абсолютно бесплатно, – комментирует Юлия Орлова, художественный руководитель Дома культуры учащейся молодежи.

    Вокальный детский народно-эстрадный коллектив «Музыкальная палитра» работает уже почти два года.

    – Выступаем на площадках города с песней «Мы – просто другие», где дети с синдромом Дауна поют вместе со здоровыми ребятами. Проходили концерты на Ночи городских сообществ и Дне защиты детей. Нас уже пригласили в декабре показать номер на День ребенка, так что растем и развиваемся, – говорит с улыбкой Анастасия Артюшина.

    Здоровые дети с чуткостью и пониманием относятся к своим солнечным сверстникам, как ласково называет их Анастасия Артюшина. Те, в свою очередь, при встрече всегда обнимают их и улыбаются.

    – За два года мы уже все успели подружиться. Всегда стараемся друг другу помочь и подсказать, если что-то надо, – рассказывает участница коллектива Катя Шахторина. – Таких ребят не надо стыдиться, мы просто общаемся на равных.

    При нашем знакомстве со мной застенчивый Женя Петров пожимает мне руку, у него тоже синдром Дауна, поэтому рукопожатие получается совсем невесомым. А потом, смутившись, парень возвращается к другим ребятам.

    – Водим детей сюда не только потому, что надо, а потому что им самим нравится. Как только говорю своему сыну, что пойдет петь, сразу воодушевляется и начинает собираться. Наши дети нуждаются в кружках, где они могут общаться со здоровыми сверстниками: они тогда тянутся к их уровню, – делится мама Жени Светлана.

    Пока у детей идет часовое занятие, мамы терпеливо ждут, сидят на диванчиках и обсуждают последние новости: кто в какой санаторий собирается поехать, где бассейн дешевле и так далее. Рассказывают о своих детях, об отношении к ним окружающих. Они очень надеются на понимание людей.

    Слова: «У ребенка синдром Дауна», – для многих могут звучать, как приговор. Но не для этих женщин.

    – Обычно общество довольно сдержанно, а порой негативно относится к людям с синдромом Дауна – и нахамить могут, и обидеть. Иногда даже приходится слышать, что это заразно. Думаю, это из-за того, что большинство просто не знает, как себя вести. Хочется такого же отношения, как и к другим, чтобы не показывали пальцем и не выделяли среди остальных. Надеюсь, когда-нибудь общество научится такой толерантности, – делится Лариса – мама Вари Соковой, одной из учениц с синдромом Дауна. – Но надо знать, что в ответ на доброту к ним эти дети дают тебе много счастья, любви и чувство того, что ты очень кому-то нужен. Это дети без порока, они никогда не предадут!

    – От них исходит совсем другая энергия. Работая с ними, не надо бояться, надо открываться им, они это чувствуют и отдают обратно в 200-кратном размере. На занятиях эти дети эмоционально расслабляются, у них спадают блоки. Но считаю, взаимодействие с людьми с синдромом Дауна, да и другими инвалидами, надо начинать с воспитания родителей, чтобы затем уже они учили своих детей жить в таком обществе, где есть разные люди, – советует Анастасия Артюшина.

    – Я не считаю синдром Дауна у ребенка наказанием. Я не пью, не курю, мой муж – кандидат технических наук. Просто так случилось: ошибка в генах. Поэтому принимаю все, как есть, и считаю, что это Бог послал такого ангела нам, точно знал, что не откажемся, – рассказывает Лариса Сокова.

    На мой вопрос: «Не страшно ли заводить второго ребенка?» – Светлана Петрова отвечает:

    – Рожать, конечно, страшно, но всегда думаешь, что должен быть кто-то еще, кто бы поддерживал и помогал моему сыну. Ведь это такие люди, которые, даже повзрослев, остаются детьми.

    downsideup.org

    Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

    — развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

    — приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

    — обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;

    — тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

    — развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

    — песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;

    — правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

    — пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

    3. Песни для развития памяти.

    4. Песни с последовательностью событий.

    7. Песни, сопровождаемые движениями.

    9. Песни на иностранном языке.

    13. Песни о временах года.

    14. Смешные песенки или частушки.

    15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.

    16. Эмоционально окрашенные песни.

    Пойте малышу простые детские песенки. Т.А. Вязовченко в статье на ресурсе «УаУа.инфо» (ссылка ниже) пишет, что малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – «В траве сидел кузнечик…», или «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…» и т.п.). Он советует напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.

    Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. На «УаУа.инфо» советуют ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.

    Маме надо танцевать с ребенком в том числе, говорит Е.Железнова. Или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, в авторском сборнике «Бим-Бом» Железновых предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа). Идеи для таких инсценировок можно найти, а также заказать диски с песенками и инструкциями, на сайте «Музыка с мамой», см. ссылку ниже, либо на сайте Развивалки.ру.

    См. также потешки на сайте Даунсайд Ап

    Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

    Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?

    П.В. Тюленев считает, что категорически нет – этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан: «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана — Sunchildren), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное — надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»

    Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».

    Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

    Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.

    Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.

    Постепенно усложняйте задания — увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

    Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…

    Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша – о голосе. Пойте с ним песни!

    П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.

    Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

    Как рано начинать?

    До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.

    Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.

    Ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок «пиликает», стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.

    После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить «музыкальные опорные образы». Потом просите сыграть на инструменте «произведения» посложнее: «Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!» Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.

    Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в «Гусли-плясуны». По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее «танец медведя». В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.

    Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.

    Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа «Андрей-воробей», «Аты-баты, шли солдаты».

    Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

    Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:

    • ходьбу в разных направлениях;

    • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

    • речевые упражнения без музыкального сопровождения;

    Песенку можно скачать по этой ссылке (файл в mp3, «весит» около 2,5 мб) — щелкайте правой кнопкой «мыши» и выбирайте «сохранить объект как». Фонограмма предназначена для ознакомительного прослушивания и последующих самостоятельных занятий-распевок с детьми.

    Имеем мы терпение.

    И, чтоб урок у нас не зря прошел,

    Должны мы быть старательны,

    Послушны и внимательны,

    И выучить все ноты хорошо!

    До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

    И ноты по порядку мы

    Запишем, чтобы каждый помнить мог.

    И дома каждый раз учить урок!

    До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

    Pоссийский сайт, где можно скачать некоторые переводы о «До-ре-ми-фа-софт» (см.ниже), описание программы, презентации для раннего развития и так далее.

    Зарубежный сайт, на котором можно заказать флэш-карточки с нотами, компьютерную программу по обучению длительности нот (доступна бесплатная демо-версия), нотной грамоты (доступна бесплатная демо-версия) и проч. От трех лет.

    sunchildren.narod.ru

    Консультация (младшая группа) по теме:

    Пение и музыка для детей с синдромом Дауна

    Пение и музыка для детей с синдромом Дауна. Рекомендации и упражнения.

    Предварительный просмотр:

    для ребенка с синдромом Дауна

    Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.

    Зачем таким деткам нужны пение и музыка?

    — очень приятное времяпрепровождение;

    -приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

    — обогащение словаря ребенка;

    — развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

    — тренировка более четкой артикуляции;

    — песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;

    — пение в группах развивает способность работы в команде.

    В от несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка:

    1. Колыбельные.
    2. Песни-считалочки.
    3. Песни для развития памяти.
    4. Песни-танцы.
    5. Песни, сопровождаемые движениями.
    6. Песни-сценки.
    7. Ритмические песни.
    8. Песни-сказки.
    9. Песни о временах года.
    10. Смешные песенки или частушки.
    11. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
    12. Эмоционально окрашенные песни.

    Младенцы: начинаем с прослушивания музыки

    Пойте малышу простые детские песенки. Малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – "В траве сидел кузнечик…", или "Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…" и т.п.). Если напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.

    Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Рекомендую ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.

    Взрослому надо танцевать с ребенком или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа).

    Раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с классической музыкой. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись.

    В доме должна звучать музыка. Но нельзя делать того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют.

    Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?

    Если честно, я считаю, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. Положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

    Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для детей с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

    Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

    Игра «Что звучало?»

    для развития слухового сосредоточения, слуха

    Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.

    Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.

    Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно взять специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики.

    Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у малыша – о голосе. Пойте с ним песни!

    Предлагаю следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и с все большим успехом нажимать на клавиатуру.

    Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки.

    Как рано начинать?

    До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют взрослые, пытаются им подпевать.

    Уже с трех — четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.

    Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.

    После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.

    Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.

    Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".

    Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

    Логопедическая ритмика включает в себя:

    • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

    • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

    • упражнения на развитие мелкой моторики.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П.

    занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема «Фрукты».

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКНоворожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает.

    В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии.

    Данное занятие проводилось по теме календарного плана "Новый год". Дети имеют заболевание ДЦП и многим сложно воспринимать материал, а иногда и участвовать в выполнении задания. Важно, что б.

    В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

    В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

    nsportal.ru

    Синдром Дауна. Для обозначения умственной отсталости это словосочетание давно стало нарицательным. Всего одна лишняя хромосома в наборе. В каждой семье возможна вероятность рождения такого ребёнка. Ежегодно, по данным В. Леви, в стране их рождается более двух тысяч. Таким детям присуща удивительная душевная аура, они добры, заботливы, ласковы и очень зависимы от взрослых, которые с ними общаются, их учат. Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди необходимы человечеству, чтобы оно училось любить.

    Многие дети с синдромом Дауна к четырём — пяти годам (примерно в этом возрасте они чаще всего попадают к нам в детский сад) говорят очень плохо. Этот недостаток огорчает самих детей и их родителей. Частые отиты, перенесенные в раннем возрасте, приводят к ухудшению слуха. Ребёнок слышит звуки недостаточно точно. Поэтому у очень многих детей с синдромом Дауна слабая слуховая разборчивость. Малыш слышит только приблизительное звучание слов. Как же ему воспроизвести слово, если он не слышит его точно? Добавьте к этому вялось лицевых мышц, ответственных за речь.

    От нас, педагогов, зависит очень многое. Надо постараться, чтобы кроха не только слышал, что происходит вокруг него, а также и видел, речь свою подкреплял жестами. Для этого необходимо много времени и терпения. Естественная жестикуляция помогает в трудных ситуациях. Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения слов. Позднее малыш начинает понимать, что при помощи слов можно сказать гораздо больше, чем жестами и тогда начинается постепенное отхождение от языка жестов. Здесь важна помощь грамотного логопеда и музыкального руководителя.

    Мы можем проиллюстрировать это реальным примером. Для чего приведем дневниковые записи музыкального руководителя с наблюдениями за реакциями и развитием в индивидуально-совместной деятельности удивительно способной девочки Иры.

    «Ирочка — девочка с синдромом Дауна, находилась у нас в саду два с половиной года. (Полгода в группе «Особый ребенок» и два — во вспомогательной группе). На самом первом музыкальном занятии, услышав звуки фортепиано, она остановилась, замерев, широко раскрыв глаза, с огромным интересом следя за всем происходящим, буквально впитывая в себя музыку. Всё ей было интересно, вызывало глубокий эмоциональный отклик. Когда же занятие окончилось, малышка отказывалась уходить из зала, уселась на пол, чтобы «никто её не вынес» и никакие уговоры не смогли её убедить покинуть зал». Так началась наша индивидуально-совместная работа. Мы даже представить не могли, насколько неутомимым бывает такой ребёнок, когда ему что-то очень нравится.

    Музыка — это та основная и легкоусвояемая пища души, которая питала Иришку и радовала, музыку она любила до самозабвения. Мама этой музыкальной малышки рассказывала, что бывали дни, когда дочка не хотела идти в садик, но как только становилось известно, что сегодня музыка — мигом преображалась и бежала к машине, чтобы скорее ехать. Когда же была больна — весьма огорчалась, что пропустила занятие.

    Для всех специалистов, работающих с детьми « с особыми потребностями», основной ценностью должно быть признание достоинства и значимости этих детишек, а первостепенной задачей — улучшение их жизни. В настоящее время появляется всё больше пособий, помогающих в работе музыкальным руководителям с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

    Особенно хочется поблагодарить Е.Н.Котышеву с авторской программой «Мы друг другу рады», М.Ю.Картушину с «Конспектами логоритмических занятий», Т.Сауко и А.Буренину с их программой «Музыкально-ритмического воспитания».

    Методы и приёмы работы с малышами с синдромом Дауна имеют свои характерные особенности, связанные со своеобразием их восприятия, часто угнетённым, подавленным психическим состоянием, малым объемом внимания, особым строением уха, низким монотонным голосом, саливацией, нарушением ритмослоговой структуры речи, быстрой утомляемостью.

    Всегда позитивный, эмоциональный тон общения педагога, создание ситуации успеха, частое переключение внимания, обильная похвала даже после достижения минимальных успехов помогают ребёнку обрести уверенность, желание заниматься. Дитя необходимо «заразить» своей любовью к музыке, влюбить в музыку, и тогда ребёнок проявит такие чудеса настойчивости, трудолюбия, терпения, на которые нельзя было и надеяться. Для пояснения этого вернемся к нашему дневнику.

    «Ира с большим увлечением могла рассказывать о прослушанной музыке. И очень огорчалась, когда замечала, что мы не всегда разбираем некоторые слова. Для большей выразительности Ириша подкрепляла свою речь жестикуляцией, подбирала синонимы. Ей было очень важно, чтобы понимали ее полностью, она считала это самым главным в общении с людьми.

    Когда звучала музыка, Ирина замирала, жадно впитывая каждый музыкальный звук. Ей был важен каждый оттенок огромной музыкальной палитры чувств. Музыка смолкала. Ириша не сразу «возвращалась», а ещё некоторое время молчала, пребывая «там», в своём таинственном и непостижимом мире музыки. Через минуту просила, даже требовала: «Ещё, ещё сыграйте!»

    В музыкально-коррекционной работе с воспитанниками с синдромом Дауна, при первой встрече даём понять, что именно его, единственного, любимого мы ждали. Приветствие может быть разным: и пожатие протянутой ладошки, и объятия, и пропевания: «здрав-ствуй», «привет», «долгожданный мой», «ах, какое счастье!» и пр. Важно чутко улавливать эмоциональное состояние ребёнка, в зависимости от выражения его глаз, реакции на приветствие, иметь несколько возможных вариантов изменения структуры занятия (в зависимости от реакции на приветствие).

    Если понимаем, что существует неразрешенная проблема — пытаемся сделать всё возможное для её разрешения. И тогда, возможно, с такой же проблемой приходит к нам Заинька или какой-то другой персонаж. Мы его пожалеем и вместе порадуемся, что смогли помочь. Проведём занятие в виде игры, заставив работать ситуацию на себя. Предложим Заиньке выполнить упражнения, которые у нас не получались, заодно научим бедняжку, косвенно сделав ему замечание. А вот ребенка — похвалим. Занятия в игровой форме заинтересовывают и легче воспринимаются детьми.

    Считалкой или загадкой со словом-подсказкой мы вовлечем наших друзей в слушание музыки, как можно шире используя метод наглядности — тут и портреты композиторов, и игрушка, и музыкальный инструмент, и яркая иллюстрация по содержанию пьесы или песни. Ну, а теперь попробуем сравнить разные жанры музыки. Дети с интеллектуальной недостаточностью прекрасно запоминают то, что очень любят. Это легко понять, если вернуться к нашему примеру.

    «Не раз бывало, что Ира просила исполнить музыкальные произведения, прослушанные в прошлом году. Так список любимого репертуара постепенно расширялся. Особенно нравились Ире музыкально-дидактические игры по слушанию музыки, вопросы:

    1. «Какие ещё произведения этого композитора ты знаешь?»

    2. «Прослушай музыкальный фрагмент и скажи, какая мелодия прозвучала?»

    Укреплению навыка восприятия помогают дидактические игры на определение тембра музыкального инструмента, динамики, ритма и других средств музыкальной выразительности.

    Целесообразность применения тех или иных приемов вокала диктуется особенностями песни. В зависимости от них нами в каждом случае ставятся конкретные задачи, среди которых: правильное звукообразование, чистота интонации, четкость дикции, равномерное расходование дыхания, овладение певческими навыками.

    Для овладения, например, певческим навыком «легато» мы учимся дуть на вертушку или играть протяжно на дудочке. Добиваясь чистоты интонирования — просим закрыть одно ушко ладошкой, — тогда малыш хорошо слышит при пении себя. Работая с диапазоном голоса, мы продумываем разнообразные приёмы для его расширения, подбираем соответствующие попевки, по необходимости транспонируем, чтобы ребенку было удобно петь.

    «Пожалуй, трудней всего ей давались упражнения и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Мы хлопали в ладоши, стучали в бубен. Выкладывали на столе карточки с ритмическим рисунком, играли в «Ритмическое лото», в «Эхо», слушали, закрыв глаза. И всё же четкость воспроизведения ритма была смазана.

    К нам приходили в гости Кукла и Щенок, Петрушка и Котёнок, а мы всё продолжали их обучать. Невозможно было не удивляться терпению и настойчивости этого ребёнка.

    Особой любовью у Иры пользовалась игра на детских музыкальных инструментах (триоле, металлофоне, треугольнике, ложках, маракасе). Она не только называла все эти инструменты, но и безошибочно определяла их тембр, знала основные приёмы игры на них.

    Детям с синдромом Дауна даже больше, чем обычным детям, важна ситуация успеха, которая закрепляет в их сознании мысль, что музыка — это хорошо, это здорово. Так перед разучиванием хоровода или музыкальных играх предварительно работаем над выразительностью образа в упражнениях.

    Очень важно закончить занятие на эмоциональном пике, чтобы ребенку не хотелось уходить. Тогда появляется легкое сожаление об окончании увлекательной игры, возникает желание продолжить и «доиграть» на последующих встречах.

    От музыкального руководителя требуется терпение и вера в безграничные возможности ребёнка и, конечно, особая любовь к детям с ограниченными возможностями.

    Что можно сказать о результативности наших занятий? Пожалуй, её не измеришь столбцами диаграмм и таблиц. Обучение музыке — сложнейший психический процесс. По нашему глубокому убеждению, самым важным в музыкально-коррекционной педагогике является воспитание жажды познания музыкального искусства, желания у этих особых детей посредством музыкальных образов и звуков познавать мир.

    «Если у вашего малыша синдром Дауна. Возможно, мы сможем помочь». Родители, члены Ассоциации Даун Синдром. — М.: 1998.

    Картушина М. Ю. « Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет». — М.: Творческий центр СФЕРА, 2005.

    Котышева Е. Н. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями». — Санкт-Петербург, Творческий Центр СФЕРА, 2010

    Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста». — Санкт-Петербург, «Паритет», 2004

    Мастюкова Е., д.м.н., «Медицинские, образовательные, социально-психологические мероприятия при синдроме Дауна», М., 1997

    Пушел З. «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему», М., 1999

    Пушел З. «Человек с синдромом Дауна», М., 1998

    Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши!» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт-Петербург, 2001

    Прайс Е. М. «Как помочь вашему малышу с синдромом Дауна научиться говорить», М., 1998

    sites.google.com