Профилактика стресса в школе

Профилактика стрессов в начальной школе

Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Наука делит стрессы на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
  • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

  • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
  • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
  • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.
  • Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

    Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

    Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

    Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

    Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

    Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

    Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

    Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

    Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

    Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

    Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

    Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

    Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

    1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
    2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
    3. Негативная оценка со стороны учителя.
    4. Участие в соревнованиях.
    5. Ссоры с одноклассниками.
    6. Переход в другой класс или другую школу.
    7. Контрольная или тестовая работа.
    8. Сообщение дома о плохой отметке.
    9. Выход к доске или любое публичное выступление.
    10. Опоздание в школу.
    11. Конфликтное общение с учителем.
    12. Пропуск уроков по болезни.
    13. Боязнь быть отстающим.

    Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

    Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

    Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

    Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

    Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

    Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное — поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

    Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

    Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

    Литература.

    1. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. 1970. С 41-47.
    2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-183с.
    3. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994. 384с.
    4. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.
    5. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.
    6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368с.
    7. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Профилактика стрессовых ситуаций в школе

      Понедельник, 12 Октября 2015

      Хорошо известное положение о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, относится не только к соматическому, но и к психическому здоровью. Сегодня особую актуальность приобретает проблема профилактики неблагоприятных последствий психологического стресса, вызванного школьными факторами риска, к которым относят стрессовую тактику педагогических воздействий, чрезмерную интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональную организацию учебного процесса, напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренцию внутри класса, постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость и т.п. Комплекс этих школьных стресс-факторов негативно воздействует на эффективность обучения, развитие и здоровье учащихся.

      Меры профилактики и борьбы со стрес­сом многообразны. Первое и самое главное — это высокая двига­тельная активность. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют улучшению функционального состояния ЦНС и умственной работоспособности школьников, снижению уровня тревожности и депрессии, повышению самооценки и уверенности в себе.

      Конфликты детей в школе требуют очень внимательного и бережного подхода, поскольку характеры детей только формируются, а взрослое влияние еще велико. Дети нуждаются в нашем опыте, здравомыслии, защите и справедливости и еще верят нам и в нас. Если у учителя не складываются отношения с ребенком, то необходимо перевести ребенка к другому педагогу до того, как ситуация станет конфликтной.

      Прежде чем требовать положительного результата в учебе, необходимо научить ребенка той деятельности, к которой он приступает. Родителям – научить ходить в школу, собирать каждый день портфель, вовремя делать уроки и вовремя останавливаться, если устал и «больше не могу». Учителям – научить слушать и слышать, пользоваться учебником, тетрадью, дневником.

      Главным методом профилактики стресса у детей является демонстрация любви к ним со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми; не перекладывать ответственность за нейтрализацию сложностей в школе на себя, а подтолкнуть ребенка к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей. Если у ребенка конфликты с одноклассниками, научите его строить отношения со сверстниками: находить общие интересы, договариваться, отстаивать свои права.

      Кроме того, родителям не следует:

      — сравнивать своего ребёнка с другими и оказывать на него психологического давления,

      — бояться плохих отметок больше, чем их боится ребенок, заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично»,

      — подменять собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

      В своих ожиданиях родителям надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника, стараться повышать самооценку собственного ребенка (уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам), научить ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

      Очень важно воспитывать у детей активное, деятельное, опти­мистичное отношение к миру и всему, что в нем происходит. Ведь причиной стресса является не какое-либо событие и явление сами по себе, а их отражение в сознании человека.

      Самая лучшая профилактика психологических травм детей в школе – это внимание учителя. Когда педагог смотрит на тетради учеников, он видит их успехи, их трудности, их старание или усталость, а когда посмотрит на самих детей, то обязательно увидит испуганные, растерянные или горящие глаза. Но никакая, даже самая лучшая школа не заменит ребенку дома. Потому что дома он должен разгружаться, существовать в атмосфере любви и принятия его, независимо от успехов.

      Психолог отделения медико-социальной помощи

      gdp3-stoskol.belzdrav.ru

      Профилактика стресса. Управление стрессом

      Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

      Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

      Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

      Профилактика стресса. Управление стрессом

      Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.

      Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев. Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения. «

      Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

      Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

      Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

      Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

      А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):

      1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).

      2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

      3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

      4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

      5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

      6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

      7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

      8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

      9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

      Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

      Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

      Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:

      1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

      2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

      3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

      Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

      • вдох — медленное напряжение мышц;
      • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
      • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.
      • Маски релаксации для мышц лица.

        1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

        2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

        3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

        4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.

        И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.

        5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

        Упражнение для круговых мышц глаз.

      • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
      • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.
      • Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.

        Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:

        1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.

        2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».

        3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.

        4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.

        5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!

        6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

        Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

        5psy.ru

        Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума Текст научной статьи по специальности «Психология»

        Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна

        В статье рассматривается понятия « стресс », объясняется, в чем суть данного понятия, показывается, как стресс проявляется у подростков и какими стрессогенными факторами или стрессорами ( исходящими от школы и семьи), он вызывается. Показывается система мер по профилактике возникновения стрессов у подростков.

        PROPHYLAXIS OF STRESSES FOR TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF SCHOOL SOCIETY

        In the article examined concepts " stress ", explained, in what essence of this concept, shown, as stress shows up for teenagers and by what stress factors or stressors ( outgoing from school and family), he is caused. The system of measures is shown on the prophylaxis of origin of stresses for teenagers.

        Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна,

        Текст научной работы на тему «Профилактика стрессов у подростков в условиях школьного социума»

        ?9. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Автореф. дисс. . канд. пс. н. Иркутск, 2002.- 22 с.

        10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пос. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

        11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. -544 с.

        12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.- 208 с.

        13. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. — Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ. 2005. -256 с.

        14. Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5.- С. 3-16.156.

        15. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.- 414 с.

        16. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Я и Оно в период полового созревания. http://www.psycgol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_11.html (дата обращения: 27.01.2017).

        17. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн: БГПУ им. М. Танка. 1996. — 216 с.

        ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СОЦИУМА

        Аннотация. В статье рассматривается понятия «стресс», объясняется, в чем суть данного понятия, показывается, как стресс проявляется у подростков и какими стрессогенными факторами или стрессорами ( исходящими от школы и семьи), он вызывается. Показывается система мер по профилактике возникновения стрессов у подростков.

        Ключевые слова: стресс, дистресс, подросток, стрессогенный фактор, экстремальные воздействия, стимулы, неблагоприятные воздействия, школьный социум, стрессоры.

        PROPHYLAXIS OF STRESSES FOR TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF SCHOOL SOCIETY

        Abstract. In the article examined concepts " stress", explained, in what essence of this concept, shown, as stress shows up for teenagers and by what стрессогенными factors or stressors ( outgoing from school and family), he is caused. The system of measures is shown on the prophylaxis of origin of stresses for teenagers.

        Key words: stress, дистресс, teenager, стрессогенный factor, extreme influences, stimuli, unfavorable influences, school society, stressors.

        На настоящем этапе каждый человек подвержен физическим и психическим перегрузками. Постоянно люди сталкиваются со сложностью жизненных задач в условиях и избытка информации, нехватки времени и воздействию состояний напряжения.

        На настоящее время термин «стресс» можно отнести к одной из наиболее употребляемых и обсуждаемых научных категорий, которая стала объектом изучения комплекса дисциплин: медицины, физиологии, наук об управлении, демографии,психологии, юриспруденции и даже политологии.

        Изучением проблемы стресса занимается значительное количество ученых. Основную часть работ по стрессу составили положения концепции стресса Ганса Селье. К числу специалистов в этой области также относятся Алексеева О., Ковалев Л.М., Резник С.Д., Урбанович А.А. и другие. Психологической стороной стресса занимались такие выдающиеся ученые, как ., Кон И. С., Коган Б. М., Рубинштейн С.Л., Судаков К.В и др.

        Термин «стресс» (англ. давление, нажим, напряжение) используется для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации[ 10].

        Понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия . Позднее понятие «стресс» использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.

        В современной литературе термин «стресс» используется в трех значениях.

        — как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение.

        — как субъективная реакция, которая отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; (это состояние интерпретируется как оборонительные реакции, а также и процессы преодоления, происходящие в самом человеке). Эти процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а могут вызвать психическое напряжение.

        — как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле у Селье употребляли данный термин [10] .

        Поэтому общепринятого определения понятия «стресса» не существует. Стресс понимают как реакцию индивидов на создающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры, как категория напряжения. Отдельно следует рассмотреть наиболее значимые стресс-факторы (стрессоры) в подростковом возрасте.

        Стрессоры — любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности [1].

        Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

        Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

        Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним [4].

        Следует, однако, подчеркнуть, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий весьма условна, ибо все жаже биологические мотивации человека социально опосредованы и как правило, протекают с активизацией эмоционального компонента.

        Возникающие в организме в ответ на действие самых разных стрессоров те или иные реакции, как правило, представляют адаптивные (полезные) для человека реакции, способные восстановить нарушенный баланс.

        В школе подросток сталкивается с самыми разными проблемами, негативное воздействие которых приводит к возникновению многих стрессовых состояний. Это может быть:

        • Отвергающее отношение со стороны одноклассников (аутсайдерство, непохожесть на других, национальная и религиозная нетерпимость, конфликт и т.д.)

        • Боязнь на уроке получить низкую оценку (из-за заниженной самооценки, несправедливости учителя, неуверенности, тревожности, невыученного из-за лени урока и т.д.);

        • Отсутствие нормальных взаимоотношений с учителями ( учитель постоянно недоволен учеником, учитель раздражен поведением, учителя не устраивает готовность к занятиям ученика, или: из-за отношения ученика к учителю как носителю неприятности, несправедливости, ожидания от него только отрицательных оценок, наличие «смыслового барьера» и т.д.);

        • Предстоящие контрольные работы (нет уверенности в себе, боится родителей, ожидает неприятностей от школы из-за результатов контрольной и т.д.).

        Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагогами, т.е. влечет за собой возникновение всех новых стрессовых ситуаций [4]. Каждый учитель требует от учащихся знания материала по своему предмету на достаточном уровне, что, с одной стороны, естественно, но, с другой стороны, желание школьника демонстрировать отличные результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для здоровья и эмоционального благополучия.

        Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика («Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься», «Откуда таких понабирали». ) становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу. И действительно, «..динамическая соцреальность нашего времен помещает подростка в противоречивый контекст неоднозначных взаимоотношений»[ 9], которые нередко продолжаются и дома:

        Материальное неблагополучие семьи ( ребенок, подросток не ухожен, не накормлен, плохо одет,не имеет своего угла и т.д.)

        Конфликты в семье (Родители ругаются, разводятся , дерутся, иногда воспитывает один родитель)

        Отсутствие любви, а иногда и родительское равнодушие и жестокость.( Ребенок нежеланный, нелюбимый, является для родителя «обузой» ит.д)

        Постоянное давление на ребенка из-за неуспехов в учении. (Родитель через ребенка самоутверждается, компенсирует свои неудачи, жестко запрограммирован на успех и т.д.)Между тем, известно, что «для положительной мотивации к школьному обучению, необходимо создавать для школьника «ситуацию успеха» [9,93]

        Семья относится к категории семей-мигрантов,что мешает её адаптации в социуме. ( А между тем,: «Культура межнационального общения -одно из важнейших качеств человека, хпрактери-зующий общий уровень его воспитанности. » [9,93]

        Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагогами, т.е. влечет за собой возникновение всех новых стрессовых ситуаций [4].

        Как подчеркивает В.А.Бодров, микрострессы, которые по силе своего общего негативного влияния не уступают серьезным конфликтам, действуют практически ежеминутно. В такой системе «педагогических пощечин» и взрослые часто не видят ничего особенного. Но враждебное, скептическое, пренебрежительное а, нередко, подавляющее ребенка отношение учителя или грубое, несдержанное, излишне аффективное поведение невоспитанного или лич-ностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом « с позиции силы» — является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика. Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников. Поэтому крайне важно «жестко» контролировать работу таких педагогов [1].

        Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким педагогом, воспитателем, классным руководителем текущая заболеваемость в 2 раза выше, число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 — 2 раза больше, чем в классах со спокойным и доброжелательным педагогом (при равных условиях обучения) [1].

        Одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. В постоянном «цейтноте» школьник живет в течение 10 — 11 лет школьного обучения. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. При этом ограничение может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.

        Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый, наиболее явный — увеличение количества учебных часов. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу. Есть второй вариант интенсификации — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению[1].

        Еще одним фактором риска для школьника является сам учитель. Он может владеть свом предметом, но может не знать ребенка, его индивидуальные особенности, его возможности. Школе остро нужен педагог, осознающий свою ответственность за эмоциональность школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка.

        Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Был выделен следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния): стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; функциональная неграмотность педагога; отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни [2].

        Обычно, педагоги одни из первых замечают у школьников расстройство поведения, которое может явиться симптомом стрессового расстройства, что требует серьёзной индивидуальной работы.

        Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное действие стрессовых факторов на подростка:

        • Физиологические — расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания;

        • Эмоциональные — раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.;

        • Поведенческие — отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

        • Познавательные (когнитивные) — нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей [8].

        Выявив у подростка один из перечисленных признаков, педагог не может быть уверен в стрессовом воздействии, важно более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем, сочетание нескольких симптомов вызывают идею о возможном стрессовом состоянии, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объединив усилия семьи, классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога.

        Конечно, организуя работу с подростками, необходимо вовлекать в неё не только педагогов, но и родителей, а также и других его близких. Многие растут в так называемых неблагополучных семьях, и психолог, социальный педагог, классный руководитель или учитель — оказывается для них единственным источником помощи. Поэтому, очень важно во — время предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту сложную задачу можно решить, если взрослый, особенно педагог, обеспокоен не только успеваемостью школьника, но и заботиться об их эмоциональном состоянии. Педагог, психолог, учитель, воспитатель, пользующийся доверием и уважение подростков, способен помочь им ценным советом , своевременным предостережением , устранением негативного фактора, аутотренингом, реальной правовой или психологической помощью.

        Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, главной целью которой являлась проверка системы профилактики стрессов у подростков в условиях школьного социума.

        При этом осуществлялось решение следующих задач:

        1. Провести диагностику уровня стресса и стратегий его преодоления в экспериментальной группе подростков;

        2. Разработать и провести систему мероприятий, способствующих профилактике деструктивного стресса у подростков;

        3. Оценить результаты опытно-экспериментальной работы.

        Опытно-эмпирический этап исследования проводился на базе МОБУ СОШ № 2 п.

        Матвеев-Курган в 2014-2015. В нём приняли участие 26 подростков в возрасте 14 — 15 лет.

        Работа с имела три основные блока:

        • Диагностический блок, включает психолого-педагогическое обследование.

        • Коррекционно-развивающий блок, включает проведение различных упражнений.

        • Контрольный блок, включает повторное психолого-педагогичекогое обследование, с целью определения эффективности реализованной программы.

        В диагностике были использованы следующие методики:

        1. Тест «Мой уровень стресса»

        2. Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость);

        3. Самооценка особенностей стрессовых реакций ;

        4. Оценка источников стресса подростков (рейтинг стресс-факторов);

        Для определения наиболее значимых для данной категории испытуемых источников стресса (стресс-факторов) мы предложили учащимся составить рейтинг событий, ситуаций в их жизни, которые вызывают повышенное напряжение.

        Приведем рейтинг источников стресса, выделенных подростками в экспериментальном классе (в порядке убывания значимости):

        1. Учебные трудности (неуспеваемость, сложность материала, загруженность учебой, подготовка к экзаменам, контрольным) в качестве основных стрессоров упоминались подавляющим большинством опрошенных — 19 человек;

        2. Отношения с учителями (конфликты, подавляющий стиль взаимодействия, выговоры и т.п.) волнуют 15 человек из 26-ти;

        3. Проявление насилия (физического, психологического, косвенного, «травля» в коллективе) в различных ситуациях является источником стресса для 15 подростков;

        4. Неблагоприятная семейная ситуация (развод, скандалы, конфликты, хронические проблемы в отношениях, алкоголизм, физические наказания, появление нового члена семьи и др.) негативно отражается на состоянии 14-ти подростков;

        5. Отношения со сверстниками / в референтной группе становятся источником повышенной напряженности для 12 подростков;

        6. Ситуации, неблагоприятные для самоотношения (изменения внешности, фрустрация, низкий социальный статус, унижение со стороны окружающих) упомянули 7 человек.

        Результаты тестирования говорила о несформированности у большинства подростков конструктивных моделей преодоления стрессов. Из 26 подростков ассертивные действия в стрессовой ситуации использовали только 5 человек, вступление в социальный контакт и поиск поддержки — по 3 человека. Большинство подростков склонны были избегать стрессовых ситуаций (6 человек), у 4 подростков доминировали импульсивные действия, также 4 человека склонны были к проявлению агрессии в ответ на стресс.

        Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствали о высокой уязвимости для стресса значительной части испытуемых, недостаточной сформирован-ности стрессоустойчивости и отсутствии адекватных моделей преодоления стрессовых воздействий.

        Полученные в ходе диагностики результаты определили необходимость разработки и проведения профилактической работы по предупреждению деструктивного стресса у подростков. Предполагалось:

        1. Овладение навыками различных тренинговых техник.

        2. Получение знаний о факторах и причинах развития психологического стресса различного типа.

        3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

        4. Овладение навыками положительно направленного мышления в любых проблемных ситуациях.

        5. Работа с индивидуальными траекториями стресса.

        В ходе работы использовались следующие психодиагностические методы для отслеживания результатов действия тренинговой программы:

        1. Включенное наблюдение.

        2. Устный опрос, письменный опрос.

        3. Анализ письменных и устных самонаблюдений .

        Было проведено несколько занятий Принципы проведения занятий были следующие :

        1. Рефлексивность. Умение анализировать.

        2.Универсальность. Использование на любых занятиях элементов знаний.

        3.Безопасность. Доброжелательная обстановка, принятие каждого школьника, конфиденциальность информации, получаемой в ходе наблюдения.

        4.Соответствие возрастным возможностям. Учёт возраста школьников.

        5. Включенность. Умение участвовать во всех мероприятиях школьников.

        6. Комплексность. Использование различных подходов в преодолении стрессов.

        Всего было проведено 9 занятий.

        1. Знакомство. Правила и цели групповой работы.

        2. «Стресс и психологическое здоровье»,

        3. «Мир наших эмоций и стрессовые состояния»,

        4. Тренинг конструктивной коммуникации,

        5. Тренинг уверенности в себе для подростков «Жизнь по собственному выбору»,

        6. «Антистрессовый образ жизни» — тренинговое занятие по эффективному планированию времени,

        7. Тренинг для старшеклассников «Готовимся к ЕГЭ (ГИА)»

        8. Экстренные методы борьбы со стрессом,

        9. Заключительное занятие. Диагностика.

        По итогам проведенных психологом мероприятий мы провели повторную диагностику уровня стресса и стрессоустойчивости подростков.

        Итоговая диагностика показала следующие изменения:

        По результатам итогового тестирования видно, что большая часть испытуемых (14 человек из 26) имели нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной, активной жизни современных подростков. 7 учащихся данного класса имели высокий уровень стрессо-устойчивости (до проведения программы на этом уровне были только 4 чел.).

        ? Большинство подростков развили навыки конструктивного преодоления стрессовых ситуаций:

        ? Ассертивные действия используют 8 человек (до проведения программы только 5),

        ? Просоциальные модели совладания характерны в общей сложности для 11 человек (2,3 шкала),

        ? Сократилось количество подростков, использующих деструктивные модели преодоления стресса (избегание, импульсивные, агрессивные действия).

        Таким образом диагностика, проведенная по итогам профилактической работы, показала формирование достаточного уровня стрессоустойчивости, а также овладение конструктивными моделями преодоления стрессовых ситуаций у большинства подростков.

        1. Бодров В.А.Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Наука, 1995. — 288 с.

        2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002. — 220с.

        3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник (Учебник нового века)- СПб: Питер, 2000. — 304 с.

        4. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т. Г. Бохан. — Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. — 267 с.

        5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 151с.

        6. ГиссенЛ.Д. Время стрессов. — М.:ФиС, 1990.— 192 с.

        7. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. — СПб.: Питер, 2003. — 276 с.

        8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. — М.: ЭКСМО, 2002. -272с.

        9. Молодцова Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптированность в школьном социуме.//Международныйжурнал экспериментального образования-2013 №3 — С.93-95.

        10. Селье Г.Стресс без дистрессов.- М.:Медиа ,2012.-307с.

        МУЗЕЙ В ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

        Аннотация. В статье дается анализ одной из форм социокультурной деятельности музея -экскурсии с точки зрения ее психологической направленности. В экскурсии находят свое отражение такие элементы психологии как: познание, ощущение, восприятие, представление, которые используются научным составом музея при подготовке и проведении экскурсий.

        Ключевые слова: музей, социокультурная деятельность музея, экскурсия, аудитория, познание, ощущение, восприятие, представление.

        MUSEUM IN ITS PSYCHOLOGICAL ASPECT

        Abstract. The article gives the analysis of one of the forms of sociocultural museum activity. It is the excursion, which can be examined from the point of view of psychological trend. It depicts such elements of psychology as: knowledge, sensation, perception and imagination, which can be used by the musicians during their preparation and conducting of excursions.

        Ke ywords: museum, sociocultural museum activity, excursion, audience, knowledge, sensation, perception, imagination

        Музей, являясь общественным институтом, рассматривает социокультурную музейную деятельность, как деятельность, имеющую педагогическую и психологическую направленность. Она выражается не только в процессе общения посетителей и сотрудников музея, но и в процессе восприятия зрителями музейных экспонатов. Подобное восприятие приводит к когнитивным и эмоциональным ассоциациям, выражающимся отношениям человека к истории всего государства.

        Прежде чем начнем рассматривать психологические особенности музея, музееведения и музейной педагогики, дадим определение психического состояния. В одном из словарей мы находим следующее определение психического состояния: «Психическое состояние — это определенный уровень психической деятельности, который проявляется в активности личности» [2, 162]. Личность активна в определенных конкретных условиях. В нашем случае такими условиями являются музей и его среда, в которой находятся экскурсовод и экскурсанты, а так же экспозиционные предметы, передающие определенную информацию.

        Основной формой социокультурной образовательно-воспитательной деятельности музея является экскурсия. «Экскурсия — это коллективный осмотр объекта или музейного предмета по определенному маршруту под руководством экскурсовода» [2, 495]. Во время экскурсии экскурсанты осуществляют определенную сумму взаимосвязанных действий: «это движение группы по маршруту, движение относительно музейного объекта или предмета, рассмотрение памятников,

        cyberleninka.ru