Неврозоподобное и невротическое заикание

23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.

Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Существует три ведущие теории рассматривающие проблемы заикания: патофизиологическая теория, патогенетическая и психологическая. С т.з. патофизиологической теории выделяют невротическое заикание, а с т.з. патогенетической теории — неврозоподобное. Дифференциальная диагностика: 1. сторонники подходов: невротическое – Волкова, Селиверстов, Шосток, Власова, Рождественская; неврозоподобное – Белякова, Дьякова, Рычкова, Буянов.2. Механизм и причины возникновения: невротическое – механизм рассматривается с т.з. Павлова учения о неврозах, о физиологии ВНД.Нарушается регулирующее воздействие коры на подкорку, что приводит к появлению судорог. Причины: предрасполагающие: Ослабление ЦНС в результате соматической ослабленности, Половинчатый тип ЦНС (холерик, меланхолик), Наследственность (по наследству передается не заикание, а тип ЦНС), переученная леворукость. Вызывающие: 1. Псих стресс: а.острый одномоментный тяжелый, б.микротравмы, действующие систематически в течение длительного времени: систематическое нежелание посещать дет сад, ссоры м/д родителями, разноречивые требования к реб, авторитарный стиль воспитания, незаслуженные упреки, обвинения. 2. подражание. А.активное (делает осознанно), б. пассивное (неосознанно). 3. ускоренная речь взрослых. Неврозоподобное — Судороги возникают вследствие органического поражения ЦНС разного генеза (внутриутробно, род. травмы, поражение в раннем возрасте). Нередко на органику цнс накладывается еще и невропатизация ребенка. 3.Проявление заикания: темп речи не стабилен, при освобождении от судороги стараются говорить быстро. Речь прерывается паузами, тяжелое, шумное, укороченное дыхание. Повторы Зв, слогов, первого согласного (особенно в стечении), запинки на предударном и ударном слоге. Речь маловыразительная в целом. 4. время возникновения и симптоматика

Невротическое – от 2 до 4 лет. Проявляется остро, одномоментно, по-разному в разных ситуациях общения. Носит волнообразный характер. Есть трудные звуки, на заикание влияет длина фразы, автоматизированность речевого материала, использование редкой низкочастотной лексики. Неврозоподобное – от 4 до 6 лет, проявляется стабильно, на заикание не влияет система общения и формы речи. Сопровождается цереброастеническим синдромом. Невротическое и Неврозоподобное – с возрастом заикание утяжеляется. Симптом: судороги, не произвольные двигательные расстройства, по мере фиксации на дефекте появляются двигательные и речевые уловки, изменения характера, страх речи. 5. дополнительные речевые расстройства: Невротическое – дефекты звукопроизношения преимущественно фонологические (отсутствие, замена, смещение), м.б. фнр,ффнр,фонематическое нр. Неврозоподобное — дефекты звукопроизношения преимущественно антропофинические, фнр, ффнр, онр. наблюдаются просодические расстройства речи (смазанность, невыразительность, легкий носовой оттенок). 6. система коррекционной работы: комплексный подход. Этапы: молчания, отраженная речь, сопряженная речь, вопросно-ответная, самостоятельная. Неврозоподобное – медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Большой объем работы по развитию моторики, голоса, дыхания, увеличены сроки кор. работы.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

studfiles.net

Невротическое и неврозоподобное заикание

Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении

Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье. Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны. У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки. Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

saikov.by

Неврозоподобное и невротическое заикание

Доброго дня, дорогие читатели! Когда у малыша проявляются проблемы с речью, родители показывают его врачу. Но порой, из-за волнения, бывает сложно понять сразу, о чём говорил специалист. Поэтому, добрая часть взрослых, придя домой, обращается за разъяснениями к интернету. Приходиться перерыть не один десяток статей, прежде, чем разберёшься. Я решила вам помочь!

И сегодня расскажу, чем отличаются невротическое заикание и неврозоподобное заикание. А так же опишу их особенности.

Виды напрямую зависят от причин возникновения болезни. Если вы изучали информацию или уже посетили врача, наверняка встречали такие термины:

  • Невротическая форма. Синоним этого понятия — логоневроз.
  • Неврозоподобное, или органическое заикание.
  • Это и есть виды, на которые специалисты дробят заболевание. Чтобы было понятнее я сначала расскажу их особенности. А потом подытожу сказанное, указав на основные отличия.

    Невротическое заикание

    По мнению специалистов у ребёнка в возрасте 4-6 лет происходит речевой всплеск. Словарный запас активно пополняется. Вот только мозг и речевой аппарат к этому не совсем готовы. Нет, они справятся с нагрузкой, только если крохе не помешает некое событие, способное вызвать стресс.

    Мозг малыша и так перегружен поступающей информацией, а тут волнительное происшествие. Представляете, как может пострадать неокрепшая психика? На таком фоне легко разовьётся речевой невроз. Да, кроха начнёт заикаться. В основном, это происходит когда дитя нервничает. В спокойной обстановке невроз затихает. Кажется, что всё пришло в норму. Но это обманчиво.

    В интернете, на форумах, можно встретить случаи, когда такой сбой проходит сам собой. Но, есть и иные ситуации. Когда логоневроз остаётся на всю жизнь. В реальности встречается много взрослых — невротиков, получивших проблему речевого развития именно из-за сильного стресса.

    К сожалению, даже опытный специалист не в силах предсказать, как будет развиваться болезнь, если всё пустить на самотёк. Поэтому лучше покажите кроху хорошему врачу, чтобы избежать неприятностей.

    Итак, мы выяснили, что причиной здесь служит сильный стресс. И получается, что выраженных невротических расстройств нету. Иная ситуация с неврозоподобным типом.

    Неврозоподобное заикание

    Читая информацию, меня заинтересовало, почему второе название этого вида — органическое заикание. Всё дело в причине. Смотрите, тут уже страдает головной мозг. Т.е. это физиологическая особенность.

    Страдают тут детки, мать которых тяжело переносила беременность. Или роды были сложными. Среди знакомых я часто слышу, что доктора родившимся малышам ставят диагнозы: повышенные гипертонусы и гипоксию. Это когда организм (в частности мозг) не насыщается в полной мере кислородом. А это уже звоночек к речевым нарушениям в дальнейшем.

    Наследственный фактор тоже берёт своё. Поэтому на чеку нужно быть тем родителям, в семьях которых есть близкие родственники со схожей проблемой. Мой совет, в этом случае наблюдайте, когда заговорил малышок. Как он это делает. Конечно, самостоятельно не всякий взрослый определит качество начинающейся речи. Тем более все детки сперва говорят невнятно. Но вот периодически посещать невролога просто необходимо.

    У малышей, относящихся к этой группе, нарушена моторика, они нервные и возбуждённые. И нарушение у них носит постоянный характер. Т.е. если начал заикаться, то перерывов нет.

    Это то, что касается особенностей. А теперь, чтобы было понятнее, давайте я определю отдельно отличия по каждому.

    Возможно, невооружённым взглядом не каждый родитель определит истинную картину. Но различия этих типов существенны:

    1. Причина происхождения. Неврозоподобное нарушение вызвано физиологическими причинами. А логоневроз стрессами.
    2. Периодические затухания. Речевой невроз затухает на время, когда дитя ничего не раздражает. А органическое на постоянной основе. Оно имеет свойство только усиливаться.
    3. Нарушение координации движения. Проявление органической формы чаще сопровождается нарушениями моторики. А невротические нет.

    На первый взгляд может показаться, что логоневроз лечиться легче. Что там, попил успокоительных, исключил эмоциональные переживания и вылечился. Но не всё так просто. Порой у крох с гиперактивным и нервным поведением отмечается именно логоневроз. И наоборот.

    Дорогие мои, зачастую наблюдение и тех и других деток осуществляют 3 специалиста: невролог, логопед и психолог. И методика порой пересекается. Так что нужно заниматься. Усиленно и кропотливо.

    Расскажите теперь вы. Какой диагноз ставит доктор вашему крохе? Что советует? Какие методы лечения? Помогают ли? Каковы прогнозы? Оставляйте комментарии и подписывайтесь на обновления блога. Пока. До новых встреч!

    my-happybaby.ru

    Неврозоподобное заикание.

    Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше­ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произ-

    вольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестети-ческих зонах. Это иявляется механизмом неврозоподобного заика­ния.

    Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

    Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логонев-розом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

    Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дис-лалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

    Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.

    Физиология речевого акта и его механизмы

    Голос — это совокупность различных по высоте, силе и тембру зву­ков, издаваемых посредством голосового аппарата. Полное понима­ние разных явлений патологии речи, в том числе и заикания, возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.

    Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем: а) энергетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма), б) генераторной — гортань, в) резонаторной — глотка, полость носа, околоносовые пазухи и г) артикуляторной — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое нёбо. Голосовой ап­парат — это сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен.

    Первая система речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система — ар-тикуляторная — является органами произношения.

    Дыхательный аппарат.Основная его функция заключается в осу­ществлении газового обмена, необходимого для жизни организма: снабжение кислородом и освобождение от углекислого газа. Благо­даря попеременному расширению и сужению легких происходит об­новление воздуха. Вдох происходит при расширении грудной клетки, выдох при ее сужении.

    Расширение грудной клетки происходит вперед, в стороны, вверх и вниз. Движение стенок грудной клетки при вдохе происходит бла­годаря действию вдыхательных мышц, из которых одной из самых сильных является диафрагма. При спокойном выдохе стенки груд­ной клетки движутся под воздействием силы тяжести. При форсиро­ванном (усиленном) выдохе включаются выдыхательные мышцы (брюшной пресс, внутренние межреберные мышцы).

    В спокойном дыхании преобладание фазы выдоха над фазой вдо­ха составляет приблизительно 2:1. В течение минуты происходит 16— 18 полных дыхательных движений, т. е. вдохов и выдохов.

    (Схема 1) СХЕМА СИСТЕМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

    Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 92 | Нарушение авторских прав

    mybiblioteka.su

    Неврозоподобное заикание: период возникновения, диагностика и лечение

    Заикание, или логоклония – это темпоритмическое расстройство речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием звуков, слогов и слов. Представленное нарушение встречается с того момента как люди научились говорить. Распространенность заикания у взрослых составляет 1%. Среди детей этот показатель выше и равен 3-4%. Кроме того, данные статистики показывают, что логоклонией в 4 раза чаще страдают мальчики. Многие думают, что единственной причиной возникновения этой патологии служит тяжелое нервное потрясение, например, испуг. Существует неврозоподобная форма заикания, которая появляется на фоне органической патологии нервной системы.

    Заикание, его виды и патогенез

    Заикание — это дефект речевой сферы, который нарушает ритмичность, замедляет темп произносимых звуков. Симптомы логоклонии (прерывание, паузы, пролонгация) в 80% случаев наблюдаются в начале предложения и в 20% — в середине. Механизм заикания состоит в повышенной судорожной готовности органов артикуляции. К ним относятся мышечный компонент глотки, мягкого неба, надгортанника, языка, а также голосовые связки. При попытке произнести звук, происходит непроизвольное сокращение представленных структур, из-за чего человек начинает заикаться.

    Исходя из представленного механизма, логоклонию разделяют на три формы:

  • Клоническая. Характеризуется непроизвольными сокращениями мышечного аппарата органов артикуляции, которые сменяются кратковременным периодом расслабления. Эпизоды отсутствия спазма проявляются произношением звука, после чего наступает препинание из-за повторной волны судорог. При этом человек повторяет отдельные слоги, слова по несколько раз.
  • Тоническая форма. Наблюдается при длительном мышечном сокращении губ, голосовых связок, языка, при котором отсутствуют эпизоды расслабления. Речь заикающихся с таким судорожным типом выглядит в виде неуместных пауз и препинаний в разговоре. Также характерным является внешний вид больного: напряженное гиперемированное лицо.
  • Смешанная форма, характеризуется периодической заменой одной формы на другую, а иногда и совместным проявлением.
  • Помимо представленной классификации форм, различают невротическое и неврозоподобное заикание. Первый вариант по-другому называют логоневрозом, возникновение которого не связано со структурной или физиологической патологией, а носит функциональный (психогенный) характер. Неврозоподобное заикание – результат органической патологии нервной системы.

    Патогенез логоклонии включает в себя нарушение работы трех процессов: дыхания, артикуляции и голосоведения, которые контролируются стриопалидарной системой. В связи с этим происходит расстройство процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Таким образом, происходит нарушение рационального перераспределения тонуса мышц речевого аппарата. У человека, страдающего длительное время заиканием, повышенный речевой тонус вместе с судорожной готовностью перерастают в условный рефлекс.

    Важную роль в возникновении заикания играют критические речевые периоды. Представленные периоды не являются этиологическим фактором, а только провоцируют вербальные расстройства. Во время критических периодов организм подвергается системной перестройке и сильнее подвержен речевым нарушениям.

    В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

  • Первый припадает на возраст 1-2 лет ребенка, пиковыми считаются 12-14 месяцев жизни. В этом периоде происходит интенсивное развитие вербальной коммуникации, которое напрямую зависит от общения. До двухлетнего возраста, ребенок усваивает большой объем информации и его пассивный словарный запас равен 200 словам. Это связано с усиленным формированием речевых центров (зона Брока). В этом периоде, даже незначительные негативные факторы, могут спровоцировать тяжелые речевые нарушения.
  • Второй период (3 года) характеризуется переходом от простой речи к фразовой, с использованием многосложных слов. Организм ребенка в этом возрасте требует повышенной согласованности в нервной системе (артикуляционный аппарат, память, концентрация внимания и т.д.). Кроме того, этот период характеризуется повышенным влиянием эндокринной системы, что может приводить к негативизму, мутизму, упрямству и т.д.
  • Третий период (6-7 лет) считается критическим из-за становления письменной речи, вследствие чего нагрузка на нервную систему возрастает. Завышенные требования родителей, могут спровоцировать нервные срывы и речевые нарушения, в частности заикание в будущем.

Представленные критические периоды являются способствующими факторами в развитии речевой патологии и в некоторых случаях могут сочетаться с другими провоцирующими агентами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, энцефалопатические заболевания, истощенность нервной системы, эмоциональная отчужденность.

Речевое развитие и течение критических периодов индивидуально, и зависит от многих факторов, а именно генетики, экологии и окружения.

Этиология неврозоподобного заикания

При неврозоподобной форме заикания, в отличие от невротической, отсутствует связь с психологическим фактором. Основу развития представленного заикания составляют органические патологии нервной системы. К наиболее распространенным причинам невротического заикания относятся:

  • Акушерская травма, зачастую возникает при активных действиях акушер-гинекологов, подразумевающих использование щипцов, вакуум экстракции и т.д. Чаще всего это наблюдается при клиническом и анатомическом узком тазу, многоплодной беременности, массе плода больше 4 кг и неправильном предлежании плаценты. Во время родов может возникать внутричерепное кровотечение, гидроцефалия, анатомическое повреждение мозга.
  • Некоторые хромосомные и геномные аберрации проявляются внутриутробным недоразвитием нервной системы, в виде микро- и анцефалии, в результате чего нарушается регуляция всех структур.
  • Заболевания матери во время беременности. К ним относятся TORCH-инфекции, фетоплацентарная недостаточность, токсикозы, а также общие соматические заболевания. Особенно сильное негативное действие они оказывают в периоде с 4-х недель до 4-х месяцев. Кроме того, доказано тератогенное действие вредных привычек на организм плода.
  • Нейроинфекции, такие как менингиты, энцефалиты, возникающие при менингококковой инфекции, герпес вирусе, краснухе, туберкулезе и т.д. оказывают пагубное действие на нервную систему, в том числе и речевые центры.
  • Психические расстройства. К этой группе относятся люди с врожденной умственной отсталостью (олигофренией), шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др.
  • Сосудистые заболевания головного мозга, а именно ишемический и геморрагический инсульты в области Брока. При таких состояниях, поступление кислорода к участками головного мозга снижается или прекращается, вследствие чего возникает ишемия и нарушение речевой функции.
  • Знание причин, вызывающих неврозоподобное заикание, позволяет правильно определить дальнейшую тактику врача, назначить соответствующую терапию.

    Симптомы и методы диагностики заикания

    Заикание при неврозоподобной форме, проявляется классической клинической картиной с пролонгацией, паузами и другими темпоритмическими задержками речи. При таком виде логоклонии может наблюдаться неврологическая симптоматика. Дети с неврозоподобной формой заикания позже других начинают говорить, имеют проблемы с координацией. Артикуляционный аппарат при осмотре скованный, движения в нем затруднены. Также проявлением неврозоподобной формы является возникновение генерализованных судорог в момент заикания. Отличительной характеристикой неврозоподобного заикания от других видов, является постоянство симптомов, которые не зависят от внешних обстоятельств.

    Наличие описанной симптоматики, хоть и характерно для неврозоподобного заикания, но недостаточно для постановки этого диагноза. Для получения объективной информации используют инструментальные методы исследования. Наличие органической патологии определяют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) и дуплексного обследования сосудов головного мозга.

    Первый метод, на основе измерения биопотенциалов, способен с высокой точность определить любые изменения в структуре коры и других отделах головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние всей нервной системы путем горизонтальных срезов и трехмерного изображения. Представленный метод обладает высокой чувствительностью в определении онкологической патологии.

    Компьютерная томография, как и дуплексное сканирование – лучшие методы в оценке сосудистого бассейна головного мозга. Кроме того, КТ позволяет обнаружить травмы, устаревшие гематомы, абсцессы и другие структурные патологии головного мозга.

    Важно! Появление симптомов заикания без предшествующей психической травмы, может служить первым сигналом о нарушении работы нервной системы. В таком случае своевременная диагностика позволит назначить эффективное лечение и восстановить речевую функцию

    Дифференциальная диагностика и лечение неврозоподобного заикания

    Неврозоподобное заикание и логоневроз имеют подобную клиническую картину, поэтому уместно проведение дифференциальной диагностики именно этих двух заболеваний.

    simptomyinfo.ru

    Невротическое заикание, что это такое?

    Невротическое заикание — заикание полученное в результате психической травмы. Невротическое заикание возникает в основном у невротиков — людей внушаемых со слабо развитым самоосознанием и нестабильной психикой, а так же у всех детей, так как их психика ещё не сформирована. Возможно ли такое, чтоб человек получив психическую травму начал мгновенно заикаться, то есть попросту забыл, как правильно и верно говорить и начал регулярно ступорить в речевых ситуациях? Да к сожалению такое реально и возможно, хотя редко и конечно не у всякого человека, а только предрасположенного, находящегося в группе риска.

    Что такое группа риска невротического и неврозоподобного заикания? Группа риска для невротического заикания — это взрослые невротики, которые предрасположены к развитию мгновенного невротического заикания. К таким людям относятся люди с неразвитой, недоразвитой или плохо развитой речью — признаком слабо развитой сознательной памяти. В данную группу естественно входят все без исключения малолетние дети, заикающиеся взрослые, ранее вылечившиеся от заикания и находящиеся в стадии ремиссии, а так же люди чья речь имеет явные отклонения от нормы: тараторки, балаболки, люди со слабым словарным запасом. имеющие другие отклонения от речевой нормы, чья речь больше похожа на бессознательный набор слов, а не на осмысленную связанную речь. Люди со слабым вниманием и слабой памятью так же находятся в группе риска. Одним словом в неё входят все гипнабельные и легко внушаемые люди со слабо развитой или недоразвитой психикой — сознательным отделом памяти, то есть слабо осознающие себя люди.

    Как же развивается невротическое заикание, каков механизм благодаря которому человек становится заикой? Он предельно прост и имеет гипногенный характер. Любой гипнотизер и фокусник знает главный закон внимания и памяти — что человек может удерживать в фокусе своего внимания только 1 единицу информации. Именно поэтому часто гипнотизеры используют трюк "мгновенной потери человеком дара речи". Этот трюк производят на сцене, выглядит он так: вызывают гипнабельного внушаемого человека, путем гипнотического отбора. Обычно таких людей в зале всегда около 10%. Заставляют его смотреть в глаза гипнотизеру и просят произнести одновременно с эти занятием свое имя. Человек, внимание которого приковано к взгляду гипнотизера абсолютно немеет, так как не может переключить внимание в аудиальную память из глаза. А если не переключить внимание от визуального восприятия, то аудиальным восприятием человек воспользоваться не в состоянии. Это обычная закономерность работы человеческого мозга.

    Человек практически мгновенно немеет, что естественно его пугает, так как он не осознает что с ним сделал гипнотизер и как такое возможно. Этот страх запускает механизм усиления и запоминания данного ступора в сознательной памяти. То есть человек четко запоминает, что он реально не может говорить и такая позиция внимания жестко отпечатывается в сознательной памяти человека. Таким образом человек начинает сознавать возможность мгновенно и внезапно потерять дар речи — такое осознавание вызывает панический страх, неуверенность в себе. а точнее в своей способности начать речь. Человек помнит, что он может внезапно забыть как говорить. Этот механизм "визуального приковывания внимания", хотя бы раз проделанный сознательно(на сцене с гипнотизером) или бессознательно в стрессово-визуальной ситуации создает прецедент привыкания к данному состоянию. Если привыкание возникает, то человек благополучно становится заикающимся, а у человека привыкание может возникнуть всего навсего с одного повтора! Такова у человека сила запоминания, особенно усиленная энергетикой, которая возникает на максимальном нервном подъеме — в стрессовой ситуации.

    Каждый знает, что то что мы проделывали на стрессе, помнится долгие годы и подчас не оставляет нас всю нашу жизнь, тогда как некоторых вещей мы вообще не запоминаем. Чем сильнее эмоциональный фон того или иного события, тем ярче и четче оно отпечатывается в нашей памяти. Так же регулярно повторяющееся событие запечатлевается в памяти и поддерживается в ней всю нашу жизнь. Событие "визуального приковывания" фокуса внимания, так же в момент сильного эмоционального подъема запоминается и начинает регулярно проявляться каждый раз в аналогичной ситуации. А любая речевая ситуация — это очень часто повторяющаяся ситуация у каждого человека в течение дня регулярно и постоянно. И если нас гипнотизирует, приковывает наше внимание, на сцене гипнотизер, который потом благополучно нам внушает, что наш фокус внимания свободен и человек не пугается и остается нормальным(хотя и находится в группе риска). То когда нас гипнотизирует методом "визуального якоря" некий предмет и процесс приковывания внимания не контролируется, то такая ситуация вполне может вызвать устойчивую потерю речи. А регулярный повтор такой ситуации может привести к развитию устойчивого "невротического" заикания.

    Теперь вы ясно представляете себе любую возможную ситуацию, которая провоцирует развитие неврозоподобного и невротического заикания у людей из группы риска(легко внушаемых и слабо осознающих свою фокусировку внимания). Например, классический вариант: испуг собаки. в данном случае приковывающим якорем является собака, а внушающим закрепление заикания субъектом-гипнотизером родитель. На сцене гипнотизер внушает, что человеку возвращается дар речи, но в обычной стрессово-визуальной ситуации человек наоборот внушает "ты начал заикаться", "о боже ты же стал заикаться". Именно такие или аналогичные внушения произносят родители или окружающие люди, когда видят, что напуганный ребенок(человек из группы риска) оказывается в состоянии "прикованного визуального внимания". Назовем такое прикованное состояние "визуальный ступор", и далее будем использовать именно эту терминологию, так как она наглядна и полностью соответствует происходящему в реальности механизму МГНОВЕННОЙ потери дара речи.

    Визуальный ступор — это когда фокус внимания человека жестко и четко закреплен на неком визуальном раздражителе: собаке, машине, родителе, учителе. при сильном стрессовом напряжении. Наложение в такой ситуации внушения о заикании, тут же запускает рефлекторный механизм и человек запоминает данное состояние "визуального ступора" как основное состояние при начале речи. И теперь каждый раз как только ему надо говорить в аналогичных обстоятельствах или ситуациях, когда он находится "на взводе" человек рефлекторно, как собака Павлова тут же сам инициализирует состояние "визуального ступора" у себя самого. То есть он по просту сам рефлекторно переключает свое внимание в состояние визуального ступора. Далее связка: речевая ситуация — стресс — "визуальный ступор", начинает инициализироваться вновь образовавшимся заикающимся с регулярной и завидной постоянностью. Так неврозоподобное заикание или визуальный ступор закрепляется в регулярную и постоянную привычку и человек уже не мыслит иной ситуации, как впасть в визуальный ступор, каждый раз как только надо "ответственно говорить" перед важными людьми или в важных ситуациях. Как только звучит слово важный, так сразу человек впадает в "визуальный ступор" и мгновенно теряет дар речи. Это выглядит как магический трюк фокусника-гипнотизера на сцене, только гипнотизером тут является сам заикающийся, а запускающим механизмом — любой внешний фактор Х, по просту раздражитель: человек, собака, речевая ситуация, буква, посторонний звук, да все что угодно. Любой приковывающий визуально фокус внимания раздражитель может быть фактором Х — фактором запускающим механизм включения САМИМ ЗАИКАЮЩИМСЯ у себя самого состояние "визуального ступора".

    Заикающиеся очень часто впадают в визуальный ступор и мгновенно теряют дар речи, при огромном разнообразии факторов Х: в магзине, на докладе, на собеседовании, при попытке начать разговор на улице. да во многих обычно "внезапных" речевых ситуациях. Выглядит это довольно странно, даже для самого заикающегося. Он стоит и нормально произносит фразу, но как только обращает взгляд к фактору Х, тут же забывает, что хотел сказать и начинает дергано пытаться выдавить из себя хоть звук. обычно это его же самого ещё сильнее пугает и ещё сильнее загоняет в "визуальный ступор". Патологический цикл "празднует очередную победу" над заикающимся, а заикающийся в очередной раз чувствует себя полностью бессильным перед ним. Не сознавая, что сам инициирует данное состояние у себя самого. И пока он это не осознает, он так и будет всегда реагировать на фактор Х ни чем иным, как "визуальным" ступором(в иных случаях тактильным или иным видом ступора).

    Часто визуальный ступор развивают непрофессиональные логопеды и педагоги на занятиях с детьми, например, давая частое внушение на то, чтоб человек при речи смотрел в глаза другому человеку. Но я уже ранее рассказывал, что именно такой трюк и используют гипнотизеры, для того чтоб человека ввести в "визуальный ступор". Поэтому непрофессиональное обучение речевым навыкам так же может вызывать развитие неврозоподобного заикания или по-просту состояния "визуального ступора" с эффектом мгновенной потери дара речи.

    Что же далеать, как разорвать паталогическую нервную связку фактора Х и "визуального ступора"? Эту проблему решил академик Снежко Р.А. создав "метод рефлекторного прерывания патолигических речевых циклов", данная методика позволяет поднять уровень осознавания человека до состояния, когда человек сам полностью осознает, как он инициирует сам у себя состояние "визуального ступора". Таким образом он полностью начинает контролировать переключение своего внимания и фокуссировку, что делает его состояние управляемым его волей. А это в свою очередь делает возможным прервать бессознательную рефлекторную связку: фактор Х — "визуальный ступор" ещё на этапе наблюдения фатора Х. То есть задолго да начала речи. Таков механизм работы метода Снежко по преодолению неврозоподобного или невротического заикания, как конкретно происходит устранение и разрыв такой связки Х — это авторский секрет. Но любой может её разорвать самостоятельно, при условии, что четко сознает, как он сам инициирует у себя самого состояние "визуального ступора".

    www.zaikanie-forum.ru

    Все о неврозоподобном заикании, от диагностики до лечения

    Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, представляет собой органическое заболевание, не обусловленное обратимыми изменениями психики. Причинами являются последствия изменений головного мозга после различных патологий – внутриутробных или перенесенных в раннем детстве.

    Симптомы и особенности

    При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

    Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

    Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

    Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

    Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

    Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

    Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

    Сопутствующие проявления

    У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

    В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

    Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

    Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

    Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

    Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

    Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

    Отличия от других форм

    Дифференцировать неврозоподобное заикание проще всего, если узнать, при каких обстоятельствах ребенок стал заикаться. При невротическом заикании нарушения проявляются внезапно, и сразу в тяжелой форме. Неврозоподобная форма заикания начинается со слабых симптомов.

    Кроме того, различие состоит в причинах появления – при разговоре с родителями и самим ребенком становится ясно, была ли в жизни ребенка психотравма, после которой появились нарушения речи, или заикание началось вместе с появлением у ребенка в речи фраз и предложений.

    Иногда за неврозоподобное заикание принимают «спотыкание», характерное для синдрома гиперактивности. При спотыкании речь тоже ускорена, дети с гиперактивностью говорят нечетко, меняют местами слоги и звуки, пропускают буквы в словах.

    Главное отличие этого нарушения – усиление спотыкания при чтении известного текста и уменьшение симптомов при первом чтении незнакомого. Дети с гиперактивностью не осознают своих проблем с произношением, отсутствует критика к своей речи.

    Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

    У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться. Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно. И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

    Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед. Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма. Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

    Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями. Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия. Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

    Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

    С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

    psihodoc.ru

    Опубликовано в рубрике Дети