Память при имбецильности

В противопоставление деменции, суть которой в приобретенном дефекте интеллекта, при олигофрении умственные нарушения присутствуют с рождения или с ранних лет жизни, являясь следствием нарушения функции нервной системы во внутриутробном или раннем детском периодах развития (черепно-мозговая травма при прохождении родовых путей, недостаток йода в раннем возрасте, пороки развития нервной системы).

  • Отставание в умственном развитии: человек в детстве позже начинает говорить, может совсем не научиться читать, с трудом учится считать (нередко способность к счету ограничена пальцами одной ладони).
  • Отставание в физическом развитии: человек в детстве поздно начинает ходить, присаживаться. Движения больного плохо координированы, размашисты, неуклюжи.
  • Трудности при самообслуживании: больные способны выполнять только простейшие действия (держать ложку, пить из кружки, иногда завязывать шнурки, мыть посуду и др.). В связи с этим больные не способны к самостоятельной жизни. Более сложные виды работ (управление автомобилем, работа на компьютере и др.) невозможны.
  • Недоразвитие речи: больные могут произносить только короткие, простые фразы, понимают не сложную по смыслу речь, полноценная, развернутая речь невозможна.
  • При попытке выражения мысли больной помогает себе мимикой, вычурными жестами (широко открывает рот, глаза, делает неестественные движения головой, руками и т.п.).
  • Недоразвитие памяти: больные с трудом могут запомнить короткий отрывок из стихотворения, пересказать только что прочитанный рассказ.
  • Нарушение абстрактного мышления: при обучении больные могут научиться считать (примитивный счет), различать предметы, картинки, но не способны к абстрактному мышлению и связыванию нескольких явлений или предметов в одну смысловую группу (например, не могут ответить на вопрос, есть ли что-то общее между грушей, яблоком и апельсином).
  • Подчиняемость, внушаемость: люди с олигофренией часто ввязываются в компании наркоманов, правонарушителей, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
  • Отсутствие/недоразвитие воли: выполнение какого-либо задания возможно только при постоянном контроле больного, так как без должного напора он быстро отвлечется и прервет выполнение работы.
  • Эмоциональные нарушения: вспышки агрессивности, злости, раздражительности. Больные бывают чрезвычайно привязаны к родственникам.
  • Выраженность указанных симптомов индивидуальна для каждого больного.

  • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, Прадера-Вилли, связанные с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются также признаками физического недоразвития).
  • Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины.
    • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
    • Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики, попадающие в организм беременной).
    • Инфекционные заболевания у беременной:
      • цитомегаловирусная инфекция;
      • сифилис;
      • краснуха;
      • токсоплазмоз и др.
      • Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия диеты).
      • Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы).
      • Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия, родовая травма.
      • Недостаточное общение и педагогическая работа с ребенком в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными, поэтому в этих случаях чаще отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
      • Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).
      • Врач психиатр поможет при лечении заболевания

        lookmedbook.ru

        Имбецильность — развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ — 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.

        Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.

        Причины имбецильности

        Зачастую заболевание формируется во внутриутробном периоде. Этому способствует наследственная предрасположенность, генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ангельмана и пр.). Имбецильность может развиться после перенесенного будущей матерью инфекционного заболевания (сифилис, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.) или же при резус-конфликте матери и ребенка (иммунологической несовместимости крови).

        В качестве повреждающего фактора, приводящего к развитию патологического процесса, выступают химические вещества (в первую очередь наркотические средства и алкоголь), а также повышенные дозы различного рода излучений (частые рентген-исследования беременной). Имбецильность малыша может быть следствием недостатка йода в организме беременной. Именно этот микроэлемент играет важную роль в формировании нервной системы плода. Недостаточное, бедное витаминами, макро- и микроэлементами питание, также увеличивает риск развития заболевания.

        В раннем возрасте имбецильность могут спровоцировать тяжелые роды с асфиксией и травмированием плода, полученные черепно-мозговые травмы, детские инфекции. Имбецильность развивается и при недостатке общения со взрослыми. Обычно этот фактор в совокупности с недостаточным питанием (недостатком того же йода) наблюдается в неблагополучных семьях. В развитии имбецильности играют роль не только физические отклонения в нервной системе, но и отсутствие интеллектуального развития после рождения (социальный фактор).

        Симптомы имбецильности

        В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).

        В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).

        Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.

        Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.

        По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения и т. д.), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.

        Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.

        Имбецильность вызывает проблемы с адаптацией в социуме. Некоторые пациенты чувствуют угнетающую их ущербность по сравнению с другими людьми. Привлечение к труду также проблематично, имбецилы трудятся лишь по выученным шаблонам, изменение которых вызывает у них растерянность. Активные пациенты с агрессивным характером зачастую совершают опасные для себя и общества поступки. Наблюдается склонность к побегам.

        Диагностика имбецильности

        Имбецильность может быть установлена на основании уровня IQ. Подтвердить диагноз помогает подробный анамнез (течение беременности, перенесенные заболевания, условия жизни, уточненные сроки первых проявлений патологии). С помощью тестов и специальных шкал (шкала Векслера — менее 55 баллов) психоневролог оценивает уровень умственных способностей. При беседе выясняются привязанности человека, успеваемость в школе, уровень речи и социальной адаптации.

        Генетическая имбецильность плода определяется с помощью скринингового обследования. Для выявления причины заболевания могут использоваться инструментальные методы исследования: КТ головного мозга и МРТ головного мозга. Томографическое исследование позволяет получить послойное изображение мозга (при КТ более тонкие слои) и определить характер его повреждения. Сосудистую патологию определяют с помощью ангиографии головного мозга и реоэнцефалографии (безопасный метод исследования электрического сопротивления тканей). ЭЭГ (электроэнцефалограмма) наравне с вышеописанными методами позволяет выявить функциональные нарушения в активности головного мозга, а также вести за ними динамическое наблюдение.

        Следует дифференцировать имбецильность от ранней шизофрении, некоторых форм врожденной эпилепсии и приобретенной деменции, также сопровождающихся снижением интеллекта. Для этого лечащий невролог может назначить консультации эпилептолога, нейрохирурга, психиатра.

        Лечение имбецильности

        Лечения имбецильности сугубо симптоматическое. Исключительно под контролем лечащего врача назначаются нейролептики, психостимуляторы и транквилизаторы. Для улучшения кровообращения и питания мозга используют ноотропные препараты (пирацетам, гидрализат из головного мозга свиней и др.), витаминотерапию. По показаниям проводят дегидратацию (сульфат магния, фуросемид и др.) и назначают противосудорожные препараты.

        Обязательно систематическое посещение психоневролога. Врач даст рекомендации по воспитанию пациента и оценит динамику заболевания. При возникших проблемах с позвоночником или наличии дефектов речи назначается консультация узких специалистов (вертебролога, психиатра, дефектолога, логопеда).

        Профилактика и прогноз имбецильности

        Прогноз имбецильности напрямую связан со степенью слабоумия и своевременностью лечения. Легкая стадия патологии, выявленная на ранних сроках, позволяет минимизировать умственную отсталость, а правильное обучение и адекватный уход повысят адаптационные способности пациента в обществе. Так как такие больные неспособны к самостоятельной жизни, они требуют регулярного медицинского контроля и постоянного ухода. Детей с имбецильностью следует обучать на дому по специальной программе или в спецшколах.

        Первичная профилактика заболевания заключается в охране плода и беременной женщины, ведение беременности с проведением раннего генетического (скринингового) исследования. Вторичная профилактика включает в себя раннее выявление патологии для своевременной коррекции психического развития и организации адаптационных и реабилитационных мероприятий.

        www.krasotaimedicina.ru

        Имбецильность — это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

        Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны. Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

        Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

        Имбецильность причины и симптомы

        Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.

        У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.

        Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп). Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте. При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.

        Характеристика имбецильности

        Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

        Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

        Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму. Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать. Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

        Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным. Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке. Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

        При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями. Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке. Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

        Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

        По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор. Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

        Имбецильность лечение

        Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

        Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

        Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

        Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

        Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

        Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

        Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.

        psihomed.com

        Особенности и коррекция имбецильности

        Имбецильность — это патологическое состояние человека, которое характеризуется снижением его умственных способностей и проявляется в виде нарушения как психических, так и физических данных. Заболевание имеет преимущественно врожденный характер, и первые его признаки заметны еще с раннего детства. В дальнейшем такие люди не имеют возможности развиваться соответственно возрасту. Снижается их общая продолжительность жизни, а также уровень социализации в окружающей среде.

        Причины возникновения имбецильности

        Данная патология является серьезной проблемой многих деток и их родителей. Сегодня это заболевание принято считать второй по тяжести степенью слабоумия человека. Возникает оно в период формирования плода в организме матери, что и обуславливает основной круг возможных причин.

      • Травматические повреждения. Из всего разнообразия проблем эта встречается, пожалуй, чаще всего во время рождения ребенка. Преимущественно это родовые травмы головы, но подобные состояния могут возникать также и в дородовом периоде. К ним относят патологии положения ребенка, обвитие пуповиной или механическое повреждение во время падений, ушибов. В результате этого изначально хорошо формирующийся плод постепенно теряет способность к нормальному развитию.
      • Основные симптомы имбецильности

        Существует прямая зависимость между причинным фактором и признаками самой болезни. Например, если у ребенка обнаружен синдром Дауна, то, кроме нарушений умственных способностей, будут видны и другие проявления и задержка развития. Это, конечно же, значительно ухудшает общее состояние здоровья, приумножая некоторые другие симптомы имбецильности.

      • Патология речи. Первое слово такие детки произносят очень поздно и только при наличии посторонней квалифицированной помощи. Если она будет оказана правильно, то этот навык освоится достаточно неплохо. Несмотря на это, сложные речевые повороты таким людям не свойственны, словарный запас у них очень маленький и совсем не разнообразный. Иногда этот арсенал состоит всего лишь из нескольких фраз. Но вот обращенную речь со стороны этот больной очень хорошо понимает и адекватно может её расценить.
      • Классификация имбецильности у человека

        Несмотря на то, что имбецильность сама является частью олигофрении, она также имеет некоторые свои виды. Они были установлены исходя из тяжести протекания самой болезни, а также по преобладанию различных эмоций.

      • Активная. В эту группу входят представители, которые отличаются своей простотой и добродушием. Для них свойственно наличие легкой эйфории, приветливость и общительность. В отличие, например, от идиотии, такие люди сильно привязаны к близким и знакомым. Они способны испытывать теплые чувства и ожидать похвалы. Подобный человек больше склонен к старательности и часто способен обучиться выполнять примитивную работу. У них также более выражены эмоциональность и побуждение к действию.
      • Также в зависимости от уровня IQ существуют три степени имбецильности. На общей клинической картине заболевания это не слишком отражается, но существенно влияет на способность к обучению.

      • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
      • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
      • Особенности лечения имбецильности

        Правильное воспитание

        Самая важная роль в процессе лечения возлагается именно на родителей или родственников этих больных деток. Именно от них зависит, будет ли оказана правильная и своевременная помощь и даже её качество. Очень важно, чтобы опекуны или родители правильно воспринимали такого ребенка и смогли применить к нему правильное воспитание.

      • Приучение к равноправию. Очень часто в семье родители формируют какое-либо специфическое отношение к такому ребенку. Особенно это заметно, если, кроме него, есть ещё здоровый малыш. Это поведение является абсолютно неправильным и лишь усугубляет положение. Такое ограждение заставляет ребенка ещё больше замкнуться в себе и отдаляет от возможности почувствовать себя наравне с остальными. Нужно адекватно оценивать его поведение, но также и не переусердствовать с нагрузкой.
      • Люди с такой степенью слабоумия ежедневно сталкиваются со многими проблемами в обычной жизни. Не каждый родитель способен самостоятельно правильно обучить и социализировать такого малыша. Очень часто требуется именно оказание психологической помощи со стороны специалиста, который может путем применения своих методов облегчить жизненный путь ребенка.

        • Педагогика. В данном случае работают специалисты, которые различными способами пытаются научить ребенка элементарным навыкам. Они проводят индивидуальные занятия на дому или в оборудованных для этого больницах. Там детей учат методом постоянных повторов одеваться, умываться, причесываться. Уже в старшем возрасте прибегают к более серьезным процессам. Например, освоение трудовой деятельности в виде приклеивания этикеток, сортировки. Выполнение монотонной однозадачной работы многим людям с имбецильностью приносит не только пользу в развитии, но и денежное вознаграждение.
        • Медикаментозное лечение

          Данное заболевание считается неизлечимым. Даже самые современные препараты и методики не могут помочь таким деткам вырасти нормальными. Но вот улучшить их качество жизни, сделать её более продолжительной и не такой мучительной, можно. Всю фармакологическую помощь в данном случае можно разделить на две большие группы — симптоматическую и специфическую. Зависит это от того, на какую стадию развития влияет представленный препарат.

          1. Ноотропные препараты. Данные вещества лучше других способны проникать в клетки головного мозга и благоприятно влиять на их метаболизм. Они повышают их устойчивость к гипоксии, снижают количество патологических продуктов обмена. Такое общее влияние повышает концентрацию внимания, памяти и стимулирует процессы обучения.
          2. Как лечить имбецильность — смотрите на видео:

            Такое заболевание, как имбецильность, является огромной проблемой современности. Ввиду своих проявлений оно делает человека совершенно неприспособленным к жизни и асоциальным. Именно поэтому очень важно приложить все усилия для профилактики этого состояния, чтобы не столкнуться с подобной проблемой в будущем.

            tutknow.ru

            Самое неприятное, с чем могут столкнуться родители, это с различными заболеваниями своего ребенка. Желая здоровья своему чаду, родители тяжело переносят известие, что их ребенок страдает имбецильностью. Данное заболевание может проявляться у детей от вполне здоровых родителей в различной степени. Определяется заболевание необратимыми последствиями, определенной характеристикой и различными причинами появления.

            Имбецильность невозможно вылечить самостоятельно. Если врачи диагностировали данное заболевание, то сайт психиатрической помощи psymedcare.ru может предоставить первую научную информацию о данной болезни, чтобы родители знали, что происходит с их ребенком.

            Что такое имбецильность?

            Рассматриваемое заболевание часто является врожденным состоянием, то есть ребенок уже рождается больным. Однако есть случаи из жизни, когда имбецильность приобретается в первые годы жизни. Что это такое? Имбецильностью называется заболевание, при котором ребенок отстает в интеллектуальном и умственном развитии. Становится это понятным не сразу, а со временем, когда ребенок значительно отстает в своем развитии от остальных.

            Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Проявляется сразу после рождения или в первые годы жизни.

            Распознать имбецила достаточно легко по его психическим проявлениям и физиологии:

          3. Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны.
          4. Счет ограничивается предметами, а чтение – по слогам.
          5. Неспособность к быстрой смене обстановки.
          6. Повторение за другими простейших движений и труда.
          7. Повышенная внушаемость и слепое подражание.
          8. Детей с данным расстройством встречается 4 на 10000. Среди всех больных олигофренией 20% составляют имбецилы.

            Главной особенностью имбецильности являются когнитивные нарушения в памяти, мышлении, речи, интеллекта. Уровень развития имбецила достигает 6-летнего возраста. Его круг общения очень узок, ограничен родственниками, семьей и небольшой группой посторонних людей.

            Имбецилам трудно воспринимать звуковую информацию. Сами они редко пользуются речью. Несмотря на это, они могут усваивать простые слова и выражения, чтобы в будущем выразить свои мысли.

            Они внушаемые, неряшливые, часто страдают повышенным аппетитом (обжорством). В большинстве своем имбецилы нуждаются в посторонней помощи, поскольку сами себя не могут обслуживать. Тем не менее какие-то базовые поступки и действия они способны совершать и усваивать.

            Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети с имбецильностью могут посещать школу и усваивать знания на уровне начальных (счет, письмо, чтение). У них сохраняется нормальная физическая активность. Они могут социально адаптироваться и даже общаться с некоторыми людьми.

            Заболевание характеризуется снижением интеллектуального развития, которое не соответствует возрасту ребенка. Таким образом, главной характеристикой имбецильности является коэффициент интеллекта, который равен 20-50.

            • Резко выраженная имбецильность составляет 20-35 IQ.
            • Умеренно выраженная имбецильность составляет 35-50 IQ.
            • Имбецилы способны воспринимать окружающую речь, однако сами они не способны выстраивать сложные фразы. Они используют простые слова и предложения. Речь при этом неточна и бедна, поскольку активный словарь вмещает не более 200-300 слов. Мышление примитивно, конкретно, последовательно. Преимущественно память, мышление, воля и внимание у них неразвиты. Запас знаний низкий.

              Характеризуется имбецильность следующими признаками:

            • Возможность привить элементарные навыки.
            • Способность к обучению письму, счету и чтению.
            • Внушаемость.
            • Отсутствие инициативы.
            • Потерянность при попадании в новую обстановку.
            • Инертность.
            • Возможность самостоятельно себя обслуживать при обучении.
            • Имбецилы способны совершать какую-то работу (подметать полы, перематывать нитки, мыть посуду и пр.). Данная работа должна включать физические навыки, а не умственную деятельность. Если обучить их физическому труду, то они смогут себя обеспечивать.

              На эмоциональном уровне имбецилы менее разнообразные, чем здоровые люди, однако более раскрытые, чем идиоты:

            • Адекватное реагирование на похвалу и порицание.
            • Привязанность к родным.
            • Внушаемость, что может сделать их асоциальными личностями, если их будут окружать плохие люди.
            • Невозможность приспособления к новой обстановке.
            • Отсутствие абстрактного и обобщенного мышления.
            • Следует отличать умственную отсталость от деменции. Первое заболевание является врожденным или приобретенным в первые годы жизни, тогда как деменция проявляется в середине жизни или в престарелом возрасте.

              Причины и симптомы имбецильности

              Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.

              Таким образом, причинами имбецильности являются:

            • Генетические мутации.
            • Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
            • Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
            • Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
            • Хронические тяжелые болезни матери.
            • Недостаточное питание матери при беременности.
            • Ионизирующее облучение.
            • Курение или алкоголизм во время беременности.
            • Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
            • Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
            • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
            • Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
            • Травмы во время родов.
            • Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
            • Чрезмерные стрессы.
            • Сложности при рождении ребенка.
            • Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
            • Травмы мозга у малыша.
            • Гидро- и микроцефалия.
            • Нарушение головного кровообращения у ребенка.
            • Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.

          Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.

        • Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
        • Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
        • Нарушение логической и механической памяти.
        • Рассеянность внимания.
        • Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
        • Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
        • Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
        • Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
        • Малый объем памяти.
        • Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
        • Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
        • Эгоцентризм.
        • Малый запас знаний.
        • Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
        • Непонимание абстрактных понятий.
        • Повторение за другими слов и фраз.
        • Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
        • Неадекватное сексуальное поведение.
        • Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
        • Ограниченность в интересах.
        • Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
        • На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:

        • Оттопыренные уши.
        • Неправильный прикус.
        • Приросшие мочки.
        • Неправильный овал черепа.
        • Грубое строение лицевой части.
        • Степени имбецильности

          В зависимости от выраженности и глубины симптоматики, выделяют различные степени имбецильности: легкую, среднюю и тяжелую. Главным признаком является отставание в умственном развитии. Получение новых знаний дается с трудом. Больше усваиваются элементарные понятия, навыки и информация. В привычной обстановке имбецилы больше адаптируются к окружающей среде. Однако при попадании в незнакомую обстановку теряются. Здесь необходимо постоянное руководство.

          Имбецилы являются легко внушаемыми, поэтому их поведение полностью зависит от того, в какой среде они находятся. Их сексуальность имеет явные раскрепощенные признаки и распущенность, когда они ничего не стесняются. В еде они такие же неряшливые и необузданные. Часто страдают обжорством.

          Всех имбецилов можно разделить на две группы:

        • Первая – живые, подвижные, активные.
        • Вторая – равнодушные, апатичные, вялые, безразличные.
        • По чертам характера их делят на:

        • Общительных, добродушных, покладистых, приветливых.
        • Злобных и агрессивных.
        • перейти наверх

          Как лечат имбецильность?

          Поскольку имбецилы являются больными людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, они подвергаются специализированному лечению. Их помещают в специальные школы, где они обучаются простейшим навыкам и находятся под постоянным присмотром.

          Лечение включает комплекс мероприятий:

          1. Назначение нейролептиков, ноотропов и транквилизаторов.
          2. Занятия с логопедами, психоневрологами.
          3. Обучение на дому.
          4. Обычная школа таким детям не подходит, поскольку они отстают в своем развитии и обладают различными дефектами (шепелявостью, косноязычностью, заиканием). Они способны усвоить знания начальной школы, однако до более сложных операций дело не доходит.

            Госпитализация в психиатрическую больницу назначается лишь в том случае, если имбецилы были подвержены асоциальному кругу общения. Они становятся опасными для общества, поэтому их следует изолировать.

            Среди препаратов назначаются:

          5. Гормональная терапия (Тиреоидин) при гипотиреозе.
          6. Препараты Мышьяка и Хлоридина, антибиотики назначаются при токсоплазмозе и врожденном сифилисе.
          7. Сульфаниламидные препараты и антибиотики прописываются при мозговых инфекциях.
          8. Успокоительные лекарства при возникновении вспышек агрессии.
          9. В основном все сводится к коррекции поведения и усвоению элементарных знаний и навыков, которые позволят больному существовать в мире.

            Имбецильность не излечивается, поэтому прогноз здесь становится неутешительным. Однако лекарственные препараты и специальный уход за больным ребенком помогут в обучении его элементарным навыкам, которые помогут ему адаптироваться к социуму. Профилактика болезни должна начинаться еще до зачатия ребенка на уровне консультации родителей. Далее многое зависит от беременности и родов женщины. При благоприятных условиях заболевание вообще не представляет угрозы малышу.

            psymedcare.ru

            Память при имбецильности

            Имбеци?л (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни.

            При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы.

            Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных, косноязычна и грамматически неправильна. Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз, а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200—300 слов). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён.

            Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий. При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц), написанию отдельных слов, чтению простых текстов.

            Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, очень внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным. Интересы имбецилов крайне примитивны и ограничивается в основном удовлетворением физиологических потребностей.

            По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные, безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные). По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые.

            Международная классификация болезней

            В МКБ-10 имбецильность подразделяется на умеренную и тяжёлую умственную отсталость. При IQ 35—49 и психическом возрасте 6—9 лет у взрослых ставится диагноз умеренной умственной отсталости (F71.), а при IQ 20—34 и психическом возрасте 3—6 лет — тяжёлой умственной отсталости (F72.). При тяжёлой умственной отсталости отмечается возможность приобретения только навыков самообслуживания и крайне слабое развитие речи.

            psyguru.com

            Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

            Олигофрения – заболевание, которое характеризуется нарушением развития интеллекта, личности и психики в целом. Чаще всего это врожденное либо приобретенное в раннем детстве недомогание. Название болезни произошло от латинского языка и означает «малый разум».

            Олигофрению называют по-разному – «слабоумие», «психическая недостаточность», «задержка интеллектуального развития», «умственная отсталость» и т.д.

            Причины возникновения олигофрении

            Причины, которые провоцируют заболевание:

          10. эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
          11. экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
          12. совокупность причин.
          13. Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

            К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

            Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше. В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

            По мнению исследователей и психиатров, истинная олигофрения присутствует лишь у 3% населения планеты. И 75% из них – переносят заболевание в легкой форме. Достаточно часто олигофрению ставят детям с задержкой развития при частых соматических заболеваниях.

            В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

            Клиническая картина заболевания

            Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

          14. Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
          15. Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
          16. Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).
          17. В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

            Классификация олигофрении

            Ученые вывели несколько вариантов оценки олигофрении у пациентов. Их можно разделить на три направления:

          18. Оценка по М. Певзер;
          19. Оценка интеллекта (классическая: идиотия, имбецильность и дебильность);
          20. Альтернативная.

        Согласно оценке М. Повзнера, выделяют формы неосложненной олигофрении, осложненной с возбудимыми и тормозными расстройствами нейродинамики, психопатические расстройства поведения вместе с умственной отсталостью, олигофрению в сочетании с нарушением работы отдельных анализаторов или олигофрению с явными симптомами лобной недостаточности.

        В МБК-10 выделяют четыре основные степени олигофрении: идиотия (самая глубокая, IQ =20), имбецильность (тяжелая IQ =20-40) и имбецильность умеренная ( IQ =40-50) и дебильность (легкая форма — IQ =50-60). Также заболевание делят на две большие группы: первичные (наследственные и врожденные) и вторичные нарушения.

        Идиотия – это самая тяжелая форма заболевания. Пациенты постоянно нуждаются в надзоре и помощи посторонних. Часто сопровождается полным отсутствием мышления и речи. Иногда в активном словаре есть отдельные звуки или слова.

        Чаще больной не понимает обращения и просьбы. Порой люди с олигофренией способны реагировать на интонацию и эмоционально насыщенную речь.

        Эмоции проявляют базовые – крайнее удовольствие, граничащее с эйфорией. Либо недовольство – приступы агрессии. Можно сказать, что они ощущают мир в приглушенном виде. Даже болевой порог снижен.

        Внимание неустойчивое, больной не способен долго концентрироваться на одном предмете. Часто отсутствует память, пациенты не узнают родственников и близких. Дети с диагнозом идиотия не всегда могут сидеть или ходить. Либо начинают это делать с очень большой задержкой.

        В некоторых случаях больные не могут проглатывать или самостоятельно жевать пищу. Не могут сами себя обслуживать.

        Пациенты проявляют патологичные влечения – страдают ожирением и едят все подряд, сосут или облизывают бытовые предметы, кусаются. Больные не способны различать съедобные и несъедобные предметы, горячее и холодное, высокое и низкое положение.

        Дополнительно к нарушениям интеллекта и личности добавляются физические расстройства – косоглазие, дисгармоничное развитие тела.

        Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Речь у больных развита больше, однако наполнена аграмматизмами и косноязычна. Люди с этим диагнозом остаются необучаемыми и неспособными работать. Им доступны лишь простые манипуляции самообслуживания. Например, они могут сами есть пищу ложкой или вилкой. Больные способны на базовом уровне ориентироваться в привычной бытовой обстановке.

        Благодаря неплохой механической памяти и пассивному вниманию, могут усвоить элементарные знания. Некоторые пациенты знают буквы, овладевают порядковым счетом, учатся мыть посуду, стирать, убирать после себя. В то же время трудно переключаются с одной деятельности на другую.

        Пациенты инертны и безынициативны, легко теряются в новой обстановке. Дети с патологией способны привязываться к родным людям, позитивно реагируют на похвалу и чувствительны к негативной оценке.

        Дебильность – это относительно легкая степень олигофрении. Пациенты с дебильностью способны обучаться, быстро овладевают навыками самообслуживания и элементарными трудовыми процессами. Имеют довольно развитую речь, если сравнивать с предыдущими стадиями олигофрении. Она характеризуется пустыми оборотами, часто носит подражательный характер.

        Имеют более адекватное и предсказуемое поведение. Обладают развитой механической памятью, склонны к копированию и легко внушаемы. Абстрактное мышление слабое, в основном мыслят конкретными ассоциациями и шаблонами. Также трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

        Олигофрения степени дебильности не мешает посещать обычную школу, однако их поведение характеризуется медлительностью, инертностью, отсутствием любой инициативы и креативности, самостоятельности в решениях. Проще усваивают простые, конкретные знания. Сложно даются теоремы и теории.

        Клиническая картина олигофрении у детей

        Проявление и симптомы олигофрении зависят от тяжести заболевания. Также влияют вторичные нарушения, возраст ребенка и условия, в которых он проходит лечение и реабилитацию.

        Чаще всего дети с тяжелой формой умственной отсталости находятся в специализированных интернатах. Часто эти люди доживают до 40–50 лет. Порой олигофрения сочетается с другими соматическими нарушениями – недоразвитием внутренних органов, проблемы с обменов веществ, как следствие слабые кости, суставы и т.д.

        Самый явный симптом заболевания – это отсутствующее выражение лица. Часто мимика ребенка с олигофренией искажается, копирует эмоции других людей либо отражает агрессию и отвращение. Пациенты настойчивы, трудно переключаются с одной деятельности на другую, открыто занимаются онанизмом или ходят под себя. Они не испытывают чувства стыда, брезгливости, тем более – нет понятия общества, этикета и т.д.

        Пациенты с олиго френией в степени дебильности неразборчивы в еде. Точнее, они не всегда способны отличить съедобные предметы быта от несъедобных. При олигофрении не бывает страха подавиться чем-то либо отравиться ядом. Встречаются проблемы с чувством насыщения, пациенты практически всегда голодны и готовы что-то съесть.

        Люди с олигофренией в стадии дебильности внешне неузнаваемы. Они способны обучаться, могут освоить простую профессию, связанную с ручным трудом. Порой заводят семьи и теоретически могут быть полезны для общества.

        Мышление у них узконаправленное, они рассуждают медленно, монотонно, часто обладают неадекватно высокой самооценкой, чувствуют свою важность и исключительность. Люди с дебильностью склонны к тирании, неоправданному упрямству, способны жестоко мстить и агрессивно реагировать на других людей.

        Эмоциональное и социальное развитие человека с легкой умственной отсталостью в целом зависит от окружения. Так как эти люди очень легко внушаемы и склонны к копированию и подражанию. Они не способны мыслить абстрактно, слабо развито воображение, им трудно сосредоточится и запомнить большой объем информации.

        Даже при хорошо развитой речи, они редко используют метафоры и большое количество прилагательных. Легко теряют нить разговора, их монологи не слишком эмоционально насыщены.

        Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

        Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

        Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

        Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

        Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

        Эффективность лечения зависит от периода, когда его начали проводить. Также медикаментозную терапию рекомендуют совмещать с психологическими приемами. Для детей создают благоприятные условия для развития, контролируется питание, режим дня, эмоциональная нагрузка. Часто терапию проводит не один врач – подключают олигофренопедагога, коррекционного психолога или дефектолога.

        Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

        psiho.guru

  • Опубликовано в рубрике Дети