Причины возникновения раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм – отклонение, характеризующееся неспособностью устанавливать социальные контакты и адекватно воспринимать внешние обстоятельства. Первые признаки проявляются с самого рождения ребенка.

Первоначально заболевание было отнесено к психозам, в настоящее время это нарушение относят к общим психологическим расстройствам, влияющим на дальнейшее развитие. К этой группе патологий относят также детский и атипичный аутизмы, синдром Аспергера, синдром Ретта и др.

Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении по поводу причин возникновения РДА. Одни считают, что всему виной родовые травмы, нарушения в течение беременности. Другие придерживаются мнения, что заболевание имеет шизофреническую природу. Третьи связывают недуг с врожденной дисфункцией мозга, недоразвитием нейронов.

Одной из вероятных причин называют также недостаточный эмоциональный контакт с матерью (который может быть обусловлен ее депрессивным состоянием). В этом случае малыш как бы защищается от травмирующего внешнего мира, фокусируется на собственных переживаниях. Такая психологическая защита и становится причиной нарушения дальнейшего психологического и умственного развития ребенка.

Признаки РДА (аутизма Каннера) становятся заметны еще в раннем возрасте ребенка и проявляются следующими особенностями:

  • трудности в кормлении – вялость или, напротив, повышенная активность, избирательность в еде и способах кормления;
  • странности в реакциях на внешние факторы – чрезмерная пугливость при малейших шорохах или отсутствие реакции, активное проявление недовольства при минимальном дискомфорте или, напротив, невыявление реакции на мокрые пеленки и чувство голода;
  • в плане социальной активности ребенок проявляет явную отгороженность от внешнего мира, живет как бы в своем психологическом “панцире”;
  • с малышом трудно установить контакт глазами;
  • больной больше интересуется предметами внешнего мира, а не людьми, он не тянется к родителям, не просится на ручки;
  • трудности в общении с другими детьми;
  • у малыша плохо развивается речевая функция, часто он вырабатывает свой язык;
  • бывает, что память развивается очень хорошо, малыш может запоминать стихи, заученные тексты и легко их воспроизводить, однако при этом не уметь построить диалог с другими;
  • повышенная привязанность к определенным вещам, обстановке, нелюбовь к новому;
  • стереотипия в поведении;
  • повышенный уровень страха или состояние полной беспечности.
  • Достаточно часто аутизм сопряжен с эпилепсией, глухотой или слепотой.

    Постановкой диагноза занимаются патопсихологи, психиатры, дефектологи.

    Обследование проводят по методу прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

    Интеллект детей изучают по методике Векслера и сопоставляют с контрольной группой.

    Показателями наличия болезни являются три основных признака: нарушение социализации, недостаточная взаимная коммуникация, стереотипизация поведения.

    Аутическую патологию необходимо дифференцировать от таких заболеваний, как шизофрения, умственная отсталость, дезинтегративные расстройства и т. п.

    Некоторые проявления аутизма лечат медикаментозными методами, симптоматически. Например, при наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептическую терапию.

    Стационарное лечение без родителей крайне нежелательно, поскольку может еще более усугубить отклонения.

    С особенными детьми проводят занятия по психотерапии, музыке, танцам и т.п.

    В последнее время ученые отмечают положительный эффект при общении детей с животными, в частности, с дельфинами.

    Наиболее эффективным графиком психотерапии считается 3-4 занятия в неделю на протяжении нескольких лет.

    Для того чтобы подобрать правильный подход к лечению, необходима консультация врача-патопсихолога. Записаться на прием к врачу-специалисту можно с помощью сети Интернет.

    В качестве профилактических мер маме ребенка следует больше времени проводить с новорожденным, настроиться на эмоциональный контакт с малышом, без злости и агрессии.

    medbooking.com

    Причины развития, степени и методы лечения аутизма у детей

    Аутизм является расстройством, которое обусловлено нарушением развития головного мозга. Ранний детский аутизм — это нарушение развития эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. У больного наблюдаются признаки нарушения социального взаимодействия и общения, у него ограничены интересы и происходят повторяющиеся движения.

    Чаще всего аутизм у детей проявляется в возрасте до 3 лет. По статистике распространенность этого заболевания: 1-6 детей на тысячу.

    Существует несколько теорий возникновения раннего аутизма у детей, но ни одна из них не получила научного подтверждения. В последнее время ученые говорят о совокупности причин при возникновении раннего детского аутизма.

  • Генетическая предрасположенность. Ранний детский аутизм передается по наследству, существуют семьи с двумя детьми, больными аутизмом. Чаще всего дети с аутизмом рождаются у женщин после 35 лет, и внутриутробно находятся в ягодичном предлежании;
  • Перинатальные факторы. Воздействие на беременную женщину вредных факторов внешней среды: плохая экология, профессиональные вредности, бытовая химия, лекарственные препараты, соли тяжелых металлов;
  • Нарушение гормонального фона организма. У детей с аутизмом находят повышенное содержание тестостерона в крови и слабую Х — хромосому;
  • Вакцинация. Индивидуальная чувствительность некоторых детей к вакцинам может спровоцировать развитие этого расстройства;
  • Вирусная теория. Женщина, которая во время беременности переболела корью или краснухой имеет высокий риск родить ребенка с аутизмом;
  • Особенности развития головного мозга. У детей с ранним детским аутизмом хорошо развито правое полушарие, а левое полушарие и миндаливидное тело недоразвито;
  • Недостаточное количество белка. Белок Cdk5 является ферментом в головном мозге человека и участвует в синаптической передачи информации между нейронами;
  • Нарушение в 11 паре хромосом. Ген неурексин-1 называют «геном аутизма», он участвует в синтезе нейромедиатора головного мозга — глутамата.
  • Ребенок не может установить контакт с внешним миром. Аутист не понимает настроения других людей, не выражает собственные эмоции и переживания. Он не смотрит в глаза своим родителям и окружающим людям, при взаимодействии с другими людьми не жестикулирует, не меняет мимику лица и интонации голоса. Аутисты привязываются к своим родителям или попечителям, с посторонними людьми не стремятся контактировать.

    Наблюдается так же стереотипность поведения. Аутист постоянно совершает однообразные действия: размахивает руками, прыгает, машет головой или наклонят туловище вправо и влево. Любой предмет (игрушка или книжка) может стать объектом внимания и постоянного манипулирования: трясет, стучит, машет, вертит и крутит. Если в руки такому ребенку попадает книга, он начинает быстро перелистывать страницы, ритмично стучать ею об стол.

    Ребенка с этим заболеванием интересует одна и та же тема в разговоре, в рисунках или в игре. Аутист любит однообразие, ему не нравится, если кто-то посторонний вмешивается в его жизнь и пытается что-то изменить, он активно этому сопротивляется.

    В большинстве случаев наблюдается задержка и нарушение речевого развития. У аутиста может быть хороший словарный запас, он может формулировать свои мысли, но в речи использует штампованные фразы и выражения. Аутист сторонится разговоров, не откликается, когда к нему обращаются, не задает сам вопросов. Детям с ранним детским аутизмом свойственные многократные повторения одних и тех же слов. Аутисты всегда путают личные местоимения, себя называют на «ты», «он», «она».

    odepressii.ru

    Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

    Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

    По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

    • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
    • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
    • Симптомы раннего детского аутизма

      Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

      Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

    • 1) качественное нарушение социального взаимодействия

    Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

    Лечение раннего детского аутизма

    Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

    Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

    Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

    Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

    Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

    www.krasotaimedicina.ru

    Ранний детский аутизм

    Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

    Ранний детский аутизм

    Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

    Причины раннего детского аутизма

    На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

    Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

    Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

    Классификация раннего детского аутизма

    С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
  • Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

    Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

    Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

    Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

    Диагностика раннего детского аутизма

    Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
  • Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

    Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

    www.krasotaimedicina.ru

    Причины возникновения раннего детского аутизма

    Причины возникновения аутизма, в настоящее время нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

    От автора: Мое мнение (основанное на анализе материалов публикаций в интернете и научной литературе) следующее: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.

    Родители: В университете Рочестера обследовали около 60 больных: в половине случаев выявлена мутация определенного гена, которой играет решающую роль в формировании головного мозга на ранней стадии развития эмбриона. Причем для возникновения аутизма достаточно наследования дефектного гена от одного родителя. Как правило, родители больных детей сами нормальны, у них могут быть лишь очень слабые симптомы аутизма.

    Существует достоверная статистическая корреляция между синдромом слабой Х-хромосомы и наличием аутизма.

    Британские ученые подтвердили, что одной из причин возникновения аутизма может быть мужской гормон тестостерон. В Кэбриджском Университете было проведено обследование группы детей, страдающих данным заболеванием. Начиная с внутриутробной стадии развития, у них брали анализы на гормоны. Концентрация гормона тестостерона была сильно превышена. Кроме того, когда дети достигли четырехлетнего возраста, их родителям были предоставлены специальные тесты для создания полной картины развития заболевания. Согласно результатов этих тестов, оказалось, что дети с повышенным содержанием тестостерона в крови, отличаются меньшим любопытством и с большим трудом адаптироваются в социальной сфере. Да, не все дети из исследуемой группы были причислены к больным аутизмом, но ученые считают, что существует прямая связь между аутическими чертами и гормональным фоном. О существование подобной связи ученые строили предположения уже давно. На такую идею их наталкивало существование людей, с аутизмом, но отличающихся проявлениями высоких интеллектуальных способностей. Например, знающих множество языков, дат исторических событий и многого другого. Более того известно, что некоторая часть известных математиков и музыкантов страдали аутизмом. По мнению, нейробиологов речь идет о, компенсаторном поведении полушарий мозга, то есть если левое не развито, то правое пытается скомпенсировать этот дефицит. При переизбытке тестостерона левая половина мозга не может нормально развиваться. Если раньше подобное мнение было гипотезой, то нынешние исследования ее подтвердили.

    Причиной аутизма, как и многих других психических заболеваний может быть конфликт между генами, унаследованными от матери и отца. Известно, что самки млекопитающих «отключают» в своих яйцеклетках многие гены, работа которых выгодна эмбриону, но невыгодна матери, тогда как самцы напротив отключают в своих сперматозоидах гены не выгодные эмбриону, но выгодные матери. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может привезти к аутизму, в «материнскую» — к депрессии, психозам и паранойе.

    Еще о генетической природе аутизма: В ходе масштабного исследования, проведенного международной группой ученых, были получены новые доказательства генетической природы аутизма. Выяснилось, что в развитии этого заболевания важную роль играет ген неурексин-1, а также некий пока не установленный ген, расположенный в 11 хромосоме. В проекте по изучению генома у больных аутизмом приняли участие более 120 ученых из 19 стран мира. В течение пяти лет специалисты изучали образцы ДНК, взятые у членов семей, в которых имелось двое и более детей, страдающих аутизмом. В общей сложности в исследование были включено около 1200 семей. Для того, чтобы обнаружить генетическое сходство в представленных образцах, ученые использовали технологию «генного чипа». В результате анализа они пришли к выводу, что «весьма вероятным кандидатом» является ген неурексин-1, который участвует в синтезе нейромедиатора глутамата – вещества, обеспечивающего контакт между нервными клетками головного мозга.

    По словам исследователя, в настоящее время усилия ученых направлены на поиск еще одного гена аутизма, расположенного в 11 хромосоме, а также других, неизвестных пока генов.

    Тяжелые металлы: Анализ образцов мочи сотен исследуемых детей показал существование связи между аутизмом и воздействием на организм тяжелых металлов. Если данные этих исследований верны, открытие может означать, что аутизм можно вылечить лекарствами (в некоторых случаях), очищающими тело от этих металлов.

    Вакцины и вирусы: Заболеваемость аутизмом растет параллельно увеличению числа вакцин. >>подробнее

    Недостаток белка: Одной из возможных причин возникновения аутизма и других расстройств мозга является недостаток белка Cdk5 (от англ. Cyclin-dependent kinase, циклин-зависимой киназы). Этот фермент участвует в регуляции ряда клеточных процессов — от клеточной подвижности до привыкания к лекарствам. Фермент Cdk5 помогает развиваться синапсам, которые связывают нейроны и лежат в основе способности человека изучать материал и запоминать его. Синапсы — сложные структуры, состоящие из ионных каналов, рецепторов и других сложных белковых комплексов, которые все сообщаются друг с другом для получения и отсылки сигналов. Неправильно сформированные синапсы приводят к задержке умственного развития и мутациям в генах, кодирующим определённые синаптические белки. Этот дефект, в частности, связан с возникновением такого тяжелого заболевания, как аутизм.

    По мнению многих экспертов, Cdk5 способствует образованию синапсов и взаимодействует с существенными предсинаптическими компонентами, играет важную роль в формировании новых нейронов и правильном мозговом развитии. Также учёные смогли получить молекулярное свидетельство, что Cdk5 влияет и на образование нейродегенеративных расстройств, например, болезни Альцгеймера.

    Биологический и химический дисбаланс: Основываясь на том факте, что аутизм тесно связан с эпилепсией и проблемами в обучении, ученые склонны искать причину этой патологии в биологическом и химическом дисбалансе. На сегодняшний день никто даже не приблизился к тому, чтобы объяснить, что именно не так происходитв головном мозге больных. Прослеживается параллель между развитием заболевания и повышенным уровнем в крови свободного или связанного с тромбоцитами серотонина, однако детали патологических механизмов еще только предстоит выяснить. Хотя в каждом конкретном случае очень сложно определить какую-либо причину, предполагается связь аутизма с рядом перинатальных повреждений, врожденной краснухой, фенилкетонурией и младенческими судорогами.

    Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма:

    — Возможно причиной детского аутизма являются мутации в головном мозге человека, вызванные эволюцией.подробнее>>

    — Аутизм связан с нарушением развития так называемого миндалевидного тела — участка головного мозга, регулирующего эмоции и способность взаимодействия с людьми.

    При компьютерной томографии головного мозга у больных аутизмом были обнаружены изменения миндалевидного тела.

    — Американские ученые обнаружили у больных изменения в «миниколонках», которые являются структурно-функцинальными единицами мозга. Именно эти изменения, обуславливают особенности поведения.

    Обнаружены эти изменения были в лобной и височной долях больных благодаря использованию компьютерной обработки изображений.

    Ученые исследовали мозг девяти больных людей, так же для сравнения были взяты девять здоровых людей. Оценивалась пространство, занимаемое отростками нервных клеток, ширина модулей, среднее расстояние между нейронами, компактность и индекс уровня серого.

    По результатам исследования было установлено, что «миниколонки» у людей с аутизмом были значительно меньше, зато общее их количество было большим. Эти данные, по словам исследователей, хорошо согласовываются с имеющимися сегодня теориями, объясняющими аутизм.

    — Развитие аутизма связано с усиленным ростом мозга в детстве. У «аутистов» возрастом 3-4 года размеры мозга превышают нормальные на 10-13%. Эту патологию связывают с аномалиями в некоторых структурах мозга. Некоторые ученые считают, что если найти причину которая заставляет мозг расти на ранних этапах жизни, то появится возможность разработки профилактического лечения.

    — Дождливая погода способствует развитию аутизма, к такому выводу пришли американские ученые, после проведения исследований оказалось, что процент «аутизтов» среди детей до трех лет, проживающих в дождливых штатах, был значительно выше, чем среди детей из «солнечных» штатов.

    autist-ru.narod.ru

    Синдром раннего детского аутизма — что это?

    В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

    В настоящее время все более сознается социальная значимость проблемы аутизма. Частота выявления проблем аутистического спектра по мнению современных авторов, составляет до 21-26 на 10 тысяч детей. Аутизм представляет собой спектр расстройств и включает в себя восемь нозологических форм: синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д.

    Ранний аутизм у детей: симптомы и причины

    Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

    В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

    Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

    Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

    Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).

    Коррекция и лечение детского аутизма

    Работа с детьми, страдающими РАС, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи.

    Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

    www.logopedprofi.ru

    Ранний детский аутизм – психическое расстройство, возникающее из-за нарушений в развитии головного мозга, при котором ребенок отказывается общаться с окружающими людьми, для него характерно ограничение интересов и проявление однотипных действий. Аутизм встречается приблизительно в 4-х случаях на 10000 населения, среди детей с ранним детским аутизмом преобладают мальчики (приблизительно в 4 раза больше, чем девочек).

    Признаки раннего детского аутизма

    Чаще всего синдром раннего детского аутизма становится явным к 2,5 – 3 годам, но признаки аутизма возможно обнаружить в период

    • младенчества. Основные симптомы следующие:

    С возникновением необходимости вхождения в социум признаки болезни становятся более явными, при отсутствии коррекции, изолированность человека с годами растет.

    Причины возникновения раннего детского аутизма

    Выводы специалистов об этиологии заболевания неоднозначны. Существует несколько гипотез о причинах аутизма.

  • чаще всего заболевание связывают с генными нарушениями, в результате которых нарушаются синаптические связи в коре головного мозга;
  • существует таратогенная теория, связывающая аутизм с нарушениями формирования мозга из-за воздействия на организм женщины в первом триместре беременности вредных веществ и факторов (стресс, алкоголь, никотин, лекарственные вещества и т.д.);
  • предполагается, что на возникновение аутизма влияют особенности окружения и отношения к малышу.
  • Также среди причин называются неудачная вакцинация, негативная предыдущая реинкарнация и еще ряд предположений, которые, впрочем, пока ничем не подтверждены.

    Формы раннего детского аутизма

    В зависимости от степени тяжести РДА выделяют 4 группы:

    1. Полная отрешенность, отсутствие социальной активности.
    2. Активное отторжение, проявляющееся в особой избирательности в контактах.
    3. Захваченность аутистическими интересами. Ребенок разговаривает все время на одну тему, повторяет в играх один сюжет и т.п.
    4. Трудности во взаимодействии с окружающими, проявляющиеся в ранимости, избегании отношений. Это наиболее легкий вид раннего детского аутизма.

    Лечение раннего детского аутизма

    Медикаментов для лечения всего комплекса проявлений аутизма не существует. Препараты обычно используются в сложных ситуациях для лечения депрессий. Лекарства, включающие ингибаторы для захвата серотонина, снижают чувство тревоги, способствуют улучшению поведения в целом. Для лечения используются психотропные препараты, помогающие при агрессивном поведении и чрезмерном возбуждении.

    Воздействие лекарственных препаратов индивидуально, поэтому их следует давать больному только по рекомендациям специалиста и под его регулярным контролем.

    Коррекция раннего детского аутизма

    Для реабилитации аутичных детей существует ряд мероприятий, которые предусматривают специальное образование, трудовую терапию, логопедическую помощь. Разработаны и довольно спешно применяются программы развития в специализированных дошкольных учреждениях, составляются индивидуальные коррекционные планы, включающие игровую терапию. Основные направления работы связаны с развитием сенсорного восприятия и взаимодействия с предметами, воспитанием навыков самообслуживания, формированием речи.

    Хороший эффект оказывают иппотерапия (общение с лошадьми), дельфинотерапия. Домашние животные способствуют развитию у ребенка умения контактировать. Рекомендованы занятия плаванием, которые снижают мышечное напряжение и учат адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

    womanadvice.ru