Отличие дауна от аутизма

Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии
  • Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

    Как аутичный ребенок воспринимает мир?

    Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

    Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.

  • Нарушение социального поведения
  • Нарушение коммуникации
  • Стереотипное поведение
  • Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)
  • Нарушения социального взаимодействия

    Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза

    Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

    Скудная мимика, часто не адекватная ситуации

    Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.

    Жесты используются лишь для обозначения нужд

    Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

    Неспособность понять эмоции окружающих

    Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.

    Отсутствие интереса к ровесникам

    Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

    Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей

    Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

    Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

    Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

    Нарушение коммуникации

    Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)

    При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)

    Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)

    При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.

    Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ?

    Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?

  • Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации
  • Отсутствует реакция на собственное имя
  • Не наступает или задерживается «возраст вопросов»
  • Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.

    Стереотипное поведение

    Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться

    Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.

    Выполнение ежедневных ритуалов

    Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.

    Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки

    Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.

  • хлопанье в ладоши
  • щелканье пальцами
  • покачивание головой
  • другие однообразные движения
  • Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии

    Ранние проявления аутизма у детей

    Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

    Памятка для родителей

    Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.

  • Предложите помощь
  • Постарайтесь подбодрить родителей
  • Уберите все опасные предметы рядом с ребенком
  • Сохраняйте спокойствие
  • Дайте родителям понять, что вы все понимаете
  • Проявите заботу и понимание
  • Не думайте, что ребенок обязательно избалован
  • Не критикуйте ребенка
  • Не критикуйте родителей
  • Не смотрите пристально, это очень грубо
  • Не шумите, не привлекайте внимание к ребенку
  • Не говорите родителям обидные слова
  • Уровень интеллекта при аутизме

    Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

    Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

    Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.

    • синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет
    • уровень интеллекта нормальный или выше среднего
    • речевые навыки в пределах нормы
    • могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи
    • зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию)
    • нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы
    • эгоцентричность, неспособность договариваться и искать компромиссы
    • Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.

      Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек. Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:

    • относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни
    • замедления роста головы после 6-18 месяцев
    • утрата навыков и целенаправленных движений рук
    • стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия
    • плохая координация и низкая двигательная активность
    • исчезновение речевых навыков
    • В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.

      Первые симптомы аутизма , замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

      Тестирование с помощью специальных опросников . При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

    • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
    • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
    • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
    • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
    • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
    • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)
    • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
    • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
    • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости
    • Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

      zdravotvet.ru

      Синдром Аспергера, или Снова об аутизме

      Написать этот текст меня подтолкнул один случай. На днях консультировал семилетнего мальчика, приехавшего с папой из одного областного города в европейской части России. Они уже были у меня года три назад. Мальчик тогда практически не говорил. По совокупности симптомов я предположил расстройство аутистического спектра. И, конечно, надеялся, что с помощью внимательных психиатров и психологов диагностический процесс будет завершен. Затем предложены способы абилитации и образовательный маршрут. Ведь формально это относится к компетенции психиатров. Но вот прошло три года. Мальчику идти в школу. А окончательно определиться с диагнозом так и не получилось. И динамика развития ребёнка потрясающая — говорит без умолку, много рисует, виртуоз в компьютерных играх. И, оказывается, специализированная школа для аутистов в этом городе открылась! Но чтобы попасть туда, нужен диагноз. Вот тут то и загвоздка. Непонятно, что с ребенком! Папа передает мне записку от психиатра с задачей для невролога: подтвердить некое «перинатальное поражение ЦНС». А у мальчика нет ни анамнестических, ни клинических данных за это. Предлагают положить его в стационар для диагностики. Одного! Подавать ему таблеточки и понаблюдать. И срочно сделать МРТ головного мозга (под наркозом, поскольку полежать он спокойно не сможет). Говорят, а вдруг у него шизофрения? Он так необычно разговаривает! А у мальчика идиосинкратическая (идиосинкразическая) речь, он использует преимущественно цитаты из мультфильмов и любимых книжек, речевые устойчивые штампы, есть эхолалии. Когда я прошу его нарисовать человека, он рисует сложную картину-коллаж — здесь и Синяя Борода, и гусеничка, и ежик, и вонючка. Ходил в детский сад, но устойчивые личные отношения с детьми не складываются. Он бы и рад, но постоянно «вываливается» из правил, не умеет интриговать и лукавить — сама простота. Глазной контакт крайне неустойчив. Резонирует, тараторит беспрестанно, пытается забраться мне на колени. Дома выстраивает шеренги из игрушечных зверей. Папа называет это «Ноев ковчег». Недавно научился озвучивать персонажей игр и делает это с упоением.

      Можно потратить и час на диагностику, можно и больше. Можно провести соответствующие тесты и диагностировать синдром Аспергера. Иногда диагностировать аутизм легко! Не удивляйтесь, пожалуйста! В аутизме нет никакой загадочности! По иронии судьбы, основной помехой при диагностике аутизма выступает одно из явлений, которое само является атрибутом аутизма, — неумение отличать главное от второстепенного, неумение увидеть лес за деревьями. То есть мешает «аутизм» диагноста.

      Многие люди, даже специалисты, имеют неправильное представление о том, что же такое аутизм. Они считают, что это замкнутость, погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира, нелюдимость. Это ошибка! Аутисты иногда бывают говорунами — и не переслушаешь их. Иногда могут обниматься с совершенно незнакомым человеком. Почувствовать себя в шкуре аутиста легче всего, представив некую фантастическую ситуацию. Например, вы находитесь на чрезвычайно регламентированном приеме при дворе Марсианского короля. А они мало того, что в полосатых пижамах во время бала пОпами толкаются, так ещё и плюют в лицо собеседнику в знак особого уважения. Но в том и отличие человека без аутизма, что раз на третий вы и пижаму напялите, да и метко плевать в левый глаз придворным дамам научитесь. Приспособитесь, короче! В этом-то и заключается одна из функций системы распознавания намерений.

      Мы четко должны понимать, что «аутизм» — это ненастоящий диагноз. Это слово ничего не говорит о причине нарушения. Это фенотип, механизм. Нет никакого железобетонного диагноза «аутизм» подобно «проказе» или «синдрому Дауна». Мне иногда приходит мысль (конечно, спорная), а не прекратить ли на несколько лет использование слова аутизм? Часто вижу, что воспринимается оно родителями как ярлык, приговор — пугает и парализует. Может, говорить как-то так, к примеру: «нарушение вербальной и невербальной коммуникации» или «нарушение распознавания контекстов и намерений». А что касается МРТ, то, конечно, она в планах, но когда мальчик сможет полежать без наркоза. У него две макушки, леворукость, зеркальное письмо. А они являются косвенными признаками аномалии мозолистого тела. А аномалии мозолистого тела иногда встречаются при синдроме Аспергера. «Позырить» мы всегда успеем, а на терапевтические действия эта находка не влияет. (Родителям сказали: «А вдруг там киста! Ее же рассасывать нужно!» Рассасывать церебральную кисту. )

      Одна из «умудренных опытом» психиатров говорила мне: «Вот напридумывали всяких аутизмов! Я считаю так: если ребенок тупой, то это умственная отсталость, если нелепо себя ведет, то шизофрения. Вот и вся диагностика!»

      Естественно, данный текст не носит методического характера. Возможно, некоторые мысли, которыми я делюсь, окажутся кому-то полезными.

      lib.komarovskiy.net

      Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

      Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

      Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

      В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

      С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

      Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

      Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

      Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

      Так что же такое аутизм?

      Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

      • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
      • стереотипность в поведении и интересах.
      • Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

        Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

        Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

      • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
      • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
      • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.
      • Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

        Что может вызвать заболевание?

        Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

      • психодинамические факторы;
      • влияние окружающей среды;
      • органические невролого-биологические нарушения;
      • биохимические патологии;
      • генетический фактор.
      • Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

        Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

      • вирусными инфекциями;
      • радиацией;
      • хронической внутриутробной гипоксией;
      • острой асфиксией;
      • интоксикацией.
      • К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

        Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

      • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
      • синдром Дауна (5-10%);
      • туберозный склероз (16-48%);
      • синдром Ангельмана;
      • синдром Жубера;
      • синдром Коэна;
      • эпилептическая энцефалопатия.

      Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

      Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

      Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

    • психогенные у 5% пациентов;
    • соматические у 8 %;
    • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.
    • К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

      К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

      При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

      · напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

      К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

    • гиперактивность;
    • импульсивность;
    • психопатоподобные расстройства;
    • неврозоподобные расстройства.
    • Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

    • реакции на окружающих и их речь;
    • навыков самообслуживания;
    • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.
    • Как распознать аутизм у ребенка?

      Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

      Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

      Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

      В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

    • Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
    • Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
    • Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?
    • Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

      Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А), где будут находиться вопросы следующего образца:

      1. Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
      2. Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
      3. Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
      4. Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
      5. Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
      6. Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
      7. Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
      8. Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?
      9. Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

      10. За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
      11. Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
      12. Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
      13. Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
      14. Получается ли у малыша построить из кубиков башню?
      15. Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

      16. во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
      17. в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
      18. в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.
      19. Теперь можно подытожить результат

        вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

        вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2);

        вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3);

        вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

        вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1);

        вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

        вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3);

        вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5);

        вопрос 7 – функциональные игры (А7);

        вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8);

        вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1);

        вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5).

        Оценка риска наличия синдрома аутизма

        К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4.

        Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

        Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

        Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

        Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

        Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

        Признаки аутизма у ребенка до 2-3 лет

      20. Не устанавливает визуальный контакт.
      21. При сохранном слухе не откликается на свое имя.
      22. Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
      23. Не просит о помощи, не зовет маму.
      24. Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
      25. Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
      26. Не допускает к своим занятиям других людей.
      27. Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
      28. Неадекватно реагирует на свет, звук.
      29. Признаки аутизма у ребенка 2 (3)- 11 лет

        1. В своей речи использует всего лишь несколько слов.
        2. Наличие стереотипных движений.
        3. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
        4. Большие трудности в овладении письмом и чтением.
        5. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)
        6. Признаки аутизма у детей после 11 лет

        7. Элементарные навыки сформированы.
        8. Желание общаться отсутствует.
        9. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
        10. Возможны частые депрессии у детей, эпилептические приступы.
        11. Одиночество — преобладающее состояние.

        Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

      30. для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
      31. некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
      32. но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.
      33. Признаки аутизма у взрослых

        Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались. Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

      34. Довольно скудные мимика и жесты.
      35. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
      36. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
      37. Не понимает эмоций и чувств других людей.
      38. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
      39. Не обращается первым к кому-то.
      40. Словарный запас, которым пользуется, беден.
      41. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
      42. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.
      43. Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

        Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

      44. детский аутизм;
      45. атипичный аутизм;
      46. дезинтегративные расстройства раннего возраста;
      47. гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
      48. синдром Аспергера;
      49. общее отклонение в развитии.
      50. Детский аутизм (синдром Каннера)

        Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

        Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается. Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

        Дезинтегративные расстройства раннего возраста

        Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

        Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

        Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

        При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

        Общие отклонения в развитии

        Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

        Стереотипия при аутизме

        Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

        Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

        Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

        Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

        Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

        Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию. Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

        Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

        Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

        Лечение детей с аутизмом

        Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

        Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

        У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

        Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

        Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

        Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

        Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

        Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

        Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

        Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

        psyh.info

        Дети знаменитостей с врожденными заболеваниями (14 фото)

        Не все улыбки звезд — это улыбки счастья, это может быть всего лишь улыбка для камер. Порой мы забываем, что богатые и знаменитые тоже плачут. И самое болезненное в жизни человека — это беды, коснувшиеся его ребенка. В мире каждый 88-ой ребенок рождается с аутизмом, а 1 из 700 — с синдромом Дауна. Страшная статистика, в которую попадают и звездные дети.

        Поначалу казалось, что сын Колина весом 3,43 килограмма родился абсолютно здоровым малышом, позже выяснилось, что Джеймс страдает синдромом Ангельмана. Он отстаёт в развитии, слишком часто смеется и у него нарушен сон. К тому же иногда у Джеймса случаются припадки. К сожалению, болезнь крайне редкая, ввиду чего недостаточно изучена и не поддается лечению. Впрочем, Колин не считает своего сына инвалидом.

        «Только однажды я вспомнил о том, что мой сын немного отличается от всех остальных, что у него есть некоторые отклонения в развитии, то, что мешает называть его нормальным — это было тогда, когда я увидел его рядом с его сверстниками. Но долго об этом я не размышляю», — говорит Колин.

        В возрасте 3-х лет младшему сыну Сталлоне, Серджио, был поставлен диагноз «аутизм». Для актера это стало настоящим ударом, но он делал все возможное, чтобы сблизиться с сыном. В одном из интервью Сталлоне сказал:

        «Вы не можете заставить ребенка вернуться в вашу реальность, но вы можете последовать за ним в его мир… После того, как малыш научится вам доверять, он становится более открытым и общительным».

        Сейчас Серджио 35 лет, он абсолютно непубличный человек, ведет тихую и спокойную жизнь и не посещает светские мероприятия. Сталлоне ему во всем помогает, а после смерти старшего сына актер начал еще более трепетно относиться к сыну.

        Сыну Тони тоже был поставлен неутешительный диагноз «аутизм», правда, для этого пришлось сменить много врачей, прежде чем ребенку было назначено правильное лечение. К сожалению, на это певица потратила слишком много ценного времени.

        «Ранняя диагностика имеет значение величиною в жизнь… Как мама, я знала, что с моим малышом что-то не так, еще когда ему было примерно 9 месяцев. К тому времени, как ему исполнилось полтора года, я сказала: «Он развивается не так, как его старший брат», — вспоминает Тони.

        Усилиями и поддержкой семьи мальчик ходит в обычную школу.

        Сыну Анны был поставлен диагноз «Аутизм» в три года. Поначалу звездной маме казалось, что сыну просто сложно из-за того, что дома разговаривают на 4 языках, но когда он перестал реагировать, когда к нему обращались, Анна забила тревогу. Для более квалифицированной помощи ребенку Анна переехала в США, где активно занимается здоровьем и развитием малыша.

        «Я не боюсь говорить, что мой сын — аутист. Увы, с такой проблемой сталкиваются многие мамы, и я хочу, чтобы на примере Тьяго они убедились, что эта болезнь — не приговор», — говорит Анна.

        Сын Эвелины, Сема, родился с синдромом Дауна. Но для актрисы, как и для ее мужа ребенок был долгожданным и любимым. Эвелина не впала в отчаяние, а всеми силами пытается помочь развитию своего малыша. Сема уже в возрасте 3,5 лет умел читать, что является впечатляющим результатом даже для абсолютно здоровых детей. Также Эвелина стала послом фонда «Даунсайд Ап» и всячески помогает другим семьям, оказавшимся в подобной ситуации.

        У талантливого бизнес-тренера, дизайнера и бывшего политика, Ирины Хокомады, дочь также родилась с синдромом Дауна. Кроме того, девочку настигла еще одна страшная болезнь — лейкоз крови, с которым она справилась благодаря курсу химиотерапии. Ирина много времени уделяет дочке и считает, что они — лучшие подруги. Также, в 2006 году она основала межрегиональный фонд социальной солидарности «Наш выбор» для помощи инвалидам всех возрастов.

        Федор и Светлана Бондарчук

        Из-за преждевременных родов дочь Федора и Светланы Бондарчук родилась с синдромом Дауна. В основном Варя живет за границей, где получает необходимое лечение и образование. Светлана не падает духом, и в одном из интервью она сказала: «Да, у нас есть ребенок с определенными проблемами, но с любым человеком в любой момент может случиться что-то страшное. Никто не застрахован. Жить в страдании и унынии — это неправильно».

        Первоначально дочке Лолиты врачи поставили диагноз «синдром Дауна», потом его сменили на более утешительный «аутизм». Сегодня девушке 16 лет, она, несмотря на определенные проблемы со здоровьем ходит в обычную школу и не отстает от своих сверстников.

        «Она постоянно занимается с психологом, рисует, занимается музыкой, у нее начала расти грудь, появились прыщики на лбу. К счастью, Ева пока не интересуется мальчиками, но ребята очень интересуются ею … Есть у моей дочери и подружки», — рассказала в одном из интервью Лолита.

        Сыну Константина Меладзе, Валерию, был поставлен диагноз «аутизм», когда ему было три года.

        «Это не приговор, это — расстрел, после которого тебя оставили жить. Это тяжелейшее заболевание, которое пока никак не лечится. Оно корректируется. Я говорю о тяжелой форме аутизма. Таких деток можно обучать. Думаю, родителям, которые столкнулись с подобной проблемой, знакомо чувство страха, беспомощности перед горем, стыда. Наше общество «инаковых» не принимает, не признает. Но когда у ребенка появляются первые успехи, просыпается надежда, вера — и вот тогда начинается новая точка отсчета подлинных побед и светлой гордости за своего ребенка», — говорит Яна, бывшая жена Константина Меладзе.

        pressa.tv

        Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

        Иногда родители замечают, что их ребенок с синдромом Дауна изменился.

        Он перестал использовать знаки или слова для того, чтобы объяснить, чего он хочет. Он вполне счастлив, когда один играет в странные игры (выстраивает игрушки в ряд или подолгу трясет игрушкой), и ему никого больше не надо. Он ест только 3-4 продукта, а предложение попробовать что-то новое — или даже то, что нравилось ему раньше, — вызывает у него истерику. Он не отзывается, когда его зовут: слышит ли он вообще? Он, не мигая, смотрит на лампочку, а если ты выключишь свет — у него снова истерика. Все вещи должны подчиняться определенному распорядку. Если ты передвинешь стул, он будет расстраиваться, пока стул не вернется на место.

        Некоторые родители теряются в догадках, что же произошло. Другие списывают особенности поведения на синдром Дауна — до недавнего времени так делали даже врачи. В результате родители смотрят на своих детей с СД, сравнивают их с другими детьми с таким же диагнозом, и думают: "У моего это поведение пройдет" или "Наверное, я плохо его воспитываю". Это неправильно, ваш ребенок нуждается в помощи!

        На самом деле описанные симптомы означают, что, в придачу к синдрому Дауна, у вашего ребенка расстройство аутистического спектра.

        Если вы заподозрили, что у вашего ребенка с СД также аутизм, необходимо показать ребенка специалисту, желательно, имевшему дело с детьми с синдромом Дауна. Дело в том, что некоторые симптомы, которые характерны для диагноза синдром Дауна+аутизм, также могут наблюдаться при стереотипическом двигательном расстройстве, глубокой депрессии, посттравматическом стрессовом расстройстве, обостренных реакциях приспособления или при чрезмерно высоком уровне стресса или неупорядоченности жизни.

        Иногда дети с СД страдают от скрытых проблем со здоровьем (боль в ухе, отит, головная боль, зубная боль, синусит, гастрит, язва, боли в области таза, глаукома и так далее), некоторые особенности из поведения могут напоминать черты аутизма, например, стремление поранить себя, раздражительность, агрессивность. Необходимо всесторонне обследовать ребенка.

        Кроме того, ответьте на вопросы специального опросника (ссылки в конце страницы), по которому можно оценить уровень аутистических проявлений у вашего ребенка.

        Мне рассказывали о случае, когда ребенка с аутизмом и синдромом Дауна пришлось по медицинским показаниям поместить под капельницу — так осуществлялось питание организма, — и все проявления аутизма исчезли.

        Это показывает, что проявления аутизма были связаны с пищей.

        Именно поэтому родители используют безглютеновую, безбелковую диету как способ регуляции поведения своих детей, а также пищевые добавки. Подробнее о диете см. ссылки внизу страницы.

        У некоторых детей с аутизмом очень много грибков молочницы (кандиды), также у некоторых находят живые вирусы кори.

        У некоторых детей происходит отравление тяжелыми металлами, но перегрузка идет не только по этому каналу, не только солями металлов.

        Есть дети, у которых нарушена кислотность желудка и кишечника (уровень pH), соотношение аниона-катиона. В кишечнике слишком щелочная среда. Это негативно влияет на усвоение металлов, проходимость кишечника и микрофлору.

        Проблема с заражением организма дрожжевыми грибками налаживается довольно просто — путем налаживания уровня кислотности, и это после долгих лет диеты, лечения противогрибковыми препаратами и приема веществ, которые обычно показаны аутистам: supernutherа (?), витамина В6, магния и так далее.

        Мы рекомендуем анализ крови на уровень металлов ДО и ПОСЛЕ проведения программы Chembalance.

        Какие можно сдать анализы

        — на уровень металла (особенно свинца) — анализ крови, волосы;

        — анализ метаболизма — анализ мочи;

        — МРТ головного мозга;

        — электроэнцефалограмма (в течение 23 часов);

        — анализ крови на аминокислоты, на пищевую непереносимость, линейка аллергенов.

        Аутизм — это на всю жизнь (хотя его проявления могут быть сглажены).

        Как часто у людей с СД наблюдается аутизм?

        На этот счет существуют различные мнения.

        По данным Disability Solutions, примерно у 1-10% людей с СД наблюдаются черты аутизма. В среднем это 5-7%. Это значительно больше, нежели число аутистов среди обычных людей (= 0,04%), но меньше, нежели число аутистов среди людей с другими источниками умственной отсталости (20%).

        Подавляющее большинство таких людей — мужского пола (28 из 31 описанных случаев — соотношение гораздо выше, нежели просто для аутизма).

        Среди детей с аутизмом выделяются две группы.

        (1) Рано проявившиеся черты аутизма. Уже в младенчестве или на втором году жизни дети демонстрируют следующие особенности:

        — подолгу не мигая готовы смотреть на огни (горящие лампочки), вентиляторы, свои пальцы;

        — подолгу, навязчиво повторяют некоторые движения (сосут пальцы, бессмысленно машут руками);

        — отказываются от некоторых видов еды;

        — имеют трудности с пониманием речи (производят впечатление слабослышащих или глухих);

        — имеют трудности с говорением (использованием знаков), бездумно повторяют за взрослым или за телевизором отдельные слова, но не общаются.

        У таких детей бывают и другие неврологические проявления — нистагм (постоянные движения глаз), припадки, трудности с глотанием, гипотония, отставание в общей и мелкой моторике.

        Если вы заметили некоторые проявления в поведении своего ребенка с СД, это не значит, что у него наверняка разовьется аутизм. Но это значит, что ребенку нужно пристальное внимание, особый подход в плане сенсорной стимуляции и обучения.

        Что должно насторожить родителей

        — Ребенок избегает контакта глаза в глаза

        — Ребенок слишком часто берет предметы в рот и облизывает все подряд, жует одежду

        — Ребенок не умеет играть с игрушками

        — Ему нравится смотреть прямо на горящую лампочку

        — Он машет руками перед глазами

        — Он отказывается держать предметы (одежду, ложку)

        — Он отказывается от многих видов пищи

        — Ребенок любит раскачиваться, биться головой о стенку или бортик кровати, мычать, кричать

        — Ребенок не любит общаться с людьми.

        Такая стимуляция не только тормозит нормальное развитие. Она также посылает в мозг эндорфины ("гормоны удовольствия"). Когда ребенок занят сенсорной стимуляцией, ему хочется делать это снова и снова. у него развивается зависимость.

        Обычно "сенсорная игра" стимулирует периферическое зрение (ребенок бессмысленно размахивает руками). Но она может также стимулировать слух или осязание. Вот примеры.

        Я наблюдала такой случай. Одна семья стала больше времени проводить с ребенком и совсем не оставляла его одного, не давала ему возможности заниматься "сенсорной игрой". Его кратковременная память улучшилась, он стал говорить короткими предложениями, читать отдельные слова, хорошо стал выполнять инструкции.

        В следующий раз я увидела его через 4 месяца. Он не выполнял никаких инструкций, не реагировал на стимулы, не общался, постоянно занимался сенсорной игрой. Его память ухудшилась.

        Что же случилось за эти 4 месяца? В семье родился второй ребенок, и ему не могли уже уделять столько внимания.

        Нельзя винить семью, так сложилась ситуация. Однако эта история иллюстрирует, как важно останавливать "сенсорную игру". О способах – как это сделать – см. ниже.

        Аутизм, прежде всего, это дисфункция сенсорных каналов. Значит, некоторые каналы восприятия чрезмерно активны, а некоторые — неактивны. На стимулы идет нетипичная реакция. У нас 5 сенсорных каналов, каждый из них может быть гиперактивизирован или мало активизирован.

        Насторожить также должна ответная реакция на звук, который другие даже не успели услышать.

        Если звук доставляет ребенку боль, мозг может полностью отключить слух, тогда ребенок не будет понимать речь и разговаривать, иногда он может оглохнуть.

        Часто, когда человек сверхчувствителен к какому-то виду звуков, есть звуки, к которым он малочувствителен или которые он не вопринимает. Разумеется, это негативно сказывается на восприятии речи и на умении говорить.

        Сторонним наблюдателям такое поведение кажется странным, но любой человек со слуховой сверхчувствительностью реагировал бы так же.

        Такой дискомфорт может быть характерен не только для кожи, но и для слизистой (рта), и вызывать повышенный рвотный рефлекс.

        Осязание также может быть гипосензитивным, недостаточно развито, это значит, что в мозг не поступают сигналы о том, что что-то прикоснулось к телу. Вместо гиперреакции налицо отсутствие реакции. Родители могут заметить, что ребенок упал, ударился, но не прореагировал на это, не реагирует на разницу в холоде и тепле, на разницу между теплой и холодной пищей, на щекотку.

        Недостаточная чувствительность приводит к отсутствию аппетита, невозможностью разграничения съедобных и несъедобных объектов.

        Когда у человека проблемы с периферическим зрением, им нравятся висящие веревочки, веера, собственные руки и пальцы, они открывают и закрывают ящики, дверки.

        Недостаточное или сверхразвитое центральное зрение приводит к отсутствию контакта взглядами, отсутствию интереса к книгам, картинкам, телевидению.

        слишком чувствителен к легким прикосновениям;

        недостаточно чувствителен к крепким объятиям, сильным прикосновениям;

        слишком сильно реагирует на звуковые стимулы,

        слишком развито периферическое зрение и слабо развито центральное зрение.

        СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (как бороться с «сенсорной игрой»)

        Ребенок слишком часто берет предметы в рот и облизывает все подряд, жует одежду

        Давайте ребенку трогать и облизывать разные виды поверхностей, разные материалы, развивающие игрушки с различной структурой. Это поможет ребенку получить недостающую информацию через этот канал.

        Осторожно, но сильно своими руками, его руками, маховым полотенцем растирайте лицо ребенка медленными движениями по направлению вниз.

        В таких случаях также помогает (в ограниченных количествах) медленный вибрационный массаж. Пусть сам ребенок определит, какая вибрация ему приятна.

        Иногда полезно жевать резиновую трубку-зонд и пить коктейли через соломинку, а также жевать продукты типа ириссок или жевательных резинок и ломких крекеров.

        Если у ребенка чрезмерно развита чувствительность рук, он может отказываться держать что-либо в руках. Он может очень расстраиваться, если руки испачкались, а может не переносить мытья рук. Он держит предмет очень вяло, скорее пальцами, чем ладонью. Вместе с тем, некоторые предметы ему нравится держать. Например, ему может нравиться стучать 2 кубиками друг о друга. Но он получает крайне мало информации через этот сенсорный канал!

        Сдавливайте руки ребенка, кладите свои руки на руки ребенка, когда что-то делаете с ним.

        Иногда помогает вибрация, например, жужжащие мячики.

        Давайте ему трогать различные фактуры, материалы, — мягкие, твердые, царапающие. Будьте внимательны к реакции ребенка.

        Поставьте в зоне досягаемости ребенка корзину или коробку с разными предметами, пусть сам их исследует.

        Если вашему ребенку нравится натыкаться на стены, наверное, он не очень воспринимает движения. Он ощущает движение только путем контакта с чем-либо, а не само движение как таковое.

        Заполните большую коробку чем-нибудь тяжелым, пусть ребенок толкает ее по комнате.

        Заполните рюкзак тяжелыми книгами (в меру) и наденьте на спину ребенку. Может быть, это поможет ребенку лучше осознавать, где его тело расположено в пространстве по отношению к другим предметам.

        Крепко обнимайте ребенка. Играйте с ним в «свалку, позволяйте ему под вашим присмотром прыгать на батуте, заворачивайте его в одеяло. Играйте в перетягивание каната. Эти игры помогут ему лучше усваивать информацию о положении его тела в пространстве и помогут успокоиться.

        Купите ему качели, детскую лошадку-качалку, кресло-качалку. Иногда качайте его на коленях, крепко его обнимая при этом. Наблюдайте за ребенком во время этих действий. Если ребенок успокаивается при качании, ему также могут понравиться ритмичные песни в вашем исполнении или тихая ритмичная музыка.

        Он пытается увеличить зрительную стимуляцию.

        Купите ему игрушку с огоньками, которые можно включить и выключить. Положите свои руки на руки ребенка и покажите ему, как включать и выключать эту игрушку.

        Когда ребенок размахивает пальцами или предметами перед глазами, крепко сожмите его руки. Займитесь, держа его руки в своих, сортировкой мелких предметов по контейнерам, открыванием и закрыванием разных контейнеров.

        Таким образом вы превращаете бессмысленное, навязчивое поведение в осмысленное решение какой-то задачи.

        Ребенка легко отвлечь, пока у него не сформировалась зависимость.

        Также необходимо пройти неврологическое обследование и анализы, чтобы определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка, получить конкретные рекомендации.

        Крепко обнимайте ребенка много раз в день. Щекочите его руки и ноги перышком или пальцами.

        Медленно водите игрушкой вверх-вниз и вправо-влево перед лицом ребенка, чтобы он следил за ней взглядом.

        Не давайте ребенку заниматься «сенсорной игрой».

        Можно показывать интересные мультфильмы, видео — под контролем родителей. Ребенок должен сидеть на расстоянии от телевизора и смотреть прямо на экран.

        Разглядывайте с ним картинки, книги.

        Иногда приходится убирать некоторые игрушки, которые стимулируют такую игру.

        Существуют разные подходы, как можно учить ребенка с СД+аутизм, общаться. В частности, это те же подходы по развитию речи: «тотальная коммуникация» (одновременное использование слов и знаков), использование рисунков-символов, технических средств для общения. Помните, что не только речь, но общение в любой форме, в т.ч. в форме знаков, помогает умственному развитию ребенка. Ребенок может начать общаться при помощи знаков или рисунков и постепенно перейти к использованию звуков, а затем и слов.

        Не забывайте, что все члены семьи и педагоги должны требовать от ребенка одного и того же, быть последовательными!

        Учите ребенка использовать знаки (о знаках советуем прочесть вот этот материал). Прикрепите к холодильнику фотографии продуктов, которые любит ваш ребенок, пусть он сам выбирает то, что хочет есть, и указывает вам на эту фотографию — это тоже общение!

        Подходите к делу творчески и будьте внимательны к ребенку.

        Дети с двойным диагнозом обычно не очень отличаются в плане развития общей моторики от детей с СД. Специалисты отмечают, что такие дети медленнее учатся более продвинутым навыкам, например, прыгать и ходить по лестнице с чередованием ног.

        Что нужно помнить родителям детей с СД+аутизм

        1. Ваш ребенок не капризничает, он не хочет вас довести до нервного срыва! Все особенности его поведения объясняются особенностями его обмена веществ и функционирования его сенсорных каналов. Все, что он делает, служит какой-то цели. Если ребенок капризничает, подумайте, чего он хочет этим добиться.

        2. Дети с СД+аутизм ОБУЧАЕМЫ. Им потребуется больше времени, может быть, другие стратегии обучения, но они вполне обучаемы.

        Не подводите своего ребенка слишком низкими ожиданиями! Но и не создавайте дополнительных факторов стресса завышенными ожиданиями. Ставьте реальные цели, будьте реалистами.

        3. Основные проблемы аутизма сводятся к трем группам: проблема с общением (контактами с людьми), проблема с речью (понимание речи и говорение, общение) и проблемы с поведением (навязчивые повторяемые движения и так далее).

        4. Агрессивность, истерики, неподчинение — не симптомы СД+аутизм. Обычно это всего лишь сигналы, которыми ваш ребенок пытается передать информацию о своем самочувствии, своих потребностях.

        5. Вам нужна индивидуальная программа, чтобы скорректировать особенности поведения вашего ребенка.

        — Часто меняйте род деятельности и старайтесь закончить очередную игру на том, что у ребенка получается, хвалите его, создавайте «ситуацию успеха».

        — Используйте то, что ребенку нравится, как стимулы и как награды.

        — Когда это возможно, предоставляйте ребенку возможность выбора. Дети с двойным диагнозом очень расстраиваются, когда понимают, что ничего не решают и ничего не могут изменить в своей жизни (а вы бы не расстроились?), что может привести к агрессии.

        — Структурируйте занятия, придерживайтесь режима дня. Чем более предсказуем ваш день, тем легче вашему ребенку с двойным диагнозом.

        Детям с двойным диагнозом трудно приспособиться к переменам, поэтому начинайте готовить их заранее. Например, вы можете обсудить (рассказать) и нарисовать, куда вы пойдете (супермаркет, кафе), начинайте собираться заранее, чтобы для ребенка не было неприятных неожиданностей и он успевал морально подготовиться к перемене.

        — Смотрите ребенку в глаза. Иногда такие дети этого избегают, но старайтесь добиваться взгляда глаза в глаза.

        — Старайтесь давать четкие инструкции, использовать слова, обозначающие конкретные вещи. Например, не спрашивайте у ребенка: «Почему ты смотришь телевизор, когда тебе уже пора в школу?», просто скажите: «Выключай телевизор».

        Не всегда понятно, слышит ли вас ребенок, слушает ли он вас или отвлекся — или он просто не понимает, чего вы от него хотите. Поэтому необходимо применять такую технику. Обучая ребенка новым навыкам, сначала дайте словесную инструкцию и подождите примерно 5 секунд. Если ребенок начинает выполнять задание, похвалите его. Если нет никакой реакции, покажите, чего вы хотите, жестом, а затем личным примером.

        Всегда давайте ребенку время, чтобы осмыслить, чего от него хотят. Если ребенок и теперь не реагирует, помогите ему чисто физически — возьмите его руки в свои и выполните задание вместе с ним. При этом повторяйте инструкцию: «Делаем так». Не делайте все ЗА ребенка, пассивно позволяющего вам держать его руку в своей, добивайтесь участия ребенка в процессе.

        Не давайте ребенку неясных инструкций («Будь умницей», «Веди себя хорошо»), четко говорите, чего вы от него хотите. Не задавайте ему риторических вопросов, если хотите о чем-то его попросить. Старайтесь при этом смотреть ему в глаза. Не давайте несколько команд за один раз. Не давайте ребенку команду, если нет времени сделать что-то не торопясь.

        Не давайте ребенку сложных многоплановых заданий («Приберись у себя в комнате»), разбивайте такое задание на несколько мелких. Хвалите ребенка за каждое выполненное мелкое задание.

        — Будьте последовательны. Не давайте ребенку инструкцию, если у вас нет времени на то, чтобы полностью пройти описанную выше технику (от словесной инструкции до физической помощи).

        — Используйте сочетание вербальной (словесной), визуальной (зрительной) информации, прикосновения и личный пример.

        sunchildren.narod.ru