Психическое расстройство подростка

Психические заболевания у подростков

Дата создания: 2013/12/16

Автор: Ромначук Павел

Выявление дебютов психических заболеваний у подростков

К числу проблем, имеющих прямое отношение к развитию детей, относится проблема детского стресса. А стресс, как известно, может стать причиной многих психических заболеваний у подростков. Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Кроме этого, психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е. стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями — профессиональными, семейными, межличностными.

Проблема влияния стресса на психическое состояние детей подросткового возраста показалась мне очень актуальной и интересной, потому что причины многих заболеваний взрослых могут быть связаны с пережитыми в детстве стрессами.

Дебюты психических заболеваний у подростков

Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих, психических заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей, которые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «перестал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, речь идет и о явных проявлениях акцентуации характера.

Чтобы понять, нужна ли подростку консультация психиатра ли психолог может обойтись своими силами, в диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у подростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией – это менее благоприятный признак.

Вторым признаком, на который стоит обратить внимание, является наличие/отсутствие так называемого подросткового периода, т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают по нарастающей, начиная с соматовегетативных признаков – расстройства сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они также являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов), является критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей. Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихологии. Поэтому при обследовании психолог дожжен провести патопсихологическую диагностику для выявления специфических расстройств мышления и других психических функций. Их отсутствие является благополучным признаком. Если психолог пришел к выводу, что подростку нужна помощь психиатра, он может и должен помогать ему своими силами. В частности, необходима консультативная работа с семьей, если ее члены не понимают проблем подростка и своим поведением провоцируют рецидивы заболевания. Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты жизни.

Подростки с акцентуациями характера и психопатии

Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка – психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для анной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности — по соответствующему психопатическому типу. Не случайно клиницисты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т.е. психопатическое развитие на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подросткового возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода – психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, поскольку неосторожно употребленное психиатрическое название акцентуации может быть понято превратно и на подростка будет навешано клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

www.medroad.ru

Психические расстройства у подростков: причины, симптомы, консультация подросткового психолога

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка — он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах. Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период. Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки психических расстройств у подростков

Именно в подростковом возрасте начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.
  • Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

    Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.
  • Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

    Обращаться ли к специалисту?

    За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

    На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

    Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

    1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
    2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
    3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.
    4. Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией. Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

      Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное. Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

      Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

      Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи. Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

      Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

      Акцентуация характера и психопатия

      Понять, что происходит с подростком — акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

      Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

      Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная. Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

      Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние — норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

      Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя. Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе.

      В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

      Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту. Симптомами являются следующие изменения:

    5. ранимость, слезы даже на пустом месте;
    6. смена настроения без причины;
    7. самоизоляция, замыкание;
    8. частые приступы агрессии из-за пустяков;
    9. бессонница;
    10. чрезмерный аппетит или его отсутствие;
    11. снижение успеваемости в школе;
    12. постоянная усталость, недомогание.

      Маниакально-депрессивный психоз

      Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте. Главная опасность расстройства — преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

      Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто. Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором — на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии. Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным — крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

      Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

      Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы — сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия.

      Отличие есть, и оно главное — при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

      Проблемы в подростковом возрасте — неотъемлемая часть взросления. Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

      Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

      fb.ru

      Психические расстройства у подростков

      Многие психические расстройства, проявляющиеся у взрослых, появляются в подростковом возрасте. В этом же возрасте могут дать о себе знать врождённые патологии, о которых родители ранеене догадывались. Также играют роль и некоторые отрицательные внешние факторы, например, такие, как употребление матерью в период беременности спиртных напитков и табакокурение, травмы и перенесение инфекционные заболеваний. Некорректно принятые роды могут стать причиной органического повреждения головного мозга новорождённого.

      Возникновение психических патологий у подростков может привести к серьёзным последствиям, например, шизофрения, склонность к суициду, аддиктивное расстройство. Очень важно вовремя выявить нарушение психики у подростка для своевременного лечения. Если шизофрения была выявлена в подростковом возрасте, это может улучшить состояние больного во взрослом возрасте. Первые признаки шизофрении могут быть восприняты как проявление специфики возраста. Однако, если на протяжении долгого времени не происходит никаких положительных изменений, то стоит на ребёнка обратить внимание. Первым признаком шизофрении является резкое ухудшение успеваемости в школе и снижение физической активности. Также возникают расстройства личности, восприятия и межличностных отношений. Подросток начинает необычно воспринимать своё «я».

      Одним из распространённых расстройств у подростков является депрессия. Она может по-разному сказаться на поведении человека. По статистике, именно депрессия является причиной трети самоубийств у подростков.

      Психические расстройства у подростков следует отличать от поведения, связанного с перестройкой гормонального фона. Нормой считается состояние меланхолии, которое нельзя путать с депрессией. Меланхолия часто встречается у молодых людей подросткового возраста. Начало депрессии ознаменовывается жалобами на свои ощущения и душевное состояние. Подросток замыкается в себе, становится неразговорчивым, начинает отчаиваться. Молодой человек становится подверженным приступам агрессии, он чувствует себя подавленным и разочаровывается в самом себе. Если семья является конфликтной, то подросток часто оказывается неподготовленным к душевным переживаниям, характерным для его возраста. В это время мир кажется безнадёжным и серым, наступает отчаяние, ввиду которого могут возникать мысли о самоубийстве, а порой и реальные попытки суицида. На что взрослым следует обратить внимание? Если Вы видите у ребёнка больше половины нижеперечисленных симптомов, то это повод для обращения к врачу. Итак, признаками депрессии являются: беспричинная смена поведения в одинаковых ситуациях, ухудшение успеваемости в школе без видимых причин, частая агрессия или слёзы из-запустяков, замыкание в себе, в собственном мире, самоизоляция, снижение активности жизнедеятельности, бессонница, усталость, бесконтрольное поглощение пищи или же наоборот, пропадание аппетита. Лечение в этом случае является комплексным: приём медикаментов вместе с сеансами психотерапии.

      Подростковый возраст – период перестройки организма, из-за которой могут возникнуть психические проблемы и проявиться в виде физических расстройств, таких как головные боли, расстройство сна, боли в животе. Если подросток жалуется на психосоматические расстройства без причин, то родителям следует обратить внимание и выяснить причины этих жалоб.

      Стрессы, проблемы в школе, дома, в общении со сверстниками нередко проявляются в виде расстройства сна или бессонницы. Другие нарушения могут быть выражены сомнамбулизмом, страхом темноты или видением кошмаров.

      Иногда у подростков могут наблюдаться головные боли по органическим причинам, например, простуда, грипп, менструация и пр. Но если боли такого рода не имеют видимых органических причин, значит, их возникновение связано с психикой. Но в любом случае причину головных болей придётся выяснить и, по возможности, устранить её, так как головная боль мешает нормальной жизни.

      Также среди подростков часты жалобы на боли в животе, которые могут возникнуть вследствие психосексуального развития. Если у подростка появились периодические боли, то следует обратиться к врачу и выяснить их причину.

      Встречаются такие расстройства у подростков как органически эмоционально-астеническое расстройство и эмоционально-неустойчивое расстройство Эмоционально-астеническое расстройство проявляется в постоянной или выраженной несдержанности, утомляемости и дискомфортными физическими ощущениями, частой сменой настроения, и является следствием повреждения головного мозга. Полагают, что подобное отклонение связано с гипертонией или сосудистыми нарушениями головного мозга.

      Эмоционально-неустойчивое расстройство личности проявляется в импульсивных действиях, часто без учёта последствий. Ребёнок действует без планирования и подвержен вспышкам гнева, которые легко спровоцировать. В этом виде расстройства выделяют два типа: импульсивный и пограничный. Импульсивный характеризуется эмоциональной неустойчивостью и отсутствием контроля над импульсивностью. Ответом на осуждение окружающих может быть жестокость и угрожающее поведение. Подросток действует неожиданно, не учитывая последствий. Если действия не стимулируются немедленным вознаграждением, то ребёнок испытывает трудности в дальнейших действиях. Пограничный тип выражен некоторой характеристикой эмоциональной неустойчивости. У подростка имеется тенденция к втягиванию в активные нестабильные взаимоотношения, приводящие к эмоциональным кризисам. Наблюдаются угрозы самоубийства и самоповреждения.

      Расстройства психические у подростков могут выражаться социализированным расстройством поведения, связано с отсутствием следовать социальным нормам, что во взрослом состоянии приводит к действиям криминального характера. Подросток активен в группе друзей, подверженных тем же особенностям. Такой тип поведения характерен вне стен дома и проявляется в актах вандализма, нападения сзади и избиения. Причинами такого расстройства могут являться социальные патологии и нестабильная обстановка в семье.

      www.skalpil.ru

      Какие психические расстройства и заболевания бывают у детей?

      Детский и подростковый периоды являются важными этапами в становлении человека как личности. Психические расстройства у детей часто являются следствием неправильного воспитания, наличия у ребенка специфических черт характера (например, повышенная возбудимость или склонность к депрессии), в некоторых случаях к патологии имеется генетическая предрасположенность. Однако нельзя утверждать точно, что у ребенка, у которого родители имеют то или иное психическое расстройство, обязательно проявятся симптомы заболевания. Для возникновения клинической картины необходим триггер – раздражающий фактор внешней среды. В детском возрасте таким триггером может послужить сильное эмоциональное потрясение (смерть близкого человека). Иногда для дебюта психического расстройства будет достаточно конфликтной ситуации с родителями. Поэтому очень важно выслушивать своего ребенка, так как любые, даже незначительные на Ваш взгляд, психологические проблемы могут проявить себя в дебюте психического заболевания.

      Откуда берется психическое расстройство?

      Познавательная функция присуща каждому человеку в той или иной степени. Младенец инстинктивно понимает интонации и эмоциональную окраску предложений. Дети, в силу своей впечатлительности, способны впитывать как позитивную, так и негативную информацию, всегда открыты для чего-то нового. Не зря в школах проводится тестирование на тему будущей профессии, это позволяет грамотно подступить к вопросу о работе в социуме. Общество формирует из детей людей с определенными привычками и повадками, моральными устоями. Поэтому любое неодобрение или в шутку сказанное слово могут сильно повлиять на психику ребенка.

      Психические заболевания у детей можно поделить на несколько категорий:

      • тревожно-фобические расстройства;
      • шизофрения;
      • диссоциальное расстройство личности;
      • депрессия.
      • Болезнь может проявить себя внезапно на фоне абсолютного психоэмоционального благополучия. В таком случае внимательные родители могут сводить ребенка к психотерапевту и своевременно начать коррекцию его поведения. Но иногда, особенно при вялотекущей шизофрении, расстройства личности носят постепенный характер. Дебют данного психического расстройства зачастую считается «игрой гормонов» на фоне пубертатного периода и не воспринимается окружающими всерьез.

        Виды психических расстройств

        • Тревожно-фобическое расстройство. Страх является нормальным защитным механизмом человека. Но если по какой-то причине информация извне воспринимается ребенком как вражеская, то формируется стойкая патология восприятия окружающего мира. Дети с таким психическим расстройством чаще всего испытывают страх темноты, высоты, одиночества. Разумеется, фобии могут развиться по отношению к любому предмету, это зависит от травмирующей ситуации, которая привела к заболеванию.
        • Шизофрения – хроническое заболевание с наследственной предрасположенностью. Ранние признаки включают в себя замкнутость, апатию, нежелание учиться и общаться со сверстниками, агрессивность. В дальнейшем присоединяются галлюцинации, голоса и «эхо мысли в голове». Может наблюдаться у детей и подростков, однако чаще всего симптомы начинаются в пубертатном периоде.
        • Расстройство социальной сферы – нежелание и неумение подчиняться нормам, которые являются заведомо правильными в обществе. Проблема чаще всего кроется в некорректном воспитании ребенка.
        • Депрессия. Часто проявляется в подростковом возрасте. Постоянное внутреннее напряжение и невозможность выхода из стрессовой ситуации провоцирует потерю смысла жизни, мир предстает в серых красках.
        • Симптоматика психических расстройств

          При просьбе нарисовать рисунок ребенок будет проявлять себя по-разному: при депрессии – преобладание черных и серых цветов, мрачное восприятие мира. При фобиях – как правило, широко раскрытые глаза, множество черных полос и жуткие изображения. При шизофрении – рисунки носят абстрактный характер, в глаза сразу бросается необычность видения обычных вещей. При диссоциальном расстройстве- агрессивное нажатие карандаша в виде отчетливых черных полос, часто картины убийств, сцен насилия и прочего.

          Психические отклонения могут проявляться по-разному:

        • панические атаки, страхи, фобии, повышенная тревожность;
        • параноидальные проявления, навязчивые мысли и действия;
        • быстрая смена настроения;
        • ощущение нереальности происходящего, деперсонализация;
        • раздражительность и агрессивность без причины;
        • апатия, нежелание общаться с другими людьми, уход в себя;
        • головные боли, имеющие разный характер: от пульсирующей и локализованной до разлитой;
        • болевой синдром в других органах и системах при исключении органической патологии;
        • нарушение мышления, галлюцинации, неадекватная эмоциональная реакция на повседневные вещи;
        • вычурные позы, мимика, активное жестикулирование.
        • Психические расстройства у детей легко спутать со специфическими чертами характера.

          Терапия направлена на выявление причины, которая привела к личностным изменениям ребенка. Психические расстройства у подростков должны быть диагностированы своевременно, в частности, при шизофрении. Потому что чем раньше было начато лечение, тем больше вероятность успеха от применения медикаментозных препаратов.

          Посещать психолога или психиатра – вопрос, который решается со временем. При тяжелых проявлениях заболевания рекомендуется идти на прием к психиатру, однако некоторые родители не считают своего ребенка больным и, тем более, на прием к специализированному врачу не пойдут. В таком случае расстройство личности прогрессирует и диагностируется уже в более зрелом возрасте.

          В зависимости от заболевания назначают следующие лекарственные препараты:

        • При тревожно-фобическом расстройстве назначаются транквилизаторы, снотворные, успокоительные средства.
        • При шизофрении – нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты.
        • При диссоциальном расстройстве – нейролептики, успокоительные.
        • При депрессии – антидепрессанты, нейролептики, снотворные.
        • При пограничном состоянии (неврозах) – дневные транквилизаторы, седативные, ноотропы, антидепрессанты.

        Душевное здоровье ребенка закладывается еще в материнской утробе, поэтому очень важно, чтобы женщина во время беременности избегала всевозможных стрессов и вела здоровый образ жизни. Любое переживание беременной женщины может отразиться на здоровье малыша не лучшим образом. Поэтому лицам, у которых наблюдается нестабильный эмоциональный фон, непосредственно перед планированием ребенка стоит обратиться к психотерапевту и, по необходимости, пропить курс лекарственных препаратов. Любые нервные заболевания легче предотвратить, чем вылечить.

        Ребенок старшего возраста уже нуждается в поддержке родителей, в беседе на необходимые темы. Несмотря на, казалось бы, уже сформировавшийся организм, психика подростка все еще не способна самостоятельна противостоять жизненным трудностям.

        Своевременное обращение к психотерапевту и принятие лекарственных препаратов способствуют нормализации жизненного тонуса. А грамотный подход со стороны родителей, заинтересованность друзей и оказание помощи в трудную для ребенка минуту могут остановить запущенный патологический процесс.

        Здоровый сон, правильный образ жизни, хорошие отношения в семье и в социуме благоприятно влияют на психическое состояние человека. Поэтому даже у лиц с нервными нарушениями есть все условия для того, чтобы прожить счастливую жизнь.

        opsihoze.ru

        Признаки психических расстройств у подростков (Продолжение)

        Деперсонализация – это сложное психическое расстройство, при котором происходит искажение восприятия себя, своих чувств, ощущений, своего тела, иногда и восприятия окружающего мира. Выделяют три вида деперсонализации, которые различаются по длительности и степени выраженности симптомов.

        — мир воспринимается, как будто не реальный, не настоящий, иллюзорный

        — искажается не только зрительное восприятие (краски поблекли, всё как в тумане или, наоборот, всё очень чётко, до мельчайших частиц), но слуховое и тактильное, и, даже, вкусового восприятие (не чувствую вкуса, всё стало пресным или, наоборот, очень солёное, горькое)

        — теряется самосознание, собственное «Я»

        — не чувствуются страх, нежность, любовь и другие эмоции. Чувства как будто исчезли

        Если в детском возрасте имело место патологическое фантазирование с перевоплощением себя, в какого-либо персонажа, то в подростковом возрасте может происходить полная или частичная замена собственного «Я» на выбранный персонаж.

        Соматическая деперсонализация – самоназвание, говорит о том, что искажение самосознания начинают затрагивать и тело.

        — части тела становятся «чужими», появляется разрозненность движений

        — собственный голос воспринимается как посторонний, слышимый издалека

        — появление тревоги и страхов, связанных с ощущением тела

        Деперсонализация может проявляться в картине различных состояний и заболеваний – от психического здоровья до тяжёлых форм эпилепсии и шизофрении.

        Метафизическая интоксикация представляет собой абстрактную, лишённую доказательств, изматывающую мыслительную деятельность, направленную на понимание экзистенциальных вопросов.

        — размышление, философствование, рассуждения на определённые темы

        — создание собственных «учений». Чаще всего, эти идеи касаются понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, свободы, смерти.

        — постепенное ограничение в общении со сверстниками, а затем и полная изоляция

        — отказ от увлечений и хобби, кроме собственной «теории», всё становиться не важным

        — отказ ходить в школу, в виду не целесообразности, относительно собственной «теории»

        Если такие идеи носят сверхценный характер и продолжительны по времени, то постепенно они перерастают в бредовое расстройство, наблюдающееся при шизофрении.

        Поведенческие расстройства – проявляются в конфликтах с родителями, друзьями, педагогами. В стремлении примкнуть к асоциальной группировке, влечение к курению, употреблению наркотиков, грубости, негативизму, при этом, подростки не редко отказываются посещать школу. Выделяют девиантное и делинквентное поведение.

        — протестное поведение (игнорирование правил морали, поведения в обществе),

        — желание принадлежать определённой социальной группе

        Это происходит постепенно, и начинается сначала с нарушения правил поведения в школе, в дальнейшем появляется домашнее воровство, бродяжничество, употребление алкоголя. Если подростку вовремя не оказывается помощь, появляется уже и деликвентное поведение.

        — противоправное поведение (кража, разбой, наркомания и т.д.)

        Чаще всего поведенческие расстройства являются следствием той семейной ситуации, в которой находиться подросток. Не редко это семьи с финансовыми трудностями, один из членов которой, а иногда и оба, страдают какой-либо зависимостью. Кроме этого, поведенческие расстройства могут наблюдаться и при разных видах психопатий.

        Гебоидные растройства характеризуются деспотичным агрессивным поведением, искажением инстинктов и влечений, потерей продуктивной деятельности.

        — появление чрезмерно ранней и извращённой сексуальности и садизма

        — эмоциональная холодность, не способность сопереживать.

        — утрата нравственных установок (честь, достоинство, добро и зло)

        — потеря интереса к учёбе

        — частичная или полная изоляция

        В большинстве случаев гебоидные расстройства проявляются в рамках подростковой и юношеской шизофрении.

        В этой статье были рассмотрены признаки наиболее типичных для детского возраста психических расстройств. Материал для статьи взят из лекций детского врача психиатра, президента Ассоциации Детских психиатров и Психологов А.А. Северного. Отдельно в следующей статье будет рассмотрено проявление депрессии у детей и подростков.

        Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме "сказать спасибо" (чуть ниже)

        m.b17.ru

        Шизофрения в подростковом возрасте, как выявить и устранить симптомы?

        Подростковый возраст — один из самых сложных в эмоциональном плане периоде жизни. Подросток уже и не ребенок, но ещё и не взрослый, происходит становление характера и собственного я. К сожалению, этот период очень опасен в плане психического развития, неблагоприятная атмосфера, пристрастие к вредным привычкам могут привести к развитию психических заболеваний. Одной из таких патологий является шизофрения, её причины, как правило, не связаны с внешними факторами, а кроются в работе головного мозга и генетической предрасположенности. Первые симптомы столь серьёзного заболевания могут быть не распознаны в связи с напоминанием своими проявлениями подросткового криза.

        Как отличить шизофрению от кризиса подросткового возраста? ^

        В России диагноз шизофрения установлен порядка полутора миллионам человек, всего же в мире около 1% людей страдают этой болезнью. Средний возраст, на который припадает дебют заболевания, варьируется от 15-25 лет. Некоторые формы, конечно, возникают и в значительно более раннем возрасте либо, наоборот, позже, но всё же общая масса — это подростковый период.

        Что же собою представляет шизофрения? Это патология, характеризующаяся нарушением психики, расстройством мышления и восприятия мира с оскудением эмоций и волевых качеств. Но как отличить возрастные изменения у подростков от первых симптомов шизофрении, ведь они могут быть схожими? В этих целях важно внимательно присматриваться к поведению подростка. Зачастую первые проявления начинаются с:

      • замкнутости;
      • отрешенности;
      • молчаливости;
      • обособленности;
      • трудностями в общении со сверстниками;
      • перепадами настроения.
      • Как правило, подобные симптомы характерны и для переходного кризиса, но если они дополняются такими проявлениями как галлюцинации, бредовые идеи, причудливое, дурашливое поведение, расстройством речи и мышления — это серьёзный повод для обращения к врачу.

        Все симптомы шизофрении принято делить на продуктивные и негативные. В первом случае, это возникновение новых качеств в психике, не присущих ранее, например, страхи, галлюцинации, бредовые мысли и убеждения. Негативные симптомы — это пропадание тех или иных качеств, которые присущи здоровому человеку (волевые качества, мыслительные способности, двигательные функции).

        Одним из основных продуктивных симптомов являются галлюцинации. Они могут быть слуховыми, зрительными, вкусовые, обонятельные и тактильные. Чаще всего при шизофрении наблюдаются слуховые галлюцинации, немногим реже зрительные и совсем редко тактильные, вкусовые и обонятельные.

        Слуховые галлюцинации выражаются в возникающих несуществующих голосах. Больной подросток может слышать различные звуки, например, как будто капает вода или скрипит дверь. Такие звуки будут навязчивого характера и просто доводить до безумия. Еще чаще больному кажутся голоса, их может быть несколько, и они будут беседовать между собой или один, что-то говорящий подростку, возможны разные варианты. Основная проблема, которую таят галлюцинации — это угрозы, часто голоса имеют приказной характер, властвующий над подростком, что может привести к суициду либо совершению противозаконных действий.

        Галлюцинации порождают следующий симптом — бред. Проявляется он в виде возникновения различных несуразных идей, умозаключений, не связанностью речи, обрывками фраз. Видов бреда очень много, чаще всего наблюдается такие виды бреда:

      • величия, когда больной превозносит себя выше других;
      • воздействия, в этом случае подросток считает, что какие-то высшие силы воздействуют на него и его мысли, считывая их;
      • преследования, больной уверен, что за ним следят и хотят ему навредить, например, сосед с восьмого этажа, является спецагентом или пришельцем и должен его убить;
      • физического недостатка. Больно приписывает себе несуществующие уродства, например, огромный нос, одну ногу короче другой и т.д.
      • Зачастую у подростков, болезнь сопровождается дурашливым поведением, они громко хохочут, неопрятно и глупо одеваются, к примеру, шорты с шубой. Произносят несвязный монолог, думая, что он смешной и сами над ним смеются, всё это вызывает у окружающих обратные эмоции в виде страха, удивления и желания обособиться от странного подростка.

        Зачастую дурашливость сменяется депрессивным состоянием, наблюдается перепады настроения от хохота до истерии или агрессии.

        У подростков чаще всего встречается малопрогредиентна, параноидная или злокачественная шизофренией. Для этих форм свойственен гебоидный синдром. Предвестники такого состояния, как правило, появляются еще в детском возрасте. Заметить их можно по поведению ребёнка, у таких детей появляется повышенный интерес к жестокости и насилию. Они любят смотреть фильмы про катастрофы и убийства, могут проявлять агрессию к животным, мучить котов и собак, расчленять лягушек или отрывать лапки насекомым. Также гебоидная форма имеет такие проявления как обидчивость и ранимость, которая комбинируется с безразличием и грубостью к близким.

        Ярко выражен негативизм именно в подростковом возрасте, подростки особо жестоки к более слабым членам семьи, например, младшим сестрам или братьям. Также в период полового созревания гебоидная форма выражается в поиске подростком смысла жизни, философствования и увлечением абстрактными проблемами будущего и мира. Такие дети циничны по отношению к своим сверстникам, ставят себя выше других, превознося свои, как им кажется, великие познания и мысли в той или иной области.

        При гебоидном синдроме велик риск аморального поведения подростка, зачастую наблюдается сексуальная расторможенность, при этом не редко в извращенной форме. Всё это сопровождается увлечением наркотиками или алкоголем, больные уходят в себя и начинают бродяжничать, могут ночевать в подвалах или на чердаке. Под действием алкогольного или наркотического возбуждения способны совершить кражу или даже более тяжкое правонарушение. В таком состоянии подростка необходимо изолировать в условия стационара и вести постоянное наблюдения за ним, до тех пор пока он не будет редуцирован гебоидный синдром.

        Гебоидный синдром на фоне шизофрении поддаётся лечению сложнее, нежели при психозе либо как самостоятельная патология. Но при правильном терапевтическом подходе можно добить качественной ремиссии, при этом приём препаратов должен быть систематичен, в противном случае неизбежен рецидив.

        Лечение формально разделяют на четыре этапа:

      • купирующая терапия;
      • стабилизирующая терапия;
      • этап адаптации;
      • профилактика.
      • Каждый из них имеет свою цель и период воздействия. Так купирующая терапия или этап воздействия на проявления острого психоза проводится в основном на стационарном лечении, амбулаторно крайне редко, если симптоматика смазана, и подросток не имеет в анамнезе агрессии. Этот этап длиться в среднем от месяца до трёх, в зависимости от сложности ситуации. Главная цель этапа — это максимально купировать симптомы шизофрении.

        Лечение проводится нейролептическими препаратами, чаще нового поколения. Так как в анамнезе чаще всего выражена агрессия, жестокость и признаки садизма назначают нейролептики с выраженным седативным действием. Среди них выделяют:

        Если преобладают продуктивные симптомы в виде бреда и галлюцинаций назначают типичные нейролептики из сильной группы (мажептила или пипортила). Такие медикаменты эффективно купируют дурашливость, перепады настроения, их называют корректорами поведения.

        Психотерапевты пришли к однозначному мнению, что лучше подобрать один препарат с нужной дозой, чем принимать несколько медикаментов одновременно. Также противопоказан приём одновременно атипичных и типичных нейролептиков. Для лучшего результата и наименьшего количества побочных эффектов, дозу повышают постепенно в течение 10-14 дней с начала приёма.

        На втором этапе стабилизации, главная цель лечения — это убрать остаточные проявления патологии. Длиться этот этап от трёх до девяти месяцев и проходить он может как дома, так и в стационаре в зависимости от состояния подростка. Терапия продолжается при помощи того же препарата, который оказался эффективен в предыдущем периоде лишь с меньшей дозой, отмена его категорически запрещена. Нередки случаи возникновения депрессии в этом периоде, для их купирования назначают антидепрессанты.

        В периоде адаптации продолжительность лечения составляет от полугода до 12 месяцев, приём препарата продолжается в малой дозе. На этапе адаптации может быть сменен медикамент, хорошо препятствую появлению нового психоза атипичные нейролептики такие как рисперидон, оланзапин. Они также успешно справляются с негативными симптомами, восстанавливая волевую и эмоциональную сферу больного.

        Этап профилактики продолжается годами, а точнее пожизненно. Главная задача этого периода — не допустить рецидив психического эпизода. Как правило, на этом этапе подросток может учиться, посещать коллектив, но всё также продолжает принимать медикаменты в минимальной дозе и посещать психотерапевта для контрольных отметок его состояния.

        Шизофрения в подростковом возрасте сложна для восприятия и настоящая трагедия для семьи, где была диагностирована. Но при понимании ситуации и совместной работе родителей и лечащего врача, вполне возможно добиться стойкой ремиссии на длительное время. Неоднократно фиксировались случаи, когда психический эпизод диагностировался лишь раз в жизни, а всю последующую человек вел вполне нормально, лишь с систематическим контролем со стороны психиатра.

        mozgid.ru

        Психическое развитие подростка

        Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

        С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

      • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
      • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
      • наблюдаются физические изменения.
      • А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

        Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

        Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

        Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка

        Подросток по-прежнему остается школьником, но по сравнению с младшим школьным возрастом, отношение к учебной деятельности меняется. Учеба – это уже не самоцель, а способ организации общения со сверстниками.

        Попробуйте «посадить» подростка «под домашний арест» по причине болезни или каких-либо проблем, и вы заметите стремление в школьное сообщество. Конечно, не школьные уроки привлекают их, а возможность общаться друг с другом.

        Общение рассматривается как ведущий вид деятельности неслучайно, именно здесь происходят все новообразования подросткового возраста. Подросток экспериментирует в общении (ссорится, мирится, заводит новых друзей, разрешает конфликты). Общение – это его относительно самостоятельная жизнь. Он может здесь быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть родители и педагоги.

        Главная потребность этого возраста – найти свое место в коллективе сверстников, быть значимым для своего сообщества.

        Формы общения могут быть разнообразными: живое общение в коллективе сверстников, через интернет, в процессе игры или значимой деятельности. Подростковый период имеет уникальную возможность воспитательной функции через организацию массовой социально-значимой деятельности.

        Особенности психики и поведения подростков

        Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

      • Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
      • Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
      • Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
      • Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
      • Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
      • Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
      • Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, психоактивные вещества, религиозные убеждения.
      • Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

    Психологические новообразования подросткового возраста

    Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

    Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:

  • появление формально-логических операций – видов мыслительной деятельности без акцента на эмоции, с использованием целого ряда понятий;
  • избирательность восприятия – подросток часто слышит, видит и чувствует то, что ему действительно интересно или нужно;
  • способность к переключению внимания и действий;
  • опосредованность памяти логическими операциями;
  • формирование самооценки;
  • способность к самоанализу и саморегуляции;
  • самостоятельность.
  • Развитие личности подростка

    Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

    Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.
  • Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.

    Причина этого в стремлении подростка не принимать на веру все педагогические идеалы. Само понятие идеала меняется в корне. Призывы к справедливости и добру меняются осознанием значимости денег и богатства. Стремление к интеллектуальному развитию и образованию может смениться другими жизненными эталонами.

    При всей сложности подросткового периода, нужно отметить что, подростковый возраст — это гибкий период. В это время возможна коррекция личностных особенностей и даже психических отклонений, при условии правильной их диагностики и своевременном обращении к специалисту.

    Специфика возникновения. Лекарственная зависимость

    Лекарственной зависимостью называют психическое расстройство, которое возникает на фоне длительного употребления определенного медицинского препарата. Причем отмена приема лекарства может.

    В период межсезонья (осень, весна) часто можно слышать жалобы людей на депрессивное состояние. Под депрессией многие ошибочно понимают пессимистическое.

    Синдром нарциссизма. Основные вопросы

    Существует древнегреческий миф о юном и очень красивом парне, который влюбился в себя самого, когда разглядел собственное отражение в.

    Дебильность, как диагноз

    Дебильность — одна из разновидностей олигофрении, в результате которой человек с трудом анализирует и конкретизирует полученные данные. Двигательная активность.

    Идиотия является крайней степенью олигофрении (умственной отсталости), которая может возникнуть в силу факторов риска, повлиявших на пациента и в.

    Синдром Ганзера представляет собой серьезное психическое расстройство, которое сопровождается помрачением сознания. Человек, страдающий эти заболеванием, начинает говорить и действовать.

    Деменция – это заболевание, характеризующееся стойким и необратимым нарушением интеллектуальной деятельности человека, сопровождаемое различными отклонениями в поведении, физическом состоянии.

    Основные причины и симптомы дромомании

    Дромоманией называется психическое расстройство, при котором человек постоянно испытывает желание убежать из дома. Больные дромоманией убегают, что называется, «куда.

    Как проявляется деменция у мужчин, женщин и детей

    Сегодня человек сталкивается со множеством неприятностей, в том числе и с тяжелыми заболеваниями, которые делают людей бессильными. Большинство людей.

    Методы борьбы с нервным тиком

    С нервным типом сталкивался практически каждый человек на Земле. Далеко не каждый уделял этой проблеме должное внимание. Если тик.

    www.psyportal.net