Психолог детям о стрессе

Все мы подвержены стрессу. Кратковременный хоть и сильный стресс, — если он завершается положительным образом — может быть полезен, ведь он представляет собой просто тонизирующую «встряску». Но длительный стресс может навредить физическому и психическому здоровью человека. Давайте вместе с нашими психологами разберемся, как бороться с «вредным» стрессом и извлекать максимум пользы из стрессовых ситуаций.

Більшість військовослужбовців, які повернулися із зони бойових дій, переживає стресові реакції, однак лише у незначної частини розвивається посттравматичний стресовий розлад (ПТСР). ⇉

Человек носит в себе много лишнего — эмоций, установок, мыслей, требований, обязательств, сверх ожиданий. Эта внутренняя плотина не выдерживает, и организм даёт сбой. ⇉

Эти простые действия помогут вам обрести покой и душевное равновесие. Чтобы победить стресс с ним не нужно бороться, его нужно перехитрить. ⇉

Что вызывает стресс? Каковы последствия стресса для здоровья? Почему стресс оказывает разрушительное воздействие? ⇉

Эмиграция. Как подготовиться к переезду, пережить его и адаптироваться в другом городе или стране. ⇉

События последних месяцев в стране сильно изменили нас. Начиная с декабря месяца, страна живет в постоянном напряжении и стрессе. ⇉

Ежедневно житель большого города сталкивается с «агрессивным» воздействием внешней среды: суета и бесконечные «пробки» на дорогах, столпотворение в общественном транспорте. ⇉ комментариев: 1

По сути дела, переживаем мы из-за штрафа на работе или летим в долгожданное путешествие — у нас всё равно будут выделяться адреналин. ⇉

Кто задумывался над тем, почему в жизнь приходят такие ситуации, трудности, которых мы больше всего избегаем, не хотим даже думать о них, не то, что справляться с ними. ⇉

Когда требования внешней ситуации, длительное время преобладают над внутренними ресурсами человека, происходит нарушение состояния равновесия. Практические советы по профилактике эмоционального истощения. ⇉

Душевная боль. Как бы нам не хотелось избавиться от нее раз и навсегда, она – вечный спутник нашего развития, путешествия длиною в жизнь. ⇉ комментариев: 9

Важной темой для сегодняшней статьи станет стресс и переживание напряжения. Первый вопрос, который надо задать себе, если же чувствуете дискомфорт: «о чем он?» ⇉

Может ли человек привыкнуть жить и отдыхать в условиях шума? Как правильно донести до «беспокойных» соседей, что их действия вам мешают?

Что такое информационный стресс и способы как от него защититься современному человеку?

Данный тест покажет, в порядке ли ваши нервы. Уравновешены ли вы или же часто срываетесь на людях.

upsihologa.com.ua

10 ответов психолога на вопросы о стрессе.

Как утверждают многие исследователи, каждый современный человек подвержен постоянному стрессу. Условия жизни города, сверхплотный поток информации, большие скопления людей, обилие повседневных задач и постоянный напряг со временем оказывают на нас избыточное психоэмоциональное давление. Среди самых распространённых факторов, вызывающих стресс, наши клиенты указывают нижеперечисленные:

  • Дорога на работу и с работы;
  • Ответственность на работе, учёбе;
  • Насмешки со стороны одноклассников и ровесников – у подростков;
  • Смена профессии, места жительства;
  • Неудачи на работе и в личной жизни;
  • Финансовые проблемы;
  • Повышенное чувство ответственности;
  • Проблемы в отношениях с коллегами и близкими;
  • Потребность быть лучшим, быть первым, сильная внутренняя мотивация.
  • 2. Каковы последствия стресса для здоровья?

    Постоянное переживание по этим поводам, стремление соответствовать чьим-то ожиданиям, чрезмерная ответственность и мотивация день за днём скручиваются в тугой клубок и накапливаются в критическую массу. Тело реагирует на это известным ему способом – напрягается и зажимается. Синдром мышечного напряжения характеризует подавленную эмоциональную энергию, проявленную в мышечных спазмах. Физические напряжения, не получившие разрядки, выливаются в функциональные нарушения. А они, по принципу снежного кома, в структурные нарушения – искривления позвоночника, боли в спине и в суставах, межпозвонковые грыжи и прочие «плоды» нарушенной жизнедеятельности современного человека.

    3. Почему стресс оказывает разрушительное воздействие?

    В чём основное отличие цивилизованного человека разумного от его «дикого», но здорового предка? Всё просто – в природе механизм отработки эмоций отлажен как часики: испугался – выплеск адреналина в кровь – побежал, заорал – страх вышел. Разгневался на кого-то, разозлился – адреналин – поцарапал, покусал – полегчало… В природе всё живое реагирует на опасность тремя типами реакций: бей, беги, замри. Зачастую они оказываются недоступны человеку социально обусловленному, его реакции видоизменяются. Эволюционный способ искажается влиянием позднейшего образования коры головного мозга – неокортекса. Это надстройка, которая отвечает за разумное поведение. Человек не зря зовётся разумным – он не додумался ни до чего лучшего, кроме как подавлять свои эмоции и откладывать разрядку. Вместо «бей» – проявляется агрессия или истерика. «Беги» выражается в страхе, перерастающем в ужас и панику. А «замри» становится ступором, беспомощностью и апатией. Будучи подавленными и неотработанными, негативные эмоции со временем приводят к сбоям в эндокринной системе, нарушениям работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

    4. В чём вред отрицательных эмоций?

    Отлаженный тысячелетиями механизм «сброса» отрицательных эмоций приобрёл у современного человека патологический смысл. Теперь сознание все проблемы ловко прячет «под ковёр» – спихивает подальше и поглубже в подсознание тревогу, чувство вины, гнев, ответственность, низкую самооценку. Так проще – нет необходимости всё это переживать и проявлять, показывая окружающим свою животную натуру. До поры до времени объёма подсознания хватает, чтобы удерживать и вмещать в себя весь этот эмоционально непереработанный материал. Проводя аналогию, можно сказать, что в куче вытесненного хлама происходят своеобразные реакции, наподобие гниения и разложения отходов на свалке. Эти продукты подсознательного распада ищут выход и находят его – отравляют тело. Именно поэтому столь популярна расхожая поговорка про все болезни от нервов.

    5. Как стресс приводит к заболеваниям тела?

    Мозг и нервная система не справляются с обилием отрицательных эмоций и замещают своё поражение болями и болезнями физического тела-носителя. Страдают мышцы, находящиеся в задней части шеи, спины, поясницы, ягодиц. Отсюда и название – психосоматика. Боли в мышцах приводят к снижению подвижности. Обездвижение является результатом накопленных в психике сбоев. Зажимы и болевые ощущения очень часто принуждают человека уменьшить двигательную активность. Малоподвижный образ жизни становится привлекательным, человек усаживается в кресло, в машину, всё чаще выбирает диван в пользу прогулок и тренировок. Цикл замкнулся – у человека отбивается охота к тому, что может помочь – к движению!

    6. Можно ли снять стресс алкоголем?

    Когда становится невмоготу, внимание направлено на поиск решения. Эмоциями управлять мы не можем, выглядеть дикарями не хотим. А постоянные стрессы превращаются в вялотекущий до поры до времени синдром стрессового расстройства. К слову, «снимать стресс» люди тоже не научились. Во всяком случае, идут в массе своей не тем путём. Зачастую клиенты указывают наиболее доступный им способ – выпить рюмочку-другую, чтобы расслабиться. Это опасное заблуждение, распространяемое в народе, которое пропагандирует алкоголь как средство, способное помочь расслабиться и снять напряжение. Кто практикует этот способ, очень быстро становится заложником алкоголя, ибо грань между умеренной дозой и зависимостью очень хрупка, переступить её незаметно довольно просто. Вернуться назад – сложнее и дороже.

    7. Выпил таблеточку и порядок?

    Стресс понятие, причины и некоторые рекомендации Когда требования внешней ситуации, длительное время преобладают над внутренними ресурсами человека, происходит нарушение состояния равновесия. Практические советы по профилактике эмоционального истощения.

    Душевная боль: три урока для тех, кому сейчас тяжело Душевная боль. Как бы нам не хотелось избавиться от нее раз и навсегда, она – вечный спутник нашего развития, путешествия длиною в жизнь.

    Всё, что связано с фармакологией и сетями аптек, которые рады предложить вам антидепрессанты и седативные (успокоительные) препараты, также чревато ухудшением здоровья по причине наличия побочных эффектов у всех химических препаратов. Система не нуждается в здоровых людях, больные приносят гораздо больше прибыли; больными и слабыми проще управлять, внушая им страх и присаживая на различные таблетки. Как говорил Козьма Прутков – «Зри в корень!».

    Наш выход – это разумная профилактика стрессов. Сюда входят расширение диапазона адаптации нашего организма и психики, приобретение навыков саморегуляции, повышение психологической устойчивости. Вот именно для этого и нужен тот самый неокортекс – позднейшее образование коры головного мозга, позволяющее нам носить гордое звание человека разумного. Поскольку переживание стрессовой ситуации требует больших энергозатрат, необходимо позаботиться о ёмкости нашего аккумулятора – физического тела. Речь идёт о состоянии мускулатуры, её тонусе и уровне развития. Эксперименты на крысах, проведенные в лаборатории Института нормальной и патологической физиологии, убедительно доказали, что те животные, которые испытывали регулярные мышечные нагрузки, прожили не только в два раза больше – 16-20 против 8-10 месяцев без них, но и сохранили детородную функцию на протяжении все своей жизни.

    Как говорил Ганс Селье, учёный, который исследовал влияние стресса на человека, стресса не надо бояться, надо готовить себя к нему. Что это значит для человека? Всего лишь приучить себя к трём видам упражнений – растяжкам, силовым нагрузкам и расслаблению. Это позволит увеличить диапазон адаптации организма к стрессам, освоить навыки саморегуляции. Что касается психической составляющей – здесь важно договориться с собой (читай – со своим подсознанием) о том, что ответственность за возникающие проблемы вы (сознание) отныне берёте на себя. Отныне нет нужды всё прятать в подсознание на хранение. Ему, подсознанию, и так есть чем заниматься – оно отвечает за безусловные рефлексы и функции – дыхание, сердцебиение, тем, над чем не надо задумываться. Пообещайте себе, что выявлять, осмыслять и решать поступающие проблемы будет теперь сознание – Я. Такой договор лучше всего заключать в промежуточных состояниях между сном и бодрствованием, обращаясь к своему подсознанию перед погружением в сон или лёжа в ванной.

    10. Где получить помощь при стрессах?

    Разгрузить подсознание от скопившегося там материала лучше всего с помощью специалиста с опытом работы в области психологии, психотерапии. Консультация у психолога, встреча с психотерапевтом даст возможность разобраться с вытесненными в подсознание эмоциями, научиться их осознавать и решать повседневные проблемы конструктивно и безопасно для своего здоровья. Освоить исцеляющие и развивающие упражнения, суставную гимнастику можно, проконсультировавшись с врачом – кинезитерапевтом. В этом суть разумного подхода к профилактике стрессов, а также исцеления от посттравматических стрессовых расстройств.

    Ответы на личные вопросы по преодолению стресса можно получить на консультации, сделав предварительную запись.

    Александр Валериевич Ячменёв ©

    практический психолог, экзистенциальный консультант.

    upsihologa.com.ua

    Психолог детям о стрессе

    Психологическая помощь при стрессе основана на том , что физиологические механизмы, вызывающие стресс организма и болезнь, могут быть успешно и зменены, после помощи психолога на психологической консультации , и закреплены в реальной жизни человека.

    «Мы — источник веселья и скорби рудник,

    Мы — вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир — многолик: Он ничтожен, и он же — безмерно велик».

    Физиология стресса хорошо изучена. Каждая ткань, каждый орган нашего тела управляется сложным взаимодействием между химическими веществами, циркулирующими в кровеносной системе и гормонами, выделяемыми эндокринными железами. Их полезное соотношение регулируется «главной железой» — гипофизом, расположенным в средней части головы, непосредственно под мозгом.

    Выделение гипофизарных гормонов (в частности адренокортикотропина) управляется в свою очередь химическими выделениями и нервными импульсами, исходящими из соседней области мозга, носящей название гипоталамус. Эта маленькая область регулирует большую часть бессознательных процессов, таких как, сердцебиение, дыхание, кровяное давление и т.д.

    Гипоталамус связан нервными волокнами почти со всеми областями мозга таким образом, что интеллектуальные и эмоциональные процессы, происходящие где-либо в мозге, воздействуют на все тело.

    Если человек находится в состоянии хронического стресса , то подсознательно гипоталамус сигнализирует об этом, и в кровь постоянно поступает адренокортикотропин, который стимулирует надпочечники для выделения кортизона ( гормона стресса ) и адреналина.

    Высокая концентрация этих гормонов стресса и постоянное угнетение гипоталамусом селезенки и вилочковой железы приводит к резкому подавлению всей иммунной системы. В таком состоянии организм, на всех его уровнях напоминает натянутую цепь, крепость которой не больше крепости самого слабого звена. Ситуация, когда это звено рвется, и симптом болезни вдруг становится явным, свидетельствует лишь о том, что он в скрытой форме давно уже присутствовал в человеке.

    Ученые давно задавали себе вопрос, с какой целью эволюция создала такой «коварный» механизм реакции на стресс. Лишь в последнее десятилетие российским нейрофизиологом Анохиным К. В. Было установлено, что адренокортикотропин и другие гормон-регулирующие факторы приводят к активации нейронов во всех отделах нервной системы человека, чтобы включить на генетическом уровне процессы поиска и обучения индивида новому более продуктивному поведению в жизни.

    Именно через генетический механизм организуются взаимоотношения всех 30 триллионов клеток человеческого организма в единое «клеточное государство». Высшая и конечная цель, которого строго следовать генетическим законам, сформировавшимся за миллионы лет эволюции человеческих сообществ.

    Эти законы природы ставят человека перед трудной делимой – постоянно находить боле продуктивные и полезные формы отношений с другими людьми, либо – заболеть и освободить дорогу более талантливым и успешным.

    Сегодня, научно подтверждается гипотеза Гиппократа , жившего 2,5 тысячи лет назад, о том, что многие болезни являются последствиями патологически ошибочных отношений человека с ближайшим окружением и семьей .

    Он говорил, что нужно лечить больного, а не болезнь, учитывая индивидуальные особенности человека и среду его проживания. Сам процесс лечения он рассматривал, как искусство, а не просто набор формальных технологий.

    Суть модели выздоровления в том, что именно те же самые механизмы, которые способствовали превращению чувств и ощущений человека в стресс , в симптом и развитие болезни, могут быть успешно использованы, при семейном психологическом консультировании , для восстановления здоровья, и создания гармоничных отношений в семье.

    Поэтому, прежде чем обратиться за помощью, человеку необходимо осознать, что непременным и главным условием выздоровления является его абсолютная готовность расстаться с причинами болезни — настоящим, сегодняшним поведением . Только тогда ему можно будет эффективно помочь, даже в самых сложных жизненных ситуациях.

    Как практически можно повлиять на все эти:»гормоны, стрессы и гипофизы» в нашей реальной жизни? Всё в наших руках! Об этом на следующей странице: Тренинги — семинары психотерапевтов: Ст.Гиллигена, Р.Коннера. , и видео Р.Коннера о Норберте Винере.

    Подробнее о Р. Коннере смотрите на странице « Семейный психолог в Омске », либо на сайте Ричарда Коннера: www.therapy-nsk.ru.

    Видео : «О Норберте Винере ; система, коллектив, семья. Патологическая ситуация — патологическая система, возникновение симптома, о шизофрении и психологических тестах. Как мы учимся».

    Метафоры : « О шахтёре и метане », « О Джоне Гриндере — учиться тому, что очень сложно ».

    sites.google.com

    1 сентября — стресс для. родителей

    Какие мысленные ассоциации у вас возникают при произношении слова «сентябрь»? Думаю, что мысли о школе, первом учебном дне, уроках, грусти окончания лета и круговерти осеннего танца ярко-желтых листьев. Сентябрь – пора школьной деятельности и конец беззаботности теплых дней. Первоклашки с большими бантами (так было раньше) и сочными букетами семенят к неизведанному зданию, держась маленькими ладошками за своих волнующихся родителей. Вот шагают дети постарше: кто нервной поступью, ожидая будущую тяжесть гранита науки, кто нетерпеливой припрыжкой, радуясь встрече с одноклассниками, кто уверенно и бодро, в память о прошлогодних заслугах. Ребята разные — спокойные, серьёзные, хулиганистые, беспечные, милые, забавные, задорные и непоседливые.

    На фоне нарядных белых рубашек, свежих благоухающих цветов и веснушчатых носов отчетливо ощущается тревожная аура беспокойных мам и пап. Волнение читается на лицах родителей: в уголках глаз, тенях ресниц и изломах межбровья. Кто вполне осознано, кто, чувствуя лишь в замысловатых недрах души, задают себе вопрос: «Каким окажется этот учебный период?» Больше всего волнений, конечно, у родителей детей, кто впервые переступает порог альма-матер. «Сможет ли мой ребенок быть успешным в школьной программе?», «Будет ли ему легко или тяжело в учебном процессе?», «Как изменится наша семейная жизнь с привнесением в неё домашних заданий?», «Кто будет заниматься с ребенком физикой, ведь я в ней не силен?», «Избежит ли ребенок школьной травли?», «Удастся ли нашему чаду подружиться с другими ребятами?» и многие- многие аналогичные вопросы.

    Одна моя близкая «родительница», мама сыновей, которые пошли в первый класс, охарактеризовала так свое эмоциональное состояние: «Я испытываю настоящую травму». Психологическая травма – вот что часто испытывают родители, отправляя своих отпрысков «первый раз в первый класс». Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Часто «предки», особенно мамы, испытывают различного рода дисфории: снижение настроения, расстройство сна, аппетита, непонятного беспокойства и чувства смятения. В отдельных случаях возникает ипохондрия, тоска, невозможность сконцентрироваться на текущих делах, чрезмерное волнение, вплоть до панических атак. Почему так происходит? Рассмотрим подробнее.

    Ситуация 1. Очень часто подобная симптоматика наблюдается у мамы и ребенка, которые находятся в слишком тесной симбиотической связи

    Мама слишком заботливая, теплая, понимающая и принимающая, живет нуждами и чаяниями детей, со стороны выглядит как идеальная, нередко вызывая чувство неудовлетворенности собой у «обычных» мам. Мама просто не готова отпустить сына или дочь в собственное плавание, потому что очень нуждается в таком тесном присутствии близкого другого. Но почему ребенок должен обслуживать эмоциональную незрелость своих родственников? Я, как системный семейный психотерапевт, часто задаю клиентам следующие вопросы при таком виде устройства отношений: «Зачем маме нужно находиться настолько близко к ребенку?», «Какие у мамы виды деятельности вне семьи?», «Какие у мамы отношения с папой ребенка?», «Зачем маме нужно удерживать дитя рядом с собой?» и другие. Очень часто оказывается на практике, что такая взрослая женщина находится в конфликтных ситуациях со своим мужем, получает эмоциональную поддержку от ребенка, которую ей следовало бы получать более подобающим способом. Ребенок не может являться другом мамы, его место другое, иерархически более низкое, и не стоит нагружать его своими треволнениями. Такая мать мешает ребенку, связывает его, мальчишки и девчонки решают задачи не своего уровня, оказывая матери психологическую помощь от своего присутствия и являясь для нее смыслом жизни. Такие дети, вырастая, часто не в состоянии построить собственную семью, они привыкают служить «костылем» для своего родителя, отказываясь, часто бессознательно, от личной жизни и собственной семьи. Похожие ситуации возникают также, когда в семье ребенка воспитывает один родитель, находясь без поддержки своего партнера. Запомните, единственное место, где следует предаваться полному слиянию – это сексуальные отношения. Когда нет слияния в сексе, возникает слияние с ребенком.

    Выход: Наладить собственное супружество. Когда отношения с любимым станут достойными, отпадет необходимость в «приклеивании» к собственным «цветам жизни». Выстраивайте доверительные отношения с партнером, развивайтесь, привлекайте специалистов и получайте поддержку психологических центров.

    Ситуация 2. Речь так же пойдет о симбиозе, о тесной связи, но вызванной не как следствие душевного одиночества, а как стиль коммуникации в созависимых семьях

    Симбиотические отношения часто наблюдаются в семьях, где близкие страдают зависимостью, например, алкогольной. Доказано, что стили коммуникаций передаются из поколения в поколение. Виды общения, которые складываются в семье с зависимостью, специфичны. Чаще всего наблюдается отказ от собственных желаний, образуется стремление помочь другому. Просили помогать – не просили, для такого типа людей весомого значения не имеет. Такие индивиды действуют, исходя из собственного представления о благости пользы. Мамы таких ребят иногда просто не дают им вырасти. Греют сменную обувь в карманах, тащат тяжелые рюкзаки, делают домашние задания и т.д. Ребенок расслабляется, привыкает, что мама возьмет большую часть нагрузки на себя, «подстелет соломку» где надо и не надо, стагнирует в своем личностном росте – «замерзает», инфантильность становится привычной.

    Ситуация 3. Мне хотелось бы отдельно выделить такой особый тип личности – тревожно-мнительный

    Такая акцентуация характера характеризуется неуверенностью в себе и в завтрашнем дне, пониженным фоном настроения, невысокой самооценкой и постоянным переживанием различных страхов, даже если в них нет никаких реальных опасений. Понятно, что столкнувшись с новой ситуацией – походом в школу, такой человек просто «обязан» испытать сильнейшую тревогу! Зачастую дети и без слов «считывают» настроение близкого, к школьному периоду они уже привыкли жить в «постоянной опасности и угрозе внешнего мира». Успеваемость и уровень социальных контактов у ребяток с такими сородичами будут ниже среднего, развитие разнообразных фобий почти гарантировано. Вот так, излишняя тревога родителей ломает успех детей во внешней среде, «обогащая» неоперившихся птенцов ночными кошмарами.

    Выход: Обратитесь к специалисту, если относите себя к данному типу личности. Опытный психолог поможет грамотно отреагировать накопившиеся эмоции, снять излишнее беспокойство, «выпустить пар». Чаще рисуйте, выплескивайте на бумагу свои переживания, придавайте им соответствующую окраску. Выражайте свои эмоции через мелодичное пение. В период излишней тревоги совершайте стереотипные монотонные действия: мытье посуды, ритуалы, медитации. Хорошо себя зарекомендовали такие виды спорта как плавание, йога, пилатес. Задайте себе вопросы: «Для чего мне нужна моя тревога? Какую выгоду я получаю, излишне беспокоясь? В чем состоит мое удовольствие от этого?» Ответы помогут вам лучше понять себя и отпустить ненужную нервотрепку восвояси.

    Ситуация 4. Личный школьный опыт

    Если в школе вы были «козлом отпущения», «белой вороной» или еще каким-нибудь невиданным зверем, то, несомненно, личная история будет оказывать на вас давление. Отправляя отрока в школу, вы, невольно, оказываетесь в ситуации «давно минувших лет». Понять ваше беспокойство можно, но насколько это актуально в данное время, насколько применимо к вашему ребенку?

    Другой важный момент личной школьной истории состоит в том, что вы, например, являлись отличником в школе или всеобщим любимчиком. Ожидания в этом случае от собственного ребенка могут быть неоправданно высоки. Чувство растерянности и крайняя степень удивления от такого вполне, казалось бы, «закономерного» успеха ребенка, который не подтвердился, застают родителей врасплох. Возникает ощущение, как будто, «не сходятся пазлы». В таких моментах дети очень уязвлены, ведь часто родители, пытаясь подогнать ребенка под собственный стандарт, применяют к нему наказания, порой, к сожалению, физические.

    Выход: Всё-таки поход к психологу, душевным ранам следует зажить.

    С точки зрения системной семейной терапии, начало школьного обучения является нормативным кризисом для семьи. Это период внешней оценки, оценка фактически ставится родителям, за то, как они выстроили функционирование своей семейной системы. Успех или неуспех ребенка во «взрослой жизни» — является зеркалом внутрисемейных отношений, критерием удачно или дисфункционально выстроенных коммуникаций. Перестроилась ли семья на новый уровень, и насколько благоразумно взрослые перераспределили внутрисемейные роли? Если мать ребенка исключительно и полностью сосредоточена на семье – без работы, увлечений, без внешней активности, то заново распределить свое высвободившееся время очень трудно, особенно, если ребенок до школы не посещал детский сад. Чем будет заниматься теперь мама? Часто дети таких родителей очень болезненны, они «спасают» своих родителей, обеспечивая им шанс на ценность в этой жизни. «Он у нас такой больнушечка, мне необходимо быть всегда рядом». Или «Она у нас такая слабенькая, не такая, как все дети», и это снова тема спасения ребенком неустроенной мамы или, реже, папы. Для детей самое важное чувствовать себя любимыми своими родителями, и они, дети, пойдут на многое, чтобы угодить матери в её желании чувствовать себя значительной, даже в ущерб развитию своего дитя. Кризис начала обучения также высвечивает темные пятна в супружеских отношениях. Насколько семья сплоченная и, главное, гибкая. Насколько родители мобилизуются и приводят детей без опозданий в школу, кто возьмет на себя дополнительную нагрузку по проверке домашних заданий и разбор конфликтных ситуаций в учебном процессе? Подобные ситуации очень энергозатратны, но если семья обладает достаточной гибкостью, такие типичные обстоятельства дел являются посильными.

    Я думаю, что тревога, конечно, является допустимым чувством у родителей при наступлении школьной поры, но в разумных пределах и количествах. Позаботьтесь о своем психо-эмоциональном фоне во благо спокойствия и уверенности детских мыслей и переживаний. Пусть наши дети видят уверенных, довольных и счастливых родителей – это повышает шансы подрастающего поколения на гармоничную взрослую жизнь. С началом нового спокойного учебного года!

    Автор Доброва Светлана

  • Работа с паническими атаками — что такое паническое расстройство и паника, чем они отличаются? Гештальт-подход к терапии панического расстройства. Что происходит при панической атаке? Работа психотерапевта с пациентами, пережившими паническую атаку, фазы терапии
  • Поговорим о стрессе? — что такое стресс, 10 правил, как избежать стресса
  • Мама, Папа, Я. Какая мы семья? — особенности психологии ребенка, как мыслит ребенок, как воспринимает мир
  • Практика. Повышение самооценки и развитие доверия — практические рекомендации по повышению самооценки и развитию доверия. Упражнения, рекомендуемые психологом
  • Все популярные статьи в психологии
  • У нас также читают:

    — Лечение травами (фитотерапия) при беременности и здоровье будущего ребенка — польза траволечения, противопоказания. Рецепты сборов трав и настоев, помогающих при различных заболеваниях беременных

    www.medicinform.net

    Путешествие с детьми — стресс или познание окружающего мира

    Поговорим о путешествиях с детьми

    Я живу за рубежом, работаю с малышами в русской школе. Иногда ко мне на консультацию приходят родители с разными вопросами, часто это вопросы про путешествие с детьми.

    «Моя дочь дурочка? Она не знает, на чем мы ездили в Германию».

    Дочери 4 года. Девочка с мамой ездила в соседнюю страну на поезде. По возвращении взволнованная мама пришла ко мне с этим вопросом.

    Мы стали выяснять, рассказала ли мама заранее ребенку о путешествии. Куда они поедут, на чем? Что они будут делать в другой стране? Что такое другая страна? Куда пойдут, что посмотрят?

    Рассмотрели ли они поезд, когда пришли на вокзал? Посчитали вагончики, увидели рельсы, шпалы, место для машиниста, как все устроено внутри вагона?

    Сравнили с другим транспортом: самолетом, автобусом, автомобилем? Чем похожи? В чем разница?

    «Ничего не рассматривали, сели в вагон, ели, играли, смотрели в окно», — ответила мама.

    Так что же может понять ребенок без обращения его внимания на наблюдаемое и без объяснения оного. Ведь вид из окна одинаков, что из поезда, что из автобуса, что из автомобиля. Все мелькает: дома, деревья, машины. Можно и не обратить внимания, на чем ты едешь.

    Путешествия с ребенком — разные города и страны

    Ребенок также не видит разницы в городах и странах. В Европе в особенности. В любом городе есть одинаковые банки, магазины, торговые и развлекательные центры.

    Я вспоминаю, как однажды малыш в детском саду на вопрос: «Что такое Сарапул (город, где жила его бабушка)?» — ответил: «Это такой большой красный дом».

    Эту разницу и должны увидеть родители и показать своим малявочкам, объяснить простыми словами. «Какие тут дома необычные, с красными крышами. И деревья другие — посмотри, какие на них интересные листочки и цветы. А люди как одеваются, и говорят по-другому».

    Можно сводить ваше сокровище в какой-то особенный музей, в детский театр, в детский парк. Попробовать необычную еду, сладости. И все, что видели, пробовали, — обговаривать! Все познается в сравнении.

    С новыми предметами, знаниями нужно знакомить на основе известных, старых знаний. Что-то знакомое — но другой формы, величины, цвета, звучания.

    Например: «В нашем городе много высотных зданий, а здесь — большинство домов низкие, двух-трехэтажные; у нас много зелени, а здесь — мало; у нас в приморском городе люди ходят в сарафанах, шортах, сандалиях, а здесь — в курточках, в ботинках. В нашей стране говорят по-испански, а здесь по-другому — по-немецки» и т.д.

    Чем больше вы увидите различий, тем лучше ребенок запомнит поездку и сможет рассказать о ней знакомым и друзьям. Его внимание будет более сконцентрировано, ведь на отличиях очень хорошо видна разница.

    Конечно, хорошо определить и что у нас общего с этой страной, городом. Здесь также живут люди. У них есть дети. Они живут в домах. Ездят машины, растут деревья. Люди такие же вежливые, приятные, объясняют, как пройти куда-то, помогают, если попросишь.

    Во время путешествий с детьми у родителей возникает много вопросов и проблем. Например таких:

    «Мой ребенок не может усидеть на месте, бегает по всему вагону, ко всем пристает».

    Путешествия с детьми — системный подход

    Если рассматривать эту тему с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, то путешествовать любят кожные и кожно-зрительные дети. Они любят движение, любят смену обстановки, любят все новое, неизвестное.

    Но им трудно усидеть в длительной поездке, они неусидчивы. Путешествие с такими детьми имеет свои особенности:

    • Нужно приготовить для поездки разнообразные игры и занятия. Взять с собой книгу для чтения, карандаши и бумагу для рисования.
    • Подготовить головоломки, загадки и другие игры. Будьте готовы стать неким фокусником, потому что такой непоседа не сможет долго сидеть и читать книжку или рисовать. И у вас должны быть наготове самые разные занятия и игры.
    • Можно играть в соревновательные игры: «Кто быстрее нарисует дом, человека, дерево», «Кто больше увидит и назовет предметов круглой формы, предметов желтого цвета, предметов большой величины» и т.д. Малыши с кожным вектором обожают соревноваться. Но внимание у них неустойчивое, поэтому им нужна частая смена деятельности.
    • Кроме настольных игр, такие «вечные двигатели» обязательно нуждаются в движении. Можно поиграть в следопытов или в «дети шпионов»: пройдите по вагону, рассмотрите людей. Много ли едет детишек, бабушек, дедушек. Что они делают? Если отдыхают, то не нужно шуметь. Если дети играют, то можно познакомиться и организовать общую игру.
    • Чаще вспоминайте, куда вы едете (название страны, города). На чем? Для чего (отдыхать на море; в гости к бабушке в Россию)?
    • Спокойный ребенок — путешествовать легче?

      Совсем другая подготовка к путешествию требуется для обстоятельных малышей. Кажется, что с ребенком, у которого есть анальный вектор, путешествовать легче. Он усидчив, спокоен, покладист. Где посадили, там и сидит. Может долго рисовать, рассматривать книгу, смотреть в окно.

      Но он не любит перемен. Для такого бутуза путешествие — стресс. Ему нужно постоянство места, времени, действий. Он любит ритуалы. Малышу нравится быть дома, с мамой, в своем уголке, со своими игрушками. Часто кажется, что он немного копуша.

      Путешествие с детьми — советы психолога для медлительных деток

      Такого ребенка желательно задолго до путешествия настраивать на него. Все подробно объяснять: куда поедем, на чем, когда, зачем. Как все это будет выглядеть. Что нужно приготовить для поездки. Что ребенку взять с собой. Обо всем советоваться и спрашивать его согласия.

    • Хорошо, чтобы у ребенка был свой чемоданчик, где он сможет самостоятельно навести порядок и сложить свои вещи так, как ему удобно.
    • Если же делать все впопыхах, то такой малыш может обидеться, взбунтоваться и даже впасть в ступор. Тогда вы не сдвинете его с места. И это не каприз. Такова его природа.Поэтому нельзя такого ребенка торопить, подгонять, неожиданно срывать с места и, конечно, кричать на него.
    • С таким малышом нужно все делать обстоятельно и даже выезжать из дома заранее, тогда вы все успеете и ребенок легче адаптируется к смене обстановки во время путешествия. Общаться с ним нужно только по-хорошему, по-доброму.
    • Часто такие детишки устают от быстрого темпа и не могут преодолеть большие расстояния в аэропортах и на вокзалах. Если карапуз сосредоточен только на том, чтобы догнать маму, — он может даже не заметить все радости путешествия и познания нового. Конечно, ведь малыш до 6 лет прочно связан с мамой невидимыми ниточками.

      Волнуют родителей и такие вопросы:

      «Мой ребенок боится летать», «Мой ребенок не хочет плыть на корабле».

      Кто боится летать на самолетах?

      Боятся летать на самолете или плыть на корабле по морю — зрительные детишки. Они очень эмоциональные, восторженные, восприимчивые, но и боязливые. Они всего боятся: милиционера, Бабу Ягу, привидений, в том числе — летать. Короче говоря — они очень боятся умереть. Но сами часто говорят о смерти, спрашивают о ней.

      Самое главное — их нельзя пугать! Теми же милиционерами и Бабками Ёжками. А их страхи нужно переводить в сочувствие и сострадание к людям, животным, букашкам, цветочкам.

      1. А про самолеты и корабли (кораблики) можно разучить стихи, веселые песенки, сочинить сказку.
      2. Можно нарисовать рисунок на тему: «Как мы полетим на самолете к бабушке». Эти зрительные детки — очень творческие, а в процессе творчества могут раствориться все их страхи и опасения.
      3. Кроме этого можно организовать сюжетно-ролевую игру: «Как мы полетим к бабушке», «Кругосветное путешествие на корабле». Во время подобных игр вы с детьми обыгрываете все будущие ситуации, репетируете воображаемую поездку. Благодаря такой игре детские страхи могут исчезнуть без следа.

      И конечно же, если вы летите на самолете, так же нужно рассмотреть самолет, его части — крылья, хвост, шасси, кабина, салон. Летчики, стюардессы. Объяснить, что для чего служит.

      Рассказать малышу о правилах в полете: не бегать, не кричать, пристегнуться ремнем — и объяснить, почему нужно так себя вести.

      Путешествие на корабле/на автобусе/на автомобиле — требует своих разъяснений и правил.

      Ребенок не от мира сего

      Звуковой ребенок может вообще не заметить, что вы куда-то с ним ездили. Он часто бывает задумчив, весь в себе. Может смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Часто такие «звездные» детки — интроверты по своей природе и на вопросы часто отвечают с задержкой: «А? Что?» Так они выходят из своего внутреннего мира.

      Но если его заранее настроить на поездку, то он может заинтересоваться другой страной. Например, их языком, национальной музыкой, поэзией, их учеными, архитектурой. Но это все нужно обговаривать еще дома.

      Посмотреть карты, планы городов. Рассмотреть альбомы художественных произведений, архитектуры. Послушать народные песни, как звучит язык, на котором говорят жители той страны. Можно выучить 5–10 слов приветствия на новом языке.

      В этом случае ваш малыш заинтересуется и будет внимательно прислушиваться и приглядываться к жизни людей другого города или страны. Будет сравнивать с той информацией, которую уже знает о них.

      Если вы с пониманием и вниманием будете относиться к своим детям, различая их естественные желания и потребности, то любая поездка или путешествие будет для вас и ваших детишек приятным, насыщенным новой информацией, восхитительным приключением, а не стрессом.

      В этой статье мы рассказали только о некоторых психологических особенностях детишек с разными векторам. Всего векторов 8, в разных сочетаниях они могут быть у вашего сокровища.

      Конечно же, нужен будет и разный подход к развитию талантов и наблюдательности маленького человека.

      Приглашаем вас в увлекательное путешествие. В новой реальности Интернета можно познать внутренний мир вашего ребенка уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана.

      Автор статьи: Елена Вахрушева, педагог-психолог, психолог-практик

      Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

      8 Сен, 2017 Комментариев: 3 Просмотров: 441

      svp.expert

      Как психологи избавляются от стресса: 17 способов, проверенных профессионалами

      Психологи снимают груз с человеческой души, помогают бороться со страхами, депрессией и стрессом. Это, как вы понимаете, довольно нервное занятие, отнимающее массу душевных сил. И после такой работы им иногда тоже требуется свой персональный психолог, которому можно было бы излить душу, поделиться страхами и пожаловаться на нерадивых клиентов.

      Мне всегда было интересно, у кого лечат зубы стоматологи и стригутся/красятся парикмахеры. То есть понятно, что и те, и другие делают это у коллег. Интересны были их критерии отбора. Особенно было интересно, у кого лечит зубы самый профессиональный стоматолог? С психологами та же история. Психология общения тоже имеет советы.

      Но если психологи все по очереди друг дружке будут жаловаться, у них так и не будет желанного избавления от стресса, потому что получается замкнутый круг. Как же они избавляются от этого липкого и неприятного состояния? Семнадцать способов от семнадцати профессионалов!

      Тони Бернхард предпочитает расслабляться с помощью физических методов, стимулируя парасимпатическую нервную систему (часть автономной нервной системы, в которой нервные узлы расположены непосредственно в органах или на подходе к ним). Есть несколько способов сделать это — например, дышать диафрагмой.

      Любимый метод Тони: легким касанием одним или двумя пальцами провести по губам. Парасимпатические волокна разбросаны по поверхности губ, поэтому прикосновение к ним стимулирует нервную систему. Этот легкий жест помогает достигнуть немедленного ощущения спокойствия в уме и теле.

      София Демблинг предпочитает прогулки на свежем воздухе. Естественный свет действует на нее невероятно успокаивающе. Она делает это практически при любой погоде — солнце, тучи, снег, легкий дождь. Единственное, что может ее остановить — это проливной дождь. Во время прогулок она старается настроиться на присутствие здесь и сейчас, наблюдает за тем, что происходит вокруг нее — форма облаков, шелест деревьер, стрижка газона, дети на площадке. Такая прогулка-медитация помогает прийти в себя и сбросить лишнее напряжение.

      Минди Гринштейн предпочитает глубокое дыхание и старую еврейскую поговорку, которую она повторяет, как мантру:

      Ты не можешь управлять ветром, но ты можешь настроить паруса.

      В любой стрессовой ситуации в самом начале сделайте несколько глубоких вдохов и повторите, что вы не можете контролировать абсолютно все, но, по крайней мере, вы в состоянии управлять собой и своей реакцией.

      Л. Кевин Чэпмен считает, что наиболее эффективный инструмент борьбы со стрессом и тревогой — это метод прогрессивной мышечной релаксации (MPR). Он отлично помогает в борьбе с соматическими симптомами, связаными с хронической тревогой и многими другими физиологическими симптомами (например, расстройством желудочно-кишечной системы).

      Доктор Джекобсон и его последователи рекомендуют сильно напрягать мышцу в течение 5-10 секунд, а затем 15-20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления.

      Доктор разработал около 200 упражнений для всех групп мышц (включая самые мельчайшие), но современное направление использует только 16 групп мышц. Я думаю, что мы рассмотрим этот метод более подробно в отдельной статье.

      Сьюзан Ньюмен считает самым эффективным методом избавления от стресса беседу с друзьями. Но только с теми, которые действительно всем сердцем разделяют ее интересы и переживания. Они всегда выслушают и поддержат. А иногда могут предложить действительно интересные варианты борьбы с причиной стресса.

      Барбара Марквей советует не спешить сразу же переходить в режим решения проблемы. Всякий раз, когда вы чувствуете необходимость действовать быстрее — это верный признак того, что вы должны замедлиться и хорошо подумать.

      Линн Сорайя считает, что нужно научиться сидеть тихо и прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Это помогает узнать лучше самого себя. Знание себя — это первый шаг к управлению собой и своим стрессом.

      Эми Пржеворски советует всегда выделять время для себя. В этот промежуток времени вы можете делать только то, что хотите вы, а не от вас требует ваша работа, семья, друзья или чувство долга. Это поможет уменьшить стресс, повысить продуктивность и усилить ощущение счастья и удовлетворенности.

      Нэнси Раппапорт. Когда вы на пределе, вы начинаете подталкивать себя еще сильнее вместо того, чтобы признать, что ваши силы на исходе, и сделать противоположное — дать себе отдохнуть.

      И снова Тони Бернхард советует сбавить обороты на 25%, чем бы вы на данный момент ни занимались, если вы чувствуете, что дела плохи.

      Убираете ли вы дом, серфите в интернете или выполняете поручения — замедлите свой темп, как будто вы двигаетесь как на видео, которые проигрывают в режиме слоумоушен. И вы почувствуете, как стресс соскальзывает с вашего тела и ума.

      Стефани Саркис советует сбрасывать напряжение с помощью занятий спортом и стараться периодически вносить новые элементы, чтобы разнообразить занятия.

      Арт Маркман считает, что замечательным инструментом для борьбы со стрессом является музыка. Наденьте наушники и слушайте музыку, которая поможет вам мысленно перенестись в другое, более приятное место. И если у вас есть возможность, научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и включите это в свой список упражнений для борьбы со стрессом.

      Я думаю, что это отличный шанс для тех, кто всегда мечтал научиться играть на чем-нибудь, но все никак не мог выделить на это время и деньги. Теперь у вас есть даже специальная отмазка, которая поможет успокоить совесть и жабу — вы тратите деньги не на глупости, а на свое здоровье. Вам доктор прописал вместо того, чтобы играть на нервах окружающих, играть на пианино 😉

      Способ Мег Селиг состоит из нескольких шагов. Первый из них — это определение источника стресса. То есть источник стресса — это вы сами или его вызвали внешние раздражители? Если стресс вызван внешней ситуацией, она старается поговорить с окружающими о помощи, в которой она нуждается. Если же это не срабатывает, тогда она устанавливает границы.

      Если же выясняется, что источником стресса является она сама и она сама же нарисовала у себя в голове эту драматическую картину, тогда она старается поговорить сама с собой и посочувствовать себе в этом внутреннем разговоре. Мег считает, что чем большим состраданием она окружит свои негативные мысли и эмоции, тем проще ей потом отпускать их и двигаться дальше.

      Сьюзан Краусс Витбоурн считает, что даже если вы не можете изменить ситуацию, которая вызывала стресс, вы можете изменить свою реакцию на нее. Даже в самой невыгодной на первый взгляд ситуации можно найти что-то положительное и даже смешное. Вы можете посмотреть на это, как на новое испытание, благодаря которому вы получаете новый опыт и учитесь на своих ошибках.

      Фран Верту считает, что мы всегда должны напоминать себе о том, что мы делаем все возможное в данных обстоятельствах для решения проблемы. И советует практиковать гибкость в принятии решений для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями для измнений.

      Майкл Джей Формика напоминает о том, что на самом деле есть только «здесь и сейчас». Если вы наполните свою чашу сожалениями о прошлом и тревогой о будущем, у вас просто не останется места ни для чего другого. В итоге вы просто грабите себя, отбирая радость в каждом дыхании, которым вы благословлены. Опустошите свою чащу — если вы находитесь в безопаности в данный момент, ничто не может навредить вам до тех пор, пока вы сами этого не позволите.

      Скотт Макгрил избавляется от стресса, фокусируясь на том, что его окружает. Например, он может сконцентрироваться на окружающих цветах и формах объектов, которые на данный момент его окружают. Это помогает переключить внимание с «горячих мыслей» и немного остынуть.

      Алиса Бойс при первых признаках стресса пытается поймать себя, когда она находится в режиме размышлений. Размышления в плохом настроении мешает принимать правильные решения. Люди верят в то, что переосмысление ситуации в итоге приведет к решению проблемы. Но на самом деле это не так.

      Если вы поймали себя на том, что погружаетесь в тягостные размышнеия о своей нелегкой судьбе и почему жизнь так несправедлива, перестаньте думать и переключитесь на что-то другое.

      Например, прогуляйтесь по парку, поболтайте с подругой или сделайте пару кругов по стадиону. Последнее очень помогает избавиться от негатива — проверено на практике!

      lifehacker.ru

      Рудометова Ольга Владимировна

      Психолог Алматы Был на сайте: 4 дня назад

      Ответов на сайте: 853 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 14

      Очень вам сочувствую и понимаю ! Сама пережила смерть мужа в вашем возрасте.

      У меня были такие же симптомы со здоровьем в течении года. В вашем случае 3 года — это много! Понятно , что вы потеряли любимого человека ,отца своих детей ,опору и поддержку! Вы сейчас находитесь в замороженном состоянии, удерживаете свои чувства и переживания — НЕ знаете что делать . Но ,чтобы делать нужна энергия и силы и желание! — Для этого необходимо позволить чувствам жить — выпустить ИХ во вне — пережить отгоревать свою потерю вслух осознанно! — В этом необходима поддержка профессионала — психолога! Приходите буду рада вам помочь!

      Матвеева Татьяна Васильевна

      Ответов на сайте: 1874 Проводит тренингов: 9 Публикаций: 3

      Здравствуйте, Лейла! Сочувствую Вашему горю. Потеря близкого человека, партнера — серьёзная травма. Похоже, что Вы еще не отгоревали эту потерю. По-возможности нужно обратиться к психологу очно. Из Вашего письма мне осталось не понятно содержание проблем. Вы пишите, что ухудшилось здоровье, настроение, внешность. Что именно произошло со здоровьем? Настроением точно можно управлять самостоятельно и о внешности заботиться тоже. Что Вам мешает это делать? Если нуждаетесь в поддержке, чтобы производить изменения, приходите на консультацию. Вы ничего не написали про то, чего сама хотите на данный момент для себя в жизни. Это важно понимать, чтобы двигаться активнее в желаемом направлении. Желаю Вам всего наилучшего! С уважением, Татьяна.

      Мирошниченко Лариса Владимировна

      Вы можете задать вопрос другим психологам

      Здравствуйте, Лейла. Смерть мужа – тяжелая потеря, но даже для переживания этого горя 3 года в таком состоянии – это уже много. Видимо, у Вас не было возможности побыть с собой столько, сколько нужно, попрощаться с мужем внутри себя и принять свое новое состояние — уже без мужа. Бывает, что мать поддерживает детей в потере отца, старается не показывать им свои чувства или человек поддерживает других своих родных проходя мимо свой глубины горя, либо из-за каких-то установок не может горевать так, как действительно хотелось бы. И тогда он не может сам выйти из этого состояния, наступает депрессивное настроение, раздражительность, ухудшается здоровье и т.д. И рана в душе, нанесенная смертью близкого человека, никак не заживает. Тогда требуется помощь человека, который поможет эту рану заживить и вернуться к жизни. При таком сроке потери, учитывая ваше состояние, лучше всего обратиться к психологу на очную консультацию.

      С уважением, Лариса.

      Елисеева Галина Михайловна

      Смерть близкого — большая утрата, и не всегда с ее принимают. Бывает, что человек на годы застревает в переживании горя. В этом случае лучше пойти на очную терапию к психологу. Приходите, буду рада помочь Вам. Галина.

      Идрисов Галихан Абдешевич

      Ответов на сайте: 6613 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 14

      Выберите профессионала и пойдите на прием.

      Судя по всему, самой Вам выбраться из таких состояний уже затруднительно.

      Не затягивайте визит.

      Куроедова Людмила Мичеславна

      Ответов на сайте: 3638 Проводит тренингов: 5 Публикаций: 33

      Здравствуйте, Лейла! Вашу ситуацию необходимо исследовать и, безусловно, в сопровождении профессионала, так как, Вам не только нужна моральная поддержка, а также, внутренняя проработка, благодаря которой — Вы сможете почувствовать себя уверенной, освободиться от подавленных прошлых переживаний и начать жить с новыми ресурсами и возможностями, которые необходимы и Вам и Вашим детям. Самой, особенно на начальном этапе, к сожалению, Вам не справиться. Всего Вам доброго. С уважением Людмила К.

      Галочкина Елена Борисовна

      Ответов на сайте: 4398 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 8

      Любая потеря, даже самая ужасная, переживается около одного года. Если спустя три года после смерти мужа, Вы всё ещё не вернулись в своё нормальное жизнеспособное состояние и всё у Вас валится из рук, значит, Вы не пережили до конца горе утраты мужа. А его нужно пережить по определённым правилам, и пройти все этапы, от шока, через глубокую печаль до планирования дальнейшей жизни. Сильно рекомендую Вам посетить психолога, умеющего работать с горем утрат. Это сильно сократит время и душевные силы, которые Вы потратите на завершение своих переживаний и поддержит Вас в Вашем непростом состоянии. Я имею квалификацию кризисолога и умею работать с утратами. Готова быть Вам полезной. Всего наилучшего, Елена.

      www.all-psy.com