Невроз детей 5 лет

Профилактика и лечение детских неврозов

Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

Виды неврозов у детей

1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

  • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
  • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.

3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

Причины детских неврозов

Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:

1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.

2. Наличие психических травм.

3. Особенности воспитания, а также образование и семья.

Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

Профилактика и лечение детских неврозов

Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

otebe.info

Ребенок подергивает глазом, повторяет одно и то же движение несколько раз, пожимает плечами время от времени? Вероятнее всего, вы столкнулись с детскими неврозами. Мы расскажем, от чего возникают такие состояния, как могут проявляться и, главное, как с ними бороться.

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

1. Основные причины кроются в психологических травмах, которые детки получают из-за хронических стрессов, в числе которых постоянные ссоры в семье или агрессивная обстановка в детском коллективе. Также острые стрессы и испуги довольно часто вызывают такие явления, как резкий звук в темноте, авария, падение.

2. Не последнюю роль играет наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.

3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов. Именно поэтому очень важно наращивать нагрузки, как в детском саду, так и в секциях и школе постепенно. В противном случае нервная система ребенка может попросту не выдержать и дать сбой!

4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье или, напротив, полное отсутствие свободы и тотальный контроль могут стать причиной детских неврозов и тиков у ребят старшего возраста.

В настоящее время любой детский психиатр скажет вам, что существует целая куча детских неврозов.

Самым распространенным неврозом является детский страх, который чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.

Есть также ребятишки, у которых такие панические атаки связаны с посещением школы или детского сада. Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, стыдить или приводить в пример других, «более смелых» малышей. Все это только усилит невроз, к тому же, ребенок почувствует, что от родителей помощи ждать не стоит, а это совсем плохо. Ведь родители для ребенка – это основа спокойствия и душевного комфорта.

2. Истерический невроз

Детские истерики, переходящие в невроз, возникают на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.

3. Невротическое заикание

Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенка лежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.

4. Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.

5. Невротический энурез

Невротический энурез проявляется неосознанным недержанием мочи у детей, возникающем на фоне психологических расстройств. Чаще всего «мокрые неприятности» происходят ночью. Учащение эпизодов энуреза происходит всякий раз после физических наказаний и психических стрессов. Помимо недержания мочи, такие детки, как правило, отличаются излишней плаксивостью, раздражительностью, капризностью. У них могут наблюдаться тики и заикания.

Как помочь ребенку при неврозе?

Для начала родителям следует пересмотреть свое отношение к малышу и собственные взгляды на воспитательный процесс. Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут быть здоровые дети.

Непосредственным лечением неврозов занимается детский психотерапевт. Он разбирается в каждой конкретной ситуации, ставит диагноз, выявляет причины неврозов и устанавливает степень их тяжести. И уже основываясь на всех этих данных, назначает соответствующее лечение (терапия при помощи сказок или игры, гипноз, лечение травами и лекарственными средствами).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!

Большое внимание уделяю закаливанию и профилактическим методикам. Пишу книги и статьи о здоровье детей. Автор «Современного сборника лекарственных препаратов», «Доврачебная помощь детям» и других книг медицинской и фармацевтической тематики. Сотрудничаю с медицинскими журналами и издательствами.

deti.mail.ru

Нервное расстройство или невроз — это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

• кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

• невротическое состояние (длится несколько месяцев);

• невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 — 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 — 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

• повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

• повышенное стремление к первенству, желание всегда быть лучше других.

По мнению исследователя и практикующего врача А.И.Захарова, возникновению невроза способствуют следующие факторы:

— единственный ребенок в семье или эмоциональная изоляция данного ребенка в семье (если детей несколько);

— недостаточная психологическая совместимость родителей и ребенка;

— нервные или психические заболевания родителей;

— конфликты, психотравмирующие ситуации (в том числе, прием родителями алкоголя или наркотиков);

— завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;

— непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;

— «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

— перестановка или смещение традиционных семейных ролей;

— низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, отсутствие совместных игр;

— изолированность семьи в сфере внешних контактов.

— проблемы, связанные с проживанием в большом городе:

1. ускорением темпа современной жизни;

2. недостаток времени;

4. некоторая обезличеность;

— сложный характер межличностных отношений;

— недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

— плохие жилищно-бытовые условия молодой семьи;

— ранний выход матери на работу;

— отсутствие одного из родителей;

— ранее помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции), острые и хронические болезни, тяжелые травмы (особенно травмы головы), чрезмерно сильные эмоциональные переживания (вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев, смерти одного из близких людей).

Можно выделить три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, пасует перед трудностями, боится ответственности, любит болеть, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврасении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу / не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, у ребенка может подняться температура, разболеться живот или начаться рвота, потому что ему не хочется идти в детский сад. Или, если ему что-то не дали, ребенок может описаться или обкакаться. «Заболевания» могут быть самыми разными: недержание мочи, рвота, боли в горле, нарушение координации движений и даже паралич.

При этом ребенок «болеет» «не специально» и сам верит в своё заболевание. Не стоит пугаться, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер.

Причиной такого невроза чаще всего бывает непоследовательное воспитание.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничеия), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации — впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо») разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами (например, ребенок каждый раз боится, что мама его не заберет из детского сада). Как сопутствующий симптом могут появитья нервные тики — однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) — или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Чаще такие повторяющиеся действия самому ребенку неприятны и он стремится от них избавиться.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить. Профилактика невроза заключается в создании благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха (на воздухе), правильного режима дня и питания, уменьшения физической и умственной нагрузки.

Если врач–невропатолог поставил вашему ребенку диагноз «невроз», возможно, он назначит приём транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных препаратов. Однако, надо понимать, что сами по себе эти препараты не излечивают невроз.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс.

Необходимо изменить стиль воспитания, укрепить характер ребенка, развить его эмоциональную сферу. Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность, помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

shkola7gnomov.ru

Согласно статистике с каждым годом возрастает численность такого заболевания, как детский невроз. Большую роль в возникновении неврозов играют биологические причины, к примеру, наследственность, но нельзя не принимать во внимание особенности личности и тяжелые семейные обстоятельства. Невроз у детей и подростков – это пограничное психическое расстройство, на него не влияют психотические состояния. Заболевание относится к единой группе, но проявление невроза у детей может быть разнообразным, к тому же имеются отличительные особенности. Они влияют на лечение и развитие болезни.

Что обуславливает появление?

Какие причины вызывают невротическую реакцию у ребенка любого возраста? На развитие невроза у детей до года и старше в сильной степени влияют отношения в семье. Если оба родителя имеют ряд личных проблем, придерживаются жестоких правил воспитания и не учитывают индивидуальные особенности, то эмоциональное расстройство прогрессирует. Но семейные причины не являются одним единственным фактором, помимо этого усугубить детский невроз могут следующие моменты:

  • Изменение образа жизни в худшую сторону, например, разлучение с матерью на долгий срок.
  • Сильный испуг. На фоне неблагоприятной семейной ситуации ребенок переживает стресс, к примеру, становится свидетелем преступления.
  • Родовая травма, длительные эмоциональные переживания матери во время беременности.
  • Если перечисленные причины сопровождаются в комплексе, то это является решающим толчком для развития невроза у детей разных возрастов. Они могут стать катализатором и в четыре года, и в шесть лет. Неблагоприятное течение беременности сглаживается при мирной семейной обстановке, но тяжелый семейный климат только усугубляет развитие болезни. Если присутствуют все признаки, то важна профилактика. Но в большинстве случаев родители не замечают невротическую реакцию ребенка, лечение отсутствует. По этой причине неврозы у детей и подростков меняют психологический склад их личности.

    Симптоматика заболевания

    Исследования психологов доказывают, что основные признаки психического здоровья ребенка различного возраста – это эмоциональная поддержка родителей. В неблагополучных семьях с их нарушенной эмоциональной атмосферой у детей закладывается недоверие к людям, враждебность, отсутствие естественных реакций и состояний.

    В возрасте до трех лет важно становление самостоятельности. Для дошкольного периода немаловажно формирование адекватной самооценки, принятия себя. Психологи отмечают, что неправильные стили воспитания формируют разные виды невроза у детей. К примеру, эгоцентрическое воспитание формирует истерический невроз у детей, а отвержение способно вызвать неврастению.

    Симптомы неврозов у детей не отличаются яркостью. Их можно отследить по возрастным критериям. Как правило, нарушаются функции, которые развиваются на данном возрастном этапе. Это следующие признаки и симптомы:

  • От нуля до трех лет нарушаются сомато-вегетативные функции;
  • От четырех до десяти лет нарушаются психомоторные;
  • От семи до двенадцати лет – аффективные функции;
  • От двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.
  • Симптомы невроза у детей специфичны. У детей раннего и дошкольного возраста – это страх. Дети боятся потерять родителей, остаться в темноте или в одиночестве. Они не могут делать обычные вещи, играть, страх парализует. Маленький человечек чувствует беспомощность, такие эмоции вызваны отсутствием поддержки взрослых, их заботы и участия в развитии. К этим эмоциям добавляется страх смерти.

    У детей дошкольного и школьного возраста могут присутствовать еще некоторые симптомы. Это:

    Симптомы могут дополнять тики, невротические подергивания, заикание, энурез, невротический энкопрез (недержание кала). К тому же в симптоматике присутствуют аномалии характера, к примеру, робость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование.

    Виды неврозных состояний

    Какие формы невроза у детей любого возраста существуют? Рассмотрим основные виды заболевания.

    Истерический невроз характеризуется неустойчивостью настроения и эгоцентризмом. Дети младшего возраста могут показывать аффективно-респираторные припадки, то есть задерживать дыхание. Делать это они могут очень правдоподобно. Это часто проявляются при системе воспитания «кумир семьи». Припадки характеризуются театральностью, эмоциональными перепадами. У школьника, например, в восемь-девять лет, истерия может принимать характер соматической болезни. Могут быть жалобы на головную боль, спазмы желудка.

    Неврастенические проявления характеризуются депрессивными признаками, их не спутаешь с истерическими приступами. Так, у малыша трех лет присутствует потребность спать длительное время, он не интересуется игрушками, не радуется подаркам и сладостям. В старшем возрасте, например, в 13 лет, подросток жалуется на боли в сердце и желудке, ему кажется, что он неизлечимо болен. Основные признаки неврастении – нарушения, связанные со сном.

    Невроз навязчивых состояний

    Особенности неврозов у детей этого вида – страхи, под которыми нет реальных причин. Например, малыш четырех-пяти лет боится пауков, их представителей в любой форме. Подросток старшего возраста уже боится сложных вещей. Это может быть конец света, который объявили псевдоученые или их последователи.

    Основное проявление невроза навязчивых состояний – различные повторяющиеся движения. У каждого страдающего ребенка они индивидуальны. Это может быть потирание рук или их постоянное скрещение. Малыш шмыгает носом, покашливает, чешет затылок. Если обратить его внимание на эту особенность, то он не сможет контролировать движения. Не делать и не повторять навязчивости очень сложно, так как не устранена причина. Если невротическая личность перестала, к примеру, передергивать плечами, то навязчивость может перерасти в другое действие.

    Любое волнение или тревога усугубляют темп навязчивых движений. Тики и заикание входят в группу навязчивых проявлений.

    Иногда энурез бывает единственным признаком невроза. Его следует относить к болезни, если он возникает под влиянием травмирующих ситуаций и их последствий. Если лечение отсутствует, то уже подросток, переживающий такую проблему, может страдать озлобленностью, ранимостью и замкнутостью.

    Данные невроз проявляется тем, что ребенок отказывается от пищи, его часто рвет. Пищевой невроз может возникнуть как у грудных детей, так и у подростков. Основные последствия отказа от еды – проблемы со здоровьем, нехватка витаминов, анорексия.

    В большинстве случаев виновниками подобного состояния являются родители. Основная причина – насильственное кормление. Это формирует отвращение к продуктам, ритуалу еды. Но дети могут отказываться от пищи и по причине конфликтов в семье. Отсутствие аппетита может сигнализировать о внутренних переживаниях и проблемах.

    Что входит в лечение

    Если специалист диагностировал у ребенка невротическое заболевание, то целесообразно выбрать соответствующее лечение. Делать это нужно обязательно, иначе происходит невротическое развитие личности. Основное лечение – психотерапия. Она направлена в основном на улучшение семейной обстановки, важно скорректировать воспитательный процесс.

    Медикаментозные препараты имеют второстепенное влияние. Важно: все препараты назначают только опытные доктора. Лечить самостоятельно медикаментами нельзя. Обычно используются успокаивающие средства, поливитаминные комплексы.

    Лечение психотерапией разделяется на три группы:

    Специалист изучает климат в семье, актуальны ролевые игры с ребенком младшего возраста. Хорошие результаты показывает арт терапия, аутогенная тренировка. Лечение может быть длительным, важно заинтересованное участие родителей. Иногда лечение бывает с кратковременным результатом, так как ребенок возвращается в неблагоприятную семейную атмосферу.

    Чтобы предотвратить возникновение неврозов, следует понимать особенности их появления. Немаловажно обеспечение детям правильного воспитания. Лечить болезнь не придется, если у отпрысков сформирована хорошая семейная атмосфера, отрегулирован режим, присутствуют умеренные физические нагрузки.

    Лечить детей до года стоит лаской родителей, только так формируется база доверия к миру. Без обеспечения основного потока любви и терпения, процесс их лечения и профилактики будет не совсем успешен.

    Профилактика также включает устранение недостаточного и нерационального питания, формирование хороших условий для сна. Нарушение сна воздействует на появление астенического состояния.

    Комплексно лечить невротические состояния у детей разного возраста могут следующие специалисты:

    lechenienevroza.ru

    Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

    Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

    У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

    Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

    Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

    При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

    Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

    В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

    Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

    6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

    У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

    Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

    У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

    10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

    Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

    Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

    Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

    13. Патологические привычные действия.

    Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

    Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

    Итак, для возникновения невроза имеют значение:

    1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

    2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

    3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

    Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки
  • НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>

    Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

    Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

    Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

    Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

    Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

    С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

    Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

    Что такое психическая травма как причина невроза?

    Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

    КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

    Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

    Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

    detstvo.ru

    Невроз у детей 4 лет

    Как правило, невроз навязчивых состояний у детей дошкольного возраста проявляется в повторяющихся движениях, действиях, которые родители часто принимают за вредные привычки или капризы. Чем раньше мы поймем, с чем имеем дело, тем эффективнее будет помощь.

    Спровоцировать расстройство нервной системы ребенка может сильное эмоциональное потрясение, чрезмерная утомляемость и другие негативные внешние факторы. Принято считать, что основной причиной этого у малышей двух-трех лет, дошкольников четырех-пяти лет является семья и взаимоотношения в ней, поскольку в этот период они тесно общаются только с родителями. На детей шести-семи лет, учащихся первых классов, помимо семьи, влияние оказывает школа, отношения в коллективе, процесс обучения.

    Врачи Москвы отмечают, что родителей все чаще интересует, как лечить детский невроз в 2 года. На прием приводят младших школьников (6-7 лет) и детей дошкольного (4-5 лет) возраста. Невроз стал стремительно «молодеть». Радует в этом случае тот факт, что такие детские психические расстройства являются обратимыми. Их устранение возможно, независимо от длительности и характера течения.

    Признаками невротической реакция являются навязчивые движения и различные беспричинные страхи. Казалось бы, какой может быть невроз у ребенка 3 лет? Но родителей должно насторожить:

  • тик
  • навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие)
  • речевые нарушения
  • энурез
  • тревоги, страхи.

    Малыши 2-4 лет становятся раздражительными, часто плачут, впадают в истерику, могут биться головой о различные предметы, разбрасывать игрушки. Дети постарше грызут ногти, боятся находиться в закрытом помещении или наоборот, закрываются от всех в своей комнате и не реагируют на взрослых.

    Многие в Москве спрашивают, что делать если у ребенка 4 лет невроз? При любых симптомах изменения поведения необходимо обращаться за консультацией к психотерапевту или психологу, чтобы невротическое состояние не трансформировалось в серьезное психическое заболевание.

    Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше.

    В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:

  • изучение и коррекцию психологического климата в семье
  • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации
  • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.

    Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.

    Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.

    Невроз у детей – причины, симптомы, лечение

    В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

    Помимо этого, на психологическое развитие ребенка влияет тяжелая школьная нагрузка с огромным количеством заданий, уроков и техник, не предназначенных для определенного возраста ребенка. К примеру, будущий школьник в настоящее время должен уметь читать, писать, решать математические задачи. Но, не каждый ребенок готов выдержать такую нагрузку. Именно поэтому мы с каждым годом отмечаем, что дети вовсе не становятся вундеркиндами после такой нагрузки на них, а наоборот – психически неуравновешенными, капризными, агрессивными и раздражительными.

    Что такое детский невроз?

    Невроз у детей – это расстройство психики, которое вполне поддается лечению в любом возрасте. Главное – вовремя распознать невроз у ребенка и обратиться к соответствующему специалисту для решения данного вопроса и корректировки эмоционального состояния ребенка.

    Причины возникновения неврозов у детей

    Если говорить о неврозе у детей от 0 и до 3 лет, то здесь имеют место скорее физиологические причины. Ребенок в таком возрасте подвержен нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, раздражению из-за долгого отсутствия мамы рядом, капризам и слезам, находясь в мокром памперсе и т.д. Если родители оказываются невнимательны к здоровью своего ребенка, то это может привести к нарушению нервно-эмоционального состояния, проявляющегося в плаче, капризности, нервозности, раздражительности, малообщительности.

    Расстройство нервной системы могло сформироваться у ребенка еще в период внутриутробного развития. К примеру, тяжелая беременность матери, болезни женщины в течение 9 месяцев, хронические патологии, с которыми женщина вступала в беременность – все это ведет к возникновению гипоксии плода (гипоксия – это недостаток кислорода у плода).

    Далее, причинами поражения центральной нервной системы у ребенка являются родовые травмы, слабый иммунитет после рождения и как следствие – постоянные болезни.

    Причины невротического расстройства у детей старшего возраста, а именно от 3 до 6 лет заключаются не только в физиологических нарушениях (как у детей до 3 лет), но и в психологических. Каким образом это проявляется и каковы могут быть причины?

    Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические. Ребенок в таком возрасте может иметь некоторые особенности формирования и развития центральной нервной системы. К примеру, неврозы чаще встречаются у детей, сильно привязанных к матери, очень эмоциональных, чувствительных.

    Нарушение психики у ребенка от 3 лет и старше выражается в ощущении постоянной тревоги, паники, страха потерять родителей и остаться одному. Такие дети очень впечатлительные, эмоциональные. Нередко, дети с неврозами могут быть агрессивными, злыми – они везде пытаются доказать свою правоту, лидерство.

    Кризис 3 лет у ребенка

    В возрасте 3 лет у ребенка происходит первый возрастной кризис. Это связано с тем, что ребенок наконец-то начинает понимать, кто он, что он из себя представляет, кто его родители, с кем он общается, кто его обижает, а кто наоборот – любит. В таком возрасте дети уже начинают видеть определенные физиологические отличия между сверстниками.

    Как правило, в 3 летнем возрасте ребенок начинает активно знакомиться с обществом, посещать детский сад, общаться с детьми равного себе возраста. Семейные психологи приводят еще одну не очень благоприятную статистику того, что именно на возраст ребенка в 3 года приходится большинство разводов и распада семей.

    Все вышеуказанные факторы способствуют тому, что психическое развитие ребенка начинает нарушаться.

    В возрасте 7 лет ребенок испытывает еще один возрастной кризис. В это время дети обычно идут в первый класс, знакомятся с одноклассниками и первым школьным учителем – еще одним авторитетом в своей жизни (помимо родителей). Некоторые дети в силу своих физических, умственных и психологических особенностей не выдерживают такой нагрузки, поэтому у них наступает невроз.

    Следующий пик нервно-эмоционального расстройства приходится примерно на возраст 12 лет, то есть – подростковый период. Подростки достаточно часто впадают в различного рода депрессивные состояния, гормональные сбои, нарушение стабильного эмоционального здоровья как такового.

    Симптомы детского невроза

    Детский невроз проявляется в таких симптомах, как:

  • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница
  • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии
  • Слабость в теле
  • Повышенная утомляемость
  • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями
  • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы
  • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет
  • Периодические или же постоянные боли в области сердце
  • Судороги нижних конечностей.

    Дети с неврозом очень раздражительны, крайне ранимы, уязвимы, чувствительны, подвержены депрессиям, истерикам, припадкам (чаще всего они возникают в общественных местах).

    Лечение невроза у детей

    Лечение детского невроза должно быть комплексным. Это означает, что изначально необходимо обратиться к врачу-неврологу для корректировки психо-эмоционального состояния посредством успокоительных средств. Консультация психолога поможет выявить причину невроза (возможно, она кроется в семейных отношениях). Депрессивное состояние лечат с помощью психотерапевта (для детей от 12 лет).

    Для успешного лечения невроза в семье, где проживает ребенок должен быть создан благоприятный эмоциональный климат между родителями. Если вашему ребенку тяжело учиться, то обязательно снизьте нагрузку. Чаще и дольше общайтесь с ребенком, не оставляйте его одного.

    У ребенка невроз. Что делать?

    У ребенка невроз!

    Ребенок стал плаксивым, плохо спит по ночам, порой теряет аппетит, забывает сходить в туалет, у него чуть дергаются веки или рот, он часто грызет ногти, все это первые признаки невроза. Последствия этих, казалось — бы, обычных детских проявлений могут быть очень опасны, от нарушения поведения до патологий нервной системы. Именно поэтому очень важно обратить внимание на проявление невроза и обратиться за помощью.

    В последнее время врачи-неврологи обеспокоены увеличением количества обращений семей с детьми страдающими заболеваниями нервной системы. Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня — примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна — типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей.

    Именно поэтому мы решили осветить эту тему, надеемся, наша статья поможет вам предупредить появление невроза у вашего ребенка или вовремя обратиться к специалисту.

    Итак, невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом, расстраиваются функция нервных клеток головного мозга.

    У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин. Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими), неправильным воспитанием, конфликтами в семье, неврозами родителей.

    Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.

    Соматические причины неврозов:

    1. Генетическая предрасположенность.

    2. Перинатальное поражение головного мозга.

    3. Травмы и операции головного мозга.

    4. Особенности темперамента.

    В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

    1. Требования родителей. превышающие возможности и потребности детей.
    2. Неприятие детей родителями. выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
    3. Несогласованный подход к воспитанию. который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
    4. Непоследовательность воспитания. его неровность и противоречивость.
    5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
    6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.
    7. В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

      — частая смена настроения,

      — склонность к слезам, капризам, истерикам.

      — непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

      — двигательная расторможенность, суетливость,

      — нервный кашель (возникает в ситуации стресса).

      — заикание (в стрессовой ситуации),

      — навязчивые движения, не содержащие смысла.

      — быстрая потеря интереса к играм,

      — неустойчивость внимания, отвлекаемость,

      — расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

      -Ночной и дневной энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала).

      -частые жалобы и недомогания (головные боли, боли в голове, животе).

      Важно знать, что невроз, как и все расстройства нервной системы, требуют медицинского и психологической проработки. Только лечение без профессиональной психологической помощи семье и ребенку чаще всего оказывается не эффективным. Но так же и походом к неврологу пренебрегать не стоит.

      Во — первых , если вы обнаружили 1 или несколько из описанных признаков у вашего ребенка, следуетнезамедлительно обратит к врачу-неврологу, он подберет Вам терапию, которая поможет нервной системе вашего ребенка справиться с напряжением.

      Во-вторых , обратитесь к опытному психологу, к оторый поможет вам и вашей семье справиться с возникшей ситуацией, составит для вашего ребенка программу коррекции и реабилитации (это и арт-терапия и песочная терапии, телесно-ориентированная терапия и многое другое.)

      В-третьих, обязательно в это трудное для Вас вашего ребенка время гармонизировать отношения в семье, прекратить конфликты и споры, больше времени уделять играм с ребенком, совместным прогулкам на природе.

      В-четвертых, давайте возможность ребенку чаще ходить босиком по земле — это закаляет ЦНС и способствует снятию нервного перенапряжения.

      Больше танцуйте с ребенком, это так же позволяет разрядиться и снять напряжение.

      В-пятых, если у ребенка нет аллергии на травы, заваривайте ему успокоительные сборы, дозировку и способ применения уточните у врача.

      Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков — это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно с ним разобраться, а значит, родители должны поддерживать ребенка и сделать все возможное для его преодоления.

      С пожеланием здоровья Вам и вашим детям, Елена Иванова.

      Опубликовано на сайте: 17 мая 2013. 2846 просмотров

      Гайнутдинова Марина Юрьевна

      Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков – это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно разобраться с неврозом родителей. Здоровые, счастливые родители, здоровый счастливый ребенок. Ребенка стоит просто любить.

      Соглашусь с автором статьи,что следует не только обращаться к психологу,но и к врачам- неврологам. А лучше всего одновременно проходить наблюдение или лечение у врача и получать консультативную поддержку у психолога.

      nechihaem.ru

  • Опубликовано в рубрике Дети