Ранний детский аутизм что это такое

Ранний детский аутизм: все что нужно об этом знать — причины развития, симптомы и признаки, диагностика и лечение. Советы родителям

Аутистами могут быть как дети, так и взрослые. В данной статье речь пойдет о детском аутизме (дети с ранним детским аутизмом). В настоящее время имеется несколько объяснений феномену человеческой психики, называемому аутизмом. Поклонники той или иной версии готовы предоставить почти бесконечное множество убедительных, на их взгляд, доказательств в защиту своих предположений.

Ранний детский аутизм

Одни утверждают, что аутизм – это психиатрическое заболевание, и ставят его в один ряд с шизофренией и почему-то сравнивают с синдромом Дауна. Хотя между этим синдромом и аутизмом нет ничего общего. Другие убеждены, что аутизм – это никакое не заболевание, а особое психическое и отчасти физиологическое состояние, благодаря которому человек видит мир иначе и взаимодействует с миром по своим особым правилам. Третьи уверяют, что аутисты – каким-то дивом дивным оказавшиеся на Земле пришельцы из других миров.

На самом же деле в настоящее время доподлинно известно лишь одно. Аутизм – это врожденная особенность человеческой психики. Именно врожденная, то есть, приобрести аутические свойства в процессе жизни нельзя, с ними человек рождается. Избавиться от этих свойств невозможно: это своего рода инстинкты, данные аутистам для выживания. Ребенок-аутист вырастает в аутиста-взрослого.

Основные отличия аутиста от обычного человека:

  • Аутист, как может, избегает контактов с внешним миром. Он не желает общаться с людьми, а если и общается, то лишь в меру крайней необходимости. Всякое пребывание в обществе отнимает у него много энергии. Чтобы восстановиться, аутисту необходимо долгое время провести в одиночестве.
  • У него имеется свой собственный внутренний мир, в котором он большей частью пребывает и в который никого не допускает.
  • Аутист стремится жить по собственным, понятным только ему самому, правилам.
  • Отдельно следует коснуться здесь такого вопроса, как количество аутистов в современном мире. Многие утверждают, что с каждым годом их рождается все больше. По их словам, если раньше на 10 000 нормальных детей приходилось по 2-3 малыша с аутическим отклонением, то в последние годы на тех же 10 000 нормальных детей приходится уже до 200 детей с синдромом раннего детского аутизма. На основании этих цифр возникло даже предположение, что в мире распространяется некая загадочная «аутическая эпидемия».

    Серьезные исследователи опровергают такие слухи, и никакой «аутической эпидемии» не видят. По их мнению, процент детей, рождающихся с признаками раннего аутизма, постоянно стабилен и составляет от 5 до 20 «аутят» на те же самые 10 000 обычных младенцев. Утверждения о неимоверном количестве новорожденных с аутическими признаками серьезные ученые объясняют данью вышеупомянутой моде. Ну и, конечно, страху: как известно, все неведомое человека страшит. Те, кто боится, всегда преувеличивают свои страхи.

    Причины развития детского аутизма

    Версий, гипотез и предположений о том, что такое аутизм, существует множество. Однако истинная причина того, что это на самом деле такое, до сих пор никому не известна. В настоящее время ни одно из предположений не доказано в полной мере. А поскольку это так, то версии продолжают плодиться – от более или менее научно обоснованных, до самых фантастических:

  • Аутизм передается по наследству. Плюсы этой версии: действительно, иногда в одной семье бывают аутист-папа и аутист-ребенок. Минусы: почти с такой же самой периодичностью ребенок с синдромом аутизма может родиться и в обыкновенной семье;
  • Обычно аутист – это первый ребенок в семье. Однако в последнее время доказано, что почти с такой же периодичностью аутистом может быть и второй ребенок, и третий, и даже восьмой или десятый. Никакой «железной» закономерности до настоящего времени здесь не обнаружено;
  • Мама, родившая ребенка-аутиста, во время беременности переболела каким-либо вирусным заболеванием: краснухой, корью, ветрянкой и т. д. В результате материнского заболевания мозг у плода стал развиваться неправильно, отсюда и ранний детский аутизм. Плюсы этой версии: действительно, у большинства детей-аутистов в первые годы жизни наблюдается чрезмерное развитие головного мозга, что подтверждено научными исследованиями. Минусы: в настоящее время прямая связь между материнским заболеванием и непомерным развитием мозга у ребенка не доказана;
  • Аутистом ребенок становится из-за «холодности» родителей. Иными словами, если родители не уделяют должного внимания своему ребенку и эмоционально с ним не общаются, то малыш замыкается в себе – отсюда и детский аутизм. Не так дано подобная версия была в особом почете, но затем было доказано, что аутизм – это врожденное свойство, и в настоящее время эту версию основательно подзабыли;
  • Можно также услышать гипотезу, что аутистами дети становятся из-за прививок. Эта версия также не выдерживает серьезной критики все по той же причине: аутистами не становятся, ими рождаются;
  • В последнее время все больше поклонников у гипотезы о том, что синдром аутизма – это сбой в генетике конкретного человека, когда этот человек еще находится в материнской утробе. Правда, какой именно ген «засбоил», и отчего именно этот, а не какой-то другой ген, до сих пор остается неясным;
  • О всяческих фантастических версиях феномена аутизма (типа «аутист – это человек новой расы» или «аутист – это пришелец») здесь речи не идет.
  • Говоря о симптомах и признаках аутизма, следует иметь в виду несколько немаловажных обстоятельств. Первое: говоря о симптомах и признаках, свойственных детям-аутистам, нужно иметь в виду, что речь идет именно об их особенностях психологического развития, но никак не об интеллектуальных способностях. Воспринимать детей-аутистов как неких дурачков – большая ошибка, не говоря уже о моральных аспектах такого восприятия. Второе: не следует считать, что симптомы, о которых здесь будет говориться, присущи всякому без исключения ребенку с аутическим спектром восприятия. Доказано, что всякий аутист (в том числе и ребенок) отличается от подобного себе в гораздо большей степени, чем отличаются друг от друга обычные люди.

    Поэтому нижеследующий перечень симптомов и признаков будет в известной мере обобщенным. Другими словами, у кого-то – тот или иной признак/симптом есть, у кого-то – отсутствует. Здесь очень многое зависит от психологического устройства самого малыша. Ну и, разумеется, от того, какие люди «аутенка» окружают и как они на него влияют. Хотя в любом случае следует иметь в виду, что все поведение ребенка направлено на то, чтобы отгородиться от внешнего мира и никого не допустить в собственный внутренний мир.

    Проявляемые аутические признаки во многом зависят от возраста ребенка. С момента рождения и до 2-летнего возраста они таковы:

  • У ребенка никак не выражается привязанность к маме. Он не улыбается, не тянет к матери руки, не беспокоится, когда ее нет;
  • При общении малыш упорно не смотрит в глаза и на материнское лицо. По образному выражению, он постоянно смотрит «сквозь» или в сторону;
  • Он никак не реагирует, когда мать берет его на руки, а если и реагирует, то криком и плачем. Очень часто маленькие «аутята» отказываются от материнской груди. Создается впечатление, что малышу лучше, когда его никто не трогает и не прикасается к нему;
  • Ребенок с ранним аутизмом не хочет играть в компании других детей, ему больше нравится играть одному. Причем, он обычно равнодушен к традиционным детским игрушкам, предпочитая в качестве игрушки какой-нибудь посторонний предмет: колесико, щепку, обрывок веревки и пр. Вообще фрагменты какого-то предмета его интересуют гораздо больше, чем предмет в целом;
  • Ребенок не указывает пальцем на заинтересовавший его предмет или человека, как это делает большинство детей;
  • Общаясь с другими людьми, он зачастую относится к ним как к предметам, то есть, не понимает отличий между человеком и предметом. Или – не считает нужным отличать одно от другого;
  • Обычно ребенок не откликается на свое имя;
  • Долгое время он может не разговаривать – иногда до 5-летнего и даже 7-летнего возраста. А если и разговаривает, то крайне редко и неохотно. Иногда произнеся несколько вполне осмысленных фраз, он опять может на долгое время замолчать (почему ребенок долго не начинает говорить);
  • Не терпит никаких изменений, и как может, противится им. Любое изменение в обстановке, в одежде, в еде может вызвать у «аутенка» страх или агрессию;
  • Плохо спит, может подолгу лежать, глядя куда-то в пространство;
  • Очень резко реагирует на некоторые внешние раздражители: шум, набор определенных звуков, яркий свет, запахи, некоторые произносимые другими людьми слова и т. д. Все это может «аутенка» сильно пугать или вызывает в нем протест вплоть до истерики;
  • Отдельным пунктом следует отметить гиперчувствительность маленького аутиста к прикосновениям. Невыносимые страдания ему могут доставить обычные, казалось бы, вещи и действия других людей: бирка или швы на одежде, слишком тесная одежда, застегнутый под горло воротничок, шарфик, холодная молния на куртке, поглаживание по голове, попытки взять за руку или поцеловать и пр. Все это способно вызвать у малыша бурный протест и даже истерику;
  • У таких детей обычно перебои с аппетитом (то он есть, то его нет). Кроме того, маленький аутист зачастую отказывается от каких-то блюд, в то время как другой еде он отдает предпочтение. Любая попытка внести разнообразие в меню вызывает испуг и резкое неприятие;
  • Интеллект ребенка аутиста может развиваться как обычно, может отставать или опережать природный график. От чего это зависит –неизвестно. Очень часто интеллект развивается односторонне: в какой-то области ребенок может добиться просто-таки феноменальных успехов, а в других областях – не знать даже элементарных вещей;
  • Перечисленные симптомы можно считать первичными сигналами для родителей. Если хотя бы треть этих признаков у ребенка регулярно наблюдается, то это уже повод для родителей задуматься о том, не является ли их дитя аутистом.
  • Начиная с 2-х лет и заканчивая 11-летним возрастом, у ребенка обычно проявляются дополнительные аутические признаки:

  • Малыш может либо вообще не говорить, либо говорить крайне редко, либо постоянно произносить одно и то же слово или фразу (так называемая эхолалия);
  • Иногда ребенок может выражаться длинными и сложными фразами, не соответствующими его возрасту;
  • У аутиста часто встречается неосознание собственного «я»: он может говорить о себе в третьем лице, либо употреблять слово «ты»;
  • Почти никогда ребенок не начинает разговор первым и стремится уклониться от разговора, начатого кем-то другим;
  • Малейшее изменение в обстановке, к которой ребенок привык, вызывает в нем панику и неадекватное поведение. При этом исчезновение человека значит для него намного меньше, чем исчезновение привычного предмета;
  • У аутиста часто появляются страхи, проследить причину которых невозможно. Вместе с тем поводы для реальных страхов для него как бы не существуют;
  • У детей с аутическим отклонением особенно ярко наблюдаются такие особенности как неуклюжесть, плохая координация движений, неумение владеть своим телом (или, другими словами, слабое ощущение тела в пространстве). По этим причинам у «аутенка» имеются проблемы с мелкой моторикой, он не в состоянии научиться кататься на велосипеде и плавать, ему неподвластны даже самые элементарные гимнастические упражнения;
  • Большую часть времени малыш проводит, совершая однообразные действия: раскачивается наподобие маятника, разглядывает какой-то предмет, потряхивает кистями рук и т. д. Причем, это может происходить как днем, так и ночью;
  • Ребенок с большим трудом приобретает элементарные навыки ухода за собой. Зачастую они ему и вовсе непосильны;
  • Довольно часто дети с синдромом раннего аутизма не в состоянии освоить письмо и чтение;
  • Зато – у них могут стремительно возникнуть незаурядные способности к какому-то конкретному виду деятельности: рисованию, музыке, программированию, математике, сочинительству;
  • Маленькие аутисты обычно погружаются в собственный мир. Попытки вытащить их оттуда всегда встречают жесткое сопротивление.
  • С 11-летнего возраста аутические черты окончательно формируются:

  • Все больше у ребенка проявляется тяга к уединению. Он не смотрит в глаза другим людям. В других случаях, наоборот, он может смотреть в глаза слишком пристально, подходить к другому человеку слишком близко, говорить очень громко или, наоборот, тихо;
  • Он начинает пользоваться небольшим количеством слов, из-за чего часто создается впечатление, что у «аутенка» чрезмерно бедный лексикон;
  • У ребенка вырабатывается своеобразный «аутический акцент», то есть ребенок начинает говорить с интонацией робота;
  • То же самое касается и походки: она становится неестественной, нескоординированной, зачастую – как у робота;
  • Некоторые из детей-аутистов чрезмерно активны, другие – предельно отстранены и замкнуты;
  • Завести с кем-то дружбу или построить романтические отношения ребенок-аутист обычно не в состоянии.
  • Помимо перечисленных, у большинства детей-аутистов наблюдаются и другие признаки отклонения от общепринятого стандарта развития:

  • Упорное нежелание смотреть собеседнику в глаза;
  • Нежелание смеяться, когда его пытаются рассмешить и, наоборот, беспричинный смех в неподходящей ситуации;
  • Употребление жестов вместо слов;
  • Отсутствие реакции на обращенные к нему слова;
  • Неумение играть в ролевые игры и неспособность придумывать игровые сюжеты;
  • Часто ребенок-аутист не умеет говорить. Иногда – даже став взрослым;
  • Все аутисты, и дети в том числе, отличаются стереотипным поведением. Для них очень важны ритуалы: одна и та же обстановка, одна и та же еда, одни и те же маршруты. Малейшая перемена полностью дезориентирует аутиста-ребенка и почти наверняка вызовет в нем капризы, истерики и прочие формы протеста;
  • Запредельная концентрация на каком-то конкретном занятии или фрагменте чего-либо. Маленький аутист может целый день заниматься каким-либо занятием, не отвлекаясь. На попытки его отвлечь, в большинстве случаев следует реакция в виде гнева;
  • Не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
  • Видео интервью: как распознать детский аутизм: основные симптомы

    Как ребенок-аутист видит мир

    Чтобы больше понять аутиста-ребенка, отдельно нужно сказать о том, как он видит окружающий мир. Понятно, что малыши вряд ли об этом могут что-либо внятно сказать. О своем видении мира больше говорят взрослые аутисты. Они утверждают, что видят окружающую действительность совсем иначе, чем большая часть людей. Причем, по их уверениям, так они видели мир всегда, с самого рождения.

    Большая часть человечества видит окружающий мир целиком. Аутисты видят все фрагментарно: вначале – одну частицу окружающей действительности, затем – третью, четвертую и так далее. Зафиксировав в уме множество частиц, люди с аутическим отклонением слагают из них цельную картинку. С точки зрения большинства людей, это сложно. Но аутисты иначе видеть не могут.

    Примерно так же они и думают. Чтобы у аутиста сформировалась мысль, ему вначале необходимо выстроить в уме картину того, о чем он думает. Чтобы выстроить картину, нужно прежде собрать ее по фрагментам. Это во многом напоминает известную игру – складывание пазлов. Однако для аутиста это не игра, а единственно возможный способ мировосприятия.

    Многие исследователи феномена аутизма сходятся во мнении, что в первую очередь именно аутическое мировосприятие и мышление объясняет поведение аутистов. Ребенок-аутист не обращает внимания на маму? Это потому, что у него в мозгу не успел сложиться зримый образ мамы. Он не слышит обращенный к нему слов? Это потому, что в его уме не выстроилась картинка, обозначающая эти слова.

    Виды и основные синдромы аутизма

    Ввиду того, что аутизм – явление чрезвычайно сложное и малоизученное, четкой квалификации его видов пока не существует. Аутизм принято подразделять на несколько подвидов, каждый из которых имеет свои характерные признаки:

    1. Синдром Каннера (назван так по имени ученого, впервые описавшего этот подвид расстройства). Это так называемый классический аутизм. Основные его признаки были описаны выше. Аутисты, подверженные данному синдрому, могут и вовсе не контактировать с миром или контактировать ограниченным способом (например, в течение всей жизни они могут не разговаривать, не уметь ходить, ухаживать за собой и т. д.).

    2 . Синдром Аспергера (назван по имени ученого, впервые классифицировавшего этот подвид). Такой синдром еще называют «высокофункциональным аутизмом», а его носителей – «аспи»:

  • У большей части «аспи» нормальный интеллект и поведение. Они могут успешно окончить школу и университет, получить профессию, завести семью;
  • Впрочем, в течение всей жизни у них, тем не менее, будут наблюдаться черты характера и поведения, типичные для аутиста: отстраненность, тяга к одиночеству, неумение построить отношения, специфичность интересов, непонимание правил и законов социального взаимодействия, предельная прямолинейность, специфические интересы и увлечения. Сюда можно добавить неумение строить карьеру и исключительную правдивость;
  • Среди «аспи» наибольшее количество гениев. Именно из них получаются выдающиеся программисты, художники, музыканты, спортсмены, писатели;
  • У «аспи» нестандартное мышление и прекрасно развита логика;
  • Характерная их особенность – неспособность на долгое время сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или мысли;
  • Аутистов с синдромом Аспергера несложно отличить по внешнему виду. Обычно у них красивые («кукольные») лица с застывшей мимикой и особенным взглядом, направленным не вовне, а как бы внутрь самих себя. При общении они не смотрят собеседнику в глаза;
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к дому, где проживают. К родителям у них такой привязанности нет.
  • 3. Синдром Ретта. Это – самая сложная разновидность аутизма.

    Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

    • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
    • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
    • замедление роста головы после года;
    • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
    • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
    • Отставанием в умственном развитии;
    • Снижением мышечного тонуса, вплоть до полной невозможности ходить и двигать руками;
    • Потеря речи.
    • Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

      4. Атипичный аутизм. В этот разряд попадают обычно те дети-аутисты, чье отклонение от нормы по каким-то признакам нельзя классифицировать как синдром Каннера или синдром Аспергера.

      Интеллект ребенка с аутизмом

      Интеллектуальные возможности детей с аутическим расстройством во многом загадка. Принято считать, что около 50% таких детей отстают в умственном развитии. Такие данные приводят американские исследователи. В отличие от России, в этой стране, равно как и в странах Западной Европы, изучению феномена аутизма уделяют серьезное внимание. Поэтому названной цифре можно доверять.

      Вместе с тем, многие исследователей эту цифру опровергают. Что означает термин «отставание в умственном развитии», спрашивают они? Если маленький аутист не способен самостоятельно одеться, но при этом рисует гениальные картины – что можно сказать в этом случае о его интеллекте? Если в фирме компьютерного гения Билла Гейтса (который, к слову, сам является аутистом), более 20% его сотрудников-программистов – такие же аутисты, как и их шеф – о каком отставании в интеллекте может идти речь? Если американские исследователи утверждают, что более 10% процентов аутистов – это гении в разных областях человеческой деятельности, тогда как среди обыкновенных людей гениев чуть больше 1% — как в этом случае можно говорить об интеллектуальном убожестве аутистов?

      Обычно гениальность аутистов проявляется еще в раннем детстве. Поэтому речь должна вестись не об отставании в интеллектуальном плане, а, видимо, в особенностях их умственного развития. Таких особенностей у них много. Одна из самых главных – это чрезмерное развитие какой-то одной части мозга за счет подавления других его частей, в результате чего аутисты и дают миру столь впечатляющее количество гениев в какой-то конкретной сфере человеческой деятельности. По мнению многих исследователей, это именно физиологическая особенность интеллекта, но никак не отставание в развитии.

      Лечить или не лечить?

      Можно ли вылечить детский аутизм – это вопрос чрезвычайно важный и сложный. Здесь все зависит от того, как расценивать аутизм – как психиатрическое заболевание, или как уникальное развитие личности. В настоящее время существует два мнения.

    • аутизм – это психическое заболевание, и, следовательно, его необходимо лечить в психиатрических клиниках.
    • аутизм – это именно уникальная человеческая особенность и, следовательно, психиатры здесь не нужны.
    • О том, что разгадку аутизма нужно искать в области человеческой психологии, а не психиатрии, убеждены в США и странах Западной Европы. Зарубежные страны намного раньше, чем Россия, приступили к изучению данного феномена. И, соответственно, первыми пришли к выводу, что аутизм – это никакое не заболевание (тем более, психического свойства). А потому все, что надо аутисту, – помочь ему адаптироваться к этому миру, для него чуждому.

      В России же до сих пор можно во множестве встретить мнение, что аутистами (в особенности, в детском возрасте), должны заниматься именно врачи-психиатры. При этом тут же, что называется, параллельным курсом следует утверждение, что никто из медиков не имеет понятия, как именно следует лечить детей-аутистов. Во-первых, до сих пор неясно, что такое аутизм и каковы причины его возникновения. Во-вторых, сами врачи признают, что у них не существует внятных методов лечения, а тем более – лекарств.

      А потому все «лечение» хоть маленького, хоть взрослого аутиста заключается в том, что его помещают в психиатрическую клинику. Иногда – надолго. Иногда (если у него нет близких, которые могли бы о нем позаботиться) – навсегда. Здесь его лечат точно так же, как и остальных психических больных. В силу своего чрезвычайно тонкого душевного устройства большинство аутистов не выдерживают такого «лечения»: в настоящее время в России об этом говорят все чаще и громче, требуя исключить аутизм из перечня психиатрических заболеваний.

      Диагностика детского аутизма

      Даже если у ребенка имеются какие-то симптомы аутизма, выявить их до того, как малышу исполнился один год, сложно. Опытные родители, у которых более одного ребенка, могут, конечно, заметить какие-то отклонения в развитии малыша, но утверждать, что это именно аутизм, будет ошибкой. Для этого необходимо провести всестороннее и глубокое исследование. Разумеется, это могут сделать лишь специалисты.

      Основные методы, с помощью которых можно выявить признаки аутического расстройства у ребенка:

    • Тестирование со специальными вопросами;
    • УЗИ головного мозга: с помощью этой процедуры можно выявить возможные аномалии в развитии мозга ребенка;
    • ЭЭГ: данную процедуру проводят, чтобы выявить у малыша возможное нарушение умственного развития, в частности, эпилепсию. Это необходимо делать потому, что зачастую одним из признаков аутизма являются эпилептические припадки;
    • Проверка у отоларинголога: это нужно для того, чтобы определить, слышит ли ребенок нормально или задержки в его развития вызваны тугоухостью.
    • Тест со специальными опросниками

      При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

    • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
    • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
    • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
    • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
    • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
    • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

    Необходимо помнить, что чем раньше малышу будет поставлен правильный диагноз, тем выше вероятность успешного лечения и реабилитации маленького аутиста.

    Чем можно помочь ребенку-аутисту

    Это – гораздо более правильный вопрос. Всякого аутиста (а в особенности, ребенка с ранним аутизмом) надо не лечить, а учить его приобретать необходимые физические и психологические навыки, дабы он мог выжить в чужом для него мире. Сейчас это ясно любому здравомыслящему человеку. Конечно, такую помощь также можно назвать лечением. Однако это все же далеко не психиатрия, это – в первую очередь именно помощь.

    В настоящее время в мире (в том числе, и в России) разработано множество методов помощи маленьким «аутятам». Такие методы призваны:

  • Помочь маленькому аутисту сформировать умения и навыки, которые в дальнейшем ему пригодятся для установления контактов с другими людьми.
  • Развить у него правильную речь.
  • Помочь ему преодолеть черты, свойственные аутистам: отстранение от мира, страхи, агрессию.
  • Научить его ролевым играм.
  • Рассказать, как правильно устанавливать контакты с другими людьми.
  • Научить его ухаживать за собой.
  • Объяснить, что этот мир не так к нему враждебен, как это ребенку представляется.
  • Понятно, что всем этим должны в первую очередь заниматься психологи, психотерапевты, логопеды, педагоги, но отнюдь не психиатры. Во многих случаях помочь ребенку-аутисту можно и самостоятельно, в домашних условиях. Вот некоторые рекомендации для родителей:

  • Необходимо как можно чаще повторять с ребенком одни и те же действия, чтобы выработать в нем то или иное умение и закрепить навыки;
  • Составьте для него четкий распорядок дня: так ему будет проще понимать, что именно вы от него добиваетесь. При этом вам самим надо следовать такому распорядку. Если вы нарушите распорядок, то тем самым дезориентируете ребенка;
  • Очень строго надо следить за тем, чтобы окружающая обстановка в помещении, где живет ребенок, оставалась неизменной. Всегда нужно помнить, что малейшее изменение в обстановке может вызвать у маленького аутиста растерянность, агрессию, истерику;
  • Уделяйте ребенку как можно больше времени. Попытайтесь его разговорить – даже если он не станет ничего вам отвечать;
  • Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка-аутиста. Это может привести к тому, что он замкнется в себе еще больше. С ним всегда нужно разговаривать тихо и доброжелательно;
  • Как можно чаще нужно пытаться устанавливать с ним физический контакт: гладить его, брать на руки, целовать. Тем самым вы даете малышу понять, что он вам необходим и вы его любите;
  • Если малыш не может говорить или говорит с трудом, можно общаться с ним при помощи специальных карточек с нарисованным картинками;
  • Нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся. В большинстве случаев маленькие аутисты реагируют на переутомление либо уходом в себя, либо криками и гневом;
  • Поскольку у аутистов не все в порядке с координацией движений, надо регулярно выполнять с ними физические упражнения;
  • Ко всякой инициативе маленького аутиста следует относиться с должным вниманием, ни в коем случае ее не отвергая, а, наоборот, стараться довести ее до логического окончания – желательно, с помощью самого ребенка;
  • Последние исследования показали, что ребенку аутисту очень помогает общение с животными – особенно с лошадями и дельфинами. Поэтому желательно ему такое общение предоставить.
  • Поведенческое лечение

    Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия. В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

    Логопедическое лечение

    Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

    Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

    У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

    Медикаментозная терапия

    К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

    Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

    Не нужно без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить ребенку.

    В некоторых случаях ребенку-аутисту бывает полезно медикаментозное лечение. Здесь крайне важно помнить, что самолечение – недопустимо и во всем нужно следовать предписаниям врачей.

    Видео: детский аутизм можно вылечить

    А, может, это не аутизм.

    Довольно часто аутизм путают с другими заболеваниями. Поэтому, обнаружив у малыша некоторые странности в поведении, не надо думать, что это именно аутизм. Это может быть:

  • Задержка психики и речи, с аутизмом никак не связанная. Задержки психоречевого развития можно успешно устранить, обратившись к врачу;
  • Ребенок просто может быть «непоседой», то есть гиперактивным. Детская гиперактивность и недостаточная внимательность не позволяет детям сконцентрироваться на учебе;
  • Малыш от рождения может плохо слышать (так называемая тугоухость). Она может быть врожденной или приобретенной. Из-за этого у малыш может плохо разговаривать и отставать в развитии;
  • У ребенка может быть шизофрения. При шизофрении малыш может говорить сам с собой, быть агрессивным или, наоборот, чрезмерно замкнутым, у него может быть нарушена координация. Многие признаки этого заболевания напоминают аутизм, поэтому их легко перепутать. Аутизм вылечить невозможно, в отличие от шизофрении.
  • Поэтому не следует самостоятельно устанавливать диагноз своему малышу. Лучше для этого обратиться к специалистам.

    Тем мамам и папам, у кого ребенок-аутист, следует помнить несколько простых истин:

  • Ваш ребенок не такой, как другие дети: он – особенный.
  • Это не означает, что он – хуже других.
  • Ваш ребенок видит мир совсем по-другому: прежде всего, он его боится. Поэтому главное стремление вашего малыша – укрыться от мира.
  • Это – его врожденное стремление, таким он родился. Искоренить до конца это невозможно, но вполне можно его уменьшить и смягчить.
  • Ваш ребенок думает и будет думать в дальнейшем совсем иначе, чем вы. Доказано, что все аутисты думают не словами, а картинками. То есть, чтобы составить о чем-то представление, им для начала нужно выстроить в уме точную картину. Это нечто вроде складывания пазлов. Для этого нужно некоторое время. Большей частью именно по этой причине существует стойкое убеждение, что аутисты отстают в интеллектуальном развитии.
  • Ваш ребенок всегда будет аутистом. Это нельзя вылечить, можно лишь отчасти скорректировать.
  • Неправда, что маленькому аутисту не нужна ваша ласка и ваши добрые слова. Они ему нужны так же, как и другим детям. Просто – вам необходимо приложить больше усилий к тому, чтобы ваш «аутенок» вам поверил и перестал вас воспринимать как часть враждебного для него мира.
  • Чтобы помочь своему ребенку-аутисту, надо знать об аутизме как можно больше. Сейчас это никакая не проблема. На эту тему можно проконсультироваться со специалистами, почитать специальную литературу, вступить в сообщество родителей, чьи дети – аутисты. Такие сообщества можно найти в интернете. В них родители делятся опытом общения со своими «аутятами». В таком общении можно почерпнуть немало полезного.

    razvitie-krohi.ru

    Что такое ранний детский аутизм

    Аутичный ребенок – кто он

    Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). Как свидетельствует статистика, ранний детский аутизм обнаруживается примерно в от 3 до 6 случаях на 10000 детей. Также характерно, что у мальчиков РДА встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

    Что такое РДА? Как проявляется это нарушение в развитии? Читайте в нашей статье далее.

    Что такое синдром раннего детского аутизма

    Ранний детский аутизм – это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.

    До сих пор ученые спорят, что же является причиной раннего детского аутизма. Но однозначного ответа все еще не могут получить.

    Особенности в поведении и развитии ребенка с РДА

    Ребенок, который страдает РДА, уже в младенческом возрасте отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех, улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности.

    Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются. Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению постоянства окружающей обстановки, замкнут, не желает познавать окружающий мир, непослушен, вступает в контакт только для удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным (аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие люди и сам ребенок. Отмечаются особенности в развитии физической сферы: вялость, заторможенность, нескоординированность движений. Нежелание общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи. Следствием нарушений в эмоционально, физической и речевой сфере становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.).

    Четыре группы развития раннего детского аутизма

    Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.

    Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг. В данном случае ребенок испытывает крайний дискомфорт от любого взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.

    Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения, может прийти в состояние агрессии и аутоагрессии. Имеет больше возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой группы.

    К третьей группе можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем радостные и добрые).

    В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном уровне какую-либо преграду.

    logopatiki.ru

    Как проявляется детский аутизм

    Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте.

    Многие взрослые считают, что поставленный диагноз – ранний детский аутизм – своеобразный приговор малышу. В настоящее время разработано достаточно много методик по лечению синдрома. Необходимо отличать данное состояние от других расстройств психики.

    Аутизм нельзя отнести к классическому заболеванию, это расстройство, происходящее из-за нарушения развития головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов. Данное умственное расстройство часто изолирует кроху от окружающей действительности, а также от родных b близких людей.

    Аутизм – это погружение в собственный мир, куда малыш никого не допускает. Кроха закрывается от постороннего воздействия. Синдром раннего детского аутизма выражается проявлением дефицита общения, эмоций, отсутствием социализации, коммуникативности.

    Подобный диагноз чаще всего ставится малышам 3 — 5 лет. Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) чаще выявляется у мальчиков, однако, у девочек с таким расстройством симптоматика протекает в более тяжелой форме.

    У малышей старше 5 лет, детей подросткового возраста и взрослых людей, синдром проявляется очень редко. Присуща легкая форма. Ученые до сих пор не определились с тем, имеет ли синдром только генетический характер или существует возможность, что некоторые виды этого нарушения имеют приобретенный характер.

    Синдром совсем недавно относили к психозам как к психическим заболеваниям. Однако неоднократные убедительные исследования позволили изменить отношение к РДА. Этот синдром, прежде всего, относится к группе общих расстройств психологии, куда специалисты объединяют весь объем, связанный с задержкой развития, отклонения разнообразных психологических функций у детей.

    Восприятие мира, симптоматика аутизма

    Малыши-аутисты не могут принять отдельный образ человека или предмета. Ребенок выделяет отдельные части: рука, нога, нос, рот. Понять, что все это взаимосвязано и принадлежит одному человеку, маленький человечек не в состоянии. Для несмышленыша человек – это отдельные детали, а не единый образ.

    Для такого крохи нет разницы между живым существом и неодушевленным предметом. Именно поэтому несмышленыш может попытаться оторвать хвост кошке, чтобы играть им. Любое внешнее воздействие – прикосновение, звук, свет, создает дискомфорт для малыша. Пытаясь спрятаться от этого чувства, маленький человечек закрывается от внешнего мира.

    Родители могут уже с первых месяцев по определенным симптомам определить нарушение развития у чада. Поставить окончательный диагноз сможет только специалист, однако, именно родители должны обратить внимание, заподозрить необычность развития ребенка.

    Чтобы понять, как распознать аутизм, необходимы знания родителей о том, какие у детского аутизма симптомы указывают на возможное нарушение развития:

  • С ребенком невозможно установить прямой контакт «глаза в глаза». Кажется, маленький человечек смотрит куда-то вдаль, сквозь человека.
  • Агрессивно реагирует на любые прикосновения. Не любит, когда берут на ручки, обнимают, целуют. Бывает и обратная реакция, когда кроха абсолютно равнодушен: как его мамочка взяла на руки, в такой позе он и будет находиться. Не будет пытаться обнять маму или прижаться к ней.
  • Маленький игнорирует других детей, не обращает на них внимания. Предпочитает играть самостоятельно в игры с однотонными, повторяющимися действиями, например, выстраивает по порядку игрушки. Часто предпочитает играть с песком или водой. Очень нравится переливание воды из одной емкости в другую. Такое поведение должно вызвать обеспокоенность у взрослых.
  • Плохо развита речь. Нередки случаи, когда после 2-х лет кроха, который умел разговаривать, имел неплохой словарный запас, замолкает, из речи исчезают многие слова.
  • Понижен болевой порог. Ребенок не осознает, что такое опасность. Может выйти на дорогу во время движения автомобилей или опустить пальчик в чашку с кипятком. Реакция на боль часто атипична. На серьезные травмы карапуз не обращает внимания. Зато небольшой ушиб может вызвать истерику.
  • Малыш пассивен или гиперактивен. Такое поведение также должно привлечь внимание родителей.
  • При любых тревожащих явлениях в поведении чада следует обратиться за консультацией к психологу. Чем раньше будет диагностирован ранний детский аутизм, тем больше шансов скорректировать процесс воспитания и развития, помочь маленькому человечку влиться в социум, вести здоровую нормальную жизнь.

    Причины аутизма у детей

    До сих пор причины возникновения, сами механизмы РДА до конца не изучены, что способствует появлению большого количества теорий. Существует несколько теорий происхождения данного нарушения:

    Считает, что причина – факторы внешней среды или экзогенные факторы. Неправильное питание, использование продуктов с большим количеством консервантов, нитратов, употребление алкоголя, наркотиков, применение лекарственных препаратов могут выступить тератогенами, которые окажут воздействие на развитие плода на ранних сроках беременности. Кроме того, перенесенные стрессы, заболевание мамочки краснухой во время беременности также могут вызвать нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития плода.

    Считает основной причиной наличие генетических дефектов. Если в семье уже были случаи рождения малышей с таким диагнозом, то шанс рождения крохи с аутизмом вырастает во много раз. У малышей с РДА также часто выявляются иные виды генетических нарушений, например, гипомеланоз и др.

    Связывают появление детей с аутизмом с достаточно большим возрастом родителей, а также ожирением у будущей мамочки.

    Признаки нарушения развития

    У ребятни внешние признаки могут проявляться с разной степенью выражения. Однако специалисты выделяют несколько признаков, по которым диагностируется данное психологическое расстройство:

  • очень слабая форма коммуникативности;
  • аномальный дефицит социального взаимодействия;
  • стереотипная, однообразная, повторяющаяся форма поведения;
  • раннее проявление аутизма.
  • РДА диагностируется только по поведению малышей. Первые признаки аутизма обычно проявляют себя после одного года. В 3-х летнем возрасте все характерные особенности уже достаточно очевидны. Наличие особенностей в поведении, которое не соответствует обычному умственному развитию, сильное отставание от развития сверстников, служит основанием для постановки этого диагноза.

    Чтобы понять, как распознать данное нарушение, необходимо более детально понимать, что относится к признакам нарушения.

  • Слабая форма коммуникативности
  • У малышей отмечается задержка развития речи. При особо тяжелых случаях возможно полное отсутствие речи – мутизм. Кроха употребляет короткие слова, выражающие действия: спать, есть. О себе такие детки говорят в третьем лице: он сделал, она поела. Речь бессвязная, понять со стороны, о чем говорит ребенок, невозможно. Нередко несмышленыш может очень долго повторять одну и ту же фразу или слово.
  • Аномальная форма речи. Перед ответом повторяет весь вопрос или его часть. Отвечает без интонации или неправильно интонирует слова. Разговаривает очень тихо, почти неслышно или слишком громко. Не реагирует на свое имя.
  • Практически никогда не задают вопросов, не проявляют любопытство. Обычный период почемучек, который ярко проявляется в 3 года, проходит мимо таких деток.
    1. Дефицит социального взаимодействия
    2. Внешне очень симпатичные, с отстраненным задумчивым выражением лица. Очень часто выражение лица похоже на неподвижную маску, вместо улыбки малыш гримасничает. Ребенок с РДА не распознает эмоции других людей. Нормально развивающийся младенец чутко реагирует на интонацию, на улыбку, улыбается. Может по выражению лица понять, что взрослый сердится. Аутист не отвечает на улыбки, нет никакой реакции на ласки мамы.
    3. Обычно грудничок с радостью и интересом реагирует на новую игрушку, прикосновения мамы. Пытается ухватить ее за руку или волосы, чтобы поиграть. Активно смотрит по сторонам, реагирует на звуки. Кроха с синдромом использует жесты с конкретной целью, чтобы попросить что-то. Такой малыш не будет пытаться привлечь маму к совместной игре.
    4. При нормальном развитии, в три года дети ищут активное общение со сверстниками. Маленькому аутисту неинтересны подвижные игры, а также общение с ровесниками. Малыш играет отдельно от остальных детей, не обращает на сверстников никакого внимания, ему не нравятся ролевые игры, он их игнорирует. Ему больше нравится рассматривать свои пальчики или крутить одно и то же колесо от машинки.
    5. Бутуз внешне не реагирует на своих родителей. Испытывая чувство тревожности, если мама вышла из комнаты, малыш внешне будет спокоен, не будет звать маму, пытаясь ее вернуть. Раньше считалось, что дети с аутизмом не привязываются к родителям, однако, последние исследования доказали, что это не так. Рядом с родными, близкими взрослыми чаще всего маленький человечек выбирает маму как объект привязанности, кроха не выглядит слишком зацикленным, проявляет зачатки интереса.
    6. Иногда дети очень остро реагируют на обращенное на них внимание: начинают беспричинно смеяться, раскидывать вещи, игрушки. Если к малышу кто-то направляется, то он может с криком убежать, начать прятаться.
      1. Однообразная, повторяющаяся форма поведения
        • Зацикленность. Маленький человечек может бесконечно долго выстраивать ровно машинки, поправлять карандаши, фломастеры. Заставить отвлечься от этого занятия кроху практически невозможно.
        • Постоянное повторение действия, не несущего никакой смысловой нагрузки. Несмышленыш может несколько часов подряд сидеть, не меняя позы, раскачиваться, качать головой, перебирать пальцы рук. Нередки случаи, когда малыш стучится головой об стену или о бортик кроватки. Девочка может долго кружиться на месте.
        • Неизменность, ритуальность привычных действий. Кроха придумывает свои ритуалы, которые строго соблюдает. Например, у него обязательно должна быть своя тарелка, кружка. Если мама налила молоко в другую кружку, малыш может эту чашку просто не увидеть. Будет ждать, когда ему нальют пить в его чашку.
        • Постоянство в обстановке. Все должно находиться на привычном месте. Малейшая перестановка мебели, например, сдвинули стол, может привести к тому, что ребенок еще больше закроется. Иногда на такое изменение обстановки он может ответить повышенной агрессивностью, истерикой.
        • Любое посягательство на личные границы ребенка, создание непривычной ситуации способствует развитию навязчивых идей, страхов. У малыша могут проявиться приступы самоагрессии или агрессивности. Кроха будет рвать у себя волосы на голове, биться головой о твердую поверхность, часто до появления крови.

          Раннее проявление синдрома

          Внимательные родители уже в раннем возрасте жизни грудничка могут заметить некоторые особенности его поведения. Распознать взрослым ранний детский аутизм помогут следующие наблюдения за детьми:

        • Ребенок менее подвижен, чем его сверстники.
        • Нет эмоций, у младенца очень скудная мимика. Обычно груднички очень рано начинают улыбаться, радоваться, когда слышат голос мамы. Кроха-аутист абсолютно спокоен.
        • Иногда кажется, что кроха плохо слышит или видит, он не реагирует на свое имя, на обращение к нему. Невозможно поймать взгляд маленького человечка.
        • Малыш может запомнить сложное слово, правильно произносить его, при этом не может повторять обычные слова: мяч, кукла, машина.
        • У грудничков отсутствует детский лепет, повторение за мамой слов.
        • Ребенок долго не может произнести «да».
        • Точная диагностика возможна уже в 3 года, что позволяет специалистам своевременно назначить корректирующую терапию. Начатая в раннем возрасте терапия позволяет добиться очень хороших результатов. Известны нечастые случаи диагностирования синдрома у подростков, чаще всего в легкой форме аутизма.

          Занятые своей работой, личной жизнью, некоторые родители не замечают тревожных симптомов развития крохи. С течением лет такие нарушения только усугубляются. Воспитатели в детском саду нередко обращают внимание на тревожное поведение малыша.

          Развитие и уровень интеллекта

          Существует ошибочное мнение, что все дети с синдромом аутизма являются умственно неполноценными личностями. Действительно, из-за некоторых нарушений развития, у большинства деток наблюдаются трудности с обучением, как следствие, легкая или умеренная степень умственной отсталости.

          Синдрому иногда сопутствуют приступы эпилепсии, ярко выражены симптомы микроцефалии, другие хромосомные аномалии. Такие случаи зафиксированы примерно у 20% ребятни с синдромом, при этом наблюдается глубокая умственная отсталость.

          При легкой форме нарушений, если проводятся интенсивные занятия по развитию мелкой моторики, речи, аутисты не отличаются от сверстников. Интеллект соответствует возрастной норме, иногда даже находится выше среднего уровня. Одна из особенностей этого синдрома – избирательность интеллекта.

          Малыш может мысленно совершать сложнейшие математические действия, в то же время делает простейшие ошибки по другим учебным предметам. Кроха с первого раза запомнит мелодию, повторит ее без ошибок, но для него невозможно запомнить таблицу умножения.

          Детишек с таким избирательным интеллектом выделили в отдельное явление – савантизм. Саванты очень талантливы в какой-либо одной сфере развития, однако, могут очень сильно отставать в развитии от своих сверстников в других сферах деятельности.

          Ошибки взрослых при диагностике

          Если у родителей уже есть один малыш, то необычное поведение второго они смогут заметить практически сразу, что позволит вовремя обратиться к специалистам и помочь социализироваться карапузу в будущем.

          Чаще всего вовремя не обращают внимание на необычность поведения те родители, которые переложили воспитательный процесс на бабушек, дедушек или приходящих нянь. У молодой семьи с первенцем тоже отсутствует необходимый опыт диагностики возможных нарушений развития.

          Если взрослые все же обратились к специалисту, то степень возможного нарушения развития малыша определяется с помощью опроса родителей, а также проведением специальных тестов для ребятни. За поведением ребенка обязательно наблюдают в привычной для него среде, чтобы не травмировать его психику.

          Иногда, для более полной картины, специалисты назначают инструментальные методы исследования: УЗИ головного мозга, проверка слуха, а также для выявления приступов эпилепсии – ЭЭГ.

          Нередко окружающие взрослые и сами родители неверно оценивают поведение чада.

        • Мама возмущается, что ее дитя витает в облаках, все забывает. Причину этого мамочка чаще всего видит в простой лени, нежелании помочь, непослушании. Но это может быть непонимание того, чего от него ждут. Аутист таким образом может реагировать на новую, стрессовую для него ситуацию. Повышенная тревожность дошкольника приводит к тому, что он ничего не делает.
        • Чадо против перестановки в комнате, носит старые джинсы, футболки, не принимает обновки. Может длительное время совершать повторяющиеся действия. Реакция родителей обычно однозначна: «Ты неблагодарный, упрямый». Вполне возможно, что такая реакция связана с неуверенностью. Человечек не может понять, что надо делать. Отказ от перестановки может быть вызван желанием сохранить свое пространство, оградить его от непредсказуемости.
        • Иногда дети ведут себя импульсивно: мешают разговору взрослых, игнорируют просьбы, приказы родителей. Если для здоровых детей такое поведением является проявлением эгоизма, желанием привлечь к себе внимание любой ценой, то малыши с аутизмом испытывают определенные трудности. Такие детки не могут разделить общие или абстрактные понятия.
        • Многие родители злятся, когда чадо отводит глаза, трогает хрупкие предметы, пытается понюхать или попробовать новый крем, помаду у мамы. Выключает яркий свет в комнате или постоянно настраивает звук у телевизора. Причиной такого поведения может быть то, что у аутистов очень хрупкая, ранимая сенсорная чувствительность.
        • Аутизм нельзя вылечить таблетками или уколами. Нарушение развития головного мозга плода во время беременности является основополагающей причиной проблемы таких детишек. Только тяжелый ежедневный труд родителей совместно со специалистами позволит малышу приспособиться к жизни в обществе, стать полноценной личностью, быть счастливым человеком.

          Благоприятная, комфортная среда в семье. Ежедневные упорные занятия помогут ребенку выйти за пределы внутреннего мира. Главное, необходимо понять, что дети-аутисты видят мир, слышат его и ощущают, совсем по-другому, чем остальные люди. С малышами надо обязательно заниматься.

          Аутизм – не приговор вашему ребенку. При правильном отношении к нему, при вовремя начатой психологической коррекции раннего диагностируемого аутизма, дети ведут нормальную полноценную жизнь.

          Поддержка взрослых помогает воссоздать и развить коммуникативность. Помощь логопеда исправит недостатки речи, подготовит дошкольника к школе. По статистике, дети, отрезанные от специализированной помощи, в 70 % остаются инвалидами, без навыков самообслуживания, без коммуникативности.

          Ни один специалист не сможет помочь крохе без содействия родителей, на которых возложена вся тяжесть по воспитанию таких деток.

          pups.su