Невроз у детей до года лечение

Невроз ребенка 7 лет лечение

Лечение невроза у малолетних детей

Неврозом медики называют целую группу обратимых психических расстройств, которым подвергаются люди самого разного возраста под воздействием психотравмирующих обстоятельств. Но если этим заболеванием страдают дети (от двух до семи), то опасность кроется не столько в самой болезни, сколько в том, что родители могут принять тревожные симптомы за капризы ребенка. Чтобы уберечь своего малыша от этого состояния, обращайтесь к опытному психиатру при малейшем отклонении в его поведении. Только специалист знает, как лечить детский невроз и предотвратить развитие болезни.

Чаще всего спровоцировать расстройство психики ребенка могут такие факторы, как:

  • неблагополучная семья (родители-алкоголики, наркоманы );
  • крайности в системе воспитания (гипер- или гипоопека, авторитарность, предъявление завышенных требований);
  • запугивание наказаниями;
  • отсутствие взаимопонимания и постоянные ссоры в семье;
  • условия проживания;
  • наследственность;
  • перенесенная травма.
  • Но главной причиной нервных заболеваний у детей, по общему мнению всех специалистов, является неправильное воспитание. Именно оно становится источником психологических проблем, от которых нелегко избавиться.

    Болезнь проявляется по-разному и во многом зависит от возраста:

  • невроз у ребенка в 2 года может проявляться в виде истерик и рыданий, нарушения сна, ночных кошмаров и навязчивых страхов, нарушении аппетита;
  • невротическое расстройство в 3 года часто имеет такой симптом, как рассеянность внимания на фоне гиперактивности. Появляются всевозможные тики и навязчивые движения в виде мигания, облизывания губ, подергивания головой и плечами и др. что является признаком расстройства;
  • чтобы выявить невроз у ребенка 4 лет, нужно обратить внимание на его психомоторные проявления. Он также может страдать от нарушения сна, недержания мочи или непроизвольного выделения кала. К этому следует относиться, как к признаку болезни;
  • детский невроз в 5 лет, когда происходит становление фразовой речи, помимо психомоторных проявлений, нередко выражается в заикании.
  • К группе риска относятся начальные классы (пяти-, шести — и семилетки). В этот период у малышей активизируется развитие, повышается ответственность, возрастает физическая и умственная нагрузка. Школьники часто страдают головными болями, что может быть признаком болезни. Невроз в 7 лет связан с утомляемостью, физической и умственной.

    Что делать если у ребенка невроз?

    Как известно, болезнь легче предотвратить, чем потом лечить ее. Создание покоя, уюта и атмосферы уважения в семье – первый и главный прием профилактики детской болезни нервов. Приучайте своих детей, даже трех- и четырехлетних к правильному режиму, занимайтесь с ними физическими упражнениями и организуйте правильное питание. Только так вы оградите детей от потрясений.

    Но если вдруг вы заметили необычное поведение своего чада и не можете его ничем объяснить — обращайтесь к психотерапевту И. Г. Гернету (г. Москва). Он поставит диагноз и расскажет, как лечить неврозы у ребенка. Благодаря огромному опыту работы, врач легко определит вид болезни и выберет оптимальный вариант воздействия.

    Поскольку эта болезнь – реакция детского организма на стрессовые факторы, основным методом лечения является семейная психотерапия. В каждом конкретном случае выбирается определенная лечебная схема. Она дорабатывается с учетом состояния пациента. В отдельных случаях психотерапия сочетается с медикаментозным лечением или гомеопатией. Для удобства пациента врач может работать у него на дому. Тесный контакт с семьей больного поможет добиться большего эффекта в лечении.

    Обращайтесь к И. Г. Гернету, и вы получите квалифицированную и действенную помощь!

    Детские неврозы: причины, лечение и профилактика

    Невроз – это целая группа заболеваний, возникающих на фоне психического перенапряжения или травмирующих психику факторов при несовершенстве механизмов психологической защиты. Выделяют несколько часто проявляющихся у детей видов неврозов: например, истерия, неврастения, заикание, невроз навязчивых состояний и т.п.

    Детские неврологи отмечают, что у детей в возрасте от 3-х до 7 лет причины возникновения этих заболеваний кроются во взаимоотношениях внутри семьи, а также в ошибках воспитания. Например, излишняя суровость, запугивание вызывают такое же перенапряжение нервных процессов, как и баловство, непоследовательность в воспитании, предпочтение одного ребенка другому, ссоры между родителями, драки, распад семьи и т.д. Именно эти внешние факторы в совокупности с несовершенной нервной системой становятся причиной неврозов: энуреза, заикания, невротических тиков, гиперактивности и т.д.

    Если у ребенка появились признаки невроза, то он обязательно должен быть осмотрен врачом–специалистом: неврологом, психиатром. При тяжелых проявлениях заболевания назначается медикаментозное лечение, и дети не посещают дошкольное учреждение до полного выздоровления. При легких формах невроза ребенок лечится амбулаторно и продолжает ходить в детский сад. Терапия в первую очередь состоит в устранении психотравмирующих факторов и создании отдыха для нервной системы ребенка. Для этого следует правильно питаться, соблюдать гигиену сна, больше находиться на свежем воздухе. Не менее важно грамотное поведение родителей и других людей, окружающих малыша. Так, преувеличенное внимание, забота способствуют фиксации болезненного состояния. Особенно легко такое закрепление происходит при истерии. Поэтому не стоит баловать ребенка только потому, что он болен. Наоборот, родители должны убедить свое чадо выполнять лечебные мероприятия и требования к их поведению.

    Профилактика неврозов в возрасте 3-7 лет направлена на развитие внимания, снижения утомляемости, обеспечения длительного отдыха нервным клеткам и заключается в создании благоприятной обстановки в семье, соблюдении режима сна и бодрствования, в формировании механизмов психического контроля поведения с учетом возрастных требований и индивидуальных особенностей детей. Проще говоря, ребенок должен быть окружен любовью, заботой, ему надо оказывать поддержку, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым и нелюбимым. Но при этом родителям следует проявлять разумную твердость и не потакать капризам и прихотям. Все эти факторы создадут условия для нормального психического и физического развития дошкольника и помогут избежать появления различного вида неврозов.

    Все права защищены © ООО «РелевантМедиа»

    Редакция не несет ответственности за высказывания пользователей сайта в форумах и комментариях.

    Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на www.prodetey.ru

    Невроз у детей – причины, симптомы, лечение

    В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

    Помимо этого, на психологическое развитие ребенка влияет тяжелая школьная нагрузка с огромным количеством заданий, уроков и техник, не предназначенных для определенного возраста ребенка. К примеру, будущий школьник в настоящее время должен уметь читать, писать, решать математические задачи. Но, не каждый ребенок готов выдержать такую нагрузку. Именно поэтому мы с каждым годом отмечаем, что дети вовсе не становятся вундеркиндами после такой нагрузки на них, а наоборот – психически неуравновешенными, капризными, агрессивными и раздражительными.

    Что такое детский невроз?

    Невроз у детей – это расстройство психики, которое вполне поддается лечению в любом возрасте. Главное – вовремя распознать невроз у ребенка и обратиться к соответствующему специалисту для решения данного вопроса и корректировки эмоционального состояния ребенка.

    Причины возникновения неврозов у детей

    Если говорить о неврозе у детей от 0 и до 3 лет, то здесь имеют место скорее физиологические причины. Ребенок в таком возрасте подвержен нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, раздражению из-за долгого отсутствия мамы рядом, капризам и слезам, находясь в мокром памперсе и т.д. Если родители оказываются невнимательны к здоровью своего ребенка, то это может привести к нарушению нервно-эмоционального состояния, проявляющегося в плаче, капризности, нервозности, раздражительности, малообщительности.

    Расстройство нервной системы могло сформироваться у ребенка еще в период внутриутробного развития. К примеру, тяжелая беременность матери, болезни женщины в течение 9 месяцев, хронические патологии, с которыми женщина вступала в беременность – все это ведет к возникновению гипоксии плода (гипоксия – это недостаток кислорода у плода).

    Далее, причинами поражения центральной нервной системы у ребенка являются родовые травмы, слабый иммунитет после рождения и как следствие – постоянные болезни.

    Причины невротического расстройства у детей старшего возраста, а именно от 3 до 6 лет заключаются не только в физиологических нарушениях (как у детей до 3 лет), но и в психологических. Каким образом это проявляется и каковы могут быть причины?

    Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические. Ребенок в таком возрасте может иметь некоторые особенности формирования и развития центральной нервной системы. К примеру, неврозы чаще встречаются у детей, сильно привязанных к матери, очень эмоциональных, чувствительных.

    Нарушение психики у ребенка от 3 лет и старше выражается в ощущении постоянной тревоги, паники, страха потерять родителей и остаться одному. Такие дети очень впечатлительные, эмоциональные. Нередко, дети с неврозами могут быть агрессивными, злыми – они везде пытаются доказать свою правоту, лидерство.

    Кризис 3 лет у ребенка

    В возрасте 3 лет у ребенка происходит первый возрастной кризис. Это связано с тем, что ребенок наконец-то начинает понимать, кто он, что он из себя представляет, кто его родители, с кем он общается, кто его обижает, а кто наоборот – любит. В таком возрасте дети уже начинают видеть определенные физиологические отличия между сверстниками.

    Как правило, в 3 летнем возрасте ребенок начинает активно знакомиться с обществом, посещать детский сад, общаться с детьми равного себе возраста. Семейные психологи приводят еще одну не очень благоприятную статистику того, что именно на возраст ребенка в 3 года приходится большинство разводов и распада семей.

    Все вышеуказанные факторы способствуют тому, что психическое развитие ребенка начинает нарушаться.

    В возрасте 7 лет ребенок испытывает еще один возрастной кризис. В это время дети обычно идут в первый класс, знакомятся с одноклассниками и первым школьным учителем – еще одним авторитетом в своей жизни (помимо родителей). Некоторые дети в силу своих физических, умственных и психологических особенностей не выдерживают такой нагрузки, поэтому у них наступает невроз.

    Следующий пик нервно-эмоционального расстройства приходится примерно на возраст 12 лет, то есть – подростковый период. Подростки достаточно часто впадают в различного рода депрессивные состояния, гормональные сбои, нарушение стабильного эмоционального здоровья как такового.

    Симптомы детского невроза

    Детский невроз проявляется в таких симптомах, как:

    • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница;
    • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии;
    • Слабость в теле;
    • Повышенная утомляемость;
    • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями;
    • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы;
    • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет;
    • Периодические или же постоянные боли в области сердце;
    • Судороги нижних конечностей.
    • Дети с неврозом очень раздражительны, крайне ранимы, уязвимы, чувствительны, подвержены депрессиям, истерикам, припадкам (чаще всего они возникают в общественных местах).

      Лечение невроза у детей

      Лечение детского невроза должно быть комплексным. Это означает, что изначально необходимо обратиться к врачу-неврологу для корректировки психо-эмоционального состояния посредством успокоительных средств. Консультация психолога поможет выявить причину невроза (возможно, она кроется в семейных отношениях). Депрессивное состояние лечат с помощью психотерапевта (для детей от 12 лет).

      Для успешного лечения невроза в семье, где проживает ребенок должен быть создан благоприятный эмоциональный климат между родителями. Если вашему ребенку тяжело учиться, то обязательно снизьте нагрузку. Чаще и дольше общайтесь с ребенком, не оставляйте его одного.

      lechenie-detki.ru

      Внимание: детский невроз!

      Неврозом называют неадекватную психическую реакцию ребёнка в различных ситуациях. Малыш может истерить, кусать ногти, падать на пол, задыхаться, прочее. Не следует списывать этакое поведение на капризы, вы имеете дело с проблемами нервной системы. Но не спешите пугаться: если вовремя обратить внимание на проблему, то её можно полностью устранить. Развитие неврозов чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста, но и подростки нередко демонстрируют настораживающие реакции в трудных ситуациях.

      Опасность детского невроза заключается в том, что многие родители не обращают внимания на такое явление, считая, что странное состояние исчезнет само. С возрастом невроз только усиливается: людей, которые в детстве страдали неврозами, в зрелом возрасте преследуют сильные депрессии.

      Причины неврозов у детей

      Существуют различные виды неврозов (самые распространённые – невроз навязчивых состояний, истерика, неврастения), причины, почему у детей возникают неврозы, также бывают разными. Чаще всего неврозные состояния являются результатом психологических травм, например, если в семье регулярные ссоры, в детском коллективе присутствуют конфликты, прочее. Проявления невроза могут возникнуть после сильного стресса или испуга (падение, укус собаки, авария). Иногда заболевание носит наследственный характер или же является следствием перенесённой болезни.

      Причины неврозов часто кроются в неблагоприятной семейной обстановке, они могут возникнуть даже у детей из, казалось бы, благополучных семей. Вызвать реакцию может чрезмерная опека или давление родителей, полная свобода действий или наоборот тотальный контроль. Неврозы у детей возникают из-за чрезмерной физической или умственной нагрузки, такие проблемы знакомы не только школьникам, но и малышам дошкольного возраста. Современные родители пытаются максимально нагрузить ребёнка, отдавая его во всевозможные секции и записывая на различные занятия, однако нервная система может не выдержать нагрузок и дать сбой.

      Симптомы невроза у детей

      Невроз у детей легко выявить, так как симптомы обычно явные, исходя из них, и назначается лечение. При невротическом расстройстве малыш становится беспокойным, он проявляет неадекватную реакцию в простых ситуациях, слишком возбуждается, у него происходит быстрая смена настроения. У детей дошкольного возраста признаки невроза выражены ярче, детский невроз в школьном возрасте может иметь скрытые симптомы. Если малыш падает на пол, кричит, специально наносит себе удары – это не капризы, нужно срочно обратиться к специалисту. У детей младшего возраста в стрессовых ситуациях часто проявляется дыхательный невроз: ребёнку становится трудно дышать.

      Причин заподозрить невротическое расстройство у малыша много, ведь неврозы бывают разными. Поводом для беспокойства может стать постоянное шмыганье носом, подёргивающие движения, фобии (боязнь темноты, замкнутого пространства, прочее).

      Детский невроз у школьников проявляется по-особому, симптомы, как правило, трудно распознать, поэтому лечение во многих случаях назначается с опозданием. Обратите внимание на поведение вашего школьника. О невротическом расстройстве может свидетельствовать быстрая утомляемость, плохой аппетит, чрезмерное раздражение, нарушение сна.

      Ваш ребёнок неврозен и вы не знаете, что делать? Главное – не отчаивайтесь, эта проблема легко решается, если вовремя обратить на неё внимание и найти хорошего специалиста. При любых нервозах у детей основное лечение – это психотерапия, медикаментозное лечение показано только в редких случаях: например, если диагностировали невроз навязчивых состояний. Без антидепрессантов и успокоительных часто бывает трудно справиться с фобиями, особенно если невротическая патология появилась давно. Любые медикаменты можно принимать только с подачи врача.

      Эффективное лечение любого невротического расстройства у детей (будь то невроз навязчивых движений или неврастения) невозможно без устранения факторов, которые провоцируют патологическую реакцию нервной системы. Важная роль также отводится поведению родителей.

      Профилактика неврозов у детей

      Профилактика неврозов возможна: доказано, что они реже возникают у детей, которые живут по режиму. Важно не перегружать малыша, чередовать психические и физические нагрузки. У детей дошкольного возраста патологии могут развиваться на фоне хронических и острых заболеваний, поэтому профилактика неврозов ещё и сводится к своевременному лечению болезней.

      Чтобы неврозы не мучили ребёнка, обратите внимание на атмосферу в вашем доме. Возьмите за правило никогда не ссориться при ребёнке. Стоит интересоваться делами малыша в коллективе: если ему там некомфортно – то это первый шаг к неврозу. Чтобы не допустить этого, найдите ребёнку другой детский сад или новую школу.

      detstrana.ru

      Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

      Невроз у грудного ребенка

      Большинство родителей не верят в то, что грудные дети могут испытывать невроз или какие-то подобные нервные состояния, однако они ошибаются. Дело в том, что даже новорожденный имеет свои мысли и чувства, которые уже в таком раннем возрасте могут быть затронуты неврозом. Вследствие того, что грудничок еще не умеет говорить, объяснять свои чувства, становится очень сложно распознать у него наличие невроза. Вообще, на данном этапе у ребенка можно обнаружить только астенический или истерический неврозы (хотя почти всегда их принимают за обычное поведение грудничка). Так что, если у грудничка слишком часто наблюдаются такие симптомы, как подрагивание губ и рук, а также частые истерики , то вполне возможно, что ему нужна квалифицированная помощь.

      Надо сказать, что причин расстройства нервной системы у грудничков немало. Они могут появиться и в результате неблагоприятного течения беременности, и вследствие тяжелых родов, а также из-за каких-то неполадок в детском организме.

      Существуют и психологические факторы, вследствие которых развивается невроз у грудничка. Это может быть слишком ранний выход мамы на работу, такую разлуку грудничок переживает очень тяжело. Также, если в семье часто практикуется насильное кормление малыша, это может в будущем привести к развитию невроза — появлению нервных тиков, энуреза, заикания.

      Так как невроз является заболеванием формирующейся личности, на его развитие могут влиять все факторы, нарушающие процесс формирования личности, который включает в себя развитие эмоций и самосознания — двух главных характеристик.

      Эмоции представляют собой психологическую реакцию на различные раздражители. Реакция грудного ребёнка на все раздражители — это крик (по-другому он просто не умеет). Причем надо отметить, что у новорожденных крик всегда имеет только негативное значение. Когда все хорошо грудничок молчит, кричать он начинает только в том случае, когда хочет сказать, что у него проблемы: ему жарко, холодно, болит животик, нужна мама, хочется кушать, спать и т.д. Начиная с 2-3 месяцев малыш уже умеет положительно реагировать на мать, когда она берет его на руки — он затихает, успокаивается и начинает улыбаться.

      В 4-5 месяцев у грудничка появляются эмоционально-окрашенные движения — «комплекс оживления» — малыш начинает активно двигать ножками и ручками, например, когда его переодевают, купают или подносят к груди, этим самым он демонстрирует свое удовольствие. В 5-6 месяцев грудной малыш уже умеет выражать радость, он улыбается, тянется к материнской груди или к бутылочке, к яркой игрушке. В 7-8 месяцев младенец уже умеет переносить состояние неудовольствия вполне спокойно, не выражая свою реакцию на негатив криком. К 12 месяцам малыш уже может утешить маму, если увидит, что она чем-то расстроена — погладить, вытереть ее слезы и т.д.

      Самосознание – это представление малыша о самом себе. Грудной ребенок начинает ощущать свое тело с 3-ех месяцев и постоянно изучает его (практически до конца первого года жизни) — рассматривает, ощупывает, пробует «на вкус» свои пальчики рук или даже ног, если может дотянуть их до рта. С 6 месяцев малыш учится подражать взрослым — делать «сороку-ворону», «пока-пока» и т.д. Во время бодрствования младенец присматривается к окружающим, копирует их поведение. В 7-8 месяцев грудничок уже умеет выражать свое отношение к окружающим его людям, например, тянется с улыбкой к маме, а от незнакомых отворачивается, прячется за плечо мамы. В 8 месяцев он уже может узнать себя в зеркале или на фотографии, чем вызывает восторг родителей.

      В том случае, если нормальное становление вышеописанных эмоций и самосознания грудного ребенка нарушается — появляются заболевания внутренних органов. Этот процесс носит название соматизация и представляет собой превращение психических реакций в реакции со стороны внутренних органов.

      Чем моложе ребенок, тем более незрелой нервной системой он обладает, и тем больше он будет реагировать на стрессовые факторы — причем не всплеском эмоций, а нарушением деятельности внутренних органов. Дело в том, что в грудном возрасте малыша большую роль в его организме играет не центральная нервная система (головной мозг), а вегетативная нервная система, являющаяся «диспетчером» работы внутренних органов. Вот почему дети раннего возраста реагируют на повторяющиеся стрессовые для них ситуации тем, что у них нарушается работа внутренних органов, а также происходят различные двигательные расстройства, то есть, малыши реагируют теми видами реакций, которые доступны для их возраста.

      Надо отметить, что невроз у грудничков в первую очередь начинается с нарушения эмоционального контакта с матерью, являющейся для них самым близким человеком в первые годы жизни. Именно мать, сама того не ведая, может способствовать появлению нервных расстройств у своего ребенка. Дело в том, что она воспитывает малыша так, как она считает нужным, как ей кажется правильным, при этом нередко пользуясь советами бабушек, опытных подруг, знакомых, а также черпая информацию из книг, интернета и других средств массовой информации. И самой главной проблемой в этом случае является то, мать воспитывает своего малыша совершенно не учитывая особенности его физического здоровья, его темперамента, врожденной натуры и преобладающих инстинктов. Вот почему в большинстве случаев невротические реакции у детей возникают из-за неправильного обращения с ними со стороны матери, которое носит характер подавления и навязывания своей воли.

      Помимо этого, очень большое значение имеют и другие факторы, на которые родители просто не обращают внимания, так как не считают их важными для здоровья растущего малыша. В первую очередь, таким фактором является эмоциональный настрой матери. То есть, если мать устала, чем-то раздражена, обеспокоена семейными проблемами и поэтому общается с малышом без удовольствия, без души, а просто потому что так надо — ее настроение сразу передается малышу, в результате чего он испытывает дискомфорт, а также не чувствует себя защищенным и любимым, и такое поведение матери является для младенца стрессом.

      А еще больший стресс малыш испытывает в накаленной семейной обстановке, когда взрослые не разговаривают нормальным языком, а кричат и приказывают, когда между ними нет взаимопонимания, когда вокруг только упреки и слезы. Конечно, грудничок в силу своего возраста не понимает происходящего, но он отлично улавливает тон разговора, его эмоциональную окраску, и сам начинает вести себя точно так же, как и окружающие его люди – начинает плакать, капризничать, требует внимания к себе громким криком или, напротив, испуганно затихает.

      Большую роль играет и страх матери за здоровье малыша, ее неуверенность в себе, в правильности своего поведения с ребенком, а также стремление сделать все как положено, как написано в книжках умными людьми (без учета желаний самого ребенка) — кормить и гулять «по часам», укладывать спать в одно и тоже время, даже если малыш сопротивляется, не хочет и т.д. Все же проявления собственной жизни и желаний ребенка просто игнорируются, то есть, если малыш не берет грудь — значит, плохое молоко, если не засыпает – нужно дать успокоительное средство, если не садится на горшок, не хочет — надо заставить и т.п. А самое ужасное, что у матери нет понимания того, что все, что в малыше не нравится – это результат ее материнских «усилий». И даже если она старается исправить свое поведение, получается только хуже.

      Таким образом, родители должны понимать, что истоки невротических реакций малыша находятся в сфере человеческих отношений, а именно их отношений, как родителей и как семейной пары — то есть, огромное значение имеет понимание и нормальное адекватное общение между членами семьи. Ведь в большинстве случаев родители невротичных детей имеют много личных проблем, а часто и сами страдают различными невротическими проявлениями, корни которых надо искать в их собственном детстве.

      nevroz-psixoz.com

      Причины и лечение детского невроза

      Нарушение психического развития и состояния часто встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Эмоциональная и психическа я система ребенка формируется до 18 лет, он становится более уравновешенным и спокойным.

      Статистика Всемирной организации здравоохранения показывает, что каждый третий подросток страдает нарушением нервной системы. Причинами могут становиться различные внешние и внутренние факторы.

      Заболевание «невроз» когда-то ставили только взрослым людям, детский возраст не имел к этому никакого отношения, но с каждым годом болезнь молодеет и любой подросток может столкнуться с такой жизненной ситуацией. При первых симптомах требуется консультация опытного врача-невролога, чтобы устранить симптоматику и наладить эмоциональный фон.

      Организм ребенка – это еще не полноценно сформированная структура. В процессе первых лет жизни формируются и закладываются основные задатки, которые развиваются в дальнейшем на протяжении всей жизни.

      Невроз представляет собой совокупное расстройство нервной системы, которое продолжается длительное время. Подвигом для такого расстройства является различные ситуации, которые могут возникать с ребенком.

      Родители часто не обращают внимание на то, как относятся к маленькому и неокрепшему организму. Воспитание – это залог крепкой нервной системы и когда в воспитательной программе присутствует жестокость и гиперопека.

      Сбой в контроле над нервной системой может возникнуть в любой момент – личностные особенности организма детей изменяются. У подростка возникают следующие изменения: чувство неполноценности личности, внутренняя напряженность, чувство тревоги. Он становится слишком эмоциональным, при чем эмоции бесконтрольные, чаще слишком вспыльчивые. Такое развитие – это первая ступень механизма развития невроза.

      Возраст подростка – это тоже главный фактор. В детский период развития, до 3-4 лет, влияние оказывает процесс беременности. Любые виды осложнений и патологий, которые возникают в этот период, могут негативно влиять на ребенка.

      При любых проявлениях первых симптомов, которые могут быть как внешние и выпускаться в виде плохого настроение, раздражительности, так и внутренние, следует обратиться к врачу за консультацией.

      Каждый ребенок – это особенный и индивидуальный организм, со своими сильными и слабыми сторонами. Клиническая картина невротических состояний как раз и складывается из-за таких особенностей.

      Клиническая картина возникает следующая:

    • Появление галлюцинаций как в течении дня, так и после пробуждения или отхода ко сну.
    • Состояние страха и тревоги.
    • Заикания и дефекты речи.
    • Боязнь темных и закрытых пространств.
    • Поиск в себе различных болезней.
    • Вышеперечисленные признаки являются основными при постановке диагноза.

      В медицине принято подразделять невроз на несколько видов и каждый из них характеризуется особыми чертами и своими особенностями.

      1. Невроз навязчивых движений. При таком виде невроза подростку свойственны движения (тики, сокращения мышц) под действием дискомфорта, который возникает в моменты переживания. За детьми замечены следующие проявления: грызет ногти, кусает кожу губ, дергает конечностями, то есть любые бесконтрольные движения. Такие действия повторяются на протяжении длительного времени, иногда утихают, а иногда возобновляются в более тяжелой форме.
      2. Истерический невроз. Характеризуется появлением истерик, сильного плача, криков, так же тремор или дрожание конечностей, энурез, заикание, боли головы, невралгия. Подростком такая клиническая картина контролируется плохо, он не в силах сдерживать эмоции и любые действия становятся беспокойными и агрессивными.
      3. Невроз страха. Ни для кого не секрет, что проявление страха в период детского развития – это весьма популярное проявление невроза. Стрессы и депрессии, которые могут возникать дают толчок к тому, что ребенку становится страшно в том или ином месте, ситуации или жизненном процессе. Появляется внутренняя боязнь. Остальные симптомы слегка погашаются, на передний план выходит страх. Обычно, в таких ситуация груз ложиться на плечи родителей. Они должны поддерживать и направлять, помочь справиться с неприятным явлением. Дети дошкольного и школьного возраста бояться новых знакомств и нового круга общения, поэтому в первую очередь играет приспособленность и адаптация.
      4. Депрессивный невроз. Основной симптом – это желание побыть одному. Встречается он после 10 лет. Постепенно у человека сужается круг общения, он становится замкнутым, мало разговаривает, перестает интересоваться чем-то у близких людей. Сопровождаться такое состояние может истериками, плачем, нестабильностью в эмоциях, заторможенностью. В детском возрасте это чревато серьезными последствиями, например, потерей интереса к жизни.
      5. Детская неврастения. В таком случае детям ставят диагноз – вегето-сосудистая дистония. Апатия, проблемы с желудочно-кишечным трактом, потеря концентрации, резкие изменения в эмоциях – вот основные симптомы.
      6. Ипохондрия. Она часто затрагивает уже людей в возрасте, но и детский организм не застрахован. Проявляется в основном в выдуманных болезнях, поиске информации о них и симптомов у себя.

      Невроз – это довольно широкая болезнь в медицине. Симптоматика разных видов невроза похожая, один и тот же симптом может встречаться в нескольких видов сразу.

      Считается, что главной причиной, по которой возникает невроз, это психические и психологические травмы. Такое явление может возникнуть из-за:

      1. Биологических особенностей организма. Наследственный фактор, заболевания, которые болел ребенок, период беременности матери и процесс родов, телосложение и комплектация.
      2. Психологических особенностей организма. Предшествующее состояние какой-либо болезни, травмы психики, депрессивные ситуации.
      3. Социальных факторов и особенностей жизни. Семья, ссоры родителей при детях, общение, интересы, круг друзей, развитие личности.
      4. Нарушение сна. У детского организма должен быть режим дня, а частые недосыпания или сбой режима становятся причиной невроза.
      5. Перенапряжение физической культурой, умственные перенапряжения.
      6. Но основной причиной медики и врачи считают всё-таки воспитание и неправильный подход родителей к детям.

        Методов лечения неврозов у детей в настоящий момент очень много. При постановке врачом диагноза он уже составляет план лечения, терапию. При своевременном и правильном подходе эффект наблюдается после нескольких процедур. Есть несколько методов к которым прибегают медики:

      7. Психотерапия. В этом случае акцент делает на улучшение отношений в семье и обучение родителей правильному воспитанию ребенка. Психотерапевт к каждой семье подходит индивидуально, разрабатывает план построение отношений и в игровой форме превращает его в жизнь.
      8. Аттерапия. В основном это то, что можно делать руками – нарисовать рисунок или что-то слепить. По ходу процесса врач понимает, что в настоящий момент может происходить в семье, как ладят родители при ребенке. Особенно это понятно во время рисования.
      9. Игровая психотерапия. Врач создает различные формы жизненных ситуаций и вместе с пациентом импровизирует.
      10. Сказкотерапия. Необычный подход, при котором врач доносит информацию до ребенка детскими сказками, рассказами и повествованиями.
      11. Суггестивная психотерапия – это внушение врачом пациенту и гипноз.
      12. Групповая психотерапия позволяет справится с конфликтами внутри себя.
      13. Медикаментозная терапия при помощи аптечных лекарственных препаратов. Самостоятельно прибегать к такому методу лечения не рекомендуется. Дозировки препаратов устанавливаются врачом.
      14. Зафиксировав болезнь на начальной стадии, можно быстро избавиться от неприятных симптомов.

        Лечение медикаментозными препаратами всегда дает положительный эффект. Действие всех лекарств направлено на психику и нервы ребенка.

        Действующие вещества, которые входят в большинство лекарств, нормализуют эмоциональный фон, дают разгрузку нервной системе, снимают симптомы агрессии. Причину же болезни аптечными средствами лечить тяжело.

        Применяют следующие группы лекарств:

      15. Средства для укрепления общего состояния организма.
      16. Средства для выведения лишней жидкости из организма.
      17. Нейрометаболические стимуляторы, которые благоприятно влияют на центральную нервную систему.
      18. Лекарства для предотвращения усталости.
      19. Транквилизаторы.
      20. Длительный период приема травяных сборов и настоев.
      21. Антидепрессанты.
      22. Соблюдение дозировок и правил приема таких препаратов уменьшает риск проявления побочных эффектов. Препараты принимаются длительно, курсами, до того момента, пока не произойдут положительные изменения с организмом.

        Невроз навязчивых состояний

        Такое психическое расстройство связано с тем, что ребенок навязывает себе лишние мысли. Такое состояние бесконтрольное, оно может возникнуть вне зависимости от того, хочет этого подросток или нет.

        Подкрепляется такое состояние воспитательной программой родителей, когда отец и мать в зависимости от настроения сменяют отношение к ребенку то кнутом, то пряником. Причин достаточно много и вот основные из них:

      23. Неблагоприятная атмосфера в семье.
      24. Скопившаяся усталость.
      25. Проблемы в школе (детском саду).
      26. Психологические травмы.
      27. Воспитание.
      28. Надежда родителей на большие успехи ребенка в различных сферах и не оправдание этого ребенком.
      29. Лечится невроз навязчивых состояний такими же методами, как и любой другой вид невроза. Родители в этом случае должны понимать, что все проблемы, которые есть внутри семьи отражаются в большем степени на здоровье маленького человека.

        Профилактика неврозов

        Советы по профилактики неврозов может дать опытный врач в момент консультации с врачом. Помогут следующие правила:

      30. Хорошая атмосфера и общение в семье.
      31. Применение более лояльных методов воспитания.
      32. Достаточное количество спортивных нагрузок для выплеска эмоций.
      33. Своевременное диагностирование любых заболеваний.
      34. Частые прогулки.
      35. Соблюдение режима сна и бодрствования.
      36. Такая проблема и заболевание важно диагностировать на ранних сроках. Детский невроз излечим, и лечится он не только лекарственными препаратами. Когда отношения в семье между родителями адекватное и не затруднительно, ребенок живет в любви и ласке, то а этом случае он чувствует себя прекрасно. К ребенку должен быть индивидуальный подход и ему должно быть уделено должное количество внимание, тогда и не придется сталкиваться с такими проблемами психического характера.

        stopinsult.ru

        Невроз навязчивых состояний у детей: основные моменты

        На сегодняшний день невроз является довольно распространенным психическим заболеванием, которое проявляется, как у детей, так у взрослых.

        Здесь, важно проконсультироваться со специалистом и назначить грамотное лечение, потому что невроз в дальнейшем может стать причиной для развития более серьезных заболеваний.

        Невроз навязчивых состояний у детей

        Данное заболевание проявляет себя в качестве разнообразных действий, которые носят навязчивый характер. Это разнообразные поступки, которые простому человеку бывает трудно объяснить.

        Также навязчивый характер может проявлять себе через какие-то мысли о негативных ситуациях, причем эти мысли преследуют ребенка, даже если он совсем не желает думать об этом.

        Невроз навязчивых состояний у детей, чаще всего проявляется в виде каких — то страхов, фобий, в некоторых ситуациях может и вовсе выльется в депрессивное состояние, хотя никаких причин для этого нет.

        Если ребенок подвержен каким-то навязчивым действиям – это обессивный невроз, если речь идет о постоянных страхах – это фобический невроз. Но на практике, как правило, встречается смешанная форма, когда оба типа дополняют друг друга.

        Проявление невроза у детей

        Невроз обессивного типа у детей от 5до 12 лет проявляется в виде каких-то навязчивых движений:

        Данное заболевание проявляет себя в качестве разнообразных действий, которые носят навязчивый характер

        • ребенок дергает плечами;
        • морщит лоб;
        • постоянно улыбается;
        • хлопает в ладоши;
        • притоптывает.
        • Это наиболее распространенные движения. Они всегда просты, поэтому не всегда привлекают внимание.

          Главная их особенность заключается в том, что выполняются ребенком они непроизвольно. Все это напрямую связано с состоянием нервного тика, так как хлопанье в ладоши, пожатие плечами и прочие движения позволяют ребенку просто успокоиться и вернуть нормальный эмоциональный фон. Если он будет себя сдерживать в этом, то это может привести к серьезным психическим нервным расстройствам.

          Второй тип детского невроза – фобический, это также, довольно распространенная форма среди детей.

          Его суть заключается в том, что ребенок постоянно испытывает какой-либо страх: он боится запачкать одежду, опоздать в школу, боится, что родители будут ругать за плохие оценки.

          Если не лечить эти страхи в детстве, то в подростковом возрасте, они будут носить более глобальный характер: страх умереть, страх общения с людьми и т.д.

          Одна из самых распространенных причин неврозного состояния у малышей — это внезапно полученная психологическая травма, причем, родители, зачастую могут и не рассматривать ту ли иную ситуацию, в качестве травмы для ребенка.

          В качестве примера можно привести следующую ситуацию: мама резко оторвала своего ребенка от груди. Малыш уже привык, что перед тем, как он уснет, он должен накрутить себе на палец мамины волосы. В данной ситуации, навязчивое состояние может проявлять себя в качестве сосания собственного пальца, сосание уголка одеяла и т.д.

          Наиболее сильным фактором, который оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является общая обстановка в семье.

          Невроз навязчивых состояний у ребенка может развиться на фоне постоянных сор родителей, их чрезмерных запретов, различных взглядов на воспитание, особенно в случае применения диктаторского стиля воспитания ребенка.

          Изменения привычного образа жизни для ребенка, также могут спровоцировать психические расстройства. Например, поступление в детский сад или в школу – все это для ребенка является огромным стрессом, который может спровоцировать развитие навязчивых движений, страхов и фобий, особенно у детей, которые имеют слабую психику.

          В особой группе риска находятся дети, которым пришлось перенести черепно-мозговые травмы, заболевания инфекционного характера, в случае, если у ребенка имеются хронические заболевания внутренних органов. Такие пациенты находятся в особой группе риска, так как подобные заболевания серьезно истощают центральную нервную систему, поэтому, казалось бы, самая простая жизненная ситуация, может привести к серьезным последствиям.

          Лечение невроза навязчивых состояний

          Необходимо сразу отметить, что любые психические расстройства, как у взрослых, так и у детей, лечить необходимо только под четким наблюдением

          Если не лечить эти страхи в детстве, то в подростковом возрасте, они будут носить более глобальный характер

          Важно, чтобы ребенок оставался под контролем врача и после того, как пройдет полный курс лечения, причем у одного и того же специалиста, который будет знать все особенности заболевания конкретного пациента.

          Заранее стоит запастись родителям терпением, потому что психические расстройства у детей лечатся на протяжении длительного периода, и не стоит надеться на какие-то чудо — таблетки, которые за считанные дни избавят ребенка от данного заболевания.

          Если в процессе лечения будут использоваться лекарственные препараты, то они должны быть строго назначены врачом на основе анализов ребенка, потому что ряд медикаментозных препаратов может спровоцировать аллергические реакции.

          Лечение будет действительно эффективным в том случае, если будет выяснена истинная причина невроза, и по возможности, устранена. Например, если у ребенка возникли какие-то страхи, необходимо спокойно с ним поговорить и убедить его, что те или иные вещи не представляют для него никакой опасности.

          Следующие меры помогут избежать возможных неврозов навязчивых состояний у детей:

        • Родители не должны выяснять свои отношения при детях, взгляды на воспитание должны быть постоянные, нельзя использовать диктаторские методы, вводить большое количество запретов. Из этого, можно сделать выводы, что дети, которые живут в спокойной домашней обстановке, меньше подвержены каким-либо расстройствам психики.
        • С ранних лет ребенок должен быть приучен к труду. Например, убирать за собой игрушки, к 3 годам уметь самостоятельно одеваться. Избалованным детям будет сложно влиться в общество в старшем возрасте, и именно тогда могут начаться проблемы с нервной системой.
        • Ребенка необходимо закалять. Это не только полезно для здоровья и укрепления иммунитета, но это и вырабатывает определенное отношение к боли, холоду, жаре и т.д.
        • Родителям необходимо обращать особое внимание на темперамент малыша. В особой группе риска находятся холерики и меланхолики. Так как характер в детстве только начинает формироваться, родители могут оказать непосредственное влияние на этот процесс, и способствовать развитию таких качеств, как упорство, решительность, самостоятельность и т.д.
        • Необходимо соблюдать режим дня. Ложиться спать и вставать ребенок должен в одно и то же время.

          Умеренные физические нагрузки, чтение полезной литературы, занятия развивающими играми – все это только пойдет на пользу и будет развивать ребенка, как личность.

          А вот за информацией из телевизора и Интернета необходимо держать контроль.

          Проблема навязчивых состояний объясняется и решается в данном видео:

          Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

          mamyideti.com

          Виды и современные методы лечения неврозов у детей

          Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.

          Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.

          Причины возникновения невротического расстройства

          Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.

          Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.

          В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

          Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.

          Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.

          Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.

          Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.

          В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).

          У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.

          Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:

        • патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
        • изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
        • проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
        • неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
        • страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
        • биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).
        • Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.

          Основные виды невротических расстройств

          В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

          Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.

          Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.

          Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.

          Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.

          Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.

          Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.

          Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.

          О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

        • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
        • стук пальцами о поверхность;
        • дерганье губой;
        • щелканье пальцами;
        • привычка грызть ногти.

        Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.

        Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

        Основными симптомами могут быть:

        В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.

        Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.

        Также для неврастении характерны:

      37. вялость;
      38. пассивность;
      39. быстрая утомляемость;
      40. неусидчивость;
      41. сбои механизмов сна.
      42. Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.

        Отдельные виды детских неврозов

        Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

        Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.

        Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.

        Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).

        Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.

        Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.

        Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).

        Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.

        Детки помладше выражают свои протесты путем:

        Что касается школьников, то тут преобладают:

      43. нарочитая театральность истерик;
      44. склонность к преувеличению болезненных расстройств;
      45. желание вызвать сочувствие у окружающих;
      46. повышенные требования к родным и близким;
      47. появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).
      48. Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.

        Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.

        Симптоматика заболевания

        Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

        Симптомами неврозов у детей являются:

      49. новые черты характера;
      50. возбудимость;
      51. чрезмерная плаксивость;
      52. тревожность;
      53. замкнутость;
      54. изменение мимики;
      55. заторможенность;
      56. депрессивные состояния;
      57. бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
      58. ступор;
      59. агрессия и т. п.
      60. К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

        Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

      61. В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
      62. В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
      63. У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
      64. Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.
      65. Диагностика заболевания

        Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

        Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

      66. опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
      67. в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
      68. наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
      69. обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
      70. назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
      71. разработка психотерапии.
      72. Немедикаментозные методы лечения

        Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

        Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

      73. Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
      74. Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
      75. Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.
      76. Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.

        Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.

        Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.

        Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.

        С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.

        Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).

        Медикаментозная терапия

        Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

      77. общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
      78. ноотропы (пирацетам);
      79. препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
      80. настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
      81. транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
      82. физиотерапия (электрофорез, электросон);
      83. возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).
      84. Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.

        Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.

        Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.

        Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).

        Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.

        deteylechenie.ru