Нейтрализация стресса это

6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса

6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К. В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы @@@@@21#####:

+ различные методы релаксации;

+ системы биологической обратной связи;

+ включение в жизнь человека положительных эмоций;

+ физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

При этом отмечается, что выбор какого-то метода коррекции стресса должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений. Особо подчеркивается, что речь должна идти не о «среднестатистической норме», а о нормальных именно для данного индивидуума жизненных показателях.

В настоящее время интенсивно развивается направление «копинг стресса», или «совладание со стрессом», которое определяется как «поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуации. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией, – изменение ее или приспособление к ней» @@@@@13, c. 4#####.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные народные средства, проверенные временем. На одном из антистрессорных семинаров, проводимых автором данной книги, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали: общение с природой, музыку, алкоголь, сон, домашних животных; общение с друзьями, экстремальные физические нагрузки, секс, хобби, парную баню, просмотр хорошего видеофильма, чтение книги, занятие спортом и т. д.

Помимо этих, «житейских» приемов, были названы и методы, которые можно назвать «психологическими»:

+ загрузить себя работой так, чтобы не хватило времени и сил на переживания;

+ изменить отношение к ситуации;

+ вспомнить о тех людях, которым еще хуже;

+ излить душу другу или подруге;

+ отнестись к ситуации с юмором;

+ выслушать совет компетентного человека и т. д.

Данный пример показывает, что множество людей обладают знаниями о методах уменьшения стресса, но тем не менее испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате – с низкой эффективностью.

Если мы обратимся к научной литературе по стрессу, то ситуация будет похожей – широкий диапазон методов уменьшения психического напряжения и проблема их выбора. Кто-то из психологов отдает предпочтение аутогенной тренировке, другие – мышечной релаксации, третьи – дыхательным упражнениям, четвертые – медитации и т. д. Американский психолог Джозеф Вольпе, в свою очередь, полагает, что существует только три занятия, несовместимых с напряжением: это секс, еда и упражнения на релаксацию @@@@@3#####. Таким образом, перед практическими психологами стоит задача дифференциации антистрессорных методов, а также оптимального подбора тех методов, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.

Чтобы разобраться в многочисленных приемах, направленных на уменьшение психологического стресса, необходимо систематизировать их в соответствии с определенными признаками, причем в зависимости от выбранной системы координат классификации будут разными. Можно выделить несколько классификаций методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессорного воздействия: физическая, химическая, психологическая и т. д. (рис. 37), в основу второй классификации – способ внедрения в сознание антистрессорной установки – самостоятельный или при помощи другого человека (рис. 38); в основу третьей – каузальную классификацию стрессоров (табл. 7) и т. д.

Рис. 37. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия.

Рис. 38. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от способа применения антистрессорного воздействия.

Первая классификация. Если начать с низших уровней организации материи, то наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье. Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектральный состав также влияют на психическое состояние человека. Так, при наблюдении группой испытуемых красного цвета, полученного с помощью обычных проекционных ламп с дополнительными светофильтрами, их восприятие было связано с эмоциями негативного характера: ограничение, ощущение тесноты, головная боль. При облучении в положении стоя – тенденция отступить или расширить пространство. Отмечались также нерегулярные физиологические реакции: периодическое повышение артериального давления и учащение пульса. В то же время сине-зеленый цвет оценивался испытуемыми как спокойный, симпатичный, приятный, некоторыми из них ассоциировался с водой и лунным светом. Он частично затормаживал повышенные физиологические функции и нормализовал пониженные показатели @@@@@11#####.

Следующая группа биохимических методов снятия стресса включает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию @@@@@1, 4, 7, 14, 33#####. Последний метод заключается в управлении психическим состоянием человека с помощью запахов. Для этого используется специальная ароматическая водяная лампа, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с добавлением ароматических масел.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые обладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойствами обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учитывать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ранее обонятельные ассоциации @@@@@7#####.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники @@@@@3, 4, 7, 14#####.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подробно разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем останавливаться на них подробно.

Вторая классификация. Регулировать уровень стресса можно самостоятельно, при помощи другого человека или с помощью технических средств.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регуляции уровня стресса является внешний – с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.

В некоторых ситуациях вышеназванный способ купирования стресса невозможен – при отсутствии специалиста или нежелании человека делиться своими проблемами с посторонними. В этом случае применимы разнообразные методы психологической самопомощи – аутогенная тренировка, медитация, дыхательные техники, специальные физические упражнения и т. д. Классическим примером метода этой группы является индийская йога, включающая в себя дыхательные упражнения (пранаяму), физические упражнения (асаны) и приемы медитации (самадхи).

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств:

+ магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тренировки;

+ видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся картины природы;

+ обучающих компьютерных программ для релаксации;

+ разнообразных устройств биологической обратной связи.

Третья классификация. В соответствии с взглядами главного теоретика психологического стресса Ричарда Лазаруса нейтрализация стресса происходит по двум направлениям – снижением уровня отрицательных эмоций и решением проблемы, вызвавшей стресс @@@@@13#####. Соответственно, по Лазарусу есть две группы подходов к снижению стресса: эмоционально-фокусированный и проблемно-фокусированный копинг. К методам из первой группы можно отнести рациональную психотерапию, медитацию на дыхании и другие методы, описанные в разделе 6.2, а представителем второй группы методов является ресурсный подход, а также тренинги развития социальных и специальных навыков @@@@@1, 7, 33#####. Подробнее методы второй группы описываются в разделе 6.4 данного учебного пособия.

В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена на уменьшение степени «вредности» факторов производственной среды и их большему соответствию психофизиологическим особенностям работника. Такой (организационный) подход наиболее распространен в психологии труда, инженерной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:

1) рационализация процессов труда путем составления оптимальных алгоритмов работы, обеспечения удобных временных лимитов и т. д.;

2) усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;

3) разработка оптимальных режимов труда и отдыха, которые бы не приводили к преждевременному истощению ресурсов работника;

4) рациональная организация рабочих мест и формирование оптимальной рабочей позы;

5) создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

6) повышение моральной и материальной заинтересованности в результате труда @@@@@14#####.

Вторая группа методов направлена непосредственно на психику работника и его функциональное состояние. Она включает в себя такие способы, как:

+ воздействие цветом и функциональной музыкой;

+ воздействие на биологически активные точки;

+ оздоровительные физические упражнения;

Можно также выделить два направления в преодолении психологического стресса: профилактическое и терапевтическое.

Первый путь – это усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления.

Второй путь направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телесные и эмоциональные проявления. Конечно, между этими двумя подходами нет четких границ. Тот же самый аутотренинг можно применять и как профилактическое, и как терапевтическое средство. С другой стороны, при резком развитии стресса необходимо влиять не только на тело (с помощью мышечной релаксации и дыхательных упражнений), но и на мысли и чувства (методами рефрейминга и рациональной терапии).

Кроме того, следует помнить, что цена успешной деятельности всегда достаточно высока и при выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс приходится расставлять приоритеты. Полное снятие стрессорной активации значительно снижает возможности человека максимально реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности, в то время как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме. Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса.

В этом отношении представляют интерес результаты исследования, в котором оценивалось функциональное состояние операторов в процессе длительной деятельности на средствах связи. Были выделены две группы операторов: с высоким и низким качеством работы. При сравнении психофизиологических показателей этих двух групп выяснилось, что у более успешно справлявшихся с поставленными задачами операторов тремор рук и реактивная тревожность были выше, чем у операторов, трудившихся менее успешно. У лиц первой группы наблюдалось также более высокое артериальное давление, выраженная кожно-гальваническая реакция, ниже было самочувствие, активность и настроение. Таким образом, успешность деятельности операторов была тесно взаимосвязана с уровнем нервно-эмоционального напряжения, которое ведет к увеличению цены деятельности.[38]

Исследование результативности спортсменов показало, что наилучших результатов и наибольшей стабильности добивались спортсмены со средним уровнем тревожности и соответственно со средним показателем стресса. Второе место занимали спортсмены с низким уровнем тревоги, а наихудшие показатели (как по результативности, так и по стабильности выступлений) заняли спортсмены с избыточным уровнем тревоги и стресса @@@@@9#####.

Таким образом, речь идет об оптимизации уровня стресса, хотя следует отметить, что в большинстве случаев задача состоит именно в снижении избыточного показателя стресса.

psy.wikireading.ru

Последствия стресса и методы его нейтрализации

Психология определяет стресс как состояние сильного нервного напряжения на фоне физического, химического или эмоционального воздействия. Не всякий стресс негативен, иногда легкая встряска помогает мобилизовать внутренние резервы организма, чтобы справиться с заданием, качественно выполнить работу, избежать несчастного случая. Опасность представляют систематические эмоциональные перегрузки и неспособность личности совладать с ними. Последствия хронического стресса для человека бывают разными: от легкого нервного напряжения до серьезных физических и психологических проблем.

Согласно оценкам специалистов, более половины случаев обращения за первой медицинской помощью обусловлены стрессом.

Стрессовые ситуации подстерегают человека везде: конфликты работника и работодателя, сотрудников, непрекращающиеся ссоры в семье, завышенные требования к детям, трудности переходного возраста приводят людей в состояние хронического стресса.

По оценкам некоторых специалистов, самыми стрессовыми являются профессии учителя, топ-менеджера, учредителя и руководителя крупной компании, продавца, медика, работника полиции в связи с постоянным контактом с людьми. Другие причины стресса на работе — отсутствие открытого общения с начальством, напряженные отношения с коллегами, страх потерять должность, низкий заработок.

Повышенное нервное напряжение у женщин и мужчин вызывают семейные конфликты, разногласия, связанные с воспитанием детей, материальные трудности, отношения с родственниками. Мужчины часто переживают по поводу того, что не могут должным образом обеспечить семью, женщин изматывает необходимость совмещать работу и домашние обязанности.

Особенно опасен стресс для женщин во время беременности, детей и подростков. Будущая мама, беспокоясь о здоровье малыша, сомневаясь в своей физической привлекательности в связи с изменившейся внешностью, испытывая страх перед родами, находится в состоянии постоянного волнения. Это естественные переживания, если они не причиняют эмоционального и физического неудобства. Но, когда женщина не может самостоятельно справиться с тревогой и смятением, к психологическому дискомфорту присоединяются физические недомогания, это свидетельствует о развитии хронического стресса.

У детей такое состояние чаще связано с переменами в жизни (садик, школа), разводом родителей, смертью любимого человека. Ребенок может страдать от травли одноклассников, отсутствия друзей, насилия в семье, ссор и недопонимания между папой и мамой. Дети очень чуткие, их ранят не только драки и ругань, но и внутренняя холодность и отчужденность.

Какая бы причина ни вызвала стресс, он отнимает физические и эмоциональные силы настолько, что человек не может поддерживать привычный образ жизни.

Находящиеся в состоянии постоянных нервных перегрузок люди ощущают реакцию всех систем и органов: повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений, уровня гормонов и сахара в крови, нарушение дыхания, упадок сил. Организм человека, длительное время работающий на пределе, дает сбой, страдает психическое и физическое здоровье.

Затяжной стресс вызывает депрессию, хроническую усталость, головные боли, а также такие серьезные болезни, как инсульт, инфаркт, сахарный диабет, онкологические заболевания. Снижается иммунитет, что приводит к повышению восприимчивости организма к вирусным и бактериальным инфекциям.

Люди в борьбе со стрессом впадают в разного рода зависимость, усугубляя этим эмоциональные потрясения. Особенно дети и подростки, не понимая происходящего с ними, прибегают к наркотикам, алкоголю, половой распущенности. Они ведут себя агрессивно, уходят из дома, совершают правонарушения, в результате создают себе другие серьезные проблемы.

Оставленные без внимания симптомы нервного перенапряжения у беременной женщины негативно сказываются на здоровье будущего малыша и опасны на любом сроке. Последствиями сильного стресса могут быть ухудшение снабжения плаценты кровью, внутриутробная гипоксия плода, слабая родовая деятельность, выкидыши и преждевременные роды. Дети, рожденные у матерей, подвергавшихся эмоциональному потрясению в период их вынашивания, плохо спят, много плачут, в дальнейшем у них часто диагностируют депрессивные и поведенческие расстройства.

Люди неодинаково реагируют на стресс. Некоторые настолько привыкают к постоянному напряжению, что воспринимают его как нормальное состояние. Другие, не понимая, почему они сердиты, ищут причину внутри себя или в своем окружении, третьи впадают в депрессию, отстраняются от родных и друзей.

Есть категория людей, обладающая повышенной стрессоустойчивостью, у них пребывание в состоянии напряжения сопровождается эйфорией, они ищут острых ощущений, чтобы снова и снова ее испытать. Такие личности подвергают себя риску, занимаясь экстремальными видами развлечений и спорта, пускаются в авантюры, любят азартные игры. Несмотря на кажущуюся неуязвимость, они подвержены последствиям стресса не меньше, чем люди, на которых негативно действует малейшее разочарование.

Симптомы эмоционального выгорания под влиянием стресса психологи делят на когнитивные, поведенческие, эмоциональные, физиологические. Чем больше признаков человек замечает у себя, тем вероятнее наличие хронического стресса.

Наиболее характерные симптомы:

  • нарушение концентрации внимания и памяти;
  • навязчивые тревожные мысли;
  • фиксация на негативе;
  • раздражительность, вспышки гнева, плаксивость;
  • нервное перевозбуждение, неспособность расслабится;
  • подавленность, уныние;
  • склонность «заедать» стресс или, наоборот, отсутствие аппетита;
  • расстройства сна;
  • навязчивые действия (привычка кусать губы, грызть ногти, щипать или царапать себя);
  • постоянное желание расслабиться при помощи алкоголя или медицинских препаратов;
  • расстройства стула;
  • боли различной этиологии;
  • головокружение, тошнота;
  • снижение полового влечения;
  • частые вирусные инфекции.

Подобные признаки могут свидетельствовать и о других психических и физических нарушениях в организме, поэтому самостоятельная постановка диагноза недопустима. Неправильное лечение приносит вред не менее значительный, чем сам стресс.

Способность человека переносить эмоциональный накал зависит от его психологической зрелости, умения находить компромисс в конфликтных ситуациях, строить отношения с окружающими, достойно терпеть поражения и разочарования. Немаловажную роль играет генетическая составляющая, тип темперамента и общий взгляд на положение вещей.

Психотерапевтической медициной разработаны эффективные методики, позволяющие нейтрализовать последствия сильного стресса: релаксация, аутотренинг, специальные техники дыхания, приемы самовнушения, абстрагирования от раздражителя. Обучение этим методикам должен осуществлять опытный психолог или психотерапевт.

Сильный стресс, связанный с насилием, катастрофой, преступлением, стихийным бедствием, терактом, приводит к тяжелым психическим расстройствам. Возможны панические атаки, неврозы, навязчивые страхи, бессонница. С такими состояниями сложно справиться самостоятельно, требуется психологическая помощь, возможно, с применением медицинских препаратов.

В остальных случаях подойдут методы нейтрализации стресса, не требующие вмешательства врача, эффективные и доступные каждому:

  1. 1. Необходимо ежедневно выделять время для отдыха. Это должен быть не просмотр новостей, которые в силу негативности контента способны усугубить ситуацию. Полезно послушать музыку, почитать книгу, просто полежать в спокойной обстановке.
  2. 2. Не обойтись без правильного питания. Здоровая натуральная пища с достаточным количеством витаминов и минералов обеспечит организм энергией и поможет снизить последствия стресса.
  3. 3. Очень полезны посильные физические нагрузки: легкая утренняя зарядка, пешие прогулки, активные игры на свежем воздухе, занятия фитнесом, аэробикой, плаванием.
  4. 4. Ставя перед собой цели, нужно трезво оценивать свои возможности и ограничения. Недостижимые цели вызывают у человека чувство глубокого неудовлетворения, приводят к разочарованию. Реалистичные задачи, выполненные качественно, повышают самооценку, содействуют эмоциональному спокойствию.
  5. 5. Планирование и расстановка приоритетов помогут более продуктивно совмещать работу, домашние обязанности, воспитание детей. Открытое общение, обсуждение семейных проблем сближает родителей с детьми, развивает доверие и уверенность в завтрашнем дне.
  6. 6. Снижают последствия стресса занятия творчеством, музыкой, встречи с друзьями, которые могут разделить тревоги и беспокойства, выслушать, дать совет.

Стресс — неизбежная реальность жизни, мало у кого получается его избежать. Но у каждого есть выбор: смириться и покорно отдать себя во власть негативных эмоций или предпринять решительные действия, чтобы заслужить право на внутреннюю гармонию и душевное спокойствие.

neurofob.com

«Эффективная нейтрализация и профилактика стресса»

— метод психофизической разгрузки при помощи особых двигательных техник;

— метод запуска механизмов саморегуляции при помощи идеомоторных движений;

— техника запуска механизмов психофизической регуляции по методу Хасая Алиева «Ключ к Себе»;

— дыхательные техники для расслабления, восстановления тела и психики и повышения уровня их ресурсности;

— кинезиологический метод глубинной нейтрализации негативных эмоций и длительных стрессов;

— контактные техники балансировки нервной системы и организма вцелом.

Ведущий: Вячеслав Смирнов. Врач-терапевт, врач народной и нетрадиционной медицины. Директор Центра цоги и систем оздоровления (Киев). Создатель уникальной обучающей программы — Школы йоги и систем оздоровления. Автор книги «Живи энергично!» Чемпион мира по йога-спорту.

Тренинг предназначен для максимально широкого распространения сегодня эти методы просто необходимы каждому, кто заинтересован в своем физическом и психическом здоровье.

Несколько отзывов его участников:

Большое спасибо за тренинг! все методы работают. Проверено на себе. Было и полезно и весело. Я — капля в океане… Я поняла, что все победы начинаются с побед над самим собой. И если в голове порядок то порядок будет везде.

Сегодняшний тренинг лично мне очень помог. Спасибо за такие простые и действительно работающие (сижу до сих расслабленно улыбаюсь ) методы. Буду применять и помогать другим. Пусть принесет много пользы. Ты Бодхисаттва и твое стремление делать людей счастливыми очень вдохновляет.

Вячеслав! Огромное спасибо Вам за Тренинг «Эффективная нейтрализация и профилактика стресса». Сегодня это действительно те знания и навыки, которые необходимы каждому человеку!Доступно, эффективно. Техники, полученные на тренинге действительно решают проблему внутреннего стресса.

Для меня было очень полезно. И я обязательно буду использовать полученные знания. Ваш тренинг сегодня — это реальная помощь людям!

Ещё раз благодарю Вас!

Слава, огромное Вам спасибо за сегодняшний тренинг. Буквально за пару часов от колоссального напряжения последних дней не осталось и следа! Спасибо!

Только что закончился вебинар по нейтрализации и профилактике стрессов — это было круто! Я всегда считала, что противостоять стрессам — это очень серьезная и большая работа, и по своей лености всегда избегала ее, полагаясь на витамины, фитнес и кинокомедии (что тоже, собсссно, профилактирует стресс). Но оказывается, есть масса приемов, простота которых обратно пропорциональна их эффективности! Во время вебинара была возможность убедиться в этом на собственной шкуре! Их можно применять даже в общественном транспорте! (и перспектива показаться шизанутой в глазах пассажиров не остановит меня в стремлении не дать панике, отчаянью и тоске стать властителями моей психики!:))) спасибо, Слава, большое!

🙂 и снова Диляра Шкурко(на следующий день)

Неожиданный «побочный эффект»после вчерашнего тренинга: на ночь подышала в «убаюкивающем»ритме (как учил Слава — короткий вдох+длинных выдох), заснула крепко и глубоко, проснулась в . 4 утра. с ощущением того, что уже все. того. типа выспалась попробовала обмануть себя, но не получилось. пришлось встать — поставить варить бульон, проверить почту, вымыть пол в коридоре, полить цветы, загрузить стиральную машину, сделать «пять жемчужин», приготовить дочери завтрак и сделать еще с десяток полезных дел ДО выхода на работу. 8 часов в офисе, репетиция до 21.00, а сна ни в одном глазу! это что. ) теперь всегда так будет?))

Спасибо огромное за семинар! Благодарна за все техники восстанавливающие после ПТСР, и возможность использовать их в своей практике, как с клиентами, так и для самовосстановления при психоэмоциональном выгорании.

Очень улучшилось общее состояние после тренинга. Стала спокойной, умиротворенной, собранной. Я проходила тренинг дома, в онлайн-режиме. Все до единого методы, показанные ведущим, для меня оказались эффективными и ценными. Данные методики помогли мне сейчас, и их можно использовать и для решения своих неприятных ситуаций в дальнейшем. Большое спасибо Вячеславу и всем организаторам.

Уважаемый Слава!! Сегодня Вы вдохнули в меня уверенность в том, что вокруг есть люди, которые, как и я, верят в торжество здравого смысла. Если окружающие тебя люди спокойны, излучают позитив и готовы помогать ближнему, — у нас есть будущее. Огромное спасибо за вебинар, за доброжелательность и жизнеутверждающую улыбку.

budsvetom.com

6.1. Обшие подходы к нейтрализации стресса

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной лич­ности, а с другой — реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. В монографии «Индивидуальная устойчи­вость к эмоциональному стрессу» К. В. Судаков, перечисляя важней­шие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы:

4- аутогенную тренировку;

+ различные методы релаксации;

+ системы биологической обратной связи;

+ включение в жизнь человека положительных эмоций;

+ физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

+ иглоукалывание и др.

При этом отмечается, что выбор какого-то метода коррекции стрес­са должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений. Особо под­черкивается, что речь должна идти не о «среднестатистической нор­ме», а о нормальных именно для данного индивидуума жизненных по­казателях.

Кроме того, для коррекции стресса необходимо помимо специфи­ческих мер психологического воздействия использовать и общеукреп­ляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечно-со­судистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные на­родные средства, проверенные временем. На одном из антистрессор­ных семинаров, проводимых автором данной книги, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали:

+ общение с природой;

4 общение с друзьями;

+ экстремальные физические нагрузки;

+ просмотр хорошего видеофильма;

+ занятие спортом и т. д.

Помимо этих, «житейских», приемов, были названы и методы, ко­торые можно назвать «психологическими»:

+ загрузить себя работой так, чтобы не хватило времени и сил на пе­реживания;

+ изменить отношение к ситуации; + вспомнить о тех людях, которым еще хуже; + излить душу другу или подруге; + отнестись к ситуации с юмором; + выслушать совет компетентного человека и т. д.

Данный пример показывает, что множество людей обладают зна­ниями о методах уменьшения стресса, но тем не менее испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большин­стве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате — с низкой эффективностью.

Если мы обратимся к научной литературе по стрессу, то ситуация будет похожей — широкий диапазон методов уменьшения психиче­ского напряжения и проблема их выбора. Кто-то из психологов отда­ет предпочтение аутогенной тренировке, другие — мышечной релак­сации, третьи — дыхательным упражнениям, четвертые — медитации и т. д. Американский психолог Джозеф Вольпе в свою очередь пола­гает, что существуют только три, занятия несовместимых с напря­жением: это секс, еда и упражнения на релаксацию [2]. Таким обра­зом, перед практическими психологами стоит задача дифференциа-

156 Глава 6. Методы оптимизаиии уровня стрессов

ции антистрессорных методов, а также оптимального подбора тех методов, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.

Чтобы разобраться в многочисленных приемах, направленных на уменьшение психологического стресса, необходимо систематизиро­вать их в соответствии с определенными признаками, причем в зави­симости от выбранной системы координат классификации будут раз­ными. Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессорного воздействия: физическая, химическая или же психологическая (рис. 37), в основу второй классификации — спо­соб внедрения в сознание антистрессорной установки — самостоя­тельный или при помощи другого человека (рис. 38). Рассмотрим их подробнее.

Рис. 37. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессорного воздействия

Первая классификация. Если начать с низших уровней организа­ции материи, то наиболее простыми будут физические методы умень­шения стресса — воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными ме­тодами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье. Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектраль-

ный состав также влияют на психическое состояние человека. Так, при наблюдении группой испытуемых красного цвета, полученного с помощью обычных проекционных ламп с дополнительными свето­фильтрами, их восприятие было связано с эмоциями негативного ха­рактера: ограничение, ощущение тесноты, головная боль. При облу­чении в положении стоя — — тенденция отступить или расширить пространство. Отмечались также нерегулярные физиологические ре­акции: периодическое повышение артериального давления и учаще­ние пульса. В то же время сине-зеленый цвет оценивался испытуемы­ми как спокойный, симпатичный, приятный, некоторыми из них ассоциировался с водой и лунным светом. Он частично затормажи­вал повышенные физиологические функции и нормализовал пони­женные показатели [11].

Следующая группа биохимических методов снятия стресса вклю­чает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию. По­следний метод заключается в управлении психическим состоянием человека при помощи запахов. Для этого используется специальная ароматическая водяная лампа, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с добавлением ароматических масел.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые об­ладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойства­ми обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учиты­вать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ра­нее обонятельные ассоциации.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непо­средственном воздействии на физиологические процессы в организ­ме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические уп­ражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подроб­но разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем оста­навливаться на них подробно.

Вторая классификация. Регулировать уровень стресса можно са­мостоятельно, с помощью другого человека или при помощи техниче­ских средств.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регу­ляции уровня стресса является внешний — с участием психолога, пси-

158 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

6.1. Обшие подходы к нейтрализации стресса

хиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.

Рис. 38. Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от способа применения антистрессорного воздействия

В некоторых ситуациях вышеназванный спобоб купирования стрес­са невозможен — при отсутствии специалиста или нежелании челове­ка делиться своими проблемами с посторонними. В этом случае при­менимы разнообразные методы психологической самопомощи —аутогенная тренировка, медитация, дыхательные техники, специаль­ные физические упражнения и т. д. Классическим примером метода этой группы является индийская йога, включающая в себя дыхатель­ные упражнения (пранаяму), физические упражнения (асаны) и при­емы медитации (самадхи).

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств:

> магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тре­нировки;

+ видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся карти­ны природы;

+ обучающих компьютерных программ для релаксации;

+ разнообразных устройств биологической обратной связи.

В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организа­ционные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их большему соответствию психофизиологическим особенностям работника. Такой (организационный) подход наиболее распространен в психологии тру­да, инженерной психологии, эргономике. Его основными направле­ниями являются:

рационализация процессов труда путем составления оптималь­ ных алгоритмов работы, обеспечения удобных временных лими­ тов и т. д.;

усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с пси­ хофизиологическими особенностями человека;

разработка оптимальных режимов труда и отдыха, которые бы не приводили к преждевременному истощению ресурсов работника;

рациональная организация рабочих мест и формирование опти­ мальной рабочей позы;

создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

повышение моральной и материальной заинтересованности в ре­ зультате труда [14].

Вторая группа методов направлена непосредственно на пси­хику работника и его функциональное состояние. Она включает в се­бя такие способы, как:

+ воздействие цветом и функциональной музыкой; + воздействие на биологически активные точки; + оздоровительные физические упражнения; + убеждение и внушение; + самовнушение и аутотренинг; + дыхательная гимнастика; + медитация.

Можно также выделить два направления в преодолении психоло­гического стресса: профилактическое и терапевтическое.

Первый путь — это усиление защитных сил организма, измене­ние отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитив­ного мышления.

Второй путь направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телес­ные и эмоциональные проявления. Конечно, между этими двумя под-

160 Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

ходами нет четких границ. Тот же самый аутотренинг можно приме­нять и как профилактическое, и как терапевтическое средство. С дру­гой стороны, при резком развитии стресса необходимо влиять не только на тело (при помощи мышечной релаксации и дыхательных упражнений), но и на мысли и чувства (методами рефрейминга и ра­циональной терапии).

Кроме того, следует помнить, что цена успешной деятельности всегда достаточно высока, и при выборе оптимальной стратегии реа­гирования на стресс приходится расставлять приоритеты. Полное снятие стрессорнои активации значительно снижает возможности че­ловека максимально реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности, в то время как излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме. Оптимальный уровень стресса — это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каж­дого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса.

В этом отношении представляют интерес результаты исследования, в котором оценивалось функциональное состояние операторов в про­цессе 20-часовой деятельности на средствах связи. Было выделено две группы: операторы с высоким и низким качеством работы. При сравнении психофизиологических показателей этих 2 групп выясни­лось, что у более успешно справлявшихся с поставленными задачами операторов тремор рук был выше на 26%, а реактивная тревожность на 34%, по сравнению с операторами, трудившимися менее успешно. У лиц первой группы наблюдалось также более высокое артериаль­ное давление, выраженная кожно-гальваническая реакция, ниже бы­ло самочувствие, активность и настроение. Таким образом, успешность деятельности операторов была тесно взаимосвязана с уровнем нерв­но-эмоционального напряжения, которое ведет к увеличению цены деятельности [13].

Исследование результативности спортсменов показало, что наи­лучших результатов и наибольшей стабильности добивались спорт­смены со средним уровнем тревожности и соответственно со средним показателем стресса. Второе место занимали спортсмены с низким уровнем тревоги, а наихудшие показатели (как по результативности, так и по стабильности выступлений) заняли спортсмены с избыточ­ным уровнем тревоги и стресса [9].

Таким образом, речь идет об оптимизации уровня стресса, хотя следует отметить, что в большинстве случаев задача состоит именно

6.2. Способы саморегуляиии психологического состояния во время стресса 161

в снижении избыточного показателя стресса, и далее будут перечис­лены и разобраны основные методы коррекции стресса, применяе­мые на практике.

studfiles.net

Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации

Детальная информация о работе

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО М О Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс»

по предмету: Управленческая психология

Тема работы: «Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации»

Московская область 2013 г.

Глава 1. Теоретическая часть. Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации

1.1 Определение понятия «стресс»

1.2 Причины возникновения стресса и его стадии

Глава 2. Практическая часть. Анализ возникновения и нейтрализация стрессовых ситуаций персонала на предприятии ЗАО «Мирный»

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Мирный»

2.2 Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО «Мирный»

2.3 Рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный»

психологическая проблема стрессовая ситуация персонал

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению. Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс — это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт — это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс — явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Целью данной работы является анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации.

Задачи курсовой работы:

— охарактеризовать теоретические основы понятия «стресс» и «стрессовая ситуация»;

— проанализировать причины стресса на рабочем месте;

— проанализировать психологические проблемы на предприятии ЗАО «Мирный»

— разработать методики нейтрализации стресса на предприятии. Объектом данного исследования является анализ стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный».

Предметом исследования — управление стрессами на предприятии ЗАО «Мирный».

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Структура курсовой работы: введение; теоретическая часть, где дана характеристика понятию стресса, подробно описаны причины, стадии стресса; практическая часть, в которой проанализированы психологические проблемы в ЗАО «Мирный» и даны рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала; заключение; список литературы; глоссарий.

Основными источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии. Росс А. «Как победить одиночество». Изд. «Феникс». 2002 г., С. 314. Селье Г. «Стресс без дистресса». Изд. «Прогресс». 1982 г., С. 68. Гибсон Д Ж .Л., Иванцевич Д. М. , Донелли Д. Х. «Организационное поведение, структура, процессы». Изд. «ИНФРА — М». 2009 г., С. 293.

Курсовая работа написана на 28 страницах.

Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и так далее. Самоукина Н. «Пожиратель нервов, или Стресс по жизни». Изд. «Карьера». 2003 г., С. 45

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф — это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса. Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители — наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации?

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс — неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Селье Г. «Стресс без дистресса». Изд. «Прогресс». 1982 г., С. 68.

Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование — самые вредоносные стрессоры.

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.

Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.

Стресс — это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия.

Рисунок 1. Виды стресса

Эустресс предполагает возникновение желательного, то есть положительного эффекта, а дистресс — отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание». Селье Г. «Стресс без дистресса». Изд. «Прогресс». 1982 г., С. 68.

Г. Селье отметил еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и другими. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Рисунок 2. Виды стрессоров

К физиологическим стрессорам относятся: болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и так далее. К психологическим относятся: необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и другие. Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные и эмоциональные. Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные. Проиллюстрируем это на примере градациии степени тяжести. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов (табл. 1). Таковы избранные категории стрессорных факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению Создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, вы оказываетесь перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и другие). Так что если за год вы успеете закончить учебу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут около 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов. Копонев С. В. «Душевное лекарство. Природа и человек». Журнал «Свет».

Таблица 1 Жизненные события, влияющие на психику

Смерть партнера (мужа, жены)

Перемена в ответственности по месту работы

Уход сына или дочери из родного домаУход сына или дочери из родного дома

Разлад в супружеской жизни/разрыв

Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью)

Исключительный личный поступок или достижение

Смерть близкого члена семьи

Поступление в школу или ее окончание

Серьезная травма или заболевание

Перемена в условиях жизни

Проблемы и конфликты с начальством

Примирение и другие перемены в семейной жизни

Изменение рабочего времени или условий работы

Выход на пенсию

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

Перемена в общественной деятельности

Появление нового члена семьи

Перемена места работы

Перемены, связанные со сном и режимом дня

Изменения в финансовом состоянии

Перемены в семье

Смерть близкого друга

Перемены в привычном образе питания

Перевод на другую работу

Серьезные разногласия с партнёром

Проступок (штраф за проезд без билета и так далее)

Приближение срока уплаты долга

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. Росс А. «Как победить одиночество». Изд. «Феникс». 2002 г., С. 314. Стадии стресса

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три стадии: тревога (А), сопротивление (Б), истощение (В) (рис. 3).

Рисунок 3. Стадии стресса

Первая фаза — стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки так далее.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.

Однако если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза — истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение. Самоукина Н. «Пожиратель нервов, или Стресс по жизни». Изд. «Карьера». 2003 г., С. 45

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Мирный»

Закрытое акционерное общество «Мирный» создано в порядке преобразования открытого акционерного общества «Мирный» (зарегистрированное постановлением главы администрации Темрюкского района, Краснодарского края от 22 апреля 1998 года № 32/15) и является правопреемником ОАО «Мирный».

Полное официальное наименование общества на русском языке: — Общество с ограниченной ответственностью «Мирный».

Местонахождение ЗАО «Мирный»: — Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Виноградный, улица Ленина, 2.

Новая редакция Устава принята в целях приведения в соответствие с ФЗ от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об акционерных обществах»(№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.)

Общество создано на неограниченный срок.

Цели и предмет деятельности.

Общество имеет гражданские права и несёт обязанности, для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых ФЗ.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли от реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом.

Общество имеет право:

— приобретать ценные бумаги, находящиеся в обороте;

— проводить аукционы, лотереи, выставки;

— приобретать и реализовывать продукцию (работы, услуги) предприятий, объединений и организаций, а также иностранных фирм, как в РФ, так и за рубежом в соответствии с действующим законодательством;

— осуществлять иные права и нести другие обязанности в порядке, установленном законодательством.

Основные виды деятельности общества:

— выращивание винограда и производство вина;

— осуществление всех видов операций с движимым и недвижимым имуществом;

— производство, закупка и реализация товаров народного потребления;

— закупка и реализация удобрений;

— торговля путём создания продовольственных, промтоварных, комиссионных магазинов и торговых точек;

— оказание юридических, консалтинговых, инженерных, посреднических, маркетинговых, дилерских, рекламно- коммерческих, транспортных, информационных и других видов услуг организациям и населению;

— осуществление экспортно-импортных операций;

— производство, закупка, переработка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции;

— осуществление благотворительной деятельности;

— эксплуатация в целях предпринимательской и хозяйственной деятельности котельного и транспортного оборудования;

— осуществление иных видов деятельности и оказание других услуг населению.

К имуществу ЗАО «Мирный» относится: здания, сооружения и придаточные устройства, машины и оборудования, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения, автозаправочные станции, магазины и торговые точки, и другие виды движимого и недвижимого имущества.

В ЗАО «Мирный» было проведено исследование на выявление существующего уровня стресса у персонала организации. ЗАО «Мирный» — это крупное предприятие с числом работающих более 350 человек (основных работников — 181 человек; временных — 183 человека).

Исследование на наличие стресса у персонала организации проводилось с использованием теста на оценку стрессоустойчивости, который был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета бостона.

Данный тест предлагалось пройти двадцати специалистам ЗАО «Мирный», выбранным произвольно. Среди работников, прошедших тестирование, были следующие специалисты: начальник цеха механизации, заместитель начальника цеха механизации, начальник цеха растениеводства, заместитель директора по строительству, юрист, менеджер по снабжению, научный консультант по правовым вопросам, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный инженер, инженер-электрик, три бригадира, бухгалтер — диспетчер, бухгалтер — кассир, двое экономистов, комендант, агроном по защите растений.

Вопросы теста, предложенные специалистам:

1) Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2) Вы спите 7 — 8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3) Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаёте свою любовь взамен.

4) В пределах пятидесяти км. у вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться.

5) Вы упражняетесь до пота хотя бы 2 раза в неде6лю.

6) Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7) За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8) Ваш вес соответствует вашему росту.

9) Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные потребности.

10) Вас поддерживает ваша вера.

11) Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12) У вас много друзей и знакомых.

13) У вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете.

15) Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы или обеспокоены чем-либо.

16) Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми вы живете, ваши домашние проблемы.

17) Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18) Вы можете организовать время эффективно.

19) За день вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20) У вас есть немного времени для себя в течении каждого дня.

На предложенные вопросы необходимо было ответить одним из следующих вариантов ответов: почти всегда; часто; иногда; почти никогда или никогда. И в соответствии с каждым данным ответом присваивалось определенное количество баллов:

Из суммы результатов ответов необходимо вычесть 20 очков. По таблице 2 в соответствии с количеством очков даны ответы.

Таблица 2 Ответы с соответственным количеством очков

Свидетельствует о высокой стрессоустойчивости к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм

Стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на жизнь тестируемого

Тестируемому следует очень серьезно задуматься над своим образом жизни и попытаться принять меры, поскольку такие люди очень уязвимы для стресса.

Далее приведены результаты тестирования специалистов ЗАО «Мирный», их специальности и имена. Также приведена месячная заработная плата, так как это может сыграть определенную роль при сопоставлении уровней стресса. Еще одним интересным критерием сравнения является пол работника, поэтому таблица 3 разделена на две части: в первой части расположены данные сотрудников женского пола, прошедших тестирование, а во второй — данные сотрудников мужского пола.

Из результатов тестирования видно, что средние результаты тестирования работников и женского и мужского пола не превышают 30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне стресса, но необходимо все же обратить внимание на то, что итоговые средние результаты очень близки к значению 30. Поэтому необходимо в обязательном порядке проводить мероприятия по предупреждению стрессов, по их психогигиене. Обратить внимание на здоровье работников необходимо не только руководству, но и самим работникам для достижения минимального уровня вредных воздействий стрессов.

Таблица 3 Результаты тестирования сотрудников ЗАО «Мирный»

Зам. гл. бухгалтера

Агр. по защите растений

Средний результат тестирования работников женского пола:

Нач. цеха растений

Нач. цеха механизации

Зам. нач. цеха механизации

Зам. дир. по строительству

Средний результат тестирования работников мужского пола:

Если рассматривать конкретных работников, то особое внимание нужно обратить на результат Нешевой Ольги Федоровны (7), который составил 56 баллов. Этот сотрудник подвержен стрессу чрезмерно, что может оказаться губительным для ее здоровья. Также результаты выше среднего показали Куртнезирова Диляра Юнусовна (4), Сейтмамбетова Ирина Павловна (8) и Рузанкина Лариса Михайловна (9). Среди работников мужского пола никто не набрал более 50 баллов, что является положительным показателем. Но результаты тестирования таких работников, как Щербаков Алексей Николаевич (14), Зайцев Александр Филиппович (18), Каленик Николай Иванович (19) и Мишин Сергей Васильевич (20), показали, что уровень стресса в их жизни выше среднего. На это также следует обратить внимание. Еще необходимо отметить следующий отрицательный момент: ни один из тестируемых не набрал менее 10 баллов. Это говорит о том, что никто не обладает высокой стрессоустойчивостью и низким влиянием стресса на организм.

Что касается половых различий сотрудников, то необходимо заметить, что у работников женского пола уровень стресса выше, чем у работников мужского пола. Но это различие столь незначительно, что ему не следует предавать значения. Можно предположить, что оно вызвано психологическими особенностям личностей.

Если сопоставить уровень среднемесячной зарплаты и результаты тестирования, то можно заметить, что, как правило, у работников с уровнем зарплаты от 13. 000 и ниже уровень стресса выше, чем у работников с более высоким уровнем зарплаты. Руководству ЗАО «Мирный» необходимо обратить на это внимание и выяснить причину повышения уровня стресса, поскольку повышенный уровень стресса не позволяет персоналу работать наиболее эффективно, с полной отдачей.

2. 3 Рекомендации по снижению стрессовых ситуаций персонала предприятия ЗАО «Мирный»

На основе результатов исследования, проанализированных в главе 2.2. можно сделать вывод, что в ЗАО «Мирный» необходимо осуществлять деятельность по управлению стрессами. Такая деятельность производится на основе использования способов элиминирования факторов стресса — действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессоров, либо уменьшают частоту их появления. Основные способы элиминирования можно разделить на 2 группы: применяемые непосредственно самим работником и применяемые менеджером по отношению к подчиненным. Обе группы этих методов необходимо применять по отношению к работникам организации для снижения уровня стресса. Даже методы управления стрессом, применяемые непосредственно самим работником, должны быть донесены до него его руководством. В ходе опроса персонала в ЗАО «Мирный» не осуществляется деятельность по ознакомлению персонала с методами управления стрессом в самом себе. А это в значительной степени усложняет решение задачи по снижению стресса, поскольку работники организации подвержены влиянию личностных, внешних и других стрессоров, действие которых трудно устранить менеджеру.

Таким образом, первый шаг, который необходимо сделать управляющему персоналу в ЗАО «Мирный» по снижению воздействия стресса на своих работников — донести методы по снижению стресса, которые работник может применять непосредственно по отношению к самому себе. Такие методы могут быть описаны в шуточной форме на плакатах, которые следует расположить в комнатах отдыха или, если позволяет рабочая обстановка, в кабинетах, или же в виде небольших памяток на рабочих столах. Такие методы описаны в многочисленных источниках, например в книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Вторая группа методов борьбы со стрессом включает те, которые должен применять менеджер по отношению к своим подчиненным. В первую очередь, это организация профессионального подбора персонала на соответствие личностных характеристик, черт характера, темперамента и других особенностей личности будущих сотрудников их рабочему месту и характеру выполняемой работы. По результатам опроса такая деятельность также не осуществляется в ЗАО «Мирный». Но это очень важно, поскольку значительные стрессы возникают у людей, которые недовольны своей работой. В деле, которое человеку по душе, он более успешен, потому что человек стремиться повторять то поведение, которое приносит ему положительные эмоции.

Также было выяснено, что в ЗАО «Мирный» не проводится такой деятельности по профилактике конфликтов, как формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. Известно, что конфликтные ситуации в значительной степени провоцируют стрессовые ситуации. И если сотрудники по психологическим характеристикам несовместимы, то они не смогут достичь продуктивного сотрудничества и эффективной деятельность, а также в силу низкой сплоченности могут возникать конфликты на рабочем месте и, как следствие, стрессы. Таким образом, в ЗАО «Мирный» необходимо внедрить систему формирования рабочих групп на основе психологической совместимости, проводить корпоративные вечеринки, совместный досуг в нерабочее время.

Стало известно в ходе опроса, что в ЗАО «Мирный» не уделяется особое внимание созданию наиболее комфортных условий труда. Это очень важно для профилактики стрессов, так как некомфортные для организма уровень температуры, освещения, давления зачастую приводят к возникновению нежелательного уровня стресса. В ЗАО «Мирный» не во всех рабочих кабинетах установлены сплит-системы, также кроме общего освещения требуется, чтобы на каждом рабочем столе были лампы местного освещения. Это требование также не везде соблюдено, что негативно сказывается на уровне стресса.

ЗАО «Мирный» является крупной организацией со значительным числом работников. В этих условиях руководству по мере возможности нужно уделять как можно больше внимания своим работникам, для того чтобы не допустить патологического уровня стресса, поскольку стресс легче предупредить, чем потом бороться с его негативными последствиями. Для того чтоб вовремя выявить стрессовые состояния у персонала в крупной организации обязательно должна работать группа психологов, или хотя бы один психолог. В ЗАО «Мирный» такой практики нет, но она необходима. Поэтому, если нет возможности ее внедрить, руководящий состав должен взять на себя эти функции. Необходимо периодически проводить устные опросы или опросы в форме анкетирования на выявление стрессовых состояний у персонала и, если это необходимо, после этого применять соответствующие меры.

Также в современных организациях часто применяются такие передовые методы борьбы со стрессом, как занятия физкультурой в течение недолгих перерывов на работе. Ученые доказали, что ничто так не помогает справиться с психологическим стрессом, как оптимальная физическая нагрузка. В ЗАО «Мирный» прилегающая к рабочим зданиям и помещениям территория достаточно велика. Поэтому можно попробовать создать комнату отдыха для работников умственного труда, которая содержала бы несложный спортивный инвентарь, теннис, бадминтон, мячи и прочее.

Руководящему персоналу ЗАО «Мирный» также следует применять такие меры по снижению стресса у персонала, как оценка способностей, потребностей и склонностей работников и попытка выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам; необходимо разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания; нужно четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации и прочее.

Давать рекомендации по снижению стресса протестированным работникам очень сложно, так как во многом неизвестно, что стало причиной их стресса. Но, проанализировав ответы протестированных работников на конкретные вопросы теста, можно сделать вывод, что человеку, набравшему максимальное количество баллов в ответе на конкретный вопрос, необходимо обратить внимание на ту сторону жизни, о которой говорилось в вопросе. Очевидно, что именно эта сторона жизни значительно провоцирует стрессовые состояния у человека, и ему необходимо попытаться изменить её. Например, Нешева О. Ф. (7) набрала максимальное количество баллов на таких вопросах, как 1, 2, 5, 18, 19. Это говорит о том, что она ведет неправильный образ жизни, который во многом является источником её стресса. Этому работнику обязательно надо обратить внимание на свой образ жизни и постараться изменить его на бесстрессовый. У Куртнезировой Д. Ю. (4) такое же положение в ответах на вопросы. Ей тоже необходимо изменить свой образ жизни. А вот у Сейтмамбетовой И. П. (8) причина стресса иная. Она набрала максимальное количество баллов на вопросах 3, 10, 11, 12, 15, 16. Это говорит о том, что этот человек испытывает значительные психологические стрессы во взаимоотношениях с окружающими, замкнут, сдерживает свои эмоции, не давая им выхода. Этому работнику следует работать над собой, чтоб изменить некоторые характеристики своей личности или же попробовать изменить своё отношение к происходящим событиям. Каленик Н. И. (19), набравший 38 баллов, также имеет трудности с образом жизни. Ему следует обратить внимание на стороны жизни, отраженные в вопросах 2, 5, 6, 7, 8, 19. Такие же рекомендации можно дать и Щербакову А. Н. (14).

Данная тема является актуальной для современного общества, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

При ритме современной жизни без стресса никуда. Нас окружает огромное количество неблагоприятных факторов. Подавленность, плохое самочувствие — вот главные признаки стресса. Необходимо следить своим состоянием и во время оказывать помощь.

Руководитель обязан следить за стрессовой ситуацией, помогать работникам, своим подчиненным избежать ее. Для этого существуют методы. Они помогут сплотить коллектив, чтобы избежать конфликтов, которые за собой поведут стрессы коллег. Методы помогают работникам разобраться в своей ситуации, наладить внутреннее благополучие, убрать стресс, помешать ему и дальше расстраивать нервную и физиологическую деятельность.

Давать рекомендации по снижению стресса протестированным работникам очень сложно, так как во многом неизвестно, что стало причиной их стресса. Но, проанализировав ответы протестированных работников на конкретные вопросы теста, можно сделать вывод, что человеку, набравшему максимальное количество баллов в ответе на конкретный вопрос, необходимо обратить внимание на ту сторону жизни, о которой говорилось в вопросе. Очевидно, что именно эта сторона жизни значительно провоцирует стрессовые состояния у человека, и ему необходимо попытаться изменить её.

В данной работе было рассмотрено явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.) «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.

3. Копонев С. В. «Душевное лекарство. Природа и человек». Журнал «Свет». 2003 г., № 12, C. 38−39.

4. Росс А. «Как победить одиночество». Изд. «Феникс». 2002 г., С. 314.

5. Селье Г. «Стресс без дистресса». Изд. «Прогресс». 1982 г., С. 68.

6. Самоукина Н. «Пожиратель нервов, или Стресс по жизни». Изд. «Карьера». 2003 г., С. 45.

7. Гибсон Д Ж .Л., Иванцевич Д. М. , Донелли Д. Х. «Организационное поведение, структура, процессы». Изд. «ИНФРА — М». 2009 г., С. 293.

8. Куликов Л. В. , Розанова М. А. «Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности. Теоретические и прикладные вопросы психологии». Изд. «СПб». 2004., С. 342.

Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Дистресс — (от греч. dys приставка, означающая расстройство + англ. stress напряжение) стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Корреляция — (лат. correlatio — соотношение) — понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями.

Стрессогенные факторы — стрессоры неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Стрессоры — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний

Элиминирование — (от лат., eliminare — изгонять) — исключение в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, анализируемым, контролируемым процессом, явлением.

sinp.com.ua