Основной источник стресса

II. Индивидуальное поведение в организации

2.4. Управление стрессом в организации[6]

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (Рис.8).

Рисунок 8. Что такое стресс?

1. Понятие и источники стресса

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

— факторы, зависящие от организации;

— факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

— характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

— нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

— отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

— организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

— стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

— поддержка коллег, друзей и родственников;

— активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой — оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

2. Последствия стресса

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические симптомы стресса — это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

Психологические симптомы стресса — это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

Поведенческие симптомы — это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу — прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

3. Модель стресса

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис. 9, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

Рисунок 9. Модель стресса

4. Стратегия управления стрессом

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Стресс как неотъемлемая часть жизни человека. Виды стресса.

2. Динамика стресса.

3. Роль социальной поддержки и личного контроля в управлении стрессом.

4. Влияние способностей, самооценки и темперамента на поведение человека в стрессовой ситуации.

5. Особенности реакции на стресс у людей:

а) с различной психологической устойчивостью;

б) различных поведенческих типов (А и В).

2. Модели поведения в стрессовой ситуации.

1. Упражнение «Изменение в жизни человека как причина стресса»

Проанализировать роль изменений в жизни человека.

Социальная регулировочная шкала (табл. 3.) отражает степень стрессового влияния различных событий на человека.

Степень влияния на человека изменений в жизни

Смерть близких родственников

Проблемы с начальством

Изменение условий работы

Жена начала/прекратила работать

Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищет информацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когда человек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы: обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет место работы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства.

Проанализируйте данные. Предложите возможную стратегию выхода из стрессового состояния по каждому событию. Найдите позитивные моменты в каждом жизненном изменении.

1. Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ — МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»

1. Выявить потенциальные источники стресса в конкретной ситуации.

2. Проанализировать последствия стресса для работников и организации.

Все большее распространение получает «временная занятость», когда компании сокращают персонал, «выбрасывая людей на улицу». Это лишает работников уверенности в завтрашнем дне, получении стабильного заработка и определенного социального статуса. В этих условиях странно видеть колонны бастующих рабочих компании General Motors с лозунгами «Меньше работы — меньше денег».

В середине 90-х гг. компания значительно сократила численность занятых, передав часть их функций оставшимся работникам. Сверхурочная работа стала обязательной для подавляющей части персонала; продолжительность рабочей недели некоторых сотрудников доходила до 66 ч. Компании выгоднее было оплачивать сверхурочные работы, чем держать дополнительных работников. Заработки рабочих, находящихся на повременной системе оплаты, составляли в среднем 53 000 долл. в год. К тому же компания предоставляла им различные льготы на сумму около 35 000 долл.

Однако, несмотря на высокие заработки, работники испытывали чувство глубокой неудовлетворенности и усталости, которое со временем нарастало. Один из работников так описывал свои ощущения: «Складывается впечатление, будто единственное, что я делаю — это работаю, сплю, и потом вновь возвращаюсь на работу».

1. Какое отношение данная ситуация имеет к стрессу?

2. Каковы ее последствия:

3. Насколько данная ситуация характерна для российских организаций?

2. Кейс «Компания «Цитадель»

1. Научиться выявлять источники и последствия стресса.

2. Научиться разрабатывать стратегию управления стрессом.

Компания «Цитадель» была создана в 1997 г. в одном из административных центров России и занималась ремонтно-строительными работами.

Владимир Самойлов работал в компании с момента ее основания и считался хорошим плотником. Он был очень доволен своей работой, сам устанавливал свой распорядок дня, находил время для занятий спортом и общения с друзьями. Он любил ходить на стадион, «поболеть» за хоккеистов «Динамо», ездить с друзьями на рыбалку, а летом выезжать за город на грибной сезон. Однажды ему позвонила Елена Травкина, дочь бывшего владельца «Цитадели», который скончался от сердечного приступа полгода назад, и спросила, не хочет ли Владимир приобрести компанию в связи с тем, что она решила ее продать. Предложение было заманчивым: «Цитадели» принадлежало несколько зданий, оборудование, пять грузовиков, в ее штате было двадцать два сотрудника. Компания приносила прибыль.

Владимир очень хотел иметь собственную фирму. Он мог приобрести «Цитадель», так как его жена недавно унаследовала значительную сумму денег и искала место для надежного вложения капитала, идея приобретения компании была достаточно привлекательной, не он боялся того, что новая работа потребует от него слишком больших усилий. Он не знал, будет ли счастлив в этой новой роли. Сможет ли oн ходить на хоккейные матчи? Будет ли у него достаточно времен для общения с друзьями? А походы за грибами? Владимир прекрасно помнил, что у Константина Травкина, прежнего владельца фирмы, никогда не было свободного времени: слишком много отнимала работа.

Обсуждая вопрос приобретения компании со своей женой Ольгой, Владимир понял, что она очень боится потерять капитал, если у него ничего не получится и фирма не будет приносить прибыль. Они решили, что риск можно снизить, если найти партнера, который также вложил бы в компанию свои деньги. Владимир предложил своему старому другу Семену Тихонову, который работал плотником в другой компании, стать совладельцем «Цитадели». Владимир знал, что Семен очень хороший специалист. Он также знал, что Семен может одолжить деньги на покупку компании у своих родителей.

Семен принял предложение Владимира, и они решили начать заниматься реконструкцией зданий, а именно: делать надстройки к зданиям, строить дополнительные этажи и устанавливать окна со стеклопакетами. Они начали активный поиск новых клиентов, дали рекламу в местных газетах и распечатали рекламные брошюры, которые были распространены в городе и близлежащих пригородах. В это время стало развиваться ипотечное кредитование. Кроме того, индивидуальное жилищное строительство позволяло сократить налогообложение доходов. Стало популярным получение ссуд на строительство и модернизацию жилых домов, и многие жители города и пригородов могли теперь занять деньги в банках, чтобы обновить и усовершенствовать свои дома. Заказов было настолько много, что владельцы «Цитадели» не знали, как справляться со своими обязательствами перед клиентами.

Постепенно Владимир перешел на семидневную рабочую неделю. Он уже не успевал ходить на спортивные матчи, которые так любил смотреть. Летний отдых также был под вопросом. У него стали возникать личные проблемы.

Одной из главных проблем был его партнер Семен, который не хотел работать так, как Владимир, и часто появлялся на работе очень поздно. Владимир подозревал, что Семену было тяжело подниматься по утрам, потому что он был любителем вечерних застолий. Возникли также проблемы с рабочими: некоторые плотники часто прогуливали работу, поэтому владельцам фирмы приходилось самим браться за работу. Проблемы с плотниками возникали потому, что, во-первых, они всегда могли найти работу в городе и, во-вторых, они могли заработать больше, работая от своего имени, а не от имени «Цитадели». Пути выхода из создавшейся ситуации Владимир и Семен видели по-разному. Владимир считал, что с плотниками, которые не выходили на работу, нужно обходиться строго, а Семен придерживался мнения, что никаких санкций за прогулы к ним применять не надо. Владимир чувствовал, что его на фирме недолюбливают, а Семен в глазах сотрудников был «хорошим парнем».

Ситуация со временем еще больше обострилась: несколько споров Семена с Владимиром привели к тому, что Семен захотел отделиться. Договор о создании компании содержал статью, в которой говорилось, что один из партнеров может уйти из компании, предложив оставшемуся партнеру выкупить свою долю. Владимир согласился выкупить долю Семена на следующих условиях: фиксированная выплата единовременно и определенная сумма ежегодно в течение десяти лет.

Когда об этом решении было объявлено рабочим, шесть плотников решили уволиться из «Цитадели» и начать свой собственный бизнес. Владимир был рад, так как считал, что оставшиеся работники, если ими управлять правильно, будут работать так же, как и все 22, которые были раньше. Кроме того, Владимир был уверен, что, если он будет действовать более решительно и выбирать только те проекты, которые, по его мнению, наиболее выгодны, то прибыль можно даже увеличить.

Однако нестабильность экономического развития привела к снижению спроса на индивидуальное жилищное строительство. За несколько месяцев процентные ставки возросли. Это означало, что объем заказов будет падать. Владимир же все еще должен был обеспечивать выплаты Семену по договору о партнерстве. Для того чтобы сократить расходы, Владимиру необходимо было сократить штаты. Как решить возникшую проблему? Все это сильно на него повлияло. Он заметил, что стал кричать на жену и детей, чего не делал раньше. У него постоянно было подавленное настроение. Владимир никак не мог принять правильное решение.

1. Как изменился характер и содержание работы Владимира, после того, как он стал владельцем компании?

2. С какими проблемами в отношениях с персоналом столкнулся Владимир?

3. Основываясь на реакции Владимира на различные проблемы, как бы

описали его «теорию управления людьми»?

4. Какие опасности поджидают Владимира в результате возникшего стресса? Как ваш ответ связан с вашей собственной «теорией» управления стрессами?

5. В целом какие аспекты менеджмента и организационного поведения полезно было бы изучить Владимиру перед приобретением компании?

Тест 1. «Ваша психическая устойчивость»

Данный тест поможет вам понять и проанализировать вашу модель поведения, узнать, насколько она позволяет вам избегать стрессов, нервных перегрузок. Итак, выберите высказывания, которые наиболее соответствуют вашему поведению.

1. а) в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в игре мне нравится риск, я люблю проявлять настойчивость;

б) если в игре я теряю несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не отвечает на мои первые знаки внимания, то у меня тут же пропадает желание действовать, и я отступаю;

в) я всегда стараюсь избегать конфликтов и неприятных ситуаций.

2. а) я работаю быстро, не люблю затягивать дела;

б) мне нужно, чтобы меня периодически подстегивали;

в) часто, придя вечером домой, я думаю о том, что сегодня было на работе.

3. а) я разговариваю очень быстро и громко, перебиваю других, не слушаю чужого мнения;

б) к отказам я отношусь совершенно спокойно;

в) мне бывает трудно выразить свои чувства.

4. а) у меня большие цели в жизни, я хочу многого достичь;

б) обычно я занимаю выжидательную позицию;

в) я ищу предлог увильнуть от работы.

5. а) я быстро хожу, ем и пью;

б)если я что-то не успеваю сделать, то меня это не беспокоит;

в) в проявлении чувств я сдержан(а).

6. а) мне часто бывает скучно;

б) мне нравится ничего не делать, предаваться мечтам, созерцанию;

в) я всегда стараюсь угодить желаниям других, час в ущерб своим собственным.

За ответ «а» — 6 очков, «б» — 4 очка, «в» — 2 очка.

36—65 очков. Вы человек очень неустойчивый к трудным жизненным ситуациям. Любая неудача воспринимается вами как личное оскорбление. Все, что вас не устраивает, вызывает сильный приток адреналина в кровь, и отходить от этого бывает тяжело. Есть серьезная опасность появления симптомов болезней, вызванных стрессом, таких как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, заболевания кишечника. Должно быть, с вами очень трудно ужиться. Научитесь более спокойно воспринимать мир, даже если что-то в нем не так, как вы хотите. Поймите, что неудачи — это тоже опыт, который должен вас чему-то научить. Если вы изменитесь, то от этого будет лучше как вам самим, так и вашим близким.

20—34 очка. Вы достаточно спокойный, уравновешенный человек, обладающий вполне нормальной психологической устойчивостью. Если вы набрали немногим более 20 очков, то можно вам посоветовать терпимее относиться к окружающим. Это позволит достичь в жизни большего.

12—18 очков. Вы настолько боитесь неприятностей и бережете себя, что ваша бездеятельность может стать причиной стресса. Наверняка вы очень раздражаете ею близких. Побольше уверенности в себе и настойчивости! Составьте перечень своих положительных качеств и постепенно совершенствуйте каждое из них.

Тест 2. «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности»

В повседневной жизни бывает так, что причиной плохого настроения, ухудшения самочувствия являются, казалось бы, незначительные неприятные события. На первый взгляд, они не оставляют следа, но при систематическом повторении могут привести к серьезным осложнениям. Ниже приведены 9 ситуаций. Отметьте те из них, которые вызывают у вас неприятные ощущения.

1. Кто-то пристально наблюдает за вами.

2. Кто-то отвлекает вас, прерывает ход ваших мыслей.

3. Вы заняты серьезным делом, а окружающие постоянно дают вам советы.

4. Вам необходимо срочно переговорить по телефону, а нужный номер занят.

5. У вас интересная беседа с другом, а кто-то третий все время вмешивается в ваш разговор.

6. Кто-то из ваших коллег без причин повышает голос.

7. При рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнера.

8. Вам действует на нервы комбинация цветов, которые, на ваш взгляд, не подходят друг другу.

9. Вас раздражает общение с человеком, который знает вас лучше вас самого.

ОПЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Если вы отметили более пяти ситуаций, это говорит о том, что повседневные неприятности бьют по вашим нервам, вызывая сильные отрицательные переживания. Постарайтесь относиться к подобным вещам более спокойно, не принимайте их близко к сердцу, иначе подобные скрытые стрессы могут сильно подорвать вашу психику.

Тест 3. «Угрожает ли вам нервный срыв»

Нервный срыв – возможное последствие стресса. Данный тест поможет вам проверить состояние вашей психики на сегодняшний день.

1. Тяжело ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

а) да, всегда (3 очка);

в) иногда (0 очков);

г) никогда (0 очков).

2. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

а) да, всегда (5 очков);

б) иногда (2 очка);

3. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

а) очень часто (5 очков);

в) иногда (2 очка);

4. Если у человека что-то не получается, возникает ли у вас желание сделать это вместо него?

б) очень часто (4 очка);

5. Если вам что-то объясняют с излишними подробностями, можете ли вы перебить, не дослушав?

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка);

6. Сколько времени вы обычно уделяете себе вечером?

а) более 3 часов (0 очков); ,

б) 2—3 часа (0 очков);

в) 1—2 часа (0 очков);

г) меньше 1 часа (2 очка);

д) ни минуты (4 очка).

7. Можно ли о вас сказать, что вы вечно спешите?

а) да, это так (5 очков);

б) часто спешу (4 очка);

в) как и все (1 очко);

г) только в исключительных случаях (0 очков);.

8. Бывает ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то далеко?

в) бывает (3 очка);

г) очень редко (0 очков);

9. Не кажется ли вам порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

г) редко (0 очков);

10. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

11. Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?

в) иногда (3 очка);

д) никогда (0 очков).

12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

а) очень часто (4 очка);

г) очень редко (1 очко);

13. Долго ли вы колеблетесь перед принятием важного решения?

а) всегда (3 очка);

г) очень редко (3 очка);

14. Любите ли вы давать советы?

а) да, всегда (4 очка);

б) очень часто (2 очка);

в) иногда (1 очко);

15. Как вы говорите?

а) торопливо, скороговоркой (3 очка);

б) быстро (2 очка);

в) спокойно (0 очков);

г) медленно (0 очков);

д) важно (0 очков).

От 45 до 63 очков. У вас есть реальная опасность нервного срыва. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Нужно срочно что-то менять в своей жизни.

От 20 до 44 очков. Опасности пока нет, но во избежание ее советуем относиться к жизни спокойнее и уметь расслабляться внутренне, снимая напряжение.

До 19 очков. Вы умеете быть спокойным и уравновешенным. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимание на пустяки и не драматизировать неудачи.

0 очков. Если все ваши ответы искренни, то единственная опасность для вас на сегодняшний день — чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

ВНИМАНИЕ! Если, проходя тесты, вы выяснили, что нуждаетесь в психологической помощи, советуем обратиться к профессионалам. Обрести душевное равновесие для дальнейшего решения проблемы помогут вам также рекомендации, приведенные далее.

Бывали ли у вас в жизни такие ситуации, когда стресс застигал вас врасплох, причем именно тогда, когда вы меньше всего этого ожидали? В наше неспокойное время нужно быть готовым ко всему и в нужный момент суметь оказать себе первую помощь, дабы не позволить стрессу развиться и завладеть нами. Мы разберем здесь три примера: если стрессовая ситуация произошла на работе (или в каком-либо другим общественном месте), на улице или дома.

Во всех этих случаях следует помнить одно: в острой стрессовой ситуации никогда не стоит принимать (пытаться принимать) никаких решений! Исключения составляют лишь такие происшествия, где дело касается спасения самой жизни (стихийные бедствия, акты терроризма, пожары и т. д.).

Когда в вашей жизни возникла стрессовая ситуация, самое главное в этот момент — суметь переключить свое внимание, не зацикливаясь на том, что произошло. Вот несколько простых упражнений для начала.

1. Сосчитайте до десяти.

2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите его в легких. Выдох осуществляйте постепенно, тоже через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Проделайте это несколько раз, чувствуя, как при вдохе ваши легкие наполняются воздухом, а при выдохе грудь освобождается от сдавленности, тяжести.

Далее действуйте в зависимости от того, где вы в данный момент находитесь.

Если вы находитесь на работе или в другом общественном месте:

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из кабинета или из зала. Найдите, такое место, где вы могли бы хоть немного побыть в одиночестве.

2. Найдите способ смочить лоб, виски и запястья на руках холодной водой.

3. Теперь медленно осмотритесь по сторонам, переводя взгляд с предмета на предмет. Про себя мысленно описывайте внешний вид вещей, находящихся в поле зрения, примечая мельчайшие детали, как-то: трещина на оконном стекле или маленькое пятно краски на стене. Это следует делать даже тогда, когда место, где вы находитесь, давно знакомо вам и выглядит вполне заурядно.

4. Теперь посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Вспомните, когда вы в последний раз вот так смотрели на небо, попробуйте воспроизвести здесь и сейчас все положительные эмоции, связанные с этим.

5. Если рядом есть источник с питьевой водой, наберите ее в стакан или, за неимением его, в ладони и пейте не спеша, концентрируясь на ощущениях.

6. Сделайте такое упражнение: выпрямившись, поставьте моги на ширину плеч, глубоко вдохните и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте выполнять упражнение в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте сторожно, чтобы не закружилась голова.

Если вы находитесь на улице:

1. Осмотритесь по сторонам. Рассмотрите окружающие

вас предметы, мысленно называйте все, что видите.

2. Детально рассмотрите небо, также мысленно называя про себя все, что видите (облака, следы от самолетов, солнце и т. д.).

3. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и рассмотрите его внимательно, вглядываясь в каждую деталь. Делайте это не менее 4 минут. Ознакомьтесь с формой, структурой, цветом предмета так хорошо, чтобы вам было легко представить этот предмет

с закрытыми глазами.

4. Если есть возможность выпить воды, то сделайте это не спеша, сосредоточившись на ощущениях.

5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите ровно, медленно, через нос. Сделав вдох, задержите дыхание, мысленно сосчитав до десяти, затем, не спеша, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйтесь на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: «Я чувствую себя все лучше и лучше».

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Попытайтесь на время отстраниться от того, что вы пережили, займитесь каким-нибудь простым видом деятельности. Помните, что в тот день, когда вы попали в стрессовую ситуацию, никаких решений принимать не следует.

Не повредят занятия спортом, прогулка — словом, любая деятельность, связанная с физической активностью, но не переусердствуйте!

Если же мысли о случившемся все-таки одолевают вас, то используйте такой психологический прием: мысленно накрутите ситуацию до предела, вообразите все самое страшное, что только может произойти, намеренно сгустите краски, погрузитесь мысленно во все эти переживания и после этого. «вынырните» из них и посмотрите: ничего страшного не случилось! И возможно, в свете этого пережитое вами: не покажется таким уж непоправимым. Главное — настроить себя на то, что вы сможете разрешить возникшую проблему, а не на то, что вы не в силах этого сделать. Помните, что неразрешимых проблем не бывает!

Стресс случился в домашней обстановке:

Сначала проделайте общие два упражнения и шесть упражнений из первого комплекса. Затем, если никакие срочные дела вас не отвлекают, очень советуем вам сделать упражнения на релаксацию (расслабление). Умение расслабиться очень пригодится вам и в будущем.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Ведь наше тело всегда очень чутко реагирует на наши душевные состояния. Стресс всегда создает зажимы в определенных группах мышц. И потому, снимая с помощью релаксации наши физические блоки, мы тем самым выравниваем и свое душевное состояние.

(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Перед тем как начать выполнять упражнения, выключите в квартире все шумные приборы, по возможности отключите телефон. Приглушите свет или задерните шторы, если на улице светло. Можно включить спокойную, тихую, мелодичную музыку.

1. Лягте на спину — так, чтобы тело чувствовало себя спокойно, уютно, комфортно. Одежда не должна стеснять наших движений.

2. Закройте глаза. Начните дышать медленно и глубоко, прислушиваясь к своему дыханию. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите воздух в легких. Выдыхайте, не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите это 5—6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Начните сокращать отдельные мышцы и их группы. Удерживайте сокращение до 10 секунд, затем расслабляйтесь. Пройдитесь таким образом по всему телу. Повторите это упражнение трижды, расслабьтесь, отрешитесь от проблем, ни о чем не думайте.

4. Прочувствуйте как можно полнее ощущение расслабленности, охватывающее вас от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Ощутите, как расслабленность заполняет собой все части вашего тела, каждую его клеточку. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь

этим ощущением около 30 секунд.

6. Сосчитайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются. Теперь ваша единственная забота — насладиться состоянием покоя.

Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым(ой). Неприятное напряжение в конечностях исчезнет. На душе будет легко и спокойно».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2—3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им релаксация достигается быстрее.

Основные термины и понятия

Физиологические симптомы стресса

Психологические симптомы стресса

Поведенческие симптомы стресса

Стратегия управления стрессом

Вопросы для самопроверки

1. Что такое стресс? Как стресс может повлиять на деятельность организации?

2. Охарактеризуйте источники стресса. Что может явиться причиной стресса на рабочем месте? Можно ли сказать, что одни профессии являются более стрессовыми, чем другие?

3. Опишите ключевые элементы модели стресса.

4. Как стресс влияет на человека? Может ли стресс иметь позитивный эффект?

5. В чем заключается тактика управления стрессом на уровне организации?

6. Что должен знать работник для предупреждения негативных последствий стресса?

7. Каково влияние стресса на производительность, дисциплину и

[6] В главе использованы следующие источники: [11], [14], [15], [16], [21], [23], [24], [25], [28], [29], [33].

www.aup.ru

20 способов устранения стресса

Дата публикации 07 марта 2011 . Опубликовано в Состояние

При самоанализе своей жизни и изменении определенных привычек можно устранить большинство источников стресса из вашей жизни. Но не все готовы не на словах, а на деле изменять свою жизнь. Если же вы действительно хотите избавиться от стрессов, то ниже представлены 20 способов, которые вы можете уже сейчас начать применять.

Определите источники стресса

Это самый важный шаг, который является первым на пути к устранению стресса. Уделите 10 минут, чтобы подумать о том, что в ближайшее время выводило вас из равновесия. Сделайте список самых основных источников стресса, которые необходимо будет удалить из вашей жизни.

Измените обстоятельства

Часто стресс возникает при одних и тех же обстоятельствах. Например, это может быть каждое утро, когда плохо заводится машина, когда в конце недели начальник не доволен результатами проделанной за неделю работы, или когда в городском транспорте большое скопление людей, которые трутся друг об друга и могут наступать на ноги. Всегда есть возможность обходить различные обстоятельства. Если брать вышеизложенные примеры, то можно попробовать наконец-то починить машину, стать более продуктивным на работе и поменять транспорт или время поездки на работу. Главное, найти эти обстоятельства и начать их изменять, если конечно не получается изменить самого себя и отношение на возникающие ситуации.

Стресс может возникать из-за неорганизованности вашей жизни. Попробуйте навести порядок в квартире, на своем рабочем месте. А также наведите порядок в личной жизни, где также может быть много запутанности.

Еще одной причиной появления стресса может быть постоянное опаздывание. Учитесь быть пунктуальными в ваших встречах и доводить дела до конца в назначенный срок.

Как бы мы не хотели, но мы не имеем власти управлять и контролировать все. Поэтому, если что-либо долго и упорно не получается, то настройте себя на то, что это вам просто не нужно. Мы не всегда желаем того, что действительно нам необходимо. Научитесь отпускать и принимать различные обстоятельства.

Не всем удается легко справляться с различными задачами одновременно. Если у вас не получается качественно выполнять несколько определенных задач одновременно, то постарайтесь их сделать отдельно друг от друга, сосредотачивая все свое внимание на одно выполняемое действие. Кто знает, может, поочередно вы справитесь с поставленными задачами быстрее, чем делая их все одновременно.

Ликвидация источников потери энергии

Вы регулярно можете тратить много своей энергии на определенные действия или предметы. Проанализируйте, что в вашей повседневной жизни забирает много жизненной энергии и не приносит вам пользы, от чего может возникать стресс. Уберите эти источники и направьте освободившуюся энергию в нужное русло.

Избегайте проблемных людей

Вы сами знаете, кто те люди, которые мешают вам жить. Если есть возможность, то постарайтесь меньше контактировать с такими людьми.

Упростите свою жизнь, и жить станет легче. Чем проще вы живете, тем меньше вероятности возникновения стресса. Подумайте, какие привычки, вещи или стремления можно убрать из своей жизни, чтобы они не мешали вам жить.

Научитесь планировать ваши действия, чтобы меньше тратить время понапрасну и при этом успевать делать больше нужных вещей. Не обязательно планировать свой день поминутно. Посмотрите на свои занятия в течение дня, и вы увидите, от чего вам стоит отказаться или, по крайней мере, тратить на то меньше своего времени.

Наслаждайтесь настоящим

Вместо того, чтобы делать все на автомате, научитесь делать различные действия с осознанием. Наслаждайтесь едой, когда едите, наслаждайтесь общением, когда разговариваете, наслаждайтесь тишиной, когда отдыхаете, наслаждайтесь купанием, когда принимаете душ. Больше обращайте внимание на те действия, которые вы делаете в течение дня.

Это может показаться странным советом, но вам стоит попробовать, чтобы понять, насколько это эффективно. Старайтесь помогать не только родным и близким, но и тем, кого мало знаете или совсем не знаете. Осознание, что вы сделали что-то хорошее для других, уберет все намеки на стресс.

Важно делать в течение дня мини отдыхи, во время которых можно сделать себе самомассаж (рук, ног, шеи), попить воду, посидеть или полежать в тишине. Выйдите на улицу, подышите свежим воздухом.

Выполняя физические нагрузки, вы можете легко избавить себя от стресса. Вы можете заняться фитнесом, бегом или просто убрать в квартире. Это не только отвлечет вас, но и принесет бодрость.

Приятное времяпровождение

Если у вас случилась стрессовая ситуация, попробуйте переключить свое внимание на какое-либо приятное занятие, например, просмотр интересного фильма, прослушивание приятной музыки, чтение любимого журнала. Попробуйте отвлечь себя на что-то позитивное.

Когда вы здоровы, легче переносить любые трудности. А вредная еда может ухудшать настроение и способствовать стрессу.

Если посмотреть на окружающий мир, то вы увидите, что вам во многом повезло по сравнению с остальными. Будьте благодарны за то, что имели и имеете сейчас.

Если у вас есть долги перед банком или знакомыми, то постарайтесь их в ближайшее время отдать, освободив себя от различных обязательств. Это прекрасная возможность почувствовать себя более свободным и счастливым.

Все знают, что обманывать плохо, но мало кому это удается. Постарайтесь начать вести более честный образ жизни, чтобы сделать свою жизнь более гармоничной.

Что внутри, то и снаружи

На работе мы одни, дома мы другие, с друзьями мы третьи. Таким образом, мы живем с различными масками, которые в конечном итоге начинают работать против нас, так как приводят к противоречиям в нашей жизни, от чего могут возникать различные конфликтные ситуации, приводящие к стрессу.

www.vitamarg.com

Основные источники стресса на рабочем месте

Одна из важный задач любого человека – это научиться выявлять симптомы дистресса, а затем и источники его возникновения. Применительно к профессиональной деятельности, человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работ. Чтобы понять природу стресса на рабочем месте, следует для начала понять источники и факторы возникшего стрессового состояния.

К основным факторам, вызывающим стресс на рабочем месте в первую очередь относятся: неопределенность, дискомфорт в общении и физическое переутомление.

Рис 3. Основные факторы стресса на рабочем месте.

Рассмотрим более детально взаимодействие этих факторов на сотрудников компании:

v Фактор неопределенности — самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью во время работы, не знает, к чему быть готовым в следующий момент. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении одной задачи, ему дают другую. Как только он перестроится на новую задачу, от него требуют решение старой. В результате сотрудник теряет силы в ожидания информации, которая внесет ясность в сложившуюся ситуацию. Такая ситуация провоцирует повышенную утомляемость, так как большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

v Фактор дискомфорт в общении, связанный с боязнью негативной реакции со стороны руководства, коллег и подчиненных имеет свои негативные последствия. Во-первых, это страх совершить ошибку, который ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Во-вторых, это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений или публичным наказанием. В-третьих, любые требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников. В-четвертых, невыполнение указаний подчиненными создает ощущение беспомощности и одиночества у руководства. При наличии такого фактора сотрудники не могут спокойно общаться — они постоянно ожидают подвоха или интриги и находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

v Фактор физического переутомления – постоянные переработки, решение чужих проблем, работа с большим количеством людей провоцирует состояние хронической усталости и защитной лени. И чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.

Кроме того, источниками напряжения на рабочем месте могут быть: плохие условия работы, посменная работа, командировки, внедрение новых технологий, «текучка» кадров и т.д.

Все вышеуказанные факторы при определенных условиях могут перерасти в дистресс, а результатом такое дистресса будет профессиональное выгорание.

Попробуйте самостоятельно определить свой уровень стресс на рабочем месте, используя ниже приведенную анкету.

Анкета. Определение уровней стресса на рабочем месте[10]

studopedia.org

Факторы возникновения организационного стресса и его основные источники

СТРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

Основные положения теории стресса

Причины возникновения стресса, многообразие форм его проявления и его влияние на здоровье и профессиональную деятельность обуславливается тем, что любой человек в процессе своей жизни неоднократно испытывает это состояние.

Первооткрывателем стресса принято считать Ганса Селье. По его мнению, стресс – это универсальная реакция организма на различные раздражители[1]. Ученый утверждает, что стресс – это не просто нервное напряжение, это состояние может быть связано не только с плохими, но и с приятными переживаниями. Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым люди должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему люди тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.

Г. Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить, и индивид умирает. [2]

В 30-х годах Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. И сейчас этот термин широко используется. Он имеет 2 значения:

· физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;

· физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.

Исследования Селье оказались настолько интересными и важными, что у него появилась масса последователей. Одним из них был А. Симеоне Т.У., который описал эволюцию психосоматических заболеваний в своей классической работе «Самонадеянный мозг человека». Симеоне утверждает, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, когда наша самооценка находится под угрозой, мозг программирует человека на реакцию борьбы или бегства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно наш организм выработал реакцию, которая крайне вредна для него самого. Стрессовый продукт подрывает организм, в результате возникает психосоматическое заболевание.[3]

На сегодняшний день выделяют следующие виды стрессов: информационный, посттравматический, эмоциональный, физиологический.

Остановимся кратко на описании каждого из данных видов.

Информационный стресс — это состояние информационной перегрузки, когда индивид:

· не справляется с поставленной задачей;

· не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.

Информационный стресс проявляется в условиях жесткой нехватки времени на выполнение определенных задач и может усугубляться при возникновении высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

Для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т. д.[4]

Посттравматический стресс представляет собой такое психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками), изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психологическая травма является тяжёлой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

Течение проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый человеком стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события, и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. [5]

При этом человек усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, человек не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно — сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.[6]

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.).

Эмоциональный стресс представляет собой напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях эмоциональный стресс может стать причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно — сосудистой, пищеварительной и других систем.

В основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности человека. Показано, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, изменением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и неиропептидам. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций. [7]

Физиологический стресс связан, прежде всего, с физическими нагрузками. Однако характер стрессовых реакций и динамика их развития практически не зависит от характера стрессора. В этом смысле, стресс – это неспецифическая системная реакция организма, направленная на приспособление к новым резко изменившимся условиям природной или социальной ситуации. «Состояние стресса можно определить, как возникновение необходимости разрешить конфликтную ситуацию и адаптироваться к новым условиям. Следовательно, брак, развод, повторный брак можно квалифицировать как стрессовые ситуации.

В зависимости от продолжительности стрессовых реакций выделяют острый (кратковременный) и хронический стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье.

Долговременный стресс вызывает более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. [8]

Следует отметить, что любой из описанных стрессов развивается по сходному механизму, зная который можно правильно организовать систему мер по диагностике и профилактике стрессовых реакций. И здесь нейробиологические и медицинские исследования показывают, что в разных стрессовых ситуациях организм реагирует стереотипно – набором одинаковых нейрофизиологических и биохимических реакций, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс, стрессоры, различны, но они вызывают одинаковую, по сути, биологическую реакцию стресса. Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Различие между «специфическим стрессором» и «комплексом вызываемых им неспецифических реакций» (стрессом) было первым важным шагом в анализе стресса, который связан с именем Г.Селье. Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. [9]

Стресс всегда развивается по одной и той же выработанной в ходе эволюции схеме. Прежде всего, сигналы от угрожающих раздражителей поступают в мозг. В ответ мозг подает сигнал об опасности, усиливая гормональную активность и активность вегетативной нервной системы. С их помощью перераспределяется энергетический потенциал организма. Смысл этого перераспределения состоит в том, чтобы увеличить приток энергии к мозгу и мышцам, за счет ослабления половой, пищевой и иммунной систем.

В наши дни стресс чаще всего вовсе не требует от человека энергичных физических действий — требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если после каждого стресса — в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий.[10] Таким образом, физическая активность — необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, — это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс — так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д.

Факторы возникновения организационного стресса и его основные источники

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.[11]

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные.[12]

Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются:

· развитие научно-технического прогресса;

· увеличение темпа жизни;

· рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму.

Реструктуризация компаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людей выполняет больший объем работ. Необходимость выдерживать конкуренцию, отвечать предъявляемым требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят к эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятная обстановка в офисе, конфликты в коллективе и нестабильность.[13]

Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:

· высокой степенью ответственности (топ-менеджеры);

· постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);

· проявлением заботы о людях (медицинский персонал);

· монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);

· тяжелыми условиями труда.[14]

Факторы стресса, связанные с организацией

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинный. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.[15]

Например, коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п.

lektsii.org