Работа по преодолению заикания

Работа по преодолению заикания

Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения заикающегося ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после окончания. В конкретные задачи изучения ребёнка входят:

– сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления;

– определения места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей:

– обследование состояния устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной);

– выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений психологических особенностей.

Результаты изучения заикающегося фиксируются логопедом в соответствующей документации.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.

Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с преобладающей Помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

www.edufacts.ru

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию» . Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Третий этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью — в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А.Чевелевой . Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель — привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.

Как видим, методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова — в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.

Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми , так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции — работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны — от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности — магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель); вопросно-ответной речи (8—10 недель); самостоятельной речи (8—14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской . Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

stuttering.su

Независимый сайт о заикании

Натяжные потолки в Балашихе — Тканевые, ПВХ, Многоуровневые Однако, при правильной установке освещения, соединительный шов будет практически незаметен. Достоинства натяжных потолков — экологичность, простота и высокая скорость монтажа, эстетическая привлекательност ь. Тканевые натяжные потолки в Балашихе купить и устанавливать можно в любое время года, даже в неотапливаемом помещении. Они идеально подходят для отделки дач, загородных домов, где в зимний период температуры в помещениях невысоки.

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Воспитание личности заикающегося ребенка

Цель этого направления коррекционно-педагогической работы с заикающимися — воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Одним из основных методов в этой работе является психотерапевтическое воздействие. Для заикающихся детей большое значение имеет общая психотерапия — создание особого положительного эмо-ционального фона окружающей обстановки (семья и педагоги).

Важным моментом является то, что по сути каждое логопедическое занятие носить психотерапевтическую направленность и включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организа-ционный момент, элементы суггестивной психотерапии — внушения). Так, например, в процессе мышечного и эмоционального расслабления могут вводиться «формулы внушения», которые в начале курса занятий произносит логопед, затем он только дает установку и дети проводят самовнушение (элемент аутогенной тренировки), например: с каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нра-вится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи.

Полученные детьми навыки правильной речи нужно собрать воедино и вывести правила в определенной последовательности. Например, обучение и введение в речь правил естественной речи можно начать следующим обра-зом (Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1995):

— Итак, Путешествие по реке слитного произношения начинаем со вступительной речи и беседы о моряках и путешествиях, о том, какими качествами должен обладать моряк. Настоящий моряк: внимательный, собранный, умеет принимать правильное решение, чтобы корабль шел по курсу и не сел на мель, кроме того, моряк немногословен.

Детям дается задание завести тетрадь, которая будет называться «Бортовой журнал» и по ходу плавания дети заносят туда все правила и их обо-значения в виде морских символов, приводя в систему законы естественной речи. Девиз при подготовке к занятию: «Говори меньше — думай больше», в соответствии с ним первый закон:

Прежде подумайте, потом говорите.

Логопед дает образец правильного плавного чтения, помогая себе дирижированием и обращая внимание детей на то, что, если бы прочитано было быстро и скороговорением, они ничего бы не поняли, следовательно, второй закон: Говорите в спокойном темпе.

В своем «Бортовом журнале» дети самостоятельно рисуют символы плавной речи (это может быть плывущий по волнам корабль или просто волны).

Логопед объясняет, что корабль движется по волнам неторопливо, спо-койно, и спрашивает: «Что его движет, что надувает паруса?» «Ветер, воздух». Логопед продолжает:

— И нам для того, чтобы говорить, нужен воздух. (Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед).

«Положим ладонь на живот: Вдох—выдох. Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходит расслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети — в своих «журналах» волны речевого ритма. Поэтому третий закон: Говорите всегда на выдохе.

Рисуем символ третьего закона — парус. В безбрежном пока океане речи встречается остров. Логопед вешает на доску картинку с изображением острова, на котором возвышается замок, на воротах его висит замок, просит сравнить два эти слова:

— Слова пишутся одинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучат разные звуки и от этого изменяется смысл сло-ва. Четвертый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах.

Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвертого закона Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они не связаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит это предложение, и вот наш пятый закон: Слова в предложении произносите слитно.

Предложение — это законченная картина, слово в ней — отдельный мазок, но мазок кисти в отдельности — это хаос, чтоб из отдельного хаоса мазков получилась картина, нужно их соединить (дети рисуют картину моря красками) — законченная картина и есть символ плавной речи.

В далеком плавании морякам приходят письма из дома, иногда они написаны, а иногда нарисованы (раздать детям карточки с сюжетными картинками и заданием: составить по картинкам небольшой рассказ из 2—3 предложений). Наш шестой закон: В конце каждого предложения делайте паузу.

Нужна остановка, чтобы отдохнуть во время отдыха будем ловить рыбу (раздать детям разрезные картинки с изображением разных пород рыб разных по форме, цвету; дети подбирают, выделяя отличительные признаки). Нужно составить небольшой описательный рассказ каждому о своей рыбе. Например: «Это рыба окунь, она живет в реке, у нее на теле есть полоски. Хвост и плавники оранжевого цвета». Желая рассказать о чем-то подробнее, вы должны выдерживать паузы внутри длинного предложения, длинные предложения делить на смысловые отрезки. Седьмой закон: После смыслового отрезка делайте паузу:

Тренировка на пересказе коротких рассказов. Обратить внимание на то, что предложения прочитаны детьми не всегда одинаково, например: Моряк отважный человек // Моряк отважный человек // Моряк отважный человек. В зависимости от того, какое слово выделено, оно и считается главным и от этого меняется смысл. Попробуем сказать без логического ударения получается скучно, монотонно. Чтобы наша речь была понятной и выразительной нужно делать логические ударения. И вот мы вывели наш следующий, восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.

Тренируемся в составлении предложений и выделении главного по смыслу слова. Вот мы и вывели основные законы правильной речи. Вы заметили, что правила помогают говорить спокойно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда уверенно и спокойно смотрит вперед. Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите. Наш последний девятый закон: При разговоре спокойно смотрите на собеседника:

Научившись пользоваться этими правилами, дети станут более уверенными в своих силах и возможностях. Комплексный подход в преодолении заикания требует от логопеда использования в своей работе достижений в этом направлении других специалистов.

В настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в некоторых областях медицины. Так логопеды все чаще используют некоторые психотерапевтические приемы, логоритмические упражнения, приемы массажа и т. д. на логопедических занятиях с заикающимися. Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект.

В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Каждое логопедическое занятие независимо от возраста заикающе-гося и методики работы должно быть максимально насыщено психотерапевтическим воздействием, давать заряд положительных эмоций, вселять веру в свои силы и возможности. В этом отношении большое значение имеет не только первая встреча со специалистом, когда заикающемуся нужно показать, что он сможет хорошо говорить, но и все последующие занятия, на которых следует добиваться, чтобы ребенок практически не заикался. Поэтому необходимо активизировать доступные и сохранные у ребенка структуры речи, а также использовать различные варианты мышечной релаксации, аутотренинга, самовнушения и доступных логопеду эмоциональных, суггестив-ных, рациональных приемов.

В современной психотерапии различают два основных вида воздейст-вия словом: 1) рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В. М. Бехтереву) психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

В лечении заикания у детей преобладающее значение имеет косвенная и рациональная психотерапия. Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи, чувство ущемленности и подавленности, навязчивая фиксация на своем речевом расстройстве, многообразные переживания в связи с этим и пр.), с другой — на перестройку у заикающегося ребенка измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими.

На основании собранного анамнеза и его тщательного анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и коллективные психотерапевтические беседы, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения.

Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом могут быть использованы выдержки из дневников тех, кто уже успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи. Можно также организовать демонстрацию свободной речи прежде заикающихся детей и многое другое. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, усугубляющих заикание, внушает уверенность в свои силы, в возможности преодоления болезненного состояния. Все это требует от специалиста большого диапазона знаний, внешней убедительности и умелого использования слова как лечебного фактора.

Следует подчеркнуть, что для дошкольников рациональная психотерапия применяется в виде разнообразных игровых приемов с использованием игрушек, красочного и забавного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Обязательными для всех заикающихся являются овладение ими навыками мышечного расслабления и работа над дыханием и голосом.

Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. Помимо логопедических приемов развития речевого дыхания, используется «парадоксальная» дыхательная гимнастика (автор А. Ф. Стрельникова), в процессе которой автоматизируется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стойкие патологические дыхательные речевые стереотипы. Кроме того, «парадоксальная» гимнастика оказывает мощное эмоционально-положительное влияние на заикающихся, а также общеукрепляющее и оздоровительное воздействие, способствует санации но-соглотки. В процессе упражнений повышаются голосовые возможности и автоматизируется речь на задержанном дыхании (это естественно для здоровой речи, исключая речь на фиксированном, утрированном выдохе).

При работе над голосом преследуется цель освобождения гортанной мускулатуры от «зажимов». Заикающиеся знакомятся со строением резонаторов, их ролью, работают над произвольным усилением и ослаблением голоса. Эта работа включает использование слоговых рядов, стихотворной речи. Особое внимание обращается на звучность, тембровое богатство, напевность и другие стороны речи. В речевую работу включаются элементы внушения и самовнушения. Например, используются фразы: «Я сильный, смелый, уверенный», «Я все могу» и т. д., которые произносятся в напевном ритме, с повышением и понижением голоса. Голосовые упражнения сочетаются с простыми движениями рук, ног, наклонами, поворотами.

Любые упражнения предполагают мышечное расслабление. Варианты расслабления отрабатываются не только в состоянии покоя, но и во время ходьбы, бега с поочередным расслаблением различных групп мышц, особенно шейных. В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи. Массаж улучшает функциональное состояние центральной нервной системы, активизирует работу мозга и его компенсаторные возможности. В практической дея-тельности точечный массаж используется как одна из составных частей комплексного лечения заикания. Массаж биологически активных точек прово-дится в период режима ограничения речи одновременно с обучением детей расслаблению, работой над голосом.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

stuttering.su

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Кувшинова И.А. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей / И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 135-138.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПР Е ОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

И.А. Кувшинова, канд. пед . наук, доцент

Э.Р. Мазитова , студент

Магнитогорский государственный техническ ий университет им. Г.И.Носова

(Ро с сия г . Магнитогорск )

Аннотация . В статье представлены основные способы борьбы с наиболее тяжелым дефектом речи – заиканием , раскрываются основные аспекты медицинского, психотер а певтического и логопедического воздействия в процессе преодоления заикания у д е тей, основные положения комплексного лечебно-педагогического подхода, описываются эт а пы воспитания речи по методике Н. А. Чевелевой , а также условия эффективной раб о ты по преодол е нию заикания у детей .

Ключевые слова: заикание, коррекционная работа, логопедическое воздействие, во с питание речи, лечение заикания.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружа ю щими, особенно в детском возрасте . Это нарушение весьма трудно устранимо, и очень важно начать своевременное его л е чение и коррекцию .

В настоящее время считается общепр и знанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В н а чальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем ус и литься. Чем больше вр е мени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике р е бенка. Кроме того, заикание лишает р е бенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу [ 1 ] . Максимальный и быстрый э ф фект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 м есяцев от н а чала заболевания.

Благоприятный исход от лечения дост и гается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, м е нее благоприятный – от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стре м ление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, о т рицательно сказываются на результ а тах лечения [ 2 ] .

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии пр и менения комплексного метода. Под совр е менным комплексным подходом к преод о лению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состо я ния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В ко м плекс лечебно-педагогических меропри я тий входят лечебные препараты и проц е дуры, лечебная физкультура, психотер а пия, логопедические занятия, логопедич е ская ритмика, воспитательные меропри я тия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих ра с стройств голоса, дыхания, моторики и р е чи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; изба в ление ребенка от неправильного отнош е ния к своему речевому дефекту, от псих о логических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реада п тация и адаптация заикающегося [ 3 ].

Медицинское воздействие – медик а ментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии – спосо б ствует нормализации функций нервной системы р е бенка и создает благоприятный фон для психотерапии, для активной лог о педической р а боты.

Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопед и ческой работы. Оно состоит в том, что р е бенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фикс и руют его внимание на успехах в этом н а правлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

Логопедическое воздействие осущест в ляется на протяжении длительного, рег у лярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является восп и тание н а выков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не в ы зывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных услов и ях [ 1 ].

Логопедическая ритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры сп о собствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию дв и жений, умение управлять собой, вкл ю чаться в деятельность по сигналу, восп и тывают чувство ритма. Они призваны та к же снимать общую скованность, напряж е ние. Большое внимание при этом уделяе т ся развитию внимания у д е тей.

Весьма важным условием для преод о ления заикания у ребенка является пр а вильно спланированный режим дня. Ну ж но достаточное время уделять отдыху: для заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, для школ ь ника – 8 — 9 часов ночью и 1,5 — 2 часа днем. Пр и ем пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 — 2 часа до сна, так как в противном случае восстановление силы нервных кл е ток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реа к тивные силы и иммунологическое состо я ние организма [ 3 ]. В рационе должна пр е обладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, ос т рую, соленую и жареную пищу [ 2 ].

В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Еж е дневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укре п ляют нервную систему, создают эмоци о нальный подъем. Воздушные ванны ок а зывают активное воздействие и на серде ч но-сосудистую систему, нормализуют ее работу. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные проц е дуры: обтирание, обливание, душ и куп а ние [ 3 ].

Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависим о сти от состояния здоровья ребенка и ос о бенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают о б мен веществ. Они способствуют укрепл е нию силы и морального духа ребенка, ра з вивают координированные и точные дв и жения, помогают избавиться от скованн о сти или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию ди с циплинированности и с о бранности.

Все это является необходимой предп о сылкой для лучшего функционирования р е чевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на в ы работку у него правильных речевых нав ы ков [ 3 ].

Большое значение для успешного пр е одоления заикания имеет также речь о к ружающих. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Т о гда они начинают подражать этой манере говорить [ 1 ].

При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соо т ветствии с его особенностями методы ко р рекционного воздействия в рамках сущ е ствующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздейс т вия следует считать следующие полож е ния.

1. Комплексность как взаимопроникн о вение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика аутогенная тренировка – вкл ю чает в себя речевой, логопедический мат е риал; индивидуальные логопедические з а нятия, в свою очередь, проходят с испол ь зованием психотерапевтической методики функциональных тр е нировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдв и гает на первый план в комплексном пр е одолении заикания медицинские мер о приятия. Это существенным образом вли я ет на место, роль и специфику логопед и ческой работы с за и кающимися . Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия , логопсих о терапия .

3. Поэтапность , согласно которой все виды нагрузок ( логопедическая , психот е рапевтическая, логоритмическая ) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого мат е риала, так и в построении системы фун к циональных тренировок. Каждый из эт а пов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцирова н ность и индивидуализация лечебных во з действий.

В настоящее время существует н е сколько методик логопедического возде й ствия для устранения заикания. Остан о вимся на методике занятий для заика ю щихся детей д о школьного и школьного возраста, разработанной логопедом Н.А. Чевелевой . Она позвол я ет воспитать у детей сам о стоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, досту п ной ситуационной речи и кончая конте к стной речью.

Воспитание речи по данной методике проходит несколько этапов:

– первый – пропедевтический или орг а низационный, когда дети получают нав ы ки организованного поведения в коллект и ве и слушают неторопливую, немног о словную речь л о гопеда;

– второй этап – этап сопровождающей речи, то есть по поводу и с опорой на о д новременно совершаемые детьми опер а ции;

– третьим является завершающая речь – речь по поводу только что совершенной опер а ции;

– четвертый – этап предваряющей речи, то есть о том, что ребенок собирается сд е лать;

– пятый – представляет собой закрепл е ние навыков самостоятельной речи, пол ь зование всеми указанными видами р е чи [ 4 ].

При работе по данной методике автор указывает на необходимость соблюдения н е которых условий. Во-первых, каждая из форм речи проходит несколько стадий у с ложнения: от самых элементарных коро т ких ответов, связанных с конкретной н а глядной ситуацией, до развернутых ко н кретных высказываний, без непосредс т венной опоры на деятельность. Ситуац и онная речь, то есть речь по поводу нагля д ных предметов или действий, оказывается сразу же доступной для заикающегося р е бенка, потому что все, что видят, осмы с ливают, делают дети, они без труда и н а зывают, так как предметы или соверша е мые действия находятся перед их глазами и как бы сами подсказывают свои назв а ния. Постепенно уменьшая наглядную опору, речь детей усложняют. Так разв и вается способность пользоваться конте к стной речью, вовсе лишенной наглядной опоры. Отвечая сначала короткими фраз а ми, затем простыми распространенными предложениями, дети постепенно перех о дят к более развернутым и сложным пре д ложениям. И наконец, они овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товар и щам [ 1 ].

Вторым условием является неторопл и вый темп речи, который должен быть об у словлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога. И третье – это с о вместная работа логопеда с родителями заикающихся детей [ 4 ].

В итоге систематическое и последов а тельное развитие связной речи дошкол ь ников приводит к тому, что ребенок пр и обретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулировать мысль, говорить без пауз и остановок. С о блюдение условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст во з можности возникнуть рецидиву при вли я нии каких-либо неблагоприятных факт о ров [ 1 ].

В заключении хочется сказать, что за и кание — вполне устранимый дефект речи. Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на неп о правимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать все нео б ходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.

1. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология » – М.: Просвещение, 1989. – 223 с .

2. Корецкая В.П . Заикание. Причины, виды, лечение, патологии. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polismed.com/articles-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie-patologii.html . (Дата обращ е ния: 24.09.2016).

3. Логопедия. Учебник для студентов дефектол . фак . пед . вузов / П од ред. Л.С. Волк о вой, С.Н. Шаховской. – Изд . 3-е. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с .

4. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических ф а культетов педагогических институтов. Издание 2-е, доп. и перераб . – М., «Просвещение», 1973. – 272 с .

5. Сунагатуллина И.И . Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи / И н новационная наука . – 2016. – № 2-4 (14) . – С. 124-127.

MAIN AREAS OF INTEGRATED CORRECTIVE WORK TO OVERCOME

STUTTE R ING IN CHILDREN

I. A. Kuvshinova , candidate of pedagogic sciences, associate professor

E. R. M azitova , student

Magnitogorsk state technical University. G.I. Nosov

Abstract. The article presents the main ways of dealing with the most serious defect of speech — stuttering, reveals the basic aspects of medical, psychotherapeutic and logopedic infl u ence in the process of overcoming stuttering in children, the main points of complex medical and ped a gogical approach, stages of education speech describes the procedure NA Chevelevoy , as well as the conditions for effective work to overcome stuttering in children.

Keywords: stuttering, remedial work, speech therapy the impact of Eastern power of speech, the treatment stuttering.

intjournal.ru