Психические расстройства и их лечение

Психические расстройства.

В настоящее время особо широко в медицинской практике стали встречаться всевозможные психические расстройства. Как следствие высокой информатизации общества, а так же высокой психологической и эмоциональной загруженности людей, происходит учащение случаев психических заболеваний. При этом, если раньше большинство данных заболеваний были свойственны лицам пожилого возраста, то в настоящее время этим психическим патологиям подвержено молодое поколение.

Все психические расстройства можно разделить на: депрессии, расстройства личности, эпилептические припадки, шизофрению и невротические психические расстройства.

Виды нарушений различаются в зависимости от этиологических факторов, проявлений и возрастных особенностей. Так среди депрессий выделяют депрессии пожилого возраста и депрессии детского возраста. В отдельную группу входит депрессия послеродового периода. Расстройства личности подразделяют на: диссоциальные, истерические, невротические, параноидные, шизоидные и эмоционально-неустойчивые. Отдельно от всех остальных психических заболеваний стоят такие психические расстройства, как шизофрения, нервная анорексия и эпилепсия.

Так или иначе, все психические расстройства причины развития имеют свои собственные. Большинство врачей склонно думать о психогенном характере. В результате этого, конкретные причины, повлекшие развитие того или иного психического расстройства, чаще всего остаются невыясненными.

Что же касается непсихогенных факторов, то одним из них может быть инфекционное заболевание типа энцефалита или менингита (которое нарушает нормальное функционирование мозга). Одним из достоверно установленных этиологических факторов, которые вызывают психические расстройства, является воздействие на организм специфических химических веществ (которые могут входить в состав компонентов пищи, лекарственных препаратов, а также промышленных и бытовых ядов).

Возможно развитие психических нарушением под воздействием нарушения функционирования других органов и систем. Такими этиологическими агентами могут быть: истощение, недостаток витаминов, а также нарушения в эндокринной системе.

Одной из причин формирования психических отклонений является травма головного мозга. Кроме того, возможно развитие данного перечня заболеваний и в результате патологических процессов происходящих в головном мозге (онкологические заболевания головного мозга, его инсульты и инфаркты).

Наиболее часто в последнее время психические заболевания развиваются в результате интоксикаций (алкогольной и наркотической).

Кроме всего выше перечисленного, для некоторых патологий, например, шизофрении и прочих, свойственен наследственный характер. Вероятность развития психических расстройств в несколько раз выше в случаях наличия подобного рода заболеваний у родственников.

Что касается проявлений психических расстройств, то их существует огромное множество, начиная от галлюцинаций и бреда, и заканчивая расстройствами памяти и сознания.

Лечение психических расстройств, как правило, длительное и многокомпонентное. При этом эффективность проводимого лечения не всегда высокая.

К мерам профилактики психических расстройств относят своевременную профилактику и лечение инфекционных заболеваний и органических патологий головного мозга, устранение контакта с психотропными ядами и другими химическими соединениями. Кроме того, в тяжёлых жизненных ситуациях рекомендовано посещение психологов и психотерапевтов, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации и избежать развития депрессий.

fb.ru

Психические расстройства, ч.2

По первой части «Психические расстройства, ч.1» вы уже знакомы с различными психическими расстройствами и их клиническими проявлениями. Здесь же постараемся дать вам общие представления об их лечении, в том числе и о самокоррекции психики.

Лечение психических расстройств

Для лечения невротических расстройств используют седативные лекарства, обладающие успокаивающим эффектом. К ним относят транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы, некоторые соединения брома, область воздействия которых – эмоциональное состояние человека и коррекция психических расстройств. Транквилизаторы, как правило, применяют при неврастении; для лечения невроза навязчивых состояний используют комбинацию антидепрессантов, транквилизаторов и нейролептиков. Нейролептики также применяют и при терапии такого психического расстройства как истерический невроз. Для лечения депрессии, естественно, используют антидепрессанты. При приеме последних следует помнить, что побочным действием антидепрессантов является понижение скорости реакции, поэтому, принимая данные препараты, необходимо отказаться от вождения и выполнения работы, требующей высокой концентрации внимания.

Природные лекарственные средства – травы всем известной валерианы, пустырника также обладают успокаивающим действием и помогают стабилизировать перепады настроения, сон. Среди других органических веществ можно назвать корвалол или валокордин.

С точки зрения психотерапии в качестве успокоительных способов может быть использована коррекционная психотерапия в сочетании с приемом тех лекарств, которых назначил лечащий врач. Сама психотерапия проводится обязательно квалифицированным врачом в данной области, психиатром, причем методика проведения сеансов обсуждается с учетом требуемых коррекции нарушений, сами же сеансы психотерапии могут быть как индивидуальными, групповыми, так и семейными. Хотя каждый тип проведения преследует свои цели и задачи, решает определенный круг проблем нервных расстройств, наиболее общими целями являются ликвидация начальных предпосылок, приведших человека к заболеванию либо изменение своего отношения к болезни. Широко используется аутогенная тренировка, внушение, гипноз, реже применяется нейролингвистическое программирование.

Самокоррекция психического состояния

Ниже МирСоветов приведет те основные принципы самокоррекции, благодаря которым ваша жизнь, наполненная чрезмерной тревогой, изменится в обратную сторону так, что вы станете более спокойными, научитесь находить радость в каждом дне, независимо от сложных моментов вашего бытия. Итак:

Не цепляйтесь за прошлое со всеми его провалами, неудачами – оно уже позади и вы не в силах изменить произошедшее. Груз прошлых ошибок должен быть учтен и забыт, чтобы не терзать сегодня бедные нервы. Забудьте также о будущих тревогах – они тоже не в вашей власти. Как только вы отбросите переживания прошлого и будущего, сможете испытать значительное облегчение, поскольку мысли о настоящем приносят гораздо меньше беспокойства и служат стимулом сделать только те дела, которые требует текущее время. Как только вы разгрузите багаж ваших мучений, сами почувствуете, как проще стало относиться к жизни.

МирСоветов пояснит это на конкретном примере. В семье случилось два несчастья подряд – погибло двое детей сын и дочка, промежуток между смертями составил год, оставался еще третий малыш. Отец был в глубоком нервном потрясении, и его ничто не могло вывести из такого состояния. Однажды малыш подошел к нему и попросил: «Папа, сделай мне лодку!». Постройка лодки заняла несколько дней, и он с удивлением обнаружил, что острота горя потихоньку стала ослабевать. Вслед за лодкой был построен еще один кораблик, несколько солдатиков. Незаметно для себя отец обнаружил, что весело смеется вместе с младшим сыном, возясь с игрушками.

Так интенсивное включение в деятельность помогло отцу безболезненно выйти из опасного состояния, избежать угрозы нервного истощения.

Не растрачивайте свои чувства и эмоции на незначительные досадные неудобства или проблемы. Например, вместо того, чтобы кипятиться по поводу того, что ваш муж опять не выключил свет в прихожей, выключите его сами, молча, без претензий.

По закону больших чисел, вероятность там оказаться, как правило, довольно низка. Эта мысль придаст вам мужества и надежды попасть в больший процент с благополучным исходом. Если же будете расстраиваться, вплоть до паники, очень возможно, что сгоряча наделаете еще кучу непоправимых поступков, что автоматически повысит вероятность трагичной развязки драмы.

Если вы не в силах изменить обстоятельства, хотя сделали все, что зависело от вас, признайтесь в ее неизбежности. Такое признание и соответствующая моральная подготовка даст вам определенные шансы спокойно обдумать свое нынешнее положение и найти наилучший вариант выхода из неприятной ситуации. Помните, что в самообладании уже заключается путь к свободе.

Один человек говорил: «Я все перенесу, кроме потери зрения». Время шло, ему исполнилось семьдесят, как вдруг он заметил, что уже не может различить предметы. Скоро зрение покинуло его, но он не потерял силу духа. Перенеся множество операций, он научился радоваться малейшим успехам, каждому слабому лучику, которое могли воспринять его глаза. Он стал незаменимым другом для тех, кто находился в аналогичной ситуации. Помогая другим преодолеть испытание судьбы, морально он стал сильнее. В нем нуждались, а сознание своей полезности здорово помогало переносить свой недостаток. Если бы он дал недугу победить себя, он давно бы в придачу заполучил психическое расстройство.

Давно замечено, что наше внешнее состояние взаимосвязано с внутренними переживаниями, тревогами, страхами или же радостью. Наше лицо – индикатор сердечных мыслей, а глаза, казалось бы, говорят помимо нашей воли о чувствах. Если вы обеспокоены, у вас растет внутреннее напряжение, которое сковывает движения тела, мимику и выражение лица становится каменным, тревожным. Чтобы снять его, станьте перед зеркалом, в каком бы вы не были состоянии, мысленно и физически расслабьте все напряженные мышцы лица и тела, спокойно поведите руками из стороны в сторону, плечевым корпусом наклонитесь вперед и разогнитесь в свободной позе. Выставляем грудь вперед, плечи назад, живот убираем – и… улыбаемся своему отражению, вложив в улыбку максимум своего очарования и непринужденности! Ну и как, легче стало? Теперь подумайте обо всем, что у вас есть хорошее. Если не находите ничего позитивного в себе – придумайте! Оно обязательно появится. Вы ощутили легкий подъем – теперь удерживайте в своей голове радостные мысли и ведите себя соответственно им.

Данная концентрация на положительных качествах или успешных делах помогает вытеснить депрессивные размышления, и всегда будет держать вас в тонусе.

Этим вы себе только сделаете хуже. Этот принцип вытекает из предыдущего, т.е. мрачные мысли, лелеющие возможность насолить сопернику, оскорбить и унизить его, как ни странно вредят не ему, а именно вам. Если добрые и положительные мысли возвышают человека над гнетом житейских неурядиц, заражают энергией, то психические расстройства в не зависимости от причины их возникновения больно ударяют и по внутренним системам органов, вызывая сбои в их отлаженном механизме регуляции. Вы можете почувствовать досадную зависть, разъедающую вас изнутри, испытать непреодолимую злобу, заставляющую вашу сердечно-сосудистую систему работать вхолостую, на износ. На вашем лице будет отталкивающая маска, изменить которую очень сложно, а если даже и удастся – окружающие мигом почувствуют неискренность.

Концентрация на своих удачах позволяет увеличить уровень своей значимости, уверенности в своих возможностях, помогает стремиться дальше, осваивать новые горизонты. Напротив, учет неприятностей парализует волю и желание победы над житейскими обстоятельствами, что приводит к пассивности и неврозам.

Не копируйте другого человека, каким бы он не был. Как много из нас сердятся на себя: кому нос свой не нравится, кому фигура, а кого-то огорчает невзрачная внешность – у каждого человека найдется свой комплекс, который отравляет жизнь. Кто-то изнуряет себя диетами со всего света, кто-то замкнулся в себе, а кто-то мечтает походить на знаменитую звезду кино или лидера рок–музыки. Кумиров не счесть, однако почему-то при достижении идеального образа не наступает полное удовлетворение. МирСоветов предупреждает, что, пытаясь вжиться в этот образ, копируя чужие мысли и поступки, вы будете чувствовать только внутреннюю пустоту, ведь это не свойственная вам другая жизнь.

Поэтому, чтобы находиться в гармонии с собой, а, следовательно, избежать двусмысленных ситуаций и напрасных нервов, не подражайте ужимкам других людей, как это делают братья наши меньшие – обезьяны. Вы родились для того, чтобы прожить свою жизнь и совершить только ваши индивидуальные дела.

Прежде чем волноваться и раскисать от критичного высказывания, спокойно проанализируйте, чем оно вызвано. Если вы в пылу эмоций и гнева не в состоянии трезво вести себя в данной ситуации, лучше помолчите лишние несколько минут – это даст вам время собраться с мыслями и немного остыть.

mirsovetov.ru

Психические расстройства

Психические расстройства – это общее понятие, которое включает в себя не только психические заболевания, но и состояния психики, отличные от нормальных. Не каждое психическое расстройство является медицинской проблемой, так как не всегда его причины кроются в наличии органической патологии. Согласно статистике, каждый четвёртый человек на земле имеет (или испытывал когда-либо в жизни) то или иное расстройство поведения или психики.

Причины возникновения

На сегодняшний день причины некоторых психических патологий достоверно не известны. Однако в зависимости от типа расстройства, существуют определённые факторы, способствующие их развитию. Так, выделяют биологические, психологические факторы и факторы среды.

Некоторые психические заболевания могут иметь генетическое происхождение, то есть передаваться по наследству. Таким образом, это является первой биологической причиной. Также существует множество патологий и заболеваний, ведущих к повреждению определённых участков головного мозга, что может спровоцировать поведенческие и психические изменения.

Факторы окружающей среды в большой степени влияют на психическое здоровье человека. Так, статистически было установлено, что душевные болезни и расстройства чаще встречаются среди малообеспеченного населения. Кроме того, бесконечно возрастающий уровень стресса в обществе, безусловно, часто является причиной возникновения многих психических расстройств.

Психологическим фактором называют комбинацию неблагоприятной наследственности (биологического фактора) и реакции на экзогенные раздражители (факторы окружающей среды).

Симптомы психических расстройств разнятся в зависимости от типа расстройства, согласно классификации. Однако можно выделить перечень характерных для нарушения психики признаков. Основными симптомами являются нарушения мышления, поведения и настроения. Люди с психическими расстройствами часто могут не адекватно оценивать ситуацию и своё положение в ней, испытывать эмоции несоразмерные произошедшей ситуации, то есть слишком сильно расстраиваться или радоваться чему-либо, а иногда — вообще не проявлять никаких чувств. У таких людей могут нарушаться причинно-следственные и логические связи, внезапно возникать резкие и категорические суждения о чем-либо или о ком-либо (даже о самом себе). Также при многих видах психических расстройств у пациентов наблюдается нарушение в привычных формах поведения, иногда, выходящие за рамки общественной морали. Человек может спонтанно демонстрировать чрезмерную агрессивность или наоборот — апатичность.

Также существует много симптомов, характерных для определённых видов психических расстройств, включая галлюцинации, навязчивые идеи, нарушения сна, потерю памяти, депрессию и т.д.

Психическое расстройство может быть диагностировано на основании возникновения определённых поведенческих расстройств и наличия (или отсутствия) определённых соматических заболеваний. Диагноз может быть выставлен врачом-психиатром.

Согласно МКБ-10 психические расстройства подразделяют на следующие группы:

  • органические, симптоматические расстройства — расстройства, спровоцированные явными нарушениями или травмами головного мозга;
  • психические расстройства, вызванные применением психоактивных веществ — как следует из названия, к этой категории относятся психические дисфункции, спровоцированные употреблением психоактивных веществ, включая наркотики, алкоголь и лекарственные препараты;
  • шизотипические расстройства — категория бредовых расстройств психики, включающая шизофрению и многие острые психические расстройства;
  • аффективные расстройства — расстройства настроения и поведения;
  • невротические — расстройства, связанные с физическими факторами и факторами окружающей среды;
  • поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями;
  • возрастные расстройства поведения и личности;
  • умственная отсталость;
  • нарушение психологического развития;
  • эмоциональные и поведенческие расстройства, начавшиеся в детском возрасте;
  • неуточнённые расстройства.

При обнаружении у себя или близких каких-либо симптомов психического расстройства (изменения в поведении, мышлении или эмоциональных реакциях) рекомендуется обратиться к психиатру для обследования.

Лечение психических расстройств зависит от их типа. Применяется как медикаментозное, так и психотерапевтическое лечение. При тяжёлых психических расстройствах может понадобиться госпитализация в психиатрическую клинику. Лечение лёгких расстройств может проходить амбулаторно и путём посещения сеансов психотерапии.

Следует помнить, что многие психические расстройства без надлежащей терапии имеют свойство прогрессировать и несут потенциальную опасность как для самого пациента, так и для окружающих.

В качестве профилактики психических расстройств рекомендуется не поддаваться стрессу, отводить достаточно времени для отдыха и вести активную социальную жизнь.

www.likar.info

Лечение психических расстройств в Москве. Виды психических расстройств их симптомы и лечение.

Все психические заболевания делятся на такие типы:

  • Болезни, возникающие вследствие внешнего влияния на организм человека.
  • Болезни, порождающиеся внутренними факторами.
  • Болезни, передающиеся по наследству.
  • То есть, причинами психических заболеваний может быть как бешеный темп современной жизни, проблемы разного характера, эмоциональные потрясения, так и физическое состояние и передающиеся из рода в род гены. В группе риска находятся и те люди, которые каждый день сталкиваются лицом к лицу со стрессовыми ситуациями. Необходимо высококвалифицированное лечение психических расстройств.

    Как распознать психическое заболевание

    О наличии расстройства психики свидетельствуют следующие симптомы:

  • нарушение восприятия – тяжело осмысливается текущая ситуация, нарушаются убеждения;
  • плохое физическое состояние, боли;
  • расстройство чувствительного восприятия – наличие в воображение предметов и звуков, несуществующих на самом деле;
  • эмоциональное возбуждение – ощущение тревоги, страха, излишняя веселость или грусть;
  • нарушения обычного поведения и выполнения разных функций, странности.
  • Понять, что у человека психическое расстройство, можно по таким признакам:

    В случае наличия вышеперечисленных проявлений следует обратиться к специалистам, так как эти признаки свидетельствуют о наличии психических заболеваний.

    Специалисты нашего Центра психоэндокринологии смогут точно поставить диагноз, определить болезнь и выработать тактику лечения. Профессионалы своего дела — врачи высокой квалификации, примут все меры, чтобы пациент почувствовал себя лучше и даже смогут добиться его полного выздоровления. К каждому больному применяется индивидуальный подход и терапия, способная дать положительный эффект.

    Психические заболевания

    Существует такие основные виды подобных заболеваний:

    1. Короткие нарушения психики, возникающие вследствие стресса.
    2. Шизофрения, при которой меняется поведение людей, у них возникают мании и галлюцинации.
    3. Шизоаффективные нарушения характеризуются аналогичными шизофрении симптомами, но сопровождаемыми депрессией, биполярными нарушениями и т.п.
    4. Болезни, вызванные реакцией организма на алкоголь и наркотики. Они сопровождаются бредом, галлюцинациями, бессвязностью речи, маниями.
    5. Бредовые нарушения, в том числе мания преследования и др.
    6. Вызванные влияющими на мозг болезнями (опухоли, травмы) психические заболевания.
    7. Главная задача – добиться положительного результата и безопасность

      Для лечения пациентов, страдающих психологическими заболеваниями разного рода, высококвалифицированные врачи нашего Центра используют различные методики, терапию и обширные профессиональные знания. Для каждого пациента вырабатывается особый курс лечения и вид терапии: индивидуальный, семейный или групповой. Доктора работают не только с самими пациентами, но и с их близкими, стремясь научить последних правильно строить отношения с больными родственниками. Это позволяет избежать обострений болезни.

      Терапевтическая тактика обязательно клинически обосновывается. Для этого сначала точно устанавливается диагноз, определяется психопатологическая симптоматика и физическое состояние больного, особенности его личности.

      Специалисты нашего Центра предпочитают использовать для лечения психотерапию, а также гомеопатию, лазерную терапию, гипноз, светолечение, иглотерапию.

      Однако тактика лечения зависит от стадии болезни, ее развития и изменения состояния пациента. Поэтому если психиатрическое заболевание протекает тяжело, то наряду с психотерапией специалистам приходится использовать и медикаменты. Лекарственные препараты создают почву, которая позволяет использовать психиатрические методы лечения, подавляя патологическую активность.

      Как правило, в Центре практикуют лекарственную монотерапию, то есть, препарат назначается только один, максимум – два. Его концентрация в крови тщательно контролируется с помощью лабораторных тестов, а дозировка постоянно корректируется. Так соблюдается безопасность лечения.

      arbat25.ru

      Психические расстройства

      Дисморфофобия – боязнь собственной внешности

      Дисморфофобия представляет собой расстройство психики, для которого характерны проявления в виде особой, чрезмерной обеспокоенности какими-либо незначительными .

      Дистимия: причины, симптомы и лечение

      Дистимия – патологическое состояние, представляющее собой расстройство психики, сопровождающееся грустным настроением, пессимистическим взглядом на личную жизнь .

      Болезни зависимого поведения и виды психической зависимости

      Диагноз «синдром психической зависимости» ставится, если в течение достаточно длительного срока у человека наблюдается непреодолимая потребность произвести действия .

      Психическое расстройство личности: виды и симптомы

      Расстройства характера (личности) – это отдельный вид расстройств, рассматриваемый в клинической психиатрии как поведенческое отклонение от общепринятых норм. Первые .

      Реактивные психозы: симптомы и причины

      В современной психиатрии выделяется три группы реактивных психозов, различающиеся длительностью течения и симптоматикой проявления. Если причина возникновения таких .

      Психические расстройства: признаки, виды и стадии

      Симптоматические психические расстройства протекают на фоне соматических (телесных) болезней. Все подобные расстройства или психозы, сопровождающиеся галлюцинациями .

      Слабоумие (деменция): виды, симптомы и причины, уход за больными

      Как и умственная отсталость, слабоумие (деменция) является расстройством интеллектуальных и психических способностей. Главное отличие от олигофрении – приобретенный .

      Умственная отсталость: степени, причины, лечение

      В отличие от слабоумия (деменции) умственная отсталость проявляется как общее психическое недоразвитие, обусловленное врожденным, а не приобретенным дефектом, хотя .

      Маниакально-депрессивный психоз: симптомы, течение и лечение

      Свое название заболевание маниакально депрессивный психоз получило из-за совокупности форм психических расстройств личности: маниакальная фаза сменяется депрессивной .

      Психическое заболевание шизофрения: признаки, симптомы и лечение

      Впервые термин «психическое заболевание шизофрения» в 1908 году использовал психиатр Эйген Блейлер (Швейцария). До этого шизофрения рассматривалась как одна из разновидностей .

      Симптомы психических болезней: как распознать заболевание

      Согласно презумпции психического здоровья человек не обязан доказывать, что он не болен. В особенности, если симптомы психической болезни у него выражены не ярко, проявляются .

      Психические расстройства: классификация и причины

      Психическое здоровье человека – настолько тонкое и достаточно «размытое» понятие, что ни один психиатр не вправе единоличным решением поставить четкий, однозначный .

      Истерический невроз: причины и симптомы проявления

      Об истерических проявлениях можно говорить, если человек подвержен постоянной внушаемости, настроение его неустойчиво, суждения поверхностны. Индивидуумам истерического .

      Неврозы навязчивых состояний: виды и причины фобий

      О том, что человек страдает одним из видов навязчивых состояний (или сразу несколькими), можно судить по следующим признакам: больного преследуют навязчивые мысли и .

      Симптомы дистресса и как избавиться от хронического стресса

      Первым ответ на вопрос «что это такое – дистресс» дал ответ американский психофизиолог, доктор медицинских наук Уолтнер Кэннон. В дословном переводе с английского .

      Признаки и лечение игромании

      Болезнь игромания не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Конечно, признаки игромании поначалу не так ярко выражены, да и агрессии одержимые играми .

      Признаки и лечение депрессий

      Депрессия – это не просто плохое настроение, сопровождающееся приступами плаксивости и самобичевания. Запущенные депрессивные состояния могут привести к суицидальным .

      med-pomosh.com

      Психические расстройства — симптомы

      Основными симптомами, характерными для психических расстройств являются повышенная усталость, резкая смена настроения и не вполне адекватная составляющая в эмоциональной реакции на происходящее. Часто у человека, подвергшегося стрессу и обладающего неустойчивым состоянием психики, могут возникать навязчивые идеи, в виде мании преследования или же различных фобий, ранее, не дававших о себе знать. Все это впоследствии выливается в затяжную депрессию, в течение которой, однако, возможны периоды кратковременных бурных эмоциональных всплесков, направленных на разработку каких-либо несбыточных планов на дальнейшую жизнь, имеющих мало отношения к окружающей действительности.

      Симптомы и синдромы психических расстройств

      Если рассматривать отдельно взятые симптомы и синдромы психических расстройств, то, наиболее часто встречающимися, являются астенический синдром и синдром навязчивости. Первый проявляет себя в повышенной раздражительности, сентиментальности и впечатлительности. Подверженный его влиянию человек может расплакаться просто из-за того, что не успел вовремя на автобус, виня себя в неорганизованности и неумении быстро собираться по утрам.

      Синдром навязчивости выражается в маниакальном желании повторять какое-либо действие бесконечное количество раз, так как обладателю подобной напасти все время кажется, что он проделывает это недостаточно хорошо или же, если он по какой-то причине вдруг остановится, то непременно произойдет что-то плохое и это для него, своего рода, защитный блок от всех глобальных катастроф в его жизни.

      Психические расстройства у мужчин и женщин — есть ли различия?

      Несмотря на кажущуюся схожесть в проявлениях, различия в генезисе и эпидемиологии психических синдромов у представителей разных полов, все же существуют. Если у женщины большинство симптомов психических расстройств и депрессивных состояний чаще всего связаны с изменением гормонального фона в различные периоды ее жизни (взять, к примеру, послеродовую депрессию), то у мужчин наиболее вероятным фактором перемен в психическом состоянии служат стресс и сложности в социальной адаптации. Кроме того, мужчины в момент обострения синдрома ведут себя гораздо более агрессивно, чем представительницы прекрасного пола. Эта агрессия может проявляться в виде повышенной ревнивости или же абсолютного неприятия любого несогласия с его мнением, что, в свою очередь, часто перерастает в манию величия, которая несет в своей основе глубокий комплекс неполноценности, заложенный, скорее всего, еще в детстве.

      Еще одной причиной появления симптомов психических расстройств у мужчин может служить алкогольная или наркотическая интоксикация, которая напрямую влияет на работу коры головного мозга.

      Психические расстройства личности. Адекватность самовосприятия

      Часто, пережив сильный стресс, связанный с потерей близких, либо же подвергшись насилию, человек с неустойчивой психикой, не зная как скрыться от страшных воспоминаний, которые постоянно его преследуют, может произвести замену в самоидентификации и убедить себя, что той жертвы, которая все это пережила в действительности больше не существует, а вместо нее в теле теперь находится совершенно другая личность, не имеющая никакого отношения к произошедшему. У этого «подселенца» обычно бывает новое имя и на свое старое, бедолага,как правило, даже не откликается. Известны случаи, когда после ухода из жизни кого-либо из близких, пациент полностью ассоциировал себя с ним, представлялся его именем и даже менял внешность, стараясь быть похожим на покойного, пытаясь тем самым отстраниться от самого факта смерти дорогого ему человека и доказать всем и в первую очередь себе самому, что тот еще жив.

      Несомненно, при рассмотрении генезиса симптомов психических расстройств личности, нельзя сбрасывать со счетов и наследственный фактор, который часто является главным пусковым механизмом заболевания. В любом случае, при появлении каких-либо признаков неадекватного поведения (особенно, если оно несет в себе угрозу для окружающих) лучше всего обратиться к специалисту и начать медикаментозное лечение, направленное на снижение агрессии и возвращению к нормальному самовосприятию.

      womanadvice.ru

      Психические заболевания у детей

      Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

      Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

      Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

      Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

      1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
      2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
      3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
      4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
      5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
      6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
      7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
      8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
      9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
      10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
      11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

      Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

      Умственная отсталость

      Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

      Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

    8. нарушается или отсутствует познавательная потребность;
    9. замедляется, сужается восприятие;
    10. возникают трудности с активным вниманием;
    11. ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
    12. бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
    13. слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
    14. отсутствуют устойчивые мотивации;
    15. ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
    16. возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
    17. Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

    18. генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
    19. прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
    20. инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
    21. физическое повреждение тканей мозга во время родов;
    22. заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
    23. факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
    24. Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

      Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

      Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

      Задержка психического развития

      При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

      Психический инфантилизм

      Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

      Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

      Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

      Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

      Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

      Синдром дефицита внимания

      Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

      СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

    25. чрезмерная возбудимость;
    26. неусидчивость;
    27. ребенок легко отвлекается;
    28. не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
    29. не способен следовать инструкциям;
    30. внимание рассеянно;
    31. легко перескакивает с одного дела на другое;
    32. не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
    33. чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
    34. не умеет слушать;
    35. не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.
    36. Почему развивается СДВ?

      Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

    37. ребенок генетически предрасположен к СДВ.
    38. во время родов была мозговая травма;
    39. ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.
    40. Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

      Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

      Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

    41. витаминотерапия и антидепрессанты;
    42. обучение детей самоконтролю по различным методикам;
    43. «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
    44. специальная укрепляющая диета.
    45. Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

      Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

      У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

      Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

      У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.

      Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

      Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

      Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

      Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

    46. скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
    47. развивать моторику с помощью специальных упражнений;
    48. используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
    49. решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
    50. применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.
    51. При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

      Клинические признаки

      У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

    52. грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
    53. в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
    54. появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
    55. наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.
    56. Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

    57. страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
    58. даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
    59. мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
    60. страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
    61. появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.
    62. Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

    63. на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
    64. деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
    65. случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
    66. наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
    67. проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
    68. особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.
    69. Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

      В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

      Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

    70. Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
    71. При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.
    72. Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

      Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

      После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

      Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

      В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

      Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

      Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

      Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

      На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

    73. Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
    74. Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
    75. На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
    76. Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.
    77. Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

      Расстройства пищевого поведения

      Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

      Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

      Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

      Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

      Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

      Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.

      По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

      Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

      В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

      lecheniedetej.ru

Опубликовано в рубрике Дети