Понятие стресса Управление стрессами

3.Управление стрессами.

Цель и задачи: Ознакомиться с понятием профессионального стресса, изучить природу и методы его профилактики.

Природа и причины стресса.

Методы управления стрессом

Стресс – это естественная реакция на внешние нагрузки любого вида (перенапряжение, тревогу и ежедневную суету), которая вызывает ощущение того, что с ситуацией справиться невозможно. Когда нагрузки становятся чрезмерными, ухудшается самочувствие, появляются другие симптомы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней. К нему могут приводить: перегрузка работой, недостаточно четкое ограничение полномочий и должностных обязанностей, взаимоотношение с коллегами, недостаточная оплата труда, однообразие деятельности, отсутствии карьерных перспектив, плохие условия труда, долгая и выматывающая дорога на службу и др. Отсутствие информации и отсутствие времени являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Факторы, вызывающие производственный стресс, можно разделить на:

Объективные факторы (мало зависящие от личности работника):

Физические причины и физиологические причины такие как вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы: шум, вибрация, загрязненная атмосфера, длительная работа — шофер дальний рейсов, рваный темп деятельности — врач скорой помощи, повышенная ответственность – авиадиспетчер, отсутствие нормального режима питания на работе.

Структурно-организационные причины. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.

Дополнительные факторы стресса — чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда.

Субъективные факторы стресса (их развитие больше зависит от самого человека)

Социально-психологические причины: напряженные отношения с коллективом, конфликты, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.

Источником стресса могут служить межличностные отношения с :

вышестоящими должностными лицами (руководитель): из-за чрезмерного контроля, завышенных требований, недооценки труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения.

подчиненными: из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени.

лицами не работающими в данной организации, но контактирующие с ней (клиентами, партнерами и тд). Стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров при сдаче квартального или годового отчет в налоговую инспекцию. Для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.)

профессиональные стрессы личностного характера, обусловленые нехваткой знаний, умений и навыков, низкой самооценкой, неуверенностью в себе, страхом неудачи (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.

стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников, хроническими заболеваниями.

Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации.

Может проявляться в:

снижении производительности труда и мотивации работников,

повышенной конфликтности и ухудшении качества обслуживания клиентов,

повышении числа пропусков по причине болезни,

Руководитель должен научиться нейтрализовать его и сделать это вовремя, пока нормальный рабочий стресс не перешел в стадию разрушительного дистресса.

studfiles.net

Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний че­ловека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматрива­ется как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы.

Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требо­вала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать си­лы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобили­зации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использо­ваться для описания состояния индивида в экстремальных усло­виях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой про­фессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняет­ся та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.

Менеджер постоянно находится в состоянии нервного на­пряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6–7 баллов по десятибалльной шкале

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, го­ворят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что при­чиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, се­мейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вы­званы причинами «психологического характера», а 7% — серьез­ными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

Исследования показывают, что стресс вызывает в орга­низме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое со­стояние.

Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрес­сом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздейст­вий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом слу­чае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.

Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс «универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих слу­чаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими рас­стройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.

Таким образом, стресс может оказывать как положитель­ное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятель­ность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зави­сит от многих факторов, среди которых главным является эмо­циональная устойчивость человека.

Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, ха­рактеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

Факторами физиологического стресса являются: чрезмер­ная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая темпе­ратура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

Исследования показывают, что к физиологическим прояв­лениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спи­не, артрит, астма, боли в сердце.

Психический стресс может быть двух видов: эмоциональ­ный и информационный.

Первый возникает в ситуациях производственных неуря­диц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации уг­розы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедли­вость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое об­служивание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, пред­стоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с рабо­ты, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повыше­ние, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

Для менеджеров наиболее характерным является информа­ционный стресс, который возникает в ситуациях информацион­ных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с пото­ком обрушивающейся на него информации, не успевает прини­мать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Психологические стрессы вызываются, как правило, не ка­ким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включа­ют раздражительность, потерю аппетита, депрессию и понижен­ный интерес к общению и сексуальным отношениям.

Причины стресса в работе менеджеров:

  • В бизнесе любое начинание всегда риск. Конечно, права поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Но, с другой сто­роны, работа в условиях повышенного нервного напряжения не проходит бесследно.
  • «Ловушка богатства». Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль — любой ценой. Работа ради работы.
  • Боязнь (страх) потери — семьи, имущества, денег. Зарабо­тав деньги, они зарабатывают страх. Ставят стальную дверь, ос­нащают машину «сторожем» и т. п. Они живут в состоянии веч­ного стресса.
  • «Болезни разрушенных идеалов». Утрата ценностей и идеалов. Если в доперестроечное время преобладали недуги, вы­званные невозможностью реализовать себя в советском общест­ве,— «болезни нереализованное™», то теперь причиной заболева­ний гораздо чаще является утрата ценностей.
  • «Болезни разрушенных идеалов» приводят к более тяжелым последствиям — угасанию, заканчивающемуся смертью, к некон­тролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. В основном это болезни пожилых. Хотя возраст не играет решаю­щей роли.
  • Во что вы верите, ради чего живете? Человек с разрушен­ными идеалами, как правило, этого не знает.
  • «Работоголизм», при котором теряется контакт с близки­ми, с собой, собственное прошлое становится чужим.
  • «Деловой сумбур» — крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, пани­куют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энер­гию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.
  • В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взва­ливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.

    Существует весьма большое количество факторов, способ­ствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.

    Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, ин­фляция, рост безработицы и т. п.

    Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, ус­ловия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологиче­ский климат в коллективе, определенная организационная струк­тура (например, двойное подчинение), стиль управления, связан­ный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.

    Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).

    Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд дос­тигает критической силы, человек умирает. Данные ученые вы­явили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200–300 баллов, то он подбирается к грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.

    Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определе­ния степени напряженности. Данная шкала построена на предпо­ложении, что стрессовые явления вызываются резкими измене­ниями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрица­тельный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную на­пряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.

    По степени устойчивости к стрессам все люди подразделя­ются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».

    Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей це­ли, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует по­требность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.

    Тип «Б» прямо противоположный типу «А». Стрессы на не­го влияют меньше.

    Следует также заметить, что люди с теми или иными соционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания под­верженности стрессам):

    Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факто­ров, вызывающих в организме человека состояния напряжения — стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

  • высокая напряженность труда;
  • нехватка времени;
  • неблагоприятные гигиенические факторы;
  • монотонность труда;
  • отсутствие творчества;
  • вынужденная бездеятельность;
  • несогласованность планов;
  • неудовлетворенность правами и обязанностями;
  • длительное пребывание на работе;
  • неудовлетворенность трудом;
  • ощущение своей бесполезности;
  • бремя ответственности;
  • неблагоприятные ситуации на работе;
  • тревога о должностном продвижении;
  • конфликты с сотрудниками;
  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • волнение в связи с перемещениями;
  • неприятности с родственниками;
  • неудовлетворенность должностью;
  • трудности взаимоотношений с руководством;
  • раздвоенность между семьей и работой;
  • плохое самочувствие;
  • конфликт ролей, когда к работнику предъявляются про­тиворечивые требования;
  • неопределенность ролей в будущем;
  • неинтересная работа.
  • Со временем под влиянием прогрессирующей напряженно­сти труда у каждого человека складывается «своя» группа сигна­лов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

  • кратковременные сигналы (раздражительность, усилен­ная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в за­тылке, изжога, икота);
  • долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, зату­хание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).
  • Управление стрессами предполагает также применение ме­тодов профилактики стресса. Наиболее распространенным сред­ством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

    Важным методом профилактики стрессовых состояний яв­ляется применение упражнений по созданию и поддержанию ма­жорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражне­ния в течение дня. Данные специальные упражнения можно раз­делить на следующие группы:

    Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилак­тика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки кон­кретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового при­нятия решений, а также реализации программы оздоровления ра­ботников. На уровне отдельного индивида справиться со стрес­сом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определен­ным психологическим рекомендациям:

    • научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;
    • правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;
    • иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;
    • избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;
    • научиться понимать, прощать и принимать других;
    • стараться избегать излишней ненужной конкуренции;
    • регулярно заниматься спортом или выполнять физиче­ские упражнения;
    • овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).
    • В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможно­сти нервного срыва, угрозы стресса.

      Можно привести рекомендуемые канадским ученым Г. Селье пути преодоления стрессов:

      1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Посту­пай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
      2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.
      3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружаю­щих.
      4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, по­думайте, стоит ли сражаться.

      Другие специалисты по преодолениям последствий стрес­сов рекомендуют:

    • использовать физические упражнения, заряжающие ор­ганизм бодростью и энергией;
    • в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;
    • постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторо­нах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состоя­ние. Лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься;
    • если предстоит удручающе неприятное дело, не откла­дывать его;
    • не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодно­го для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;
    • возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;
    • «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;
    • разработать систему приоритетов в своей работе;
    • научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;
    • наладить хорошие отношения с руководителем;
    • не занимать обвинительно-агрессивной позиции.
    • www.strategplann.ru

      2. Управление поведением в организации. Понятие стресса и дистресса. Управление стрессами

      Стрессовое состояние в первую очередь определяет поведенческие реакции персонала организации во время кризисной ситуации. Это связано с тем, что основная сложность кризисной ситуации лежит в ее новизне, что затрудняет выработку качественного конструктивного решения. Суть стресса состоит в том, что его вызывает такое состояние среды, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, препятствует самоактуализации.

      1.информационный (возникает в ситуации информационных перегрузок), 2.эмоциональный (межличностные отношения).

      Оптимизация психических состояний и поведения человека в ситуациях стресса должна предусматривать соответствующую подготовку.

      В качестве стимулирования персонала можно привести:

      » Субсидирование персонала (столовые, рестораны для персонала),

      » Товары со скидкой (товары и услуги фирмы со скидкой),

      » Ссуды (беспроцентные или с низким % ссуды),

      » Частное страхование здоровья.

      » Повышение по карьерной лестнице,

      3. Формирование органов управления. Основное содержание деятельности высшего, среднего и низшего уровней управления. Делегирование полномочий.

      Органы управления фирмой, их характер и компетенция определяются законодательством каждой страны. Наибольшее распространение получили трех- и двузвенная структура управления. Трехзвенная структура управления предполагает наличие Правления, Наблюдательного Совета (Совета директоров) и Общего собрания акционеров (США, Германия, Швейцария). Двузвенная структура управления предусматривает наличие Правления и Общего собрания акционеров. Каждый орган действует в пределах закрепленной за ним компетенции. Обычно национальное законодательство содержит положения относительно Наблюдательного Совета и Правления, на основе которых в Уставе фирмы указывается: минимальный состав Правления, кто может быть членом Правления, порядок выборов членов Правления, срок их полномочий, функции Правления, представительство Правления при заключении сделок с третьими сторонами.

      Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

      Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении следующих категорий руководителей (управляющих):

      руководители низового звена (down management), или операционные управляющие

      руководители среднего звена (middle management)

      руководители высшего звена (top management).

      Руководители нижнего звена

      Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

      Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

      Руководители среднего звена

      Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая документы, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседании различных комитетов. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89 % времени в устном взаимодействии.

      Руководители среднего звена как социальная группа испытывали особенное сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена. Волна корпоративных слияний и общее давление с целью повышения эффективности в работе также вызвало радикальные сокращения числа руководителей среднего звена во многих организациях.

      Руководители высшего звена

      Руководители высшего звена отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство фирмы решает перевести корпорацию на выпуск продукции, которая не в состоянии бороться с конкуренцией, то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятствовать крупному провалу. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

      Однако деятельность руководителя высшего звена связана с напряженным темпом и огромным объемом работы, что во многом объясняется тем фактом, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать полностью законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи.

      Так было раньше. Но когда бизнес стал автоматизироваться, все стало интереснее. Менеджер Высшего звена, чаще может ограничиться контролем контролирующего и стратегического звена, так как управление это среднее звено. И зачем терять время, если в это время можно диверсифицироваться и, либо строить новую ступень, либо строить свою вторую компанию.

      Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с ректорами.

      Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю. Существуют две противоположные концепции процесса, посредством которого передаются полномочия: классическая концепция и концепция принятия полномочий [1] . Согласно классической концепции, полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Однако, как заметил представитель «административной» школы управления Честер Барнард, подчинённый имеет право отклонить требования начальника. На основе этого Барнард сформулировал концепцию принятия полномочий. Он определил полномочия как «информацию (приказание), на основе которой участник организации направляет свои действия и определяет, что он обязан или не должен делать в рамках задач организации». Таким образом, по мнению Барнарда, если подчинённый не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит. Концепция принятия полномочий признаёт существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять свои полномочия. В любом случае, какая бы из этих концепций не была справедливой, ясно, что полномочия всегда ограничены.

      В теории менеджмента делегирование полномочий преследует следующие основные цели:

      освобождение времени делегирующего для решения задач, в которых его сложнее или невозможно заменить;

      повышение мотивации тех, кому полномочия делегированы;

      повышение доверия в рабочем коллективе;

      проверка сотрудников на исполнительность [3] .

      В теориях демократического управления, в частности, в теории электронной демократии, делегирование трактуется в расширенном смысле— подразумевается, что полномочия есть у людей по праву рождения или в соответствии с гражданскими правами. Эти полномочия граждане могут в процессе выборов или иных процедур «делегировать» определённым людям для выполнения задач, требующих специализации — в том числе управленческих навыков. В этом смысле традиционное делегирование — результат права собственности на средства производства. Причём, первые три цели из перечисленных для делегирования от руководителей к подчинённым, сохраняются, а четвертая цель — про исполнительность — заменяется на более сложные механизмы контроля исполнителей.

      Процесс передачи полномочий неразрывно связан с определением рамок, в пределах которых эти полномочия передаются — выход делегата за эти рамки называется «превышением полномочий».

      Некоторые идеологи электронной демократии отрицают возможность применения делегирования в истинно демократическом обществе, утверждая, что при этом процессе неизбежно происходит самовольное расширение полномочий делегатов, не контролируемое обществом.

      4. Стратегический менеджмент: цели и задачи. Организация стратегического управления на предприятии

      Стратегический менеджмент — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании. Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Стратегический менеджмент – это концепция выживания в конкретных условиях. Оно даёт более или менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить. Стратегический менеджмент – это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации. Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением.

      Задачи стратегического менеджмента

      Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач.

      5 задач стратегического менеджмента:

      1) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития, т.е. необходимость обозначения цели и долгосрочной перспективы;

      2) превращение общих целей в конкретное направление работы;

      3) умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;

      4) эффективная реализация выбранной стратегии;

      5) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение коррективов в долгосрочные основные направления деятельности в цели, стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта изменившихся условий новых идей или новых возможностей.

      Все вместе эти пять задач составляют то, что мы называем стратегическим менеджментом. Стратегический менеджмент — процесс формирования менеджментом стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, своевременной корректировки видения, целей, стратегии и реализации.

      Цели стратегического менеджмента

      Стратегические цели отражают масштабные (говорят также — концептуальные) намерения компании, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде, и включают следующие ранжированные по приоритетности цели:

      — обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции;

      — обеспечение устойчивости положения компании как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;

      — разработку новых направлений развития, новых видов деятельности компании, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных компаний, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.

      studfiles.net

      Управление стрессами

      Важной составляющей любого конфликта или процедуры организационного изменения является стресс. Стресс – термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают два основных вида стрессоров: физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает в себя информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др. В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.

      Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности.

      В системе управления организацией часто проявляются недостатки, приводящие к стрессовым ситуациям, которые в менеджменте принято объединять понятием "организационные факторы стресса". Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты их проявления.

      Перегрузка работника, следствием которой являются следующие последовательно проявляющиеся реакции: беспокойство, фрустрация, чувство безнадежности, ожидание потерь (санкций) и дистресс.

      Недогрузка работника, которая имеет два варианта основных реакций: при повышенной индивидуальной склонности к риску работника – "чувство отсидки", скука; попытка найти себя в новом виде деятельности; выполнение ненужных для системы управления действий, снимающих чувство скуки; боязнь контроля; наказание; дистресс; при средней и пониженной индивидуальной склонности к риску возникают фрустрация, беспокойство относительно своего положения в рабочей группе, ощущение собственной недооценки со стороны руководителей и дистресс.

      Конфликт ролей, т.е. предъявление противоречивых требований к работнику. Например, менеджер требует от официанта максимально быстро обслужить посетителя и в то же время "раскрутить" его на большой заказ. Причинами возникновения конфликта ролей чаще всего являются следующие ошибки в управлении организационным поведением:

      установление неправильных оценочных показателей трудовой деятельности (работник одновременно стимулируется за скорость и качество обслуживания);

      нарушение принципа единоначалия (владелец предприятия категорически запрещает обсчет клиентов, а менеджер требует "свою долю" от незаконных доходов);

      различие между нормами поведения работника и рабочей группы. Основными реакциями, возникающими как следствие конфликта ролей, являются попытки совместить несовместимое (найти средний вариант, устраивающий всех), фальсификация отчета о трудовой деятельности, страх разоблачения и дистресс;

      неопределенность ролей, т.е. работник не знает четко, что от пего требует менеджер или по какой системе оценивают его действия. Основными реакциями здесь являются попытки упредить поступки менеджера, отрицательное отношение к этой ситуации менеджера, страх наказания и дистресс;

      неинтересная работа, которая вызывает негативные эмоции. Основными реакциями от подобного явления будут переживание неудачи, фрустрация и дистресс;

      излишне интересная работа, т.е. вызывающая очень интенсивные положительные эмоции в виде следующих основных реакций: отсутствие адекватного ответа работника на помехи в работе, сбой, наказание и дистресс;

      плохие физические условия деятельности•, температура, освещение, шум и т.п. Состояние дистресса при этом достигается в результате быстрой усталости;

      прочие организационные факторы стресса: повышенная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав и полномочий, плохое качество информационного обеспечения трудовой деятельности, несовместимость личностных качеств индивидуума и характера работы и др.

      Рассмотрим основные способы элимирования организационных факторов стресса. Под элимированием организационных факторов стресса в менеджменте принято понимать действия, способствующие либо смягчению негативных состояний персонала, вызванных дистрессом, либо уменьшение частоты проявления дистресса.

      Основные способы можно разделить на две большие группы: элимирование со стороны подчиненного и элимирование как следствие действий руководителя.

      Элимирование со стороны подчиненного включает в себя семь основных приемов, которые можно применять как отдельно, так и в совокупности.

      Во-первых, необходимо установление для себя четкой схемы действий и приоритетов в работе по степени важности тех или иных ее аспектов. Это позволяет в первую очередь выполнять функции, за ненадлежащее исполнение которых наступает максимальная ответственность.

      Во-вторых, следует научиться отказываться от непосильных заданий. Стандартной схемой отказа является следующая: подтверждение понимания важности задания, описание заданий, которые вы уже выполняете, просьба объяснить, "что не делать" ради нового поручения.

      В-третьих, необходимо налаживать неформальные отношения с руководителем. В этом случае ему гораздо легче объяснить свои проблемы.

      В-четвертых, нельзя соглашаться с противоречивыми требованиями руководителей. Схема отказа обычно такова: объяснение противоречия, вопрос о том, какое из требований игнорировать или как их совместить.

      В-пятых, при получении задания обязательно надо до конца уточнить: что вы должны делать, какой путь является наиболее приемлемым, как будет оцениваться проделанная работа.

      В-шестых, нельзя скрывать от руководителя свои способности во избежание получения излишне простых заданий.

      В-седьмых, на работе надо периодически отдыхать, обедать, а если есть возможность, уйти домой, то не делать вместо этого ту работу, которую можно перенести на завтра.

      Элимирование организационных факторов стресса непосредственно руководителем включает в себя следующие пять правил.

      1. Менеджер должен знать реальные способности каждого работника. Обычно это достигается применением методов психодиагностики профессиональной пригодности или путем экспериментального доведения деятельности подчиненного до предела возможностей на основе использования сильных стимулов к труду.

      2. Необходимо позволять подчиненным отказываться от заданий, если они могут объяснить объективные причины своих просьб. В крайнем случае можно изменить условия и характер их трудовой деятельности.

      3. Следует очень точно определять полномочия подчиненных, меру их ответственности и систему оценочных показателей результатов их труда.

      4. По необходимости менять стиль лидерства. За хорошую работу необходимо предусматривать чувствительные для персонала вознаграждения.

      5. Все сложные вопросы трудовой деятельности необходимо подробно обсуждать с подчиненными, которые ее выполняют.

      Рассмотрим классификацию психических состояний персонала как результатов стресса. Подобные состояния выступают обычно в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

      Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Механизм утомления обычно укладывается в следующую логическую схему: темп работы начинает поддерживаться не за счет увеличения ударного объема сердца, а путем увеличения частоты сердечных сокращений, в результате чего нарушается устойчивость вегетативных реакций организма, возникает разбалансированность функций, замедляется темп работы, точность и степень четкости моторики и движений.

      Субъективными ощущениями утомления работником, в порядке очередности их проявления, являются следующие:

      • появляется чувство слабосилия и неверия в собственные возможности;

      • наблюдается расстройство внимания, нарушается процесс переключения на другой род деятельности, нужные факторы не замечаются, ненужные – сильно отвлекают;

      • наступает расстройство сенсорных возможностей работника за счет увеличения порога чувствительности;

      • нарушаются двигательные функции: все делается замедленно либо очень быстро и неточно;

      • нарушается память как краткосрочное запоминание (куда положил авторучку), так и в форме извлечения информации из долговременной памяти (какой сегодня день недели);

      • ухудшается мышление: обычно вместо новых решений работник безуспешно пытается применить старый способ действий или просто не может сосредоточиться на конкретном предмете;

      • происходит трансформация мотивов деятельности, т.е. поиск способов достижения цели замещается на поиск причин для невыполнения заданий;

      • ослабевает воля, снижается выдержка, решительность, самоконтроль и настойчивость;

      Принято выделять три стадии утомления. на первой из них его признаки проявляются слабо и за счет волевых усилий или повышенного эмоционального интереса трудовую деятельность можно поддерживать на нужном уровне.

      На второй стадии качество деятельности начинает ухудшаться за счет увеличения частоты неправильных действий. Признаки утомления уже нельзя компенсировать волевым усилием. При наступлении третьей стадии работа уже не может выполняться.

      В обязанности менеджера должны входить следующие функции.

      На первой стадии утомления работу следует прервать, если ее продолжение не является существенно важным для организации. На второй стадии работа прерывается в любом случае. При достижении третьей стадии работнику необходимо предоставить время для отдыха во избежание развития хронического переутомления.

      Монотония – это временное снижение работоспособности как результат однообразия деятельности. Механизм проявления монотонии следующий: несложные стереотипные действия приводят к бедности внешней информации, это вызывает погружение в дремотное состояние и снижение общей активности.

      Субъективные ощущения монотонии во многом аналогичны ощущениям, возникающим при утомлении. Однако если при утомлении работоспособность прогрессивно падает, то при монотонии – колеблется. Утомление наступает у всех работников без исключения, монотония – не у всех. (Отдельные личности, монофилы, не испытывают монотонии за счет способности находить в однообразии малоощутимые различия.)

      В обязанности менеджера по профилактике монотонии входят:

      • стимулирование монотонного труда за счет его повышенной и сдельной оплаты;

      • периодическая перестановка работников на другие операции;

      • постоянная информация персонала о результатах его деятельности;

      • введение посторонних раздражителей, например музыки.

      Психическая напряженность – это состояние возбуждения как следствие ожидания неблагоприятного развития событий. Механизм проявления психической напряженности следующий: повышенная активность приводит к быстрой утомляемости, далее это развивается аналогично состоянию утомления.

      В трудовой деятельности персонала встречаются четыре формы психической напряженности.

      Во-первых, напряженный тип поведения, признаками которого являются общая заторможенность, скованность, напряженность и интенсивность движений, судорожное сжатие предметов, прикусывание губ, сжимание кулаков и т.п.

      Во-вторых, тормозной тип поведения, выражающийся в отсутствии каких-либо внешних реакций (поза статуи).

      В-третьих, трусливый тип поведения, признаками которого являются апатия, пассивность, повышенное чувство самосохранения, желание оттянуть начало действий.

      В-четвертых, прогрессивный тип поведения, внешне выраженный в полной мобилизации, оптимизме и повышенном фоне настроения.

      Врожденно к первому типу поведения склонны, как правило, лица с холерическим типом темперамента, ко второму – с меланхолическим, к третьему – с флегматичным и к четвертому – с сангвиническим.

      В обязанности менеджера по профилактике психологической напряженности входят психодиагностика профессиональной пригодности при найме персонала; создание благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах; создание условий для повышения работниками уровня саморегуляции психической деятельности (комната психологической разгрузки, тренажерный зал, сауна и т.п.).

      studme.org