Психокоррекция при психосоматических расстройствах

Понятие психокоррекция

Термин «психологическое вмешательство» употребляется в зарубежной литературе как синоним психокорекции.

Психологическая коррекция в психотерапии определяется как «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»; в специальной педагогике — это «исправление (частичное или полное) недостатков психического или физического развития у детей, нарушение той или иной психической функции у взрослых », в практической деятельности психолога -« деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели ».

В общих чертах психокоррекцию определяют как систему мероприятий, направленных на исправление психологических изъянов и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, поэтому «психокоррекции должны быть подвергнуты недостатки, не имеющие органической основы и не представляют устойчивых качеств, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не меняются »,« психокоррекция — это психо-изменение устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, имеет целью актуализации внутреннего потенциала «Я» субъекта; путь анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов психики субьекта .

Есть существенное различие между понятиями психотерапия и психокоррекция: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека и психология поведения.

Психокоррекцию определенной степени можно толковать как процесс «довоспитания» взрослого человека, предполагает актуализацию умственного, когнитивного потенциала, умственных возможностей субъекта, который подвергается психокоррекции. Детское мышление не является зрелым, оно не способно к абстрактным обобщениям, систематизации полученной информации, поэтому психокоррекция отношении ребенка при необходимости применяется в сочетании с педагогическим процессом. Воспитательный процесс связан с воздействием на субъект, психокоррекция предусматривает взаимодействие с субъектом и равенство позиций. Феномен психокоррекции связан также с понятием развития. «Развитие — это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания»

3игмунд Фрейд рассматривал здоровье как гармоничное функционирование его психического аппарата. Он впервые высказал мнение, что грань между здоровьем и болезнью, нормой и патологией — довольно прозрачная, потому что современному человеку приходится считаться с требованиями социума и культуры, которые не всегда способствуют удовлетворению ее природных желаний.

К проявлений психического неблагополучия, в частности, можно отнести инфантильность, которая порождает задержку в личностном развитии субъекта и не соотносится с его высоким интеллектуальным уровнем. Некоторые исследователи считают, что весомую роль при этом играет возрастной ценз участников психокоррекции. Так, по мнению У. Джеймса, примерно в тридцать лет «характер становится твердым, как гипс, и не смягчается». Результативность психокоррекции зависит и от индивидуально-неповторимых модификаций приобретенного жизненного опыта субъекта, объективно переосмысливается в результате глубинного познания.

mypsiholog.com

Терапия психосоматических расстройств

Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.

Терапия психосоматических заболеваний требует индивидуального комплексного подхода. В настоящее время лечение этой категории больных в основном сводится к комбинации фармакотерапии и психотерапии, также целесообразно проведение физиотерапии, бальнеотерапии и курортотерапии в качестве дополнительных противорецидивных и профилактических мероприятий.

Нельзя отрицать эффекта в ряде случаев от применения нетрадиционных методов терапии. Ведь лечению подлежит личность больного в целом, а не отдельный больной орган или система, поэтому необходимы сочетания различных биологических и психотерапевтических способов. В лечебном процессе необходимо участие как врача соматического профиля, так и психиатра, психотерапевта и психолога.

Основное место в арсенале лечебных воздействий при психосоматических расстройствах принадлежит медикаментозной терапии. Воздействия медикаментов нужно направлять как на центральные и периферические отделы нервной системы, так и на психические реакции личности. Фармакотерапия психосоматических расстройств, учитывая их многообразие и наличие в ряде случаев коморбидной патологии внутренних органов, строго индивидуальна и не может проводиться по шаблону. При определении метода терапии учитывается клиническая характеристика психосоматических расстройств. Психотропные средства показаны в первую очередь при преобладании в клинической картине тревожно-фобических расстройств, ипохондрических фобий.

Фармакотерапия психосоматических расстройств предполагает использования широкого спектра психотропных средств — в первую очередь транквилизаторов, а также антидепрессантов, ноотропов и нейролептиков, а также общеукрепляющей, симптоматической терапии. Разнообразные терапевтические свойства психотропных средств делают их особенно полезными для устранения ряда симптомов и синдромов психического, неврологического, нейровегетативного характера, часто возникающих в ходе различных заболеваний. Разумеется, в этих случаях психотропные препараты не решают основных проблем терапии, но нередко играют значительную роль в комплексе лечебных мер. Необходимо подчеркнуть, что медикаментозное лечение необходимо сочетать с психотерапией и реабилитационной работой. Назначение психотропных средств облегчает проведение многих психотерапевтических мероприятий.

В ходе комплексного лечения психосоматических расстройств активно используются методы:

1. Суггестивная психотерапия (гипноз, внушение и аутотренинг). Целенаправленное внушение состояния, которое должно быть достигнуто. Устанавливается только в позитивной языковой конструкции.

2. Психосинтез. Динамическая коррекция психической жизни человека с учетом определенного подхода к строению и функционированию внутреннего мира.

3. Терапия, фокусированная на решении (краткосрочная позитивная психотерапия). Психотерапия принципиально не фокусируется на поиске причин дискомфорта пациента, а занимается поиском и реализацией ресурсов для его преодоления.

4. Позитивная психотерапия. Позитивная интерпретация симптомов позволяет найти хорошее начало в болезни и постепенно изменяет точку зрения на свою болезнь, как следствие дает новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом.

5. Гештальт-терапия. Снятие блокировки и стимулирование процесса развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счет создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции.

6. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Психопатологические и психосоматические расстройства являются следствием неточной оценки событий. При изменении оценки этих событий происходит изменение состояния, возникает возможность по-другому реагировать на ситуации, вызывающие приступы паники или агрессии.

7. Символодрама (метод кататимного переживания образов). В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

8. Транзактный анализ. Анализ в структуре личности эго-состояний, совокупности связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способа проявления личности в данный момент.

9. Ортодоксальный психоанализ. Анализ вытесненных в бессознательное неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение), которые проявляются в виде символов.

10. Психодрама. Групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира пациента, формирования новых отношений и моделей поведения, реально приближенных к жизни.

11. Телесно-ориентированная психотерапия. Работа с неотреагированными эмоциями и травматическими воспоминаниями пациента, которые вследствие механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле.

12. Нейролингвистическое программирование. НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта — собственного способа построения своего уникального внутреннего мира.

13. Семейная психотерапия. Модификация отношений между членами семьи как системы.

14. Креативная визуализация. Использование созидательной, творческой, управляемой визуализации для формирования нейропсихологических процессов.

15. Арт-терапия искусством. Метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

16. Танцевально-двигательная психотерапия. Метод, в котором движение является способом переработки информации, самопознанием, самовыражением и развитием.

Наиболее распространенные препараты.

В дополнение к сказанному о лечении психотропными средствами важно коснуться вопросов фитотерапии. Данный вид лечения в медицинской практике применяется неоправданно редко. Часто игнорируются даже те препараты, которые относятся к сфере так называемой «научной медицины» и узаконены в фармакопее. К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе признаются вполне надежными такие лекарственные травы с преимущественно седативным действием, как валериана (valeriana), пустырник (leonuris), пион, ландыш (convallaria), пассифлора, листья эвкалипта; вещества с преимущественно тонизирующим действием —. женьшень, элеутерококк, родиола, левзея, заманиха, стеркулия, лимонник, аралия; с преимущественно вегетотропным действием — боярышник (crataegus), пассифлора, препараты белладонны (belladonna), спорыньи и раувольфии (rauwolfia); с преимущественно антидепрессивным действием — зверобой. По сравнению с лечением официальными психотропными средствами фитопрепараты практически не вызывают привыкания, не дают побочного действия при умелом подборе дозировки. Заслуживает внимания возможность комбинирования растительных средств с препаратами иного типа. Также активно используются общеоздоравливающие мероприятия, диетическое питание, массаж.

rehabfamily.com

Психологическая коррекция

Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции (Ю.С.Шевченко):

1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.

2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.

3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек готов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки. Даже, если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется ввиду, что основным способом изменений и психологической помощи дол-

жен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способностей.

Психокоррекция в отличие от психологического консультирования использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевноральная) терапия, нейролингвистнческое программирование, психодрама, трансакгный анализ (Е.Bern).

Аутогенная тренировка (аутотренинг) является методикой, направленной на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе. В клинической психологии, особенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях используются такие разновидности как собственно аутогенная тренировка с т.н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обратной связи.

При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировкапроводится в несколько этапов, направленным на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлением «привычки отдыхать».

Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов (рисунок 26).

В процессе тренинга пациент самостоятельно контролирует с помощью прибора биологическое функционирование его организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы саморегуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А.А. Александров):

• электромиографическая биообратная связь

• температурная биообратная связь

• электрокожная биообратная связь

• электроэнцефалографическая биообратная связь

При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или групп мышц, а также общей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферическихсосудов, что приводитк изменению температуры конечностей и тела. Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навы-

ков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и, в первую очередь, увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.

Поведенческая психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватным, невротическим. Наиболее известными методиками являются методики «систематической десенсибилизации» и «парадоксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемое или реальное) с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиями за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофо-бии, страхе покраснеть научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.

Нейролингвистическое программирование представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета-модели человека, суть которой заключена в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистичес-ком программировании (НЛП) существует понятие модальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Целью программирования является выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.

В рамках нейролингвистического программирования используется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора».

Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования:

1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте;

2. У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить;

3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.

Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом определяется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую, представленную симптомом) и вступить в контакт с частью, отвечающей за формированием и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем — производится отделение симптома от первоначального мотив (намерение); на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом — формирование согласия всего Я на новую связь.

В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических девиаций и «комплекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие ему и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.

Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Сутью их является генетически запрограммированный паттерн поведения и проявления эмоциональных реакций. Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый — признаками зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодей-

studopedia.org

Презентация на тему "Психокоррекция и психотерапия личностных расстройств."

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Психокоррекция и психотерапия личностных расстройств.» неотсортированные, на различные темы. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Психокоррекция и психотерапия личностных расстройств.

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистнческое программирование, психодрама, трансактный анализ.

Аутогенная тренировка (аутотренинг)

Аутогенная тренировка (аутотренинг) является методикой, направленной на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе. В клинической психологии, особенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях используются такие разновидности как собственно аутогенная тренировка с т.н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обратной связи.

При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленным на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлением «привычки отдыхать».

Методика биологически обратной связи

Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов. В процессе тренинга пациент самостоятельно контролирует с помощью прибора биологическое функционирование его организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы саморегуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А.А. Александров): электромиографическая биообратная связь; температурная биообратная связь; электрокожная биообратная связь; электроэнцефалографическая биообратная связь

При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или групп мышц, а также общей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела. Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навыков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и, в первую очередь, увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватным, невротическим. Наиболее известными методиками являются методики «систематической десенсибилизации» и «парадоксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемое или реальное) с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиями за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда. При эрейтофобии (страхе покраснеть), можно настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.

Нейролингвистическое программирование

представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической метамодели человека, суть которой заключена в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистическом программировании (НЛП) существует понятие модальности — наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Целью программирования является выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.

В рамках нейролингвистического программирования используется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования: 1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте; 2. У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить; 3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.

Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом определяется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую, представленную симптомом) и вступить в контакт с частью, отвечающей за формированием и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем — производится отделение симптома от первоначального мотив (намерение); на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом – формирование согласия всего Я на новую связь.

В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических девиаций и «комплекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие ему и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы

Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Сутью их является генетически запрограммированный паттерн поведения и проявления эмоциональных реакций. Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый — признаками зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодействие, с точки зрения Э. Берна, происходит в виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.

Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.

Можно выделить следующие его особенности: 1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему -мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему. 2. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. 3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. 4. Основная задача коррекции — изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. Основная задача — создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Ловушки — сложные, повторяемые поведенческие шаблоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенности порождает стремление демонстрировать уверенное поведение. Это стремление приводит к наблюдению за проявлениями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом одиночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует ложному осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности.

Дилеммы — это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, но зависим. Оба эти варианта клиента не устраивают, и он демонстрирует поочередно каждый из них, испытывая при этом страдания и неудовлетворенность.

Препятствия — вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка фрустрированного клиента бросить курить. При этом цель — попытка бросить курить — недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (наносимый вред своему здоровью, окружающим, неприятный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой попытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижается толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.

Основные этапы работы с клиентом: 1. Диагностический. 2. Активного взаимодействия. 3. Перерыв. 4. Заключительный.

1. Диагностический этап. Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем. Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися «невротическими способами поведения» и сильными эмоциональными переживаниями. Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3-5 встреч. 2. Активный этап. Задача данного этапа — научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9-12 встреч. 3. Перерыв. В течение 2-3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Этот этап составляет 3-4 встречи.

В ситуации клиентов с ярко выраженными психологическими проблемами коррекционная работа ведется без перерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаимодействия и для оказания эмоциональной помощи и поддержки клиенту. Когнитивно-аналитическая коррекция показана для клиентов: с личностными нарушениями, депрессивными реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями. Целями когнитивной психокоррекции являются: ¦ исправления ошибочной переработки информации; ¦ помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. Позиция психолога. Позиция психолога достаточно директивная, он — учитель, наставник.

Поведенческий эксперимент — проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитивный психолог не говорит клиенту, что его убеждения иррациональны или неправильны, или что ему необходимо принять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоциональные или поведенческие последствия. Так, Д. Келли в центр своей теории личностных конструктов ставил представления о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира для прогнозирования будущих событий.

1. Метод «Фиксированной роли». Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д. Келли предложил технику, которую называл методом «фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Клиент с помощью психолога активно экспериментирует с принимаемыми ролями гипотетических персонажей. Существенной особенностью является то, что ролевая игра разворачивается не в специальных (коррекционных) условиях, а в реальной жизни клиента.

2. «Подъем по лестнице». Техника позволяет клиенту изучить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог задает ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на своеобразный подъем вверх по лестнице.

3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа на технику «Подъем по лестнице», но психолог вместо вопроса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта, а «Подъем по лестнице» представляет собой движение «вверх», к поиску более широкого мотива, который запускается вопросом «почему?», т.е. к обнаружению более абстрактного конструкта.

4. «ABC-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта. Например, у женщины имеется избыточный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в её жизнь большой вес?» Отвечая на вопросы, поставленные подобным образом, клиент имеет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.

pptcloud.ru

Психокоррекция при психосоматических расстройствах

Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru

Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Консультации по семейным, подростковым и интимным вопросам и зависимостям непосредственно, по телефону и скайпу (Скайп: vitven7773).

Психологическая коррекция невратических расстройств: неврастении, головные боли, раздражительная слабость, нарушение памяти, сна, хроническая усталость, панические атаки, фобии, депрессии, нарушение эрекции у мужчин.

Гипноз: профилактический, оздоровительный, реабилитационный, диагностический, эстрадный (публичный).

Преодоление зависимостей (алкогольная, табачная, пищевая, игромания, любовная, наркотическая).

Психологическая психотерапия и психокоррекция психосоматических расстройств (гипертония, стенокардия, бронхиальная астма, хронический бронхит, аллергия, гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, колит, дискенезия, экзема, псориаз, нейродермит, бородавки, фурункулез, красный плоский и чешучатый лишай, кожный зуд, увеличение щитовитной железы).

Обучение, тренинги по самовнушению, самогипнозу, психической саморегуляции, дыханию, полному дыханию по системе йоги и аутогенной тренировке.

Гипноз и внушение на воспоминание событий.

Раскрытие творческих способностей с помощью гипноза.

Тренинг — быстрое вхождение в бессознательное.

Детская психотерапия при энурезе, заикании и испуге. Настрой на учебу, на спорт и творчество. Психокоррекция с «трудными подростками».

Дистанционная психотерапия, психокоррекция и консультирование по телефону и по скайпу.

Публичные лекции: «О психологических возможностях человека с демонстрацией «телепатии» и феномена гипноза».

Избавление от фобий. Аэрофобии и другие.

Психологические сеансы для подростков, имеющих отклонения в поведении «трудные подростки».

Практическая школа гипноза и самогипноза «Аббат Фария».

Примечание: Мы не лечим! (лечение — это слово английское. В переводе означает в прямом смысле слова «пропитать» человека лекарствами, «как промокашку». Лечить — значит как бы немножко калечить, что-то менять, лежать в постели). Мы проводим консультацию и психокоррекцию, направленную на восстановление и активизацию всего организма. И оказание психологической помощи в избавлении от вредных привычек (зависимостей).

На методы психологического воздействия имеются некоторые противопоказания: шизофрения параноиной формы, высокая температура в день приема, недавно перенесенные инфаркты и инсульты, старческий склероз сосудов головного мозга, пробадение язвенной болезнью, инфекционные заболевания, малоумие (алигофрения в степени имбицильности и идиатии), эпилепсия.

www.VITVEN.ru | © ® Все права защищены | © ® All rights reserved. Полное или частичное использование размещенных на сайте фото-, видео- и аудио-материалов запрещено. При использовании текстовых материалов сайта в сети Интернет, в том числе при цитировании и в обзорах печати, гиперссылка на www.VITVEN.ru обязательна

Деятельность Храмцова Виталия Вениаминовича осуществляется на основании диплома клинического (медицинского)психолога, диплома Народного целителя СССР, cертификатов, приказов Министерства здравоохранения РФ №438 от 16 сентября , №566 от 17 мая 2012 года, Закона РФ от 21 ноября 2011 года от 21 ноября №323 пункт 1 статья 40, статья 50, ст. 2, п. 6,ст 12, Распоряжение правительства РФ №2128-Р от 30.12.2009 года О концепции реализации государственной политики профилактики алкоголизма до 2020 года, Указ президента РФ №690 от 09.06.2010

vitven.ru

24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах

Помощь при психосоматических расстройствах включает широкий круг профилактических и лечебных мероприятий, требующих комплексного подхода. Проблема профилактики психосоматозов в самом общем виде сводится к повышению резистентности населения к стрессам, улучшению адаптации личности к возрастающим требованиям современной жизни.

Учитывая важную роль алекситимии и скрытой тревоги в развитии психосоматических расстройств, необходимо пытаться диагностировать эти явления еще в самом раннем дошкольном возрасте. В этом случае коррекция начинается прежде всего с работы семейного врача. Его задачей будет разъяснение родителям как правило, самим страдающим психосоматозами непосредственной связи между подавленными, неотреагированными эмоциями и соматическими страданиями. Понимания требует и необходимость консультации детского психолога или психотерапевта и ранняя психокоррекция. Она может заключаться не только в улучшении вербализации переживаемых эмоций, но и в любом их воплощении, например средствами арттерапии.

Лечение особенно в выраженных случаях проводится не только интернистом, но нередко требует участия психиатра и психотерапевта. Хотя чаще всего случается так, что до обращения к психиатру больные длительно и безрезультатно лечатся у врачей других специальностей. Основным недостатком этого лечения является игнорирование психогенной природы психосоматоза, основное внимание уделяется лишь соматическому аспекту патологии, что приводит к хронификации. Кроме того, у больного формируется патологический паттерн реагирования на болезнь — пассивное ожидание излечения терапевтом и — при отсутствии такового — негативная аффективная подпитка болезни. Для таких больных характерно обвинение окружающих, в том числе и врачей, в собственных страданиях. В таких условиях нередко предложение терапевта обратиться к психиатру может восприниматься как оскорбительное. Поэтому роль семейного врача неоценима в разъяснении того, что соматическое страдание является отражением вытесненных глубинных личностных проблем и тревог и что, наконец, все болезни от нервов. Практически всем больным соматического профиля можно рекомендовать консультацию психотерапевта или медицинского психолога к врачам этих специальностей отношение, как правило, более толерантное, нежели к психиатру.

Важным методом лечебного воздействия является психотерапия, включающая элементы психокоррекции. Проводимая параллельно с лекарственным лечением симптоматическая психотерапия помогает снизить тревожность, отвлечь внимание больного от ипохондрических опасений, придать личностный смысл лечебному процессу. При соучастии в генезе наблюдаемых расстройств неразрешенных интрапсихических конфликтов психотерапия используется как патогенетический метод лечения. Больному необходимо помочь осознать, что симптом — просто сигнал, символ какой-то теневой бессознательной тенденции. Необходимо услышать его, начать знакомиться с неудобными чувствами, чертами, симптомами. Это позволяет почувствовать свою тревогу, боль, отвергнутость, раздражение или депрессию, надо научиться принимать себя с ними, залечить внутренний раскол, вернуть отвергнутое подавляемое, проецируемое домой в сознание. Большинство психотерапий Запада работают с внутрипсихическим конфликтом, интеграцией тени, пытаясь сделать бессознательное осознанным, укрепляя эго, развивая зрелый, устойчивый, верный образ себя. Это, прежде всего, психоаналитическая эго-психология, рациональная терапия, транзактный анализ, определенные аспекты гештальттерапии и психодрамы. В дальнейшем при успехе первого этапа психокоррекции задачей психотерапии может быть интеграция эго и тела, возвращение чувствительности тела через осознавание его и тех аспектов целостного тела-ума, которые были вытеснены в бессознательное. Речь идет о телесных зажимах, блоках, в которых удерживаются подавляемые порывы и эмоции. Здесь используются методы, направленные на актуализацию целостного бытия человека, не разорванного на эго и тело. Не воссоздавать уточненный ментальный образ целостного организма, а быть этим целостным организмом, в смысле переживания себя им. Ф. Перлз выразил эту задачу так: Цель — в том, чтобы расширить границы того, что вы принимаете в качестве образа себя, включая все органические проявления. Исцеление раскола между умом и чувствами в теле, между намеренным и спонтанным ведет к изменению чувства я и реальности. Начиная ощущать непроизвольные телесные процессы как себя, личность начинает принимать как совершенно нормальное то, что она не в состоянии контролировать, легче принимает спонтанное. Больше нет нужды контролировать себя, чтобы принимать себя. Нет больше ощущения себя жертвой своего тела, спонтанных процессов.

Целостный организм кентавр, по терминологии К. Уилбера, т. е. тело+эго — вне эго-контроля, он одновременно и произвольный, и спонтанный. У личности развивается глубокое чувство ответственности не в том смысле сознательного контролирования всего, что происходит, но в смысле, что личности не нужно больше обвинять других или хвалить других за то, как она себя чувствует. Личность переживает себя как источник всего себя. Человек отказывается от хронической и бесплодной практики руководить творением, навязчиво манипулировать собой и миром или маниакально контролировать их. Это осознание дает чувство свободы, переживание полноты текущего момента. Безусловно, изолированное использование только психотерапии для лечения психосоматических расстройств возможно лишь при высочайшей квалификации психотерапевта и доступности психотерапевтической помощи.

Основное место в арсенале лечебных воздействий при психосоматических расстройствах принадлежит медикаментозной терапии.

studfiles.net

45. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).

Психосоматические расстройства – это соматические заболевания функциональной или органической природы, в происхождении, проявлениях и течении которых существенную роль играют наряду с прочими психологические и психосоциальные факторы.

Соматопсихические расстройства – это психические синдромы различной выраженности (от невроза до психоза), обусловленные имеющимся у пациента соматическим заболеванием, тесно связанные с тяжестью и опасностью этого заболевания.

Соматоформные расстройства – это психические заболевания, сопровождающиеся функциональными изменениями в работе внутренних органов или имитирующие своими проявлениями какое-либо соматической заболевание.

Типы психосоматических расстройств. П.И. Сидоров и А.В. Парняков (2000) выделяют четыре большие группы психосоматических расстройств.

А. Конверсионные симптомы – это невротические расстройства, проявляющиеся в эмоционально-аффективной и соматовегетативной симптоматике как символическом выражении психологического конфликта. Напряжение вызывается определенными ситуациями или объектами, которые человек пытается избежать, что проявляется комплексом вегетативных реакций. Происходит конверсия эмоций на «символический язык тела». Например, психогенная слепота или глухота, рвота, истерические параличи. Конверсионные симптомы обратимы и возникают только в ситуациях, значимых для человека.

Б. Функциональные синдромы (органные неврозы) – это психовегетативные дисфункции, которые приобрели условно-рефлекторную природу, т.е. неоднократно повторяющиеся конверсионные симптомы закрепились и проявляются в виде невроза того или иного органа или системы, но уже на различные психотравмирующие факторы, на любые перенапряжение организма. Они также могут возникать самопроизвольно, по «идеаторному» механизму (пациенты думают о возможностях этих нарушений, начинают об этом тревожиться, что и провоцирует данные состояния). Эти функциональные синдромы напоминают соматическое заболевание, но органические изменения при этом отсутствуют. В клинике присутствуют множественные, повторно возникающие и часто видоизменяющиеся соматические симптомы, которые обычно имеют место на протяжении ряда лет. Часто ставят такие диагнозы: «невроз сердца», «психогенная одышка», «невротическая рвота», нейроциркуляторная дистония. Это самотоформные расстройства.

В . Психосоматозы (психосоматические заболевания) – органические психосоматические заболевания, в происхождении и развитии которых существенную роль играют психологические факторы. Первоначально под психосоматическими расстройствами в клинической практике понимали нарушения функций органов и систем организма, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию неблагоприятных психотравмирующих факторов: стрессу, разного рода конфликтам, кризисным состояниям, катастрофам и т. д. Современное толкование термина «психосоматические расстройства» значительно расширилось и вышло за рамки «классических психосоматозов». Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили семь нозологических единиц: эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейродерматит, бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный неспецифический колит и язвенную болезнь, то в настоящее время регистр психосоматического реагирования значительно расширился за счёт включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, большого числа кожных и урогенитальных заболеваний, мигрени и др. К числу типичных психосоматических заболеваний в странах Северной Америки и Европы в настоящее время относят нервную анорексию и булимию, некоторые формы психогенного ожирения, сахарный диабет, кардиоспазм, нервную рвоту, синдром раздражённого кишечника, импотенцию, запоры, рак и др.

П.К. Анохин указывал, что длительное переключение эмоционального напряжения внешнего реагирования на внутреннее создает стойкое патологическое повышение тонуса ряда внутренних органов. А сигналы с внутренних органов формируют патологическую обратную связь и способствуют усилению психосоматических расстройств. Возникает замкнутый круг. В сочетании с негативными эмоциями эти процессы длительно фиксируются в центральной нервной системе (ЦНС), а в органах и тканях появляются уже не функциональные, а органические изменения.

Психические расстройства при психосоматических заболеваниях проявляются в виде тревожно-депрессивного и астенического синдромов. Они приводят к изменению реактивности организма, снижению его резистентности в отношении многих патогенных воздействий (даже инфекций). И эта патология с трудом поддается лечению. Вот почему так важно применять психосоматический подход к каждому пациенту, а в терапии использовать не только медикаментозные средства, но и психотерапию.

Выделяют также психосоматические дисфункции – относительно кратковременные и обратимые расстройства, тесно связанные с психическим состоянием человека:

-психогенные боли (головные, мышечные, кардиальные);

-функциональные нарушения сердечного ритма (тахикардия, экстрасистолы), преходящие гипертонии, пароксизмальные гипотонические состояния;

-желудочно-кишечные расстройства (нарушения аппетита, рвота, запор, понос, тяжесть в животе);

-сексуальные дисфункции, дисменорея, климактерический синдром;

-функциональные неврологические расстройства (тики, заикание).

Г . Психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения. Это болезни, не вызванные стрессом, но имеющие связь с личностью пациента и ее переживаний:

-склонность к травмам;

-злоупотребление лекарствами, алкоголизм, наркомания.

Психические расстройства, обусловленные соматическим заболеванием (соматопсихические).

Органические (вызваны повреждением мозга):

расстройства сознания (оглушение, сопор, кома, делирий, сумеречное расстройство и др.);

расстройства памяти (корсаковский синдром);

расстройства интеллекта (деменция).

Функциональные (психологическая реакция на болезнь и ее опасность):

фобии и приступы паники;

подозрительность (сверхценные идеи и бред).

К соматоформным расстройствам относят:

-неврозы (неврастению, истерию, обсессивно-фобический невроз);

СССзаб-я м.б:органич(связ.с нар-ем органич.генеза)и f-ые(отсутствие органич.патологии).Особ-ти: сниж-ая СО,неправ.формир-е типа л-ти.Диф.диаг-ка:суетливы,приним.мн.лекарств.Если сразу прх=>ПС.Любим.лек-во-карвалол.Ишемия:хар-но доброкач.теч-е бол-ни и благоприятн.прогноз.Причины:острый эмоц.стресс либо хронич.стрессов.сит-ции. Кристиан-факторы повыш.риска:-личностные,-ф.окруж.среды,-органич.ф-ры.Все 3ф.д. провзаимод-ть и долгоеt.Клиника:тревога со смутн.ощ-ем опас-ти,чув-во беспричин. усталости и отдышка,соч-е болевого синдр.в обл-ти С-ца с более/менее выраж-ой тревогой,связь болев.синдр.с эмоц.стрессом или постоян.внутр.напряж-ем,отсут-е нар-й/ структурн.измен-й миокарда.Психол.особ-ти:неув-ть в себе,но добивающиеся ув-ти,эмоц. лаб-ть,стремл-е к успеху,трудоголики,склон-ть к ригидности и навяч-ти.Карьера хар-ся: гаперакт-ть,сверхкомпенс-я,круш-е надежд.Психотер-я:суггестия по правильн.образу жизни;психол.особ-ти в подходе;четкая прог-ма с учетом его психол.кач-в(ригид-ть и последоват-ть);поведенческ.тренинги;арттерапия.

studfiles.net