Проблема взаимоотношение детей и взрослых

Цифры, Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (2)

Этот небольшой рассказ написан в форме исповеди взрослого человека своему племяннику – о том времени, когда мальчик был еще совсем маленьким. Главный герой проявляет себя удивительным, проникновенным психологом, настоящим знатоком детской души. Он прекрасно знает, как безграничны детские радость и горе, насколько страстны детские желания и глубоки обиды, насколько чутко маленькое сердце к любой фальши и несправедливости. Но вместе с тем он играет роль “разумного воспитателя”, “справедливого, хотя и строгого дяди”. К сожалению, получается так, что “разыгрывание роли спокойного и рассудительного” помогает дяде обманывать самого себя, выдать собственную лень за принцип разумного воспитания. Прекрасно чувствуя это, но будучи не в силах повлиять на сильных и самостоятельных взрослых, чтобы побыстрее воплотить в жизнь свое самое сокровенное желание, маленький Женя ищет свои способы превращения ожидания беспокойного – в радостное. Именно это и приводит к конфликту, на долгие годы оставившему в душе “очень, очень умного дяди” ощущение вины и собственной ошибки.

  • Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (1)Иван Алексеевич Бунин, замечательный русский писатель, всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался он в жизнь человека, и переплетение светлых и темных сторон этой жизни (в любых проявлениях) – постоянная тема бунинской прозы. Во многих повестях и Read More .

  • Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин “Цифры”Сюжет рассказа И. А. Бунина “Цифры” основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Дядя вспоминает об одном дне, когда между Read More .

  • Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры”Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании Read More .

  • Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) (1)Как часто взрослые замечают, что их восприятие окружающего мира отличается от детского. Кажется, что с возрастом оно становится более тусклым, серым, обыденным, не оставляя места чудесам. К счастью, не все взрослые люди таковы: знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сумел Read More .

  • Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести БунинаВ повести “Суходол” Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Read More .

  • Цифры, Пристальное внимание автораНе все взрослые наделены чудесным даром читать в детских сердцах, слышать детские мысли. Герой рассказал И. А. Бунина обладает этой способностью, он действительно “очень, очень умный дядя”. Главных героев рассказа, дядю и маленького племянника, связывает трогательная любовь и тесная дружба. Read More .

  • Расскажите о произведениях Бунина которые были уже прочитаны вамиРасскажите о произведениях Бунина, которые были уже прочитаны вами Уже прочитаны такие рассказы И. А. Бунина: “Косцы”, “Лапти”, “В деревне”, “Цифры”. Рассказ “Косцы” – воспоминания человека, покинувшего родину. Герой вспоминает о березах, о русской природе, о косцах. Это произведение было Read More .

  • Тема любви в прозе И. А. Бунина (по рассказу “Чистый понедельник”)Иван Алексеевич Бунин – величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ “На край света”. По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин – лауреат самых Read More .

  • Тема обреченности буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”)По социально-философской проблематике проза Бунина очень широка. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных последствиях проникновения в ее жизнь новых капиталистических отношений, о деревне, в которой царит голод и смерть, физическое и духовное умирание. Много пишет Бунин о стариках: этот интерес Read More .

  • Сочинение по рассказу Бунина “Господин из Сан-Франциско”Идею неминуемой гибели мира находим в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Характерно, что писатель не дает имени герою рассказа – капиталисту, подчеркивая тем обобщенность образа, символический характер его истории. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет, Read More .

    rus-lit.com

    Сочинения по русскому языку и литературе

    Пишем сочинения вместо вас!

    Сочинение на тему «Взаимоотношение детей и взрослых в повести Л.Н.Толстого «Детство»»

    Николенька Иртеньев, главный герой трилогии Л.Н.Толстого, показан в своем

    развитии, мы можем наблюдать, как он растет, развивается, как меняются его

    взгляды. Герой сначала думал, что взрослые должны только любить его. И не

    удивительно, ведь мальчик рос в радостной теплой атмосфере. Но он рано

    научился задумываться над поступками окружающих и анализировать сои. Он

    совестлив, стыдится своих нехороших поступков и мыслей, например, в случае с

    испачканной скатертью или, проявляя недовольство Карлом Ивановичем, когда

    тот его будит. Он думает о людях хуже, чем они есть на самом деле, поэтому

    Николеньке пришлось пережить потрясения и страдания: сначала нависла угроза

    расстаться с Карлом Ивановичем, потом он волновался по поводу разлуки с

    семьей на время учебы, но самое страшное – он пережил смерть мамы. Автор,

    размышляя о человеке и обществе, раскрывает перед читателем внутренний мир

    своего героя, его думы, сомнения. Особенно мальчика занимает сопоставление

    мира взрослых и детей. Однажды посреди игры он задумался, что игра не

    похожа на жизнь, он вырастет и игр не будет: «А игры не будет, что ж тогда

    останется?» Мир взрослых кажется ребенку скучным, однообразным, холодным.

    Он нисколько не привлекает его. Мало того, в мире взрослых он замечает

    непозволительную для себя фальшь, которая овладевает и им. Николенька,

    написав на поздравлении бабушке, что любит ее, как родную мать, терзается

    стыдом оттого, ведь это неправда. Но взрослые хвалят его, и это противоречие

    Николай наблюдает за взрослыми и изучает их поведение. Он остро чувствует

    настроение Карла Ивановича в главе «Классы» по сдвинутым бровям и по тому,

    как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно

    черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы обозначить то место, до которого мы

    должны были вытвердить. Николенька не может отвечать урок из-за переживаний,

    он думает о предстоящей разлуке с домашними и из-за волнения плачет и портит

    слезами тетрадь по чистописанию. Карл Иванович сердится, ставит Николеньку

    на колени, угрожает линейкой и требует просьбы о прощении. Мальчик чувствует,

    что Карл Иванович сам осознает свою несправедливость. А вызвана она тем, что

    с ним самим, как считает Карл Иванович, тоже несправедливо поступают.

    С большим стыдом повзрослевший воспитанник вспоминает, как рассердился на

    няню из-за того, что она отшлепала его мокрой скатертью, которую он случайно

    облил квасом. Особенно обидным это стало потому, что мальчик был в хорошем

    настроении и не ожидал от Натальи Савишны такого. Он расплакался от обиды

    и злости и стал строить планы отмщения «дерзкой Наталье». Но уже через

    несколько минут няня возвращается и просит прощения у мальчика «Она

    вынула из под платка конверт, сделанный из красной бумаги, в котором были

    две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня

    недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял

    подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и

    стыда». Мальчик сразу раскаялся в недавних мыслях.

    Детство, описанное Толстым, не так безоблачно, как кажется на первый взгляд.

    Душа Николеньки испытывает влияние среды и воспитания. Мальчик проходит

    сквозь испытания и взрослеет. Ему стыдно за свои поступки и мысли, значит, он

    совестлив. Все детские чувства и переживания мальчика, описанные Толстым,

    оставили на всю жизнь глубокий след в его душе. Так происходит становление

    характера героя, так он получает свои представления о нравственности.

    online-urok.ru

    О проблеме взаимоотношений детей и взрослых Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Иванов Е.В., Иванова Д.Е.

    Представлен анализ специфики взаимоотношений детей и взрослых в контексте гуманистической и авторитарной педагогических парадигм и обозначены ориентиры для решения рассматриваемой проблемы. Несмотря на внешние различия, и авторитарные, и гуманистические образовательные системы стремятся к одному временно изолировать растущего человека от взрослого мира, привить необходимые социокультурные навыки и только после этого позволить ему реально участвовать в делах общества и государства. Роль этого условного временного изолятора возлагается на школу, которая стала, по сути, официальным общественным институтом, разделяющим детей и взрослых на два противостоящих друг другу лагеря. Современным педагогам надо активнее осуществлять социализацию растущего человека в различных сферах жизнедеятельности на принципах справедливого детско-взрослого сообщества , доверия и свободы.

    ON THE PROBLEM OF RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN AND ADULTS

    The article represents the analysis of relationships specificity between children and adults in the context of humanistic and authoritarian pedagogical paradigms, and defines the orienting points for solution to this problem. In spite of external differences, both humanistic and authoritarian educational systems tend to a certain thing temporary isolation of growing human being from adult world, establishment of a set of essential social and cultural skills, and only then the participation in the life of society and the State. School plays the role of that temporary isolation ward and, virtually, has become the official social institution that divides children and adults into two withstanding camps. Contemporary pedagogues should fulfill the socialization of growing human being in different spheres of life activities according to the principles of a fair childand-adult community, trust and freedom.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Иванов Е.В., Иванова Д.Е.,

    Текст научной работы на тему «О проблеме взаимоотношений детей и взрослых»

    О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Е.В.Иванов, Д.Е.Иванова ON THE PROBLEM OF RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN AND ADULTS

    Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Evgeniy.Ivanov@novsu.ru

    Представлен анализ специфики взаимоотношений детей и взрослых в контексте гуманистической и авторитарной педагогических парадигм и обозначены ориентиры для решения рассматриваемой проблемы. Несмотря на внешние различия, и авторитарные, и гуманистические образовательные системы стремятся к одному — временно изолировать растущего человека от взрослого мира, привить необходимые социокультурные навыки и только после этого позволить ему реально участвовать в делах общества и государства. Роль этого условного временного изолятора возлагается на школу, которая стала, по сути, официальным общественным институтом, разделяющим детей и взрослых на два противостоящих друг другу лагеря. Современным педагогам надо активнее осуществлять социализацию растущего человека в различных сферах жизнедеятельности на принципах справедливого детско-взрослого сообщества, доверия и свободы.

    Ключевые слова: гуманистическая парадигма воспитания, авторитарная парадигма воспитания, взаимоотношения детей и взрослых, детско-взрослое сообщество

    The article represents the analysis of relationships specificity between children and adults in the context of humanistic and authoritarian pedagogical paradigms, and defines the orienting points for solution to this problem. In spite of external differences, both humanistic and authoritarian educational systems tend to a certain thing — temporary isolation of growing human being from adult world, establishment of a set of essential social and cultural skills, and only then the participation in the life of society and the State. School plays the role of that temporary isolation ward and, virtually, has become the official social institution that divides children and adults into two withstanding camps. Contemporary pedagogues should fulfill the socialization of growing human being in different spheres of life activities according to the principles of a fair child- and-adult community, trust and freedom.

    Keywords: humanistic paradigm of education, authoritarian paradigm of education, relationships between children and adults, child-and-adult community

    Одной из наиболее важных и сложных педагогических и социальных проблем, не получивших пока ещё должного теоретического осмысления, является проблема всё увеличивающейся пропасти отчуждения между миром детей и миром взрослых. Она имеет давние исторические корни и многовековую эволюцию в процессе семейного и общественного воспитания, особо актуализируясь в наши дни. Между тем, пока ещё не найдено реальных путей для её полного разрешения.

    Отечественные ученые, занимаясь данным вопросом, делают главный акцент на рассмотрение сущности и специфических особенностей различных поколений в философском, историческом и психологическом аспектах. В педагогическом ракурсе значительное внимание уделяется изучению и использованию воспитательного потенциала детско-взрослых сообществ с выделением пяти основных подходов к их формированию: «семейно-социальный (разветвленная межпоколенная семья, традиционная и специально организованная совместная деятельность детей и взрослых в социуме), семейно-социально-педагогический (различные формы взаимодействия семьи и школы, семейные клубы и др.), реформатор-ско-педагогический (в школах, исповедующих идеи «свободного воспитания»), реабилитационно-педагогический (на базе заведений или организаций для больных детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья), коллективистский (на основе теории и практики воспитания в коллективе, идеях

    коммунарской методики и педагогики сотрудничества)» [1].

    Не ставя перед собой задачи всестороннего теоретико-прикладного рассмотрения обозначенной проблемы, мы остановимся лишь на анализе некоторых ее причинных аспектов, связанных с различными парадигмальными установками.

    Так, при субъект-объектных отношениях в русле авторитарной педагогической идеологии подобный вопрос, как правило, не ставится и не рассматривается, так как то, на что он направлен, считается необходимым условием, или же неизбежной издержкой учебно-воспитательной деятельности. Отказывая детям в праве на полноценную реализацию своих возрастных потребностей и борясь с их различными «негативными» проявлениями, родители и учителя насильственно навязывают подрастающему поколению формальную мораль, правила и нормы, принятые в том или ином социуме, вызывая тем самым естественный протест, выражающийся в скрытом или явном сопротивлении и стремлении обособиться в рамках собственного, недоступного взрослым, мира с его особой, отличной от официальной, субкультурой.

    Что же касается гуманистических парадиг-мальных установок, то здесь существование названной проблемы признаётся, а её решение видится в переходе к субъект-субъектным отношениям и признании за ребёнком права на свободное развитие и проявление своей «самости». Однако, как показывает накопленный педагогический опыт, провозглашение

    самоценности детства и «детскости» при формальном подходе к реализации данных идей не решает, а, наоборот, порой даже усугубляет ситуацию, создавая новые искусственные барьеры. Это выражается, в частности, в том, что растущему человеку (конечно же, не напрямую, а опосредованно) как бы говорят: «Живи, радуйся, наслаждайся детством, так как пользы от тебя для семьи и общества всё равно почти никакой, да и твоё мнение о серьёзных вещах нас не интересует, потому как сказать и сделать что-нибудь толковое ты не в состоянии, покуда не вырастешь и не наберёшься необходимых знаний и опыта».

    Иными словами, и авторитарные педагогические системы, насильственно сажающие «головы стариков на юные плечи» [2], и гуманистические образовательные модели, нацеленные на обеспечение полноценного проживания воспитанником каждого периода детства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями, в конечном итоге стремятся к одному — временно (а срок этот становится всё больше и больше) изолировать растущего человека от взрослого мира, по возможности его окультурить и только после этого позволить ему реально участвовать в делах общества и государства. Роль же этого временного изолятора возлагается на школу, которая с момента своего появления стала, по сути, официальным общественным институтом, разделяющим людей на два противостоящих друг другу лагеря: тех, «кто ещё не созрел, т.е. не стал достаточно полноценным в интеллектуальном и социальном плане, и тех кто получил аттестат зрелости, пройдя многолетний путь усвоения стандартизированных, но зачастую оторванных от жизни знаний, умений и навыков» [3].

    Известный литовский педагог-ученый А.Юодайтите, касаясь данной проблемы, связывает её с неопедоцентризмом, выделяя в качестве главного его ориентира направленность на компенсацию детских возможностей, под которой подразумевается комплекс мер по восстановлению социального потенциала ребёнка, в той или иной степени нивелированного вследствие негативных внешних воздействий. В числе этих мер она, в частности, называет такие, как совершенствование современного мира с помощью новых (в философском и в организационно-управленченском плане) моделей воспитания с учётом общественных и индивидуально-личностных потребностей развивающегося ребёнка и взрослого, закрепление «в общественной идеологии статуса ребёнка как человека и гражданина», включение «ребёнка с раннего детства в сферу взаимодействия с окружающей действительностью, создавая ему возможности для её изучения натуральными способами через открытие и самораскрытие», расширение «сферы взаимоотношений «ребёнок — взрослый»» и перенесение новой модели «конструктивного общения в ре-

    альную действительность, в повседневную жизнь» и др. [4]. Из сказанного видно, что А.Юодайтите, в целом оставаясь на позициях педоцентристов начала ХХ века и соглашаясь с ними по поводу того, что ребёнок является «солнцем», вокруг которого должно вращаться воспитание, одновременно задаёт новый вектор развитию названной парадигмальной установки с приоритетным акцентом на облегчение социализации растущего человека в меняющихся социокультурных условиях, для чего необходимо устранить существующие искусственные границы и всячески содействовать интеграции взрослого и детского миров.

    Таким образом, из приведённых выше рассуждений видно, что обозначенная проблема может быть разрешена только в русле гуманистической педагогической идеологии путём установления уважительных субъект-субъектных взаимоотношений между подрастающим и старшим поколениями, для чего необходимо максимально уравнять в правах взрослых и детей и дать последним возможность для свободного выбора и действий в процессе реального, а не формального участия в создании и проектировании своего и общего (в семье, школе, обществе) настоящего и будущего. На практике подобную ситуацию смоделировать и реализовать весьма непросто. Однако направленность педагогических усилий вырисовывается достаточно чётко: нужно активнее осуществлять социализацию растущего человека в различных сферах жизнедеятельности на принципах справедливого детско-взрослого сообщества, доверия и свободы.

    1. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 3 (94). С. 81.

    2. Neill A. Summerhill. London: Penguin Books Publ., 1984. P. 68.

    3. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России: монография. Великий Новгород: Нов-ГУ, 2013. С. 342-343.

    4. Юодайтите А. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика. 2000. № 8. С. 27.

    1. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O sushnosti mezpokolennyh otnosheniy v detsko-vzroslyh soobshestvah [On Essence of Inter-generational Interaction in Child and Adult Communities]. Vestnik of NovSU, 2011, no. 3 (94), pp. 4851.

    2. Neill A. Summerhill. London, Penguin Books Publ., 1984, p. 68.

    3. Ivanov E.V. Fenomen svobody v pedagogike Zapadnoy Evropy I Rossii [Phenomenon of Freedom in Pedagogics of Western Europe and Russia]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 2013, pp. 342-343.

    4. Uodaytite A. Sovremenniy pedocentrizm: gorizonty nadezd [Contemporary Progressive Education: Horizons of Expectations]. Pedagogika, 2000, no 8, p. 27.

    cyberleninka.ru

    Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (1 вариант)

    Иван Алексеевич Бунин, замечательный русский писатель, всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался он в жизнь человека, и переплетение светлых и темных сторон этой жизни (в любых проявлениях) – постоянная тема бунинской прозы. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них – взаимоотношения детей и взрослых.

    Рассказ “Цифры” проникнут лиризмом и строится как обращение к близкому человеку. Дядя вспоминает об одном дне, когда между ним и племянником произошла ссора. В этом конфликте между взрослым и ребенком, на мой взгляд, нет однозначно правых и виноватых.

    Как часто взрослых раздражает неуемная энергия ребенка. Когда что-нибудь увлекает малыша, он не знает удержу и часто с раннего утра до поздней ночи не дает никому покоя своим криком и беготней. Но нет ничего трогательней и прекрасней, чем проявление нежных чувств ребенка.

    В тот день, о котором идет речь, мальчик проснулся с новой мечтой, которая захватила всю его душу. Для него только-только открылись “еще неизведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши – непременно цветные! – и выучиться читать, рисовать и писать цифры”. И как это часто бывает в детстве, он хотел все это “сразу в один день, как можно скорее”. Дядя по каким-то своим “взрослым” причинам не мог или не хотел выполнить свое обещание сию минуту. И постарался найти причину, почему бы этого не делать. Сердце подсказывало дяде, что он совершает в эту минуту “великий грех” – лишает ребенка счастья, радости, но на помощь ему пришло “взрослое” правило: “Вредно, не полагается баловать детей”. И он твердо отрезал: “Завтра”. Но как мучительно для ребенка ожидание этого “завтра”, кажется, что это “завтра” никогда не наступит. Дети не умеют притворяться и лукавить, кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: “радость, смешанная с нетерпением”, все больше и больше овладевает им. Он “бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей… сердце радостной надежды… ” Ему казалось, что “жизнь со всего размаха ударила” его “тупым ножом обиды”, и он “закатился бешеным криком боли, призывом на помощь”. “Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни”: взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь “дурные” наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться.

    Мальчик не унимался. И терпение взрослых, а оно не всегда бывает бесконечным, закончилось. Они устали делать над собой усилия, разыгрывать роль спокойных и рассудительных, они больше не могли скрыть своего раздражения. А дядя даже отшлепал расшалившегося ребенка и вытолкал из комнаты.

    Беда в том, что взрослые очень часто забывают, что они тоже были детьми, что в детстве многие вещи воспринимаются по-другому. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку, логике. Зато они чувствуют сердцем, душой. “Перестрадав свое горе”, сердце ребенка возвращается к заветной мечте “с новой страстью”, и он забывает и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение ненавидеть.

    Детство неповторимая пора в жизни человека: оно может навсегда запечатлеть в памяти светлое и значительное, а может ожесточить, озлобить, воспитать недоверие к людям. Как замечательно, что дядя осознал свою ошибку, устыдился своего внезапного приступа злобы и выполнил обещание. И детское сердце оттаяло – оно отходчиво, оно способно прощать. И вот уже радостью сияют глаза, и ребенок снова способен любить и быть нежным. А взрослый человек, в свою очередь, умилен и растроган такой отзывчивостью и уже наслаждается радостью ребенка, радуется вместе с ним.

    Как замечательно, что взрослые еще не разучились понимать детскую душу. Годы заставляют взглянуть на печали и радости детства по-новому, осознать свою вину перед детьми. Автор напоминает и взрослым и детям, как важно сохранять естественность, искренность, гармонию в отношениях, уметь просить прощения и прощать.

    ukr-lit.com

    Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (2)

    Постоянно соприкасаясь и завися друг от друга, миры взрослых и детей все же настолько разные, что между ними постоянно возникают неожиданные конфликты, непонимание, неприятные недоразумения. И все же даже эти проблемы не могут уменьшить радости общения и постоянных открытий, которые ежедневно, ежесекундно дарят друг другу эти два непохожих мира. Мне кажется, именно это хотел сказать читателям И. А. Бунин в своем рассказе “Цифры”.

    Этот небольшой рассказ написан в форме исповеди взрослого человека своему племяннику – о том времени, когда мальчик был еще совсем маленьким. Главный герой проявляет себя удивительным, проникновенным психологом, настоящим знатоком детской души. Он прекрасно знает, как безграничны детские радость и горе, насколько страстны детские желания и глубоки обиды, насколько чутко маленькое сердце к любой фальши и несправедливости.

    Но вместе с тем он играет роль “разумного воспитателя”, “справедливого, хотя и строгого дяди”. К сожалению, получается так, что “разыгрывание роли спокойного и рассудительного” помогает дяде обманывать самого себя, выдать собственную лень за принцип разумного воспитания. Прекрасно чувствуя это, но будучи не в силах повлиять на сильных и самостоятельных взрослых, чтобы побыстрее воплотить в жизнь свое самое сокровенное желание, маленький Женя ищет свои способы превращения ожидания беспокойного – в радостное. Именно это и приводит к конфликту, на долгие годы оставившему в душе “очень, очень умного дяди” ощущение вины и собственной ошибки.

    Легко, ненавязчиво писатель подводит нас к мысли, что придерживаясь строгих жизненных принципов, нужно обязательно прислушиваться к голосу собственного сердца, которое даже в самых сложных ситуациях подскажет наиболее правильное решение.

  • Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (1)Иван Алексеевич Бунин, замечательный русский писатель, всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался он в жизнь человека, и переплетение светлых и темных сторон этой жизни (в любых проявлениях) – постоянная тема бунинской прозы. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них –Read More →.

  • Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (4)К сожалению, мир устроен так, что дети и взрослые нередко не понимают друг друга. Непосредственные, эмоциональные, не умеющие еще сдерживать гнев и радость малыши часто кажутся старшим избалованными, беспечными и легкомысленными. А заботу, дальновидность, спокойствие взрослых дети воспринимают как сухость и черствость, придирчивость и назойливость. Возникающие споры и недоразумения зачастуюRead More →.

  • Сочинение на тему: “Тема воспитания детей в семье по рассказу Бунина “Цифры”Мир взрослых и детей находится рядом. Ведь дети не смогли бы обходиться без взрослых. А жизнь взрослых без детей стала бы бессмысленной и пустой. Но тем не менее дети и взрослые так плохо понимают друг друга. Если детям такое непонимание можно простить, ведь их жизненный опыт так мал, то взрослыеRead More →.

  • Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (3)Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купитьRead More →.

  • “По ту сторону зеркала” (мир ребенка глазами взрослого. По рассказу Бунина “Цифры”)Большое влияние на творчество Ивана Бунин оказал А. П. Чехов. Именно он, одним из первых предсказал неординарную литературную судьбу будущего писателя. Видимо поэтому в рассказах Бунина нередко звучат отголоски чеховских мотивов. Рассказ Бунина “Цифры” показывает читателю непростые взаимоотношения ребенка и взрослых людей. Взрослым часто бывает трудно поставить себя на местоRead More →.

  • Краткое содержание Сандро из ЧегемаФ. А. Искандер Сандро из Чегема “Сандро из Чегема” – цикл из 32 повестей, объединенных местом (село Чегем и его окрестности, как ближние, скажем, райцентр Кунгурск или столичный город Мухус (Сухуми), так и дальние – Москва, Россия и т. д.), временем (XX в. – от начала до конца семидесятых) иRead More →.

  • “Сандро из Чегема” Искандера в кратком содержании“Сандро из Чегема” – цикл из 32 повестей, объединенных местом, так и дальние – Москва, Россия и т. д.), временем и героями: жителями села Чегем, в центре которых род Хабуга и сам дядя Сандро, а также некоторыми историческими персонажами времен дяди Сандро. Сандро Чегемба, или, как обычно он зовется вRead More →.

  • Краткое содержание рассказа И. А. Бунина “Цифры”Дядя вспоминает о ссоре со своим маленьким племянником, возникшей однажды зимним вечером. Мысленно обращаясь к мальчику, он говорит ему, что тот большой шалун, который, увлекшись чем-нибудь, не знает удержу. Зато нет ничего трогательнее этого же малыша, когда он, расшалившись, прижмется вечером к плечу взрослого и обовьет шею своими ручонками сRead More →.

  • Автобиографическое начало в творчестве ГоголяСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О значении болезней” § 3 “Исторический живописец Иванов” § 4 О России § 5 О поэзии § 6 “О театре…” ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Тема “автобиографическое начало”Read More →.

  • Сочинение на тему: “Взаимоотношение детей и взрослых в повести Л. Н. Толстого “Детство”Николенька Иртеньев, главный герой трилогии Л. Н. Толстого, показан в своем развитии, мы можем наблюдать, как он растет, развивается, как меняются его взгляды. Герой сначала думал, что взрослые должны только любить его. И не удивительно, ведь мальчик рос в радостной теплой атмосфере. Но он рано научился задумываться над поступками окружающихRead More →.

    home-task.com

    Проблемы взаимоотношения между родителями и детьми, педагогический аспект.

    Магомедов Д.Б. – доцент кафедры трудового права и основ

    правоведения ФГБОУ ВПО «ДГУ».

    Магомедова З.А. – доцент кафедры права

    Филиала ФГБОУ ВО «РГЭУ» РИНХ в г.Махачкала РД.

    Проблема взаимоотношения между родителями и детьми всегда актуальная. Актуальна тем, что взрослые зачастую теряются, не зная как поступить в той или иной ситуации с детьми, и эту неуверенность чувствуют дети. Отрицательные черты характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. На родителей лежит двойная ответственность за себя и за своих детей. Родители обязаны воспитывать своих детей и заботиться о них. Обычно родители видят в своем ребенке продолжение себя, свою маленькую копию, как возможность реализовать свои мечты и исправить ошибки свой жизни. Каждый человек рождается со своим, уникальным набором генов, со своими собственными привычками, темпераментом, склонностями. Думается, что глупо как то делать их похожими на себя .

    B ажным условием здоровых взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей. Проблемой в отношениях между родителями и детьми является и то, что р одители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения. Возьмем один из типичных примеров конфликта: семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше». Большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

    B от случай из нашего наблюдения. По утрам, собираясь в школу, девочка включала музыкальный центр и слушаю записи своих любимых исполнителей. Одно время диски в беспорядке лежали на подоконнике, на письменном столе, книжных полках и даже на полу. Мама её ругала за небрежное отношение к вещам. Она рассердилась, но, в конце концов, решила сложить все свои диски. Место для них быстро нашлось. В тумбочке, на которой стоял телевизор, в картонной коробке лежали старые пластинки. «У нас уже давно нет проигрывателя, — подумала она, — так незачем хранить и пластинки. Родители о них, наверное, давно и забыли». Девочка решила выбросить ненужные, как казалось, пластинки и на их место сложить диски. Так и сделала. Потом похвасталась маме, что наконец-то место для дисков нашла, показала, в каком порядке они лежат в тумбочке. «А где же пластинки?» — спросила мама. «Я их вынесла вместе с мусором», — ответил девочка. «Как ты могла это сделать, не спросив меня?» — тихо сказала мама и заплакала. «Быстро иди и примеси пластинки обратно», — строго сказал папа. Девочка опоздала. Машина уже увезла мусор, и контейнеры из-под него стояли пустые. «Но ведь все равно у нас нет проигрывателя», — пыталась утешить девочка родителей, когда ни с чем вернулась домой. «Эти пластинки нам дороги как память о юности, молодости, — сказал папа, — их слушала еще твоя бабушка». Этот случай будет девочке уроком на всю жизнь. Между родителями и детьми возникают ссоры, вызывающие огорчение, недовольство, чувство подавленности с обеих сторон. В конфликтах возникающих между родителями и детьми, зачастую лежит неумение взрослых строить отношения с подростком, учитывая необходимость изменения позиций в отношениях с подросшими детьми.

    Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Некоторые родителя весь свой гнев, который появляется у них из за работы, из за личных проблем взваливают на детей, например, придя с работы могут наорать на ребенка. Тем самым они портят отношение детей к самому себе. Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляя их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще. Также необходимо обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки. Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже иногда разочаровываются в своих детях, испытывают обиду и досаду, не верят в них, не уважают. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

    K онфликты, которые возникают в семье, какими бы хорошими отношения между ними не были, в любых обстоятельствах неизбежны. Часто причиной для конфликтов между родителями и детьми являются неустойчивость родительского восприятия. Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «выигрывает один». Типичные конфликты, которые возникают между ними, это когда родители и дети расходятся мнениями, и каждый отстаивает свое. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    По нашему глубокому убеждению, чтобы дети относились к своим родителям хорошо, с уважением, с детства нужно дать им строгое воспитание. Виновато старшее поколение, которое не обращает внимания на воспитание своих детей. Детей нужно воспитывать, используя те методы и средства воспитания какие, приняты на Кавказе. С детства приучать их преодолевать трудности, терпеливо прививать любовь и уважение к труду, не позволять им делать все что хочется. В отечественной педагогике многие исследователи предлагают метод деятельности как основу воспитания. Ребёнок должен быть всегда занять каким-либо полезным занятием. Каждого ребенка с детства нужно приучать уважать своих родителей, старших, представителей противоположного пола. Некоторые родители, имея опыт их воспитания в детстве, что было в их жизни, как воспитывали их родители, не могут так же относиться к своим детям. Стараются «облегчить» жизнь своих детей, тем самым формируя у них представления о ненужности усилий и труда для достижения каких-либо жизненных целей, будь то в учёбе, в труде и т.д. Мы считаем, что детей нужно воспитывать в строгости, с детства контролировать их поступки.

    Нельзя позволять подросткам всё, лишь бы не мешали. Мы не говорим, что это плохо, но относясь к ним так, они делаю плохо лишь только для себя. Некоторые дети такое отношение воспринимают как слабость и «садятся на шею». Относятся к старшим грубо, повышая голос, некоторые умудряются даже поднять руку на них. Даже в этом случае родители ничего не предпринимают оставляют их безнаказанно. Сегодня многие родители оставляю своих детей без внимания, заняты лишь самим собой. Все это не правильно, этим самим они портят и их отношение к себе. От этого дети разводят разгульный образ жизни, становятся наркоманами, ведут дружбу с хулиганами и направляются на неправильный путь.

    Есть семьи, в которой родители воспитывали своих детей в строгости. И с самого детства учат уважению и почитанию старших. Отец спрашивал с каждого сына за их поступки и действия. Разъясняет им «правила» поведения в социуме, организации досуга и быта, основам взаимоотношений в коллективе и т.д. Проблема заключается и в том, что у родителей «не хватает» времени для душевных бесед и для убеждения правоты своих взглядов. Именно вниманием к проблемам подростков столь дефицитное в настоящее время, так жалко выделить для своего ребёнка, считает это пустой тратой времени. И потому мы наблюдаем, как подростки порой тянутся к чужим взрослым людям, где они считают что их уважают и понимают. В зависимости от того, кто его приобщает к «взрослой» жизни и где он вбирает опыт на разные «закрытые» темы, происходит его социализация. Порой этот опыт носит негативный характер, формируя определённые отрицательные установки, приводящие к конфликтам и вспышкам агрессии.

    В монографии С.А. Беличевой «Основы превентивной психологии» описаны отрицательные стили семейного воспитания, но не достаточно уделено внимание вопросам правильного воспитания. [1] По нашим наблюдениям из описанных автором стилей воспитания в действительности наблюдаются многие из них. Конечно понятно, что нет какого та универсального «золотого правила» в воспитании, но рекомендации описанные в трудах отечественных и зарубежных ученых педагогов таких как А.С. Макаренко, Я.А. Каменского, Н.К. Крупской, Сухамлинского и т.д. следует учесть. Их опыт практической работы незаслуженно позабыто.

    Исходя из изложенного следует вывод, что здоровое отношение между детьми, родителями и воспитателями выступают в качестве предупреждения конфликтных отношений в социуме, где наблюдаются подозрительность, недоверие, агрессивные вспышки проявляющиеся в форме бурных взаимных перепалок.

    [1] Беличесва С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. С. 204.

    www.rusnauka.com

    Проблема взаимоотношение детей и взрослых

    Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. По­этому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

    Приводимые ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществ­ляться такая работа.

    Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В мину­ты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошиб­ки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздраже­ние, почему мы первым делом торопимся отругать и на­казать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

    Правильные взаимоотношения между детьми и взрос­лыми – важнейший фактор развития ребенка. При нару­шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо­чарование и склонен к различным проступкам.

    Какие же взаимоотношения можно считать правиль­ными? Это те, в которых взрослый:

    — сосредоточивается на позитивных сторонах и пре­имуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

    — помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

    — помогает ребенку избежать ошибок;

    — поддерживает ребенка при неудачах.

    Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для это­го, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обра­щать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведе­ние ребенка, взрослому придется сосредоточиться на по­зитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддерж­ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

    Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддер­жать ребенка, не только рассматривает события (поступ­ки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитив­ные для ребенка, стороны. Поддержка основана на вере в способность ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых.

    Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказы­вать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся при­нимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

    Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: “Ты мог бы и не пачкаться!”, “Ты мог бы быть и поосторожнее!”, “Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!”, “Ты должен был смотреть, когда это делал я!” Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа “Ты мог бы сделать это лучше” приводят ребенка к выводу: “Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь”.

    Для нормального развития ребенка иногда нужна кор­рекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:

    1) завышенные требования родителей,

    2) соперничество братьев и сестер (сиблингов),

    3) чрезмерные амбиции ребенка.

    Завышенные требования родителей к ребенку сделают успех труднодостижимым. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду “са­мым способным”, то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

    Что касается братьев и сестер, то родители могут не­преднамеренно противопоставлять детей друг другу, срав­нивая блестящие успехи одного с бледными достижения­ми другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

    На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, “взращенные” в семье. Это проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, от­казывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превра­щается в “камень на шее” всего класса.

    Как поддерживать ребенка? Существуют ложные спо­собы, так называемые ловушки поддержки. Так, типич­ными для родителей способами поддержки ребенка явля­ются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрос­лого, навязывание нереальных стандартов, стимулирова­ние соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррек­ции со стороны воспитателя и учителя.

    Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его спо­собностей, возможностей его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взросло­му. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что “хотя я и не одобряю твоего пове­дения, я по-прежнему уважаю тебя как личность”. Напри­мер, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку по­нять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок по­нял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, ка­кой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

    Для того чтобы оказать ребенку психологическую под­держку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооцен­ки и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрос­лые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными зада­чами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: “Ты можешь это сделать”.

    Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чув­ства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

    — Мне было очень приятно наблюдать за происходя­щим!

    — Даже если что-то произошло не так, как тебе хоте­лось, для тебя это было хорошим уроком.

    — Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

    Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

    Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показать ребенку, что он яв­ляется важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

    Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оце­нивания являются утверждения типа: “Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами”. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: “Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим”.

    Как взрослому показать свою веру в ребенка?

    — Забыть о прошлых неудачах ребенка.

    — Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

    — Позволить ребенку начать “с нуля”, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь ус­пеха.

    — Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ре­бенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требо­ваний к ребенку, но дело того стоит. Например, создать такую ситуацию, которая может помочь школьнику выб­рать задания, с которыми он, с точки зрения учителя, спо­собен справиться, и затем дать ему возможность проде­монстрировать свой успех классу и родителям.

    Успех порождает успех и усиливает уверенность в сво­их силах как у ребенка, так и у взрослого.

    Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребенка.

    2. Избегать подчеркивания его промахов.

    3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уваже­ние к ребенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

    6. Проводить больше времени с ребенком.

    7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

    8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с за­данием.

    9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

    10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    12. Принимать индивидуальность ребенка.

    13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

    14. Демонстрировать оптимизм. Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают ребенка, а другие – разрушают его веру в себя. Поддерживают такие слова и фразы:

    — Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

    — Ты делаешь это очень хорошо.

    — У тебя есть некоторые соображения по этому пово­ду. Готов ли ты начать?

    — Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

    Слова и фразы “разрушения”:

    — Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

    — Ты мог бы сделать это намного лучше.

    — Эта идея никогда не сможет быть реализована.

    — Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

    Взрослые часто путают поддержку с похвалой и награ­дой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показать­ся ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответ­ствует ожиданиям взрослых.

    Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие-то его дости­жения в определенный период времени.

    Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие от того, что делает ре­бенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Он получает удо­вольствие от самого себя.

    Поддерживать можно посредством:

    — отдельных слов (“красиво”, “аккуратно”, “прекрас­но”, “здорово”, “вперед”, “продолжай”);

    — высказываний (“Я горжусь тобой”, “Мне нравит­ся, как ты работаешь”, “Это действительно прогресс”, “Я рад твоей помощи”, “Спасибо”, “Все идет прекрас­но”, “Хорошо, благодарю тебя”, “Я рад, что ты в этом участвовал”, “Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”);

    — прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

    — совместных действий, физического соучастия (си­деть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

    — выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

    Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация – это вербальный и невербальный про­цесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мне­ний и идей между людьми. Если взрослые стремятся к со­зданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.

    Методы акустической психокоррекции могут быть использованы: — во-первых, при работе с персональным.- — коррекция состояния и поведения человека-оператора

    Область применения методов экстренной психокоррекции широка: от коррекции функционального состояния.

    Разработки в области создания средств психокоррекции медицинского назначения в последнее время интенсифицируются. Среди них можно упомянуть, например.

    Создание психокоррекционной фабулы требует высокой квалификации иНаиболее эффективны индивидуальные средства психокоррекции, но они очень дороги и трудоемки.

    Изменение этих мотивов, устранение конфликтов, разрушение комплексов, а в целом психокоррекция — вот цель.

    Их значимость для личности может быть точно измерена. Специалист может использовать эти данные при семантической психокоррекции или в каких-либо методах лечения.

    Зачем это нужно. Новое в психокоррекции. Акустическая психокоррекция. Экстренная психокоррекция. Психообратная связь (PSYCHOFEEDBACK).

    М., 1984. 3. Рудеспшн К.. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.

    У них эта инфор. мация может быть прямо использована с. целью психокоррекции. Получаемые данные. могут быть также использованы для построе.

    3) психокоррекционная — помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и поведении

    www.bibliotekar.ru