Причины стресса у человека

Основные причины стрессов

Стресс является реакцией организма на переживания, перенапряжение или однообразие жизни. Небольшой стресс необходим для каждого, потому что он активизирует мыслительный процесс. Однако когда стрессов очень много, организм утрачивает способность разрешать проблемы, возникает риск развития заболеваний.

Природа и причины стресса подробно изучены и довольно сложны, они объединены с гормональной, нервной и сосудистой системой. Сильный стресс негативно сказывается на здоровье. Он понижает защитные функции иммунной системы, в нем кроется причина развития большинства болезней (желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых).

Объективные причины возникновения стресса связаны с переменами. Все, даже положительные перемены приводят к нарушению эмоционального равновесия, которое поддерживается человеком.

В основном люди отождествляют стрессовые факторы с неприятными событиями, к примеру, тяжелый рабочий график, утрата чего-то существенного и дорогого. К этим факторам относятся и позитивные обстоятельства – получение вознаграждения, супружество, повышение заработной платы. Это хорошие факторы, однако от них также зависят объективные причины стресса.

Данные факторы, позитивные они или негативные способствуют стрессу, в зависимости от того, как воспринимаются обстоятельства. У человека, который воспринимает неудачи как обучающий профессиональный опыт, стресс выражается в виде небольшого эмоционального беспокойства. Для человека, который очень сильно переживает из-за неудач, стресс чреват развитием заболеваний, таких, как депрессия и помутнение рассудка. Как видно, причины стресса имеют относительный характер.

Объективные причины стресса бывают внешними и внутренними.

Внешними причинами являются профессиональные издержки, жизненные перипетии, которые находятся под человеческим контролем. Внутренние причины находятся в человеческом рассудке, и в основном являются результатом воображения. Это разделение условное, потому что причины возникновения стресса взаимосвязаны.

Основные объективные факторы

  • Финансовые отношения. Покупка машины или квартиры, потеря денег вследствие воровства или проигрыша, долги.
  • Работа. Иногда создается впечатление, что карьера и работа вызывают постоянный стресс. Потому что большинство людей главным жизненным приоритетом считают поддержание своей профессиональной занятости.
  • Здоровье и безопасность. Вопросы здоровья все время болезненно воспринимаются людьми, потому что такие проблемы чреваты развитием заболеваний и являются косвенной угрозой для жизни.
  • Семья. Конфликтные взаимоотношения в семье могут являться тяжелым стрессом. Это состояние может затянуться на длительное время и иметь последствия в виде серьезных заболеваний.
  • Личные связи. Отношения эмоционального характера с друзьями, профессиональные взаимоотношения с сотрудниками и посторонними людьми часто порождают стрессовое состояние.
  • Личные проблемы. Людям присуще контролировать себя и окружение. Если этот профессиональный самоконтроль слабеет, у человека возникает стрессовое состояние.
  • Смерть. Потеря родного человека или ожидание смерти является серьезным источником стресса.
  • Невозможность самовыражения. Люди стараются самовыражаться и исполнять профессиональные ведущие роли, но далеко не всем это удается.
  • Предпосылки стресса на работе

    Стресс могут спровоцировать объективные причины, которые связаны с работой и профессиональной деятельностью предприятия. Причины стресса на работе бывают следующие:

  • Непомерно большая нагрузка. Когда на одного профессионального сотрудника ложится очень много обязанностей, которые требуют продолжительного напряжения физических и интеллектуальных способностей, здоровья, расходования личного времени. У человека появляются такие симптомы, как беспокойство, фрустрация, ощущение безысходности, сожаления из-за утраты времени и сил.
  • Недостаточная рабочая нагрузка. Сотрудник, находящийся без работы, которая отвечает его профессиональным возможностям, также зачастую переживает фрустрацию и волнение касаемо своей ценности.
  • Конфликт ролей. Это результат неправильного распределения прав и профессиональных обязанностей на предприятии. Он может возникнуть как следствие неформальных взаимоотношений сотрудников, существования альтернативных лидеров и ценностей, профессиональных отношений между сослуживцами. В такой обстановке у человека может возникать ощущение эмоционального напряжения и тревоги, потому как он стремится одновременно быть принятым группой и следовать указаниям руководства.
  • Неопределенность ролей. Она появляется в ситуации, когда сотрудник не уверен, чего от него ждут. В этом случае профессиональные требования не отличаются противоречивостью. Человек переживает от неясности и неустойчивости своего положения, в итоге он может перерабатывать или недорабатывать. Работник должен иметь точное представление об ожиданиях начальства. Человек должен знать, что делать и какая будет последующая оценка его работы.
  • Неинтересная работа. Отсутствие событий и однообразие в работе способны вызвать у профессионального человека чувство пустоты и бесполезности собственного существования. Время при такой работе тянется очень медленно, и появляются последствия, симптомы эмоционального напряжения.
  • Переизбыток информации. Очень большое количество информации для профессиональной обработки может спровоцировать психологические стрессы различной тяжести. Зачастую проявляется в операторских специальностях.
  • Неблагоприятные физические обстоятельства. Жара, холод, неприятные запахи, очень яркое или плохое освещение, повышенная влажность, шум — тоже могут стать поводом для профессионального стресса.
  • Повышенная ответственность. Очень большая профессиональная ответственность вместе с отсутствием возможности полностью контролировать обстановку может спровоцировать серьезный хронический стресс сотрудника и развитие заболеваний.
  • Факторы стресса у подростков

    Причины, вызывающие нарушение внутреннего психологического баланса подростка, могут быть абсолютно любые. В числе причин: скрытая обида, чувство зависти к успешному однокласснику, непредвиденные обстоятельства, насилие в школе.

    Провоцирующих моментов как действительных, так и придуманных, довольно много. Подросток с неокрепшей нервной системой очень сложно переживает подобные ситуации. Порой достаточно малейшей неудачи, и развитие симптомов заболеваний, таких, как депрессия или моральная травма гарантированы.

    С 12 лет у тинэйджеров происходит гормональный взрыв. Это сопровождается изменениями психики, нередкими сменами эмоционального состояния, а временами и развитием физиологических заболеваний.

    Родители обязаны в это время научить ребенка преодолевать нахлынувшие эмоции и держать их под контролем, адекватно реагируя на разные жизненные обстоятельства. Умение контролировать собственные эмоции и оценивать обстоятельства со стороны — это основные составляющие гармоничной личности.

    Самые распространенные объективные причины стресса у современных подростков следующие:

  • недовольство своим внешним видом (вес, рост, фигура);
  • проблемы в семье (ссоры, драки, развод родителей, скандалы, смерть родных);
  • взаимоотношения в школе (проблемы с друзьями и педагогами);
  • безответная любовь;
  • опасные увлечения (спиртное, наркотики, субкультуры).
  • Продолжительное действие стресса на неокрепший организм может спровоцировать более тяжелые последствия во взрослой жизни. Поэтому родители обязаны срочно вывести ребенка из этого эмоционального состояния.

    Причины детского стресса

    Детский стресс и его причины зависят от возраста. В дошкольном возрасте ребенок привязан к семье и частично к детскому саду. Затем появляется большая роль школы. Поэтому объективные причины необходимо искать там, где существует основная эмоциональная и физическая привязанность ребенка.

    Основными причинами стресса у детей считаются следующие:

    • ситуация в семье – появление на свет второго ребенка, расставание с родными, ссоры, развод родителей, беспокойные родители;
    • авария, несчастье, горе – смерть члена семьи, кардинальное изменение жизненной обстановки;
    • социальные — боязнь людей, детей, конфликты, соперничество, ссоры;
    • страхи — навеянные родителями, осознанные, бессознательные и возрастные;
    • телевизор, компьютер — высокое эмоциональное напряжение;
    • медицинские — травмы, боли, страх перед врачами, уколами;
    • остальные причины – приучение ребенка к горшку, изменение обстановки в его комнате.
    • Помимо этого, один стресс имеет серьезные последствия в остальных сферах. К примеру, развод родителей может способствовать развитию агрессии по отношению к другим людям, как следствие у ребенка могут появиться проблемы в школе.

      Иногда симптомы эмоционального стресса выражаются в виде развития болезней. При продолжительном стрессе болезнь может приобрести хронический характер. Поэтому для того чтобы вылечить малыша от заболеваний, нужно устранить детский стресс и его причины.

      myvsd.ru

      5 причин выпадения волос у двадцатилетних людей

      Согласно новому исследованию, китайцы в возрасте от 20 до 30 лет теряют больше волос, чем любое другое поколение. В исследовании приняли участие 4000 студентов из Университета Цинхуа, из которых 60% сообщили о том, что у них обильно выпадали волос. Дерматологи говорят, что девушки и парни в возрасте 18 лет нуждаются в помощи в борьбе с выпадением волос. Возможно, для некоторых людей с густыми волосами утрата от 50 до 100 волосинок каждый день не является большой проблем. Тем не менее, многие люди все еще хотят узнать ответ на вопрос о том, почему это происходит? Почему люди в возрасте 20 лет лысеют? В этой статье будет приведено пять возможных причин.

      Добавлено: 14.02.18 08:25

    • Страны «Большой восьмерки» намерены победить деменцию к 2025 году — Лидеры стран «Большой восьмерки» поставили перед собой цель найти эффективный способ лечения деменции (приобретенного слабоумия) к 2025 году. Министры заявили, что миру нужно бороться с распространением этого заболевания так же, как он борется со СПИДом. Количество случаев деменции в мире, как ожидается, утроится к 2050 году. Ученые все еще пытаются понять основную природу этого заболевания, но пока безуспешно.
    • Даже обычная травма головы без сотрясения может причинить вред мозгу — Исследование, опубликованное в журнале Neurology, показало, что даже те травмы головы, которые не приводят к сотрясениям, могут вызвать изменения в мозге спортсменов в течение одного сезона. Автор исследования, доктор Томас Маккалистер, заинтересовался изучением эффектов травм головы без сотрясения и их последствиями для мозга. Ученому удалось доказать, что нарушение некоторых функций мозга может наблюдаться от обычной травмы головы, без сотрясения мозга.
    • Пирсинг на губах може стать причиной выпадения зубов — Американские исследователи из университета штата Огайо пришли к выводу, что пирсинг на губах может стать причиной выпадения зубов, сообщает Reuters.
    • Для лысых пациентов вырастили волосы «из пробирки» — Ученые из Колумбийского университета (США) разработали метод восстановления волос, позволяющий выращивать новые волосяные фолликулы, а не просто пересаживать имеющиеся волосы с одной части головы на другую. Такой подход может значительно расширить применение технологии пересадки волос для женщин, страдающих алопецией — выпадением волос, и мужчин на ранних стадиях облысения.
    • Удаление части желудка. Памятка пациенту, перенесшему резекцию желудка — патологические состояния пищеварительной системы после операции резекции желудка. Симптомы демпинг-синдрома, диета
    • Новости о здоровье и медицине — все свежие новости о здоровье человека и медицине
    • У нас также читают:

      — «Doctor Life. Год спустя»: Достаточно ли года для трансформации? — заключительная серия телепроекта ответит на множество вопросов: выдержат ли герои давление социального окружения после возвращения домой, и поможет ли им лечение, чтобы противостоять этому? Как сложится их судьба?

      — Гинеколог Дмитрий Лубнин — Основные причины бесплодия — Дмитрий Лубнин исходит из того, какие «элементы» необходимы, чтобы забеременеть — и подробно рассматривает каждую «деталь», где может случиться «поломка» — начиная от выработки яйцеклетки у женщины — и заканчивая бесплодием неясного генеза.

      medicinform.net

      Фазы стресса и его влияние на организм человека

      Влиянием стресса объясняется возникновение многих заболеваний. Перед тем как справиться со стрессом, обязательно нужно разобраться в причинах возникновения психоэмоционального напряжения – только так можно обезопасить себя от повторного рецидива.

      О том, как стресс влияет на организм человека и о том, какие существуют фазы развития стресса согласно учению Ганса Селье, вы узнаете из этой статьи.

      Три фазы развития стресса по Селье

      «Стресс (от англ. stress — напряжение) — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была»,определяет стресс Ганс Селье, создатель учения о стрессе. Жизнь без стресса невозможна. Селье предупреждает: «Стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть». И далее: «Стресс — это аромат и вкус жизни».

      Стресс и его влияние на человека стали предметом научных изысканий Селье, которым он посвятил всю свою жизнь. Ученый выделяет положительный стресс и вредоносный стресс, или дистресс.

      Ганс Селье назвал реакцию организма на различные факторы общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса. Он протекает трехфазно.

      I фаза стресса — реакция тревоги, которая вызвана усиленной выработкой глюкокортикоидных гормонов корой надпочечников, которые создают условия для борьбы со стрессом.

      II фаза стресса по Селье – фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, выработка глюкокортикоидов нормализуется, организм адаптируется. При этом признаки реакции тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости организма поднимается значительно выше обычного.

      III фаза стресса — фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно ослабевают возможности приспособления организма, вновь появляются признаки тревоги, но изменения в коре надпочечников и других органах уже необратимы, и, если воздействие стрессора продолжается, человек погибает.

      Эти три фазы стресса постоянно воспроизводятся в жизни человека. В любой ситуации вначале наступает реакция удивления или тревоги из-за неопытности или неумения справляться, ее сменяет фаза сопротивления, когда человек уже умеет справляться с возникшей задачей, после чего наступает фаза истощения, ведущая к утомлению.

      Психоэмоциональный стресс и его причины

      Психоэмоциональный стресс — одно из наиболее часто встречающихся состояний у современного человека. Эмоциональный стресс оказывает всесторонне разрушительное влияние на организм, подрывает здоровье. Хронический психоэмоциональный стресс подкрадывается незаметно. Еще совсем недавно к профессиям, требующим «особого напряжения», относились авиадиспетчеры и машинисты поездов. Сегодня в состояние «постоянного стресса» попадают уже целые социальные группы — бизнесмены, банкиры, депутаты, журналисты, водители машин.

      Наиболее частыми причинами психоэмоционального напряжения (стрессорами — факторами, вызывающими стресс) у человека являются эмоциональные раздражители. Любое воздействие на организм, заболевание, травма, физические и психические нагрузки, инфекционные агенты вызывают стресс.

      Хроническому влиянию стресса на организм человека особенно подвержены жители крупных городов. Стресс в небольших количествах даже полезен для организма (стимулируется образование глюкозы в печени, повышается уровень сахара в крови, жир интенсивнее извлекается из жировых депо, угнетаются воспалительные процессы, сопротивляемость организма внешним воздействиям повышается), тогда, как хронический стресс может принести огромный вред.

      Психоэмоциональный стресс является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний: инфаркта миокарда, гипертонической болезни, инсульта; язвенных поражений желудочно-кишечного тракта; онкологических процессов.

      Влияние психоэмоционального стресса на здоровье

      Как стресс влияет на организм и что является причинами его развития?

      Пагубное влияние стресса на организм проявляется следующими факторами:

    • нарушением функции сердца;
    • ростом алкоголизма и наркоманий;
    • резким увеличением частоты сексуальных нарушений;
    • повышением травматизма;
    • ростом числа самоубийств;
    • инвалидизацией общества.
    • Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышения смертности людей и, в частности, внезапной смерти. Порожденные стрессом болезни обрывают жизнь, а в общемировых масштабах — несут угрозу самому существованию человека. Эмоциональный стресс стал проблемой выживания человечества и наряду с другими глобальными проблемами приобрел острую социальную значимость.

      Влияние стресса на организм таково, что в процесс вовлекаются практически все отделы симпатической нервной системы и надпочечники, выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов возрастает более чем в 10 раз по сравнению с состоянием покоя, что пагубно отражается на сердце.

      Существует множество типичных общечеловеческих причин развития стресса: возросший темп жизни, избыток информации, дефицит времени, снижение физической активности, урбанизация, неадекватное питание. Переедание, гиподинамия, избыточная масса тела предрасполагают к развитию дистресса, усугубляют его течение и вредное воздействие на организм в целом. Также велико влияние стресса на здоровье сердечно-сосудистой системы и на сексуальное здоровье в частности. В условиях постоянной жизни со стрессом особенно возрастает роль правильного питания как одного из главных факторов сохранения здорового сердца.

      Как самостоятельно справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом

      Если вы не знаете, как справиться со стрессом самостоятельно, чаще говорите о своих проблемах с близкими. Общение с любимыми, с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияют на нервную систему.

      Не изменяйте привычный ритм жизни. Часто люди, находящиеся в состоянии стресса, не могут выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых благотворно повлияют на настроение.

      Начните день с физических упражнений. Физическая нагрузка значительно улучшает настроение.

      Откажитесь от большого количества кофе, табака и алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, сигареты, алкоголь и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

      Ещё один эффективный способ, как справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом, — старайтесь достаточно отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, слушая музыку (конечно, не рок, поп, металл и др.), подумайте о чем-нибудь приятном.

      Следите за питанием. Пища должна быть низкокалорийной, свежей, богатой витаминами, сырыми фруктами и овощами.

      Чаще бывайте в общественных местах, ходите в театры, на концерты, в музеи.

      Доставляйте себе и своим близким радость. Любите. Регулярно занимайтесь сексом. Радуйтесь жизни.

      med-pomosh.com

      Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О.,

      Текст научной работы на тему «Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления»

      ?ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

      И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова

      УЧЕБНЫЙ СТРЕСС У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

      I.V. Novgorodtseva, S.E. Musihina, V.O. Pyankova

      TRAINING STRESS OF MEDICAL STUDENTS: CAUSES AND MANIFESTATIONS

      Kirov state medical academy

      Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано именно с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое возникает у человека, или со стрессом. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

      Психологический стресс — это состояние чрезмерной психологической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического, профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие. Итак, существует множество факторов, вызывающих стресс, одним из которых является учебная деятельность.

      Учебный стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре, стресс в период сессии, ссоры, неудачи и другие события в жизни, которые обозначаются как психические травмы. Последствием учебного стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает нервная система студента, ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.

      В статье проанализированы причины, способствующие возникновению и проявлению учебного стресса у студентов-медиков.

      Ключевые слова: учебный стресс, проявления учебного стресса.

      Nowadays one of the most common kinds of affects is stress. According to the world health organization, 45% of all diseases connect with excessive and prolong the psychological stress that occurs in humans or stress. In physiology, psychology, medicine, this term is used to denote the broad range of human conditions that occurs in response to a variety of extreme conditions.

      Psychological stress is a state of excessive psychological tension, and disorganization of behavior that develops as a result of threats or actual exposure to extreme factors of social, psychological, environmental, professional nature. The analysis of psychological stress requires consideration as to the significance of the situation for the subject, and his personal characteristics. Largely Stress is a product of how we think and assess the situation, knowledge of their own capabilities, degree of training methods and management strategies of behavior in extreme situations. Psychological stress is a primarily anxiety for life, health, success, prosperity. So, there are many factors that cause stress, one of which is educational activity.

      Academic stress among students develops due to the large flow of information, due to the lack of systematic work in the semester, the stress during the session, quarrels, failures and other events that are designated as trauma. The consequence of academic stress can be a neurosis, functional disease of the nervous system, when suffering from the nervous system of student resources are depleted, pushing the body to the limit. The period of training has a significant influence on the formation of personality; therefore, the problem of academic stress of the students is very important.

      The article analyzes the reasons contributing to the emergence and manifestation of academic stress among medical students.

      Key words: academic stress, academic stress manifestations.

      Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; (напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эу-стресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

      Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

      Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

      Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих характеристик.

      Степень влияния стрессоров на организм человека может быть самой различной: от легкого возбуждения до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса влияют на все компоненты личности.

      Существует большое количество подтверждений тому, что учебный стресс — неотъемлемая часть студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

      Для современного студента, как и для любого человека, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни.

      Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие факторы:

      — несданные вовремя работы;

      — невыполненные или выполненные неправильно задания;

      — большое количество пропусков;

      — отсутствие на нужный момент работы по дисциплине;

      — недостаточно полные знания по дисциплине;

      — плохая успеваемость по определенной дисциплине;

      — отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

      — увеличение учебной нагрузки;

      — плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.);

      Итак, учебный стресс — это абсолютно нормальная реакция организма, связанная с повседневной жизнью каждого студента, составная часть образа жизни. От самого студента зависит, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом о-стоянии, каковы будут проявления учебного стресса.

      Цель работы: выявить причины и проявления учебного стресса у студентов-медиков.

      Материалы и методы исследования

      Объектом исследования стали студенты 2 курса специальности «Лечебное дело» Кировской государственной медицинской академии в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 205 человек.

      Предмет исследования: причины и проявления учебного стресса.

      Методы исследования: теоретический анализ источников информации, тестирование, математическая обработка данных.

      Использовалась методика Ю.В. Щербатых, предназначенная для определения основных причин учебного стресса.

      Результаты и их обсуждение

      У юношей основными причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная

      нагрузка, строгие преподаватели, в равной степени непонятные учебники и нерегулярное питание. Меньше всего их волнуют конфликты в группе. У девушек также причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня. Меньше всего их волнуют проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии.

      Так, основными причинами возникновения стресса у студентов 2 курса лечебного факультета являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии (рис. 1).

      1. Большая учебная нагрузка 6. Жизнь вдали от родителей

      2. Нерегулярное питание 7. Непонятные, скучные учебники

      3. Отсутствие учебников 8. Излишне серьезное отношение к учебе

      4. Строгие преподаватели 9. Страх перед будущим

      5. Неумение правильно организовать

      Рис.1. Оценка причин учебного стресса у студентов-медиков.

      У юношей уровень постоянного учебного стресса за последние 3 месяца учебы практически не изменился (44,4%), у 47% девушек незначительно возрос, а у 44% значительно увеличился.

      Уровень учебного стресса за последние три месяца учебы у 35% студентов значительно возрос и у 41% незначительно увеличился. Данные студенты отмечают, что это связано с высокими требованиями обучения, в результате, они испытывают волнение за результаты предстоящей экзаменационной сессии

      ИЗначительно уменьшился (2%)

      ? Незначительно уменьшился (2%) О Не изменился (20%)

      ? Незначительно возрос (41%)

      ? Значительно увеличился (35%)

      Рис.2.Оценкауровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы у студентов-медиков.

      И у юношей, и у девушек стресс в основном проявляется на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени (рис. 3).

      Вятский медицинский еестник, № 3-4, 201-4

      торые студенты не применяют никаких методов снятия волнения (рис. 6).

      1. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

      2. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

      3. Невозможность избавиться от посторонних мыслей

      4. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

      6. Потеря уверенности, снижение самооценки

      7. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

      8. Плохое настроение, депрессия

      9. Страх, тревога

      1. Учащенное сердцебиение

      2. Сухость во рту

      3. Затрудненное дыхание

      4. Скованность, дрожание мышц

      5. Головные или иные боли

      Рис. 4. Оценка признаков проявления учебного стресса у студентов-медиков.

      Средний показатель экзаменационного волнения у юношей немного завышен (7,7 баллов), девуш-киволнуются больше нормы (9,5 баллов).

      В целом у студентов-медиоов средний показатель экзтменационноео волнения завышен 08,6 бел-лов)(рис.5).

      Рис. 3. Оценка проявлений учебного стресса у студентов-медиков.

      Обычно у юношей и у девушек из биологических щкизнаков проявления учебного стресса наи-болеи выделяются учащение сердцебиения, соаован-но стыи нарожание мышц.

      Однаио у большинства студентов биилогиче-скиxоIpизнaкoвпмoявлзния стресса не выявлено, или они присутотмуют о малыхооличестваы;(рио. 4).

      3. Общение с друзьями или любимым человеком

      4. Перерыв в работе или учебе

      5. Прогулка на свежем воздухе

      6. Физическая активность

      7. Поддержка родителей

      Рис. 5.Средний показательэкзаменационного волнения у студентов-медиков.

      С предэкзаменационным волнением юношам помогают справиться повторение материала, отвлечение на другую тему, а также шоколад и хороший сон. Девушки снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных. ту

      Так, студенты-медики снимают предэкзаменационное волнение разными способами: перерывами, отвлечением на другие дела, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами, а неко-

      Рис. 6. Оценка выбора приемов снятия учебного стресса у студентов-медиков.

      Основными причинами возникновения учебного стресса у студентов 2 курса специальности «Лечебное дело» являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии. Уровень стресса за последние три месяца учебы у большинства студентов возрос. Проявляется учебный стресс в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, нехватке времени, невозможности избавиться от посторонних мыслей. Из биологических признаков проявления учебного стресса выделяется учащение сердцебиения, скованность, дрожание мышц. Основным способом снятия стресса является сон (используют 75% опрошенных). Студенты волнуются больше нормы (8,6 баллов). Снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами. Большинство не применяет никаких методов снятия волнения.

      Можно предложить следующие методы, направленные на снижение учебного стресса:

      — разработать систему приоритетов в своей учебной работе;

      — наладить эффективные отношения с преподавателями;

      — не соглашаться с кем-либо, если возникают противоречивые требования;

      — своевременно сообщать преподавателю, когда ожидания или стандарты оценки задания не ясны;

      — использовать упражнения для сохранения хорошего физического самочувствия.

      1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

      2. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2008.

      3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2007.

      1. http://video.yandex.ru/users/pugachev-alexander/ view/2313/# Энциклопедия тайн: стресс.

      2. http://lib.rus.ec/a/10949 собрание книг Ганса Селье

      3. http://n-life.org/?p=58 статья «Как преодолеть стресс»

      4. http://www.no-stress.ru/ портал, посвященный борьбе со стрессом

      Сведения об авторах

      Новгородцева Ирина Владимировна — к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Кировской ГМА. E-mail: inovgorodceva@mail.ru

      Мусихина Светлана Евгеньевна — студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: svetlanamusikhina@gmail.com

      Пьянкова Валерия Олеговна — студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: missvalery1@rambler.ru

      В.В. Носкова, Е.В. Носкова, И.В. Новгородцева, А.В. Мартемьянова

      И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

      Кировская государственная медицинская академия

      V.V. Noskova, E.V Noskova, I.V. Novgorodtseva, A.V. Martemyanova

      MENTAL PROPERTIES AND STATE OF THE INDIVIDUAL MEDICAL

      STUDENTS: THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH

      Изучение личности будущих врачей является актуальной темой, т.к. раскрытие ключевых параметров личностных качеств позволяет выстроить оптимальный путь развития будущих специалистов в зависимости от их личных особенностей.

      Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются психические свойства (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов, В.Д. Шадриков), которые являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, а их выраженность проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.

      Психические состояния определяют успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции (Н.Д. Левитов, А.Г. Гримак, Н.Д. Данилова, А.И. Еремеева, Е.Г. Ильин, А.Б. Леонова и др.).

      Изучение психических свойств и состояний студентов-медиков — юношей и девушек — является активно изучаемой областью психологии и важно в практическом плане, поскольку свойства и состояния влияют на формирование будущей профессиональной деятельности.

      В статье рассмотрены гендерные отличия психических свойств и состояний личности студентов-медиков: тип личности, сила нервной системы, уровни фрустрации, ригидности, агрессивности, тревожности.

      Ключевые слова: психические свойства и состояния личности, тип личности, сила нервной системы, фрустрация, ригидность, агрессивность, тревожность.

      The study of personality of future physicians is an important issue, since the disclosure of the key parameters of personal qualities allows you to build an optimal path of development of future specialists depending on their personal characteristics.

      The foundation of the whole psychological structure of personality and its contents are mental properties (B.G. Ananiev, C.S. Merlin, C.M. Rusanov, C.D. Shadrikov), which are the result of the physiological activity of the brain, and their expression is manifested in the externally observable differences in behavior and activities of people.

      Mental state determines the success of the activity, physical and mental health; identify regularities that characterize the condition of the working man, especially the mental regulation (N.D. Levitov, A.G. Grimak, N.D. Danilov, A.I. Eremeeva, E.G. Ilyin, A.B. Leonov and others).

      The studying of mental properties and States of medical students (boys and girls) is actively studied in the field of psychology and is important in practical terms because the properties and States influence the formation of future professional activity of medical students.

      The article considers gender differences mental properties and States of personality medical students. For this study was conducted to determine the type of personality, strength of the nervous system, the level of frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

      Key words: properties and state of the individual, personality type, the power of the nervous system, frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

      Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру в целом, которые представлены в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека.

      Психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

      Психическое состояние (Н.Д. Левитов) представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния

      cyberleninka.ru

      Разновидности, причины и симптоматика стрессов

      Стресс – это состояние, которому могут быть подвержены абсолютно все от младенцев до стариков. В психологии данное понятие обозначает состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях, как бытовых, так и профессиональных. Стресс может влиять на организм не только с отрицательной, но и с положительной стороны, однако чаще всего его влияние обуславливается все же дезорганизацией деятельности человека.

      Так как стресс всегда является некой физиологической реакцией на любую экстремальную ситуацию, избежать его практически невозможно. Однако в психологии это состояние имеет две противоположные грани: периодические стрессовые ситуации помогают человеку мобилизовать свои силы и энергию, научиться быстро принимать решения и поддерживать баланс внутренней среды организма. Без этого жизнь казалась бы очень скучной и статичной. Негативное влияние появляется тогда, когда стресс и связанное с ним напряжение является постоянным и ярко выраженным, ведь это способствует снижению иммунитета, развитию соматических и психических заболеваний. Последствия хронических стрессовых состояний могут быть довольно плачевными, поэтому крайне важно стараться сохранить некий жизненный баланс.

      Историческая справка: первоначальная концепция стресса была описана в трудах К. Бернара – знаменитого физиолога родом из Франции. Именно его понятие и классификация данного состояния со временем стала общедоступной. В научном сообществе эта тема начала особенно активно развиваться после публикации статей на эту тему в журнале «Nature» в 1936 году.

      Предрасполагающие факторы

      Причины стресса включают в себя очень обширный список всевозможных факторов. Начиная с младенческого возраста, человек испытывает стресс. Маленькие дети могут страдать вследствие даже кратковременного расставания с родителями, отсутствия четкого режима дня и т.д. Причины стресса у детей постарше кроются зачастую в плохих отношениях со сверстниками, нездоровой семейной атмосфере. Пусковым моментом для возникновения этого патологического состояния может стать любое психотравмирующее обстоятельства, например, гибель домашнего любимца, развод родителей, издевательства одноклассников, неуспеваемость.

      Причины стресса у современных подростков мало чем отличаются от как таковых у взрослых. К факторам, провоцирующим стресс, относят чрезмерные нагрузки в учебе и на работе, неудачи в профессиональной и личной жизни, потерю близких людей, трудности с финансами, недовольство собой. Нельзя исключать и физическое переутомление, возникающее вследствие хронического недосыпания, перенесенных болезней, неправильного питания, чрезмерных спортивных нагрузок.

      Как уже говорилось, стрессовое состояние не всегда вредно, так как существуют и полезные виды стресса, которые в психологии называют эустресс. Причины его возникновения кроются в неких положительных переживаниях и эмоциях. Такое состояние помогает человеку собраться и лучше контролировать ситуацию. В ряде случаев эустресс может перерасти в дистресс – деструктивный стресс, влияние которого можно описать лишь с негативной стороны.

      Виды стресса, от которого страдает физиология и психика любого человека, могут быть следующими:

    • Физиологический стресс. Возникает из-за воздействия любых внешних факторов, будь то неблагоприятные климатические условия, строгая диета и т.д. Стресс может возникнуть и при выходе организма из подобного физиологического состояния;
    • Психологический стресс. В этом случае стрессовое состояние вызывается какими-либо сильными эмоциональными переживаниями, которые могут быть, в том числе, и положительными;
    • Нервный стресс. Такое состояние является, как правило, следствием продолжительного, хронического стресса, а также тревожного невроза и прочих нарушений деятельности нервной системы;
    • Кратковременный стресс. Естественное состояние организма каждого человека, являющееся своеобразной защитной реакцией на внешние раздражители, редко представляющее какую-либо серьезную опасность;
    • Хронический стресс. Если рассматривать все существующие виды стресса, то именно хронический представляет наибольшую угрозу. Тяжелые депрессии и нервные срывы, обострение многих соматических заболеваний и даже суицид – это далеко не полный список последствий, к которым может привести длительно протекающий, хронический дистресс.
    • Стрессовое состояние не возникает мгновенно, а проходит в своем развитии определенные фазы. Можно выделить следующие стадии стресса: тревога и общая напряженность, способствующая мобилизации всех защитных сил организма, сопротивление, при котором организм либо борется с нестандартной ситуацией, либо адаптируется к ней, и, наконец, финальная победа или истощение. Что касается последней фазы, то победить стрессовое расстройство самостоятельно вполне возможно, если организм располагает достаточным количеством необходимых для этого ресурсов. В обратном случае на последней стадии стресса человек может впасть в глубочайшую депрессию, ощутить на себе все проявления нервного и физического истощения организма, имеющего иногда губительные последствия. Избежать этого позволит только грамотная и своевременная профилактика стресса.

      Прежде чем описать основные признаки стресса, следует понять, как именно связана физиология человека с подобным состоянием. При возникновении нестандартной ситуации мозг получает своеобразный сигнал опасности, в результате чего происходит всплеск адреналина и мобилизация всех ресурсов организма. Детский, профессиональный и любой другой стресс характеризуется, прежде всего, резким повышением мышечного тонуса, учащением пульса, замедлением пищеварения. Из-за того, что кровь отливает от мозга, человек начинает хуже соображать, может возникнуть тошнота и обморочные состояния.

      У маленьких детей в возрасте до двух лет стресс проявляется капризностью, отказом от еды, нарушениями сна. В более старшем возрасте к этим симптомам добавляются нарушения поведения, при которых ребенок ведет себя несоответственно возрасту, становится требовательным, раздражительным, необщительным. Также признаки стресса у дошкольников включают в себя появление несвойственных ранее фобий, дефектов речи, агрессии.

      Дети младшего школьного возраста, оказавшись в стрессовой для них ситуации, проявляют повышенную утомляемость, что негативно сказывается на успеваемости, жалуются на головные боли и боли в животе, могут намеренно причинять себе вред. Все это обычно усугубляется агрессией по отношению к окружающим, заниженной самооценкой, нестабильным настроением, ухудшением функции памяти и внимания. Нередко у детей возникают нервные тики и нарушения речи.

      Что касается подростков, у них стресс проявляется также довольно разнообразно. Как правило, типичными признаками такого состояния является непослушание, вызывающее поведение, агрессия, необщительность, потеря аппетита, нарушения сна. Ребенок может задумываться о суициде, считать себя непонятым, потерять интерес к ранее любимым занятиям.

      У взрослых людей проявления стрессового расстройства практически те же. Это могут быть как психоэмоциональные симптомы, связанные с повышенной раздражительностью, снижением функции памяти и внимания, подавленным настроением и т.д., так и соматические симптомы – мигрени, боли в кишечнике, мышечные боли, кожные высыпания и т.д.

      Таким образом, стресс неизбежно оказывает определенное влияние на поведение, физическое и психическое состояние людей вне зависимости от пола и возраста. Можно выделить следующие общие признаки стресса:

    • возникает неадекватная реакция на любую нестандартную и сложную ситуацию;
    • раздражительность, беспричинный смех и прочие проявления повышенной возбудимости;
    • неконтролируемое поведение;
    • снижение физической и умственной активности, приводящее к неуспеваемости в учебе или на работе;
    • нарушения сна и аппетита;
    • критичность;
    • подавленное настроение жалость к себе;
    • снижение общего иммунитета, вследствие чего развитие различных заболеваний организма и обострение хронических патологий, таких как язвенная болезнь, гастриты и т.д.;
    • головные боли;
    • возможно пристрастие к спиртному или наркотикам;
    • при всем этом человек, испытывающий стресс, утверждает, что не в силах как-то изменить ситуацию и отказывается предпринимать какие-либо попытки наладить собственную жизнь.
    • Профилактические меры

      Профилактика стресса на самом деле не представляет собой ничего сложного, а значит, каждый человек в силах избежать его негативных последствий. Существует целый ряд доступных методов, регулярное использование которых принесет пользу всему организму. Частые прогулки на свежем воздухе – отличная профилактика стресса, доступная каждому.

      Ведение дневника и составление списков – это метод, который позволит структурировать собственные мысли и быстрее найти оптимальное решение в сложившейся ситуации

      При переутомлении и эмоциональном истощении восстановить энергию и силы организма может небольшое путешествие, поход, общение с приятными людьми в неформальной обстановке. Профилактика стресса будет особенно эффективной, если регулярно применять особые релаксационные техники, дыхательные упражнения, расслабляющие ванны. Очень важно для борьбы со стрессом найти интересное хобби.

      Умеренная, но регулярная физическая активность так же может стать отличным помощником. Ну и, конечно же, консультации с психологом и применение аутотренинговых методик.

      Все эти меры позволят избежать тяжелого стрессового состояния или как минимум снизить иго негативное влияние. Если победить недуг самостоятельно не получается, лучше всего обратиться к профессионалам, которые научат находить позитивные стороны в любых ситуациях, контролировать собственные эмоции и поведение.

      odepressii.ru

      Каковы причины стресса?

      Нередко человек, который получил какое-то очень хорошее известие, пребывает в стрессовом состоянии не меньше, чем человек, которого известили о чем-то плохом. В зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности причины стресса могут быть разными.

      Человек может находиться в стрессовом состоянии не только во взрослой жизни, но и в младенчестве или даже тогда, когда он не родился. Находясь в утробе матери, он точно так же может испытывать волнение, страх. Именно поэтому беременным женщинам настоятельно не рекомендуется волноваться.

      Причины стресса иначе именуют стресс-факторами. К ним относятся как плохие, тревожные события, так и хорошие. Например, вступление в брак, получение высокой награды, выигрыш крупной суммы, неожиданно большая прибыль или прибавка к зарплате — все это также стимулирует перенапряжение.

      Все зависит от того, как человек, который сталкивается с хорошим или плохим событием, относится к нему. Если тот же брак является долгожданным или, наоборот, нежеланным событием, он может послужить причиной сильного перенапряжения. Но если отношение к нему спокойное, то бракосочетание не будет вызывать таких ощущений.

      То же самое касается любых неприятных ситуаций. Если какая-то неудача воспринимается человеком как очередной опыт, который в будущем позволяет избегать каких-то более серьезных неприятностей, она не будет являться причиной серьезного стресса. Максимум, что он испытает — небольшое волнение и только.

      Но такое же событие, которое принимается близко к сердцу, вызовет не только сильный стресс, но и может стать причиной серьезного расстройства здоровья. Человек может впасть в сильную депрессию, у него допустимо изменение сознания. Нередко такие события вызывают серьезную патологию сердечно-сосудистой системы — инфаркт или инсульт.

      Поэтому стресс-факторы носят не абсолютный, а относительный характер. Но их можно условно разделить на две категории: на внутренние и внешние. К первым относятся все те умозаключения, которые делает человек под воздействием каких-то факторов. Это результат работы его разума. А вторые являются всеми теми жизненными ситуациями и происходящими изменениями, которые находятся в сфере деятельности человека. Все они очень тесно переплетены между собой. Независимо от внешнего фактора, результат умственной деятельности может привести как к перенапряжению, так и к спокойному восприятию события.

      К внешним причинам относят:

    • существенные изменения, которые происходят в жизни;
    • события на работе;
    • появление проблем в отношениях между людьми;
    • финансовые затруднения;
    • большую загруженность;
    • отношения в семье или их отсутствие.
    • К внутренним причинам относят:

      • пессимистическое восприятие окружающей действительности;
      • ожидания, которые не отвечают реальному положению дел;
      • негативный внутренний диалог;
      • перфекционизм;
      • неприятие настойчивости и необходимого усердия;
      • если не выходит принять неопределенность.
      • К самым распространенным причинам перенапряжения относятся:

      • смерть мужа или жены;
      • бракоразводный процесс;
      • разрыв отношений;
      • заключение в местах лишения свободы;
      • заболевание или смерть близких людей;
      • собственное заболевание;
      • лишение постоянного дохода;
      • вступление в брак;
      • примирение супругов;
      • выход на пенсию.
      • Отличия между мужчинами и женщинами

        Речь идет об отличиях тех стресс-факторов, которые вызывают перенапряжение у мужчин и женщин. Периодически проводятся различные исследования, в результате которых выявляют те причины стресса, которые больше влияют или на мужчин, или на женщин. Например, в каждом пятом случае появления стресса у мужчин это были переживания, которые испытывали из-за неудач в постели.

        В 15% случаях это оказывалось непонимание со стороны окружающих. На третьем месте, уступив всего один процент предыдущему стресс-фактору, находится самокритичность. После него с результатом в 9% располагается неудовлетворение текущим положением дел.

        У женщин картина вырисовывается иная. Почти каждая третья из опрошенных дам испытывает большие переживания, если у кого-то из членов семьи возникают проблемы со здоровьем. На втором месте находятся регулярные конфликты дома, которые беспокоят 22% респондентов. Хронические патологии вызывают стресс у 19% опрошенных женщин.

        Проявляются такие ситуации по-разному, в зависимости от пола. Например, треть женщин ощущает незащищенность, у них появляется острое чувство одиночества. А вот более трети мужчин склонны проявлять агрессию.

        Точно так же различаются и способы, которые предпринимают мужчины и женщины, чтобы справиться с перенапряжением. Например, половина опрошенных представителей сильного пола отдает предпочтение употреблению алкоголя. Столько же могут ограничиться выкуриванием сигарет. Каждая четвертая опрошенная представительница слабого пола утверждает, что справляться с таким состоянием ей помогает шопинг. Более трети женщин с этой целью стремятся отправиться в фитнес-зал, а каждая пятая предпочитает светские мероприятия.

        Перенапряжение у детей

        Поскольку дети также подвержены стресс-факторам, важно знать и стараться устранять или уменьшать их количество в жизни ребенка. В целом причины стресса у ребенка можно разделить на две группы: школьные и социальные.

        Школьную группу составляют следующие факторы:

      • первый и последний звонок;
      • различные виды проверки знаний: самостоятельные и контрольные работы, вызов к доске, экзамены и т. п.;
      • резкое изменение распорядка дня: ранний подъем, вторая смена.
      • Социальные факторы составляют такие события:

      • расставание с родными, близкими и друзьями;
      • конфликтные ситуации со сверстниками и более старшими детьми;
      • переезд в другой город на постоянное проживание;
      • смена школы;
      • многочасовые игры за компьютером.
      • Подмечено, что маленькие дети, которые ходят в детский сад, очень часто испытывают переживания, когда расстаются с родителями всего лишь до вечера. Нередко беспокойство у малышей и подростков вызывает поведение родителей. Именно оно формирует у них представление о том, как нужно вести себя в семейной жизни. Изменение этого стереотипа может стимулировать переживания детей.

        Например, яркий случай, когда отец, который не позволял приходить домой в нетрезвом состоянии, вдруг возвращается домой, еле держась на ногах, и произносит какие-то непонятные звуки. Ребенок, который видит эту картину в первый раз, может испытывать сильное перенапряжение.

        Поскольку восприятие в детском возрасте намного менее критично, чем у взрослых, стимулируют появление стресса у детей и сцены с насилием по телевизору. Если ребенок увидит программу новостей, которые стараются показать много ужасных и резонансных событий, такой просмотр вызовет у него сильное волнение.

        Работа, которая укорачивает жизнь

        У взрослых, занятых какой-то деятельностью людей, профессиональный стресс является постоянным спутником. Причем его вызывает все то, без чего трудно представить хоть какую-то область занятости, а именно:

      • профессиональные достижения;
      • наличие конкуренции;
      • страх допустить ошибку;
      • сложности общения с коллегами, партнерами, подчиненными и начальством.

      Не нужно считать, что профессиональный стресс поглощает только подчиненных. Если взять владельца бизнеса, то его он одолевает в еще большей степени. Страх может вызвать не только сильная конкуренция, но и срыв производства, сорванные сроки поставки, ошибки и недоработки подчиненных, собственная слабая инициативность, как он считает. Обычные переговоры, подготовка к ним вызывают сильные эмоциональные переживания, не говоря уже о появлении в дверях налоговой.

      Учтите, что сильный стресс может стать тем спусковым механизмом, который вызовет серьезные патологические процессы в организме.

      Если взять причины выпадения волос, одним из факторов, который приводит к такому явлению, служит стресс. Независимо от того, испытывает человек социальный стресс или какой-либо другой, ему необходимо научиться справляться с ним:

      1. Во-первых, не нужно прибегать к алкоголю и спиртным напиткам.
      2. Во-вторых, следует заняться спортом. В этом случае правильно поступила треть опрошенных женщин.
      3. В-третьих, соблюдайте рациональное питание, употребляйте здоровую пищу.
      4. Стресс — это не повод для выпадения из текущего ритма жизни. Он является сигналом, что нужно что-то поменять, хотя бы свое отношение к сложившейся ситуации.

        apofreidu.ru