Причина умственной отсталости у детей

Ребенок с олигофренией: признаки умственной отсталости, виды дефекта и способы лечения

Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.

Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.

Что влияет на развитие олигофрении?

Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:

  • интоксикация организма беременной матери или плода;
  • наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
  • паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
  • изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
  • воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
  • травмирование плода во время родов;
  • серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
  • негативная экологическая обстановка;
  • нарушенный обмен веществ;
  • употребление беременной наркотиков и алкоголя;
  • плохое питание младенца.
  • Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша

    Как проявляется умственная отсталость?

    Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

    Признаки олигофрении у новорожденных

    Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

  • аномальное строение тела, головы, лица;
  • патология различных внутренних органов;
  • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.
  • Как проявляется заболевание до года?

    Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

  • малыш не держит головку;
  • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
  • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.
  • Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал

    Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

  • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
  • нарушение моторики;
  • рассеянное неустойчивое внимание;
  • расстройства поведения;
  • слабое физическое развитие;
  • нестабильность в эмоциональном плане;
  • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться).
  • Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:

  • неспособность усвоения начальной школьной программы;
  • низкий интеллект;
  • неумение мыслить абстрактно;
  • скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
  • рассеянность внимания;
  • полная безынициативность;
  • слабая память;
  • подверженность внушаемости;
  • нарушения физического развития;
  • задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания (рекомендуем прочитать: симптомы задержки психического развития у детей );
  • неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.
  • Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.

    Характеристика больного ребенка

    Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

    Психология определяет три критерия:

    1. клинический — связан с органическим поражением мозга;
    2. психологический — выражается в нарушениях познавательной деятельности;
    3. педагогический — свидетельствует о низком уровне обучаемости.
    4. Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.

      Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности — в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.

      Проблемы мышления и познания

      Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

      Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

      Эмоциональные и физические отклонения

      Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

      Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

      Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:

      • незначительный уклон интеллекта от нормы;
      • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
      • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
      • плохо усваивается программа начальной школы;
      • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
      • отличие становится заметным с возрастом.
      • сильные нарушения речи, моторики, восприятия;
      • обучаемость некоторым приемам самообслуживания, но без контроля взрослых оставлять нельзя;
      • исключается обучение в общеобразовательной школе, в домашних условиях можно научить простейшему счету, чтению и письму (см. также: слоговая таблица скоростного чтения для улучшения речи у детей).
      • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей;
      • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
      • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
      • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
      • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
      • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.
      • Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.

        Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:

        Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:

        Способы диагностики болезни

        Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.

        Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.

        Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.

        В чем заключается лечение?

        Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.

        Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.

        Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:

      • логопед и дефектолог;
      • невропатолог;
      • психиатр;
      • физиотерапевт;
      • ортопед;
      • работник социальной службы.
      • Можно ли предупредить болезнь?

        Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.

        vseprorebenka.ru

        Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

        Умственная отсталость (ранее называлась задержка ментального развития) характеризуется недоразвитием интеллектуальной деятельности.

        Ведение состоит в образовании, семейном консультировании, а также социальной поддержке.

        Учет только величины снижения коэффициента интеллекта (10) является недостаточным. Для классификации необходимо учитывать также уровень необходимой поддержки, начиная с поддерживающей до постоянной на высоком уровне, во всех видах деятельности. Такой подход сосредоточен на сильных и слабых сторонах человека, соотнося их с требованиями окружающей среды, ожиданиями и настроением семьи и общества.

        Около 3% населения имеет IQ <70, который ниже среднего IQ населения в целом (IQ 100); если же считать критерием необходимость поддержки,лишь около 1% населения имеет серьезную умственную отсталость. Тяжелая умственная отсталость возникает в семьях во всех социально-экономических группах и с любым уровнем образования. Менее тяжелая умственная отсталость (требующая периодической или ограниченной поддержки) происходит чаще всего в низших социально-экономических группах -одновременно с наблюдениями, что 10 коррелирует с большим успехом в школе.

      • Дебильность (легкая умственная отсталость): IQ — 50—70; ребенка можно обучить практическим навыкам, например, работе ремесленника. Обучение культурным приемам, таким, как чтение и правописание, затруднено.
      • Имбецильнось (умственная отсталость средней степени, слабоумие): IQ — 35—49; возможно усовершенствование навыков в бытовой области, например, одевание и прием пищи, обучение культурным приемам невозможно.
      • Идиотия (тяжелая умственная отсталость): IQ — 0—34; дети не могут ходить, говорить или самостоятельно принимать пищу.
      • Деменция — обратное умственное развитие.
      • Олигофрения — врожденная умственная отсталость. Причины:
      • внутриутробное, перинатальное и постнатальное повреждение головного мозга;
      • хромосомные аберрации (например, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы);
      • врожденные нарушения обмена веществ (нарушение обмена аминокислот, углеводов, липидов или мукополисахаридов, эндокринные нарушения, например, врожденный гипотиреоз).
      • Причины умственной отсталости у детей

        Интеллект определяется как генетическими, так и внешними факторами. Дети, рожденные от родителей с умственной отсталостью, подвергаются повышенному риску целого ряда отклонений в развитии, но четкая передача по наследству умственной отсталости необычна. Хотя достижения в области генетики, такие как хромосомный анализ микрочипов, увеличили вероятность выявления причин умственной отсталости, конкретные причины не могут быть идентифицированы в 60-80% случаев. Причину скорее всего нужно определять в тяжелых случаях. Нарушение языка и личных социальных навыков может быть связано с эмоциональными проблемами, депривацией, нарушением обучаемости или глухотой, а не с умственной отсталостью.

        Пренатальные причины. Пренатальное воздействие наркотиков и токсинов также может вызвать умственную отсталость. Алкогольный синдром плода является наиболее распространенным из таких состояний. Противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и метил-ртуть, также являются причинами этой патологии.

        Перинатальные причины. Риск увеличивается у маленьких для гестационного возраста младенцев; умственная отсталость и снижение веса имеют одни и те же причины. Младенцы с очень низким и крайне низким весом при рождении имеют варьирующийся риск возникновения умственной отсталости в зависимости от срока беременности, перинатальных событий и качества медицинской помощи.

        Постнатальные причины. Энцефалиты, отравления и несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы или асфиксию, способны привести к умственной отсталости.

        Симптомы и признаки умственной отсталости у детей

      • явная умственная отсталость;
      • недостаточное развитие и значительное отставание в развитии во всех областях, например, двигательное развитие, развитие опрятности, развитие речи;
      • поведение, не соответствующее ситуации, вплоть до тяжелых нарушений поведения;
      • частые отклонения в поведении: гиперактивность, стереотипные движения или членовредительство, энкопрез и энурез, импульсивно-агрессивное поведение.
      • У некоторых детей с легкой умственной отсталостью узнаваемые симптомы могут явно не проявляться до дошкольного возраста. Однако ранняя идентификация является общей для детей с умеренной до сильной умственной отсталостью и детей, у которых умственная отсталость сопровождается физическими аномалиями или признаками состояния (церебральный паралич), которые могут быть ассоциированы с конкретной причиной умственной отсталости (перинатальной асфиксией). Отставание психического развития, как правило, очевидно в дошкольном возрасте.

        Некоторые дети могут иметь церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержку речи или потерю слуха. По мере созревания детей у некоторых развиваются тревоги или депрессии, если они отвергнуты другими детьми или обеспокоены осознанием того, что те видят их отличие и неполноценность. Хорошее ведение, в т.ч. школьные программы, могут помочь максимизировать социальную интеграцию, тем самым минимизируя такие эмоциональные реакции.

        Поведенческие расстройства являются причиной большинства направлений к психиатру и помещения в различные учреждения для людей с умственной отсталостью. Поведенческие проблемы часто ситуативные, и провоцирующие факторы, как правило, могут быть идентифицированы. Факторы, предрасполагающие к неприемлемому поведению, включают:

      • отсутствие подготовки к социально ответственному поведению;
      • непоследовательность дисциплины;
      • усиление ошибочного поведения;
      • нарушенную способность общаться;
      • дискомфорт от сосуществующих физических проблем и психических расстройств.
      • На качество услуг, оказываемых подобными учреждениями, влияют перенаселенность и нехватка кадров.

        Диагностика умственной отсталости у детей

      • Оценка развития и интеллекта.
      • Тестирование с изображениями.
      • Генетическое тестирование.
      • При подозрении на случаи оценивают развитие и интеллект, обычно путем раннего вмешательства или при помощи школьного персонала. Развивающие скрининговые тесты, такие как Опросник по возрасту и стадиям (ASQ) или Оценка родителями уровня развития (PEDS), обеспечивают общую оценку развития маленьких детей и могут быть проведены врачом или другим человеком. Нейропсихическая оценка должна быть произведена при подозрении на задержку в развитии. Педиатр или детский невропатолог должны расследовать все случаи:

      • от умеренного до серьезного отставания в развитии;
      • прогрессирующая инвалидность;
      • нервно-мышечные ухудшения;
      • подозреваемая эпилепсия.
      • Установление умственной отсталости следует за определением причин. Точное определение причин позволяет спрогнозировать развитие, предложить планы образовательных и учебных программ, помогает в генетическом консультировании и облегчает родительскую вину. Анамнез (включая перинатальный, развития, неврологический и семейный) может определить причины. Снимки черепа (например, МРТ) могут выявить пороки развития ЦНС, поддающуюся лечению гидроцефалию или более тяжелые пороки развития мозга. Генетические тесты могут помочь определить расстройства, такие как синдром Дауна, при помощи стандартного кариотипирования, 5р-делеции (Кри дю Ша синдром), или синдром ДиДжорджи с помощью флуоресцентной гибридизации (FISH). Недавно хромосомный микроэррей стал более доступным, предоставив возможность выявления оставшихся нераспознанными хромосомных нарушений.

        Генетические метаболические нарушения можно предположить по их клиническим проявлениям (задержке развития, вялости, рвоте, судорогам, гипотонии, гепатоспленомегалии, грубым чертам лица, необычному запаху мочи, увеличению языка). Изолированные задержки сидения или ходьбы (крупная моторика) и более совершенного хватательного навыка у ребенка, рисования или письма (мелкая моторика) могут свидетельствовать о нервно-мышечных расстройствах. Конкретные лабораторные тесты выполняют в зависимости от предполагаемой причины. Аудиовизуальные оценки должны быть сделаны в раннем возрасте, скрининг на отравление свинцом часто целесообразен.

        Прогноз умственной отсталости у детей

        Людям с серьезной умственной отсталостью, вероятно, потребуется пожизненная поддержка. Чем тяжелее умственная инвалидность и более выражена неподвижность, тем выше риск смерти.

        Лечение умственной отсталости у детей

        Потребности лечения и поддержки зависят от социальной компетентности и когнитивных функций. Применение программы раннего вмешательства в раннем детстве может уменьшить тяжесть потери трудоспособности из-за нарушения интеллекта. Должны использоваться реалистичные методы ухода за пострадавшими детьми.

        Поддержка семьи и консультирование имеют решающее значение. При подтверждении или подозрении на умственную отсталость родители должны быть проинформированы и получить достаточно времени, чтобы обсудить причины, последствия, прогноз, образование и подготовку ребенка и важность соблюдения баланса между известными прогностическими рисками и собственными негативными предположениями, при которых заниженные ожидания приводят к ухудшению функциональных результатов в дальнейшей жизни. Тактичное постоянное консультирование имеет большое значение для адаптации семьи.

        Всеобъемлющая индивидуальная программа должна быть разработана при помощи соответствующих специалистов, в т.ч. педагогов.

        Многопрофильная группа включает:

      • неврологов или педиатров;
      • ортопедов;
      • физических терапевтов и специалистов по трудотерапии;
      • дефектологов и аудиологов (помогают при задержке речи или подозрении на потерю слуха);
      • диетологов (помогают в лечении недостаточности питания);
      • социальных работников (помогают снизить внешнюю депривацию).
      • В Российской Федерации функционируют специальные коррекционные общеобразовательные школы для обучения детей с умственной отсталостью по специальной учебной программе (прим. редакции).

        Раннее начало мероприятий по стимуляции умственного развития и планирование дальнейших возможностей, способствующих умственному развитию: специальные школы, мастерские, позже, при необходимости, размещение в инвалидных домах.

        Олигофренопедагогическое лечение: развитие практических способностей, необходимых в быту (самостоятельный прием пищи; одевание, прививание навыков чистоты).

        Не стремиться к определенным целям при обучении, поддерживать достигнутые успехи методами поведенческой терапии (поощрение).

        Дополнительные методы лечения: лечебная физкультура, логопедия, трудотерапия, терапия музыкой.

        Повышенная потребность в наблюдении за детьми и родителями. Повышенная потребность в сочувствии со стороны ухаживающего персонала.

        Седативное медикаментозное лечение при выраженной агрессии, аутоагрессии или гиперактивности.

        Социально-правовое обслуживание: удостоверение инвалида, финансовая поддержка, введение мероприятий, способствующих развитию; при необходимости — оформление права опеки и права попечительства.

        Предотвращение умственной отсталости у детей

        Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.

        Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.

      • амниоцентез,
      • УЗИ,
      • определение в материнской сыворотке ?-фетопротеина.
      • Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.

        Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.

        www.sweli.ru

        Симптомы и причины умственной отсталости у детей

        Умственная отсталость (слабоумие, олигофрения) – это патологическая недоразвитость интеллекта, которая может быть врожденной либо приобретенной (деменция). Чаще всего подобные случаи развиваются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если родители – алкоголики. Но есть множество других причин, которые приводят к заболеванию. При данной патологии происходит ряд нарушений, которые являются особенностями олигофрена.

        Характеристика и особенности детей с умственной отсталостью

        Слабоумие у детей отражается на всех психических функциях, особенно страдает познавательность. Это отражается в сложности запоминать слова, невнимательности, отсутствии концентрации внимания. Слова используются невпопад, в произношении много ошибок, эмоции недоразвиты. Все это мешает ребенку устанавливать контакты в социуме.

        Организация восприятия значительно замедлена и имеет множество отклонений. С подобным диагнозом невозможно устанавливать связь между предметами. Такие дети не могут определить эмоции на лицах окружающих, не видят предмет, который слегка скрыт, не в состоянии отличить подобные предметы: ложку от вилки, кошку от белки.

        С закрытыми глазами определить предмет на ощупь ребенку очень сложно, помимо этого он не в состоянии установить, какая вещь из двух тяжелее.

        Нередко наблюдается заторможенность психомоторного развития, движения зачастую не являются целесообразными и они недостаточно плавные. Любые действия проводятся с суетливостью. Сильно страдает мимика, жестикулирование, мелкая моторика пальцев.

        Также нарушается ориентация в знакомом пространстве и координация движений. Тяжелый вид умственной отсталости у детей запрещает трудовую деятельность.

        Умственная отсталость у детей и подростков отличается сложностью в освоении и запоминании нового материала, поэтому необходимо одну и ту же тему повторять несколько раз, причем изученный материал забывается очень быстро. Даже заученная информация передается с множеством ошибок. Сильно выражается ухудшение формирования логического запоминания, однако механическая память развита нормально и усвоенные навыки не забываются.

        Детская умственная отсталость определяется неустойчивым вниманием, это не дает возможности ребенку заниматься долго определенным занятием, ухудшает процесс запоминания, олигофренам с трудом доходит смысл сказанного, их деятельность зачастую не приносит необходимого результата.

        Практически отсутствует непроизвольное внимание.

        Все это связано с неуравновешенностью работы возбуждения и торможения, одна из функций всегда преобладает. Человек быстро теряет интерес к тому, что его сильно заинтересовало, поэтому акцентировать его внимание очень сложно.

        Сильная недоразвитость мышления заключается в речевых отклонениях, чувственном познании, ограниченностью практических действий – все эти факторы значительно снижают уровень развития полноценной личности.

        Чаще рассуждения не являются собственным умозаключением, а скорее воспоминанием. При группировании каких-либо объектов ребенок чаще видит второстепенные приметы, упуская главные, причем найти взаимосвязь между ними не может. Также нет понимания всяческих поговорок и пословиц, они не применяются на соответствующие ситуации. При сравнении объектов детьми без труда указываются различия, но не указываются сходства.

        Заниматься обучением таких детей очень нелегко, поскольку материал усваивается очень плохо, практически без его понимания, чаще такие дети его заучивают без смысла и не в состоянии применять знания на практике.

        Указывать на их ошибки практически бессмысленно, поскольку они всегда уверены, что все делают правильно. Их целенаправленные действия очень ограничены, с исполнением малого количества функций, чтоб обеспечить самые необходимые свои потребности.

        Речь, произносимая детьми-олигофренами, чаще отличается неразборчивостью, большим количеством ошибок, заиканием, невыразительностью, поскольку недоразвита высшая психическая деятельность.

        Дети плохо отличают звуки, слова произносятся с заменой букв и слогов. Таким детям нужно обеспечить усиленное обучение, только в таком случае они смогут находить контакт с окружающими, но даже при таких обстоятельствах общее состояние психического развития будет отличаться своей неполноценностью.

        У интеллектуально недоразвитых людей наблюдается проявление неадекватных реакций на происходящее: некоторые поверхностно переживают большие потрясения, а других сильно будоражат незначительные происшествия.

        Дети с умственной отсталостью могут общаться только с теми, кто им приятен и их деятельность направлена только на то, что им нравится делать. Некоторые отличаются повышенной раздражительностью, а другие – неприязненным отношением к посторонним людям. Заметны частые смены настроения, то есть резкий переход от отличного настроения к апатии.

        Очень важный момент – формирование самооценки больного. Если отрицательно оцениваются его действия в школе либо дома, то ребенок становится упрямым, раздражительным, драчливым, что сильно сказывается на общении с окружающими. Если условия остаются прежними, то свойственность подобного поведения останется навсегда. Их повышенная самооценка устанавливается на фоне низкого интеллекта, а враждебность – на низкую оценку социума.

        Патопсихологические исследования умственной неполноценности наблюдает детей с нормальным поведением и успеваемостью в учебной программе, но у них всегда формируются проблемы в отношениях с обществом.

        Проблема очень развита, но, тем не менее, изучена не до конца. На сегодняшний день известен ряд причин умственной отсталости, причем они могут возникнуть, когда ребенок находится еще в утробе матери либо на первых месяцах жизни:

        1. Интоксикация организма беременной женщины или новорожденного.
        2. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, скарлатина).
        3. Патологии в обменном процессе, которые стали причиной дисфункции и видоизменения каких-либо органов или систем. Происходят в организме беременной.
        4. Заражение от матери различными патогенными микроорганизмами.
        5. Получение родовой травмы.
        6. Наследственность – явление достаточно частое, иногда это может быть несовместимость крови либо образование генных мутаций.
        7. Воспалительные заболевания мозга и его оболочек у ребенка.
        8. Нарушение обмена белков.
        9. Иногда развитию умственной отсталости служат условия окружающей среды, повышенный уровень радиации, вредные привычки (алкоголизм одного или обоих родителей, прием наркотиков), неправильное или неполноценное питание ребенка.

          Симптомы умственной отсталости у детей выражаются в низкой способности при осваивании материала, а также отсутствии либо неадекватной реакции на слова окружающих, слабой памятью. Понимание новой информации усваивается с трудом, ребенок долго учится писать и читать.

          Подобные отклонения в психике в течение времени могут восстанавливаться, оставаться на том же уровне либо прогрессировать. При этом эмоциональная выраженность страдает редко. Проявление симптомов напрямую зависит от степени умственной отсталости у детей.

          Для легкой степени характерны следующие симптомы:

        10. Недоразвитое логическое мышление.
        11. Отсутствие абстрактного мышления.
        12. Плохая память и быстрое забывание изученного материала.
        13. Невозможность логически рассуждать.
        14. Движения заторможенные либо наоборот очень суматошные.
        15. Заикание.
        16. Для средней степени умственной отсталости у детей характерно следующее:

        17. Маленький словарный запас.
        18. Слабо развитое мышление.
        19. Физическая недоразвитость.
        20. Апатия, слабая выраженность эмоций.
        21. Плохая память, плохо развито воображение.
        22. Тяжелая форма отличается следующими симптомами:

        23. Слишком низкое интеллектуальное развитие.
        24. Несколько слов в словарном запасе (некоторые не разговаривают вовсе).
        25. Неразвита мелкая моторика.
        26. Отсутствие мышления.
        27. Слабая подвижность.
        28. Энурез.
        29. Наблюдаемые признаки умственной отсталости у детей мешают налаживать контакт с окружающими. Все указанные симптомы не единственные, но являются самыми главными.

          Степени умственной отсталости у детей дошкольного возраста

          Выделено три степени умственной отсталости у детей, первая более легкая, а при второй и третьей ребенку ставят инвалидность и живут они на государственном обеспечении.

          По своей внешности такие дети не отличаются от других, но обучение дается им с большим трудом, поскольку практически отсутствует концентрация внимания, также замечаются нарушения памяти. Дети полностью зависят от близких, с окружающими контакт очень сложный, мало играют с другими детьми, поскольку ощущают свою неполноценность.

          Легкая умственная отсталость характеризуется отсутствием отличать эмоции, замкнутость. В дошкольном возрасте лексикон очень бедный, речь невнятная с ошибками, играют в простые игры, где не надо принимать решений и мыслительную активность. Такие дети не в состоянии принимать логические решения и не отвечают за свои поступки.

          Многие родители, зная, что у ребенка умственная отсталость легкой степени, ведут его в обычную школу, где и начинаются проблемы с успеваемостью и контактом с одноклассниками и учителями.

          Однако, достигая взрослого возраста, такие дети способны устраивать семейную жизнь, им доступна рабочая деятельность без принятия каких-либо решений. При достижении восемнадцати лет государство выделяет им жилую площадь. Однако нельзя забывать о том, что болезнь передается по наследству и может проявить себя в следующих поколениях.

          Такие дети в состоянии овладеть только самыми простыми навыками, их можно обучить письму и чтению, но необходимо стабильно контролировать и ухаживать, поэтому жить самостоятельно они не смогут.

          Умеренная умственная отсталость в дошкольном возрасте характеризуются слабо развитой речью, невнимательностью, очень плохо сформирована мелкая моторика. Совершаемые действия очень просты и предварительно заучены.

          Таким детям также не свойственно распознание эмоций и принятие решений, их словарный запас очень бедный, трудовая деятельность очень низкая. По этим причинам трудоустройство во взрослом возрасте невозможно.

          У детей с тяжелой умственной отсталостью словарный запас ограничивается несколькими словами. Обучение очень сложное и требует многократного повторения. Логическое мышление отсутствует. Даже во взрослом возрасте за такими людьми нужен постоянный уход. Нередко наблюдается энурез (синдром непроизвольного, неконтролируемого мочеиспускания).

          У ребенка наблюдается нарушение двигательной функции, совершаемые действия нецеленаправленны. Он чаще сидит в одной позе и качается со стороны в сторону. Часто сопутствуют нарушения центральной нервной системы, неправильное построение черепной коробки и скелета, церебральный паралич, эпилепсия и парезы.

          Чаще всего дети с тяжелой формой недоразвитости помещаются в специальные интернаты, где им обеспечивается постоянный уход. С такой умственной отсталостью врачи хороших прогнозов не дают, самостоятельная жизнь без посторонней помощи невозможна.

          Диагностика усложняется схожестью признаков с шизофренией, синдром Аспергера, сильными психическими травмами, печеночной недостаточностью.

          Для точного определения заболевания необходимо:

        30. Определить навыки в быту.
        31. Отношение с окружающими.
        32. Изучение истории беременности (травмы, гипоксия, инфекционные патологии).
        33. Тест на определение IQ.
        34. Далее проверяется общее психическое состояние ребенка: понимание образов, восприимчивость к учебе, координация движений, речь и прочее.

          Лечение у детей умственной отсталости проводить нужно обязательно, причем, чем раньше – тем лучше. Для начала нужно остановить процесс и сохранить интеллект, а также сформировать хотя бы минимальную способность развития в социуме.

          Методика лечения определяется после проведения диагностики:

        35. Лекарственные препараты: гормональные и йодсодержащие средства, ноотропы, аминокислоты, витаминные комплексы.
        36. При неадекватном поведении назначаются транквилизаторы.
        37. Работа с психологом и логопедом.
        38. Необходимый режим питания.
        39. Обучение в специальных заведениях.
        40. Трудовая терапия.

        На ранних стадиях добиться результата можно, но это требует немалых усилий.

        Прогноз напрямую зависит от степени отставания, лечению поддаются начальные стадии, при второй и третьей прогноз, как правило, плохой. Смерть пациентов чаще наблюдается в детском либо подростковом возрасте, причиной становятся проникшие инфекции. Большую роль в лечении играют семейные отношения, окружение больного, отсутствие стрессовых ситуаций, наличие трудовых навыков.

        Нужно помнить, что ранние формы болезни лечатся, но для этого необходимо приложить много сил и терпения. И при верном подходе ребенок может продолжить полноценную жизнь.

        oinsulte.ru

        Умственная отсталость у детей

        Умственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи умственной отсталости наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими.

        Умственная отсталость в некоторой затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

        Особенности формирования восприятия у детей с умственной отсталостью характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица, не видит светотени, не воспринимает предмет, если он частично скрыт другим предметом, не различает похожие предметы – кошку путает с белкой, компас с часами, предметы классифицирует по роду, а не виду.

        В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

        Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды умственной отсталости полностью исключают трудовую деятельность.

        Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев.

        Особенности нарушения памяти при умственной отсталости заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

        Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

        При умственной отсталости наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

        Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

        Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление умственно-отсталых детей характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

        Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

        Дети с умственной отсталостью не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – умственно-отсталые дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

        Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

        У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

        У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

        Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Интенсивное обучение дает возможность детям с умственной отсталостью наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка.

        Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

        Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

        Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия.

        Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.

        Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

        Причины умственной отсталости полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни новорожденного.

        Наиболее распространенные причины формирования умственной отсталости:

      • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
      • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
      • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
      • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
      • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
      • наследственный фактор;
      • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
      • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
      • неблагополучная окружающая среда.
      • Наиболее частые причины рождения детей с умственной отсталостью – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

        Ведущие признаки умственной отсталости – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями умственной отсталости становится социальная дезадаптация детей.

        Симптомы и признаки умственной отсталости проявляются не только в отношении интеллектуальной сферы, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи.

        Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более умственная отсталость — процесс непрогредиентый.

        Общие признаки умственной отсталости:

        • снижен уровень интеллекта;
        • мотивация в поведении отсутствует;
        • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
        • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
        • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
        • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
        • дезадаптация в коллективах;
        • трудности с соблюдением режима дня;
        • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
        • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.
        • Для диагностики умственной отсталости и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол — характеристика детей с умственной отсталостью. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов, которые позволяют точно определить уровень интеллектуального развития. В России используется адаптированная версия теста Векслера.

          Также проводят обследование методом генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье.

          Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.

          Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск умственной отсталости до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость, причины которой – генетические факторы, можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.

          Диагноз «умственная отсталость» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно.

          В зависимости от степени снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени умственной отсталости: легкая, умеренная и глубокая.

          Умственная отсталость легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.

          Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.

          Имбецильность (умеренная)

          Умеренная форма умственной отсталости – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, могут обучиться писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.

          Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.

          Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой умственной отсталостью имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.

          Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом, патологиями скелета. Глубокая умственная отсталость нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор и лечение.

          Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация.

          Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

          Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

          Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

          Психологи считают, что адаптация умственно отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

          Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

          Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

          Профилактика рождения детей с умственной отсталостью начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

          Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё!

          После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

        • Рекомендуем к прочтению: вокальные тики у детей
        • Родителям важно помнить, что умственная отсталость поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

          lecheniedetej.ru