Психопатия акцентуация личко

Психопатии и акцентуации характера у подростков — Личко А.Е.

Год выпуска: 1983

Первое издание вышло в период, когда акселерация развития подростков достигла своего апогея — масса физически рано повзрослевших высокорослых подростков производила сильное впечатление на предшествующие поколения, словно наглядно подтверждая, что человечество вступило в эпоху научно-технической революции и бурного социально-экономического развития. С акселерацией был сопряжен ряд неожиданных социально-психологических проблем — большой разрыв между ранним физическим созреванием и социальной зрелостью, распад одной возрастной когорты подростков на акселерированных и инфантильных, что создавало определенные трудности для их социальной адаптации. Отсюда последовал ряд нарушений поведения разных степеней — от ярких картин заострившихся в проявлениях психопатий до преходящих отклонений от общепринятого модуса поведения на фоне крайних вариантов нормы в отношении становления характера. Для обозначения последних нами был использован термин «акцентуации характера» вместо нередко бытующего «психопатические черты», чтобы подчеркнуть их принадлежность к крайним вариантам нормы, а не к зачаткам паталогии.

С начала 80-х годов акселерация физического развития подростков как будто пошла на спад. Тем не менее психопатии и психопатоподобные нарушения остаются одной из важнейших проблем подростковой психиатрии. Однако наряду с конституциональными психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций характера на первый план стали выдвигаться иные психические расстройства — психопатоподобная вялотекущая шизофрения, психопатоподобные нарушения на фоне дебильности и резидуальных органических поражений головного мозга. Если дебильность в подростковом возрасте не представляет диагностических трудностей, а выявление резидуальных органических изменений мозга требует лишь тщательного обследования, то дифференциальный диагноз при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков может быть одной из самых трудных диагностических задач в психиатрии. Это побудило включить во второе издание новую главу о психопатоподобной вялотекущей шизофрении.

В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях психопатических развитий («пато-характерологических формирований») у подростков играет неправильное воспитание. Поэтому виды неправильного воспитания были поставлены во главе угла переработанной главы о психопатических развитиях у подростков.

Сложную проблему представляют смешанные типы психопатий и акцентуаций характера. Для разработки психотерапевтических программ и медико-педагогических рекомендаций важна не просто констатация смешанного типа («микста»), но и знание того, из черт каких типов это сочетание складывается. Поэтому расширена глава IV, где при описании основных типов психопатий и акцентуаций добавлены иллюстрации различных вариантов смешанных типов. В конце этой главы рассмотрена данная проблема в целом (типы промежуточные и «амальгамные»).

Переработана также глава о подростковых «поведенческих реакциях». Теперь она посвящена биологическим и социально-психологическим основам нарушений поведения.

Мы также сочли необходимым дать в первой главе четкое определение понятия «акцентуация характера», чтобы избежать его использования в качестве клинического диагноза.

В «Заключении» добавлена схема предлагаемых психотерапевтических программ при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Литературный указатель дополнен работами последних лет.

Надеюсь, что второе издание — дополненное и переработанное — послужит полезным пособием всем, для кого важны проблемы подростковой психиатрии.

www.booksmed.com

Описание типов акцентуации характера по классификации Личко

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

onevroze.ru

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни. не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям», «мешают. приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период.

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием».

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) – как «крайние варианты нормального характера».

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера.

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

studfiles.net

Акцентуации характера по Ганнушкину – Личко

1.Психопатии, определение дал Ганнушкин. Психопатия — пограничное состояние между нормой и патологией, или пограничное состояние. Психопатия по Ганнушкину — это аномалия характера, которая: а) охватывают весь психический облик человека (тотальность);

б) относительно неизменна при жизни (врожденность);

в) проявляется в социальной дезадаптации.

2. Акцентуация — это крайняя степень нормы, ее приближение к психопатии. Акцентуация по Личко (их 10) — чрезмерное подчеркивание определенной черты характера, которая связана с болезненной чувствительностью к одним социальным ситуациям при относительной устойчивости к другим. То, что является болезненной чувствительностью, Личко называет "слабым звеном" характера. Самому человеку больно в какой-то ситуации, а в другой он сам может причинить боль.

1. Конститунациональновозбужденный тип психопатии (гипертимный тип акцентуации) — постоянно приподнятое настроение, активность, стремление к лидерству, склонность к аферам;

2. Конституционально депрессивный тип психопатии (сенситивный, или чувствительный тип акцентуации) — (связь условная! — болезненная чувствительность к ситуациям: где много народа, к ситуациям проверки, постоянно заниженное настроение, чувство вины;

3. Лабильный тип — постоянная смена настроений, не могут выразить свое истинное чувство. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

/Лабильный (отрицательная оценка со стороны окружающих)

4. Невростеник(психопатия) и астеноневротический тип (акцентуация) — повышенная чувствительность к собственным телесным состояниям, которые превращаются в угрозу для здоровья. Компенсация — стать выше себя, то есть преодолеть болезнь за счет каких-либо средств;

5. Психостеник— (Психастенический тип акцентуации) — неспособность принимать решения; любая ситуация вызывает вопрос, привычная ситуация представляется неопределенной. У него огромное число компенсаторных средств. Это люди суеверные, читатели астрологических прогнозов, бросатели кубиков и так далее, то есть ему нужны внешние средства управления поведением;

6. Параноик (акцентуации нет) — склонность к созданию сверхценных идей, и эта черта определяет все остальное. Замкнут, жесток, злопамятен, резонер — но шизоид, резонерствуя, разнообразен, а параноик говорит все время об одном и том же, у него вязкая речь; в крайней степени — фанатик. (Сталин)

7. Эпилептоид(и психопатия, и ацентуация) — вязкий, гнетущий эмоциональный фон с резкими аффективные всплески (страх, гнев и т.д.) + асоциальность;

8.Истероид — желание обратить на себя внимание любой ценой. Для Личко "подросток" и "истероид" — обычно синонимы; иногда подросткам Личко приписывает еще гипертимность. По Ганнушкину "любой ценой" связано с нереальностью восприятия, с искажением действительности. Это могут быть страшные тайны о тяжкой вине (которой нет), тайные признания (и обязательные сообщения другому) о тайных пороках или страшных болезнях вплоть до суицида (желательно неудачного, поскольку хочется не только покончить с собой, но и посмотреть, что будет дальше).

9. Неустойчивый –- О них просто больше нечего сказать — необходимость в подражании обязательно яркому образцу: нет ни собственной линии поведения, ни цели, ни желаний. По Ганнушкину — склонность к измененным состояниям сознания, к алкоголизму, наркомании и т.п. У них есть возможность компенсироваться.

10. Конститунционально глупые или (конформный тип)- низкие интеллектуальные способности от природе — тоже подражание, но не яркому образцу, а стереотипу и шаблону, то есть среднему образцу (быть как все). Компенсация: если нашли образец, они спокойные и достойные труженики.

У Ганнушкина нормальный характер — это пустое понятие, но не в том смысле, что все ненормальные, а в том, что нельзя норму определить по природе; нормальный характер — это социальное понятие (как и характер вообще), а психопатии и аномалии — своего рода предпосылки, и они могут быть скомпенсированы, когда человек создает свой характер. Леонгард: аномальная личность — люди, которые до такой степени отклоняются от средней нормы, что даже при отсутствии внешне неблагоприятных условий испытывают трудности приспособления к жизни.

studopedia.ru

Классификация, факторы формирования и лечение при акцентуации характера

Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Термин «акцентуация личности» был введен в 1968 году психиатром из Германии К. Леонгардом, который описывал это явление в качестве излишне выраженных индивидуальных личностных черт, имевших тенденцию к переходу в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Позднее данный вопрос был рассмотрен А. Е. Личко, который на основе работ Леонграда разработал собственную классификацию и ввел в обиход термин «акцентуация характера».

И хотя акцентуированный характер ни в коем случае не отождествляется с психическим заболеванием, важно понимать, что он может содействовать формированию психопатологий (неврозов, психозов и т.д.). На практике очень трудно отыскать грань, чтоб отделить «нормальных» от акцентуированных личностей. Однако психологи рекомендуют выявлять подобных людей в коллективах, ведь акцентуация практически всегда обуславливает особые способности и психологическую расположенность к конкретным видам деятельности.

Акцентуации характера по степени выраженности могут быть явными и скрытыми. Явная акцентуация – это крайний вариант нормы, когда определенные черты характера являются выраженными в течение всей жизни. Проявление скрытых акцентуаций обычно связано с какими-либо психотравмирующими обстоятельствами, что, в принципе, является обычным вариантом нормы. В течение жизни человека формы акцентуаций могут переходить одна в другую под воздействием различных внешних и внутренних факторов.

К наиболее распространенным и понятным классификациям типов характеров относятся вышеупомянутые системы, разработанные Леонгардом и Личко. Личко в большей степени изучал акцентуации характера, которые можно наблюдать в подростковом возрасте, а в его классификации выделяются следующие типы:

Классификация Леонграда

В многом схожа классификация типов характера, предложенная Леонграда, который изучал акцентуации характера преимущественно у взрослых людей и выделил следующие типы:

Одной из модификаций классификации Леонгарад является система Шмишека, который предложил поделить типы акцентуаций на акцентуации темперамента и характера. Так, к акцентуациям темперамента он отнес гипертимность, дистимность, циклотимность, тревожность, экзальтированность и эмотивность. А вот возбудимость, застревание, демонстративность и педантичность автор причислил непосредственно к акцентуациям характера.

В качестве ярчайших примеров типов акцентуаций характера могут выступать популярные герои современных мультипликационных фильмов и литературных произведений, наделенные выраженными личностными особенностями. Так, неустойчивый или дистимный тип личности хорошо проиллюстрирован в герое известного детского произведения «Приключения Буратино» Пьеро, настроение которого обычно безрадостное и подавленное, а отношение к окружающим событиям – пессимистическое.

К астеничекому или педантичному типу лучше всего подходит Ослик Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Этот персонаж отличается необщительностью, боязнью разочарований, озабоченностью собственным здоровьем. А вот Белого Рыцаря из знаменитого произведения «Алиса в стране чудес» смело можно отнести к экстравертированному шизоидному типу, характеризующемуся интеллектуальной развитостью и нелюдимостью. Сама Алиса относится, скорее, к циклоидному типу, для которого характерно чередование повышенной и пониженной активности с соответствующими перепадами настроения. Аналогичным образом раскрывается и персонаж Дон Кихота Сервантеса.

Акцентуация характера демонстративного типа явно проявляется в Карлсоне – самовлюбленном персонаже, любящем похвастаться, стремящемся всегда быть объектом всеобщего внимания. Винни-пуха из одноименного детского произведения и кота Матроскина смело можно отнести к возбудимому типу. Эти два персонажа во многом похожи, так как оба отличаются оптимистичным складом, активностью и невосприимчивостью к критике. Экзальтированный характер можно наблюдать у героя современного мультфильма «Мадагаскар» Короля Джулиана – он эксцентричен, склонен преувеличенно демонстрировать собственные эмоции, не терпит невнимания к себе.

Лабильный (эмоциональный) тип акцентуации характера раскрывается в Царевне-Несмеяне, а вот рыбак из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» является характерным представителем конформного (экстравертированного) типа, которому проще приспособиться к мнению окружающих, чем отстоять свою точку зрения. Параноидный (застревающий) тип характерен для большинства целеустремленных и уверенных в себе супер-героев (Человек Паук, Супермен и т.д.), жизнь которых представляет собой постоянную борьбу.

Факторы формирования

Акцентуированный характер формируется, как правила, под воздействием совокупности различных факторов. Не вызывает сомнений тот факт, что одну из ключевых ролей в этом играет наследственность, то есть некие врожденные личностные особенности. Помимо этого на появление акцентуаций могут влиять следующие обстоятельства:

  • Соответствующее социальное окружение. Так как характер формируется с раннего детского возраста, наибольшее влияние на развитие личности оказывают люди, окружающие ребенка. Он неосознанно копирует их поведение и перенимает их особенности;
  • Деформирующее воспитание. Дефицит внимания со стороны родителей и других окружающих людей, чрезмерная опека или строгость, отсутствие эмоциональной близости с ребенком, завышенные или противоречивые требования и т.д.;
  • Неудовлетворение личных потребностей. При авторитарном типе управления в семье или школе;
  • Дефицит общения в подростковом возрасте;
  • Комплекс неполноценности, завышенная самооценка или иные формы дисгармоничного представления о собственной личности;
  • Хронические заболевания, в особенности, поражающие нервную систему, физические недостатки;
  • Профессия. Согласно статистике, акцентуации характера чаще наблюдаются у представителей таких профессий, как актеры, педагоги, медицинские работники, военные и т.д.

По мнению ученых, акцентуация характера чаще проявляется в пубертатном периоде, но по мере взросления переходит в скрытую форму. Что касается генеза рассматриваемого явления, ряд проведенных ранее исследований показывает, что, в целом, само по себе воспитание не может создать условий, в которых бы мог сформироваться, к примеру, шизоидный или циклоидный тип личности. Однако при определенных отношениях в семье (излишнее потакание ребенку и т.п.), вполне возможно, что у ребенка разовьется истероидная акцентуация характера и т.д. Очень часто у лиц с наследственной предрасположенностью наблюдаются смешанные типы акцентуаций.

Акцентуации характера встречаются не только в своем «чистом» виде, легко поддающемся классификации, но в смешанной форме. Это так называемые промежуточные типы, становящиеся следствие одновременного развития нескольких различных черт. Принятие во внимание подобных особенностей личности очень важно при воспитании детей и построения общения с подростками. Учитывать особенности акцентуированного характера также необходимо при выборе профессии, при выявлении предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Очень часто акцентуированный характер сравнивается с психопатией. Здесь важно учесть явное различие – проявление акцентуаций не является постоянным, так как со временем они могут менять степень выраженности, сглаживаться или вовсе исчезать. При благоприятных жизненных обстоятельствах личности с акцентуированным характером способны даже раскрывать в себе особые способности и таланты. К примеру, личность с экзальтированным типом может открыть в себе талант художника, актера и т.д.

Что касается проявлений акцентуаций в подростковом возрасте, то дана проблема на сегодняшний день является весьма актуальной. По статистике, акцентуации характера имеются почти у 80% подростков. И хотя эти особенности рассматриваются в качестве временных, психологи говорят о важности их своевременного распознавания и коррекции. Дело в том, что часть выраженных акцентуаций под воздействием неких неблагоприятных факторов может трансформироваться психическое заболевание уже в зрелом возрасте.

Чрезмерно выраженная акцентуация характера, приводящая к явной дисгармонии личности, действительно может потребовать определенного лечения. Важно подчеркнуть, что терапия при рассматриваемой проблеме должна быть неразрывно связано с основным заболеванием. К примеру, доказано, что при повторных черепно-мозговых травмах на фоне акцентуированного характера возможно формирование психопатических расстройств. Несмотря на то, что сами по себе акцентуации характера в психологии не рассматриваются в качестве патологий, они довольно близки к психическим расстройствам по целому ряду признаков. В частности, акцентуированный характер – это одна из психологических проблем, при которой не всегда удается поддерживать нормальное поведение в социуме.

Явные и скрытые акцентуации характера диагностируются при проведении специальных психологических тестов с использованием соответствующих опросников. Лечение назначается всегда индивидуально в зависимости от конкретного типа акцентуации, ее причин и т.д. Как правило, коррекция проводится с помощью психотерапии в индивидуальной, семейной или групповой форме, но иногда может назначаться дополнительная медикаментозная терапия.

odepressii.ru

Акцентуация характера или психопатия?

Индивидуальность каждого из нас определяется не только его внешним видом, но и характером. Набор устойчивых черт, от которых зависит поведение, манера общения и даже стиль жизни человека у каждого разный. Кто-то обладает уживчивым «легким» характером, общение с другими сильно затруднено. Акцентуации личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера встречаются достаточно часто, у таких людей легко выделить «ведущую» черту или качество: тревожность, агрессивность, демонстративность и их поведение может отличаться от общепринятых норм и правил. Так что такое акцентуация характера: вариант нормы или уже патология?

Что такое акцентуация

Акцентуация характера – это чрезмерное, но не патологическое усиление отдельных черт характера человека. Акцентуированные личности – это психически здоровые люди, реакция которых на определенные ситуации может отличаться от общепринятых. Такие люди часто кажутся окружающим «странными», но это не мешает им вести обычный образ жизни и успешно реализовываться. Акцентуации характера считаются крайним вариантом нормы, их усиление может привести к развитии психопатии, также возможно уменьшение воздействия акцентуаций на поведение и психику человека.

Впервые этот термин был использован К. Леонгардом – немецким психиатром, который в середине прошлого века обратил внимание общественности на основные существующие типы акцентуации характера. Российский психиатр А. Е. Личко развил и углубил изучение этой темы и именно его классификация сейчас считается основной.

Акцентуации характера и психопатии достаточно сложно разделить, основное отличие – это способность человека удерживать себя в определенных рамках и отсутствие постоянства в симптомах. При психопатии отклоняющееся поведение возникает постоянно или периодически, при акцентуациях – как реакция на определенный раздражитель.

Почему она возникает

Возникновение акцентуаций характера частично обусловлено личностными, наследственными особенностями личности и факторами, воздействующими на человека в период формирования личности – детстве и подростковом возрасте.

Наибольшее значение в формировании характера имеют:

  1. Социальное окружение – на формирование характера огромное влияние оказывают люди, находящиеся рядом с ребенком – его родители, родственники и воспитатели. Неосознанно ребенок копирует их поведение, манеру общения и стиль жизни, что может наложить неизгладимый отпечаток на его характер.
  2. Типы воспитания – чрезмерная опека, диктаторство, потакание, противоречивое воспитание могут вызвать развитие различных проблем с психикой.
  3. Подавление личности – авторитарный стиль общения в семье или школе, подавление естественных потребностей или черт личности ребенка и подростка часто становится причиной формирования акцентуаций.
  4. Дефицит общения – также крайне отрицательно сказывается на состоянии психики ребенка и подростка.
  5. Личностные особенности – тяжелые соматические заболевания, особенности внешности или общения человека являются одним из провоцирующих факторов.

Акцентуации характера формируются в детском и подростковом возрасте, некоторые из них проявляются уже в детском возрасте, другие становятся особенно заметными в подростковый период. При сохранении интеллекта и психики большинство таких проявлений сглаживаются или компенсируются и становятся менее заметными.

Выделяют несколько основных типов. Как правило, в характере и поведении человека преобладает один тип акцентуаций, но может встречаться и смешанная форма – когда в ответ на разные раздражители возникают реакции разных типов.

На сегодняшний день существует 2 основных классификации: Леонграда и Личко. Эти классификации во многом совпадает, но их основное отличие – возраст обследуемых. А.Е. Личко исследовал типы характера подростков, а Леонград преимущественно изучал акцентуации характера взрослых людей. Акцентуация характера в подростковом возрасте имеет свои особенности, главная из которых – яркое выражение всех черт. «Спящие» черты, характеризующие ту или иную акцентуацию характера могут ярко проявить себя в переходном возрасте, когда поведение подростка часто кажется окружающим странным или даже неприемлемым, а затем, постепенно, самые заметные черты «сглаживаются» и во взрослом возрасте становятся незаметны. У подростков достаточно сложно отличить акцентуации от психопатий, так как их поведение может не укладываться в общепринятые рамки, для диагностики необходимо длительное наблюдение и проведение специальных тестов. Чаще всего у подростков встречается лабильный тип акцентуации характера, его черты могут проявляться и при других, более выраженных типах акцентуации характера.

Акцентуированная личность во взрослом возрасте, как правило, не «выбивается» из общепринятых стандартов, а отличительные черты проявляются только в моменты эмоционального напряжения или стресса.

Классификация по Леонграду

  • Гипертимный тип акцентуации – отличается повышенной социальной активностью. Такой человек отличается инициативностью, энергичностью, желаем наладить контакт со всеми окружающими. Гипертимники могут быть излишне навязчивыми, шумными и агрессивными.
  • Дистимный тип – люди этого типа отличаются замкнутостью, нежеланием общаться, пессимистичным взглядом на жизнь и угрюмостью.
  • Циклоидный тип – отличается резкой сменой настроения, склонностью зацикливаться на своих переживаниях и эмоциях.
  • Возбудимый тип – отличается чрезмерной реакцией на любые раздражители. Процессы торможения замедленны и ослаблены.
  • Застревающий тип – обидчивость, мнительность, злопамятность и склонность к педантизму отличает людей этого типа.
  • Педантичный тип – добросовестность и надежность сочетаются с медлительностью, формализмом и занудливостью.
  • Тревожный тип – таких людей отличает неуверенность в себе, большое количество страхов и подавленность.
  • Эмотивный тип – отличается повышенная чувствительность, склонность к переживанию и преувеличение переживаемых эмоций.
  • Демонстративный – при такой акцентуации люди стремятся привлечь всеобщее внимание к своей персоне, отличаются артистизмом, эгоистичностью и истеричностью.
  • Экзальтированный тип – повышенная эмоциональность, склонность «работать на публику» и словоохотливость часто сопровождает таких людей.
  • Экстравертированный – человек, настроенный на общение с другими. Ему легко и комфортно в компании, он с трудом переносит одиночество и отличается конформизомом.
  • Интравертированный – в противоположность предыдущему типу такие люди предпочитают одиночество, созерцание и очень устают от общения.
  • Также часто встречается лабильный тип личности и психоастенический. Лабильный тип отличается быстрой сменой настроения и повышенной чувствительностью, а при психоастенической акцентуации – склонностью к самоанализу, повышенной раздражительностью, слабостью нервной системы.

    Коррекция или лечение

    Диагностика акцентуаций характера проводится с применением специальных опросников, тестов и личного наблюдения. С их помощью можно составить достаточно полный психологический портрет больного и определить ведущие черты.

    Иногда бывает достаточно сложно разграничить: психопатия или акцентуация характера? Вылечить акцентуации характера медикаментозно невозможно, но вполне реально «смягчить» самые «мешающие» черты, улучшить психическое состояние человека и способствовать его успешной социализации. Для этого используются различные психотерапевтические методики, методы самоконтроля и так далее.

    opsihoze.ru

    Психопатия акцентуация личко

    Согласно определению, которое дано в труде А. Е. Личко, «акцентуацией характера считается крайний вариант нормы, при которой отдельная черта характера человека чрезмерно выражена, вследствие чего может быть обнаружена частичная уязвимость к психогенному воздействию». При этом, следует отметить, стойкость к другим психогенным явлениям совершенно не страдает и остается прежней.

    Для сравнения, есть смысл дать краткое определение того же термина, ссылаясь на высказывание Б. Г. Ананьева:

    «Чертами характера человека есть или могут стать исключительно существенные отношения к обстоятельству процесса жизнедеятельности, либо собственному действию. Принципиальные, жизнерадостные, честные, требовательные, строгие, чуткие, общительные и иные черты характера человека могут быть определены, как присущее данной личности отношение к окружающему миру, людям, к своей персоне».

    Согласно интенсивности выражения их, психолог А.Е. Личко выделил два типа акцентуаций: скрытые и явные. Явные акцентуации – крайние варианты тех или иных норм. Любая из черт характера в этом случае четко выражена на протяжении всех лет жизни человека. В данной ситуации не может наступить декомпенсация при отсутствующей психической травме. Скрытыми акцентуациями называют обычные или привычные варианты норм. Черта характера в этом варианте проявлена в случае, когда человек переносил психическую травму. При этом, может не наблюдаться хроническая дезадаптация.

    В том случае, когда акцентуации характера являются крайними вариантами привычных норм, психопатию есть смысл называть патологией человеческого характера. Следуя утверждению П. Б. Ганнушкина по данной теме, можно считать, что «психопатия – это аномалия характера личности, которой определяется психологическое обличие индивидуума, накладывая отпечаток его общее душевное состояние».

    С целью более глубокого изучения явления, именуемого психопатией, есть смысл рассмотреть ряд других определений данного термина.

    Согласно мнению Балля, «психопатическая личность – постоянный обитатель областей, находящихся на грани душевного здоровья и душевного заболевания, словно неудачная биологическая вариация, слишком далеко уходящая от некого четко определенного уровня, считающегося средним».

    Ученый с фамилией Шнейдер считает, что «к психопатическим личностям можно отнести таких ненормальных индивидуумов, от психических отклонений которых могут пострадать они сами, либо общественность».

    Психолог Крепелин о понятии «психопатические личности» упоминает в своих трудах на примере инфантильных индивидуумов. Зачастую, пытаясь дать наиболее точное определение упомянутому ранее термину, Крепелин оперирует понятиями парциального, неравномерного инфантилизма, проявляющегося, по его словам, в области воли и чувств человека. Если верить словам ученого, психопатическая личность вполне может создавать «впечатление взаимодействия с чем-то недоразвитым, детским, например, склонным к повышенной внушаемости, преувеличениям, фантазиям». У индивидуумов, которые признаны истериками, психопатия выражается в склонности к фантазиям, побеге в вымышленный мир. У индивидуумов, с неустойчивой психикой, психопатия выражается в виде слабой воли и чрезмерной чувствительности к различным раздражителям.

    Интересным фактом есть то, что отсутствие одного критерия психопатии, уже напрочь отвергает возможность данного отклонения. По сей причине, с определением диагноза в сфере психиатрии следует быть предельно осторожным.

    Классификация видов психопатии

    В мире насчитывается всего лишь несколько вариантов классификации данного отклонения. Их главным отличием есть критерии, согласно которым определяется присутствие или отсутствие психопатии у того или иного индивидуума. Есть возможность вести классификацию психопатии согласно степени тяжести:

    • умеренные психопатические признаки.

    Есть смысл делить виды упомянутого отклонения по критерию причины возникновения:

    1. Конституциональная (другими словами истинная, генуинная, «ядерная»). В процессе возникновения такого рода отклонения решающим фактором есть наследственность. К конституциональным, зачастую относят циклоидную психопатию, шизоидную психопатию, а также психастенический и эпилептоидный ее виды.

    2. Приобретенная (причиной есть психопатические или патохарактеро-логические факторы развития). В варианте с психопатическим развитием отклонения, главным толчком можно считать следы неправильного воспитания в детстве, негативные внешние влияния окружающего мира и т.п. В данной ситуации проявляются возбудимые, истероидные, неустойчивые виды психопатических отклонений.

    3. Органическая. Отклонение, названное таким образом, склонно развиваться вследствие воздействия на головной мозг индивидуума пренатального, натального или раннего постнатального (в первые 2-3 года жизни) патологического фактора. Это интоксикация, инфекция, черепно-мозговая травма и т.п. В данном случае, как следствие органических поражений мозга человека чаще всего могут возникать повышенная возбудимость и неустойчивость. Соответственно, возбудимая и неустойчивая психопатия.

    Разными авторами предлагается большое количество отличающихся друг от друга типологий психопатии и акцентуации человеческих характеров. Для примера, можно использовать один из вариантов — согласно классификации, предложенной психологом А. Е. Личко:

    За исключением особых видов психопатии, Личко склонен выделять т. н. смешанные виды, к примеру: гипертимно-неустойчивую психопатию, или же сензитивно-психастеническую психопатию, а также некоторые другие.

    Не менее известным психологом, Э. Г. Эйдемиллером предложена иная классификация, отдаленно напоминающая своими чертами шкалу Личко. В разработанной Эйдемиллером классификации присутствует главная отличительная черта от всех иных классификаций – способ идентификации индивидуумов согласно словесному портрету и описанию характера.

    Весьма оригинальный способ классификации различных типов характеров человека предлагает психолог Д. Дриль. Ученым, за время его практики, подробно исследовано асоциальное поведение людей, которых он выводит в отдельный ряд «нервных истериков, подвластных алкоголизму и страдающих от эпилепсии». Он также проводит анализ отдельных болезней, уголовных дел, причин совершенных преступниками деяний и пытается построить связи между данной моделью поведения и особенностью характера. Помимо этого, Дрилем охарактеризованы отдельные персонажи, являющиеся главными героями художественных произведений (примером их могут служить типы таких героев, как Рудин, Обломов и др.). Ученым дана общая характеристика «оскуделым натурам».

    Внимание Ф. Шольца привлекают, в основном, патологии в характере детей, процесс формирования акцентуации характера и психопатии, соответственно к различным методам воспитания, зависимость от наследственности. Ф. Шольц использует упрощенные названия, упоминая тот или иной тип характера человека. Примером этому может послужить его классификация детских характеров, как-то: капризные, боязливые, спесивые, ветреные, любопытные и скрытные дети, беспокойные, жадные, склонные к разрушениям и другие. Ученым предложены инструменты регулирования тех или иных черт характера в период их формирования. Предложены методы воспитания детей, обладающих противоположными типами характера.

    Г. А. Харитоновым и В.В.Пушковым рассмотрены причины зависимости психопатического расстройства у людей подросткового возраста по возрастному и половому критерию. Ученые обращают внимание в своих трудах, в большей степени, на изучение различных условий воспитания детей, присутствия, при этом, у них органического нарушения.

    С целью исследования и проведения диагностики акцентуации характера и психопатии, используется ряд методик, основные из которых таковы:

    ПДО (метод патохарактерологического диагностического опросника), ряд методов идентификации акцентуации и психопатии по Эйдемиллеру, методика Леонгарда-Шмишека, методика MMPI.

    www.mirprognozov.ru