Понятие стресса дистресса

Стресс — обязательный компонент жизни,— отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово “дистресс” можно перевести как “истощение”, “несчастье”.)

стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или “истощают свой ресурс” при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас тут же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако современная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная система и организм пытается справиться с неполадками своими силами. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности. Поэтому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она “зашкалила” за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуацией и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. “Закалять” организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего выше сказанного о стрессах, таковы:

  • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс — это “аромат и вкус жизни”.
  • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.
  • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь.
  • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно “с умом”, с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации.
  • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.
  • Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.

    studopedia.ru

    Вы включаете компьютер, а на экране вместо привычной процедуры загрузки — «Disk C: not found» или «Boot sector is failure». А вы уже и забыли, когда и куда дублировали свою информацию. Ваше состояние в этот момент психологи называют «острый стресс«.

    Что такое стресс? В переводе с английского stress — давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями вашей жизни.

    • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
    • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
    • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.
    • Причины возникновения

      Факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров.

      Физиологический механизм

      При всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс в сущности одинаковая. В организме запускаются выработанные много веков назад биохимические процессы, назначение которых — справиться с экстремальной ситуацией.

      Последствия для здоровья и психологического состояния

      Не зря говорят: «Все болезни — от нервов (и только одна — от удовольствия)». Шоковые ситуации, переживания вызывают в организме значительные сдвиги, в большинстве своем негативные.

      Как преодолеть шок и депрессию, как минимизировать их негативное воздействие? Поговорим отдельно о выходе из острого стресса, о борьбе с его отдаленными последствиями и о том, как стресс снимать не надо.

      Как не допустить психологических перегрузок

      Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы получать побольше приятных эмоций и переживаний и свести к минимуму количество неприятных.

      Другие материалы о том, как справиться со стрессами, вы можете найти в нашей подборке статей на эту тему.

      Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!

      comp-doctor.ru

      Смысл жизни и стресс без дистресса.

      Теория Ганса Селье (1907-1982)

      Выдающийся канадский физиолог Ганс Селье не создал своего направления в психологии, однако много его идей имеют основополагающее значение для этой науки. Вопросы адаптации и приспособления организма, стресса и дистресса, творчества (в частности научного), этического истолкования естественнонаучных и психологических открытий, поиска смысла жизни, построение этической теории альтруистического эгоизма — все это дает основания отвести Селье почетное место в истории психологии.

      Ганс Селье родился в Вене. С 1932 года работал в Канаде. Проявил большое трудолюбие и творческий поиск в научно-исследовательской работе. Ему принадлежит более тысячи публикаций, среди них 20 монографий. Он создал институт, которым руководил много лет. Был активным организатором исследований проблем стресса, результаты которых вышли далеко за границы патофизиологии и получили общенаучное значение.

      В 1936 г., изучая влияние неблагоприятных условий на крыс, Селье сформулировал понятие «стресс как синдром физиологического ответа на повреждение как таковое» и понятие «общий адаптационный синдром» (General Adaptation Syndrome, GAS). Этот синдром был назван «триадой».

      Когда стрессогенный фактор действует непрерывно, «триада стресса» меняется по интенсивности. Соответственно существует три стадии этих изменений.

      Стадии общего адаптационного синдрома:

      1. Реакция тревоги и мобилизация адаптивных возможностей организма.

      2. Стадия резистентности (сопротивления).

      3. Стадия истощения.

      Селье отмечает, что ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стресс-агент слишком сильный, организм погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если он выживает, то за первоначальной реакцией обязательно наступает стадия «резистентности»

      Второй стадии свойственна сбалансированность в расходах резервов адаптации. Организм продолжает существовать, хотя требования к адаптационным системам имеют повышенный характер. Поскольку «адаптивная энергия не безгранична», а стрессор продолжает свое влияние, наступает стадия истощения.

      Здесь, как и на первой стадии, возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. Помощь уже не может осуществляться за счет собственных резервов, это лишь призыв о помощи из внешнего мира — поддержка или устранения стрессора, который истощает организм.

      Г. Селье во время лекции в Луизиане объясняет принцип общего адаптационного синдрома. Фото: Fondation Hans Selye

      Коллизионные ситуации могут длиться короткое время, когда приходят на помощь всегда готовые программы реагирования. Эти ситуации (уже как длительные) требуют адаптивной перестройки функциональных систем организма, что должно сказываться и на внутренних субъективных состояниях.

      При длительном пребывании организма в экстремальных условиях наступают значительные изменения — физиологические, психологические и социально-психологические. Они приобретают уже необратимый характер. Организм вступает в полосу патологических повреждений, что может привести к смерти. В дальнейших исследованиях явления общего адаптивного синдрома было установлено, что возникает стадия «супер и гиперкомпенсации», когда необратимо подавлены защитные механизмы, истощенные эрготропные функции живой системы и начинают доминировать трофотропные факторы, что неизбежно приводит организм к коллапсу, шока и смерти, если только не вмешаются внешние силы.

      Селье выдвинул теорию, что синдром общей адаптации присущ любым живим организмам, включая людей. Различные изменения среды вызывают один и тот же «неспецифический» физиологический ответ, который может быть вреден или полезен организму. Он и называется стрессом.

      Стресс — это неспецифический ответ на любые требования среды, представляющий собой напряжение организма, направленное на приспособление и преодоление возникших трудностей.

      Нетрудно увидеть, что теория общего адаптационного синдрома (ОАС) может быть понята как некий аналог развернутой деятельностной структуры. Этот аналог показывает, как она отражается на психическом и физическом здоровье организма. Речь идет о тревоге как формировании ситуативных значений, о сопротивлении, резистентности, которая выражается в форме и силе мотивации, и об истощении как результанте, выраженном в действиях (не обязательно в телесных внешних движениях).

      Совокупность стрессов и характер их влияния на организм составляет ситуативный аспект ОАС. Нарушение стабильности в отношениях между «внешней» и «внутренней» средой организма, то есть нарушение гомеостазиса, влияет, в частности, на эмоциональное напряжение, которое требует разрядки и восстановления гомеостазиса. Поскольку нарушение среды продолжается, его напряжение можно квалифицировать как мотивацию, направленную на восстановление гомеостаза, или как адаптацию. Сама адаптация предполагает ряд действий (включая изменения и внутренней среды, и поведения организма.

      В этом состоят три части, или этапы, общего адаптивного синдрома.

      Стадии стресса по Г. Селье

      Итак, адаптационный синдром выражает общий закон поведения живых существ и включает три фазы — реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

      Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое требование среды.

      Дрожание на морозе для выделения тепла имеет специфический характер. Лекарства, гормоны имеют другое специфическое действие. Но все эти агенты имеют и нечто общее. Они ставят перед организмом требование его перестройки с целью надлежащей адаптации к трудностям среды. Другими словами: кроме специфического эффекта, все агенты, влияющие на человека, имеют также и неспецифическую потребность осуществления приспособительной функции, чтобы восстановить нормальное состояние.

      Вредный или неприятный стресс Селье называет дистрессом.

      В отличие от дистресса, стресса не следует избегать. Он является и приспособлением к изменениям среды, и мобилизацией сил для защиты организма. Полная свобода от стресса означает смерть. Селье считает возможным использовать стресс и наслаждаться им, если лучше понять его механизмы и выработать соответствующую философию жизни. Тогда стресс сопровождается приятными переживаниями радости, достижения, самовыражения.

      Селье специально останавливается на мотивации, указывая на удовлетворение инстинктивных влечений, потребности в самовыражении, накоплении богатства, получении власти, творчестве, достижении цели. Все эти мотивы обусловливают человеческое поведение. Это дает основание связать с учением об общем адаптационном синдроме психолого-этические проблемы.

      Ганс Селье в своей библиотеке. Фото: Fondation Hans Selye

      Альтруизм рассматривается как видоизменение форм эгоизма, которое порождает благодарность, — мысль, которую основательно развивал еще Г. Сковорода. Побуждая других людей желать нам добра за то, что мы для них сделали, мы вызываем положительные чувства к себе. Это и есть альтруистический эгоизм.

      Заслужить уважение и благодарность — в этом Селье видит основы «естественного» кодекса поведения, полезного личности и обществу. Альтруистический эгоизм он стремится сделать девизом общечеловеческой этики.

      Аналогичный закон действует и в животном мире. В частности, в колониях клеток конкуренция перекрывается взаимопомощью. Существует и сотрудничество между отдельными живыми существами (симбиоз). Совершенная система взаимопомощи между частями единого организма сводит к минимуму внутренний стресс и способствует их гармоничному сосуществованию.

      Вопреки всем кодексам поведения, которые предлагают различные религии, философские и политические системы, межличностные отношения в реальной жизни остаются крайне неудовлетворительными. В стрессе, вызванном необходимостью сосуществовать друг с другом, Ганс Селье видит главную причину дистресса. Приязнь и благодарность, ненависть и жажда мести отвечают за наличие или отсутствие дистресса в человеческих отношениях.

      Человек делает выбор: либо принимает каждый вызов и сопротивляется, либо уступает и покоряется. Здесь каждый должен руководствоваться естественной философией поведения.

      Людям для счастья нужны разные степени стресса. Каждый выбирает «комфортный» для себя уровень. Следует учитывать и цикличность жизненных процессов. Если цикл не полностью завершен, наступает дистресс.

      Г. Селье в лаборатории, 1965-й год. Фото: Fondation Hans Selye

      Биологическая необходимость полного завершения жизненных циклов распространяется и на произвольное человеческое поведение. Эту цикличность Селье относит к трем фазам который воспроизводится в миниатюре несколько раз в день, а в полной мере — в течение всего жизненного пути. Какие бы требования ставила перед людьми жизнь, они начинают с первичной реакции удивления или тревоги в связи с отсутствием должного опыта и неумением справиться с ситуацией. За первоначальной реакцией наступает фаза сопротивления, когда человек учится решать задачи умело и без лишних волнений. Дальше наступает фаза истощения, когда потрачены запасы энергии, и это приводит к усталости. Селье указывает на удивительную сходство этих фаз на неустойчивость неопытного детства, устойчивость зрелости и старение в пожилом возрасте.

      Особое внимание Селье уделяет проблеме мотивации в связи с проявлениями общего адаптационного синдрома. Отсутствие мотивации он считает самой большой душевной трагедией, которая разрушает все жизненные основы личности. Он подчеркивает значение мотивации — преимущественно в форме потребности свершений, которые всем принесут удовольствие и никому не сделают зла.

      «Образ жизни, учитывающий реакции человека на стресс непрерывных изменений, — единственный выход из лабиринта противоречивых суждений о добре и зле, справедливости и несправедливости, в которых наше нравственное чувство заблудилось и погасло». Современная жизнь ставит перед человеком задачи постоянной адаптации. Ведь от действительности убежать нельзя.

      В изнурительной реадаптации Селье видит главную причину дистресса. А стресс — это аромат и вкус жизни. Кому нужна жизнь без дерзаний, успехов, ошибок? Соответствующая деятельность имеет целебную силу и помогает держать механизмы стресса «в хорошей форме». Здесь и выступает большая польза труда с его стрессовой динамикой.

      Селье излагает отношение между стрессом, трудом и свободным временем. Результаты лабораторного изучения стресса дают солидный научный базис для социального прогресса. «Практические деятели переведут плоды медицинских исследований и психологической переориентации в термины государственной и даже международной политики».

      Он противопоставляет два типа влиятельных людей: творцы и проходимцы, которые добиваются влияния и власти. Выдающиеся творцы в умственном плане гораздо выше ловких интриганов, но они не всегда могут применить свои дарования в соревновании с ними.

      Стресс, приводящий к фрустрации, оставляет после себя неизлечимые рубцы. Накопление неустранимых повреждений является важным симптомом старения. По аналогии Селье приводит поведение охотничьей собаки, которая с гордостью приносит своему хозяину добычу невредимой.

      Для преодоления дистресса рекомендуется найти работу, соответствующую способностям и дарованиям человека.

      Цель жизни Селье определяет как типичный биолог-экспериментатор. Это — самосохранение, реализация врожденных способностей и влечений с наименьшими потерями и неудачами. Следует учитывать и типологию людей. Ведь существуют экстравертные и интровертные, близкие и отдаленные цели. Последние освещают нам путь в течение всей жизни, отодвигая сомнения при выборе и совершении поступков. Бесстрастную логику используют только для того, чтобы достичь эмоционально выбранной цели. Окончательная цель жизни человека — раскрыть себя наиболее полно, проявить свою «искру Божью», добиться уверенности и надежности. Для этого следует найти для себя уровень стресса и тратить адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которые соответствуют врожденным особенностям и преимуществам индивида.

      Выступая уже как моралист, Селье находит движущие силы поведения людей в желании добиться одобрения своих поступков и в страхе перед осуждением. «Для меня, — говорит он, — жажда одобрения и признания была одной из главных движущих сил в течение всей жизни».

      Пока существует человечество, эгоизм должен оставаться основным рычагом поведения. Когда он исчезнет, исчезнет сама жизнь. Но вместе с эгоизмом должен проявляться и альтруизм, чтобы преодолевать агрессивность эгоизма. Для этого следует разумно согласовывать свои поступки с законами природы. Этого очень трудно достичь, и люди все еще находятся очень далеко от всеобщего блаженства.

      Селье, по его признанию, не сказал ничего нового своим этическим учением: все это лежит в основе большинства религий и философских систем на протяжении веков. Каждый человек должен выработать кодекс поведения, который примиряет его извечные влечения, столкновение которых вызывает у большинства людей душевные страдания.

      «Заслужить любовь ближнего» соответствует старинной заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Селье напоминает, что этот принцип принес людям много добра, но осуществить его трудно, и сам он его не придерживается. Разве можно всех любить? Этот вопрос задавал и Фрейд: как можно любить мерзавца? Вместе с тем данный принцип Селье хочет согласовать с биологическими законами. Поэтому он формулирует положения: «Заслужи любовь ближнего». Но при этом не надо любить мерзавцев. «Любить ближнего как самого себя» противоречит биологическим законам. Ближний — это, по Селье, родственный в духовном и интеллектуальном смысле. Это и есть столп бытия: опора в других.

      Селье непосредственно сочетает естественное и психологическое, стремясь скорректировать биологизм благородством конечной цели. Резюмируя свою попытку опереть этику на биологические основы, он прежде всего говорит о назначении своего этического кодекса. Кодекс должен указать цель жизни — заслужить доброжелательное отношение. Это не вредит никому.

      Учитывая ограниченный запас жизнеспособности индивида, следует мудро тратить данный природой капитал, понимать биологическую необходимость активности, ставить достижимую цель, переключаться для отдыха на другую работу. Ничто так не помогает, как целебный стресс отвлечения внимания.

      Следует внимательно выбирать синтоксическую или кататоксическую тактику в повседневной жизни. Здесь важен выбор между поступком и сопротивлением. Синтоксические или кататоксические гормоны передают химическим языком приказ мирно сосуществовать с агрессором или вступить в бой. Только на эмоции рассчитывать здесь невозможно.

      Селье считает свой кодекс приемлемым для людей любой идеологии. Быть ближе к природе — его лозунг, хотя он и далеко не новый (это исповедовали киники, Ж. Руссо и др.)

      Чтобы избежать стресса конфликтов, разрушенных надежд и ненависти, чтобы получить мир и счастье, следует уделять больше внимания изучению естественной основы мотивации и поведения, и наконец — поступков. Здесь Селье дает «полезные советы». Стремясь завоевать любовь, не дружи с бешеной собакой. Держись настоящей простоты жизненного уклада. Правильно выбирай синтоксическую или кататоксическую тактику. Вспоминай светлое, а не обременительное. Веди счет только радостным дням. И т.п.

      Природный кодекс, основанный на неспецифических механизмах адаптации, ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом нравственного поведения.

      Ганс Селье поставил важный мировоззренческий вопрос о связи конкретных научных знаний и характера нравственного поведения человека. Биологу и физиологу, который обладает психологическим мышлением, это сделать, видимо, было проще, чем математику или физику. Когда-то Макс Планк совершенно неожиданно закончил свою книгу о статистической и динамической картине мира так: «Все, что я говорил о законах физики, интересно, но главное заключается в том, как человек должен поступать».

      Пожалуй, непосредственный переход от конкретно научных знаний к принципам этического поведения сам по себе достаточно искусственен. Однако нет сомнения в том, что проблемы человеческого поступка и его нравственных устоев влияют на пафос творчества, и настоящий ученый видит в этом исходную мотивацию своей научной деятельности. Когда же он формулирует любые конкретные вопросы своей науки, они имеют вокруг себя священный нимб, освещаются им, и мы видим в каждой, на первый взгляд — индифферентной, научной мысли основание смысла человеческого бытия. Оно наполняется конкретным содержанием, мотивирует творческое вдохновение и подсказывает человеку путь от мечты к открытию.

      1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960.
      2. Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982
      3. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М., Прогресс, 1987
      4. Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003

      psyfactor.org

      Понятие психологического стресса. Теория стресса Г. Селье

      Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

      Основное "тело" стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.

      Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

      Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

      Применительно к обсуждаемому рамках реферата предмету – психосоматике, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса" – наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны.

      Возможные реакции организма на стресс:

      Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

      Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

      Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

      Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

      Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

      Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

      1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

      2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

      3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

      4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога.

      5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни, движение способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

      6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни.

      7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

      studopedia.ru

      Эустресс (от греч. эу — «хороший» или «настоящий») — благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса.

      Однако стресс, становящийся хроническим и/или чрезмерно интенсивным, опасен, и с ним надо бороться. Такой стресс в медицине именуется дистрессом.

      Дистресс (от англ, distress — «горе», «страдание», «сильное недомогание», «истощение») — неблагоприятный стресс, в результате которого истощаются защитные силы организма, что приводит к срыву механизмов адаптации и развитию различных заболеваний, вплоть до смертельного исхода. Другими словами, дистресс — это состояние человека, потерявшего способность приспосабливаться к миру, в котором он живет.

      Острый дистресс — дезорганизация поведения человека при неожиданном, «катастрофическом» (обычно представляющем угрозу жизни или ее основным ценностям) событии (например, при землетрясении, неожиданном нападении, утрате близких). Характерно неадекватное ситуации поведение (например, бесцельное метание или замирание в одной позе) и/или возникновение острых соматических нарушений (гипертонический криз, инсульт, инфаркт миокарда, стрессорная язва и т. д.).

      Хронический дистресс — длительное воздействие на человека неблагоприятных стресс-факторов (особенно психологических, социальных или экологических). Это, к примеру, может быть конфликтная, безвыходная ситуация в семье, приносящая эмоционально негативные переживания, особенно на фоне различных неврологических и соматических нарушений (остеохондроза, гипертонической болезни, гинекологических нарушений и т. п.).

      Примеры положительного воздействия стрессов

      • При падении на ногу камня происходит сужение сосудов (уменьшение кровотечения), повышение свертываемости крови (заживление раны), выделение в кровь обезболивающих веществ (предотвращение болевого шока и сохранение способности оценивать ситуацию), усиление физической активности и выносливости (за счет перераспределения крови и выработки в мышцах дополнительной энергии).

      • Мобилизация внутренних ресурсов перед экзаменами у студента. Характерны уверенность в себе, адекватная оценка своих сил, анализ ситуации и прогноз событий. Позволяет достичь максимального результата.

      • Высокопрофессиональные спортсмены часто описывают необычное состояние тела и психики, появляющееся у них во время соревнований. Для него характерно спокойное сознание и относительно расслабленное тело, то есть так называемая спокойная настороженность. В результате увеличиваются скорость, сила и координация; происходит полная концентрация на существующем моменте.

      «Отсутствие стресса есть смерть». То есть если бы человек не испытывал стрессорных ситуаций, он бы не выжил как вид.

      meddoc.com.ua

      Читать онлайн «Стресс без дистресса» автора Селье Ганс — RuLit — Страница 4

      Хотя работа исследователя и преподавательские обязанности не оставляют времени для околонаучных занятий, контакты с этими разнообразными группами людей способствовали углублению и уточнению моих взглядов на философские выводы из исследований стресса. Я пришел к мысли, что "благодарность" — это лишь одна из сторон более широкого понятая любви, которое в прошлом не раз использовали для обозначения всех положительных чувств к другим людям, включая уважение, доброжелательность, сочувствие и многие формы одобрения и восхищения. Кроме того, научно-технический прогресс в современном быстро меняющемся мире предъявляет все более жесткие требования к нашей способности приспособления. С помощью средств массовой информации мы ежедневно сталкиваемся с новыми и зачастую зловещими событиями на земле (война во Вьетнаме, Уотергейтское дело, события на Ближнем Востоке) и даже в космосе. Путешествия на реактивных самолетах создают у многих из нас ощущение, будто мы вырваны из родной почвы и стали бездомными. Растущая потребность "видеть мир" вызывает необходимость приспосабливаться к различным временным поясам, обычаям, языкам, типам жилищ и порождает чувство неустойчивости из-за непредсказуемых изменении в расписании полетов. Почти мгновенно тревожные известия и будоражащие идеи распространяются во всех слоях общества, и потому все труднее сформулировать надежный кодекс поведения и тот прочный идеал, на который можно было бы опереться. В этой книге будет сделана попытка развить мысли, впервые высказанные в "Стрессе жизни", и тем самым изложить мои нынешние взгляды — не только осовременить философию благодарности, но и обосновать свое кредо, показав, что оно в большой степени исходит из общих законов природы, в частности законов, описывающих реакцию организма на стресс. Эта концепция не раз помогала мне счастливо удерживаться на твердом пути во многих превратностях и злоключениях моей долгой жизни и, надеюсь, поможет и другим.

      Не могу предложить никаких полезных советов тем, кто удовлетворен бесцельным существованием, кто потворствует собственным прихотям и бездумно плывет по течению, тем, для кого это не отдых от основных занятий, а конечная жизненная цель. Заметьте, я не осуждаю их — биологу не пристало становиться в позу арбитра нравственных ценностей. Но насколько я понимаю, большинство этих созерцателей жизни не знают подлинного счастья. Они просто потеряли себя, часто еще в юношеском возрасте, ибо недостаточно размышляли о выборе профессии и жизненного пути. И все же некоторые из них — очень немногие — кажутся вполне довольными тем, что ничего не делают и живут милостями природы или трудом других. Несомненно, их положение шатко и непрочно, ведь ни у кого нет причин защищать их. Но в мирное время и под надежным покровительством они могут безбедно порхать по жизни. Как бы то ни было, моя книга адресована не таким людям — если только она не изменит их мировоззрения.

      Высказанные в книге идеи вытекают из великих биологических законов, которые управляют защитой организма от вредных воздействий и оберегают жизнь во враждебном окружении, особенно при чрезмерном стрессе. (Поэтому я сначала изложу в популярной форме то, что мы узнали о стрессе и объективных лабораторных экспериментах. Затем будет показано, каким образом наши открытия помогут наметить путеводные линии естественного человеческого поведения. Минимум специальных научных сведений необходим, чтобы не получилась еще одна "вдохновенная" книга, опирающаяся на умение автора убеждать людей, а не на доказуемые и очевидные законы природы.

      К идеям, о которых будет рассказано, я пришел, занимаясь изучением стресса. Но, формулируя свои рекомендации, я учитывал и ранее известные факты: эволюцию природного эгоизма живых существ; их потребность в безопасности и реализации мотивов, которые движут поведенном; трудность выбора между удовлетворением ближайших потребностей и достижением отдаленных целей. Однако эти факты лишь весьма поверхностно, а иногда и вовсе не связаны с тем, что я назвал "синдромом стресса",

      Все эти вопросы будут затронуты в тех разделах книги, где это окажется уместным. Но начнем с понятия биологического стресса, ибо именно оно привело меня к мысли, что лучшая линия поведения — стремиться "заслужить любовь ближнего".

      Что такое стресс?

      Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. Термины "дарвиновская эволюция", "аллергия" или "психоанализ" уже прошли пик своей популярности в гостиных и в разговорах за коктейлями. Но мнения, высказываемые в таких беседах, редко бывают основаны на изучении работ ученых, которые ввели эти понятия.

      В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина "стресс" и механизмов его? Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом?

      Слово "стресс" так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли "стресс" просто синонимом ""дистресса"? Что это,

      *Distress (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress (англ.) — давление, нажим, напряжение. — Прим, пер ев.

      усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада ? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать -"вот это и есть стресс", потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

      Как же справиться со стрессом жизни, если мы не можем даже определить его? Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака,— все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с, возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса. Различие между стрессором и стрессом было, вероятно, первым важным шагом в анализе этого биологического явления, которое мы все слишком хорошо знаем по собственному опыту.

      Но если мы хотим использовать результаты лабораторных исследований стресса для выработки жизненной философии, если мы хотим избежать вредных последствий стресса и в то же время не лишать себя радости свершения, нам следует больше знать о природе и механизмах стресса. Чтобы преуспеть в этом, чтобы заложить краеугольный камень научной философии поведения — разумной профилактической и терапевтической науки о поведении человека, — мы должны в этой довольно трудной первой главе вникнуть в основные данные лабораторных исследований.

      Логично начать с того, что врачи, обозначают термином стресс, и одновременно познакомить читателя с некоторыми важными специальными терминами.

      Стресс есть неспецифический ответ организма на любое

      предъявленное ему требование.

      Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом неспецифический, Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

      www.rulit.me

      Стресс и дистресс в жизни человека

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

      и психолого-педагогических дисциплин

      СТРЕСС И ДИСТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

      По курсу «Психология»

      М.Л. Драгун, студент 3 курса

      И.В. Слабухо, ассистент кафедры

      гуманитарных и психолого-

      Стресс как явление. Основные понятия

      Экспериментальное исследование учебной тревожности

      Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

      Проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

      Список использованных источников

      С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

      Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

      Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

      Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса – не болезнь. Хотя российский психофизиолог Ю.И. Александров отмечает, что стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья [6, 326]. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

      Цель работы – рассмотреть феномен стресса, изучить его психологические и биологические особенности проявления у человека; более детально исследовать это явление на примере экзаменационного стресса.

      Объект исследования – анализ таких психических стрессовых состояний личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации учебы и экзамена.

      Предмет исследования – готовность студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности в стрессовой ситуации экзамена. Также выясняем основные последствия экзаменационного стресса.

      В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

      1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня стресса студентов в экстремальной ситуации экзамена.

      2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.

      3) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.

      Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

      1. Изучение и анализ теоретической и экспериментально литературы по психологии, педагогике. В частности, проблема стресса в жизни человека рассматривается в изученных нами трудах таких авторов, как:

      Г. Селье, «Стресс без дистресса». Этот автор является создателем теории стресса, на его теорию опираются все последующие ученые, исследующие явление стресса.

      Ю.В. Щербатых, «Психология стресса и методы коррекции». Работа, современного российского ученого, в которой широко рассмотрено явление стресса и тревожности.

      Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». Работа советского автора, также изучавшего стресс.

      2. Проведение анкетирования и наблюдений.

      3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблиц.

      Базой исследования стал Минский государственный высший радиотехнический колледж, 16 студентов которого 3 курса приняли участие в эксперименте. Способ проведения эксперимента – анкетирование, студентам были розданы бланки я рядом интересующих нас вопросов. Пример анкеты и заполненный бланки находятся в Приложении 1. Задача данного опроса: определить основные причины стресса у студентов, виды его проявления, способы его снятия, а также определение уровня тревожности студентов.

      1. Теория стресса

      Стресс как явление. Основные понятия

      Понятию стресса можно дать несколько определений:

      1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).

      2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, а – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [9; с. 105].

      3) Стресс – состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия – чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А.Г) – вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

      4) Стресс – ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

      Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры – разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.

      а) стрессоры физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.

      б) стрессоры психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

      Виды стресса (самая общая классификация).

      а) Стресс физиологический.

      б) Стресс психологический (можно разделить на 2 вида):

      – Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей , не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

      – Стресс эмоциональный возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды [11].

      У стресса можно выделить две формы:

      а) стресс полезный – в эутресс,

      б) стресс вредоносный – дисстрес.

      Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

      По мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникшее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов».

      Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».

      В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».

      Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

      Положительный эмоциональный фон;

      Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

      Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

      Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

      Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

      Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;

      Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

      Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [10, с.14].

      Стресс – это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием – человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

      Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

      Предпосылкой для возникновения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от действия факторов среды. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

      Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [9; с. 109].

      Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

      Стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания. Стресс – не всегда результат повреждения: « Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть[9].

      В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и степени его влияния на нашу деятельность, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так же плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме.

      В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.

      Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма.

      Психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта эмоциональных, потребностно-мотивационных, волевых, темпераментальных, характерологических особенностей личности, её опыта и т. д.

      Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

      1.2 Физиологический аспект

      Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

      Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году), впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания — микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

      Занявшись исследованием этих механизмов, Селье пришел к формулировке более универсальной концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях, и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.[9] Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

      Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

      Под словом неспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество. Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям.

      Это навело его на мысль о рассмотрении «физиологического стресса» как ответа на любое предъявленное организму требование.

      С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций:

      а) Активной, или борьбы.

      б) Пассивной – бегства из трудности, или готовности терпеть её.

      Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.

      Природа предусмотрела множество способов , с помощью которых приказы атаковать или терпеть яд передаются нашим клеткам на химическом языке. Биохимические исследования стресса показали, что эти два типа реакций во внутренне среде нашего организма обеспечиваются двумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьба обеспечивается выделением кататоксических агентов, которые химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, активно атакующих возбудителя болезни, ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделением синтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающих состояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касается сохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизни человек должен сам решать, какую реакцию избрать исходя из оценки наличной или прогнозируемой ситуации.

      Ганс Селье выделил 3 фазы общего адаптационного синдрома (О.А.О) или синдрома биологического стресса (динамика стресса):

      Стадия тревоги – это мобилизация адаптационных возможностей организма. Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора (По мнению Л.А. Китаева-Смыка длится 48 часов), б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма (в среднем составляет 11 суток). [3]

      Стадия сопротивления (резистентности или адаптации). Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, сбалансировано расходуя адаптационные резервы. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного, но в виду того, что адаптационные резервы ограниченны и если стрессор продолжает воздействовать достаточно для данного организма долго и нет возможности снять воздействие или уменьшить его интенсивность наступает третья стадия. Продолжительность стадии в десятки раз больше чем первой, в зависимости от интенсивности стрессора и запасов адаптационной энергии индивида.

      Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

      Рис.1 Динамика стресса

      Трёхфазная природа О.А.О. дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения и другие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока.

      После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причём продолжительность периода сопротивления зависит от врождённой приспособляемости организма и от силы стрессора. Поэтому если вовремя не снизится действие стрессора, в конце концов, наступает истощение и организм погибает.

      Точно не установлено, что именно истощается, но ясно, что не только запас калорий: ведь в период сопротивления продолжается нормальный приём пищи. Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление может продолжаться сколь угодно долго. Но подобно машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человек тоже становится жертвой износа. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство, когда низкая сопротивляемость и чрезмерные реакции на раздражители, зрелость, когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость и старость, с необратимой потерей приспособляемости и постепенным дряхлением, заканчивающаяся смертью.

      Необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубиной. Поверхностная адаптационная энергия доступна сразу же, по первому требованию, а глубокая адаптационная энергия хранится в виде резерва, который, по-видимому, не начинает активироваться до тех пор, пока хватает поверхностного. И если поверхностная энергия довольно легко восстанавливается (например, сном после тяжёлого трудового дня), то глубинная практически не подлежит восполнению. Таким образом, стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. [9]

      Дальнейшее изучение стрессовых воздействий показало, что есть разные категории людей, для которых стресс может стать предпосылкой к различным психосоматическим заболеваниям, таким как язва желудка, хроническая гипертония со своим следствием инфаркт миокарда и т.д.

      Роберт С. Элиот доктор медицинских наук, работающий в американском Институте медицины стресса, считает, что сердечные приступы, следствие фатальных изменений в сердечно — сосудистой системе, повреждения сердечных тканей и артерий. Тридцати летний опыт работы в области кардиологии позволил ему сделать выводы о том, что внезапные сердечные приступы, от которых умирает около 520 тысяч американцев ежегодно, есть результат стрессовых воздействий. Исследования Р.С. Элиота показали, что при современной физической и психологической нагрузках у каждого пятого человека имеются отклонения от нормы кровяного давления. На основании этого он выявил категорию «взрывных» людей. Постоянное повышенное кровяное давление ведёт к коронарной недостаточности и делает реальным риск возникновения смертельного сердечного приступа (сердечного удара). При стрессе повышается уровень холестерина в крови. Показателем здоровья человека является величина кровяного давления в момент повышенной активности организма, поэтому обследование в кабинете врача не может выявить степень риска сердечного заболевания. Установлена прямая связь между стрессом, нарушениями иммунной системы и раком. На современном уровне медицины можно выявить склонность к гипертонии задолго до того, как болезнь проявит себя. Элиот как последователь Г. Селье выделяет два вида реакций на стресс. Первый вид выглядит так: пытаясь овладеть ситуацией при воздействии стрессора, организм подготавливается либо к сопротивлению, либо к пассивной сдаче. Это время опасности, сердце гонит кровь быстрее и с большей силой, кровяное давление резко возрастает, лёгкие потребляют больше кислорода. В это время нашему мозгу требуется больше адреналиноподобных веществ – катехоламинов. Катехоламины, производные пирокатехина. Природные катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) — медиаторы нервной системы, первые два — гормоны надпочечников животных и человека. Участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма, обеспечивая гомеостаз. При физическом и психическом напряжении (стрессе), некоторых болезнях содержание катехоламинов в крови и моче резко возрастает. Мы либо решаемся противостоять опасности, либо нет. Причём не важно, что это за ситуация – поиск ли пищи в пустыне, попытка ли предотвратить столкновение со встречным поездом или необходимость правильно составить документ. Способность бороться или не бороться зависит от специфики вашей личности.

      Вторым видом реакции на стресс является хроническое беспокойство, в результате чего организм подготавливается к долговременным изменениям. Исследования показали, что это наиболее частая реакция на стихийное бедствие, истощение жизненных ресурсов, любой вид конфронтации и недовольства собой. Беспокойство является биологической реакцией организма на потерю самоконтроля, и в современном обществе этот вид реакции может иметь самые неприятные последствия.

      Во время тревоги усиленно выделяется кортизол. Под его воздействием кровяное давление медленно и неуклонно растёт, ощущается нехватка соли, увеличивается кислотность желудочного сока, поскольку организму требуется больше калорий. В кровь поступают высокоэнергетичные жиры и перерабатывающие ферменты. Иммунная система ослабевает, активность половых и других вторичных гормонов подавляется. Организм подготавливается к долгой перегрузке. Для большинства людей реальные физические опасности или условия выживания – весьма редкие явления, тем не менее, люди «взрывной» категории сильно реагируют на любой стрессор – так, будто постоянно подвергаются нападению тигров или им грозит неминуемая смерть от голода. Самые обыденные происшествия дают у них резкий скачок кровяного давления.

      Избыток катехоламинов в крови может приводить к повреждению сердечных тканей. Повреждения, вызванные катехоламинами наблюдаются у 86% умерших от сердечного приступа. [10]

      1. Стрессу одинаково подвержены все живые организмы способные взаимодействовать с окружающей средой.

      2. Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

      3. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально.

      Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида.

      1.3 Психологический аспект

      Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе дистресс. По Селье «Главный источник дистресса – в неудовлетворённости жизнью и в неуважении к своим занятиям…».[7] Эустресс – это положительный стресс без нарушений адаптации организма и в присутствии положительных эмоций.

      Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования.

      Само понятие психологический стресс было введено Р.Лазарусом, он считал, что психологический стресс – это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Дж. Эверилл считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П.Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих её самоактуализации». [4,с.231] Анализ психологического стресса требует учёта как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в стрессовой ситуации. Психологический стресс представляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

      Основные отличия между психологическим и биологическим стрессом можно представить в виде таблицы:

      Отличия между биологическим и психологическим стрессом

      xreferat.com