Проективные методики стресса

Психологические тесты (бланковые и проективные)

Психологические тесты (бланковые и проективные)

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний – тревоги, страха, агрессии и т. д. @@@@@1#####. При оценке стресса исследователи часто измеряют уровень тревожности, и здесь подходы разных авторов существенно различаются. В одних тестах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других – ее вегетативные проявления. К сожалению, в ряде клинических тестов не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление связей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями.

Например, шкала Гамильтона неразделяет симпатическиеи парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как покраснение кожных покровов и бледность кожных покровов.

По шкале Цунга, предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпатической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы слабости» (активация парасимпатической системы).

В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:

1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).

Для измерения индивидуальных различий в тревожности Тейлор был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй – как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные наблюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко– и слаботревожными людьми проявляются резче.

Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

Согласно результатам собственных исследований автора, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 16). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов – на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким @@@@@11#####. Согласно предложению других авторов, выделяется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов @@@@@5#####. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям).

Рис. 16. Частотная диаграмма распределении показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими – 16%, имеющих сверхвысокую тревожность – 0,7% (рис. 17, а).

В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% – сверхвысокие уровни ситуативной тревожности (рис. 17, б).

Рис. 17. Доля низко-, средне– и высокотревожных людей в исследуемой популяции в норме (а) и в ситуации экзаменационного стресса (б).

Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скрытой или явной причины этой тревожности, которая реализуется в виде конкретных страхов (объектов тревоги).

Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархическая структура страхов личности, которая определяет, на какие воздействия в первую очередь у человека развивается психологический стресс @@@@@4#####. Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий систему актуальных страхов личности – ОАС @@@@@18#####. В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 + 4,7 балла, для женщин – 104,0 + 2,5 балла (р < 0,001). Таким образом, общий уровень актуальных страхов был достоверно более высоким у лиц женского пола.

Корреляционный анализ позволил выявить тесную взаимосвязь уровня личностной тревожности, по Спилбергеру, с ИПС (r = 0,49; р< 0,001). В то же время величина ИПС практически не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у здоровых испытуемых в обычных условиях (r> 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уровнем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стресса (r = 0,47; р < 0,001).

Из этого может быть сделан вывод, что люди, имеющие большое количество актуальных страхов, в привычных, обыденных ситуациях могут не проявлять своих негативных эмоций, однако в стрессовой ситуации демонстрируют резко выраженную тревожность. Таким образом, заблаговременное определение величины ИПС позволяет прогнозировать и выявлять «скрытую» ситуативную тревожность на фоне эмоционального стресса.

В некоторых исследованиях для экспресс-диагностики уровня стресса предлагается использовать цветовой тест Люшера.[16]

Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ОАС, – с другой.

Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой.

Отсутствие значимой корреляции между так называемым вегетативным коэффициентом и результатами, полученными с помощью непосредственного измерения пульса и артериального давления, не позволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы.[17]

Чтобы не перегружать основную часть учебного пособия разнообразными тестами, направленными на оценку уровня стресса, мы поместили их в приложении №1. При этом следует отметить, что общее количество «тестов на стресс», используемых психологами, превышает несколько десятков @@@@@1##### и каждый исследователь выбирает из этого набора те методики, к которым испытывает доверие, или же они соответствуют целям и задачам исследования. Пока же имеется немного тестов, имеющих непосредственное отношение к стрессу, для которых набрана достаточная статистика по полу, возрасту и профессиональной принадлежности; исчерпывающий сбор такой статистики – дело будущего.

psy.wikireading.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

«Всякая мысль заканчивается движением»

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.

Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.

Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.

Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.

Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.

К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик

Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ столетия. Первоначально наибольшее развитие получили тесты, направленные на изменение уровня интеллекта для успешности обучения.

Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия в США. Сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых. Так, например, методика «Нарисуй человека» имела жёсткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта.

Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека, тогда как количественные — с умственными способностями. Тест «Нарисуй человека» был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белой бумаги и карандаш. Определение умственного возраста ребёнка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключение основывалось на предположении, что изображение различных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребёнка.

В 1963 году, основываясь на тех же предположениях о природе рисунка, Харрис была предложена новая версия теста. В этой новой версии теста «Нарисуй человека» предлагалось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской и женской фигуры и составлены нормы для мальчиков и девочек. Гуденаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных техник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов.

В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворённая тем, что тест «Нарисуй человека» использовался только для измерения уровня интеллекта и базируясь на своём богатом клиническом опыте, пересмотрела «жёсткий» оценочный метод Гуденаф. Она стала использовать данный метод для оценки личностных особенностей человека. В тесте Маховер испытуемому предлагалось нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагали новое задание нарисовать человека противоположного пола. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать историю по рисункам или ответить на ряд вопросов относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь.

В 1968 году было предложено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений. В 1948 году был опубликован тест «Дом-Дерево-Человек», который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности. Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы. Популярна вариация теста, в которой рисуют дом, дерево и человека на одном листе.

Интерпретация теста «Дом-Дерево-Человек» основывается на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям.

Обсуждение теста «Рисунок семьи» появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования; использование карандашей, стирание, вычёркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать «Кинетический рисунок семьи», который впервые описали Бурис и Кауфман (1970, 1980). Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет более полно узнать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу. Кауфман также была предложена вариация данного метода, когда испытуемому предлагалась инструкция: «Изобрази семью так, как ты себе её представляешь». Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?).

Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, манера исполнения и содержание рисунков даёт очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения.

В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно используют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений даёт нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир и что он чувствует по отношению к нему.

2. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают «растопить лёд» во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.

Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

3. Подход к интерпретации проективных графических методик

Так как рисунки — продукт уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жёстких догматических критериев. Когда это делается, то всё богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность.

Однако для психологов-практиков всё-таки необходимо определённое руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы с рисунками. Необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке «послания», зашифрованного в символах.

Никакое руководство, никакой набор правил не может содержать полного описания той уникальной комбинации характеристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому он должен полагаться на своё личное искусство при определении скрытого значения рисунка. Ответственность остаётся за тестирующим. Поэтому он должен постоянно развивать своё искусство прочтения рисунков, для этого ему необходимо всё время расширять поле диагностируемого материала. Овладение различными способами понимания человека через искусство, литературу, изучение психологических теорий, самопознание в значительной мере способствуют формированию этого нужного умения «читать» рисунки людей. Ключ к пониманию рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям интерпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации.

Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимая информация в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жёсткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается. Для овладения искусством интерпретации необходимо:

1) изучать стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков;

2) использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка;

3) быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка;

4) объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы её кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.

В дополнение к вышесказанному при интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.

1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком, прежде чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на ту информацию, которую передаёт этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо «войти» в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя. Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечатление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного.

2. После этой интуитивной импрессивной стадии, собирающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально, с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Другие начинают с того, что фиксируют все детали, которые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ. Детали, которые привлекли внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно различными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний, необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое послание. И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста.

3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информация о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Всё это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка.

В зависимости от теоретических воззрений психолога интерпретация конкретного рисунка может быть весьма разнообразной. Например, психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детства; специалист по семейной психотерапии увидит в этом же рисунке актуальные чувства в отношении членов семьи. При этом обе интерпретации могут быть совершенно справедливыми, но отражать различные аспекты жизни человека, и обе могут быть весьма полезными для понимания бессознательной динамики, действующей в жизни этого человека. Некоторые рисуночные тесты (задания) в большей степени отвечают теоретическим воззрениям, чем другие, и поэтому выбор задания всегда остаётся за специалистом.

Кинетический рисунок семьи или тест «Дом-Дерево-Человек» могут быть идеальными для определения чувств по отношению к членам семьи, тогда как тест «Нарисуй человека» больше подходит для определения скрытых сексуальных тенденций и чувств в отношении самого себя.

4. Особенности рисунков здоровых людей

В психологии существует тенденция при анализе рисунков чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на различные аспекты здоровья. Определить эмоциональное здоровье во всей его полноте и индивидуальных проявлениях — задача не простая. Поэтому психологи чаще уделяют внимание тому, что нездорово, или суммируют различные характеристики (чувства, поведенческие затруднения), рассматривая их в широком спектре нормы. В области психологического тестирования такой подход доминирует. Психологические интерпретации очень часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. И поэтому неудивительно, что в большинстве руководств по интерпретации рисунков содержится очень мало информации о признаках здоровья в рисунках. И напротив, проводится достаточно детальное описание рисунков, отражающих патологическую динамику. Однако специалист должен иметь чёткое определение как психического здоровья, так и патологии, чтобы хорошо ориентироваться в материале и иметь ясную картину для интерпретации рисунков. Хотя теоретическая база в системе ценностных ориентаций у психологов различных школ может быть чрезвычайно различной, тем не менее, существует ряд характеристик, присущих «здоровым рисункам», которые могут с лёгкостью учитываться специалистами, «исповедующими» различные подходы.

Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:

1) способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;

2) имеют позитивное отношение к самому себе;

3) не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;

4) точны и адекватны в своих восприятиях;

5)сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;

6) владеют психологическим «инструментарием» для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.

Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими интегральными характеристиками.

I. Самоуважение. Если в рисунках изображены фигуры людей, то они имеют все необходимые детали (черты лица, тело, руки, ноги, стопы, кисти рук и пр.). Все изображения фигуры имеют правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам. Такие рисунки не являются ни слишком большими, ни слишком маленькими. Линии на рисунках чёткие и твёрдые. Фигуры основательные, прочные, пропорциональные и изображены в открытой позе.

II. Чувство безопасности и уверенности в себе. Фигуры на рисунках касаются пола, почвы, они как бы «заземлены». Они располагаются в центральной части листа и не наползают на край бумаги. Линии рисунка чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся в движении, в реальном или потенциальном. Их ноги и руки свободны и могут легко перемещаться в пространстве.

III. Позитивные взаимоотношения. Фигуры на рисунке располагаются достаточно близко друг к другу, как бы демонстрируют определенный тип взаимоотношений или динамическую интеракцию. У фигур имеется в наличии все средства для позитивной коммуникации (открытые руки, кисти рук, рот, уши).

IV. Открытость. Фигуры находятся в открытых позах или открыты для контактов с окружением, дома имеют окна и двери, доступны для окружающих.

V. Стабильность и организованность. Нарисованная картина закончена, все части рисунка интегрированы и взаимно дополняют друг друга. Все фигуры имеют необходимые элементы, соотносятся с другими фигурами так, что создаётся впечатление упорядоченности.

VI. Адекватная половая идентификация. Все фигуры на рисунках имеют половые различия. Первая фигура, которую рисует человек, того же самого пола, что и он сам. Женские и мужские фигуры имеют все необходимые детали. Все изображения нормальной величины и хорошо соотносятся с целостной картинкой.

5. Характеристики рисунков детей

При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития. Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — «мама», «папа». Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.

К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, «выстраивать» вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.

После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.

6. Общее руководство к интерпретации рисунков

Существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации рисунков.

Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как манера, характер изображений, качество линий. Все это имеет такое же значение, как и содержание рисунков. При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих характеристик.

Качество линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Необычайно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения и высокого энергетического уровня, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления.

(Дубляж линий, небрежность, неаккуратность соединений, отрывки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипность линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Очень лёгкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и самоуважения. В рисунках детей лёгкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.

Размер. Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплёскивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.

Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки могут также указывать на депрессивное и зажатое поведение в результате стресса.

Расположение рисунка на листе. Если рисунок занимает центральное положение вертикально расположенного листа, это указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность, особенно, если при этом на листе изображено ещё несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию, иногда к сильному сдерживанию чувств, а также с тенденцией на то, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас», что у рисующего высокая самооценка сположительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия (чем ближе к верхнему правому углу — тем выше). Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением, планированием и его осуществлением). Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определённого жизненного этапа. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью. Расположение в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. В этих рисунках расположение в верхней части листа отражает высокий уровень достижений и высокий уровень энергии.

Расположение рисунка в нижней части листа указывает на чувство незащищённости, низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, нерешительность, незаинтересованность в своём положении в социуме и в признании, возможны депрессивные тенденции, отсутствие стремления к самоутверждению. Использование нижнего угла может указывать на потребность в поддержке, связанную с чувством беззащитности и дефицитом самоуважения.

Упорядоченность рисунков. Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картины, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны. Люди, страдающие серьёзными психическими расстройствами, (например, шизофренией), могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной «базарной» манере, при которой фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно. В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы, особенно если их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе, например в тестах «Пиктограмма» и «Нарисуй семью». Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность реализации своего потенциала. Если один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путём установления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.

Симметрия в рисунке. Излишняя симметрия в рисунках создаёт ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование, а иногда на наличие навязчивостей (обсессивно-компульсивную симптоматику). Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищённости, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.

Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти люди не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями мозга стирания встречаются довольно редко.

Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.

Прозрачность в рисунке. Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающимися внутренними органами, за этим обычно скрывается соматическое расстройство, шизофрения или маниакальное состояние. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

Изображение и пропуск деталей в рисунке. Когда в рисунке много искажений или он определяет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.

Экспозиция рисунка. Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосходства, возможно, возникающие при компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удалённые дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и устремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определённая ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определённую область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.

Тени в рисунках. Заштриховки, тени в рисунках обозначают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несёт с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. В определённой степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.

Линия основания в рисунках. Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твёрдого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствуют нарастающей тяжести расстройства. Чаще всего линия основания рисуется под деревьями и значительно реже встречается в тесте «Дом-Дерево-Человек».

Наблюдение за ходом рисования. Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором даёт очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание, и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда следуют вопросы: «А что ещё должно быть на рисунке?» или «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определённого типа?»

Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищённость и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим. Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение 5минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее, чем за одну минуту, это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.

Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображений объектов на рисунке, особенно в тестах «Нарисуй семью». В зависимости от действия защитных психологических механизмов, ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.

Акцентирование деталей в рисунках. Определёнными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определённому образу или его части, могут быть: подчёркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.

Значения цветов. Сознаём мы это или нет, цвета оказывают определённое воздействие на всю нашу жизнь. Цвет одежды, которую мы выбираем утром, не случаен — он нравится нам, и мы чувствуем его наиболее подходящим для себя в данный момент. Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром мы чувствуем усталость, то она заставляет выбирать одежду тёплых и живых цветов: оранжевого, жёлтого, красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины – мужчины теснее связаны с социальными рамками и подавляют в себе желание носить одежду того цвета, которого им хочется.

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, хозяева которых хотят, чтобы клиенты поменьше задерживались за едой и побыстрее освобождали стол, дабы пошло побольше посетителей, всегда много таких ярких красок, как жёлтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где хозяева заинтересованы подольше удерживать клиентов и поэтому создают уютную обстановку, в которой можно спокойно насладиться едой.

А если вы хотите умерить свой аппетит — надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно. Бирюзовый цвет — это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления и «благоденствия». Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую из них по несколько минут. Вскоре вы поймёте, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту. Обычно только один цвет оказывается безусловно радующим и целебным.

Цвет в рисунках. Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.

Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Не случайно возле определённых заведений вывешивают красный фонарь, флегматичные дети при красном цвете лучше учатся. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации — всё это присуще красному цвету. Некоторые психологи рекомендуют при первом романтическом свидании никогда не выбирать за ужином бифштекс с кровью, иначе зарождающееся чувство может угаснуть. Этот ужин должен начинаться кушаньями мягких, пастельных тонов, как, например, зелёный салат. И уже потом можно перейти к блюдам более ярких цветов и закончить десертом — вазочкой клубники со взбитыми сливками. Красный цвет — наиболее бросающийся в глаза. Считается, что он стимулирует кровообращение. Ещё недавно, если ребёнок заболевал рожистым воспалением, то для стимулирования кровотока было принято закутывать детей в красную ткань. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые просыпаются уже усталыми и недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.

Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Жёлтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действуетуспокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна. Зелёный – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в какое-нибудь многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам. Сочетание жёлтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.

Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность. Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией тёмных мыслей или страхов.

Работая психологом Витебского государственного детского социального приюта, С.И.Голосова ежедневно обращается к цвету и его восприятию ребёнком. Это цветовой тест Люшера, тест «Необычное животное», рисование на свободные темы. В летний период С.И.Голосова работает в детских оздоровительных лагерях в должности руководителя кружка изобразительной деятельности и имеет возможность сравнивать восприятие цвета детьми в разных жизненных ситуациях и в разные времена года. В процессе работы она заметила, что не только нарочитые эмоции благотворно влияют на весь организм, но и преднамеренное ограничение мрачного цвета также благотворно для человека. При поступлении ребенка в приют она предлагает рисовать необычное «Существо» (т.к. дети не всегда умеют рисовать животных и понятие животное ограничивает ребёнка узкими рамками). В выборе средств (карандаши, краски, пастель) и цвета ребенка не ограничивает. Иногда дети из неблагополучных семей испытывают страх перед карандашами вообще, так как никогда не держали их в руках. Должно пройти некоторое время, пока ребенок захочет пользоваться карандашами. При поступлении в приют дети, в основном пользуются простым карандашом, часто чёрным. Самый дефицитный карандаш в приюте — черный. Он исписывается очень быстро.

В 2004г. вприют поступили две сестры: Алла и Антонина. У них умер отец, а мать по причине злоупотребления алкоголем парализовало. Девочки рождены от повторного брака и были 6 и 7 ребёнком в семье. Старшие дети от первого брака матери проживали отдельно от неё, имели свои семьи и также страдали алкогольной зависимостью, были лишены родительских прав в отношении своих детей, Алла обучалась в общеобразовательной школе, имела неплохие оценки, Тоня обучалась во вспомогательной школе и также была прилежной ученицей. Смерть отца и определение в приют явилось сильным стрессом для девочек. В течение первого месяца пребывания в приюте девочки общались только между собой, иногда в случае необходимости — со взрослыми, но были немногословны. При разговоре отворачивались, закрывали рот рукой, в глаза не смотрели, разговаривали еле слышно.

После месячного пребывания в приюте сёстры согласились нарисовать «Необычное существо». Алла нарисовала рыдающее и бегущее в «прошлое» бесформенное существо в короне, назвала его принцессой, которая живёт «дома с семьёй, любит помогать по хозяйству, любит мать, сестру, братьев и мечтает о благополучии» (рис.2). Антонина рисовала «Смертьв маске и перевернутый вверх тормашками дом» (рис.3). Других комментариев она не давала. Основной цвет в работах девочек — серый. Через три месяца, в результате комплексной психолого-медико-педаго-гической помощи и простого человеческого участия всего коллектива приюта, на очередном занятии Тоня нарисовала своё настроение. Ни простым, ни чёрным карандашом она не пользовалась. Завершающим рисунком Антонины было очередное «Необычное существо», имя которому не давалось и никакой истории о нём не сочинялось, но всем своим видом «Существо» как бы говорит о разительных переменах, происшедших с девочкой (рис.4). Это приобретение чувства стабильности, уверенности в себе, повышение самооценки.

Спустя некоторое время, уходя из приюта в училище, Алла нарисовала русалку, взывающую о помощи. Русалка повёрнута спиной к зрителю (рис.5). Она нема и не может произнести ни слова, и только поднятые руки как бы говорят, что она просит помощи у людей на проплывающем мимо корабле. Алла назвала её «Плывущая по волнам». Психолог предложила подплыть к русалке спереди и заглянуть ей в лицо (рис.6), перевернув лист на изнаночную сторону. Предложила ответить на вопросы: Как она выглядит? О чем думает? О чем мечтает? Этой простой манипуляции оказалось достаточно, чтобы русалка заговорила о себе. Живёт она на поверхности моря, среди друзей и мечтает об исполнении желаний. Она любит мечтать, думать, вспоминать, всплывая на поверхность и греясь на солнышке. Она любит ВСЕХ. Живется ейто грустно, то весело — в зависимости от происходящего вокруг. Цель жизни — оставаться всегда на поверхности, достичь того, чего она достойна, прожить жизнь, чтобы быть примером другим и помогать людям, конечно, если это им нужно (рис.7). Страх — остаться одной и не достичь цели. Желает счастья другим людям и хочет, чтобы в этом мире была справедливость, мир и покой. Говоря всё от имени русалки, девочка улыбалась, глаза её искрились, она была открыта для общения.

Постепенно Алла преобразилась в лучшую сторону. Она с охотой записалась на видеокамеру в качестве гида, рассказывала о себе, о приюте. Придя в приют на юбилей (пятилетие), охотно давала интервью для «Новостей». Страх общения с новыми людьми уменьшился до минимума.

Используемые приёмы в процессе коррекционно-стимулирующей работы педагога-психолога Голосовой С.И. с детьми приюта после первичной диагностики с использованием цвета:

— манипуляции цветом (от негатива к позитиву), изменение предъявляемого действия в сторону позитива (ласковое слово, внимание, искусственное создание уникальности);

— вовремя заметить в работе искорку позитива, объявить ребёнку об этом как о свершившемся важном событии, информировать окружающих в утвердительной гипертрофированной форме;

— предлагать ребенку, у которого в рисунке преобладают тёмные тона, темы, связанные с положительно эмоционально окрашенными воспоминаниями, например: «Зима», «Новый год», «Праздник», «Летний отдых на море», «Полёт белой чайки» и т.д.

Каждый цвет соответствует сразу нескольким категориям (уровням). При этом для тонизации используется цвет той же категории. Например, красный — для тонизации тепла, на эмоциональном уровне — радости. Для «торможения» используют цвет подчиняющей категории: для торможения ветра (гнева) берут белый цвет, для торможения тепла и жара (радости и счастья) — чёрный; влажности (тревоги) — зелёный; сухости (печали) — красный и страха (холода) — жёлтый. В лечении используются цветные иглы, цветные фломастеры, семена, окрашенные в соответствующие цвета, пружинные кольца и т.п.

Источник: Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

www.vashpsixolog.ru