Психотерапия психосоматических расстройств

Психотерапия – целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами. Психотерапия применяется для лечения психических заболеваний и заболеваний внутренних органов.

Психотерапия и психосоматические заболевания

Ощутимый результат от психотерапевтических методик можно получить при лечении психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, при которых тесно взаимосвязаны психологические моменты и проявления со стороны внутренних органов.

Психотерапия помогает пересмотреть свой взгляд на существующие проблемы, на заболевание, выявить и ликвидировать факторы, провоцирующие развитие заболевания. Когда говорят, что все болезни «от нервов», то речь идет именно о психосоматических заболеваниях, а эффективная методика их лечения – психотерапия.

При психосоматических заболеваниях могут быть разнообразные проявления со стороны внутренних органов: боли в области сердца, в животе, учащенное сердцебиение, повышенная потливость, дрожание рук, поносы, запоры и множество других симптомов.

К психосоматическим заболеваниям относят не только функциональные расстройства (когда симптомы болезни есть, но видимых изменений со стороны внутренних органов нет), но и заболевания, сопровождающиеся существенными органическими изменениями со стороны внутренних органов.

Распространенные психосоматические расстройства — гипертония, язвенная болезнь, мигрень, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз, бронхиальная астма. Различные стрессы, волнения провоцируют обострения данных заболеваний, могут приводить к развитию осложнений.

Но одними лишь лекарственными средствами не избавиться от имеющихся проявлений психосоматических болезней, так как проблема «зарыта» глубоко внутри – в подсознании. Неразрешенные конфликты, семейные драмы, нереализованность, детские комплексы – все это может вылиться в психосоматическое заболевание. И до тех пор пока не будет выявлена первопричина заболевания, пока человек не изменит свое отношение к ней или не разрешит свои проблемы, психотравмирующая ситуация и ее последствия будут «разрушать» внутренние органы.

Основные методы психотерапии, применяемые в лечении психосоматических заболеваний

Одной из распространенных методик является позитивная психотерапия. В ходе психотерапевтических сеансов больной учится находить хорошие моменты в своей болезни, изменять свое отношение к ней и старается почерпнуть скрытые внутренние резервы для преодоления болезни.

К методам суггестивной психотерапии относят внушение, гипноз и аутотренинг. Больным психосоматическими заболеваниями целенаправленно внушают состояние, которое должно быть достигнуто. Данные методики подходят для людей, которые считают себя очень больными, могут предъявлять множество жалоб, но существенных отклонений у них не определяется.

Гештальт-терапия, один из методов психотерапии, помогает снять различные блокировки, стимулировать процессы развития человека, реализовать его скрытые возможности, оптимизироваться процессы саморегуляции.

Еще одна эффективная и широко применяемая методика – когнитивно-поведенческая психотерапия. В ходе психотерапевтических сеансов пациент пересматривает свое отношение к психотравмирующим событиям, изменяет оценку этих событий. Благодаря таким изменениям человек по-другому реагирует на похожие ситуации, они не вызывают в нем шквал негативных эмоций.

Если основная проблема – взаимоотношения в семье, тогда прибегают к семейной психотерапии. В ходе сеансов анализируются взаимоотношения в семье, каждый из членов семьи старается понять другого, цель таких сеансов – научиться достигать компромисса.

Также в лечении психосоматических заболеваний могут использовать символдраму, психодраму, арт-терапию, танцевально-двигательную терапию, ортодоксальный психоанализ.

my-health.ru

Психотерапия психосоматических расстройств. Сертифицированная программа ИПиКП

Психосоматика – направление медицины, исследующее взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма. В рамках этого подхода рассматриваются многочисленные соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств. Прежде всего речь идет об известных стрессовых болезнях, таких как язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, функциональные сердечные расстройства, головные боли, колиты, ревматические заболевания, астма и др. По последним данным, более 80% заболеваний являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа.

В жизни современного человека психосоматические расстройства случаются все чаще. И это неудивительно, так как сейчас, факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию, предостаточно. К ним относятся внезапная болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы и многое другое. При этом чаще всего заболевший не говорит о своих травмирующих переживаниях, а сообщает о телесных симптомах и недомоганиях.

По последним научным данным в основе практически всех заболеваний лежит психосоматика, психология неоднократно приводила примеры этих взаимосвязей. Просто степень психосоматической составляющей, да и сами причины психосоматики в каждом конкретном случае различны. А следственно, при коррекции психосоматических расстройств, в индивидуальном порядке должны рассматриваться применяемые психотерапевтические методики и психологические подходы.

В задачи психотерапии входит выявление негативно влияющих факторов внешнего мира, уменьшение перенапряжения пациента, облегчение симптоматики, обучение навыкам самопомощи и т.д. Обязательным является сотрудничество соматического лечащего врача, психотерапевта и семьи психосоматического больного.

Психосоматика обучение по программе «Психотерапия психосоматических расстройств»

В программе «Психотерапия психосоматических расстройств» представлено клиническое описание различных психосоматических расстройств, обучение современным психологическим подходам психосоматики и техникам, облегчающим страдания этой категории больных, а также теория и причины психосоматики.

В рамках данной учебной программы особое внимание уделяется особенностям, нюансам применения терапевтических техник именно у психосоматических пациентов. В учебную программу введены вопросы, посвященные преодолению синдрома профессионального выгорания, часто возникающего при работе с психосоматическими, онкологическими, тяжелыми соматическими заболеваниями. В программе рассмотрена тактика работы с семьей, дифференцированные подходы лечения психосоматических расстройств у больных различного возраста.

Цель данной программы: дать теоретические знания и практические навыки работы с психосоматическими заболеваниями, сформировать основы системной работы с организмом человека на разных уровнях; через правильный контакт восстановить диалог с телом для обретения физического и психологического здоровья.

  • психологи,
  • психотерапевты,
  • врачи,
  • остеопаты,
  • студенты психологических и медицинских институтов,
  • слушатели, не имеющие специального образования.
  • ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 3 СЕМИНАРОВ ПО 5 ДНЕЙ. НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ МОЖНО С ЛЮБОГО ИХ НИХ.

    Введение в терапию психосоматических расстройств. Психосоматические заболевания, как следствие конфликтов, связанных с выживанием.

    1. Организм человека и его жизнедеятельность

    1.1 Уровни функционирования организма

    1.2. Взаимосвязь психики и тела

    1.3. Психосоматический симптом: биологический смысл, психологический ценностный смысл.

    2. Биологический шок – как биологическая основа соматизации органа

    2.1. Условия биошока, этапы развития

    2.2. Биологический ответ организма на биошок : гипофункция и гиперфункция органа- мишени

    3.Биологические и психологические потребности человека, составляющие жизнедеятельность организма

    3.1.Выживание и воспроизводство

    3.3.Движение,ощущение собственной ценности, идентичность, границы

    3.4. Отношения с другими, коммуникация, обмен, баланс брать – давать

    4. Основные системы организма и их биологические и психологические функции для жизнедеятельности человека (дыхательная,пищеварительная,выделительная,репродуктивная,сердечно-сосудистая,опорно-двигательная,нервная)

    5.2 Внутренние конфликты, определяющие выбор органа-мишени

    5.3. Трансгенная обусловленность симптома

    6.Фазы развития заболевания

    6.1.Фаза стресса: динамика, проявление, ценностный смысл

    6.2.Фаза восстановления: этапы ,динамика, проявления ,ценностный смысл

    7. Классификация основных конфликтов, приводящих к возникновению психосоматического заболевания(программирующий,структурирующий,балансирующий,провоцирующий, запирающий, конфликт диагностики

    8. Базовая биологическая потребность организма : Выживание.

    8.1.Системы организма, отвечающие за удовлетворение потребности в выживании:

    8.2..Патологии органов дыхания : органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии.

    8.3. Патологии органов пищеварительной системы: органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии

    8.4.Патологии органов системы выделения: органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии

    9.Отработка практических навыков: особенности терапевтического контакта с психосоматическим пациентом, определение биологического и психологического смысла симптома, работа с симптомом, контакт с телом.

    Психосоматические заболевания, как следствие конфликтов, связанных c размножением, защитой, ценностью, значимостью, идентичностью, направлением, движением

    1 Базовая биологическая потребность организма :Размножение. Репродуктивная система

    1.1. Особенности патологий мужской и женской репродуктивных систем

    1.2. Органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии

    1.3.Семейный гинекологический сценарий и возможности его трансформации: работа с выкидышами, бесплодием, замершими беременностями.

    2.Базовая потребность организма: защита организма.

    2.1.Патологии кожи и других оболочек : органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии, работа с аллергией.

    2.2. Жировая ткань: функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии. Терапия ожирения, лишнего веса.

    3. Три оси выживания: собственное выживание, выживание другого ценного человека, выживание пространства

    4. Базовая потребность организма: ценность, значимость, идентичность, движение.

    4.1. Кровеносная система: вены, артерии, капилляры, состав крови -функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии. Трансгенная передача информации, семейные сценарии.

    4.2. Костная система : кости, мыщцы, сухожилия, соединительная ткань, хрящи, позвоночник- функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии.

    5. Отработка практических навыков : определение программирующих конфликтов, сенсорная мультианкеровка, работа с биошоком, упражнения по предупреждению развития биошока.

    Психосоматические заболевания, как следствие конфликтов, связанных с взаимодействием с другими людьми, обменом, социальной жизнью.

    Синтез и интеграция, восстановление целостности, работа с психосоматическим образом жизни.

    1.Базовая потребность организма: взаимодействовать, обмениваться с другими людьми, участвовать в социальной жизни.

    1.1.Сенсорная система и органы чувств: органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии,

    1.2. Двигательная нервная система: органы, функции, основные психологические конфликты, мишени воздействия, этапы терапии,

    1.3.. Латеризация. Мужской и женский части мозга: особенности конфликтов мужчин и женщин и способы преодоления конфликтов. Вертикальные и горизонтальные связи.

    1.4. Отработка практических навыков : сбор анамнеза, клинического и психологического, этапы терапии, уровни работы с симптомом и организмом, протоколы здоровья,

    целительный рисунок, работа с линией времени.

    2.Синтез и интеграция, восстановление целостности.

    2.1.Практическая работа с эмоциями.

    Обучение навыкам управления, изменения и выражения эмоций.

    Различия между эмоциями, чувствами и настроением.

    Прощание с прошлым и переходные периоды в жизни.

    Помощь клиенту в развитии его видения, способности рассматривать дальнюю перспективу.

    2.2.Практическая работа с телом.

    Обучение работе с собственным телом и телом клиента.

    Установление контакта на уровне тела, использование подсказок тела в работе.

    Установление связи интеллектуальных находок и памяти тела.

    Повышение уровня энергии клиента, работа с ресурсом.

    2.3.Практическая работа с убеждениями.

    Убеждения, представления и Ценности.

    Выявление разных систем ценностей.

    Анализ потребностей и скрытых запросов.

    Распознавание «драйверов» и убеждений и использование их в качестве рычага изменений.

    Использование новых убеждений.

    2.4.Выстраивание целостности: тело-сознание-душа.

    2.5.Отработка практических навыков по программе.

    Групповая практическая работа, работа в парах.

    3. Итоговая супервизия по программе

    При прохождении обучения психосоматике в рамках данной программы Вы получите: удостоверение установленного образца о повышении квалификации (150 часов) при наличии высшего образования.

    Первый день с 15:00 до 21:00, остальные дни 10:00 до 19:00, перерыв на обед 1 час (50 акад.часа)

    1 модуль 11-15 марта 2015

    2 модуль 17-21 июня 2015

    3 модуль 26-30 августа 2015

    13700 руб при оплате за месяц до начала семинара

    14700 руб при оплате за 2 недели до начала семинара

    15700 руб при оплате позднее чем за 2 недели до начала семинара

    При оплате всей программы скидка 20% 37680 руб. ( скидка 9420 руб.)

    При оплате 2-х программ центра скидка 30% 10990/32970 руб. (Скидка 4710/ 14130 руб.)

    Внимание. Скидки могут меняться в зависимости от набора группы. Следите за информацией на сайте!

    Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.

    Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220.

    5 комментариев на «“Психотерапия психосоматических расстройств. Сертифицированная программа ИПиКП”»

    Очень продуктивная работа тренера и обучение слушателей. Упражнения дают о себе знать до сих пор.Чувствую, что инсайты будут продолжаться)))и идет мощный анализ материала, а также самоанализ.Стиль преподавания,атмосфера в группе, содержание программы- блестяще! Обязательно приду на семинары к Наталье 06.12.13 и в феврале на 5 ступень (детско-подростковое развитие)А центру процветания,развития…рада,что с Вами познакомилась!))))

    Огромное спасибо, Юлия. Стараемся. Всегда рады Вас видеть!

    Только положительные впечатления от личности преподавателя,качества даваемого материала,способа подачи информации. Удачное сочетание теории, практической работы, возможности обратной связи с группой позволяет качественно усваивать материал. Знания, полученные в ходе семинара применимы на практике, полезны, как для работы психолога, так и для личностного роста. Обязательно продолжу обучение и пройду весь курс.

    Удивительное состояние после семинара, прошла уже неделя а семинар все ещё прокручивается в голове. Необычная подача материала и полученные навыки начинаю применять в жизни и получаю результаты. Преподаватель учит получать информацию не из головы в голову а из тела в тело и тем самым работа терапевта намного упрощается,а результативность расти т.к. он начинает чувствовать то же что и чувствует клиент. Такое отзеркаливание и чувствование другого человека помогает в любых жизненных ситуациях.Жду с нетерпением следующих семинаров. Спасибо

    Теперь я думаю, что знаю все про психосоматические расстройства обучение было более чем полезным. Спасибо преподавателю, как говорится разжевали се и в рот положили

    or-sun.ru

    Форма обучения – два выходных дня (суббота и воскресение) с 10.00 до 18.00

    1-й модуль: 7 – 8 октября 2017 года

    2-й модуль: 28 – 29 октября 2017 года

    3-й модуль: 11 – 12 ноября 2017 года

    4-й модуль: 02 – 03 декабря 2017 года

    5-й модуль: 23 – 24 декабря 2017 года

    6-й модуль (дата уточняется)

    Данная программа дает возможность взглянуть на проблему психосоматики с позиции различных школ, таких как аналитическая психология, юнгианская аналитическая психология, системная семейная терапия, телесно-ориентированной психотерапия, арт-терапия, психодраматический подход.

    Обучение в программе позволит расширить теоретические знания и освоить навыки практической работы в области психотерапии психосоматических расстройств, получить собственный терапевтический и клиентский опыт работы.

    Теоретико-методологической основой настоящей программы является холистический подход, суть которого состоит в том, что психическое и соматическое в человеке неразрывно связаны друг с другом, и понимание причин болезней невозможно без совместного анализа взаимосвязей и взаимовлияния этих двух уровней.

    Практическая часть программы по обучению навыкам психотерапевтической работы с психосоматическими расстройствами оптимизирована в соответствии с запросами клинической практики и представляет собой несколько программных модулей, соответствующих дисфункциям основных систем человеческого организма. На семинарских занятиях будут использованы разнообразные методики и техники ТОП, арт-терапии, психодрамы и др.

    У слушателей программы будет возможность, познакомиться с различными подходами в диагностике и психотерапии психосоматических расстройств.

    В программе рассматривается специфика работы с психосоматическими заболеваниями различных систем организма. Особое внимание уделяется профилактике психосоматических расстройств людей помогающих профессий.

    Программа предназначена: психотерапевтам и психологам-практикам, студентам старших курсов, врачам, медицинским психологам, работающим с психосоматическими расстройствами.

    Целью программы: является формирование у слушателей устойчивой системы практических навыков психотерапевтической работы с психосоматическими расстройствами.

    1. Ознакомить слушателей с сущностью психосоматической проблемы, систематизировать знания об основных концепциях и парадигмальных подходах при решении проблемы взаимодействия телесного и психического;

    2. Изучить представления о механизмах формирования и развития болезни как патологического процесса в рамках различных психотерапевтических школ (классический психоанализ, юнгианская аналитическая психология, системная семейная терапия, телесно-ориентированной психотерапия, арт-терапия, психодраматический подход);

    3. Обучить слушателей базовым приемам и техникам профилактики и психотерапевтической коррекции психосоматических заболеваний различных органов и систем. Особое внимание будет уделяться способам профилактики выгорания и расстройств у специалистов помогающих профессий.

    Содержание модулей позволяет интегрировать полученные теоретические знания по психотерапии психосоматических заболеваний в аспекте частной психосоматики и ее применения в практике специалистов помогающих профессий.

    mapp.pro

    Психотерапия психосоматических расстройств

    Патоморфоз психических заболеваний и успехи современной медицины, позволившие верифицировать функциональные соматические расстройства привели к широкому распространению психосоматических расстройств. Под психосоматическими расстройствами мы понимаем те разнообразные проявления нарушений со стороны органов и систем организма, которые возникают и обостряются под влиянием психогенных (психологических факторов ). В международной классификации болезней DSM — 1V, психосоматические расстройства отнесены к категории психологических факторов, влияющих на соматическое состояние. Конечно, психологический фактор наряду с биологическим или социальным играет существенную роль в происхождении и течении любой патологии, однако при психосоматических расстройствах это влияние явно выражено, как в этиологии, так и в патогенезе заболевания. Критериями для разграничения форм психосоматических расстройств могут служить: функциональность, обратимость, длительность существования, локализация, характер связи с особенностями личности и спецификой тех психологических факторов, которые определяют формирование этих расстройств.

    Диагностические критерии различных форм психосоматических расстройств

    1. Функциональный характер

    3. Длительность существования

    5. Характер связи с особенностями личности

    6. Особенности взаимосвязи с психологическими факторами

    Во всех случаях психосоматических расстройств в их патогенезе мы видим участие вегетативную дисфункцию и выраженную в различной степени невротическую симптоматику. Проявления астенического синдрома, симптомы депрессии, тревога и ипохондрические включения являются обычными спутниками психосоматических расстройств. Спектр психосоматических расстройств достаточно широк и, на наш взгляд, включает в себя: психосоматические реакции, функциональные невротические нарушения различных органов (функциональные неврозы органов), соматоформные, диссоциативные (конверсионны) расстройства и, наконец, психосоматические заболевания.

    1. Психосоматические реакции
    2. Функциональные невротические расстройства органов
    3. Соматоформные расстройства
    4. Конверсионные расстройства
    5. Психосоматические заболевания

    Психосоматические реакции — это кратковременные изменения со стороны различных систем организма. К ним можно отнести: учащение пульса, повышение артериального давления, изменение частоты и глубины дыхания, покраснение или бледность кожных покровов, внезапную мышечную слабость, кратковременное нарушение стула или мочеиспускания и множество других, как правило, физиологических и кратковременных расстройств, возникающих после психических переживаний. Вероятно, к психосоматическим реакциям следует также отнести ряд временных изменений, фиксируемых с помощь биохимических методов исследования: изменения сахара в крови, ее свертываемости или иммунной активности и т.д. Функциональные невротические нарушения различных органов: сердца, желудка, кишечника и т.д., представляют собой те функциональные расстройства, которые преимущественно сконцентрированы в определенных органах, причем изменения в этих органах явно носят функциональный характер, и мы не можем обнаружить объективных признаков поражения этих органов. Для соматоформных расстройств характерно: множество постоянных жалоб на неприятные и тягостные ощущения, по описаниям больных приближающиеся к сенестопатиям, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения. Отчетливо просматривается взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами. Выделяют различные варианты соматоформных расстройств: соматизированные, недифференцированные, конверсионные, болевые, ипохондрические, дисморфофобические и неуточненные. В отечественной психиатрии соматоформные расстройства относят к психогенной патологии ( включая ятрогении) и связывают с динамикой конституционально — личностностных особенностей больного. Таблица Диагностические критерии различных видов соматоформных расстройств

    Вид соматоформного расстройства

    Четыре болевых симптома

    Два симптома, связанные с желудочно — кишечным трактом

    Один симптом, имеющий отношение к сексуальной сфере

    Один из псевдоневрологических симптомов

    Начало заболевания до 30 лет

    Жалобы, касающиеся различных систем органов

    Этиология не может быть связана с известным соматическим расстройством

    Недифференцированное соматоформное расстройство

    Отсутствие полного соответствия с клинической картиной типичного соматофрмного расстройства

    Одна или несколько жалоб на физическое состояние.

    Продолжительность расстройств не менее 6 месяцев

    Характеризуется одним или несколькими неврологическими симптомами ( параличи, атаксия, слепота, глухота, нарушение чувствительности, истерические расстройства, ложные судорожные припадки или конвульсии) , связанными с психологическими факторами

    Соматоформное болевое расстройство

    Характеризуется длительными интенсивными болевыми ощущениями без проявлений соматического заболевания в, полной мере объясняющего интенсивность страданий пациента. Боль не распространяется по законам иннервации и в своей выраженности тесно связана с воздействием психологического фактора

    Страх и сверхценная убежденность в наличие серьезного соматического заболевания при отсутствии симптомов последнего

    Сверхценная убежденность в наличии воображаемого недостатка во внешности или какой — либо части тела

    * Соматизированное расстройство встречается при истерии, личностных расстройствах и зависимостях от психоактивных веществ.

    В симптоматики конверсионных расстройств отчетливо и символически проявляется личностные особенности больных и влияние психотравмирующего фактора.

    В происхождении классических психосоматических заболеваний, к которым, как правило, относят: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, нейродермит, неспецифический полиартрит, тиреотоксикоз и язвенный колит, определяющую этиологическую роль играет неблагоприятный психологический фактор. Он также обостряет течение заболевания, приводит к рецидивам и существенно окрашивает клиническую симптоматику болезни. Однако, объективные методы исследования выявляют органическое повреждение тканей различных органов, как правило, обусловленное продолжительным нарушением функции этих ыорганов.

    Следует подчеркнуть условность границ между различными формами психосоматических расстройств, те критерии их отличия которые мы описывали выше, как можно это заметить также носят достаточно условный характер и, в ряде случаев мы встречаемся или с их определенным сочетанием или с различной степенью их выраженности.

    Какова же должна быть психотерапия психосоматических расстройств? На наш взгляд она основывается на таких принципах как общее успокоение больного ( борьба в невротизацией пациента), коррекция его аффективных расстройств, построение оптимальной с точки зрения терапии внутренней картины болезни, внушение ему веры в благополучный исход терапии, соблюдение режима, усиление защитных сил организма, повышение общей психической толерантности, десенсибилизации по отношению к воздействию патогенных психологических факторов окружающей среды ( с этой целью оптимальной является временная изоляция пациента или помещения его в ту терапевтическую среду, которая резко отличается от той ситуации, в которой он находился. изменение той неблагоприятной структуры личности пациента, которая сыграла ведущую роль в происхождении и обострении заболевания. Для диагностики и психотерапии психосоматических расстройств важную роль играет выделение психологически значимого внешнего раздражителя, имеющего временную связь с возникновением или обострением соматического заболевания или расстройства.

    Теоретико — методологические аспекты психосоматических заболеваний и их лечение

    (диссертация Вишневской В.П.)

    Понятие «психосоматики» введено в J. Heinroth (1818), «соматопсихики» M. Jacobi ( 1828). Эти понятия отразили противоположные точки зрения на этиологию заболеваний, но не раскрывали сложность взаимосвязей психического и физического.

    Понятия «психосоматическая медицина», «психосоматические расстройства» стали широко использоваться после того, как такие учены как: F. Deutsch, von Weizsacker, E. Dunbar, F. Aleander, Stanley, Cobb и другие, предприняли попытку подтвердить взгляды Гиппократа, что разделение психики и сомы не только не реально, но и наносит большой вред практической медицине.

    По мнению Deilus ( 1975) психосоматика является способом рассмотрения, направленным с помощью плюрализма методов на разъяснение генеза заболевания На первом плане находится рассмотрение социальных и межличностных связей и вытекающий из этих отношений конфликт как причина психосоматического заболевания. D. Oudshoorn ( 1993) подчеркивает опосредованность нелинейность влияния социально — психологических факторов на соматический статус человека. Он отмечает, что понятие «психосоматозов» несколько в этой связи устарело.

    N. Peseschkian ( 1996) указывает на дискуссионность понятия «психосоматическое расстройство», которое за последнее столетие проделало значительную эволюцию от понимания узкой группы «классических психосоматических заболеваний», до психосоматики во всеобъемлющем смысле, под которым понимается рассмотрение человека с его болезнями и конфликтами в широком контексте социокультуральных отношений, включая философские, мировоззренческие, политические, экономические и религиозные аспекты.

    Термин «психосоматический», как отмечает J. van. Drimmelen — Krabbe (1997) не используется в обозначениях категорий в МКБ — 10 в связи с различием его значений в различных языках и психиатрических школах, а также потому, что использование этого термина может указывать на то, что психологический фактор, не играет никакой роли в возникновении, течении и исходе других заболеваний. В которых этот термин не применен. Расстройства, описанные в других классификациях могут быть найдены в мКБ — 10 в рубриках F45 ( соматоформные расстройства), F50 (расстройства аппетита), F52 (сексуальные дисфункции), F54 (психологические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами и болезнями любой рубрики классификации).

    Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой — либо одной формулировкой, но следует выделять два аспекта психосоматическую медицину и психосоматическое заболевание.

    При психосоматических заболеваниях выделяют три группы симптомов: конверсионные симптомы, функциональные синдромы ( органные неврозы), психосоматические заболевания в более узком смысле ( «классические психосоматозы»).

    Направления психосоматической медицины: психоаналитьическое, экзистенциальное (антропологическое), теория стресса.

    Врач-психиатр, психотерапевт высшей категории, профессор, д.м.н. Минутко Виталий Леонидович.

    www.depressia.com

    Терапия психосоматических расстройств

    Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств.

    Терапия психосоматических заболеваний требует индивидуального комплексного подхода. В настоящее время лечение этой категории больных в основном сводится к комбинации фармакотерапии и психотерапии, также целесообразно проведение физиотерапии, бальнеотерапии и курортотерапии в качестве дополнительных противорецидивных и профилактических мероприятий.

    Нельзя отрицать эффекта в ряде случаев от применения нетрадиционных методов терапии. Ведь лечению подлежит личность больного в целом, а не отдельный больной орган или система, поэтому необходимы сочетания различных биологических и психотерапевтических способов. В лечебном процессе необходимо участие как врача соматического профиля, так и психиатра, психотерапевта и психолога.

    Основное место в арсенале лечебных воздействий при психосоматических расстройствах принадлежит медикаментозной терапии. Воздействия медикаментов нужно направлять как на центральные и периферические отделы нервной системы, так и на психические реакции личности. Фармакотерапия психосоматических расстройств, учитывая их многообразие и наличие в ряде случаев коморбидной патологии внутренних органов, строго индивидуальна и не может проводиться по шаблону. При определении метода терапии учитывается клиническая характеристика психосоматических расстройств. Психотропные средства показаны в первую очередь при преобладании в клинической картине тревожно-фобических расстройств, ипохондрических фобий.

    Фармакотерапия психосоматических расстройств предполагает использования широкого спектра психотропных средств — в первую очередь транквилизаторов, а также антидепрессантов, ноотропов и нейролептиков, а также общеукрепляющей, симптоматической терапии. Разнообразные терапевтические свойства психотропных средств делают их особенно полезными для устранения ряда симптомов и синдромов психического, неврологического, нейровегетативного характера, часто возникающих в ходе различных заболеваний. Разумеется, в этих случаях психотропные препараты не решают основных проблем терапии, но нередко играют значительную роль в комплексе лечебных мер. Необходимо подчеркнуть, что медикаментозное лечение необходимо сочетать с психотерапией и реабилитационной работой. Назначение психотропных средств облегчает проведение многих психотерапевтических мероприятий.

    В ходе комплексного лечения психосоматических расстройств активно используются методы:

    1. Суггестивная психотерапия (гипноз, внушение и аутотренинг). Целенаправленное внушение состояния, которое должно быть достигнуто. Устанавливается только в позитивной языковой конструкции.

    2. Психосинтез. Динамическая коррекция психической жизни человека с учетом определенного подхода к строению и функционированию внутреннего мира.

    3. Терапия, фокусированная на решении (краткосрочная позитивная психотерапия). Психотерапия принципиально не фокусируется на поиске причин дискомфорта пациента, а занимается поиском и реализацией ресурсов для его преодоления.

    4. Позитивная психотерапия. Позитивная интерпретация симптомов позволяет найти хорошее начало в болезни и постепенно изменяет точку зрения на свою болезнь, как следствие дает новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом.

    5. Гештальт-терапия. Снятие блокировки и стимулирование процесса развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счет создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции.

    6. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Психопатологические и психосоматические расстройства являются следствием неточной оценки событий. При изменении оценки этих событий происходит изменение состояния, возникает возможность по-другому реагировать на ситуации, вызывающие приступы паники или агрессии.

    7. Символодрама (метод кататимного переживания образов). В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

    8. Транзактный анализ. Анализ в структуре личности эго-состояний, совокупности связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способа проявления личности в данный момент.

    9. Ортодоксальный психоанализ. Анализ вытесненных в бессознательное неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение), которые проявляются в виде символов.

    10. Психодрама. Групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира пациента, формирования новых отношений и моделей поведения, реально приближенных к жизни.

    11. Телесно-ориентированная психотерапия. Работа с неотреагированными эмоциями и травматическими воспоминаниями пациента, которые вследствие механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле.

    12. Нейролингвистическое программирование. НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта — собственного способа построения своего уникального внутреннего мира.

    13. Семейная психотерапия. Модификация отношений между членами семьи как системы.

    14. Креативная визуализация. Использование созидательной, творческой, управляемой визуализации для формирования нейропсихологических процессов.

    15. Арт-терапия искусством. Метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

    16. Танцевально-двигательная психотерапия. Метод, в котором движение является способом переработки информации, самопознанием, самовыражением и развитием.

    Наиболее распространенные препараты.

    В дополнение к сказанному о лечении психотропными средствами важно коснуться вопросов фитотерапии. Данный вид лечения в медицинской практике применяется неоправданно редко. Часто игнорируются даже те препараты, которые относятся к сфере так называемой «научной медицины» и узаконены в фармакопее. К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе признаются вполне надежными такие лекарственные травы с преимущественно седативным действием, как валериана (valeriana), пустырник (leonuris), пион, ландыш (convallaria), пассифлора, листья эвкалипта; вещества с преимущественно тонизирующим действием —. женьшень, элеутерококк, родиола, левзея, заманиха, стеркулия, лимонник, аралия; с преимущественно вегетотропным действием — боярышник (crataegus), пассифлора, препараты белладонны (belladonna), спорыньи и раувольфии (rauwolfia); с преимущественно антидепрессивным действием — зверобой. По сравнению с лечением официальными психотропными средствами фитопрепараты практически не вызывают привыкания, не дают побочного действия при умелом подборе дозировки. Заслуживает внимания возможность комбинирования растительных средств с препаратами иного типа. Также активно используются общеоздоравливающие мероприятия, диетическое питание, массаж.

    rehabfamily.com

    Психологические причины заболеваний и психотерапия психосоматических расстройств

    Мы привыкли относиться к своим болячкам как к чему-то плохому, чуждому, враждебному. Это естественно, ведь любое заболевание ограничивает наши возможности, мешает осуществлению планов, причиняет дискомфорт и страдания, угрожает самому нашему существованию — словом, так или иначе портит жизнь.

    Психосоциальный уровень. Цикл «задача – решение».

  • понимать свои потребности: физические, материальные, психологические, социальные, духовные;
  • уметь их удовлетворять приемлемыми, не вредящими себе и окружающим способами,

  • уметь договориться с этими окружающими,
  • в том числе, уметь отстаивать свои границы в контакте с другими,

  • распознавать свои чувства,
  • уметь их выразить, опять же, безопасным для себя и других способом.

    Первый эшелон обороны – психологическая защита. Когда задача становится проблемой.

    • забывать, искажать, не замечать, отрицать, обесценивать происходящее (ситуацию, чувства или свои потребности),
      • когда-то «впадать в детство» и быть беспомощным, уходить от решения задачи, устранения препятствия или конфликта, избегать сложностей в принятии или реализации решений,
      • переживать «социально приемлемые» чувства вместо табуированных (помните – злиться нехорошо, трусом быть стыдно, мужчины не плачут, удовольствие греховно?),
      • замещать чувства действиями или наоборот, действия переживаниями, либо и то и другое заменять долгими размышлениями; или выражать свои чувства «не по адресу», более безопасному объекту; или подменять одну потребность другой, также более безопасной.
      • компенсировать недостаточное развитие или отсутствие каких-либо навыков (чувствовать или думать, общаться или действовать) за счет хорошего владения другими (механизмы адаптации). И т. д.

        Однако в ситуации сильного стресса, кризиса, серьезного конфликта интересов своих и другого человека, или внутреннего конфликта (чувств и долга, хочу и надо, притязаний и возможностей), тяжелой жизненной ситуации и прочее – эти защиты могут не срабатывать.

      • астения, ипохондрия, апатия, депрессия,
      • навязчивые мысли или действия,
      • бурное неконтролируемое выражение эмоций, неадекватное ситуации,
      • чувство неуверенности, тревога, фобии, панические атаки и т. п.
      • Это уже симптоматика, но пока еще в области психики. Часто уже на этом этапе мы обращаемся к доктору за таблеткой, чтобы снять неприятный симптом и двигаться дальше. Или к психологу, психотерапевту (и тогда решение находится). Но если причина проблемы не устраняется, то со временем вступает в действие:

        Второй эшелон обороны – психосоматический. Проблема становится симптомом.

      • Это может быть постепенный процесс, когда заболевание появляется вследствие накопления травматических переживаний (и, соответственно, развиваются стойкие изменения в «органе-мишени»).
      • А может быть достаточно быстрый, по принципу «последней капли» (например, конфликт на работе ведет повышению уровня стресса, который становится непереносимым, в результате падает иммунитет, и пожалуйста – простуда обыкновенная).

      • Устранение непереносимого душевного дискомфорта;
      • Возможность обрести контроль над своей жизнью, людьми и ситуацией (жизнь человека и его близких начинает «вращаться» вокруг симптома);
      • Своего рода крик о помощи – порой болезнь = единственная возможность получить необходимую заботу от окружающих;
      • Найти доступный выход, когда непосредственное разрешение ситуации по каким-то причинам затруднено;
      • Орган-мишень, специфика заболевания и характер ощущений красноречиво сообщают нам о проблемной области. С одной стороны, это каждый раз индивидуально, с другой – наблюдаются очевидные закономерности.

        Последний рубеж обороны

      • Это может быть саморазрушительное поведение – зависимости, действия с высоким риском для жизни, суицидальные акты, физические травмы, болезни, приводящие к разрушению или потере органов и частей тела,
      • Или психическое заболевание, когда человек разрушается как целостная личность,
      • Или острые заболевания с риском для жизни, что называется «на грани жизни и смерти», крайний вариант – кома как выбор между жизнью и смертью,
      • Или заболевания, приводящие к смерти – онкология, СПИД.

        От болезни – к здоровью

        В то время как «объективная» медицинская наука утверждает обратное. Это обязательное условие для того, чтобы психологическая помощь была действенной. Поскольку мы, психологи, в отличие от медицины и науки, имеем дело с областью «субъективного», где от веры, и нашей, и клиента, очень многое зависит.

        Поиск позитивного смысла симптома, расшифровка «послания», которое он несёт. Эта работа имеет исследовательский характер. Мы изучаем историю возникновения заболевания, какие события происходили в жизни клиента в моменты проявления симптома, и главное – с какими переживаниями он связан, что не позволяет делать, или наоборот, что приходится делать в связи с ним.

        Выбор в пользу здоровья. Для тех, кто подошел близко к последнему рубежу – это буквально выбор между жизнью и смертью. И мы должны уважать этот выбор, каким бы он ни был. Наша задача – чтобы этот выбор был осознанным, с четким пониманием клиентом его целей и последствий.

        Переход от симптома к переживанию. Встреча с чувствами, зашифрованными в послании симптома. До этого мы пришли к некоторому пониманию, про что симптом. Теперь наша задача – высвободить чувства, «запечатанные» в нём.

        Выход в жизнь с полученными изменениями. Освободиться от «застрявших» в теле чувств – огромное облегчение, однако не менее значимо – научиться решать жизненные задачи, перевести защиту на передний край, в сферу непосредственного поведения, реагирования на ситуацию.

        В противном случае, велика вероятность возвращения симптома. Но даже если такое возвращение происходит, мы уже знаем, о чём это, и можем скорректировать своё поведение. Этот этап большей частью проходит как самостоятельная работа клиента, психолог здесь зачастую выступает в качестве поддержки и сопровождения.

      • Помочь клиенту осознать связь между симптомом и его психологическими причинами. Зачастую это происходит еще вне консультации (именно поэтому и обращаются к психологу).
      • Выявить, на что в своей жизни клиент реагирует таким образом. В каких обстоятельствах или ситуациях симптом проявляется или усиливается.
      • Выявить, что именно ущемляется для клиента в этих ситуациях, какие потребности оказываются нарушены. Вполне возможно, что здесь мы выйдем на обстоятельства личной истории клиента, когда он обучился реагировать с помощью симптома, обнаружим ситуацию, которая сработала как «пусковой механизм» в прошлом и продолжает срабатывать в настоящем. Впрочем, такой явный выход в «трудное детство» происходит не всегда.
    • Научить клиента различать, когда границы действительно нарушаются, а когда реакция происходит в результате активизации травматического опыта. Часто бывает, что нарушения границ в реальности не происходит, или человек не может различить, где проходят границы его ответственности, а где – уже ответственность и границы другого человека.
    • Активизировать ресурсы клиента, его способность решать жизненные задачи и справляться с трудностями. Укрепить его Я, его способность ощущать собственные границы.
    • Выявить, что может помочь клиенту отстаивать свои границы адекватным образом (достаточным, а не чрезмерным и не капитуляцией), а что мешает сейчас это делать. В случае выявления затруднений в здоровом отстаивании границ – проработка причин этих затруднений (иррациональные страхи, ограничивающие убеждения, родительские предписания и детские решения, травмирующий опыт и прочее).
    • При необходимости, обучить навыкам уверенного (ассертивного) общения, например: понимать свои потребности; уметь заявить о них адекватным способом (с помощью я-высказывания, предъявления чувств, просьбы и т. д.); умение договариваться в случае конфликта интересов; умение адекватно защитить себя в случае намеренного нарушения границ окружающими, в том числе выходить из токсичных и разрушительных отношений; и т. д.

      Пример работы с психосоматическим запросом: консультативный случай.

      Клиент: Как обычно… (немного говорим по поводу домашнего задания). …Знаете, каких-то закономерностей в появлении симптома не заметил, но сегодня с утра он усилился.

      Ты сейчас говорил от имени главного героя. Попробуй теперь так же поговорить от имени других участников этой истории. Кто там участвует еще?

      То есть, в этом еще есть безнадежность…

      Да. И тошнота опять усилилась. (Итак, симптом усиливается, когда клиент встречается с чувством бессилия? Он как будто смирился с чем-то неприятным в своей жизни и считает, что ничего не может с этим сделать… И две женщины в главных ролях…)

      Двойственные чувства. Желание защитить…

      Да, я заметил. Есть закономерность, правда, пока непонятно в чем.

      Именно это мы и выясняем сейчас. Ты готов продолжать?

      Кого ты сейчас хочешь представить?

      Я хочу обнять его. Позаботиться о нем. Чтобы он позволил позаботиться о себе.

      Это то, что первое пришло мне в голову, очень похоже. Итак, вы начинаете бороться… Она тычет его себе в промежность… Зачем она это делает? (Ухожу из области сопротивления, не настаиваю на своей интерпретации, которая оказалась преждевременной. Чтобы успокоить клиента, вернуть контакт, использую разговор о нем в третьем лице. Это помогает посмотреть на происходящее «со стороны», делает его не таким болезненным).

      Хочет, чтобы он понял: это и есть мать… Это – естественно. (Ничего себе блин естественно… Ну-ка, сынок, родись обратно…)

      Да. Ей тоже плохо. Она несчастная тетка. Значит, пусть и другим будет плохо. В глубине души она знает, что все бесполезно. В конце концов все ведь сдохнем…

      Похоже, работать непосредственно с тошнотой – это тупиковый путь, поскольку здесь клиент теряет ресурс, впадает в беспомощность. Естественно, всё это вызывает его сопротивление – кому захочется, чтобы ему становилось хуже? Нет, дорогой, я не та сумасшедшая тетка, и драться мы не будем. Хотя в его глазах, кажется, уже попадаю в эту категорию – я ведь тоже постоянно макаю его в неприятные переживания… Возможно, стоит попробовать организовать разговор этих фигур – двух женских, одной мужской. Но там есть еще персонажи, и я хотела бы их проверить, прежде чем двигаться дальше.

      У нас остались еще два персонажа: толпа и сцена. С кого начнем? (Чувствую себя полной садисткой).

      Да, это апатия, безразличие. Нам абсолютно все равно, мы зрители, а не участники. Пассивные зрители.

      …Запах сосны, коричневый ствол в чешуйках желтоватых, сероватых…

      Да, коричневый… потеки смолы… Потом ее спилили… белые доски, по-прежнему пахнущие лесом, смолой… со временем запах исчез, доски вытерлись под ногами, стали серыми…

      Это звучит очень печально… (озвучивание чувств клиента).

      (пауза) Я разбираю сцену на доски. Отвожу их в лес. Не знаю, что дальше.

      Возникла было мысль предложить поискать что-нибудь живое в этих досках, хоть несколько живых клеточек, которые могли бы прорасти в побег, быть высаженным в почву, стать полноценным деревом. Я не зря притормозила свое вмешательство, ведь путь, найденный клиентом самостоятельно, гораздо более ценен, чем привнесенное извне. Хорошо, что я снова не поддалась соблазну стать всезнающей сверхзаботливой мамашкой-спасительницей!

      Я придумал. Можно сделать из этих досок подпорки для саженцев-сосен.

      Видишь, я тоже плачу. Теперь у тебя есть твой сосновый лес. (У меня и правда тоже слезы навернулись. Меня очень глубоко трогает этот процесс).

      По-моему, мы сделали очень много. Теперь нужно время, должно утрястись.

      psychologytoday.ru

      Психосоматические расстройства и телесная психотерапия

      Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний.

      Термин «психосоматика» предложил в 1818 году Хейнрот. Через 10 лет М. Якоби ввел понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время, дополняющее по отношению к «психосоматическому». Во врачебный лексикон термин «психосоматика» был введен лишь столетие спустя немецким психиатром Дойч.

      К психосоматическим расстройствам (ПСР) относится группа болезненных состояний, возникающих и развивающихся на основе взаимодействия психических и физиологических факторов. ПСР проявляются развитием различных функциональных нарушений органов и систем под влиянием психогенных факторов, соматизацией психических нарушений и психическими расстройствами как реакции на соматические заболевания.

      Проблема в том, что от чего бы нам плохо не было, страдают и тело и душа одновременно. Мы психологически тяжело переносим наши физические недуги. Но и наши душевные страдания проявляются в телесных проблемах. «Вся душа изболелась за него. », «ноги отнялись от страха. », «сердце занялось от волнения. », «обида камнем легла на грудь. », «от ужаса речи лишился. » — много народных выражений дошло до нас из глубины веков об этих состояниях.

      Первоначально к ПСР относили семь основных заболеваний: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки и желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенный неспецифический колит.

      Позднее к ним стали относить нервную анорексию и нервную булимию, состояния, связанные с генеративным циклом женщин (синдром «предменструального напряжения» и «предменструальное дисфорическое расстройство»; депрессии беременных и послеродовые депрессии, включающие синдром «грусти рожениц»; климактерия и др.), ишемическую болезнь сердца, психосоматический тиреотоксикоз, ожирение. Сюда же включают радикулиты, мигрень, кишечные колики, синдром раздраженного кишечника, дискинезию желчного пузыря, хронический панкреатит и бесплодие при исключенной патологии половой системы, рак, инфекционные и другие заболевания.

      В широком смысле, по словам известного русского психолога Лурия А.Р. «Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит именно в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни». Таким образом — психологическая помощь необходима практически при любых негативных симптомах.

      С точки зрения психосоматики, телесно ориентированной психологии бесполезно лечить болезнь только таблетками, если в основе расстройства лежат причины психологического характера — постоянный стресс, психологическая травма, душевные переживания и т.д. В то же время психологическая проблема могла зайти уже так далеко, что вызвала органическое заболевание и вмешательство врача просто необходимо. Но и, если недуг имеет физическую, телесную природу, то психологические страдания могут значительно препятствовать лечению.

      Существует более 200 концепций развития ПСР В современном психосоматическом патогенезе признаётся многофакторность в объяснении психосоматических заболеваний. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и её субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и в дополнение друг друга – всё это имеет значение в качестве разнообразных воздействий на организм, описываемых как «факторы», которые взаимодействуют между собой.

      Важными факторами, способствующими развитию данных расстройств, являются не только стресс, но и стрессоустойчивость, зависящая от физического, психоэмоционального состояний и социального окружения; личностные особенности (темперамент, характер, конституция); предрасположенность (выбор органа-мишени) и др.

      Предполагается существование так называемого пре-психосоматического личностного радикала — тех личностных особенностей, которые приводят к заболеванию; это очаг психосоматической импульсации, фиксированное патопластическое переживание. Он формируется в детском и подростковом возрасте.

      В настоящее время практически каждое психотерапевтическое направление предлагает свои методы коррекции ПСР: суггестивная психотерапия, психосинтез, позитивная психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, символдрама, транзактный анализ, арт-терапия, психодрама, танцвально-двигательная терапия, телесно-ориентированная психотерапия, семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование.

      Выбор направлений и методов коррекции ПСР в каждом конкретном случае зависит от ситуации клиента, его личностных особенностей, принадлежности терапевта к той или иной психотерапевтической школе, степени его образованности и практической подготовленности.

      Телесно-ориентированная психология постулирует тот факт, что любое психическое переживание, состояние, проблема, тем или иным образом отражается в нашем физическом теле: в позе, осанке, напряженности определенных групп мышц, привычных движениях и т.д. Воздействуя на это отражение, изменив двигательные стереотипы, можно решить конкретные психологические задачи, избавиться от внутренних конфликтов, осознать свои внутренние ресурсы. Важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления эмоциональных переживаний.

      Телесно-ориентированная психотерапия относится к интегративным моделям психотерапии. Она возникла и продолжает в настоящее время развиваться в двух основных вариантах: как самостоятельное направление психологии и психотерапии; как второе, дополнительное и необходимое, в русле многих сложившихся раннее психологических подходов, прежде всего, в психоанализе, гештальт — подходе, экзистенциальной психологии и др.

      При этом специальные принципы и приемы работы с телом используются не столько как источник информации, сколько в качестве основного средства непосредственного терапевтического воздействия.

      В различных направлениях телесно-ориентированная психотерапии разработаны теория и практика, специальные методики и техники психокоррекции ПСР. В настоящее время используются методы работы с телом и как в непосредственном телесном контакте с психотерапевтом, так и опосредованно, без прикосновений. При этом изменения в телесных ощущениях постоянно находятся в фокусе внимания и клиента и психолога.

      В нашей работе используются преимущественно контактные методы. А. Лоуэн подчеркивал исключительную важность касаний, тактильности как основного способа осознавания себя и окружающего мира для ребенка, как главного инструмента терапевта, как эффективного способа передачи качества отношений между терапевтом и клиентом, способа установления контакта.

      Интегративность любых методов психокоррекции заложена в самой сути психологического консультирования. Вне зависимости от метода и направления психотерапии общим для всех направлений выделяется сочетание 2-х необходимых условий успешности терапии: личности консультанта и качества терапевтического контакта.

      К. Роджерс говорил о том, что теория и методы консультанта менее важны, нежели существление им своей роли.

      Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии («…успех психотерапии может не иметь ничего общего с методом терапевта и содержанием вербальных интерпретаций. Он зависит от таких факторов, как качество отношений в терапевтической обстановке, степень сопереживания или чувство пациента по поводу того, насколько его поняли и поддержали»).

      Общим так же для всехнаправлений психокоррекции в рамках индивидуального консультирования являются:

      диагностическая беседа по схеме: жалобы, основные проявления (симптомы) — точное время появления жалоб – жизненная ситуация к началу жалоб (все изменения, срывы), ситуация при рецидивах – анамнестическая ретроспектива (детство, отношение к родителям, профессия, сексуальность и др.) – картина личности и ее конфликты;психотерапевтическая беседа.

      Беседа как диагностический и терапевтический метод является той формой коррекции, которую осознанно или неосознанно применяет каждый консультант.

      После того, как эти предварительные этапы пройдены, дальнейший выбор техник в рамках рассматриваемого подхода основывается на использовании явления глубокой психофизической релаксации как способа максимального мышечного расслабления и снятия зажимов и блоков, вычленению конфликтных зон и осознанию их в виде телесных метафор. Это позволяет включиться механизмам внутренней психосоматической саморегуляции, восстанавливает единство и гармоничность человека на всех его уровнях.

      Глубокий кинестетический транс терапевтичен сам по себе, потому что в нем возможно психическое переструктуирование, невозможное в обычном состоянии сознания. Этого состояния может не хватать для целей психокоррекции ПСР, поэтому консультант осуществляет определенную работу в состоянии совместного с клиентом трансового взаимодействия.

      Основным методом, использующимся в нашей работе и позволяющим достичь глубокого уровня телесной и психоэмоциональной релаксации, необходимого для формирования кинестетического транса, является «Релаксационный комплекс» российского психолога Минченкова А.В. Этот метод может быть органично дополнен целым рядом оригинальных методик работы с телом: восточный массаж, мануальная терапия внутренних органов, холистический массаж.

      Релаксационный комплекс может быть использован в интеграции с вербальными методами эриксоновского гипноза, биоэнергосистемотерапией, психокатализом, ре-пэрентингом и методом психокоррекции и психологической саморегуляции Ретри

      www.b17.ru

  • Опубликовано в рубрике Дети