Проявление стресса у детей

Как проявляется стресс у детей и подростков

Детские психологи, которые сейчас работают с последствиями военного конфликта, говорят, что, с одной стороны, нужно активно привлекать внимание взрослых к проблеме влияния военной и стрессовой обстановки на психологию ребенка, а с, другой — избегать излишней драматизации и запугивания родителей и близких семей, переживающих сейчас АТО вместе с детьми. Многие и так в ужасе и растерянности: дополнительная капля на чашу весов «все плохо» может настолько «опустить руки» родителям, что эффект будет обратный – не помощь и действия, а полнейшая апатия и бессилие.

Об этом в своей статье рассказал кандидат медицинских наук, врач-психофизиолог, старший научный сотрудник – профессор Дмитрий Коршевнюк.

Чем опасен стресс для ребёнка?

Стресс никогда не проходит бесследно: у ребенка могут появляться снижение успеваемости в школе, сложности при общении со сверстниками, конфликты с родителями. Такой ребёнок также может стать замкнутым, либо слишком активным.

После стресса организм ребёнка продолжает находиться в состоянии повышенного напряжения, что может стать причиной сбоя в работе всего детского организма. Нарушения со стороны иммунной системы у ребёнка вызывают повышенную восприимчивость к бактериальным, вирусным и паразитарным инфекционным заболеваниям. Последствия стресса у ребёнка могут проявляться в виде “медвежьей болезни” (синдром раздражённого кишечника), что является сигналом о неправильной работе органов пищеварения. На фоне обезвоживания плохо усваиваются питательные вещества, которые необходимы как для физического, так и умственного развития. Таким образом, у растущего и развивающегося организма ребёнка возникает целый ряд нарушений физиологических функций.

Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что организм ребёнка имеет особый “запас прочности”. Прежде чем разобраться, как помочь ребёнку справится со стрессом, необходимо выяснить механизмы возникновения и развития стрессовых реакций.

Какие события могут вызвать стресс у ребёнка?

У детей и подростков возникает стресс, если они сами пережили или стали очевидцами так называемых психотравмирующих событий. Такими событиями являются:

  • Война/боевые действия
  • Стихийные бедствия (природные и техногенные)
  • Автомобильные катастрофы
  • Террористические акты
  • Неожиданная смерть близкого человека
  • Похищение человека
  • Сексуальное и / или физическое (физиологическое) насилие
  • Нападение
  • Вынужденное переселение в другие регионы
  • Или другие события, которые угрожают безопасности или жизни ребёнка.
  • По данным Национального Центра посттравматических стрессовых расстройств США (U.S. Department of Health and Human Services, Administration for Children and Families, Administration on Children, Youth and Families, Children’s Bureau. ChildMaltreatment, 2013), всего лишь треть детей, которые пережили стресс, получает необходимую помощь. И это в США – стране, которая считается одной из лучших по борьбе с последствиями стресса. Существует две основные причины этого показателя:

  • родители не знают о последствиях стресса
  • дети боятся высказать свои проблемы.
  • Европейские учёные M.BlomиR.Oberink при исследовании распространённости последствий пережитого стресса у детей обнаружили, что 15 – 43 % девочек и 14 – 43 % мальчиков пережили хотя бы одну стрессовую ситуацию. Из тех детей и подростков, которые попали в зону стресса, 3 – 15 % девочек и 1 – 6 % мальчиков вынуждены были пройти специализированное лечение. Но в эти, казалось бы “сухие” проценты статистики, также может попасть и ваш ребёнок.

    От чего зависит тяжесть осложнений стресса у ребёнка?

    Существует три основные причины, которые увеличивают шансы развития тяжёлых осложнений у детей и подростков после пережитого стресса:

    Чем сильнее был стресс, тем более тяжёлые осложнения возникают у ребёнка. Детям и подросткам, которые переживают очень сильный стресс, как правило, необходимо больше времени, чтобы вернуться к нормальной жизни.

    Чем больше родители проявляли заботу о ребёнке после стресса, тем легче переносятся его последствия. Если родители показывают свою обеспокоенность ребёнку, окружают его лаской, добротой, заботой и ребёнок чувствует полную поддержку со стороны родителей, то последствия перенесенного стресса у ребёнка протекает в более мягкой и лёгкой форме.

    Чем ближе ребенок к стрессовой ситуации, тем тяжелее осложнения. Если ребёнок, к примеру, был непосредственным свидетелем военных действий, а не увидел бои по телевизору, то осложнения, соответственно, будут более тяжёлыми.

    Как проявляются последствия пережитого стресса у ребёнка?

    Дети школьного возраста (5-12 лет).

    Дети в этом возрасте обычно помнят лишь часть стрессовой ситуации, либо же непроизвольно меняют очерёдность событий пережитого стресса. Кроме того, они могут считать причиной стрессовой ситуации какие-то “события” прошлого. Дети верят, если такие же “события” возникнут ещё раз, то такой же стресс обязательно возникнет вновь. Поэтому дети знают, если они будут обращать внимание на эти “события” и остерегаться их, то они смогут избежать повторения такого же стресса в дальнейшем. Это приводит к возникновению излишней подозрительности и развитию страхов у детей. Например, если чёрный кот перебежит дорогу, то дети верят, что с ними произойдёт беда.

    Дети 5 — 12 лет могут показывать эти “события” в их игре, проигрывая часть пережитой стрессовой ситуации. Важно заметить, что такие забавы не влияют на развитие последствий пережитого стресса на организм ребёнка.

    Дети этого возраста могут также “переносить” часть стресса в их повседневную жизнь. Например, ребенок может носить игрушечный пистолет в школу, увидев стрельбу даже по телевизору.

    Некоторые проявления перенесенного стресса в подростковом возрасте похожи на взрослые. Одно из отличий заключается в том, что подростки чаще, чем дети или взрослые, демонстрируют импульсивное и агрессивное поведение.

    Кроме вышеперечисленного, дети и подростки после стресса часто испытывают страх, беспокойство, печаль, гнев, чувство одиночества и другие негативные эмоции. К окружающим они испытывают призрение, ненависть и отсутствие доверия. Также в подростковом возрасте наблюдаются нарушения поведения – агрессия, неуместное (развязное) сексуальное поведение, нанесение себе телесных повреждений и злоупотребление алкоголем или наркотиками.

    У некоторых детей последствия перенесенного стресса могут сохранятся в течение многих лет, но если ребёнок получает необходимое внимание родителей, близких людей или взрослых, то последствия перенесенного стресса могут пройти через несколько месяцев. В ряде тяжёлых случаев ребёнку может потребоваться специализированное лечение, в том числе и назначение лекарственных средств.

    www.fdu.org.ua

    Детский стресс. Причины, симптомы и помощь

    Детский стресс— причины и симптомы

    Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

    Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

    Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

    • чрезмерная раздражительность;

  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;

    Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

    • возросшая требовательность и частое проявление негодования;

  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);

  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;

  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;

  • появление дефектов речи;

  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;

  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
  • Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

    • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);

  • расстройства без видимой на то причины;

  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;

  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;

  • агрессивное отношение к окружающим;

  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;

  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;

  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;

  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
  • Детский стресс — помогаем преодолеть

    Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

    Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

    Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

    • обязательные ежедневные прогулки;

  • общение с родственниками и друзьями;

  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
  • Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

    Детская агрессия: в чем причины и как решить проблему?

    m.woman.ru

    Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте

    Не только взрослые люди подвержены травмирующим факторам, в любом возрасте можно столкнуться с болезненной ситуацией. Детский стресс рассматривается психологами как защитная реакция организма. Наблюдательные родители могут заметить изменения в поведении своего чада, например, шумный малыш стал тихим и вялым, а спокойная девочка на любые действия взрослых начинает плакать. Рассмотрим основные причины появления стрессового состояния у детей разного возраста, какие симптомы свидетельствуют о неблагополучии?

    От рождения до трех лет

    В этом возрасте у малыша активно развивается головной мозг, именно в данный период важно участие родителей, особенно матери, в жизни ребенка. Основным стрессовым фактором для маленького человечка становится неправильное поведение близких людей.

    Причины появления стресса:

    1. Отсутствие контакта с родителями. Малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче, отказывают в необходимой ласке. Такая ситуация считается стрессовым воздействием, в результате такого поведения у детей снижается уверенность, появляются страхи.
    2. Неожиданная разлука с мамой. Если ребенка помещают в незнакомую среду, лишив источника уверенности и защиты в лице матери, то детский стресс неминуем. Сильным травмирующим фактором является помещение в больницу, особенно без присутствия рядом близкого человека.
    3. Конфликтные отношения между членами семьи. Регулярные скандалы в окружении ребенка делают его уязвимым, подрывают доверие к миру. Отрицательно сказывается развод, алкогольные склоки, агрессивное поведение кого-либо из родителей. Постоянный стресс влияет на развитие малыша, страдает эмоциональная сфера, снижается адаптация.
    4. Обучение новым навыкам. Если приучение к горшку, еде ложкой, самостоятельному умыванию и другим навыкам происходит с применением силы, обидных слов, унижений, то любое упоминание об этом вызывает стресс. Обучение должно быть мягким, имеет значение развитие ребенка и его физиологические особенности.
    5. Как проявляется стресс в этом возрастном периоде? Грудные дети могут отказываться от еды, без причины срыгивать пищу, плохо спать, часто малыши путают день и ночь. У детей постарше болезненная ситуация проявляется через крик, раздражительность, истерику. Малыш может не отпускать мать ни на минуту, громко кричать при ее попытках куда-то выйти.

      Как помочь детям? Во-первых, наладить спокойную домашнюю обстановку. Лишь одна эта мера может успокоить малыша. Во-вторых, не стоит бояться разбаловать ребенка в этом возрасте. Ему сейчас необходим тактильный контакт, нужно как можно чаще обнимать кроху, так формируется доверие к миру. В-третьих, справиться с травмирующим фактором можно при помощи игры. Прятки, игра в ку-ку, бег наперегонки – любимое веселое занятие с родителями раскрепощает маленькую личность.

      Стресс у дошкольника

      После трех лет дети учатся адаптироваться в обществе. Это время приучения ребенка детскому саду, воспитателям. Новая среда может вызвать сильную стрессовую реакцию у ребенка. Если любимое чадо все это время было окружено только близкими людьми, то социализация вызывает страх.

      Помимо адаптации в детском саду, факторами стресса у ребенка могут быть следующие причины:

    6. резкое изменение условий жизни, например, в результате переезда, пожара, смерти члена семьи;
    7. семейные причины: ссоры, неправильное воспитание;
    8. конкуренция в детском саду, во дворе, между братом или сестрой;
    9. регулярный просмотр телевизионных передач, раннее приучение к компьютерным играм;
    10. конфликт с воспитателем в детском саду;
    11. появление страхов в результате испуга, например, боязнь уколов, собак, воды, грозы и т.п.
    12. Симптомы болезненных переживаний выражаются в агрессивном поведении, раздражительности, замкнутости в детском саду, нервных (навязчивых) движениях, заикании. В некоторых случаях отмечается желание ребенка быть маленьким, то есть он просит соску, требует качать его на ручках, в коляске.

      Если устранить травмирующий источник, то можно помочь дошкольнику справиться с болезненными переживаниями. Но узнать причины стрессовых переживаний иногда сложно. Дошкольник не может выразить словами свои чувства. Помогает наблюдение, игры, рисование. Малыш выражает свои страхи во время игр, например, разговаривая с любимой куклой или мишкой.

      Психологи рекомендуют как можно чаще обнимать ребенка, существуют даже определенная норма – от четырех раз в день. Полезны ролевые игры с родителями, чтение книг пред сном, проведение совместного досуга с взрослыми, например, катание на роликах или велосипеде. Нельзя заменять общение с сыном или дочкой просмотром телевизора, если чадо все время сидит перед экраном, то проблема социализации усугубляется. Иногда простое ласковое общение с крохой снимает внутреннюю напряженность.

      Если проблему не удается решить, то стоит обратиться за помощью к психологу. Полезны совместные занятия с детьми в психологической группе. Для ребенка нужно создать комфортную атмосферу для развития.

      Стресс в младшем школьном возрасте

      В этом возрасте расширяются границы общения, наступает новый этап – школьный возраст. Если в детском саду дошкольник испытывал стресс от разлучения с родителями, то школьная адаптация намного шире. Травмирующими обстоятельствами могут стать отношения с учителем, одноклассниками, школьная нагрузка.

    13. семейные неурядицы, развод;
    14. переезд, катастрофа, смерть близкого человека;
    15. пережитый испуг.
    16. Как проявляется детский стресс в этом периоде? Школьник может отказываться посещать школу, нарушается сон, отсутствует аппетит, происходят необъяснимые вспышки гнева, настроение подавленное. Травмирующее переживание может заявлять о себе в виде болезней. Страдает желудок, бывает необъяснимая рвота, возможны кожные заболевания, тики, заикание.

      Помощь при стрессе ребенка школьного возраста должна быть комплексной. Обычно семейные скандалы сказываются на школьном поведении и успеваемости, поэтому нужно исключить все возможные причины. С детьми этого возраста нужно разговаривать, проявлять искренне участие, наблюдать за эмоциональными и проявлениями. Нельзя давить на школьника, он может не справиться с грузом требований.

      Психическое напряжение сильно сказывается на здоровье и психике. Для ребенка травмирующие переживания оказываются непосильной ношей. В большинстве случаев негативные эмоции сказываются на личности, деформация может проявиться в агрессивности, пассивном поведении, замкнутости. Психологи рекомендуют помогать детям, создавая им спокойную семейную атмосферу.

      ostresse.ru

      Что такое детский стресс и как с ним бороться

      Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

      Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая.

      Что такое детский стресс?

      Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

      Как понять, что ребенок испытывает стресс?

      Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

      Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

      Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение. Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись. Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

      Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

      В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами. Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

      Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

      Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

      Причины детского стресса

      Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

      Обратите внимание на то, что мы расположили причины, предложенные нашим экспертом, по степени важности для ребенка. Если вы постоянно ругаетесь с мужем (даже если не в присутствии ребенка), не нужно думать, что малыш стал молчаливым и потухшим из-за боязни врачей или частого просмотра телевизора:

      • семейные — рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
      • катастрофы, беды, несчастья — смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
      • социальные — страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
      • страхи — внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
      • телевизор, компьютер — повышенная эмоциональная нагрузка;
      • медицинские — травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
      • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..
      • Кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

        Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

        Вреден ли детский стресс?

        Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

        Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

        То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

        Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

        Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

        Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

        Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

        1. Оставление ребенка один на один со стрессом

        Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае — депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

        Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

        Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.

        3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

        При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

        Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

        Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

        1. Разделите переживания малыша

        Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

        2. Определите, почему малыш переживает

        Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

        3. Объясните малышу честно, что происходит

        Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

        Объяснить непонятное можно, например, так:

      • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
      • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты — новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
      • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».
      • На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

        4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

        Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

        При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

        Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

        Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

        Наш эксперт для избавления от негативных эмоций предлагает завести дома мешочек для крика, устроить битву подушками или пускать мыльные пузыри. А может, включить любимую музыку и танцевать всей семьей? Это будет полезно и взрослым, и малышам.

        www.passion.ru

        Стресс у детей — как помочь ребенку? Средства и лекарства от стресса для детей

        Как проявляется стресс у детей

        Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

        В чем кроются причины детского стресса

        Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

        У новорожденных и детей до 2 лет

        У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

        У детей от 2 до 5 лет

        Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

        У детей младшего школьного возраста

        У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

        Как помочь ребенку справиться со стрессом

        Давайте выход эмоциям

        Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

        Решайте проблему вместе

        Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

        Компенсируйте эмоциональные нагрузки

        Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

        Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

        Прививайте ребенку уверенность в себе

        Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

        Помогайте ребенку расслабиться

        Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

        В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

        Многочисленные положительные рекомендации и отзывы получил препарат «Тенотен детский». Специалисты отмечают следующие преимущества «Тенотена детского»:

      • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
      • не выявлено побочных действий препарата.
      • Тенотен Детский – спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

        Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

        Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

        Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

        Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

        Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

        Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

        Приступы мигрени у детей

        Приступы мигрени у детей

        Примерно 10% людей страдает от мигрени

        Ребенок не хочет гулять

        Ребенок не хочет гулять

        Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

        www.tenoten-deti.ru

        Как снять стресс у ребенка

        Стресс – это результат негативных эмоций и впечатлений, которым подвержены не только взрослые, но, к сожалению, и наши дети.

        Детки не способны справиться с последствиями стрессовых ситуаций, трудно даже понять причину их появления.

        Стресс у детей может накапливаться на протяжении длительного времени и привести к различным последствиям – начиная от неврозов и заканчивая отставанием в развитии.

        Уберечь ребенка от подобных ситуаций невозможно, однако в ваших силах научить бороться малыша со стрессом.

        Симптомы, проявления стрессовых ситуаций

      • Ребенок часто скован, пророй расслабиться довольно трудно
      • Раздражителен
      • Трудоспособность снижена на порядок
      • Постоянная усталость и сонливость
      • Частые головные боли, дискомфорт в области живота, кишечника
      • Нарушения сна
      • Вялость, частый плач
      • Повышенный интерес к пище (попытка поглощать стресс в пищи)
      • Набор веса, как следствие повышенного аппетита
      • Замкнутость в себе, избегание общение со сверстниками
      • Нарушено внимание, трудно сконцентрироваться на работе (учебе)

      Данная ситуация не является болезней и легко переносится при правильных действиях со стороны родителей.

      Важно вовремя понять, что стресс у малыша это не его детские капризы и баловство, все дети разные и кого-то может вывести из равновесия простое замечание учителя или моральная обстановка в коллективе.

      Встречаются так называемые « непробиваемые » дети, однако это большая редкость, и такие дети просто более скрыты и замкнуты в себе, им удобнее прятать весь негатив, глубоко внутри не выплескивая наружу.

      Причины появление стресса

      Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

      Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.

    17. Дошкольный возраст до 4 лет .

      Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).

    18. 4-7 лет .

      В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников.

      Частые ссоры между родителями.

    19. Причины стресса в подростковом возрасте

      С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

      Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

      Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

      В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

    20. Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей. Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
    21. Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
    22. Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
    23. Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
    24. Потеря близкого человека, или любимого животного
    25. Способы преодоления стрессовых ситуаций

    26. Первым правильным способом помочь справиться со стрессом является общение. Ни в коем случае не оставляйте его наедине с собой и возникшими проблемами. Если увидели, или заметили какие-либо трудности, обязательно поговорите с ним, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.
    27. Не бойтесь прибегнуть к помощи специалистов (педагогов, психологов), которые окажут помощь в решении проблемы и помогут быстрее преодолеть стрессовую ситуацию.
    28. Важно помочь ребенку освободиться от захлестывающих его эмоций, которые могут послужить причиной появления симптомов, указывающих на стресс.
    29. Замена эмоциональных нагрузок на физические, которые помогут отвлечься от психологических проблем. Во время занятие спортом, организм вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны счастья.
    30. Не обязательно ребенку ходить в спортивную секцию, достаточно, что бы всегда под рукой были ролики или велосипед, можно посещать уроки йоги или плавания. Благодаря спорту или физкультуре, выработается индивидуальный режим дня.

      Правильно созданный режим дня, не приводит к хаосу в мыслях и эмоциях, которые в свою очередь приводят к развитию стресса.

      Советы по преодолению стрессовых ситуаций

      Не оттягивайте лечение , пытаясь самостоятельно разобраться в причинах и проблемах, откладывая визит к педиатру или психологу. Такие родители сильно рискуют здоровьем своего чада, ведь стресс приводит к появлению соматические расстройства в организме ребенка.

      Чем раньше начнете лечение, тем легче победить негативное состояние и его последствия.

      Обязательно во всем помогайте ребенку – внушайте уверенность, убеждая, что все трудности закончились и с ними легко справится.

      Объясните, что жизнь состоит из плохих и хороших ситуаций, которые чередуются, заменяя ода другой.

      Постарайтесь убедить, что вместе вам под силу, решение любых задач и неприятностей.

      Найдите эффективные и действенные способы для расслабления, ведь вопрос не стоит, как снять стресс у ребенка, а как не привести к повторной ситуации.

      Прекрасным способом для расслабления является отдых на природе, общение со сверстниками и друзьями, просмотр любимого мультика или фильма, поход в бассейн или массаж.

      Активный образ жизни не даст вам времени думать подобных негативных ситуациях. Вы не сможете сделать из жизни ребенка сплошной праздник, но научить радостные моменты и радоваться мелочам, несущим положительный эффект, вполне возможно.

      Подведем итоги, что могут сделать родители, если ситуация не сложная и не требует вмешательства специалистов (психологов):

    31. Убедите ребенка не пытаться заниматься одновременно несколькими делами.

      Одновременно занятия в школе искусств, спортивной секции и художественном кружке, могут привести к переутомлению организма, чувства «опустошения». Подростки не способны правильно и рационально распределять свое время и справляться с возникшими нагрузками.

    32. В дошкольном и младшем школьном возрасте, они нуждаются в ласке и внимании, но стремятся к независимости.

      В стрессовый период каждый человек нуждается в понимании и поддержке больше обычного. Поцелуи, объятия, поглаживания – неотъемлемая часть душевного равновесия.

    33. Учите малыша говорить «нет», отстаивать свои права, контролировать эмоции.
    34. Развивайте у него чувство юмора, ведь юмор – это прекрасный способ снять стресс у ребенка и разрядить обстановку.
    35. Хвалите малыша за успехи.
    36. Дайте понять и почувствовать свое доверие к нему – начните с безопасных сфер, где ребенок не навредит себе.
    37. Что значит, данная терминология? Как определить уровень самооценки. Признаки завышенной и заниженной самооценки. Методы повышения и правила для родителей.

    38. Детские страхи — это серьезная проблема

      Разновидности детских страхов, причины появления в школьном и дошкольном возрасте. Методы борьбы с подобными ситуациями, что должны знать дети?

    39. Ребенок часто не может уснуть

      Причины нарушение сна – детская психика. Частые пробуждения в сне сопровождающие плачем. А может все дело в другом?

    40. Адаптация к детскому саду

      Адаптация ребенка к детскому саду отдельно для каждого пола. Отличия мальчиков и девочек. Агрессивное поведение и отказ, сколь длится сложный период. Ищем правильные подходи к детям вмести.

    41. Воспитание ребенка в неполной семье

      Как воспитать ребенка в неполной семье. Что важнее, ребенок без папы или без мамы. Правильные подходи, при отсутствии одного из родителей. Частые ошибки при воспитании мальчика и девочки. Мнение врачей и психологов.

      baby-i-mama.ru

      Как лечить стресс у ребенка

      Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

      Симптомы появления стресса у детей

      Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

    42. Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
    43. Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

      Причины возникновения стресса у ребенка

      Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

      1. Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
      2. Последствия стресса у детей

        Негативные последствия

        Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

      3. Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
        • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
        • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
        • Позитивные последствия

          Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

          Методы лечения стресса у ребенка

          Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

          Как избежать возникновения стресса у детей

          Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

        • Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

      Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

      Стресс у ребенка — явление распространенное и практически неизбежное. Во всяком случае, в кратковременной форме. Определить его очень непросто, так как существует множество симптомов, сходных с другими расстройствами организма. Ставить окончательный диагноз должен специалист путем проведения нескольких собеседований и психологических тестов. Лечение проводится комплексно, с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств. Но не стоит доводить до радикальных методов воздействия. Лучше заниматься профилактикой и подготовкой детского организма к стрессовым ситуациям заранее.

      tutknow.ru