Признаки аутизма у ребенка 3 лет

Признаки аутизма у ребенка 3 лет

К большому сожалению, в современном мире тенденция к постановке диагноза «аутизм» у малышей неуклонно растет. Ученые до сих пор не выяснили причину этого отклонения, но замечено, что иногда заболевание бывает наследственным.

Хотя в медицинском словаре и существует такой диагноз, на самом деле аутизм не является болезнью, как таковой. Это лишь отличие конкретного ребенка от сверстников в различных поведенческих ситуациях.

Симптомы аутизма у детей до 3 лет

Как правило, диагноз ставится лишь после пятилетнего возраста, но первые признаки аутизма у детей можно заметить до наступления 3-4 лет и даже раньше. Некоторые детки явно выдают своим поведением отклонение от нормы уже в полуторогодовалом возрасте, и внимательные родители могут сами заподозрить неладное.

В основном признаки аутизма у 3-х летнего ребенка являются косвенными и даже если родители нашли некоторые из них у своего чада, то это не всегда означает заболевание. Диагноз может поставить только грамотный специалист-невролог, который ведет наблюдение за малышом, а также назначает специальное тестирование для предварительной постановки диагноза.

Итак, на какие признаки и симптомы аутизма у детей 3 лет нужно обратить внимание родителям, сейчас мы рассмотрим. Они делятся на три подгруппы: социальные, коммуникативные и стереотипные (монотонность в поведении).

Социальные признаки

  1. Ребенок интересуется не игрушками, а обычными бытовыми предметами (мебель, радиоприборы, кухонная утварь), совершенно игнорируя детские забавы.
  2. Невозможно предугадать реакцию малыша на то или иное воздействие.
  3. У ребенка отсутствует подражание взрослым, которое начинается у детей после года.
  4. Ребенок всегда играет один и игнорирует компанию сверстников или родителей.
  5. Практически всегда малыш избегает при общении смотреть в глаза, а наблюдает за губами или движениями рук собеседника, когда к нему обращаются.
  6. Чаще всего ребенок, у которого наблюдается аутизм, не терпит физического контакта со стороны окружающих.
  7. Малыш или очень привязан к маме и неадекватно реагирует на ее отсутствие или же наоборот, не выносит ее и не успокоится, пока она не покинет его территорию.
  8. Коммуникативные признаки

    1. Дети часто говорят о себе в третьем лице, вместо «Я» употребляют свое имя, или говорят «Он».
    2. У ребенка не развита или плохо развита речь для его возраста.
    3. Малыша совершенно не интересует окружающий мир, он не задает вопросов.
    4. В ответ на улыбку ребенок никогда не улыбается и в повседневной жизни вообще улыбается крайне редко.
    5. Часто речь ребенка состоит из выдуманных слов, фраз или же из постоянно повторяющихся чужих, когда-то услышанных слов.
    6. Малыш практически никогда не реагирует на просьбы взрослого, не отзывается на свое имя.

    Стереотипы в поведении

    1. Ребенок неадекватно реагирует на смену обстановки или людей в помещении. Ему комфортно только с одними же и теми людьми, остальных он воспринимает в штыки.
    2. Малыш кушает только строго им выбранные продукты и никогда не пробует ничего нового.
    3. Повторение однообразных монотонных простых движений тоже свидетельствуют в пользу расстройства психики.
    4. Маленькие аутисты строго следуют собственному распорядку дня и весьма педантичны в этом.
    5. К сожалению, лекарства, которое бы вылечило аутизм, не существует. Но ребенку очень помогут адаптироваться в социуме специальные коррекционные мероприятия и работа с психологом.

      womanadvice.ru

      Признаки аутизма у ребенка

      Согласно медицинским статистическим данным, современный мир все больше дарит жизнь малышам, которым медики ставят неутешительный диагноз «аутизм». Медицина до сих пор не знает настоящие причины такого состояния у деток, но во многих случаях, заболевание носит наследственный характер. Многие ученые считают, что детский аутизм появляется в результате недостаточного развития центральной нервной системы вследствие ряда причин, таких как:

    6. аномалии внутриутробного развития;
    7. нарушение деятельности нервной системы как следствие различных патологий при ожидании и рождении ребенка, особенно в ситуациях, когда к мозгу ребенка был ограничен доступ кислорода;
    8. пожилой возраст родителей малыша;
    9. первичные шизофренические процессы;
    10. как факторы риска можно выделить следующие перенесенные болезни женщин во время беременности: краснуха, ожирение, туберозный склероз.
    11. Но стоит понимать, что данные причины сами по себе не могут вызывать аутизм. Вместе с наследственностью, вышеперечисленные факторы лишь повышают риск появления заболевания.

      Подробнее о причинах аутизма читайте здесь

      Общая характеристика и распространенность аутизма

      К сожалению, аутизм у детей на сегодняшний день встречается в среднем в 3 случаях на 10000 детей. Мальчики в среднем в 4 раза чаще страдают от данного заболевания, чем девочки.

      Детский аутизм — это специфическое состояние нервной системы и психической сферы детского организма. Он отличается нарушениями речи, моторики рук, а также приводит к расстройствам социальной адаптации.

      Термин произошел от латинского слова autos — «сам», и тем самым достаточно точно объясняет состояние ребенка. Это отрыв от окружающей реальности, стремление к изоляции от людей и событий, которые происходят рядом.

      Признаки аутизма у ребенка 3 лет

      Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.

      Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны. Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.

      Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

      Специалисты называют ряд признаков аутизма у ребенка, которые отчетливо видны у детей в 3-х летнем возрасте:

    12. нарушение речи 3-х летнего малыша. Он говорит без какого-либо выражения и ритма либо совсем молчит;
    13. ребенок не стремится общаться с членами семьи и сверстниками, он как бы пытается отгородиться от событий внешнего мира;
    14. малыша выводит из себя любая попытка смены обстановки;
    15. ребенок всячески пытается уклониться от прикосновений родителей, избегает любого телесного контакта, нередко при этом проявляя агрессию и враждебность;
    16. 3-х летний малыш постоянно избегает смотреть в глаза собеседнику при попытках общения, взгляд малыша устремлен на его руки или губы;
    17. реакция на маму — либо сильная привязанность и неадекватная реакция, если она уходит, либо не выносит ее общество вплоть до истерики и отталкивания;
    18. детки с аутизмом неспособны проявлять живые эмоции, пугают окружающих взрослых многократными повторениями однотипных бессмысленных действий.
    19. Кстати, полезно также почитать:

      Также к признакам аутизма у ребенка специалисты относят некоторые нарушения коммуникационных характеристик и стандартных шаблонов поведения:

      1. Ребенок говорит о себе в 3-м лице, называют себя по имени или говорит «он», «она».

      2. Маленькие 3-х летние аутисты строго придерживаются самостоятельно выбранных правил и ритуалов и показывают нелогичную сверхпривязанность к некоторым вещам.

      Диагностирование состояния аутизма

      Даже проявление одного из вышеперечисленных признаков аутизма у ребенка должно насторожить окружающих его взрослых. Но раньше времени не стоит паниковать или самим стараться ставить диагноз. Оценить состояние малыша в состоянии только специально подготовленный врач. Также следует знать, что некоторые люди с диагнозом «аутизм» впоследствии оказывались очень талантливыми музыкантами, художниками и поэтами, а также шахматистами и математиками. Поэтому, навешивание ярлыков и чувство отчаянья при первичных симптомах аутизма достаточно преждевременны.

      Как показывает практика, адаптироваться в окружающем мире лучше всего удается тем маленьким пациентам, чьи родители вовремя заметили отличия в поведении малыша и обратились к специалисту.

      Врач проводит скрупулезную работу по сбору информации о болезни, которая начинается с ответов родителей на заранее подготовленный опросник. Далее проводится комплексное обследование с помощью специальных медицинских приборов — УЗИ, МРТ и прочих.

      Современный мир пока не смог придумать эффективного лекарства от аутизма. Все разработанные способы и меры воздействия на ребенка помогают улучшить его социальную адаптацию и возможность существования в обычном обществе.

      Очень важным критерием для эффективной коррекции поведения маленького аутиста является соответствующая атмосфера в семье и создание в ней психологического комфорта.

      zhenschine.ru

      Первые признаки аутизма

      Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

      Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

    20. ребенок не смотрит в глаза;
    21. говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
    22. все время повторяет слова, фразы;
    23. ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
    24. не произносит слова, мычит;
    25. не интересуется игрушками;
    26. не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
    27. ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
    28. трясет головой, руками, раскачивается;
    29. ходит на носочках;
    30. грызет пальцы, руки;
    31. бьет себя по лицу;
    32. у ребенка истерики, приступы агрессии;
    33. боится незнакомых/ чужих;
    34. пугается звуков, вздрагивает.
    35. Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма .

      Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

    36. Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
    37. Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
    38. Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
    39. Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

      Поведение маленького аутиста

      Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

      Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

      Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

      Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

      Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

      Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

      Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

      Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

      Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

      Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

      — Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

      mivmeste.in.ua

      Как практически помочь больному ребенку

      В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам и папам, поскольку и среди специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют «загадочной болезнью». Конечно, безучастия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.

      Основные признаки аутизма

      Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

      Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.

      Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

      Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.

      Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

      Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

      Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

      • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
      • не откликается на имя при сохранном слухе;
      • обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
      • не обращается за помощью;
      • не пытается чем-то поделиться;
      • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
      • Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

        Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

        Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Подсознательное вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

        В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, если вообще возможно.

        Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину> Но аутизм чаще всего выявляют в 3 — 5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение.

        Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

        С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают.

        Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают. Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

        Причины появления аутизма

        Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего.

        Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.

        Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?

        Коррекционная работа

        Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

        Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

        Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

        1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
        2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
        3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
        4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
        5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
        6. Конечно же никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.

          Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга. Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения. По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что это прежде всего заслуга родителей.

          Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо.

          Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.

          Личный опыт: «Жалеть себя нет времени»

          Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот «вечный двигатель» всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово — аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью — вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.

          психопатолог, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,

          председатель общества помощи аутичным детям «Добро», к. биол. н.

          коррекционный педагог, зав. коррекционным отделом общества помощи аутичным детям «Добро»

          www.7ya.ru

          Знаете признаки аутизма у ребенка 3 лет, может вам назвать только тот кто столкнулся с этим расстройством на своем опыте.

          Специалисты конечно есть хорошие, но пока вы к ним попадете пройдете через кучу шарлатанов, да и что может сказать доктор который пусть на протяжении длительного времени наблюдает деток аутят,

          по 15 мин в день и все время разных, о каком там опыте может идти речь. Самый лучший доктор и специалист только РОДИТЕЛЬ, который видит своего ребенка 25 часов в сутки.

          Вот он может знать как успокоить ребенка, чем его отвлечь, что нравится его малышу, а чего следует избегать.

          Докторам я не сильно доверяю, далеко не надо ходить нам ставили диагноз, ВНИМАНИЕ : ААРТСТКОГО. (не от рука написано, а напечатано на принтере) Весь день просидел за компьютером искал такой диагноз. А его просто нету)))

          Когда приехали в краевую по генам сдавать анализы, доктора пытались разобрать что же за диагноз такой, и тадааам: синдром ААРСКОГО.

          Мы давай перебирать интернет, смотрим фотки, ужасаемся, тому что там на фото и наш ребенок, ну никак не похоже настолько, что если за уши притянуть, все равно не похоже)))

          Ну и что в итоге, приезжаем мы за заключением комиссии, как обычно никого нет, одна девочка практикантка, ребенок с нами в коридоре, практикантка смотрит в документы, мы спрашиваем ребенка заводить в кабинет?

          Не надо, я и по документам все вижу, у вас синдром Аа. Мы с женой, да как так, не может такого быть, на ребенке даже признаков нет от Аа, тут по воле случая заходит зав. отделения.

          В чем дело, мы ей так и так, она смотрит документы, говорит, заведите ребенка, Рома заходит в кабинет, зав. отделения смотрит на ребенка и выдает практикантке: Аня, ты что вообще ДУРА.

          Какой нахрен синдром Аарского, нормальный ребенок, это вы по напокупали дипломом и ходите тут штаны протираете. В общем Аа синдром нам не поставили…

          Но вернемся к признакам аутизма у ребенка 3 лет, как это ни страшно, но ребенок будет вас игнорировать, есть разные типы отклонений аутизма, но объединяет их одно, игнорирование близких людей, не откликается на имя, хотя Роме, если крикнуть мандарин или яблоко, то тут же оборачивается и подходит. Надо было его так назвать)))

          Не может смотреть в глаза хотябы 5-10 секунд, при том что телевизор или планшет может смотреть и не отвлекаться.

          Залипает на один и тот же предмет, либо платочек, либо игрушка, Роме нравится заворачиваться в одеяло и кататься по полу, и так он может делать 30-50 мин, если у него есть настроение.

          Сегодня перебирал старые фотографии на компьютере, нашел фотки где Рома залез на стол и взял отрезанную половину буханки хлеба и сидит ее ест. Так же там был еще и видеофаил.

          Я увидел эту картину и давай снимать на фотоаппарат, потом включил запись видео. На той записи ребенку 2 года, я снимаю ребенка на камеру, он кушает хлеб.

          Я спрашиваю: “Рома, вкусно”. Он мне отвечает :”Ням-ням”. Подходит мама и говорит ему: “Рома отдай мне хлеб”. Рома смотрит на нее, потом на хлеб и говорит: “Нет”.

          И дальше начинает жевать хлебушек. Потом мама попросила его еще несколько раз отдать ей хлебушек и Рома ей отдал хлеб. Так смешно, было снимать этот эпизод. А вот теперь спустя почти 2,5 года.

          Я нахожу эту запись и вижу что на видео: здоровый адекватный ребенок, который понимает что ему говорят, не отводит взгляд. Если честно я только на видео увидел что Рома сказал нет, и увидел это я спустя 2,5 года.

          Мой ребенок на данный момент, не говорит слова: Да или Нет. У него этих слов нет в лексиконе, все сводится к простому: Дай мне … или Я хочу …

          Как так ребенок в 2 года был более социализирован чем сейчас…

          Но это еще не все, редко но все таки когда ребенок замечает на кухне вкусняшку выше чем он сможет достать на вытянутую руку, или залезть туда не представляется возможным,

          что делает этот маленький партизан. Он берет кухонный стул, толкает в то место где находится вкусняшка, забирается на стул, а потом уже по шкафу, или сразу на стол и до своей цели уже рукой подать)))

          Если на тарелку положу несколько печенек, постарается взять как можно больше, при этом может рассыпать все))) Хотя говорю Рома бери по одной.

          Поэтому уважаемые родители, если вы заметили признаки аутизма у ребенка 3 лет, не бросайте это на самотек, только с вашей помощью, ребенок сможет адаптироваться к внешнему миру.

          Не впадайте сразу в панику, есть разные степени сложности аутизма от легкой до самой тяжелой, кому-то из малышей достаточно подсказать, показать и он уже будет повторять за вами, а другому малышу потребуется несколько месяцев, чтобы понять как мыть руки, и вытирать их полотенцем.

          autizm.net

          Признаки аутизма у детей 3 лет

          Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

          Краткое содержание статьи:

          Аутизм — это специфическое расстройство психики, при котором нарушается функция речи и моторики. Аутизм у детей выражается в задержке психического развития, стереотипным поведением, нарушением социальной адаптации. Детский аутизм — это в большей степени социальная проблема, так как семьи с аутичным ребенком полностью выпадают из привычной жизни общества. В настоящее время диагностика детского аутизма возросла, поэтому данное заболевание стали называть бичом 21 века. Мы постараемся наиболее полно описать аутизм у детей, симптомы, причины и подходы к лечению.

          Причины аутизма современная медицина до сих пор назвать не может. Даже такой диагноз сейчас ставят с неохотой и предпочитают заменять его на более изученную шизофрению. Известно, что аутизм у детей чаще возникает у мальчиков (в 3-4 раза). Среди наиболее вероятных могут быть наследственные причины аутизма. Предполагают, что аутизм у детей возникает при поломке в генах, отвечающих за синаптические связи в головном мозге. Современная медицина не связывает развитие детского аутизма с вакцинацией или другими внешними вмешательствами в организм ребенка.

          Клинические проявления заболевания

          Признаки аутизма у своего ребенка родители начинают замечать не сразу. Сначала эти дети развиваются нормально, прибавляют в весе, начинают сидеть, ходить, как их сверстники. Первые признаки аутизма у детей начинают проявляться с развитием психической сферы и социальных контактов. Обычно это бывает в 2-3 года. Характерные симптомы аутизма — это часто неадекватная реакция на раздражители. Такие дети начинают пугаться и плакать при малейшем дискомфорте.

          Другие признаки аутизма в младенческом возрасте — слабая реакция удовольствия на кормление или общение со взрослыми, оживление ребенка при взаимодействии с неодушевленными предметами. Дети постарше неохотно играют с ровесниками, совершенно не страдают от одиночества и практически не говорят. Часто такие симптомы аутизма сначала объясняются поздним развитием, родовыми травмами или особенностями характера ребенка.

          Если описывать аутизм у детей, симптомы и признаки этого заболевания, то важно отметить социальные нарушения, которые происходят с такими людьми в более позднем возрасте. Детский аутизм в социальной сфере проявляется в сниженной привязанности к самым родным людям. Такие дети не играют в ролевые игры и не проявляют интереса к сверстникам. Взрослые аутисты не способны к эмоциям сочувствия, жалости и взаимопониманию.

          Диагностика аутизма у детей

          Лабораторных и других объективных методов диагностики аутизма у детей не существует. Диагноз детский аутизм ставится исключительно по результатам наблюдения за ребенком в течение довольно долгого времени. Важно помнить, что некоторые проявления этого заболевания встречаются и при так называемых расстройствах аутического спектра, которые проявляются в более мягкой форме и благоприятны в прогностическом плане.

          Для постановки окончательного диагноза аутизма у детей необходимо сочетание трех характерных признаков:

        7. слабые социальные взаимодействия
        8. нарушение коммуникативных связей
        9. узкий круг интересов и стереотипные однообразные действия

          Лечение детского аутизма

          Исходя из описанного выше становится понятно, что лечение аутизма — это не медикаментозный процесс. Полного выздоровления от аутизма не наступает никогда. Современное лечение аутизма у детей сводится к более полной их адаптации в семье и организацией социальной и функциональной независимости аутиста.

          Лечение аутизма комплексное и включает следующие подходы:

        10. занятия с логопедом
        11. прикладной анализ поведения
        12. применение моделей развития
        13. развитие социальных навыков
        14. трудотерапия

          Из медикаментов применяются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Справедливости ради стоит сказать, что все эти лекарства могут принести больше вреда, чем пользы за счет наличия сильных побочных эффектов. Когда традиционная медицина оказывается бессильна, на первый план выходит лечение народными средствами. К ним относя и нетрадиционные школы психического развития, и применение традиционных фитопрепаратов.

          Лечение аутизма народными средствами

          Лечение народными средствами часто связано с организацией более частого общения ребенка с живой природой. Известны случаи, когда дети аутисты становились более социально адаптированные после общения с собаками, лошадьми и дельфинами.

          Аутизм — это серьезная, комплексная и индивидуальная проблема. Как не существует двух одинаковых детей аутистов, так и нет однозначных подходов к лечению. Одним помогают традиционные психиатрические методики, других спасает лечение народными средствами. Главное иметь терпение и не отчаиваться.

          Консультации ВРАЧА онлайн

          Пациент: Мальчику 7 лет, диагноз аутизм, говорит, имеет выраженные математические способности. В 3 года было проведено интенсивное лечение врачом Симашковой. Сможет ли он стать полноценным.

          Врач: Если Вы имеете в виду коммуникативные навыки, тут требуется непрерывная колоссальная работа. Психолог, нейропсихолог, психиатр, дефектолог, логопед. Математические способности, естественно, необходимо продолжать развивать. Если есть возможность, хорошо помогает таким деткам игры с домашними животными, или занятия с лошадьми или дельфинами

          Аутизм у детей – это заболевание головного мозга, связанное с его поражением еще в утробе матери. Болезнь сказывается на развитии ребенка, его психологическом и эмоциональном состоянии и последствия ее влияют на нормальную жизнедеятельность в процессе роста.

          Лечение аутизма устраняет проблемы, сказывающиеся на нормальном и своевременном физическом и психическом развитии, а поэтому необходимо вовремя обозначить проблему и выявить патологию на ранних стадиях. По статистике, признаки аутизма у детей проявляются всего у 1% всех родившихся малышей

          Причины развития аутизма

          Причинами развития аутизма становиться нарушение в питании и неполучение должного количества полезных и питательных веществ зародышем. Ряд ученых склонны утверждать, что детский аутизм возникает в малышей после гипоксии головного мозга. Но, так или иначе, из списка причин исключена наследственность. Научно доказан факт, что это заболевание не передается на генном уровне, а приобретается эмбрионом в утробе матери.

          Если в семье есть ребенок, болеющий аутизмом, то вероятность рождения второго такого же малыша равна всего 3-6%. Не смотря на то, что медики и ученые непрерывно проводят исследования по вопросам причин аутизма, провоцирующих появление заболевания, количество заболевших детей увеличивается.

          Еще одной обоснованной версией развития болезни стал и гормональные сбои в мальчиков, ведь по статистике они болеют аутизмом в пять раз чаще девочек. Малыш, болеющий аутизмом, развивается, как правило, позже остальных детей. Он не контактен, не общителен, и не находит общего языка со сверстниками. Замкнутость объясняется тем, что одним из значимых симптомов аутизма у детей является неверное восприятие и понимание слов и фраз, обращенных к нему родителями или друзьями.

          Ранний детский аутизм очень часто сопровождается такими симптомами, как расстройство желудка, аллергия и нарушениями функций кишечника. Связано это с тем, что недоразвитая мозговая ткань малыша не способна совладать с процессами пищеварения и процессами, регулирующими стабильную работу внутренних органов.

          Специалисты, работающими с детьми, болеющими аутизмом, констатируют, что симптоматика у каждого такого ребенка индивидуальна. Схожими могут быть только незначительные общие показатели, позволяющие установить правильный диагноз. Кроме того, симптомы аутизма у детей до трех лет значительно отличаются от симптомов детей старшего возраста или взрослых, из чего можно судить, что специфических клинических симптомов, присущих каждому больному не существует.

          Ребенок, страдающий недугом, со временем приобретает ряд привычек, характерных таим больным. Одна из них – долгое молчание и необычная поза тела при разговоре с собеседником. К тому же, к интересным симптомам аутизма у детей можно отнести нехарактерный взгляд «глаза в глаза», что совсем не свойственно для маленьких детей.

          Ребенок аутист очень поздно начинает говорить. Статистика неутешительна – 40% таких детей вообще не разговаривают, поскольку не стремятся или не считают нужным поддерживать разговор с родственниками или сверстниками.

          Еще одним признаком аутизма у детей может быть концентрация внимания на одном и том же предмете, фразе или каких-то незначительных для других людей деталях. Это связано с тем, что патология не дает ребенку возможности охватить объект целиком. Малыш, как правило, имеет всего несколько увлечений, например игра в лото и карты. При этом, играя или задумываясь, дети начинают без видимых причин раскачиваться из стороны в сторону или похлопывать в ладоши.

          Но если больного ребенка обучать чему-то одному – музыке или рисованию, то со временем он добьется в этом направлении грандиозных успехов.

          Как выявить аутизм на ранних стадиях

          В раннем возрасте дети, страдающие аутизмом, ведут себя не так, как их сверстники, на что родители не могут не обратить внимание. Первыми признаками тревоги и сигналами к тому, что пришло время показаться специалисту, могут быть следующие симптомы:

        15. В отличие от других детей аутисты не испытывают тревогу и не плачут, когда мать оставляет их одних. А когда кто-то из родителей появляется в комнате – не тянут ручки навстречу
        16. Проявляется агрессивность при встрече или игре с ровесниками
        17. Сильная задержка в развитии речи. К двум годам ребенок способен произнести всего лишь несколько несложных фраз
        18. Боязнь внешних раздражителей – слишком яркого света, громкого разговора или музыки.

          Если вы наблюдаете у своего малыша хоть один из таких признаков, необходимо срочно показаться на прием к врачу, который поставит диагноз, и, если это аутизм – назначит лечение.

          Возможные формы и методы лечения

          К сожалению, аутизм – это одна из тех болезней, которая не поддается лечению. Недоразвитые ткани и пораженные в утробе матери клетки головного восстановить не представляется возможным. Однако врачи утверждают, что такую форму заболевания, как атипичный аутизм, можно сгладить при помощи специальных психологических тренингов и методик. Такие упражнения позволяют развивать у больного некоторые навыки общения и поведения в социуме, которые помогаю адаптироваться и комфортно чувствовать себя среди окружающих.

          Некоторые специалисты, изучающие состояние здоровья и причины возникновения заболевания, склоняются к такому способу лечения, как диета. Однако научных подтверждений и фактов выздоровления детей благодаря диете нет. По мнению специалистов, аутизм – это болезнь, при которой желудок и кишечник заболевшего человека не способен воспринимать глютен и казеин, а значит, исключив из рациона продукты питания, содержащие эти белки, можно ожидать значительного облегчения.

          Однако безглютеновая диета отрицательно влияет на усваивание организма ребенка углеводов, а поэтому назначить ее может только специалист, ознакомленный с состоянием здоровья малыша.

          Если у вас в семье ребенок, болеющий аутизмом, необходимо поддерживать в семье благоприятную для этих людей комфортную психологическую обстановку. Непрерывно поддерживайте связь с психологом, консультируйтесь и советуйтесь со специалистами, и помните – здоровье и благополучие вашего ребенка только в ваших руках!

          Доктор Комаровский: у ребенка аутизм

          Ранние признаки аутизма у ребенка

          Аутизм – это расстройство психики, которое связано с функциональными нарушениями головного мозга. Аутизм создает тип личности, очень замкнутой в своем внутреннем мире и собственных переживаниях, только там они чувствуют себя комфортно.

          Многие родители тех детей, которым был поставлен диагноз «аутитизм», заметили некоторые странные симптомы или необычные для детей модели поведения еще с ранних лет. Чаще всего признаки аутизма можно распознать уже в два или три года, но некоторые родители замечают их еще у младенцев. Они замечали, что ребенок не смотрит на них и, кажется, не узнает знакомые лица, их ребенок не плачет, когда они выходят из комнаты, не болтает и не щебечет, не подражает жестам, не смеется от родительских рожиц и не хочет играть в игры. Когда родители не замечают типичных признаков развития ребенка, а замечают несколько странные и несвойственные детям модели поведения – следует обратиться к доктору.

          Конечно, все родители думают, что аутизм – довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Это все называется реакцией непринятия, ухода от реальности – защитные механизмы психики. Чем раньше родители осознают проблему – тем раньше можно будет попробовать ее решить. Хоть медикаментозного лечения аутизма не существует, ребенку можно помочь с помощью специальной программы обучения.

          Признаки аутизма у самых маленьких

          В принципе не существует особого типажа ребенка с аутизмом: одни ведут себя просто «пассивно» и требуют очень мало внимания, другие – сверхчувствительные и излишне суетливы, третьи – просто проявляют странности время от времени. Вот некоторые признаки, которые объединяют таких детишек:

          — Ребенку уже 6 месяцев и больше, а ты все не замечала у него улыбок или других теплых и радостных выражений лица

          — Девятимесячный ребенок не копирует жесты, звуки, улыбки – то есть взаимодействия «взрослый – ребенок, ребенок — взрослый» не происходит

          — Не издает свойственного годовалым детям лепетания

          — В 12 месяцев отсутствует жестикуляция

          — Ребенку уже 16 месяцев, а он все еще не говорит не единого членораздельного слова

          — В двухлетнем возрасте не выдает смысловых фраз из двух слов (без подражания или повторения)

          Признаки в 2-3-4 летнем возрасте

          Родители могут также заметить, что их ребенок не соответствует физическим, умственным, и социальным стандартам развития: даже в двухлетнем возрасте они не отвечают и не отзываются на имена, не улыбаются, могут понимать лишь простые двухступенчатые инструкции («Возьми чашку и отнеси на стол»), не могут назвать и найти основные части тела, не могут рисовать, плохо бегают и прыгают и так далее. Типичные трех-и четырех-летние детишки любят быть в центре внимания и играть с другими детьми их возраста. Дети с аутизмом любят играть сами по себе, а при взаимодействии с другими людьми у них могут возникать беспричинные разочарования и вспышки агрессии.

          Но помни, диагноз может поставить только врач, так что не делай сама преждевременных выводов.

          Аутизм. Общая характеристика.

          Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны такие признаки, как: расстройство моторики и речи, стереотипность поведения и деятельности – все это приводит к дефициту социального взаимодействия. Это нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушение межполушарных связей, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, однако признаки аутизма проявляются еще в детском возрасте.

          На сегодняшний день аутизм у детей не является редкостью – один ребенок их 150 страдает данными психическими нарушениями. Согласно статистике, аутистические расстройства наблюдаются во всех социальных, этнических и расовых группах, однако в большей степени данному заболеванию подвержены мальчики, нежели девочки. Чаще всего данное расстройство диагностируется у детей до 3 лет. В некоторых случаях распознать аутизм, причины которого до сих пор до конца не изучены, можно и у полугодовалых детей.

          На сегодняшний день ученые еще не могут с абсолютной уверенностью говорить о причинах аутизма, поскольку природа данного заболевания достаточно сложная и неясная. Установлено, что аутистические расстройства связаны с генами, однако что именно – взаимодействие большого количества генов или влияние редких мутаций – становится толчком для развития аутизма, неизвестно.

          Поскольку данная патология во многих случаях сопровождается повреждением височных долей, мозжечка, ствола головного мозга, можно говорить о том, что причины аутизма не ограничиваются лишь генетической предрасположенностью. Толчок к развитию заболевания могут дать и хромосомные аномалии, врожденные обменные нарушения, органические поражения центральной нервной системы.

          Наиболее выражено признаки аутизма проявляются в детском возрасте, однако смягченная их форма наблюдается и у взрослых.

          Для диагностирования аутизма у детей требуется наличие так называемой триады:

        19. недостаточные социальные взаимодействия
        20. нарушения во взаимной коммуникации
        21. ограниченные интересы, повторяющееся поведение, наличие ритуальных действий.

          Составляющие данной триады по отдельности можно встретить и у здоровых людей, однако только совокупное их проявление позволяет говорить об аутистических расстройствах.

          Распространенным симптомом аутизма является избирательность в еде, однако для диагностики заболевания он несущественен.

          Аутизм у детей можно определить по следующим признакам:

        22. Плохо развитая речь. Ребенок, как правило, понимает однозначные простые слова, призывающие его к действию – «ешь», «садись», закрой дверь». Воспроизведение речи представляет собой повторение слов или их частей, услышанных по телевизору или от окружающих. Недостаток абстрактного мышления приводит к тому, что отсутствует понимание смысла таких местоимений, как «мой», «твой», «ее» и т.д. Проблемы с речью, как один из признаков аутизма, становятся наиболее явными у детей второго года жизни.
        23. Поведение, характерное для людей с физиологическими нарушениями. Ребенок ведет себя таким образом, что создается впечатление, что он глухой или слепой – не реагирует на обращенную к нему речь, не контактирует взглядом с родителями.
        24. Отсутствие у родителей и ребенка тесных отношений эмоционального характера. Данный признак аутизма проявляется обычно еще в младенческом возрасте, когда малыш не пытается прижаться к матери, сопротивляется физическому контакту.
        25. Отсутствие интереса к игрушкам. У ребенка отсутствует способность играть с игрушками, если он и проявляет к ним интерес, то он носит весьма необычный характер: крутит колеса перевернутой машинки, сосет куклу, скручивает кусок веревки.
        26. Неумение общаться и играть со сверстниками. Бытует мнение, что дети с аутизмом предпочитают одиночество играм с другими детьми, однако это не всегда правда. В большинстве случаев отсутствие общения со сверстниками обусловлено именно неумением, а не нежеланием ребенка контактировать и играть.
        27. Приступы ярости и агрессии. Аутизм у детей очень часто сопровождается вспышками гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на окружающих. Даже на малейший запрет или препятствие ребенок может агрессивно отреагировать: биться, царапаться, кусаться.
        28. Повторяющиеся стереотипные действия. Своеобразное ритуальное поведение ребенка является одним из симптомов аутизма: раскачивается всем телом из стороны в сторону, вращает предметы, хлопает в ладоши, пристально смотрит на свет или вращающиеся объекты, крутится на одном месте, приседает или подпрыгивает на одном месте на протяжении длительного времени.

          Симптомы аутизма, которые можно заметить уже в первый год жизни ребенка:

        29. необычная жестикуляция
        30. поздний лепет
        31. слабая реакция на общение
        32. неслаженность в обмене звуками с взрослыми.

          Во многих случаях аутизм сопровождается рядом физиологических проблем, которые проявляются в виде:

        33. невозможности очищения организма от тяжелых металлов
        34. синдрома повышенной кишечной проницаемости
        35. неполного переваривания глютеина и казеина
        36. неврологических изменений
        37. дефицита хрома, селена, цинка, магния, витаминов А, С, Е, В6, В12, фолиевой и никотиновой кислот.

          Наиболее часто для лечения аутизма прибегают к поведенческой терапии, основанной на вознаграждении правильного поведения. В случае применения данной терапии на раннем этапе заболевания удается научить детей обслуживать себя и общаться с другими людьми. Лечение аутизма может включать физическую и речевую терапию, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Такие признаки аутизма, как обсессивно-компульсивное расстройство или депрессия, как правило, предполагают применение лекарственных препаратов.

          Семейная терапия в лечении аутизма имеет огромное значение, поскольку родители и родственники могут оказать ребенку огромную помощь в процессе его адаптации к внешнему миру. Родителям, ухаживающим за ребенком с аутизмом, следует тщательно планировать перерывы в течение дня, это позволит сэкономить физические и моральные силы, необходимые для заботы о таком малыше. Когда ребенок подрастет, рекомендуется обращаться за помощью к окружающим, поскольку в одиночку справиться с данной проблемой достаточно сложно. Также очень важно общение и взаимная помощь между семьями, в которых подрастают такие же особенные дети.

          Эффективное лечение аутизма основано на квалифицированной помощи врачей и максимально адаптированном поведении родителей к потребностям ребенка.

          pediatrsovet.ru