Поведенческие расстройства при умственной отсталости

Глава 12. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И У ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависимости от степени тяжести и глубины психоорганического синдрома выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства.

Так, при глубокой степени отсталостидети либо не реагируют на окружающее, либо проявляют злобную, аутоагрессивную реакцию в виде вырывания волос, покусывания пальцев, нанесения себе повреждений и др. Из за повышенной прожорливости и невозможности отличить съедобное от несъедобного, горячее от холодного, они тащат в рот все, что попадает им в руки, вплоть до собственных испражнений. Удовольствие или неудовольство выражается у них двигательным возбуждением, криками. Как отмечено выше, у них полностью отсутствует познавательная деятельность, в связи с чем они даже не узнают своих родных.

Из-за непредсказуемости поведенческих реакций больные с глубокой умственной отсталостью нуждаются в постоянном наблюдении и присмотре.

Неадекватность поведения и личностные расстройства при умственной отсталости тяжелой степениносят полиморфный характер — от повышенной активности и непоседливости до вялой пассивности и равнодушия, и сочетаются с глубокими интеллектуальными нарушениями. В связи с низким уровнем мышления, его конкретностью инепоследовательностью больные приобретают запас «знаний», позволяющий им ориентироваться в быту, в привычной и знакомой обстановке, обслуживать себя, есть, одеваться. Благодаря подражательным действиям они могут приобретать элементарные трудовые навыки: уборка помещения, склеивание коробок, перематывание ниток, поливка цветов и др. Инертность и тугоподвижность психических процессов в сочетании с безынициативностью не позволяют им заниматься самостоятельной трудовой деятельностью.

В отличие от глубокой умственной отсталости у детей и подростков с тяжелым слабоумием отмечаются выраженные эмоциональные реакции, они узнают близких и быстро к ним привязываются. При этом у одних больных выявляются добродушность, покладистость, послушность, у других, наоборот, злобность, агрессивность и упрямство.

Больные с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в постоянном квалифицированном наблюдении и контроле.

Клиническая картина психоорганического синдрома при умственной отсталости умеренной и легкой степени,как отмечено выше, проявляется не грубыми нарушениями познавательной сферы и широким диапазоном поведенческих и личностных расстройств. Причем эти расстройства порой характеризуются непредсказуемыми клиническими проявлениями, основными из которых являются повышенная внушаемость и слепая подражательность в действиях. Именно эти характерные особенности поведения и способствуют взрослым асоциальным лицам и преступным «элементам» вовлекать таких детей и подростков в различные неформальные группировки, а также привлекать их к совершению противоправных действий и преступлений.

С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени и с органической недостаточностью мозга, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого-педагогической коррекции, приводящих зачастую к регрессу клинической картины заболевания, будущим специалистам уже при первом же общении с такими детьми и подростками необходимо обратить внимание на их личностные особенности и особенности их поведения. Именно выраженные поведенческие и личностные расстройства при незначительных интеллектуальных нарушениях лежат в основе клиники резидуальной стадии психоорганического синдрома.

Рассмотрим их более подробно.

Характерические особенности больных с умственной отсталостью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и непоколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низкому уровню интеллекта.

Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатии, или так называемого психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение прежде всего для признания больного невменяемым при совершении того или иного преступления или правонарушения.

Психопатия— группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально-волевой сферы, с более или менее выраженной социальной дезадаптацией.

Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы.

2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния (О.В. Кербиков)*.

* Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов: Актовая речь. М., 1962.

В зависимости от факторов риска (1,2,3) все психопатии условно разделяются на следующие виды:

1) конституционально-генетические (ядерные);

Приобретение психопатии, по данным разных авторов, еще описываются как:

· социопатии (А.К. Ленц, 1927) — изменение личности, связанные с пагубными социальными условиями (неблагоприятная семейная ситуация, безнадзорность и др.);

· псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936);

· реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).

Учитывая, что в развитии органических психопатий негрубые экзогенно-органические повреждения являются основными факторами риска умственной отсталости,что, по-видимому, целесообразнее рассматривать органическую психопатию у ребенка с умственной отсталостью легкой или умеренной степени как психоподобный синдром.

Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга. В связи с вышеизложенным рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристикой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.

На сегодняшний день описано множество классификаций психопатий, построенных на этиологическом, патогенетическом и др. принципах, однако единой общепринятой классификации психопатий пока не существует.

В качестве примеров авторы приводят некоторые из них, которые являются ведущими и в настоящее время.

Классификация психопатий по Е. Kretschmer:

Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):

· импульсивные (эпилептоидные) личности.

Классификация типов психопатических личностей по Н. Stulte (1960):

· склонные к навязчивостям (ананкасты).

Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):

Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977)*:

* Классификация психопатий по А.Е. Личко, 1977 — данная классификация разработана на основе классификаций П.Б. Ганушкина П.Б. (1962), Г.Е. Сухаревой (1959), О.В. Кербикова (1962) и классификаций акцентуаций личности К. Zolonhard (1964, 1968).

· истинные (генуинные) психопатии:

· Приобретенные психопатии, психопатические развития по следующим типам:

Классификация форм психопатии по П.Г. Сметанникову (1995):

· неустойчивые психопатические личности;

Среди различных типов и форм психопатий, по данным В.В. Ковалева (1995), при органических психопатиях наиболее чаще встречаются возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический типы, что практически соответствует современным представлениям о так называемом психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я. Гиндикиным (2001). Так, по В.Я. Гиндикину, психоподобный синдром имеет три варианта: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер).

Клиническая и психологическая характеристика каждого из типов и форм психопатий, приведенных в вышеперечисленных квалификациях различных авторов, подробно описаны в учебниках по психиатрии и клинической психологии.

Данное пособие обращает внимание будущих специалистов на изучение основных психических состояний и поведенческих реакций, которые наиболее часто отмечаются при психоподобном синдроме, развившемся вследствие органического поражения головного мозга и лежащем в основе клинических проявлений умственной отсталости легкой и умеренной степени.

Психоподобный синдром(основные психические состояния и поведенческие реакции).

· агрессивное поведение (различные его виды*) по отношению к окружающим;

* Виды агрессивного поведения(по А. Басса— А. Дарки).

1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого лица).

2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шутки, сплетни).

3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости).

4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим).

5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания).

6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред).

7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия как выражения негативных чувств по отношению к окружающим).

8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим человеком, с появлением у него угрызений совести).

· аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возникающая на фоне повышенной аффективности с дисфорическими состояниями);

· повышенная раздражительность и вспыльчивость;

· повышенная обидчивость и эгоистичность;

· озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспышек;

· истероподобные реакции и истероформное поведение*;

* Истероподобные реакции и истероформное поведение:

· высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних проявлений эмоций и др.);

· эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, используя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.);

· аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональная направленность).

· быстрая смена настроения;

· вязкость и назойливость поведения;

· повышенная демонстративная двигательная возбудимость в периоды аффективных вспышек («двигательный шторм»).

· нерешительность и робость;

· растерянность и смущение;

· депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подавленности, отверженности), периодически возникающие;

· двигательная заторможенность («двигательный штиль»);

· суицидальные проявления и др.

· попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);

· отсутствие постоянства в занятиях, работе;

· стремление уходить от любых трудностей;

· недостаточное чувство долга и ответственности;

· повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);

· склонность к реакциям имитации;

· асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.).

Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.

По данным В.Я. Гиндикина (2001), среди эмоциональных расстройств при умственной отсталости в психиатрической практике наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.

«. При первом из них омечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда — с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности.

. При апатико-абулическом синдромев рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.

Для дисфорического синдромахарактерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко — с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира. » 1

* Гиндикин В.Я. Умственная отсталость (олигофрения) // Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А. Гурьевой М., 2001. С. 176-177

В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно травмирующие факторы. Составить полный их перечень практически не представляется возможным в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на то либо иное психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим фактором», иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

Специалистам разного профиля (врачи, педагоги, психологи, юристы и др. Профессиональная деятельность которых направлена на работу с детьми, авторы рекомендуют учитывать психогенно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.А. Гурьевой (2001)*.

* Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 196—197.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

а) смерть на глазах ребенка;

б) убийство на глазах ребенка;

2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка):

а) смерть матери, отца;

б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;

в) известие, что родители — не родные, что ребенок — приемный.

3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например, смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это — стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток).

5. Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.

6. Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.).

7. Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

9. Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типам «кумира семьи», «Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.)

10. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).

11. Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций*,а у социально-запущенных детей — их появление.

* Патохарактерологические реакции— психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами (Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 119).

· реакции протеста (оппозиции);

· реакции компенсации и гиперкомпенсации.

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются (А.Е. Личко, 1983):

· реакции группирования со сверстниками;

· реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Рассмотрим основные клинические особенности этих реакций.

Реакции протеста (делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста:

Активные реакциипротеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протестахарактеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным мутизмом и др.

«Одна из основных причин реакций протеста — нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера»*.

* Гурьева В.А. — Психогенные расстройства // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 225.

Реакцииотказа — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, страдающего шизофренией.

Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «потеря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др.

Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.

Реакции имитации— психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростковом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка).

В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников, музыкантов, врачей, педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, перенимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др.

Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации.

Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек.

Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства.

На фоне реакций имитации у многих детей развиваются различные расстройства невротического характера. «Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуальными действиями окружающих (например, возникновение мастурбации у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или подражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикающихся близких» (Н.П. Тяпугин, 1966)*.

* Цит по: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. С. 128.

В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакции имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия, направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации— одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка.

Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), — компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалиди-зирующими заболеваниями, психо-невротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность и др.).

Реакции эмансипации— стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых.

При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же — они стараются «делать все по-своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 2107 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Медико-социальная экспертиза

Войти через uID

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

3.6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ И РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ

3.6.1 ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)

На сегодня в МСЭ и реабилитации при нервно-психических расстройствах, наряду с исторически сложившимся термином «Олигофрения», используется регламентированный в МКБ-10 диагностический термин «Умственная отсталость» (рубрика по МКБ F70-79). В Международной классификации функционирования (МКФ) умственная отсталость представлена доменами b 117 (функции интеллекта) и s 110 (структуры головного мозга).

Социальная значимость: в Российской Федерации среди причин инвалидности по психическим нарушениям у детей олигофрения устойчиво занимает первое место. Социальная значимость определяется и тем, что олигофрения, формируясь в раннем детстве, «сопровождает» человека все его жизнь.

Олигофрения — врожденная или приобретенная в раннем детстве (до трех лет) стойкая интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности, лишенная прогредиентного течения.

Понятие «олигофения» является полиэтиологичной патологией, которую объединяет общий синдром – интеллектуальная недостаточность.

Основными этиологическими факторами олигофрении являются:

1. Хромосомные абберации;

2. Наследственные нарушения различных форм метаболизма;

3. Наследственные заболевания кожи, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы;

4. Воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;

5. Интранатальная травма

6. Органическое поражение мозга в родовой и постнатальный период (до трех лет).

Традиционно выделяют следующие формы интеллектуальной недостаточности при олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Кроме того, в структуре диагноза «Олигофрения» выделяют т.н. тип олигофренического дефекта (ОД), т.е. сочетание недоразвития интеллекта с расстройствами в сферах темперамента, характера, мотивации, значимыми при формировании социальной недостаточности (СН) и ограничений жизнедеятельности (ОЖД). Выделяется три типа олигофренического дефекта: основной; психопатоподобный; сложный (осложненный).

Рассмотрим подробнее степени интеллектуальной недостаточности и разновидности олигофренического дефекта.

Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) – самая тяжелая степень олигофрении (5% от популяции детей-олигофренов). Тип ОД не выделяется; в целях социальной абилитации целесообразно выделять глубокую, умеренную и легкую степень идиотии. Глубокая степень: нет логически-ассоциативных связей между предметами и явлениями; речь отсутствует. Эмоциональные реакции полярны, примитивны – гневливость, апатия. Двигательные реакции бедны, малокоординированы. Ходьба поздно, ходят с трудом. Нет навыков самообслуживания (не могут одеться, пользоваться ложкой, вилкой; не опрятны мочой и калом). Легкая и умеренная степень: логически-ассоциативные связи крайне примитивны: пламя – не трогать; лед – холодный и др. Способны дифференцировать окружающих – радость, недовольство, гнев по отношению к конкретным лицам. Моторно неловки. Речь – знают отдельные обиходные слова; выговор с дефектом, фразовая речь отсутствует. Имеются навыки примитивного самообслуживания (еда ложкой, мытье лица, снимание простой одежды).

Имбецильность (рубрика по МКБ-10 F71)- вторая по частоте встречаемости степень интеллектуальной недостаточности (20% от популяции детей-олигофренов). Глубокая степень: имеются примитивные логически-ассоциативные связи, представления. Имеется эмоциональная дифференцировка окружающих. Обычно страдают тонкие, сложно координированные действия. Могут усвоить небольшой запас слов, строят короткую простую фразу, понимают обращенную речь на бытовом уровне. Имеются навыки элементарного самообслуживания, однако потребности примитивны. Обучение во вспомогательной школе не продуктивно (чтение отдельных слов, складывание-вычитание на простейшем наглядном материале). Тип олигофренического дефекта (ОД) выделять нецелесообразно. Легкая и умеренная степень: формируются конкретные логически-ассоциативные связи, конкретные представления (кошка, собака, но не кошки – собаки «вообще»). К самостоятельному решению интеллектуальных задач, даже простых и житейских – не способны; удовлетворительно адаптируются только в привычных, стандартных жизненных ситуациях, в связи с чем необходим постоянный контроль; однако, могут учиться во вспомогательной школе (усваивают простейший счет, написание отдельных слов, чтение простых текстов, вывесок и др.). Осваивают простейшие трудовые процессы (мытье посуды, полов, клейка пакетов, расфасовка и т.п.). У данных пациентов уже возможно выделение того или иного типа ОД – основного, психопатоподобного, сложного (осложненного).

Дебильность (рубрика по МКБF70): имеет особую социальную значимость (до 75% от детей-олигофренов). Выраженная степень дебильности. Моторная неловкость, задержка речи, навыков самообслуживания прослеживается к 2,5 – 3 годам. Ходят и говорят с 3 лет, фразовая речь – с 4-5 лет. Эмоциональные реакции маловыразительны, торпидны. Словарный запас беден, речь односложная, c аграмматизмами. Приобретение простейших трудовых навыков (уборка комнаты, мытье посуды и т.п.) значительно затруднено. Логически-ассоциативные связи конкретны. Концентрация внимания низка. Память механическая, малого объема. Образование возможно в объеме 4-6 классов вспомогательной школы. Выделяют 3 типа олигофренического дефекта: основной, психопатоподобный и сложный (осложненный).

Умеренная степень дебильности. Приобретение навыков самообслуживания замедлено, но достижимо. Эмоциональные реакции достаточно модулированы и ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Ходить и говорить начинают к 2 годам, простая фразовая речь – к 3-4 годам, речь дизартрична, сопровождается аграмматизмами, словарный запас не соответствует возрасту. Не справляются с программой общеобразовательной школы. Во вспомогательной школе оканчивают 6-8 классов. Могут приобретать простые трудовые навыки, при основном типе ОД адаптированы в труде, под контролем. В типовых жизненных ситуациях ориентируются достаточно, однако, дезадаптируются при любом отклонении от стереотипа.

Легкая степень дебильности. Раннее развитие без отставания. Эмоциональные реакции в целом ситуативно адекватны, особенно при основном типе ОД. Абстрактный смысл пословиц и поговорок не вычленяют; наглядно-образное мышление возможно. Возможно обучение в массовой школе до 4-5 класса, далее трудности с предметами, содержащими абстрактный материал. Вспомогательная школа в полном объеме. Словарный запас достаточный, но суждения поверхностны, легковесны, штампованы. Могут приобретать трудовые навыки в неквалифицироованых профессиях. Нередко образуют семьи, занимаются бытом, и др.

Наряду с анализом интеллектуального дефекта, в МСЭ и ре- (абилитации) оценивается также тип и степень выраженности ОД (особенности темперамента, характера, мотивации пациента, а так же наличие сомато-неврологической патологии).

Основной тип ОД формируется примерно у 80% детей с олигофренией. Характерен для дебильности или имбецильности легкой (умеренной) степени. По темпераменту эмоционально адекватны, синтонны, по характеру социально ориентированы. Как правило, охотно учатся во вспомогательной школе. Повзрослев, трудонаправлены, склонны к монотонности в работе. Цели, идеалы, представления, установки приземленные, шаблонизированные («быть как все»). В установках ригидны, меняют их с трудом. Однако, в практической деятельности свою мотивацию реализуют удовлетворительно. Свыше 60% олигофренов в степени дебильности при основном типе ОД достаточно социально адаптированы и не нуждаются в определении категории «ребенок-инвалид».

Психопатоподобный тип ОД могут иметь до 20% страдающих олигофренией в степени как дебильности, так и легкой (умеренной) имбецильности. Выделяют несколько его вариантов:

эксплозивный вариант со стороны темперамента характеризуется возбудимостью, злобностью, раздражительностью, и т.п. Такие дети ситуативно неадекватны в поведении, требуют постоянного контроля их поведения. Небрежны в учебе, а повзрослев – и в работе; в целом деятельность таких пациентов неустойчива и мало целенаправлена. Поэтому даже при легкой степени дебильности дети с умеренным или выраженным эксплозивным вариантом ОД требуют социальной защиты и медикаментозной коррекции поведения. При более выраженных степенях дебильности, и при легкой имбецильности, сочетающихся с эксплозивным вариантом типа дефекта, есть все основания для определения таким детям инвалидности.

– при астеническом варианте психопатоподобного типа ОД ребенка дезадаптирует т.н. «астенический рисунок поведения». Такие дети жалуются на головные боли, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, расстройства сна и т.п. Часты отказы от игр, от учебных занятий. При ЭПО — замедление темпа психической деятельности, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, низкая выносливость к психическому и физическому напряжению. Объективно наблюдаемые стойкие умеренные и выраженные расстройства, характерные для данного типа ОД, с отказом от деятельности, с дезорганизацией поведения и др. – говорят в пользу экспертного решения о мерах социальной защиты, даже в случае легкой степени дебильности, и тем более, в случаях других степеней интеллектуального недоразвития.

апатический (апатически-торпидный) вариант психопатоподобного типа ОД: крайне низок темп психической деятельности, низок интерес к различным фор­мам деятельности, основной фон настроения — апатия; характерно безразличие к другим людям и самому себе; инте­рес к окружающему ограничен примитивными потребностями. Время часто проводят в постели, мал интерес к расширению навыков самообслуживания, к обучению. Навыки по социальной адаптации не стойки и вырабатываются медленно. Возможно привитие трудовых навыков к самым элементарным операциям (уборка, картонаж, и др.). Данный вид олигофренического дефекта наименее благоприятен для абилитации. При умеренных и выраженных апатических проявлениях здесь имеются существенные основания для признания ребенка инвалидом.

Сложный («осложненный») тип олигофренического дефекта характеризуется сочетанием интеллектуальной недостаточности (дебильность, легкая или умеренная имбецильность) с сомато-неврологической патологией – припадки, параличи, гиперкинезы, речевые расстройства (афазия и др.), энурез, энкопрез, слепо­та, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.

Показания для направления на МСЭ: возраст ребенка 3 и более лет; наличие стойкого непрогредиентного симптомокомплекса-дефекта интеллектуальной недостаточности различных степеней в сочетании с патологией в сфере темперамента и характера, либо стойкой сомато-неврологической симптоматикой умеренной, выраженной и значительно выраженной степеней; неэффективность проведения реабилитационных мероприятий.

Необходимые обследования при направлении на МСЭ: заключения специалистов: генетик (данные объективного осмотра с исследованием крови на кариотип, специальные методы исследования при наличии патологии метаболизма); психиатр, невролог, педиатр, травматолог-ортопед, окулист и т.д. (по показаниям); данные экспериментально-психологического обследования (ЭПО) у детей старше 3 лет (состояние психических процессов и интеллекта, оценка особенностей темперамента и характера); логопед (оценка состояния речевой функции); дефектолог; при необходимости: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое определяет вид обучения, его форму и режим; характеристика с места учебы, иные материалы объективного (клинико-экспертного) наблюдения, в т.ч. социальное обследование на дому; инструментальные и лабораторные методы исследования (по показаниям, в зависимости от этиологии и наличия сомато-неврологической патологии): МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, нейросонография; ЭЭГ, ЭКГ и т.д.

Основной клинико-экспертно-функциональный диагноз складывается из:

а) синдрома интеллектуальной недостаточности с указанием степени выраженности; б) типа олигофренического дефекта с указанием степени выраженности, в том числе: основного; психопатоподобного; сложного (осложненного) — при сочетании нарушений психических функций с нарушениями соматических и неврологических функций.

Например: Олигофрения в степени выраженной дебильности. Выраженный сложный тип дефекта (с выраженными речевыми расстройствами).

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (в сочетании со стойкими нарушениями сомато-неврологических функций, в том числе — нарушения языковых и речевых функций; нарушения сенсорных функций; нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций; нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством), приводящие к ограничению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контроля за своим поведением, определяющих необходимость социальной защиты ребёнка.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах представлена в табл. 75-78.

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах (при умственной отсталости легкой степени)

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

www.invalidnost.com

21. Поведенческие и эмоциональные расстройства при умственной отсталости. Патохарактерологические реакции.

Все патохарактерологические реакции в клинико-нозологическом отношении относятся к психогенным расстройствам и погра­ничным состояниям.

К патохарактерологическим реакциям относятся:

=> реакции протеста (оппозиции);

=> реакции компенсации и гиперкомпенсации.

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделя­ются (А.Е. Личко, 1983):

=> реакции группирования со сверстниками;

=> реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:

Основные клинические особенности этих реакций.

Реакция протеста (оппозиция, делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфлик­тными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное са­молюбие, недовольство близкими, конфликты между родителя­ми, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадапта­ция, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, кото­рые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависи­мости от характера нарушений поведения различают два вида ре­акций протеста:

Активные реакции протеста характеризуются различными пато­логическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гнев­ными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направ­ленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суици­дальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частич­ным мутизмом и др.

Реакции отказа. Клинические проявления реакций отказов характеризуются та­кими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и по­требностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «по­теря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необ­думанный характер ответов на поставленные вопросы и др. Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и сред­ней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и по­мещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.

Реакции имитации. Клини­чески проявляющиеся подражанием поведению отдельных лично­стей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростко­вом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка). У многих детей с умственной отсталостью легкой сте­пени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчи­вости развивается склонность к отрицательным реакциям имита­ции, которые становятся источником возникновения асоциально­го поведения, а также многих вредных привычек.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Характеризу­ются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный ха­рактер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадап­тации ребенка. Клинически проявляются компенсаторными фантази­ями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), — компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверст­ников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «непол­ноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалидизирующими заболеваниями, психоневротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близ­ких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотич­ными родителями, подавляющими его активность и др.).

Реакции эмансипации. Это своего рода самоутверждение его лично­сти, стремление подростков к самостоятельно­сти и независимости. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопе­ка и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами из­бавиться от влияния взрослых. При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный».

Реакция группирования со сверстниками. Проявляется в стремлении подростков обра­зовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, име­ются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков. Опасность группирования со сверстниками заключается в том, что она может достигнуть степени крайних, асоциальных проявле­ний. Это возникает в тех случаях, когда «лидером» становится бо­лее сильный и «крутой» подросток с криминальными наклоннос­тями, имеющий уже «опыт» употребления алкогольных напитков, а может быть, токсичных веществ и наркотических препаратов.

Реакции увлечения. Эти реакции часто называют «хобби-реак­ции».

— информативно-коммуникативные увлечения: жажда получения новых сведений, потребность в кон­тактах, являющихся источником этих сведений; увлечения, осно­ванные на чувстве азарта, связанные с различными играми;

— эго­центрические увлечения, связанные со стремлением быть в цент­ре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях, увлечение иностранными языками, ли­тературой, историей и т.п. в целях демонстрации своей «необыч­ности»);

— увлечения, обусловленные страстью к накопительству (раз­ные виды коллекционирования);

— увлечения, основанные на стрем­лении к лидерству;

— интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятель­ности познавательного или эстетического характера).

В большинстве случаев реакции увлечения не относятся к ка­ким-либо патологическим проявлениям, так как со временем они проходят, а если и остаются, то никакого негативного воздействия на поведение подростка они не оказывают.

Однако чрезмерно выраженные увлечения часто приводят к расстройствам поведения и личности подростка и явлениям социаль­ной дезадаптации, когда практически большая часть суток отдает­ся любимому «хобби». Основными проявлениями этих нарушений являются:

=> изменение направленности, уровня самооценки и ценностных ориентацией личности подростка;

=> смена зоны его ближайшего окружения, вплоть до связей с асо­циальными лицами;

=> развитие негативизма и других видов агрессивного поведения в ответ на замечания педагогов, родителей и близких ему лю­дей;

=> совершение противоправных действий (воровство, попрошай­ничество, хулиганские поступки, проституция и др.) с целью добывания ма­териальных средств для удовлетворения своих увлечений и др.

Среди большого выбора различных видов увлечений особое вни­мание взрослых должно быть обращено на увлечения, имеющие непредсказуемые, как положительные, так и отрицательные, по­следствия.

=> увлечение боевыми и силовыми видами спорта (бокс, борьба, каратэ, дзюдо, самбо и др.), которые могут быть использованы в криминальных целях;

=> увлечения ночными дискотеками, приводящие, как правило, к развитию аффективно заряженного поведения, с одной сторо­ны, и появлению различных видов патохарактерологических ре­акций (эмансипации, сексуальных влечений, делинквентного поведения и др.) — с другой;

=> увлечения, основанные на чувстве азарта (игральные автоматы, игры в карты, конные скачки и др.), требующие вложения де­нежных средств и, естественно, их изыскание;

=> увлечение компьютером (компьютерные игры, интернет и др.), оказывающее, при ежедневном, длительном его использовании, отрицательное воздействие на еще не сформировавшийся орга­низм подростка, отучающее его от дружбы с книгами, и фор­мирующая в нем так называемую «виртуальную» личность;

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. К ним относятся:

=> петтинг (ласки) — сексуальные прикосновения «ниже талии»;

=> раннее начало половой жизни;

=> беспорядочные сексуальные половые связи;

=> вуайеризм (от французского «вуар» — видеть) — разглядывание обнаженных или полуобнаженных тел;

=> орально-генитальный секс («для некоторых подростков эта фор­ма половой активности безопасна и в психологическом плане, поскольку позволяет сохранить девственность и одновременно обеспечивает возможность в высшей степени интимного поло­вого контакта»);

=> ряд поведенческих реакций с исполь­зованием различных видов сексуальных поведений.

Отрица­тельные последствия ранней сексуальной активности подростков:

? становление матерью и отцом в подростковом возрасте:

? опасность заражения болезнями, передаваемыми половым пу­тем (СПИД, сифилис, гонорея, мягкий шанкр, генитальный герпес, хламидийные инфекции, остроконечные кондиломы — генитальные бородавки, контагиозный моллюск, лобковые вши — площицы, вагинит, трихомонадные инфекции, канди-дозы, вирусный гепатит и др.).

Дромомания — это импульсивное влечение, стремление к побе­гам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих се­мейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь заставить их пойти на этот шаг. У детей, страдающих психически­ми расстройствами, подобные состояния могут повторяться на про­тяжении всей его жизни.

Побеги из дома. Среди множества причин побегов из дома выделим лишь неко­торые, которые, по мнению авторов, являются основными:

=> неблагополучная семья, когда родители (или один из них), зло­употребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют аг­рессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство;

=> благополучная семья, в которой строгие, чрезмерно требовательные родители (или один из них) используют депривацию (психологи­ческий пресс) как основной метод в воспитании ребенка. Испыты­вая постоянное давление со стороны родителей, запрещающих им многое (посещение дискотек, прогулки до позднего вечера, пользо­вание косметикой, чрезмерное увлечение компьютерными игра­ми, прослушивание «не той» музыки и др.), подростки отвечают на это негативной реакцией — «реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости;

=> побег из дома вследствие сексуального насилия или домогатель­ства со стороны близких родственников, отчима или знакомых, когда ребенок не чувствует себя защищенным в отчем доме и начинает искать защиту на стороне;

=> повышенная требовательность и строгость учителей, которые рас­сматриваются учеником как насилие над его личностью, и по­бег из дома является для него единственным шансом избавле­ния от «педагогического тиранизма»;

=> материально неблагополучные семьи, в которых ребенок чувствует себя «голодным и холодным». В поисках добычи хлеба и хоть какой-то одежды, ребенок убегает из дома, занимаетсь попро­шайничеством и становится объектом асоциальных лиц для при­влечения его в криминальную деятельность;

=> побег из дома вследствие совершения подростком правонаруше­ния или преступления как попытка уйти от законного воздей­ствия;

=> побег из дома вследствие поиска новых развлечений и впечатле­ний;

=> побег из дома вследствие безнадзорности;

=> побег из дома, обусловленный умственной неполноценностью ре­бенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоци­альных лиц.

Таким образом, основным фактором риска побегов детей из дома является родительский фактор.

Реакция одиночества. На протяжении всей жизни у каждого че­ловека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде всего детьми из неблагополучных семей. Родители и педагоги должны особое внимание уделять зако­номерностям развития родительско-детских отношений, обучать их психологическим подходам, направленным на развитие так называемых «позитивных интересов», что, несомненно, приве­дет к психоэмоциональному равновесию детско-родительских от­ношений. Принимающие родители подростка — это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребно­сти подростка, тем самым, такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен дру­гим людям, в том, что он обладает необходимыми личными сред­ствами для достижения своих целей.

Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетни­ми проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы со­гласны вновь вернуться и всех «обслуживать». Некоторые утеша­ются тем, что теперь «внимание» оказывают им взрослые «клиен­ты», и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к сво­им сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексу­альной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.

Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в под­ростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рас­сказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят сво­его первого сексуального партнера.

Деликтвенное поведение. Проявляется в совершении различных про­ступков, провинностей, мелких правонарушений. Делинквентное поведение обычно начинается со школьной дезадаптации (прогу­лы уроков, не желание учиться и др.), группирования с асоци­альными сверстниками, совместно с которыми подросток уча­ствует в хулиганских поступках в основном по отношению к млад­шим. Наиболее часто такое поведение отмечается у детей с интеллек­туальной недостаточностью, страдающих психопатическими чер­тами личности, у акцентуированных подростков, а также у живу­щих в неблагополучных семьях.

Таким образом, описанные в данной главе расстройства пове­дения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами, несомненно, помогут бу­дущим педагогам и психологам, а также уже работающим специа­листам в их повседневной деятельности.

xn--80aaivjfyj3e.com

Опубликовано в рубрике Дети