От заикания лекарство

Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга — страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу.

Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным, и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна, настроения, страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие — нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

Обследование ребенка с заиканием

Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии — боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии — боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

Профилактика заикания

Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

www.medicalj.ru

***Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Часто можно видеть картину – бабушка ведёт по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: «Ах ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём – там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт». Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг – собака громко залаяла, и та же бабушка кричит «Собака моего внучка заикой сделала!».

Итак, к предрасполагающим факторам относятся:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
  • Производящие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными:

    физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

    Психические и социальные причины:

    кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

    острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

    неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

    полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

    подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;

    переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

    неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

    Первые признаки заикания

    — Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

    Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

    — Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

    — Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

    — Вынужденные остановки в середине слова, фразы;

    — Затруднения перед началом речи.

    Как происходит обследование заикающегося ребёнка?

    При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.

    В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

    Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

    Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

    Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

    После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

    Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

    Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

    — место возникновения и форму речевых судорог;

    — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

    — сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

    — отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.

    Самый благоприятный возраст для лечения заикания — 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

    Если ваш ребёнок заикается

    Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

    — Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

    — Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

    — Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

    — Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

    — Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

    — Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

    Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

    — Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

    — Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    m.baby.ru

    Лечение заикания у детей

    Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

    В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

    Какой врач лечит заикание у детей?

    Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

    Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

    Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

    Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

    Может ли остеопат вылечить заикание?

    Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

    Чем может помочь остеопат при заикании?

    Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

    Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

    В каких случаях необходима помощь логопеда?

    Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.
  • Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

    Какие существуют методы лечения заикания у детей?

    Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.
  • Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

    Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

    Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

    Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

    Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

    Лечение гипнозом: за и против

    Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

    Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

    Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.
  • Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

    Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

    Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

    В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.
  • При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

    В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.
  • Электрофорез при заикании у детей

    Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

    Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

    Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

    Упражнения при заикании у детей

    При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

    Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

    Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

    Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

    Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

    Схема занятий такова:

    • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
    • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
    • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
    • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
    • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.
    • Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

      Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

      Упражнения на подвижность губ:

    • растягивание в улыбку;
    • движения кончиком языка кверху и книзу;
    • складывание губ в «трубочку»;
    • касание губ зубами;
    • хлопанье губами («немая рыбка»);
    • имитация лошадиного «фырканья»;
    • втягивание губ внутрь;
    • надувание щек;
    • удерживание при помощи губ мелких предметов.
    • Упражнения на подвижность щек:

    • демонстрирование языка;
    • имитация кашлевых движений;
    • движения языка в одну и другую сторону;
    • облизывание зубов;
    • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
    • сдувание перышка и пр.
    • Упражнения для подвижности глотки:

    • имитация зевания;
    • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
    • имитация полоскания горла, глотания воды;
    • имитация стона, мычания, блеяния.
    • На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

      Дыхание при заикании у детей: особенности

      Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

      Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

      Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

    • Занятие I:
    • ребенок становится прямо;
    • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
    • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
    • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
    • упражнение требует 8 повторов;
    • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
      1. Занятие II:
      2. ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
      3. поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
      4. поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
      5. повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
      6. обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.
      7. При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

        Массаж при заикании у детей

        При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

        Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

        Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

        Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

        Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

        Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

        Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

      8. терпение;
      9. любовь к ребенку и к другим членам семьи;
      10. взаимное уважение;
      11. желание помочь несмотря ни на что.
      12. Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

        Народные средства от заикания у детей

        Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

      13. Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
      14. Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
      15. Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
      16. Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.
      17. Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

        Игры при заикании у детей

        При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

      18. слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
      19. необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
      20. не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
      21. кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.
      22. Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

        Стихи при заикании у детей

        Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

        Как порхает бабочка? – фр-р-р-…

        Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…

        Как ухает сова? – У-уф-ф-…

        Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

        Бабочка на пальчик села.

        Я поймать её хотела.

        Хвать я бабочку рукой –

        А поймала пальчик свой!

        Жили-были два кота –

        Восемь лапок, два хвоста!

        Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

        Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

        Медицинский эксперт-редактор

        Портнов Алексей Александрович

        Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

        m.ilive.com.ua

        Заикание у детей: причины и лечение

        Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

        Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

        Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

        Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

        Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

        У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

        Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

        При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

        Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

        1. Физиологические нарушения:
        • поражение нервной системы после родовой травмы;
        • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
        • наследственная предрасположенность;
        • травма головного мозга;
        • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
        • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
        • переучивание левши на правшу.
        • Психологические причины:
        • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
        • потеря близких;
        • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
        • выраженное чувство обиды, ревности;
        • желание привлечь внимание родителей;
        • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
        • Социальные причины:
        • чрезмерная родительская строгость;
        • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
        • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
        • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
        • перевод малыша в другой детский сад или школу;
        • переезд на другое место жительства.
        • К провоцирующим факторам можно отнести:

        • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
        • семейные неурядицы и скандалы;
        • проблемы в школе;
        • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
        • период прорезывания зубов и переходный возраст;
        • нарушения эндокринной системы;
        • инфекционные заболевания.
        • Тактика поведения родителей

          При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

          Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

          Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

          Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения, облегчить социальную адаптацию.

          Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

        • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
        • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
        • можно разучивать с ребенком песни;
        • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
        • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
        • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
        • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
        • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
        • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
        • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.
        • В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

        • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
        • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
        • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
        • короткие слова и фразы выговариваются легко.
        • Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

          Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

          Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

          Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

          Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

          Существует достаточно много методов лечения заикания :

        • логопедические уроки;
        • дыхательные упражнения;
        • компьютерные программы;
        • точечный массаж;
        • лечение гипнозом;
        • медикаментозное лечение;
        • общеукрепляющее лечение.
        • На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

          Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

          Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

          При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

          Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

          Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

          Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

          Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

          Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи. Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

          Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций. Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку. Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости. Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка). Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

          Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

          Резюме для родителей

          Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным. Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша. Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

          В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

          myfamilydoctor.ru