Нарушение сна у ребенка 2 лет

Проблемы нарушения сна у ребёнка

Нарушение сна у ребёнка не может возникнуть без веских на то причин, поэтому надо разобраться и выяснить, почему ребёнок плохо спит ночью, что же всё-таки является пусковым механизмом беспокойного сна ребёнка.

Ребенок не сможет заснуть, если в комнате будет слишком жарко. Поэтому необходимо ежедневно проветривать помещение, следить за температурой и не укрывать малыша слишком теплым одеялом. Температура в помещение должна быть 19-21 градуса, влажность воздуха 45% — 60%. Для поддержания оптимального микроклимата можно использовать кондиционеры и увлажнители воздуха. Чаще проводите влажную уборку в детской комнате, пылесосьте меховые игрушки и ковры.

У ребёнка должна быть собственная кровать. Принеся малютку из роддома, вы должны приучать ребёнка сразу же спать в его кроватки. Если вы всё-таки взяли ребёнка в свою кровать, то, скорее всего это надолго, малыш привыкнет и не захочет спать один, он будет просыпаться и требовать взять его к себе. Не надо чтобы ребёнок спал с грудью как с соской, если ребёнок хочет есть разбудите, покормите и опять уложите спать.

Для детей укладывание спать очень важный момент в их жизни. В каждой семье существует свой собственный ритуал, при котором ребёнок с удовольствием ложится спать. В одной семье это купание с игрушками и с пенкой для ванны, в другой — массаж спинки, в третьей – совместное рассказывание сказок, в четвертой – чтение книги перед сном.

Уважаемые бабушки и дедушки, мамы и папы читайте и рассказывайте своим детям сказки перед сном! А чтобы правильно выбрать сказку на ночь мы дадим вам пару советов.

Начнём с того, что традиция рассказывать ребёнку сказки на ночь восходит к древним временам, к «старине глубокой». Свет луны еле проникает в маленькое слюдяное окошко, поскрипывая, мерно качается колыбель с засыпающим младенцем, усталая женщина тихонько бормочет волшебное предание, некогда услышанное ею от своей матери или бабушки. К счастью, этот прекрасный обычай сохранился в эпоху телевидения и компьютеров. Рассказывая малышу перед сном добрую сказку, вы успокаиваете его нервную систему, утомлённую многочисленными дневными впечатлениями; «программируете» приятные сновидения. Между вами и ребёнком после напряжённого дня возникает спокойный доброжелательный контакт, вы дарите друг другу любовь, человеческое тепло.

Если вы правильно выберите сказку, то возможно сон вашего ребёнка будет сладким и лёгким.

Ребёнок не должен ложиться спать с пустым и с переполненным желудком. Грудничкам, которых кормят не по часам, а по первому требованию, никаких ограничений не предлагается. Хотя для последнего кормления перед сном можно сцедить молоко в бутылочку и кроха сможет сразу наесться, а не совмещать процесс кормление с засыпанием. У детей, которых кормят по режиму, последнее кормление должно быть за 1-1,5 до сна.

Дети более старшего возраста обычно любят попросить поесть перед сном. Это может быть один из способов не ложиться спать, а может и правда ребёнок проголодался. Поэтому, если у вас были такие случаи, то надо самим предложить ребёнку за 40 минут до сна лёгкий перекус (стакан кефира с диетическим хлебцем или какой-нибудь любимый вашем ребёнком фрукт).

Укрепление здоровья и самочувствия ребёнка

Дома можно самостоятельно делать солевые ванны. Для этого хорошо подходят соли с добавлением успокаивающих трав, таких как ромашка, зверобой, мята перечная, хвоя, лаванда, мелисса, цветки липы. Можно покупать морскую соль сразу же с травами, а можно добавить отвар самостоятельно, купив в аптеке травы и настояв их по инструкции. У детей с аллергией нужно аккуратно подойти с выбором трав, проконсультироваться с педиатром. Ванны лучше принимать за 1,5-2 часа до сна и после купания покормить ребёнка.

Причины того, что ребёнок плохо спит

Простудное заболевание. Если ребёнок начал заболевать ОРЗ, то плохое самочувствие и недомогание может отразиться и на сне. Измерьте температуру, наблюдайте за ребёнком, как он ест, играет, при необходимости вызовите врача.

Поэтому давайте обратим внимание на психо-эмоциональное состояние ребёнка.

Почему ребёнок плохо спит ночью

Детские переживания. За день ребёнок испытывает много чувств, получает большое количество информации и в конце дня накапливается усталость, истощается нервная система ребёнка. Поговорите с ребёнком перед сном о его переживаниях, о том, что его волнует, попытайтесь вместе с ним решить проблемы, которые возникли у него в течение дня. Перед сном ребёнок ни в коем случае не должен испытывать негативных чувств – обиды, страха, злости. Если малыш выговорится, то во сне его не будут тревожить не разрешенные ситуации , и он сможет спать спокойно. Обнимите, поцелуйте ребёнка перед сном, материнское тепло успокоит и уравновесит нервную систему малыша.

Распространенными детскими страхами могут быть страх смерти, темноты, одиночества, боязнь волка или какого-то чудовища, которое придет, съест или украдет малыша. Попытайтесь поговорить с ребенком и выяснить, чего именно он боится, а потом попробуйте вместе с ним предпринять какие-то действия для решения проблемы. Объясните малышу, что смерти бояться не надо, что возможно скоро придумают лекарство, и люди будут жить очень, очень долго. Выгнать чудовищ из дома может любимая плюшевая игрушка, которая всю ночь будет охранять сон малыша. Можно оставить включенный ночник и ребёнку не так страшно будет засыпать. Перед сном обнимите, поцелуйте малыша, спойте колыбельную песенку или расскажите сказку.

Средства для лечения нарушения сна у ребенка.

Если вы считаете, что вашему ребёнку нужны успокоительные препараты, чтобы он спал ночью лучше, то следует обратиться к педиатру или неврапатологу. Чаще всего прописывают глицин или другие седативные и ноотропные препараты.

Например Доктор Комаровский советует принимать ребёнку по 2-3 таблетки кальция глюконата или кальция глицерофосфата в сутки в течение 2-3 недель, так как нехватка кальция в растущем организме может привести к плохому сну; и раствор 2% натрия брома по 1,5 чайных ложки 3 раза в день или по 1 чайной ложке утром и днем, и 2 чайных ложки на ночь. Давать 10 дней в такой дозе, а затем количество препарата постепенно уменьшать в течение 2-3 недель. Рекомендует применять у детей с двух лет.

Несколько хорошо известных рецептов для улучшения сна у ребёнка

Возьмите 1 ст.л. ромашки, 1 ст.л. листьев мелиссы, 0,5 ст.л. зверобоя, 0,3 ст.л. листьев мяты перечной. 0,5 столовой ложки смеси залить стаканом кипятка. Заварить под крышкой 15 минут. Процедить и пить за 2 часа до сна.

www.masiki.net

Нарушения сна у детей

Считается, что малыши всегда спят крепко и сладко. На самом деле нарушения сна у детей встречаются довольно часто: родители около 20% ребятишек жалуются на то, что их чада с плачем просыпаются по ночам или не могут вечером заснуть вовремя. Беспокойный кроха может серьезно повлиять на здоровье и трудоспособность всех членов семьи. Встречаются и более неприятные патологии, которые свидетельствует о наличии определенных проблем у самого ребенка.

Виды и симптомы нарушений сна у детей

Причины нарушений сна у детей связаны с заболеваниями внутренних органов или непосредственно сбоями в соотношении сна и бодрствования. Последнее нарушение специалисты называют неправильно сформированным паттерном сна. Дело в том, что способность засыпать в определенное время суток и непрерывно отдыхать в течение всей ночи не является врожденной. В период внутриутробного развития она малышу просто не нужна. Младенцы первого года жизни спят по 16-17 часов в сутки, распределяя это время поровну между ночью и днем. Для таких крошек естественно часто просыпаться для приема пищи. Постепенно промежутки между ночными кормлениями увеличиваются, и к полугодовалому возрасту ребенок может спокойно спать с вечера до утра.

Нередко уже после формирования правильного паттерна сна проявляются следующие отклонения:

  • Ночные страхи. Возникают у детей от 3 до 6 лет; мальчики страдают чаще, чем девочки. Ребенок внезапно садится в постели, начинает плакать и кричать. На то, чтобы его успокоить, уходит около получаса. Полного пробуждения при этом не происходит, малыш находится в состоянии полусна. Утром он не может вспомнить ни факт своего беспокойства, ни содержание сна;
  • Ночные кошмары. Могут проявляться у детей любого возраста, но чаще страдают подростки. Ребенок пробуждается полностью и хорошо помнит испугавший его сон;
  • Бруксизм. Малыш во сне крепко стискивает челюсти и скрипит зубами. В этом случае причина нарушения сна у детей точно неизвестна, но, вопреки распространенному мнению, она не имеет ничего общего с глистными инвазиями. Такое расстройство чаще всего проявляется у тинейджеров 12-13 лет;
  • Вздрагивания. Если кроха в возрасте до года часто вздрагивает во сне, родителям стоит насторожиться. Это явление может быть симптомом такой тяжелой болезни, как эпилепсия. В группе риска находятся детишки, родившиеся с гипоксией или имеющие пороки внутриутробного развития;
  • Снохождение (сомнамбулизм, лунатизм). Ребенок проявляет активность во время ночного сна. Иногда это просто беспокойство, но в некоторых случаях малыш встает с постели и ходит по дому. Пробуждения при этом не происходит. Глаза ребенка открыты, движения немного неуклюжи, но он не спотыкается и не натыкается на мебель. Расстройство чаще наблюдается у детишек школьного возраста (преимущественно у мальчиков);
  • Сноговорение. В некоторых случаях проявляется в сочетании с лунатизмом. Ребенок, не просыпаясь, произносит отдельные слова или целые фразы. Речь нечеткая, невнятная. Так же, как при сомнамбулизме, к утру не остается никаких воспоминаний;
  • Ночное недержание мочи (энурез). Иногда причиной этого расстройства являются чисто урологические проблемы, но чаще такое нарушение сна у детей вызывается незрелостью нервной системы. Нередко энурезом страдают ребятишки 6-12 лет с задержкой психического развития. Большую роль в возникновении заболевания имеет наследственный фактор;
  • Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Это расстройство наблюдается у 3% детей и может проявляться в любом возрасте. Симптомы недуга ярко выражены: ребенок во сне дышит ртом, храпит. У грудничков наблюдаются трудности с приемом пищи, у детишек постарше возникают проблемы с обучаемостью, связанные с дневной сонливостью. Причиной недуга часто является увеличение аденоидов и миндалин (аденотонзиллярная гипертрофия). Иногда СОАС провоцируется нервно-мышечными заболеваниями, ожирением или врожденными патологиями;
  • Нарушения инициации сна. Ребенок подолгу не может успокоиться вечером, пытается оттянуть момент засыпания, протестует, просит «еще одну сказку» и т. д. Расстройство обычно наблюдается у дошкольников. Причина – чрезмерная возбудимость малыша, проблемы с адаптацией в детском коллективе, психологический дискомфорт;
  • Ночные пробуждения. Обычно к ним склонны дети в возрасте 4-12 месяцев. Специалисты считают, что в этих случаях развитие расстройства провоцируется неправильным поведением родителей, слишком нервно реагирующих на ночное беспокойство и немедленно бросающихся «утешать» кроху. Для детишек старше 4 месяцев, которые постоянно пробуждаются по ночам, требуя внимания и еды, существует даже специальное определение – обученный ночной плакальщик;
  • Синдром задержанной фазы сна. Чаще наблюдается у подростков. Нарушение связано как с психологическими проблемами взросления, так и с увеличением нагрузок в школе. Расстройство выражается в переносе времени активного бодрствования на ночные часы, сонливости и вялости днем.
  • Лечение нарушений сна у детей

    Если ребенок страдает расстройством сна, родители обязаны срочно обратиться к педиатру, который назначит консультацию специалиста (невролога, сомнолога, отоларинголога) и определит тактику лечения. До визита к врачу необходимо:

  • Начать вести дневник сна. На протяжении недели следует записывать время засыпаний и пробуждений малыша, длительность периодов ночного бодрствования, особенности поведения и т. д.;
  • Оптимизировать режим дня. Необходимо организовывать прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день), осуществлять прием пищи и в одно и то же время;
  • Создать комфортные условия в спальне ребенка. Нужно регулярно проветривать комнату, поддерживать правильную температуру и влажность;
  • Проверить постельное белье и ночную одежду малыша. Они должны быть чистыми, удобными и сшитыми из гипоаллергенных материалов;
  • Уменьшить активность чада в вечернее время, ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры;
  • Проследить за тем, чтобы обстановка в семье была спокойной, дружелюбной и комфортной. Поговорить с ребенком и выяснить, нет ли у него проблем в общении со сверстниками, учителями и т. п.
  • Лечение нарушений сна у детей в большинстве случаев обходится без лекарств. Иногда расстройство проходит по мере взросления малыша. При ночных страхах, пробуждениях, сноговорении и лунатизме хорошо помогает простой прием – пробуждение по расписанию. Суть его в том, что ребенка будят за 10-15 минут до предполагаемого времени наступления симптома. При лечении энуреза положительные результаты дает использование так называемых сигналов влажности. Детишкам, страдающим расстройствами инициации сна, помогает организация предсказуемой процедуры, именуемой ритуалом засыпания. Синдром задержанной фазы сна можно скорректировать, постепенно сдвигая время начала ночного отдыха.

    Разумеется, решение о методе терапии расстройства сна у ребенка должен принимать врач. Родители обязаны точно следовать его советам и обеспечивать малышу спокойствие и душевный комфорт.

    lady7.net

    Родителям детей от 3-х лет

    Ребенок плохо спит: от 3 до 6 лет

    Существуют некие общепринятые нормы, как и сколько должен спать ребенок в том или ином возрасте. Например, средняя продолжительность сна детей в 4 года составляет 11 часов, а 6 лет – чуть больше 9-ти часов. Эти цифры не являются тайной, поэтому многие родители детей в возрасте от 3 до 6 лет, опираясь на них, считают, что их ребенок плохо спит ночью, а то и вовсе обнаруживают у него бессонницу.

    Если исключить различные патологии, неврологические проблемы и соматические расстройства, а также серьезные заболевания, часто становящиеся причиной нарушений сна у ребенка 3-6 лет, у которого правильный паттерн сна уже должен выработаться к этому возрасту, то можно назвать несколько характерных проблем.

    Ребенок в 4 года плохо спит ночью: возможно, всему виной ночные страхи или кошмары

    Для детей в возрасте от 3 до 6 лет наиболее частой причиной беспокойного, прерывистого сна становятся ночные страхи.[1] Следует отметить, что девочкам они свойственны меньше и чаще случаются у мальчиков[2]. Проявляются ночные страхи внезапным плачем, когда ребенка довольно трудно успокоить. Иногда это может занять и до получаса. Плач более характерен для деток помладше. Пробуждения при этом не происходит. А на утро ребенок не помнит, что он вообще просыпался и плакал. Если ребенок 5 лет плохо спит ночью из-за внезапного ночного страха, он, как правило, резко садится на кровати, и у него отмечается учащенные сердцебиение, дыхание и пульс. Он вскрикивает, зовет маму. [3]

    Также нередки жалобы от родителей, чей ребенок 5 лет плохо спит вследствие кошмаров. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что кошмары могут сниться малышам любого возраста. Причина этих трудностей кроется, как правило, в перевозбуждении в течение дня или в вечерние часы. Дети в 3-6 лет являются легковозбудимыми, впечатлительными, а несовершенство нервной системы и ее неумение справиться с информационным потоком, зачастую негативным, довершают дело. В итоге, ребенок в 3-4 года или 5-6 лет с трудом отходит ко сну или плохо спит ночью.

    Чем же объяснить, что ребенок 3 года плохо спит ночью из-за ночных кошмаров или страхов?

    Просмотр телевизора, в том числе и мультфильмов[4]; слишком шумные и подвижные игры; внезапный подарок, врученный ребенку перед самым сном; ругань между родителями; воспитательные меры, применяемые к ребенку опять же перед отходом ко сну; полный событий (как положительных, так и отрицательных) день – все эти факторы способствуют тому, что ребенок 3 года:

  • плохо спит ночью;
  • часто просыпается;
  • ворочается, плачет во сне;
  • беспокойно спит;
  • испытывает ночные страхи;
  • видит кошмары;
  • трудно отходит ко сну.
  • Что нужно предпринять, чтобы переломить ситуацию, когда ребенок 4 плохо спит? Создать более мирный и спокойный микроклимат там, где живет малыш, окружить его лаской и заботой, исключить вышеперечисленные факторы, которые могут негативно влиять на неокрепшую психику ребенка. Еще родителям очень неплохо усвоить правило, что для любой активности должно быть свое время. И учить этому малыша.

    Ребенок 4 года и 5 лет: плохо спит или это вполне нормально?

    Важно понимать, что сон ребенка становится похожим на сон взрослого человека только годам к 7, а до этого возраста он имеет свои физиологические особенности. Существует мнение, что до 5-7 лет дети просто обязаны спать днем. Это не так. Дневной сон вполне может стать необязательным, когда ребенку 4. Плохо спит он в этом возрасте, только если его ночной сон беспокоен или короток. Вполне нормально, если Ваш ребенок не спит днем по достижении 4-5 лет, при условии, что его ночной сон стабилен и днем он прекрасно себя чувствует, бодр и весел.

    Ребенок плохо спит в 3 года и до 6 лет: чем помочь?

    Помимо основных рекомендаций по устранению возможных причин беспокойного сна и нервозности ребенка в возрасте от 3 до 6 лет, можно также рекомендовать к применению лекарственные препараты, которые действуют мягко и деликатно. К таким средствам относится Дормикинд. Он рекомендован к приему малышам с рождения и до 6 лет и востребован многими современными мамами.

    Действие Дормикинда и его эффективность обуславливаются учетом особенностей физиологии сна детей, которая до 7 лет существенно отличается от сна взрослого человека. Разработчики создали этот лекарственный препарат специально для борьбы с нарушением сна и беспокойством, а также в помощь тем деткам, которым сложно уснуть, если они перевозбуждены и даже если сильно устали.

    Дормикинд содержит натуральные ингредиенты. Его легко применять как для новорожденных грудничков, так и для деток постарше, которые вполне могут его самостоятельно рассасывать. Дормикинд доказал свою эффективность и заслужил доверие многих мам, чей ребенок плохо спит. 3 года малышу, 4 или 5 лет – Дормикинд нормализует фазы сна деток от самого рождения и до 6 лет.

    [1] Статья «Нарушения сна у детей. Проблемы со сном у старших детей» с сайта медицинского центра «НЕВРО МЕД» (http://www.nevromed.ru/consultations/somnology/papers_sleep/papers_sleep_doct/child_sleep_disorders_tedke)

    [2] Статья «НАРУШЕНИЯ СНА» с сайта отделения медицины сна Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М. Сеченова (http://www.sleepmed.ru/nar.htm#5)

    [3] Статья «Ночные страхи и ночные кошмары у детей» А.Бондаренко (Консультант по сну Центра детского сна и развития «BabySleep»)

    dormikind.ru

    Как восстановить режим ребенка | Как наладить режим дня ребенка

    Режим дня – это распределение времени, отводимого на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна приобретают характер динамического стереотипа. При построении режима дня ребенка предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, максимальное пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

    Как восстановить и наладить режим дня для ребенка?

    Большую роль в воспитании ребенка имеет рационально построенный режим дня ребенка, учитывающий физиологические возможности малыша и способствующий активной жизнедеятельности всех его органов и систем.

    Он представляет собой чередование во времени кормления, сна и бодрствования в соответствии с физиологическими возможностями ребенка.

    Почему надо соблюдать режим дня и насколько он важен?

    Необходимость соблюдения режима дня очень велика, как для взрослых, так и для детей — в каждый из периодов дня человек ощущает себя по-разному. И для того чтобы всё было сбалансировано нужен строгий распорядок дня.

    Для того чтобы ребёнок рос здоровым и нормально развивался режим дня крайне необходим и подбирается он в зависимости от возрастных показателей. И если вы задались вопросом: почему надо соблюдать режим дня, то вы сейчас получите ответ. Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке.

    Учёными было выяснено, что на утренние часы выпадает наибольший пик физического подъёма. Отсюда следует, что утром лучше всего проводить занятия спортом, что-либо учить и развивать. И для того, чтобы ничего не упустить подъём должен быть до восьми часов утра. Поэтому если вы отправляете спать своего ребёнка уже после 9 вечера, то просыпаться он будет, соответственно, тоже позже. Причём он будет не отдохнувшим и малоподвижным. Вот почему в режиме дня является ключевым моментом время, отведённое на сон, игнорировать которое в столь юном возрасте категорически непростительно.

    Как организовать режим дня ребенку в возрасте до 12 месяцев?

    Организация режима помогает не только ребенку в развитии (так как он только что родился, то его жизнь на данном этапе построена на рефлексах, которые он получает при: кормлении, купании, играх, то есть тогда, когда эти процессы повторяются в одно, и тоже время, то есть когда существует режим дня ребенка), а также и вам в организации своего дня. Режим для каждого ребенка индивидуален, так как все разные. Он может колебаться в 20 мин, что не должно вас пугать.

    3 раза режим дня ребенка изменяется в первый год его жизни, и 2 раза режим дня меняется на втором году жизни.

    • В 3 месяца ребенок может бодрствовать, примерно, от часа — полтора, а вот на сон у него уходит времени гораздо больше – 16-18 часов. Кормление становится чаще с перерывом в три часа.
    • От трех-шести месяцев на сон времени уже уходит меньше 16,5-17 часов, кормление становится не таким частым, перерывы между кормлением составляют трех с половиной часов. Бодрствование — около часа-двух.
    • От шести-девяти месяцев: Сон у ребенка становится меньше и составляет 15-16,5 часов. Кормление, согласно режиму, становится меньше, период между кормлением составляет около пяти часов, бодрствовать ребенок может уже до трех часов.
    • От девяти-двенадцати месяцев на сон ребенку уходит времени от 14,5-15,5 часов, перерывы между кормлением становится от четырех-пяти часов, бодрствует ребенок около двух с половиной до трех с половиной часов.
    • Принципы составления режима дня грудничков

      Правильно подобранный режим дня ребенка помогает становлению психической составляющей личности ребенка. Непредсказуемость поведения сменяется регулярностью требований уже к 2-месячному возрасту. Своевременное разумное удовлетворение потребности ребенка развивает привязанность к родителям, которая проявляется с 3-месячного возраста.

      Организация режима дня ребенка тесно связана с возрастными особенностями. На активное бодрствование младенца в первые месяцы жизни отводится незначительное время (5–7 ч), через каждые 1,5–2 ч ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование, при правильной их организации к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. На 1-м году жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5–6 ч. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня ребенка придется налаживать несколько раз.

      Время бодрствования должно использоваться для физического и умственного развития. С целью гармоничного физического развития разработаны специальные комплексы упражнений. Такие занятия проводит с ребенком мать. Лучше, чтобы они выполнялись в одно и то же время суток и сопровождались положительными эмоциями.

      Физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. В ЦНС центры двигательной активности рук и речи находятся рядом.

      Основные эмоции ребенка связаны со стремлением к самостоятельности. Уже во втором полугодии жизни появляются негативизм и дух противоречия. Это могут быть отказ от пассивного кормления с ложки или нежелание садиться на горшок.

      Роль закаливания в режиме дня грудного ребенка

      Закаливание воздухом начинают с первых дней жизни ребенка во время пеленания, проветривания, прогулок. В хорошую погоду летом ребенок должен быть на улице в течение всего дня. Дети грудного возраста на свежем воздухе легко засыпают.

      Водные процедуры дозируются по температуре и времени. Воздействие холодной воды на кожу способствует сужению капилляров. Затем происходит их расширение (фаза активной гиперемии). При длительном воздействии холода тонус капилляров значительно падает, кожа становится цианотичной, замедляется число сердечных сокращений, что важно учитывать при контроле за закаливающими процедурами.

      Основными приемами закаливания водой являются

      • обтирание,
      • обливание,
      • душ и
      • плавание.
      • Закаливание следует начинать с обтирания. Отдельные части тела обтирают смоченной в воде фланелевой рукавичкой, затем растирают сухим махровым полотенцем. Обливание проводится из кувшина. Душ оказывает влияние на организм ребенка разностью температуры воды и массирующим воздействием. Температуру воды при закаливании душем и обливании можно снижать постепенно или пользоваться контрастным способом.

        Режим дня ребенка позволяет оценить состояние ребенка в динамике, определить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий и выявить факторы риска на ранних этапах развития патологии.

        Как наладить режим дня ребенка дошкольного возраста?

        Правильный режим дня должен строиться в соответствии с основной задачей воспитания детей дошкольного возраста: способствовать

        • росту и развитию,
        • укреплению здоровья,
        • развитию основных движений,
        • становлению речевой функции.
        • Наладить режим дня ребенка можно только проявив терпение и настойчивость. Ваши грубые попытки заставить малыша спать, есть или гулять в определенное время могут заставить его противоречить вам просто из чувства протеста. Лучший способ мягко наладить режим дня — показывать ребенку личный пример. Кушать и гулять вместе с ним, делать вид, что вы заснули днем, и так далее.

          Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

          Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

          В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

          Как организовать режим дня ребенку в возрасте полутора лет?

          7:00 – 7:30 — Подъем, водные процедуры, одевание.

          7:30 – 8:00 — Завтрак.

          8:00 — 11:00 – Прогулка на свежем воздухе, игры.

          10:00 – 13:00 – здоровый сон.

          13:00 – 13:30 — Обед.

          13:30 – 16:00 – Прогулка на воздухе.

          16:30 – 18:00 –здоровый сон.

          18:00 – 19:00 –Активные занятия дома или на улице.

          19:00 – 19:30 — Ужин.

          19:30 – 21:00 –Прогулка ребенка, согласно режиму, перед сном или спокойные игры.

          21:00 – 7:00 — Ночной сон.

          Как восстановить режим дня ребенку до 3 лет?

        • Продолжительность здорового сна ребенка в возрасте от год и шесть месяцев от 14.5 до 13.5 в день. Бодрствование составляет три – четыре с половиной часа. Кормление за день составляет 4 раза.
        • Продолжительность здорового сна ребенка 2 лет составляет 13,5 – 12,5 часов в день, днем они начинают спать по 1 разу. Бодрствование составляет четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.
        • Время, необходимое ребенку 3 лет на сон, 13,5 – 12,5 часов в день. Бодрствование, согласно режиму, составляет — четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.
        • Примерный режим дня дошкольника

        • В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной), пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.
        • Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.
        • В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин. При этом занятия приобретают характер обучения.
        • Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

          Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

          Принципы режима дня у ребенка в возрасте до 7 лет

          Система пищеварения человека тоже функционирует по своим биологическим часам. Вот почему надо соблюдать режим дня, чтобы нагрузка на её органы ложилась равномерно. Поэтому для приёма пищи должны быть свои определённые часы. С утра, ещё сонному организму нужно энергетическое питание, но завтрак должен быть лёгким для усвоения. Завтрак вашего ребёнка должен быть в пределах 7-8 часов утра. И если он плохо ел или не успел до конца доесть, рекомендуется через три часа устроить ещё один завтрак. К середине дня необходимость в питательных элементах увеличивается в разы, особенно если малыш находился на свежем воздухе и был физически активен.

          В составленном по всем правилам режиме каждый пункт дополняется следующим. На смену часам подвижности приход отдых и новое занятие, что способствует равномерному распределению нагрузок на организм ребёнка в ходе всего дня. Но вот если день малыша был бессистемен, он к вечеру тратит все свои силы, а отсюда капризность и лишние стрессы, и неполноценный сон.

          А вот родителям строгий режим дня их крохи единственный шанс уделить время и себе, домашним хлопотам. И между прочим, когда ваш ребёнок уже ходит в садик, то во время каникул или же выходных, стоит придерживаться расписания, которое заведено в тех заведениях. Но, безусловно, из все правил бывают и исключения.

          Как составить режим дня детей младшего школьного возраста?

          Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

          В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

          Учебная нагрузка в режиме дня детей младшего школьного возраста

          У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

          Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю:

          • 1–3-й класс – 24 ч;
          • 4-й класс – 27 ч;
          • 5–7-й класс – 29 ч.
          • Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года.

            Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

            В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

            Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы).

            Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

            Физическая активность в режиме дня младших школьников

            Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач:

            • после перенесенных инфекционных заболеваний,
            • при возникших признаках асимметрии тела и др.

            Так, при возникновении асимметрии тела рекомендуют практиковать симметричные виды спорта, например плавание.

            Роль закаливания в режиме дня младших школьников

            Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

            Основные гигиенические правила закаливания предусматривают:

            • постепенность увеличения закаливающих нагрузок;
            • последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием;
            • регулярность и систематичность;
            • комплексность (сочетание различных природных факторов);
            • учет индивидуальных особенностей организма.
            • Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

              Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

              Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

              Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах). Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

              Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

              Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

              Почему правильный режим дня так важен для развития младшего школьника?

              Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

              правильной организацией урока;

              нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

              www.astromeridian.ru

              Нарушение сна у детей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

              Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л. С., Кожевникова Е. В., Аршба С. К.

              Примерно у 25 % детей имеются те или иные проблемы со сном: от трудностей с засыпанием и снохождения до более серьезных фундаментальных проблем сна, таких как остановка дыхания ( апноэ сна ) или нарколепсия. Существует большое количество доказательств, что различные нарушения сна приводят к ухудшению когнитивных функций и появлению поведенческих проблем у детей (дефицит памяти, депрессии, тревожность), кроме этого у детей могут отмечаться задержка роста, повышенная возбудимость в течение дня, нарушение внимания и плохая успеваемость в школе. Для объективного изучения сна и его нарушений используется полисомнография метод, включающий параллельную регистрацию различных функций человеческого организма в период ночного сна.

              SLEEP DISTURBANCE AMONG CHILDREN

              Sleep is an important factor in the live of children and it is a vital need, essential for a child's health and growth. Children who get enough sleep are more likelyt0 function better and they are less prone to behavioral problems and moodiness. Sleep apnea is one of the causes of sleep disorders among the children. Undiagnosed and untreated sleep apnea may contribute to daytime sleepiness and behavioral problems including difficulties at school. Children are also more likely to be hyperactive and have difficulty paying attention. The polysomnography is the precise registration of the architecture and microstructure of sleep this information allows clinicians to evaluate any apparent fluctuations in breathing, heart rate changes, or oxygen desatu-rations within the context of sleep physiology.

              Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л.С., Кожевникова Е.В., Аршба С.К.,

              Текст научной работы на тему «Нарушение сна у детей»

              Е.А. Абашидзе, Л.С. Намазова, Е.В. Кожевникова, С.К. Аршба

              Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

              Нарушение сна у детей

              ПРИМЕРНО У 25% ДЕТЕЙ ИМЕЮТСЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ: ОТ ТРУДНОСТЕЙ С ЗАСЫПАНИЕМ И СНОХОЖДЕНИЯ ДО БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СНА, ТАКИХ КАК ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ (АПНОЭ СНА) ИЛИ НАРКОЛЕПСИЯ. СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЧТО РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СНА ПРИВОДЯТ К УХУДШЕНИЮ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПОЯВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ (ДЕФИЦИТ ПАМЯТИ, ДЕПРЕССИИ, ТРЕВОЖНОСТЬ), КРОМЕ ЭТОГО У ДЕТЕЙ МОГУТ ОТМЕЧАТЬСЯ ЗАДЕРЖКА РОСТА, ПОВЫШЕННАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ, НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ И ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ. ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ СНА И ЕГО НАРУШЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЛИСОМНОГРАФИЯ — МЕТОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД НОЧНОГО СНА. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОН, НАРУШЕНИЕ СНА, АПНОЭ СНА, ПОЛИСОМНОГРАФИЯ, ДЕТИ.

              Абашидзе Эка Амирановна, врач отделения инструментальной и лабораторной диагностики консультативно-диагностического центра Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва,

              Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-14-20 Статья поступила 21.03.2008 г., принята к печати 14.08.2008 г.

              В педиатрии найдется немного проблем, которые были бы так же широко распространены и оказывали бы такое же значительное воздействие на здоровье и качество жизни детей, как расстройства сна. Примерно 25% детей имеют те или иные проблемы со сном: от трудностей с засыпанием и снохож-дения до более серьезных проблем сна, таких как апноэ сна или нарколепсия. Более того, 1/3 детей младшего школьного возраста и 40% подростков жалуются на различные нарушения сна. Последствия расстройств сна у детей серьезны и охватывают спектр от сердечно-сосудистых нарушений и замедления развития ребенка до значительных поведенческих проблем и плохой успеваемости в школе. Расстройства сна у детей и подростков особенно важно своевременно распознавать и диагностировать, поскольку многие из них эффективно поддаются лечению с помощью медицинского и психологического вмешательства [1].

              Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое функциональное состояние организма, занимающее у человека ежедневно около 1/3 времени и характеризующееся отсутствием произвольной двигательной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими вегетативными и гуморальными проявлениями [2]. Для детей раннего возраста сон — это основная деятельность мозга. До двух лет ребенок спит 10 000 ч (около 14 мес) и бодрствует в течение 7500 ч. На протяжении этих двух лет мозг достигает 90% своих зрелых размеров, а ребенок добивается впечатляющих успехов в речи, познании мира, самовосприятии, социальном, эмоциональном и физическом развитии. Большую часть времени, в течение которого происходит это значительное развитие, мозг спит. Между двумя и пятью годами время сна равняется времени бодрствования. Таким образом, до школы ребенок больше времени проводит во сне, чем в социальном взаимодействии, исследовании окружающего мира и другой деятельности. В подростковом возрасте, когда ритм роста ускорен, подросткам нужно спать больше. На протяжении жизни, когда ритм роста снижается, мы нуждаемся в меньшем количестве сна.

              Сон делится на две основные фазы: парадоксальный сон, называемый также сном с быстрыми движениями глаз (или REM-сон), и сон без быстрых движе-

              E.A. Abashidze, L.S. Namazova, E.V. Kozhevnikova, S.K. Arshba

              Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

              Sleep disturbance among children

              SLEEP IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE LIVE OF CHILDREN AND IT IS A VITAL NEED, ESSENTIAL FOR A CHILD'S HEALTH AND GROWTH. CHILDREN WHO GET ENOUGH SLEEP ARE MORE LIKELY TO FUNCTION BETTER AND THEY ARE LESS PRONE TO BEHAVIORAL PROBLEMS AND MOODINESS. SLEEP APNEA IS ONE OF THE CAUSES OF SLEEP DISORDERS AMONG THE CHILDREN. UNDIAGNOSED AND UNTREATED SLEEP APNEA MAY CONTRIBUTE TO DAYTIME SLEEPINESS AND BEHAVIORAL PROBLEMS INCLUDING DIFFICULTIES AT SCHOOL. CHILDREN ARE ALSO MORE LIKELY TO BE HYPERACTIVE AND HAVE DIFFICULTY PAYING ATTENTION. THE POLYSOMNOGRAPHY IS THE PRECISE REGISTRATION OF THE ARCHITECTURE AND MICROSTRUCTURE OF SLEEP THIS INFORMATION ALLOWS CLINICIANS TO EVALUATE ANY APPARENT FLUCTUATIONS IN BREATHING, HEART RATE CHANGES, OR OXYGEN DESATURATIONS WITHIN THE CONTEXT OF SLEEP PHYSIOLOGY.

              KEY WORDS: SLEEP, SLEEP DISORDER, SLEEP APNEA, POLYSOMNOGRAPHY, CHILDREN.

              ний глаз (или NREM-сон), который представляет собой последовательность функциональных состояний мозга —

              1, 2, 3 и 4-й стадий фазы медленного сна. Стадии NREM-сна и REM-сон составляют один цикл сна, и таких циклов у здорового человека бывает от 4 до 6 за ночь. Эти циклы не одинаковы: в первых двух максимально представлена фазы медленного сна, а в утренних — фаза быстрого сна [3]. На третьей и четвертой стадиях NREM-сна, когда и происходит самый глубокий сон, есть длинные волны мозга, называемые дельта-волнами. Длина дельта связана с продолжительностью бодрствования человека перед сном, она увеличивается и углубляется вследствие недосыпания. Детям присуще большее количество глубокого дельта-сна. Максимум дельта-сна появляется в возрасте от трех до шести лет. Затем в течение жизни это количество уменьшается, и у многих взрослых дельта-сон вообще отсутствует.

              Дельта-сон наступает через 1-3 ч после засыпания, в течение которого детей трудно разбудить. Когда их будят, они находятся в состоянии тумана и дезориентации. Частичное затуманенное пробуждение (хождение во сне, ночные кошмары) появляется во время дельта-сна и поэтому обычно происходит через 1-2 ч после засыпания. REM-сон характеризуется быстрыми движениями глаз, усиленной мозговой деятельностью и очень низким мышечным тонусом. Уровень кортикальной деятельности — как во время бодрствования. В фазу быстрого сна можно наблюдать, как под закрытыми веками движутся глазные яблоки ребенка, в это время он видит сновидения [4]. С какого возраста детям снятся сны, до сих пор остается спорной темой. Некоторые нейрофизиологи утверждают, что сны снятся плоду уже внутриутробно. По мнению клинического психолога Нофара Корина, у младенцев сразу после засыпания начинаются сновидения, и во время такого сна мозг ребенка ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании. И по мере созревания мозга время сна со сновидениями значительно уменьшается (20-30%). Однако по данным М. Полуэктова (2006), доказать у маленьких детей наличие сновиденческой активности не представляется возможным.

              Во время REM-сна младенец беспокоен, его дыхание прерывисто, пальцы двигаются короткими и быстрыми движениями, его лицо подергивается, или он улыбается. В отличие от дельта-сна, когда человека будят во время REМ-сна, он быстро просыпается. REM-сон наступает каждые 60-90 мин. Самые длительные и интенсивные периоды REM-сна (когда температура тела опускается до минимума) приходятся приблизительно на 5 часов утра.

              Между фазами сна происходит неощутимое пробуждение. Обычно мы просыпаемся 5-7 раз за ночь, переворачиваемся с боку на бок и продолжаем спать, даже не осознавая этого. Если разбудить ребенка в течение REM-сна, высока вероятность того, что он расскажет о сновидении. Если его разбудить на другой стадии сна, такая вероятность очень мала. Большая часть REM-сна происходит во второй половине ночи, и поэтому ужасные сны обычно снятся под утро [5].

              Основная функция фазы медленного сна — восстановительная (накопление энергетических, в первую очередь, фосфатергических связей, синтез пептидов и нуклеиновых кислот). В этой фазе наблюдаются пики секреции соматотропного гормона, пролактина, мелатонина. Основная функция фазы быстрого сна — переработка информации и построение программы поведения [6]. При физиологическом старении структура сна претерпевает следующие изменения: снижается общая длительность сна, увеличивается длительность поверхностных стадий, увеличивается время засыпания и время бодрствования

              внутри сна, возрастает двигательная активность во сне, возникает фрагментация сна, отмечается большая сохранность фазы быстрого сна по отношению к фазе медленного сна, выявляется полифазность сна (наличие дневного и ночного сна) и дневные микрозасыпания [7]. Сон связан с «биологическими часами» организма. Ко сну относятся два основных ритма:

              1. Циркадианный ритм — цикл сна и бодрствования в течение суток.

              2. Ультрадианный ритм — цикл фаз медленного и быстрого сна. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, а у взрослых быстрый сон составляет только 25%. Этот ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев и около полутора часов у взрослых. Несомненно, что сон служит для обработки информации. Во многих снах взрослых и детей появляются события и переживания, которые произошли незадолго до сна. И понятен интерес людей с древнейших времен ко сну и попытки предсказывать судьбу и события по снам [8].

              Продолжительность сна вариабельна у каждого человека, у ребенка в том числе. Она зависит от темперамента, психофизиологического состояния и ряда других причин. Некоторым детям в силу индивидуальных особенностей требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам. Если ребенок спит меньше или больше среднестатистической нормы, но чувствует и ведет себя хорошо, то беспокоиться не стоит. Ниже приведены среднестатистические нормативы сна в течение суток у детей раннего возраста [1].

              Нарушения сна в детском возрасте встречаются реже, чем во взрослом. Тем не менее их клиническая значимость по меньшей мере сопоставима. Это связано прежде всего с той ролью, которую сон играет для полноценного развития, а также с особенностями структуры расстройств сна, среди которых преобладают нетипичные для взрослых, но осложняющие жизнь ребенка феномены (ночной энурез, снохождение). Не следует забывать о том, что проблемы детского сна закономерно приводят и к нарушениям сна у взрослых [1]. Как было указано выше, проблемы нарушений сна существуют у 25% детей и подростков, и они имеют как физическую, так и психологическую основу. Эти проблемы слабо освещены в учебниках и руководствах, а их недооценка врачами может иметь самые серьезные отдаленные последствия.

              Канадские ученые провели длительное исследование сна у детей, родившихся в 1997-1998 гг. в провинции Квебек. С помощью вопросников изучали распространенность расстройств сна у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет, их эволюцию со временем (исчезновение/появление новых случаев), взаимосвязи между различными нарушениями сна. Максимальная частота ночных пробуждений имела место в возрасте 2,5 лет (36,3%). В дальнейшем нарушения сна уменьшались, достигая в 6-летнем возрасте 13,2%. Такая же динамика отмечалась в отношении трудностей засыпания (от 16% в 2,5 года до 7,4% в 6 лет). В 2,5 года около 60% детей имели ночное пробуждение, а в 6 лет — всего 2,5%. Прекращение ночных пробуждений к 6 годам отмечено у 14,5% детей. Также отмечались: ночные страхи (39,8%), ночной энурез (25%), бруксизм — скрипение зубами (45,6%), ритмические движения (9,2%). Самым частым вариантом нарушения сна было сногово-

              рение — 84,4% детей (Р. Dominique и соавт., 2007). Проводимые в России исследования ночных страхов у детей (по вопросникам) в возрасте от 3 до 16 лет (п = 2135 детей) выявили максимальное количество таких страхов у мальчиков в возрасте 6 лет, а у девочек — в 5-7 лет [9]. Нарушения сна отмечаются у детей не только с 2,5 лет, но и с рождения. В полгода большинство младенцев способны спать ночью по крайней мере 5 часов без перерыва и нуждаются в коротком сне еще два раза днем. Большинство младенцев просыпаются за ночь два раза и быстро засыпают вновь. Ребенок, который просыпается более двух раз за ночь и не может снова заснуть, скорее всего, страдает нарушением сна. При этом ребенок обычно зовет родителя перед сном или ночью, когда он нуждается в нем, чтобы заснуть. Иногда можно заметить особую усталость, которая проявляется в безразличии и сонливости ребенка, или, напротив, — в повышенной активности и беспокойстве (резвится, вскакивает, ноет. ). Накапливаемое недосыпание может привести к дефициту внимания, непослушанию, нервозности и неспособности ребенка вести себя адекватно [2].

              В Международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие расстройства сна: бессонница (нарушение засыпания и поддержания сна); повышенная сонливость (гиперсомния); нарушение цикличности сна и бодрствования; апноэ во сне (остановка дыхания во сне, которая наблюдается и во время храпа); снохождение (сомнамбулизм); ночные ужасы; кошмары. По данным P. Dominique и соавт. (2007), диссомнии наблюдаются у 25-33% детей в возрасте от 6 мес до 5 лет. Полисомнографические исследования в Москве 419 детей в возрасте от 5 мес до 15 лет с нарушением сна выявили: парасомний — 37%, ночного энуреза — 20%, диссомний — 22, 5%, храпа — 9% [10].

              Причины и характеристика расстройств сна у детей и взрослых различные. У последних нарушения сна чаще связаны с хроническими болезнями внутренних органов и цереброваскулярными болезнями; важны также и психоэмоциональные факторы.

              У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна чаще обусловлены кишечными коликами. Однако возможны и другие причины: анемия, рахит (в ранней стадии рахита часто отмечается нервно-рефлекторная возбудимость ребенка), повышение внутричерепного давления (гипертензионный синдром) и др. При гипертензи-онном синдроме у младенцев отмечается беспричинное возбуждение, крик, срыгивания, не связанные с приемом пищи (через 1,5-2 ч после кормления). Как правило, такие дети во время сна сильно запрокидывают голову назад. Конечно, это косвенные признаки гипертензионного синдрома, и только по наличию этих симптомов нельзя ставить диагноз. Необходимы проведение нейросоногра-фии и консультации педиатра и невролога. С 5-месячного возраста (иногда ранее) нарушения сна могут быть обусловлены прорезыванием зубов. У детей раннего возраста наблюдаются нарушения сна и бодрствования — «путают» день с ночью (нарушение циркадианного ритма). У детей после 2-летнего возраста нарушения сна (кроме соматических заболеваний) могут быть обусловлены ночными ужасами и ночными кошмарами. Казалось бы, похожие названия, но между ними есть разница. При ночных кошмарах дети просыпаются ночью с плачем, учащенным сердцебиением и часто в поту. Во время пробуждения они не реагируют на окружение, а утром ничего не помнят. Иногда дети могут сесть на кровать, громко кричать, не подпускать в этот момент к себе родителей. Такие нарушения происходят во время глубокого сна, а не сна со сновидениями. Ночные ужасы (ночные страхи) характеризуются

              беспокойством ребенка во сне, криком, но он пробуждается и может рассказать, что ему приснилось «страшное». Дети с ночными ужасами реагируют на родителей и помнят сон [11].

              Одна из часто встречающихся причин нарушения сна — дыхательные расстройства, в частности задержка дыхания (апноэ во сне), во многих случаях сопровождающаяся храпением ребенка во сне, беспокойным сном, повышенной потливостью, энурезом (непроизвольным ночным мочеиспусканием), ночными страхами и кошмарами. Кроме этого у детей могут отмечаться задержка роста, утренние головные боли, повышенная возбудимость в течение дня, нарушение внимания и плохая успеваемость [12]. Наиболее часто встречаемым дыхательным расстройством во время сна является обструктивное апноэ сна (ОАС) — потенциально угрожающая жизни пациента ночная асфиксия вследствие снижения тонуса глоточных мышц, приводящая к развитию дневной сонливости, гемодина-мическим расстройствам и нестабильности сердечной деятельности [13]. Обструктивное апноэ сна встречается у детей всех возрастных групп от новорожденных до подростков. Наиболее часто ОАС развивается у дошкольников, так как у них наиболее ярко выражена гипертрофия аденоидной и тонзиллярной ткани. У дошкольников распространенность ОАС достигает 2%. Половых различий в распространенности ОАС не выявлено [14].

              У взрослых апноэ во время сна определяют как прекращение движения воздушного потока через носовую и ротовую полости в течение 10 и более секунд. Физиологические апноэ, которые могут возникать и у здоровых людей, обычно не превышают этой величины и в основном наблюдаются в периоды засыпания и/или пробуждения, а также в REM-фазу сна [15].

              В зависимости от механизма возникновения различают два вида апноэ: обструктивное и центральное. Описываемое ранее так называемое смешанное апноэ в последнее время теряет свою значимость, так как в основе данного вида дыхательного нарушения лежит обструкция верхних дыхательных путей. Поэтому данный вид классифицируется как апноэ обструктивного генеза. В настоящее время является установленным фактом, что около 90% всех эпизодов апноэ во время сна связаны с обструкцией верхних дыхательных путей [16].

              Поскольку апноэ сна часто сочетается со снижением проходимости воздуха по верхним дыхательным путям (гипопноэ), принято объединять оба эти состояния в патологический синдромокомплекс — «синдром обструктив-ных апноэ-гипоапноэ сна». В настоящее время для оценки степени тяжести дыхательных расстройств используется индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ), который предусматривает количественную оценку эпизодов апноэ и гипопноэ за один час сна. О синдроме обструктивного апноэ/гипопноэ сна говорят в том случае, когда ИАГ ^ 5 [8].

              Дыхательные расстройства во время сна могут сопровождаться эпизодами выраженного снижения насыщения артериальной крови кислородом (десатурация крови) и развитием гипоксии сердца, мозга, почек. Нарушения дыхания у спящего ребенка приводят к резкому ухудшению качества сна. Головные боли, постоянная сонливость, раздражительность, снижение внимания и памяти — это лишь часть симптомов, которые может испытывать хронически невысыпающийся ребенок. Ведущим дневным проявлением болезни является избыточная дневная сонливость.

              Обструктивное апноэ сна чревато серьезными болезнями. Наиболее тяжелые расстройства — задержка физического и психического развития, легочное сердце. Следует отметить, что эти осложнения при правильной

              ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2008/ ТОМ 5/ № 5

              диагностике и лечении встречаются редко. Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что после аденотон-зилэктомии дети с обструктивным апноэ сна переживают период бурного роста. Многие исследователи считают осложнениями обструктивного апноэ сна ухудшение познавательных функций, плохую успеваемость в школе, нарушения поведения, расстройства внимания и гиперактивность. В литературе описаны случаи смерти от кардиореспираторной недостаточности вследствие обструктивного апноэ сна [11].

              Детская усталость не обязательно проявляется в замедлении деятельности, расслаблении и сонливости, а иногда наоборот — в заметной активизации деятельности, нервозности и чрезмерной подвижности. Некоторые проблемы поведения, характерные для усталого ребенка, соответствуют образцам поведенческого расстройства. У младенца, который страдает нарушением сна, обычно есть и другие поведенческие проблемы. Матери малышей с нарушением сна описывают их как плаксивых, докучливых, назойливых, чувствительных к различных раздражителям, плохо адаптирующихся к разным ситуациям, по сравнению с младенцами, не имеющими проблем со сном. Исследования в группе детей школьного возраста обнаружили связь между нарушениями сна и проблемами поведения и адаптации [17].

              Возможно, у ребенка, который от рождения склонен к проблемам поведения, из-за последних развивается нарушение сна. Вероятно, нарушения сна могут привести к тому, что ребенок будет нервный и нетерпеливый, и его будет сложнее лечить. Возможно также, что родительская модель усугубляет и нарушение сна, и поведенческие проблемы.

              По статистике существует взаимосвязь между нарушением сна и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Кроме того, недосыпание и усталость вызывают симптомы, схожие с СДВГ.

              Склонность к отвлекаемости напрямую связана с нарушениями сна. Младенцы со сверхчувствительностью к сенсорным раздражителям (шум, температура, вкус, цвет) склонны развивать нарушения сна. Чтобы заснуть, ребенок должен отключиться от внешнего окружения и прекратить реагировать на людей, шум, свет и температуру, а также на внутренние раздражители, такие как боль, неудобство и голод. Ребенку, который с рождения чувствителен к любому раздражителю, внешнему или внутреннему, тяжело отключиться от окружающих его раздражителей [18].

              Нарушения сна являются чувствительным критерием проблем общей адаптации у детей и взрослых. Нарушения сна связаны с напряжением и тревожностью, депрессией и трудностями адаптации настолько, что входят в число их диагностических критериев.

              Взаимосвязь между эмоциональными расстройствами и нарушениями сна сложна. Эмоциональные расстройства приводят к нарушениям сна, наряду с этим недосыпание влияет на контроль над эмоциями и вниманием. Усталость связана с нервозностью, низким порогом отчаяния и неустойчивым настроением. Проблемы сна являются частью диагностики эмоциональных расстройств, тревожности и посттравматического расстройства.

              Сильная усталость и апатия могут быть определены как депрессия, тогда как на самом деле они вызваны недосыпанием. В таком случае проблема сна ошибочно диагностируется как признак депрессии, в которой находится ребенок. В литературе описаны случаи подобной ошибочной диагностики, при которых только после лечения нарушения сна исчезло также состояние, схожее с депрессией.

              Парадоксальным образом многие исследования продемонстрировали как недосыпание побуждает деятельность и улучшает настроение у тех, у кого диагностировали депрессию. Когда они восполняли недостающие часы сна, депрессия возвращалась.

              Сон, чувства и внимание взаимосвязаны одной системой регуляции. В младенчестве потребность во внимании и бодрствовании минимальна, поскольку безопасность и защиту ребенка обеспечивают взрослые. Исследования, в которых участвовали подростки и взрослые, свидетельствуют о двух формах сна в ответ на напряжение: первая — это беспокойство, нервозность и шумливость, сопровождаемые перевозбуждением и трудностями засыпания. Вторая форма — это регрессия, снижение активности, уединение и продолжительный сон. Что касается первой формы нарушения сна — сон является наиболее чувствительным барометром состояния напряжения и страхов. Каждому знакомы проблемы засыпания перед важным экзаменом или волнующим событием. Родители обычно не принимают во внимание то, что напряжение негативно влияет на сон ребенка. Когда ребенок плохо спит, они чаще ищут причину в болезни, температуре, зубах, голоде и т.п. Однако исключительные события и перемены в привычном образе жизни ребенка нарушают его сон. Необходимо проверить вместе с родителями наличие таких перемен, как новая няня или напряжение, которое переживают родители.

              Существует взаимосвязь между сном и умственным развитием. Как уже было сказано выше, обработка информации и внесение ее в память происходят во время сна со сновидением. Дети с нарушениями в развитии, при которых ухудшаются познавательные способности, чаще страдают выраженными расстройствами сна. Обнаружено, что низкая учебная успеваемость связана с недостаточным или плохим сном. Найдена связь между показателями сна у новорожденных в их первый день в больнице и их оценками по тесту Бейли в полгода (тест Бейли определяет показатели ментального и психомоторного развития ребенка). Другие обследования обнаружили связь между тяжелыми нарушениями сна (в основном теми, что вызваны проблемами дыхания) и нарушениями умственного развития и низкой академической успеваемостью.

              Нарушение сна, безусловно, влияет на физическое развитие ребенка. Так, у маленьких детей гормон роста выделяется преимущественно во сне (в основном — в первой половине ночи, в которой сконцентрированы стадии глубокого сна). Серьезное нарушение сна приводит к нарушению роста. Когда лечат дыхательные нарушения у ребенка, и вследствие этого улучшается сон, происходит также ускорение роста (дыхательные расстройства вызывают особо тяжелые нарушения сна).

              Основным методом инструментальной диагностики расстройств сна является ночное полисомнографическое обследование — метод, включающий параллельную регистрацию электроэнцефалограммы ЭЭГ) (как правило, многоканальной); электроокулограммы (ЭОГ); электроми-ограммы (ЭМГ); электрокардиограммы; артериального давления; двигательной активности (общей и в конечностях); дыхательных движений грудной клетки и брюшной стенки; оро-назального тока воздуха; уровня сатурации кислорода в крови; выраженности храпа; температуры тела; эрекции; видеомониторирование. Первые три из вышеперечисленных показателей (ЭЭГ, ЭОГ и ЭМГ) являются базовыми для идентификации стадий и фаз сна. На основании анализа этих показателей строится гипнограмма, отражающая динамику стадий и фаз сна в течение периода регистрации [19].

              Ночное полисомнографическое обследование проводится в специально оборудованной палате. Использование

              видеокамеры позволяет одновременно с записью физиологических показателей наблюдать за пациентом в течение всей ночи. Для того чтобы видеоизображение было доступно в полной темноте (свет на время исследования выключается), палата оснащается специальной инфракрасной лампой.

              Достоинством полисомнографии является то, что она предоставляет точную информацию об архитектуре и микроструктуре сна. Эта информация дает возможность клиницистам оценивать видимые изменения дыхания, изменения ЧСС или насыщения крови кислородом в рамках контекста физиологии сна и в то же самое время фиксировать влияние нарушений дыхания во сне на качество сна пациента [20].

              Методика не имеет серьезных противопоказаний, не вызывает дискомфорта и позволяет наблюдать физиологический сон пациента в условиях, очень близких к привычным. Все это позволяет успешно проводить исследование детям всех возрастных категорий.

              Полисомнография является ценным диагностическим методом, позволяющим объективизировать расстройства сна и с высокой точностью установить причину расстройства в каждом конкретном случае [21]. Полисомнографическое исследование решает также несколько важных задач. Во-первых, это полифункциональ-ный мониторинг, который дает огромный объем информации по различным функциональным системам. Во-вторых, информация, получаемая при проведении данного исследования, характеризует функциональные системы во время сна. Ведь до последнего времени врачу были мало известны особенности работы различных функциональных систем в этот период. К тому же сон воспринимался и воспринимается многими как некое стационарное состояние, в течение которого происходит «отдых» физиологических систем организма. И, в-третьих, информация, получаемая по каждому из параметров, в случае сопоставления с другими параметрами, дает качественно новую информацию, необходимую врачу для принятия правильного решения о терапевтической тактике. Можно сказать, что

              полисомнографическое исследование замыкает цикл функциональных методов исследования, создавая наиболее полную картину состояния функциональных систем организма в целом [22].

              Полисомнографическое обследование является золотым стандартом для диагностики расстройств сна и оценки результатов лечения.

              Возможности полисомнографическое обследование следует использовать как для диагностики патологических состояний, возникающих непосредственно во время сна, так и для выявления вероятных нарушений сна при патологических состояниях, проявляющихся, главным образом, во время бодрствования.

              Педиатрическая полисомнография является одной из наиболее быстро растущих областей клинической медицины сна. Возросшие запросы на такие исследования требуют также подготовки соответствующих специалистов, врачей и технологов, а также расширения наших познаний, которые пока в значительной степени ограничиваются медициной сна у взрослых и устаревшей педиатрической информацией. Клиницисты и технологи нуждаются в точной, современной информации, соответствующей применению полисомнографического обследования в детской практике, процедурам для создания стандартизированных протоколов, согласно которым лаборатории нарушений сна могут проводить и интерпретировать исследования сна у детей. Необходимы соответствующие научные и образовательные материалы, относящиеся в частности к распознаванию педиатрического апноэ, предикторов развития синдрома внезапной смерти младенца, современной методологии, благодаря которой клиницисты смогут диагностировать и лечить нарушения сна у младенцев и детей любого возраста. Практикующие врачи должны также разбираться в нормальном развитии механизмов сна и дыхательного контроля [10].

              Работа с детьми — это сложный, но благородный и вознаграждаемый опыт, и правильный диагноз и лечение нарушений сна могут помочь таким детям максимально улучшить качество жизни.

              1. Намазова Л.С., Баранов А.А., Игнатьева Р.К. Профилактика расстройства сна у детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 2. — С. 80-81.

              2. Избранные лекции по неврологии / Под ред. В.Л. Голубева. — М.: Эйдос Медиа, 2004. — С. 12-19, 338-394.

              3. Abad V.C., Guilleminaut C. Sleep and psychiatry // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, № 4. — P 291-303.

              4. Dagan Y., Borodkin K. Behavioral and psychiatric consequences of sleep-wake schedule disorders // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, № 4. — P. 357-365.

              5. Muzet A. Alteration of sleep microstructure in psychiatric disorders // Dialogues in clinical neuroscience. — 2005. — V. 7, 4. — P. 315-321.

              6. Вейн А.М., Елигулашвили Т.С., Полуэктов М.Г. Синдром апноэ во сне. — М.: Эйдос медиа, 2002. — С. 310.

              7. Вейн А.М. Бодрствование и сон. — М.: Наука, 1979. — С. 393.

              8. American Sleep Disorders Association. Practice parameters for the indications for polysomnography and related procedures // Sleep. — 1997. — V. 20. — P. 406-422.

              9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 2004. — С. 336.

              10. Полуэктов М.Г., Троицкая Н.Б., Вейн А.М. Нарушение сна детей в амбулаторной праткике. — Сомнологический центр МЗ РФ, М., 2001.

              11. National Institutes of Health. Consensus development conference on infantile apnea and home monitoring, 1986 // Pediatrics. — 1987. — № 79. — Р. 292-299.

              12. Fletcher E.C., DeBehnke R.D., Lovoi M.S. et al. Undiagnosed sleep apnea in patients with essential hypertension // Ann. Intern. Med. — 1985. — V. 103, № 2. — Р 190-195.

              13. Бабак С.Л., Гзлубев Л.А., Григорьянц РА. Расстройства дыхания во время сна. — М., 1999. — С. 136.

              14. Кельмансон И.А. Нарушения дыхания во сне у детей. — СПб.: Специальная литература, 1997. — С. 160.

              15. American Thoracic Society. Sleep apnea, sleepiness, and driving risk // Am. J. Respir. Care Med. — 1994. — V. 150. — P 1463-1473.

              16. Lugaresi E., Coccagna G., Cirignotta F. et al. Breathing during sleep in man in normal and pathological conditions // Adv. Exp. Med. Biol. — 1978. — № 99. — Р 35-45.

              17. Темина П.А., Никонорова М.Ю. Эпилепсия и судорожные синдромы у детей. Руководство для врачей. 2-е изд. — М.: Медицина,

              18. Glotzbach S., Ariagno R., Harper R. Sleep and the sudden infant death syndrome. — 1995. — Р. 231.

              19. Дорохов В.Б. Применение компьютерных полисомнографичес-ких полиграфов в психофизиологии и для клинических исследований // Физиология человека. — 2002. — Т. 28, № 2. — С. 105-112.

              20. Белов А.М. Анализ процесса сна при полисомнографии. — М.,

              21. Бутков Н. Высокие стандарты в медицине сна и полисомнографии. — Школа клинической полисомнографии, Медфорд, США, 2005. — С. 74-75.

              22. Калинкин А.Л. Полисомнографическое исследование // Функциональная диагностика. — 2004. — № 2. — С. 61-65.

              cyberleninka.ru