По поводу заикания

Форум Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, СПб, ул. Бехтерева, д.3, тел: +7 (812) 670-02-20

По поводу лечения заикания

По поводу лечения заикания

Если можно назовите пожалуйста полную стоимость лечения заикания по методу ТТХВД.

Ну и прочие статистические вопросы, которые можно задать. А то вашей методикой все интересуются, но в виду полного отсутствия информации и уж темболее хоть каких-то показателей результативности, никто пока обращаться не решается.

так называемая психологическая " работа " это пустая болтовня . в америке заикание давно лечат разными медикаментами и давно проведены двойные-слепые плацебо контролируемые рандомизированные исследования !так слово "нигде в мире " мягко говоря слишком громкое .

Re: По поводу лечения заикания

Если у вас есть какие-то доказательства существования и главное "эффективности" таких методик — пруфы. Без них это всё просто слова.

Орлов Илья Аркадьевич

Несмотря на свою распространенность и разнообразие применяемых способов коррекции, проблема логоневроза (ЛН) далека от своего решения. На наш взгляд, причиной такого положения дел являются неполные, подчас искаженные, концептуальные представления о причинах и механизмах явления, сформулированные в самом понятии «логоневроз». Как говорится в известной пословице: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Иными словами, данный термин подразумевает невротическую природу заболевания. Между тем, характер речевых расстройств заключается в дискоординации речедвигательной мускулатуры, плохо поддающейся произвольному контролю. При этом у большинства лиц, страдающих «логоневрозом», невротические черты как таковые отсутствуют, либо выражены незначительно.

Работая долгие годы с пациентами, страдающими экстрапирамидной патологией (паркинсонизм, дистонии, дискинезии и пр.), и наблюдая больных с заиканием, мы провели некоторые параллели между этими заболеваниями и считаем, что заикание является минимально выраженной дисфункцией экстрапирамидной системы – частью центральной нервной системы, которая управляет именно непроизвольными движениями, регулируя мышечный тонус и позу. Иными словами, заикание является своеобразным двигательным гиперкинезом речедвигательной мускулатуры. Функция речи в ее двигательном аспекте является в филогенетическом и онтогенетическом плане наиболее поздно сформированной и сложно организованной, а потому и наиболее уязвимой, формой двигательной деятельности. Поэтому даже минимальная дисфункция экстрапирамидной системы приводит именно к нарушениям плавности речи. Наше предположение было подтверждено результатами предложенной нами отолитовой пробы.

Дело в том, что в норме работа экстрапирамидной системы обеспечивается согласованной деятельностью двух видов чувствительности: вестибулярной и проприоцептивной. Те или иные нарушения этой согласованности могут вызывать сбои в системе, проявляющиеся в виде гиперкинезов, мышечных дистоний и пр. В положении «вниз головой» вестибулярный аппарат по определению выключается из процессов регуляции мышечного тонуса и позы. Поэтому экстрапирамидная симптоматика у больных максимально выражена в вертикальном положении, уменьшается в положении лежа и значительно уменьшается или исчезает в положении вниз головой. При проведении этой пробы у больных с заиканием мы получили те же результаты.

Этот факт и побудил нас начать проводить коррекцию заикания методом транстимпанальной химической вестибулярной дерецепции, который мы длительное время и с хорошими лечебными результатами применяем у больных с экстрапирамидной патологией.

Суть метода заключается в ведении в полость среднего уха вестибулотоксического антибиотика (стрептомицин, гентамицин), не вызывающего при таком способе введения снижения слуха.

Процедуры проводятся слева (у правшей). Курс лечения состоит из 4 – 6 манипуляций. Возможным осложнением является развитие вестибулопатии (головокружение, шаткость походки), которая в течение 2 недель купируется приемом бетасерка. При необходимости курс лечения повторяется через 0,5 года. В схему лечения также включены процедуры транскраниальной микрополяризации (ТКМП) речевых зон левого полушария головного мозга.

Метод ТТХВД был применен нами в 5 случаях, и у всех 5 пациентов получен стойкий положительный эффект уже после первого курса лечения.

Приведем 2 примера.

1. Гр. С., 1987 г.р., находилась в отделении хирургии нервных и психических заболеваний с 18.02. 2008 по 6.03.2008.

Анамнез: заикание с детства. Несмотря на многократные курсы лечения у логопедов и в специализированных центрах, выраженность заикания не уменьшается. Амбидекстр.

Объективно – в сознании, обманов чувств, бреда нет. Зрачки D=S. ФРЗ(+). Движения гл. яблок в полном объеме. Нистагм при взгляде вправо. СПР D=S. Легкий адиадохокинез в правой руке. Парезов, патологических стопных знаков нет. С- м Хвостека III с обеих сторон, повышение механической мышечной возбудимости в мышцах плечевого пояса и верхних конечностях. Артикуляция страдает в начальной фазе за счет некоординированного спастического напряжения оробуккальной мускулатуры.

ЭЭГ (24.01 2008 г): синхронизированная БЭА с признаками неглубоких диффузно-органических изменений, преимущественно резидуального характера. Косвенные признаки неглубокой стволовой дисфункции с преобладанием на мезодиэнцефальном уровне. Непостоянный, нерезкий акцент в лобных и передне-височном отведениях от правого полушария. Отолитовая проба положительная.

Диагноз: Резидуально-органическое заболевание головного мозга с минимальной экстрапирамидной дисфункцией. Заикание.

Проведено лечение: вестибулярная дерецепция справа и слева. Курс транскраниальной микрополяризации (10 процедур).

При выписке – улучшение речевой функции, значительное уменьшение проявлений заикания, с-м Хвостека (-).

Жалобы при поступлении: на заикание.

Анамнез: заикание с детства. Несмотря на многократные курсы лечения у логопедов и в специализированных центрах, выраженность заикания не уменьшается. Родился от 1-ых родов, во время родов — раннее отхождение вод и слабость родовой деятельности. Страдает врожденным пороком сердца. По отцовской линии все родственники заикаются.

Объективно – в сознании, обманов чувств, бреда нет. Зрачки D=S. ФРЗ(+). Движения гл. яблок в полном объеме. Нистагм при взгляде влево. СПР D?S. Парезов нет, намек на с-м Бабинского слева. Артикуляция страдает в начальной фазе за счет некоординированного спастического напряжения оробуккальной мускулатуры. Для начала разговора резко встряхивает головой. Периодически во время произношения слов непроизвольно выводит свернутый в трубочку язык за линию зубов, просовывая между губ.

ЭКГ (14.04 2010 г): Гипертрофия ЛЖ. Нарушение в/ж проводимости.

Rg легких (14.04. 2010): свежих очаговых и инфильтративных изменений нет. Левая граница сердца расширена. Отолитовая проба положительная.

Проведено лечение: вестибулярная дерецепция (3 процедуры) слева. Курс транскраниальной микрополяризации (10 процедур).

При выписке – улучшение речевой функции, значительное уменьшение проявлений заикания (субъективно – на 50%). Вестибулопатии нет. Слух слева не нарушен.

bekhterev.ru

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Анжелика: Я новенькая

Описание: Личный опыт участников форума по преодолению заикания.

Луна, по-моему, довольно четко описала ситуацию

Анжелика, вы еще не встречали злых людей;)

Алин, ты сча только не обижайся, но твои советы действуют только при отсутствии конкуренции

Тебе же никто не дышит в спину, никто не хочет тебя подсидеть, никто не старается занять твое место всякими нечестными и неприятными выходками

Конкуренция, желание уколоть , сделать больнее легальными способами, выслужиться перед вышестоящим начальством

Каким образом можно поступить в этой ситуации. Вы подходите к этой женщине, говорите ей то, что вам нужно сказать. Попробуйте сказать ей это улыбаясь и с любовью (искренне). Затем спросите, так же искренне радуясь, "дорогая, тебе повторить?" Если она попросит ещё раз повторить — повторите так же с любовью и улыбкой на лице. Если повторить получается с запинками, улыбнитесь вместе с ней этим своим запинкам, даже порадуйтесь. Какое здесь может быть смущение, когда эти запинки (а может быть, их не будет) — и её и ваши старые знакомые, вы обе их хорошо знаете! Поменяйте сам подход.

мы в параллельных плоскостях с тобой

поэтому ты так и видишь меня как идейную уборщицу

а я плаваю как рыба и прилагаю усилия совсем к другим точкам

я не могу тебе объяснить

Даже шахидки, взрывающие автобусы?

шахидки -это как и наши черносотенные мальчики. каждый из которых отдельно вызывает острую жалость — трудным детством и ограниченностью

а вот ворье наше собственное снизу доверху — это да, тупое зло.

если понять, что движет той или другой шахидкой, их количество можно свести к нулю

месть — это не злоба

приезжай когда сможешь — неужели тоже будешь говорить, что моя деревня особенная?

проведи со мной неделю, две.

ко мне разделить мое горе пришли 17 людей, с каждым из которых мне хорошо. Еще трое не смогли просто.

вместо него Мироздание послало мне их. Я давно их знаю — они мои. вроде и точка, а на самом деле нет.

О том, что во время ее запинок люди могут отвернуться, уйти, заняться своими делами?

Ну то , что вы предлагаете ( а анс поддерживает) сказать "с любовью’-например, вдруг не получится сказать в принципе без запинок-и та "дорогая" соберется и выйдет из кабинета , к примеру -срочное дело появится какое-нибудь

Это ли не сигнал

Если Луна будет пытаться с ней разговаривать с любовью -та воспримет , как злую иронию

И еще больше конфликт разгорится

Когда моя сестра в деревне стала встречаться с единственным непьющим парнем

Некоторые завистницы стали ее будущей свекрови небылицы рассказывать

Про то, как видели девочку прошлой ночью пьяной -в канаве валялась и встать не могла

stuttering.su

Как перестать заикаться при волнении?

Заикание — это спазмы при выдыхании воздуха. Потому, что волнение сопровождается сильными зажимами, напряжениями во всем теле. А все эти проблемы снимаются дыханием.

Перед тем как что-то сказать, сделайте медленный глубокий вдох через рот и еще более медленный выдох через нос. И начинайте говорить нараспев, медленно, растягивая слова.

Вы не только справитесь с заиканием, но и с его причиной — волнением. Опять же, появляется время обдумать фразу и не сболтнуть лишнего. Вы будете спокойны и уверенны в том что говорите.

Если заикание связано именно с волнением, то логично, что справляться надо не с дефектом речи, а с собственными нервами. Можно попробовать принять успокоительное, если подозреваете, что вам предстоит нечто нервное (например, выступления на публике). Но вообще лучше тренироваться и развивать свой навык общения, чтобы меньше стесняться/стыдиться, ведь сидеть всю жизнь на валерьянке — не вариант)

Вообще, причины заикания могут весьма различными. И если случай серьезный, или человеку очень хочется избавится от заикания совсем (даже если есть самая малось), то лучше всего обратиться к логопеду. А еще очень помогают скороговорки и публичные выступления.

Для того, чтобыперестать заикаться при волнении нужно узнать причину, и постараться перестать волноваться:

  • подумайте о хорошем
  • перед выступлением,публикой делайте глубокие вдохи и выдохи
  • не думайте о плохом
  • посетите психолого или другого врача

А я знаю как по настоящему избавиться от заикания в любом возрасте. Этому поспособствовала методика Снежко + занятия по психотерапии. 3 дня на то чтобы стать экспертом в речи и ещё 2 недели чтобы специальными упражнениями довести полученный навык свободного произношения в любой ситуации, — класс!! Знания , которые я получил на этих занятиях , — дороже золота. Речь же вообще бесценна, это развитие и на работе и в личной жизни. Главное всё понять, применив эти необыкновенно лёгкие и ранее не известные ощущения читовыдуваемости собственных звуков, слов, предложений. Цена правда у него не маленькая, но есть разумный выход. Реально раз и навсегда решил для себя эту проблему. Кроме того, полностью разобрался в инструментах для решения этой проблемы и провожу аналогичные индивидуальные психофизические занятия с получением отличного результата. Лично в Москве и по скайпу. Концепцию методики высылаю по запросу.По методике нельзя самостоятельно устранить заикание. Информация дается в ознакомительных целях и может помочь вам ознакомиться с концепцией предлагаемых знаний. Для тех кто хотел подробности . вот они, пожалуйста. Теперь, ознакомившись с идеей этой методики,вам, возможно будет легче сделать выбор в пользу работе по той или иной методике с целью устранения заикания. Можете легко сделать выбор, например, в пользу методики Арутюнян, если вам нравится идея координации пальцев рук с речью.Можете спокойно пробовать заниматься у логопедов, если вам нравится идея пить успокоительные таблетки Фенибут и работать над силой грудного голоса и плавностью речи. Пожалуйста. Это ваш выбор и вам самим отвечать за него. Я лишь могу со своей стороны порекомендовать то, что когда то помогло мне. От себя добавлю что только комплексные многочасовые психо-физические занятия с постоянной экспертной обратной связью могут помочь вам устранить заикание. А эталоном результата,как мне кажется, должны являться собственные ощущения ученика во время речи,чувство уверенности.

Да, кстати, это не волшебная таблетка и чуда здесь ожидать не надо! Результат от выполнении методики, как и от любого другого процесса в жизни , будет в конечном итоге зависеть от усилий самого (!) заикающегося . От того, как он сможет не превращать элементарны запинки, возникающие при его речи, в серьёзные ошибки работы речевого аппарата. Правильно сказать что успеха добьются здесь лишь те, кто будет первое время всегда сконцентрирован на собственной в речи. Это элементарно и на занятиях этому обучаю. Далее ни какой концентрации не требуется, речь делается уже по привычному для неё правильному алгоритму.

www.bolshoyvopros.ru

Консультация для родителей по предупреждению заикания у детей

Рекомендации для родителей по предупреждению заикания у детей

Ранний и дошкольный возраст

Исключить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения).

Избегайте чрезмерной речевой нагрузки: не используйте для чтения, пересказа и заучивания слишком сложные, трудные для понимания и для произнесения рассказы и стихи. Правильно вы говаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный ап парат. Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произно сить слова и фразы – трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не перегружайте ребенка впечатлениями, которые вызы вают эмоциональное перенапряжение . Не рекомендуется часто посещать кино, театр, цирк, по долгу смотреть телевизор. Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста во обще не рекомендуется. Во-первых, потому что специаль ных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников. Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши». После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впе чатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, рас спрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере ре чью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает мно гие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо гово рить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Необходимо постепенно развивать речь ребенка: читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его воз расту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.

Непозволительны скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии и одергивания, так как у нервных и впе чатлительных детей вызывают заикание.

По возможности ограничьте ребенка от общения со взрослыми и маленькими заикающимися, так как заикание может возникнуть и в результате подражания: ребенок начинает и в собственной речи воспроиз водить те же запинки.

Младший школьный возраст

Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам.

Необходимо обращать внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Отклонения в нервно-психическом состоянии могут вызвать как заикание, так и его рецидива.

infourok.ru

Цель этого вида лечения снять напряжение по поводу заикания, чтобы ребенок стал говорить плавно при заикании. Прежде всего, ребенка обучают пропускать в речи слова, на которых он заикается. После этого слова ребенок делает паузу и повторяет трудное слово плавно. (Мне ннннужны (пауза) ну-нужны часы). В дальнейшем ребенка учат обретать контроль над своей речью в момент заикания без борьбы и напряжения. Он учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания, или скольжения (Мне ну- ну- нннужны часы). На третьей (подготовительной) стадии ребенок обучается заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Подготовительная стадия включает в себя период времени непосредственно перед речью, (игрок в гольф также подготавливается к удару по мячу). Человек перед произнесением речи подготавливает свои слова, голос и дыхательные мышцы. Многие страдающие заиканием люди напрягаются перед речью. У них могут приходить в движение мышцы языка и рта, в то время как другие мышцы находятся в неправильном положении. С новой установкой на подготовку своей речи, заикающийся начинает свою речь более плавно и без напряжения.

Эта техника направлена на координацию дыхания, голоса и других движений, необходимых для легкого произнесения речи. Плавное начало означает особое напряжение во времени голосовых связок . Человек учится пропускать воздух между голосовыми связками и сводить голосовые связки вместе перед тем, как произнести слово или фразу. Иногда учат произносить звуки перед произношением целого слова или фразы. Человек обучается пропускать воздух через горло и губы с помощью “легкого контакта”. "Легкий контакт" означает скоординировать мышцы языка, рта имягкого неба, а также зубы с меньшими усилиями, чем при речи. Сильно сжатые губы при произношении буквы "п" в слове "поливать" приводят к невозможности пропускания воздуха для произношения оставшейся части слова.

Основой программной терапии является то, как человек усваивает новые навыки или способы поведения. Первое – это то, что мы учимся с помощью серии маленьких распланированных шагов. В этом виде терапии все начинается с детского уровня, и продолжается в серии последовательных шагов. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущую ступень для того, чтобы продвинуться немного дальше. Во-вторых, мы склонны совершать действия, за которые нас награждали в прошлом. В программируемом обучении любой успех вознаграждается. Программируемое обучение часто применяется независимо от того, какой метод терапии за этим последует. Однако при действующей программе больше внимания уделяется конкретным деталям процедуры. На каждом этапе ребенку ставится задача говорить с определенным уровнем плавности. Цель терапии может сдвигаться. Так, вначале ребенка награждают за каждое плавно произнесенное слово, в конце терапии за каждые пять слов, произнесенных плавно.

www.zaikanie.ru

Лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

Становлению современного комплексного подхода к пре­одолению заикания предшествовала разработка ряда различ­ных методов и путей преодоления этого заболевания. Много­численность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявле­ний самого заикания и уровнем знаний о его природе.

При анализе существующих методов преодоления заика­ния нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздей­ствия на заикающегося — медицинского или педагогичес­кого. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические при­емы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечеб­ного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания при­менялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авицен­на, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, те­рапевтические средства не являлись исчерпывающими в лече­нии заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его. Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н. э. до середины XIX в., пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Ан-тилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бон­не и др.). Хирургический метод появился в результате пони­мания заикания как следствия патологического строения ар­тикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, воз­никновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использо­ванию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встре­чаются также многочисленные указания на необходимость использования облегчающих и корригирующих речь орто­педических средств и различных двигательных упражне­ний. Использование механических приспособлений с орто­педической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения соб­ственного заикания инородные предметы (морские камеш­ки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заика­ния различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т. д.

Ортопедические приспособления, однако, не имели само­стоятельного значения в лечении заикания и рекомендова­лись как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздей­ствия личности врача на больного, бесед с ним о сущности за­болевания и путях его преодоления, без создания определен­ных условий для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости ак­тивного участия больного в лечебном процессе и т. д. Следо­вательно, всем без исключения методам преодоления заика­ния свойственно было в разной степени направленное психо­терапевтическое воздействие на психику заикающихся.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепен­ное значение в его преодолении психотерапевтическому воз­действию (Бертран, Шультусс, Лагузен, Меркель, А. Либман, Д.Г. Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологичес­кого направления в преодолении заикания видели в нем преж­де всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Ори-базий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А. Гуцман, А. Куссмауль, Андрее, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического или ле­чебного характера при лечении заикания безусловно обед­няло лечебное воздействие на больного. Поэтому независи­мо от названия метода лечения почти каждый из них вклю­чает в разной степени и в разной форме элементы и педаго­гического, и медицинского характера.

Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом — это обычно довольно при­митивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным методом преодоления заикания, применяемым в настоящее время.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впер­вые встречаем в трудах отечественных авторов — И.А. Си-корского (1889) и И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание со­ответствующих окружающих больного условий, последова­тельное усложнение речевых занятий, воздействие на на­строение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамичес­кое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой пре­одоления заикания.

Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последовате­лей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциоз­ность разработанных ранее приемов устранения заикания, ото­брали из них все лучшее, рациональное и определили совре­менный комплексный подход к преодолению заикания. В.А. Гиляровский, М.В. Серебровская, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Рау, М.И. Панкин, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин, Н.А. Власова, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, В.С. Кочергина, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б Не­красова, А.И. Лубенская, Л.З. Андронова и другие своими исследованиями и практической деятельностью способство­вали развитию лечебно-педагогического подхода к преодо­лению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающе­гося разными средствами и разными специалистами.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процеду­ры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физ­культура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопут­ствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоров­ление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется кон­сультациями и соответствующей помощью разных специа­листов в своей коррекционно-воспитательной работе с заи­кающимися.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воз­действия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, кото­рую преимущественно проводит и направляет врач, являют­ся укрепление и оздоровление нервной системы и физичес­кого здоровья заикающегося, устранение и лечение откло­нений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, рас­стройств вегетативной нервной системы, нарушений мото­рики и др.).

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание не­правильной речи) и психологических изменений у заикаю­щихся.

Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными частями еди­ного комплексно-медико-педагогического воздействия на заикающегося.

Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей ком­плексного подхода к преодолению заикания.

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

К лечебно-оздоровительной работе относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необ­ходимого режима дня и рационального питания, закалива­ющие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Лечебная обстановка. И.М. Сеченов указывал, что в на­учное понимание организма человека и его деятельности должна входить и влияющая на него среда, так как без по­следней существование организма невозможно. Среде при­дается решающее значение в формировании и развитии орга­низма, а также и в возникновении и, следовательно, устра­нении болезненных процессов.

Если мы говорим о необходимости благоприятного окру­жения для заикающихся детей, то имеем в виду прежде все­го создание для них такой внешней среды, такого образа жизни, которые содействовали бы возможно более быстрой нормализации функций организма, в частности высшей не­рвной деятельности.

Для заикающегося ребенка в условиях специализирован­ного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь его вни­мание от тревожных мыслей о своем дефекте.

На ребенка благотворно влияет хорошо оборудованное помещение, в котором проводятся лечебно-педагогические занятия (соответствующая возрасту удобная мебель, инте­ресные и красочные картины, дидактический материал, плакаты и пр.). Благоустроенность территории специализи­рованных учреждений также способствует успеху лечения.

Работникам этих учреждений важно построить свои отно­шения с заикающимися так, чтобы постоянно поддерживать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоров­лении, душевное спокойствие, веру в свои силы, желание ра­ботать над собой. Дружеское участие в сочетании с необходи­мой требовательностью (но без резкости или стремления дер­жать ребенка в слепом подчинении и тем более страхе) позво­ляет построить правильные отношения с детьми и подрост­ками в процессе лечебно-педагогической работы.

Особое значение приобретает образец правильной речи и вообще речевое общение с заикающимися, так как слово яв­ляется мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность и играет существенную роль в индивидуальной и общественной жизни человека. Основные требования к речи окружающих заключаются в том, чтобы тон их речи был спокойным, доброжелательным; речь должна быть про­ста и доступна для понимания ребенка, нетороплива, выра­зительна; совершенно недопустимо подражание искаженной речи ребенка и тем более передразнивание его. Важно учи­тывать при этом, что разные требования к себе и детям по­рождают обычно недоверие к руководителю. Неосторожно сказанное слово или нерешительность педагога, которые быстро подмечаются детьми, могут заронить в них мысль о сложности их дефекта, его неизлечимости, подорвать веру в авторитет руководителя<. > .

Режим дня и рационального питания. Режим дня предус­матривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и от­дыха. Установлено, что систематическое чередование раз­личных видов деятельности, определенный ритм жизни име­ют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нор­мализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Поскольку многие заикающиеся дети являются сомати­чески ослабленными, в составлении распорядка их дня прежде всего важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов де­ятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобраз­ного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, разви­вать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.

Огромное оздоровительное значение для нервной систе­мы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кис­лородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10—11 часов ночью и двух часов днем, а у школьника — 8—9 часов ночью и 1,5—2 часа днем.

От состояния питания ребенка зависит стойкость образу­ющихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ре­бенка. Витамины как биологические катализаторы всех фер­ментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состо­яние организма.

Закаливающие процедуры. В режим дня заикающегося ребенка включаются и закаливающие процедуры. Ежеднев­ное пребывание на свежем воздухе благотворно воздейству­ет на ребенка. Прогулки, игры на свежем воздухе, различ­ные спортивные развлечения (санки, лыжи) также успока­ивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом проис­ходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее.

Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с расстройством цен­тральной нервной системы) усиливают и повышают обмен веществ. Важное значение для закаливания организма ре­бенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

Чтобы не принести вреда ребенку, разные виды закали­вания должны назначаться врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и ритмика. Физические упражне­ния, развивая в целом мышечную систему, усиливают рабо­ту важнейших жизненных органов — легких и сердца, по­вышают отмен веществ. Эти упражнения у заикающихся детей способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные и точные движения, помога­ют избавиться от скованности или, наоборот, от растормо-женности движений, содействуют воспитанию дисциплини­рованности и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для лучше­го функционирования речевых органов заикающегося ребен­ка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Как указывалось ранее, заи­кание у детей обычно сопровождается различными наруше­ниями моторики. Поэтому физические упражнения для за­икающихся детей приобретают и лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей поми­мо общих физических упражнений используют и специаль­ные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корри­гированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, голо­вы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положи­тельно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и корригирования его общей и ре­чевой моторики.

Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зави­симости от темпа или характера музыки, пение, меклодек-ламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т. д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и ак­тивизируют их.

Медикаментозное лечение. Медикаментозное лечение нор­мализует деятельность центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабляет судороги речедвигательно-го аппарата, снимает психогенные наслоения, способствует оздоровлению организма в целом.

Среди медикаментозных средств, применяемых при ле­чении заикания, используются общеукрепляющие препара­ты, седативные, спазмолитические, успокаивающие и сти­мулирующие средства.

По наблюдениям В.С. Кочергиной, роль медикаментозно­го лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслое­ний, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения. В связи с этим у заикающихся наблюдаются частые спады настроения, аутизация, навязчивые страхи, реактивные состояния и др.

Медикаментозное лечение заикания является существен­ным компонентом комплексного метода, так как в комплек­се с другими лечебными компонентами оно дает хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует про­филактике рецидивов заикания.

Психотерапия. Психотерапия — область медицины и вра­чей. Однако в настоящее время значительно возросло непо­средственное участие логопедов в этой работе. Логопеды ис­пользуют методы рациональной психотерапии, в некоторых случаях (после специальной подготовки) с успехом приме­няют приемы суггестивной психотерапии: внушение в бодр­ствующем состоянии, аутогенную тренировку и др. Все это требует от современного логопеда умения правильно ориен­тироваться и применять некоторые психотерапевтические приемы в логопедическом воздействии на заикающихся.

В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия — это не только лечеб­ное воздействие словом (прямая психотерапия), но и лечеб­ное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц и пр. (косвенная психотерапия). Все это имеет большое зна­чение для заикающихся, так как дает хороший терапевти­ческий эффект. Непосредственное лечебное воздействие сло­вом — прямая психотерапия, в основе которой лежат мето­ды разъяснения, убеждения, внушения и обучения, также широко используется в лечебно-педагогической работе с заи­кающимися детьми и подростками. В современной психотера­пии различают два основных вида воздействия словом: 1) ра­циональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В.М. Бех­тереву) психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

В лечении заикания у детей преобладающее значение име­ет косвенная и рациональная психотерапия, у подростков и взрослых — прямая и суггестивная психотерапия.

Все виды психотерапии заикания в основном направле­ны, с одной стороны, на устранение психогенных наруше­ний у заикающихся (страх речи и ситуаций, чувства ущем-ленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаниях в свя­зи с этим и пр.), с другой — на перестройку у заикающегося ребенка измененного под влиянием дефектной речи социаль­ного контакта с окружающими.

Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения заикающегося ребенка. Скрупулезно и тактично собранные у родителей и самого ребенка сведения о прошлой жизни, домашней обстановке, отношении к нему со сторо­ны окружающих, выявление интересов ребенка, его склон­ностей, отношения к товарищам, к своему дефекту — все это составляет первую задачу психотерапевта и помогает глуб­же изучить психические особенности ребенка. Своеобразной формой собирания анамнеза, позволяющей выяснить пред­ставление детей старшего школьного возраста о своем дефек­та, об отношении к нему, является дневниковая запись, ко­торую предлагают сделать подростку при поступлении на лечение. Он должен откровенно и подробно написать о своей

жизни, о том, когда стал тяготиться своим дефектом, в чем это выражается и т. п. Тщательно собранный анамнез позво­ляет, с одной стороны, построить необходимый план лечеб­но-педагогического воздействия на заикающегося ребенка, с другой — вызывает его доверие, откровенность и располо­жение к психотерапевту.

На основании собранного анамнеза и тщательного его ана­лиза строятся в дальнейшем индивидуальные и коллектив­ные психотерапевтические беседы, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеж­дений и обучения.

Цель психотерапевтических бесед с заикающимися деть­ми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, об­разной и убедительной форме сущность заикания, его обра­тимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом могут быть использованы выдержки из дневников тех, кто уже успешно закончил курс лечения, магнитофонные запи­си. Можно также организовать демонстрацию свободной речи прежде заикающихся детей и многое другое. Совмест­но с ребенком составляется план лечебной работы над собой, над речью. Силой логического убеждения и примером пси­хотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, усугубляющих заикание, внушает уверенность в свои силы, в возможности преодоле­ния болезненного состояния. Все это требует от специалиста большого диапазона знаний, внешней убедительности и уме­лого использования слова как лечебного фактора.

Следует подчеркнуть, что для дошкольников рациональ­ная психотерапия применяется в виде разнообразных игро­вых приемов с использованием игрушек, красочного и забав­ного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Для школьников (а это период, когда в жизни и деятель­ности человека возрастает роль слова) возможно использова­ние и основных приемов рациональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотера­пии. Различают внушение со стороны другого лица (гете-росуггестия) 31 и самовнушение (аутосуггестия). Поскольку внушаемость свойственна в разной степени всем людям, то использование в лечебных целях этих методов требует спе­циального ознакомления с ними, иначе это может привес­ти к ухудшению в их состоянии. Метод внушения в бодр­ствующем состоянии заикающегося при лечении исполь­зуется для снятия психогенных наслоений — страха, фик­сации на своем дефекте, ухода в себя, скованности, ущем-ленности, для воспитания уверенности в своих силах, а так­же для уменьшения силы судорог, улучшения самочув­ствия.

Психотерапевтическое внушение, как правило, использу­ется не как самостоятельный метод, а в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

К.М. Дубровским был предложен «одномоментный ме­тод снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который по существу представляет собой императив­ное внушение в бодрствующем состоянии. Суть его состоит в следующем. Психотерапевт на сцене большого зала выст­раивает у стены шеренгу тех, кому предстоит сегодня «сня­тие» заикания. В зале присутствуют родственники боль­ных, их знакомые и те, кто еще только готовится присту­пить к лечению. Психотерапевт внушительно и образно го­ворит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиоло­гическое, в следовательно, и лечебное значение. Проводят­ся для демонстрации пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта. Если слово психотерапевта способно вызвать одеревене­лость пальцев рук и заставляет падать человека, то он спо­собен словом разомкнуть существующую у заикающегося в коре головного мозга патологическую связь и тем самым расковать его речь. После этого происходит сам сеанс сня­тия заикания, который выражается в том, что резким дви­жением рук возле висков пациента психотерапевт снимает заикание. Он говорит: «Теперь вы будете всегда говорить свободно! Вы чувствуете громадное облегчение! С вас сорва­ны путы трудной речи! Вы свободный человек со свободной раскованной речью! Мы можем! Мы все можем! Человек все может!» Поддерживая высокое эмоциональное напряжение пациентов и применяя сначала облегченные формы речи, психотерапевт переходит к демонстрации свободной речи пациентов.

В связи с широкой рекламой в печати этот метод в свое время стал предметом внимания не только самих заикаю­щихся, но и Министерства здравоохранения СССР. В инст­руктивном письме Министерства по этому поводу указыва­лось, что в психотерапии метод императивного внушения в бодрствующем состоянии не нов. Однако этот старый метод по-новому использован в лечении заикания. Были высказа­ны критические замечания по поводу излишнего его афиши­рования. Сомнительна категоричность установки на одномо-ментность снятия заикания. Отмечались нередкие случаи недостаточного обследования и отбора больных для сеанса. Однако в принципе как психотерапевтический метод лече­ния заикания он в комплексе с другими мерами воздействия может быть использован. В настоящее время некоторые спе­циалисты применяют в своих методиках предложенные К.М. Дубровским психотерапевтические приемы.

В лечении заикания используется также метод внушения в состоянии гипнотического сна. В быту неправомерно боль­шое значение придается этому методу. Практика использо­вания гипноза в психотерапии заикания показывает, что его результаты недостаточно стойкие.

В настоящее время в психотерапии заикания применяет­ся метод внушения в гипнотическом состоянии в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов суггестии является метод аутогенной тре­нировки, предложенный Шульцем, который может быть использован в лечебных целях. У нас этот метод также раз­рабатывался. Он применяется преимущественно при лече­нии различных неврозов, сопровождающихся расстройством эмоций, страхом, общим мышечным напряжением. Сущ­ность метода состоит в том, что путем самовнушения по оп­ределенной формуле вызывается состояние покоя и мышеч­ного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане он может быть полезен при логоневрозах (заикании), посколь­ку больной овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность спазмов.

Использование психотерапевтических приемов, и в част­ности аутогенной тренировки, в комплексной работе с заи­кающимися находит свое отражение в методиках, предла­гаемых А. И. Лубенской, С.М. Любинской, М.И. Мерлис, Ю.Б. Некрасовой, В.М. Шкловским, Л.З. Андроновой и др.

studfiles.net

Давно хотел написать пост о заикании. Я сам начал заикаться лет с пяти, и занимаюсь этим увлекательным делом до сих пор. Так как это большая составляющая часть моей жизни, то так сразу и не соображу, с чего начать-то. Например, откуда эта пакость берётся? Вопреки расхожему мнению, испуг становится причиной заикания весьма редко. Меня просто замучили вопросами — не собачка ли меня испугала в детстве? Отвечаю: нет, не собачка! Насколько я могу сам об этом судить, заикание носит чисто неврологический характер. Вообще это какое-то дурацкое слово – заикание, заика, заикаться. Поверьте, что к ИКАНИЮ заикание не имеет никакого отношения. Мне ближе термин логоневроз. «Логоневроз — один из типов заикания. В противовес неврозоподобному заиканию, логоневроз («логоc» — речь, то есть «речевой невроз») — заикание невротическое, характеризующееся непостоянством проявления и сочетанием с другими неврозами. Возникает, как правило, в результате стресса, обладает всеми признаками невроза» (Википедия).

Если вам вдруг — ну, чего не бывает в жизни — кто-то скажет, что он знает, почему люди заикаются, не верьте ему. Разрешаю даже аккуратненько плюнуть ему в лицо. Потому как причины возникновения заикания до сих пор науке толком не известны! Предполагается лишь, что «возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов». Насчет генетических — не знаю, а вот неврологических – это точно. Например, я поздно заговорил: молчал, молчал, а где-то в три года затрещал, как горошина в жопе. Плюс отец со своими вечными окриками и скандалами. Плюс друг у меня был во дворе – заикался. Плюс две пневмонии, односторонняя и двусторонняя, практически одна за другой, плюс удаление гланд и аденоидов. И вот вам результат!

Лечили меня с пяти до семнадцати лет постоянно. Сначала у Бориса Зиновьевича Драпкина. Но он был сторонник медикаментов, и мне его лечение не помогло абсолютно. Что я принимал — не помню, запомнился почему-то только фитин (увы, отнюдь не психотроп). Потом – логопедический детский сад (кажется, Некрасовой) на Шаболовке, один год, старшая группа. Бесполезно. Потом меня повезли куда-то в Белые столбы к каким-то мэтрам тогдашней психиатрии. Они долго изучали мои детские рисунки; а, надо сказать, была у меня такая серия наподобие комиксов «из жизни собак». Не знаю почему – собаки меня прикалывали тогда. Псы. Жили псы (как оно и должно быть) в своём государстве, и называлось оно Песондрия (вполне логично, по-моему). Но в силу некоторой малограмотности (коей до сих пор страдаю) написано мною было «Писондрия», Представляете, как эти фрейдисты там обрадовались? Да они просто от ликования готовы были в штаны наложить! И судьба моя была предрешена. Лечить! Случай запущенный. Так я попал к Виктору Марковичу Шкловскому в ПНД № 2, он же «Всесоюзный Центр Патологии Речи», он же просто Речцентр. Попасть туда было решительно невозможно, и мой дедушка попросил Туполева (тот был еще жив) подписать просительное письмо. АНТ подписал. Находился Речцентр где-то в районе Филёвского Парка. Возили меня туда часто. Летом нас всех вывозили в Литву, в Друскининкай, где находился известный парк отдыха. Там заики занимались с логопедами на свежем воздухе и укрепляли расшатанные нервы в каскадах с ледяной водой из местной речки. По вечерам взрослые заики клеили девок, как наших, так и местных. Бывали драки. Я тогда был еще мал, и никого не клеил.

Речцентр Шкловского не вылечил моего заикания, но зато дал мне одну очень важную вещь, может быть, не менее нужную, чем само по себе излечение – мне стало абсолютно на заикание насрать. Они научили меня не бояться своего заикания, и не комплексовать, за что им отдельно большое человеческое спасибо!

По собственному опыту я знаю мало людей, которым удалось преодолеть заикание, что называется вылечиться. Из тех, с кем я лично лечился, вспоминаются только Саша Зельдович (впоследствии стал известным кинорежиссером) и Витя Эскин (Авигдор Эскин, известный сейчас в Израиле человек). Но, скажу вам по секрету — они с самого начала сачка давили, в плане что попросту прикидывались заиками. Халтура! Видел я настоящих заик, которые вообще ни одного слова сказать не могут – вот это я понимаю, вот это респект и уважуха.

Помню один забавный случай: прихожу как-то в речцентр на занятия к логопеду, а там вдруг устроили опрос, точнее тестирование. Раздали вопросы, велели заполнить анкету. Беру, заполняю, пока не натыкаюсь на такие вопросы – «состояние речи в состоянии алкогольного опьянения, полового возбуждения». А мне лет 13 было наверно: что писать-то? Поржал только! Зато сейчас могу сказать – в состоянии АО речь однозначно ухудшается, в состоянии СВ – не меняется)

Еще мне дедушка как-то подкузьмил: приезжаю на каникулы в Жуковский, а дед довольный такой, я тебе говорит сюрприз сделал, типа. Я обрадовался, какой, говорю. А дед – договорился с одной врачихой, она лечит по методике Стрельниковой. Попасть вообще невозможно, к ней едут со всего Союза, еле-еле удалось. Я готов был деда убить за это. В каникулы мотаться к врачам – вот еще выдумал! Стоит ли говорить, что Стрельникова мне тоже не помогла.

Немного статистики. Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием — повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов — это уже заикание. В мире заикается примерно 1 % взрослого населения (из них 80 % — мужчины, и 20 % — женщины) и 2,5 % детей дошкольного возраста. Около 5 % людей заикались когда-либо в детстве. Из знаменитостей заикались (кто в детстве, а кто и всю жизнь): некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, Демосфен, Эзоп, Мэрилин Монро, Уинстон Черчиль, Льюис Кэрролл, Исаак Ньютон, Сомерсет Моэм, Чарльз Дарвин, Король Великобритании Георг VI, Император Наполеон Первый, Джон Апдайк, Эдгар Кейси, Брюс Уиллис, Харви Кейтель, Эрик и Джулия Робертс, Энтони Куинн, Самюель Л. Джексон, Жерар Депардьё, Скэтмэн Джон (Джон Пол Ларкин), Борис Хмельницкий, Анатолий Кторов, Николай Бурляев, Леонид Кмит, Фаина Раневская, Александр Стальевич Волошин, Сергей Уточкин, Артемий Троицкий, Сергей Михалков, Роберт Рождественский, Пётр Мамонов, Дмитрий Певцов – и список еще весьма не полон! Так что нашего полку немало.

По-английски «заикание» — stutter(ing) (другое значение «запинаться»), stammer(ing) (другое значение «произносить с остановкой»), по-французски — begaiement (другое значение «лепет»; «первые шаги в каком-либо деле» ), по-итальянски — tartagliamento (другое значение «бормотание»), balbuzie – собственно заикание, и по-испански tartamudez, tartamudeo – это конкретно заикание. «Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание» (Википедия)

Несколько нетёплых слов об отношении к заике окружающих. Если честно, это отношение часто просто бесит. У людей какое-то странное мнение, что если ты, например, слепой, или у тебя нет рук и ног – это понятно, инвалид, бедненький, жалко, помочь надо; а если ты просто не всегда и не всё можешь сказать (причем ты сказать-то в принципе можешь, но, видите ли, НЕ В ТОМ ТЕМПЕ, КАК ПРИВЫКЛО БОЛЬШИНСТВО!) – то можно и откровенно над тобой ржать, и трубки кидать (типа ПЕРЕЗВОНИТЕ), и выкидывать другие не менее скотские коленца. Из-за того, что у обывателя логос, по всей видимости, тесно ассоциируется с мышлением, заику частенько считают каким-то умственно неполноценным – то ли пьяным, то ли дебилом, то ли еще чем. Или еще хуже, ты начнешь говорить одно, а тебе участливо подсказывают совсем другое. Короче, не знаю, возможно, совсем немым живется еще хуже, но заике жить тоже довольно несладко. Если на это обращать внимание, конечно! Однако, если заморачиваться по поводу обид на людей, лучше вообще покончить с этой проклятой жизнью 🙂

По мне, заикание – это некая форма внутреннего, возможно неосознанного протеста. И, конечно, в нём есть большой элемент какого-то «трансцендентного тормоза», некой мистической заботы свыше – видимо, чтоб ты не наболтал лишнего! Типа «остановись, подумай, не спеши». «Противоборство означает отстаивание своих прав. Заикание — это попытка приостановить самоутверждение. Я не могу представить себе что-либо более несправедливого и неприятного, чем невозможность допускать и выражать свои мысли». (Харви Кейтель).

ru-stammer.livejournal.com