Ребенок с легкой степенью умственной отсталости

F70 (диагноз): расшифровка

F70 – шифр в справке врача после очередного медицинского осмотра, пугающий многих мам. Расшифровка этого кода для некоторых становится настоящим открытием, ведь F70 – диагноз умственной отсталости.

Что такое умственная отсталость?

Согласно статистическим данным, более 3% населения земли страдают умственной отсталостью. Это состояние, при котором наблюдается задержка или общее недоразвитие психики, обусловленное в первую очередь интеллектуальным дефектом. Отсталость может сопровождаться развитием другого психического или соматического расстройства или возникать без него. Ребенок с подобным расстройством развивается медленно, позже начинает ходить, говорить. К моменту поступления в школу сильно отстает от своих сверстников, хотя в физическом плане может от них ничем не отличаться. В некоторых случаях наравне с задержкой психического развития наблюдается задержка и в физическом развитии.

Причины умственной отсталости

Спровоцировать данное заболевание может множество факторов. Но зачастую определить однозначно можно лишь треть причин. В практике некоторых врачей встречались случаи, когда выяснить предпосылки не представлялось возможным. К наиболее распространенным причинам относят:

  • генетическую предрасположенность;
  • проблемы во время беременности, связанные с алкоголизмом матери, наркотиками, недоеданием;
  • травмы или болезни в период беременности, такие как коклюш, корь, менингит;
  • проблемы во время родов, в частности асфиксия или преждевременные роды.

Степени умственной отсталости

Хотя причины развития патологии могут быть идентичными, степень и тяжесть умственной отсталости могут варьироваться. Выделяют 4 основных степени:

  • Легкая. В международной классификации болезней этому расстройству присвоен шифр F70. Диагноз включает в себя малоумие, легкую олигофрению, дебильность. Предполагает невозможность освоения математических знаний, ограниченность в логических обобщениях, суждениях, скудность ассоциаций, плохую память. Характерны угловатость, неуклюжесть и медлительность в двигательной активности.
  • Умеренная. К ней относится имбецильность. У людей с таким диагнозом мышление конкретно-действенное, словарный запас ограничен, физически они плохо развиты, внешне выражают безразличие и подавленность.
  • Тяжелая степень по своей клинической картине схожа с умеренной, но добавляются моторные нарушения и прочие патологии, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы.
  • Глубокая степень, называемая идиотией. Характеризуется отсутствием мышления, речи, невербальной коммуникации. Больные не способны выполнять элементарные просьбы и требования. Большинство малоподвижны.
  • Диагноз F70: расшифровка

    Шифр F70.ХХ употребляется для обозначения умственной отсталости. Четвертый знак в шифре указывает на отсутствие или слабую выраженность нарушения в поведении. 0 означает отсутствие нарушений, 1 – наличие значительного нарушения поведения, требующего ухода и лечения, 8 – другие нарушения поведения, 9 – без указаний на нарушение поведений. Если известны причины и условия возникновения отсталости, то используют дополнительный пятый знак:

  • F70.01 — болезнь спровоцирована предшествующим инфекционным заболеванием (пренатальной инфекцией, постнатальной инфекцией, интоксикацией).
  • F70.02 — отсталость спровоцирована травмой или физическим агентом (механическая травма или асфиксия при родах, постнатальная травма или гипоксия).
  • F70.03 — отсталость спровоцирована редкой наследственной болезнью, связанной с нарушением обмена аминокислот, фенилкетонурией.
  • F70.04 — умственная отсталость, связанная с хромосомными нарушениями.
  • F70.05 и F70.06 — болезнь спровоцирована гипертиреозом и гипотиреозом соответственно.
  • F70.07 — отсталость вызвана недоношенностью.
  • F70.08 — болезнь вызвана другими уточненными причинами.
  • F70.09 — отсталость спровоцирована неутонченными причинами.
  • F70 — диагноз «умственная отсталость легкой степени»: признаки

    Умственная отсталость влияет на развитие всех психических процессов, но особенно — на познавательный. Диагноз F70 ребенка, расшифровка которого свидетельствует о коэффициенте интеллекта в 50-70 баллов, — не приговор. Малыш с таким нарушением начинает ползать, сидеть, ходить и говорить позже, но он вполне обучаем и способен приобрести нормальные навыки общения. Иногда присутствуют дефекты физического и сенсорного развития. Но даже при благоприятных условиях легкая степень отсталости не дает больным понять переносный смысл пословиц, метафор. Они склонны к буквальному истолкованию прочитанного или сказанного. Дети часто не способны давать определения предметам, меняют слова на междометия и жесты.

    Затруднительным для ребенка станет и пересказ однократно прочитанного текста. Повторное прочтение может улучшить ситуацию, но подтекст, если таковой имеется, останется нераскрытым. Недоступным или крайне тяжелым станет процесс решения арифметических задач с задействованием двух и более действий. Характерным для легкой степени является отсутствие чувства юмора, воображения, фантазии.

    Инвалидность и умственная отсталость

    Ребенку с диагнозом «умственная отсталость» может быть присвоена инвалидность. Для этого родителям следует пройти консультацию у детского психиатра. Если по заключению врача ребенок подлежит инвалидности, психиатр выписывает направление на прохождение специализированной медико-социальной экспертной комиссии. После комплексной оценки социального статуса больного МСЭК ему может быть присвоена одна из трех групп инвалидности. Но не всем лицам с данным диагнозом и не везде определяется группа инвалидности. В некоторых странах людям, имеющим диагноз F70, инвалидность не дается. Такое право получают только дети и люди с умеренной, тяжелой и глубокой степенью отсталости.

    Реабилитация детей с легкой степенью умственной отсталости

    Что значит диагноз F70 для родителей? То, что родителям в первую очередь следует как можно больше узнать об этом состоянии, о возможностях повышения качества жизни человека с таким диагнозом. Следует как можно раньше начать лечебно-педагогическое воздействие. Повторные курсы рефлексотерапии, точечного и сегментарного массажа поспособствуют стимуляции кровообращения и обменных процессов в коре головного мозга. Немаловажную роль в процессе реабилитации будут играть правильное питание, прогулки на свежем воздухе, занятия лечебной физкультурой, музыкотерапия. Неотъемлемыми должны стать каждодневные развивающие занятия, периодические консультации у дефектолога и психолога, в дальнейшем посещения детского сада и школы. Не следует за ребенка выполнять действия, которые он в силах выполнить сам. Поощряйте его самостоятельность. Пусть он пробует и узнает новые вещи, вы должны лишь обеспечить руководство и поддержку.

    Правильный подход к воспитанию и обучению может в дальнейшем обеспечить увеличение коэффициента IQ на 15 единиц. Ребенок будет читать и писать, общаться со сверстниками и не только, приобретет профессию. Достичь таких результатов, конечно, могут не все, но потенциал имеется у каждого, особенно если диагноз психиатра — F70.

    Более выраженные снижения уровня интеллекта будут требовать специальной программы обучения, овладения бытовыми навыками, но даже такое состояние позволяет в дальнейшем заниматься людям неквалифицированным трудом и занять свое место в социуме.

    F70 – диагноз не критический. Своевременная коррекция, внимательные и заботливые родители с адекватным подходом к воспитанию и обучению способны не только воспитать достойного члена общества, но и снять диагноз вообще.

    fb.ru

    Статья. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с лёгкой степенью умственной отсталости

    Статья. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с лёгкой степенью умственной отсталости

    Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

    Воспитанники с лёгкой степенью умственной отсталости могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. При легкой степени умственной отсталости характер нарушения не искажает восприятие объекта, но затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику.

    Анализ специальной литературы (И.М. Бгажнокова, Л.В. Занков, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко, М.М. Нудельман, В.Х. Петрова, И.М. Соловьев, и др.) позволяет выделить четыре группы причин, приводящих к неполноценности представлений об окружающем мире у этой категории воспитанников:

    — недостатки познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи;

    — трудности овладения ведущей для возраста деятельностью: предметной, игровой, учебной;

    — своеобразие аффективной сферы, проявляющееся в дефицитарности такой базовой эмоции как интерес к окружающему миру;

    — бедность социальных взаимодействий.

    Для воспитанников с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается нарушенной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи, но даже в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие у этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К.А. Вересотская, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф).

    Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается, по сравнению с нормально развивающими детьми, его замедленный темп.Детям с лёгкой степенью умственной отсталости требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал: картину, текст и т.п. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и прочие .

    Также для категории таких детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемое, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала несколько усложненного. Ребенок хорошо различает предметы его окружающие, обиходные, привычные. При необходимости воспринимать новый предмет, отличить его от других, а тем более использовать его новые свойства, умственно отсталый ребенок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследование предмета.

    Отмечается также узость объема восприятия. Обучающиеся с умственной отсталостью «выхватывают» отдельные части в обозреваемом объекте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал .

    infourok.ru

    Умственная отсталость легкой степени

    Дифференциальный, нозологический и клинический диагноз ребенка с легкой степенью умственной отсталости. Анамнез жизни, история заболевания; физическое состояние; квалификация симптомов. Лечение: медикаментозная терапия и немедикаментозная коррекция.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО

    Алексея 2001 г.р.

    Клинический диагноз: умственная отсталость легкой степени

    Карта стационарного больного

    Дата и время поступления: 10.05.2012

    Вид транспортировки: пришел самостоятельно с воспитателем

    Побочные действия лекарств: не отмечаются

    Дата рожденья, возраст: 2001г., 11 лет.

    Постоянное место жительства: город

    Место работы, должность: ученик 1 класса

    На момент курации пациент жалоб не предъявляет.

    Воспитатели жалуются на расторможенность в поведении ребенка, временами агрессивные проявления, особенно по отношению к окружающим, может поднять руку, ударить. Мальчик не слушается, капризничает, часто настаивает на своем. Плохой сон. Рассеянность. Начал хуже заниматься, стал неусидчивым, быстрее утомляется, теряет интерес к заданиям, уходит больше времени на занятия. Низкий интеллект, снижение памяти, нарушение речи.

    Ребенок от третьей беременности, мать во время беременности не наблюдалась, злоупотребляла алкоголем. Роды на сроке 36-37 недель. Родился мальчик с массой тела 1800г, длиной тела 48см. Диагноз роддома: Перинатальное поражение ЦНС, гипертензионный синдром, синдром мышечной дистонии, фетальный гепатит, пренатальная гипотрофия II степени, анемия средней тяжести. Лекарственная аллергия на ампициллин, витамин В1, В6; ОРЗ.

    В дом ребенка поступил 21.02.02 в возрасте 4 месяцев. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес., ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты.

    Перенесенные заболевании: 2005 год — scafies, острый ринит; 2006 год — ветряная оспа, острый гастрит, 2007 год — вираж, лимфаденит, ячменб левого века, инородное тело носового прохода; 2008 год — контагиозный моллюск на ягодицах, ОРВИ, ринофарингит; 2009 год — ОРВИ.

    Наследственный анамнез не отягощен.

    Аллергический анамнез: лекарственная аллергия на ампициллин, витамин В1, В6.

    История настоящего заболевания

    Ребёнок болен с рождения. В возрасте 4 месяцев поступил в дом ребенка. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес.,ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты.

    Астенический тип телосложения, осанка правильная. Одежда чистая, аккуратная. Волосы чистые, мягкие. Ногти покрывают полностью ногтевые ложа, чистые, ровные.

    Пациент сидит спокойно, улыбается, доволен собой.

    Отношение к куратору дружественное, заинтересованное. Задания выполняет. В беседе без чувства дистанции.

    Ясность сознания и его расстройства.

    Сознание ясное. Пациент ориентируется в себе, во времени и пространстве.

    Речь невнятная, развита плохо. Использует фразы и простые предложения. Словарный запас беден. Механически называет свое имя, фамилию, возраст. Кругозор узок, называет предметы и вещи с помощью куратора, опирается на наглядный материал. Приметы раскрывает не полностью, примитивно, называет не все предметы, домашних животных.

    На вопросы отвечает охотно, но однословно.

    Мышление и его расстройства

    Мышление наглядно-действенное. Функции анализа — синтеза развиты слабо. Сравнивания проводить затрудняется. Простые сравнения проводит (по форме, цвету, размеру), значительно затруднено описание, с усложнением не справляется.

    Нарушение эмоций и чувств

    Эмоционально однообразен, несколько монотонен, не всегда адекватен. Эмоционально не зрелый, развязан.

    Ощущения, восприятия и их расстройства

    Изменений интенсивности и качества ощущения, восприятия не наблюдаются. Психосенсорных расстройств не отмечено.

    Усиления или ослабления пищевых влечений нет. Реакции паники, страха не наблюдается.

    Расстройства эффективно-волевой сферы

    Временами двигательно расторможен, временами двигательно активен, неусидчив.

    Расстройства сна не наблюдаются — засыпает быстро, спит хорошо.

    Внимание истощенное, неустойчивое, привлекается ненадолго. Задания выполняет неравномерно, избирательно. С трудом привыкает к новому. Детям особо не тянется, играть не умеет. Затруднено общение со сверстниками, больше тянется к взрослым.

    Интеллект, память и их расстройства

    Интеллектуальные проявления неравномерны, в целом, ниже возрастного уровня. Счетные операции затруднены в пределах 20.

    Знает основные цвета, оттенки, геометрические фигуры. При выполнении заданий требует постоянного внимания к себе. Целостный образ знакомых предметов нечеткий, неполный. Разрезы картинки из 3-4 частей собирает с небольшой помощью, из 4-х диагональных — не справляется. Серийные картинки самостоятельно не раскладывает. Упрощенный вариант сложил с пошаговыми подсказками, причинно-следственной связи не улавливает.

    Операциями переноса не владеет

    Школьные знания неравномерны

    Самооценка и критика к болезни

    Критики к своему состоянию нет

    1. Оценка общего состояния больного

    Общее состояние удовлетворительное. Самочувствие удовлетворительное. Сознание ясное. Выражение лица спокойное. Положение больного активное. Отношение к окружающей среде адекватное. Телосложение правильное, тип конституции — астенический, походка бодрая, осанка правильная. Рост — 114 см, масса тела — 20 кг, t=36,6.

    2. Кожа и придатки кожи

    Кожа и видимые слизистые оболочки бледно-розового цвета, склеры физиологической окраски. Пальпаторно кожа влажная.

    Волосы сухие, мягкие. Ногти покрывают ногтевое ложе целиком, бледно-розового цвета.

    3. Подкожно-жировая клетчатка

    Подкожно-жировой слой развит умеренно, распределён равномерно и симметрично.

    При пальпации толщина подкожно-жирового слоя с обеих сторон на уровне пупка 1 см, на груди — 1 см, на уровне нижних углов лопаток — 1 см, на поверхности плеча — 1 см. При пальпации подкожно-жировой слой безболезненный, упругой мягкой консистенции. Отёков нет.

    4. Лимфатическая система

    При осмотре лимфатические узлы (затылочные, задне- и переднеушные, подчелюстные, подбородочные, заднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, торакальные, паховые, мезентеральные, подколенные) не визуализируются.

    5. Мышечная система

    При осмотре рельеф мышц выражен умеренно, мышцы симметричны. Тонус мышц плечевого пояса и разгибателей спины высокий (прямая осанка). Объем активных движений полный.

    Мышцы выражены умеренно, симметричны. При пальпации мышцы безболезненны, упругой консистенции. Объем пассивных движений полный. Статическая сила выражена хорошо.

    6. Костная система

    При осмотре черепа отмечается микроцефалия, соотношение мозговой части к лицевой части черепа 3:1.

    Грудная клетка правильная, астеническая, без деформации. При пальпации болезненности нет, целостность тканей не нарушена. Кости пальпаторно плотные, без деформации.

    7. Суставная система

    При осмотре все суставы имеют нормальную конфигурацию, кожа над ними не изменена. Суставы в размере не изменены, не отёчны, симметричны. Объём активных и пассивных движений во всех суставах полный.

    Пальпаторно болезненности не обнаружено. Чувствительность кожи над ними сохранена, температура кожи над областью всех суставов без изменений. Толщина кожи над суставами не изменена. Кожа подвижная. Утолщения суставной капсулы нет. Симптом « плавающего надколенника» и симптом флюктуации отрицательные.

    8. Органы дыхания

    Носовое дыхание свободное, болезненности в области корня носа и придаточных пазух не отмечается. Кашля и мокроты нет.

    Грудная клетка правильной формы, астеническая, симметричная, обе половины активно участвуют в акте дыхания. Тип дыхания — смешанный, глубина дыхательных движений средняя, частота — 18 в минуту, ритм правильный. Вспомогательная дыхательная мускулатура в акте дыхания не участвует.

    При пальпации грудная клетка безболезненна, эластична, голосовое дрожание на симметричных участках одинаковой силы, не усилено.

    При сравнительной перкуссии отмечается симметричный легочный звук.

    При топографической перкуссии высота стояния верхушек легких спереди: справа — на 3,5 см выше уровня ключицы, слева — на 4 см выше уровня ключицы; сзади — на уровне остистого отростка V11 шейного позвонка на 2,5 см латеральнее его с обеих сторон.

    Ширина полей Кренига по 4 см справа и слева.

    Подвижность нижнего легочного края: на вдохе 1 см, на выдохе 1.5 см, общая 2,5 см.

    Нижняя граница по линиям справа слева

    Окологрудинная 5 межреберье

    Срединноключичная 6 межреберье

    Переднеподмышечная 7 межреберье

    Среднеподмышечная 8 межреберье

    Заднеподмышечная 9 межреберье

    Околопозвоночная остистый отросток 11 грудного ребра

    Симптом Аркавина, Кораньи, Филатова и чаши Философова отрицательные

    При аускультации легких определяется везикулярное дыхание, хрипов нет. Бронхофония не изменена, одинакова с обеих сторон. Симптома Дэспина, Смита, Домбровской отрицательны.

    9. Сердечно-сосудистая система

    При осмотре области сердца выпячивания области сердца, видимой пульсации не обнаружено. Верхушечный толчок не визуализируется, сердечный толчок отсутствует. При исследовании сосудов артерии и вены без особенностей.

    При пальпации пульс одинаковый на обеих руках, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, нормальной величины с частотой 72 в минуту. Верхушечный толчок пальпируется в V межреберье слева на 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии, ограниченный, средней высоты, неусиленный, сила умеренная, нерезистентный (соответствует норме).

    Сердечный толчок и эпигастральная пульсация не отмечаются. Симптом «кошачьего мурлыканья» отрицательный. При пальпации в области артерий (сонных, подмышечных, лучевых, бедренных, подколенных, тыла стопы) пульсация их ритмичная, нормальной величины. Пульсация в области вен не определяется.

    Дрожания в области сердца не выявлено, зон гиперстезии и болезненности при пальпации не обнаружено.

    Границы относительной тупости сердца, выявленные перкуторно: правая — на 1 см вправо от правого края грудины в IV межреберье, левая- на 1 см кнутри от linea mammilaris в V межреберье, верхняя- III ребро по linea parasternalis sinistra. Конфигурация сердца не изменена.

    Границы абсолютной сердечной тупости, выявленные перкуторно: правая-левый край грудины в 4 межреберье, левая-на 2 см кнутри от linea mammilaris, верхняя — на уровне IV ребра по linea mammilaris sinistra.

    Границы относительной и абсолютной тупости сердца соответствуют норме.

    Ширина сосудистого пучка — 5,5 см.

    Аускультативно: тоны сердца ясные, нормальной звучности, чистые, ритмичные. Шумы не выслушиваются. ЧСС — 72 уд. в минуту. Дополнительных тонов, органических и функциональных шумов нет.

    При осмотре артерий в точках видимой пульсации патологических изменений их не выявлено.

    Пальпаторно стенки артерий эластичные, гладкие. Пульс ритмичный, нормального наполнения и умеренного напряжения. АД=110/70 мм.рт.ст. При осмотре и пальпации яремных вен их расширения и набухания не выявлено, видимой пульсации нет.

    10. Органы пищеварения

    При осмотре слизистая губ, преддверия рта и ротовой полости, зева бледно-розового цвета. Язык влажный, выявлен небольшой белый налёт. Имеются кариозные зубы. Миндалины не увеличены, налета нет. Готическое небо.

    Живот округлой формы, симметричный с обеих сторон. Пупочное кольцо не расширено, пупок втянут. Видимая перистальтика отсутствует. Выпячиваний живота нет. Подкожная венозная сеть на передней брюшной стенке при осмотре не определяется. Передняя брюшная стенка активно участвует в акте дыхания. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. При глубокой пальпации сигмовидная кишка пальпируется в левой подвздошной области цилиндрической формы, диаметром 1,5 см, плотноэластической консистенции, гладкая, подвижная, безболезненная, не урчащая.

    Слепая кишка пальпируется в правой подвздошной области цилиндрической формы, диаметром 2,5см, плотноэластической консистенции, гладкая, подвижная, безболезненная, урчащая при пальпации.

    Поперечная ободочная кишка пальпируется справа и слева по бокам от прямых мышц живота на уровне пупочного кольца, цилиндрической формы, диаметром 2 см, плотноэластической консистенции, гладкая, неподвижная, безболезненная, не урчащая.

    Большая кривизна желудка пальпируется на 2,5 см выше пупка в виде плотноватого валика, гладкая, неподвижная, болезненная, неурчащая.

    Привратник определяется в виде эластичного, косо расположенного болезненного цилиндра, диаметром 2см, плотноэластической консистенции, гладкая, неподвижная, безболезненная, не урчащая.

    Печень не пальпируется.

    Желчный пузырь и селезенка не пальпируются.

    По Гроту поджелудочная железа не пальпируется.

    При перкуссии методом флюктуации и методом плавающей льдинке свободная жидкость в брюшной полости не определяется.

    Границы печени по Курлову 9х8х7.

    При перкуссии селезенки по 10 ребру — длинник 7см, поперечник — 4см.

    Пальпаторно печень не выступает из-под края реберной дуги. Край печени

    острый, ровный, мягкий, безболезненный.

    При аускультации живота выслушиваются перистальтические кишечные шумы.

    Нижняя граница желудка методом аускультофрикции определяется на 2,5см выше пупка. Стул регулярный, оформленный.

    11. Мочевыделительная система.

    При осмотре области мочевого пузыря и поясницы патологических изменений (вздутия, припухлости, асимметрии, местных изменений кожи) не обнаружено. Отеки визуально не определены.

    При поверхностной пальпации области живота и области почек болезненности нет.

    При глубокой пальпации лежа почки не определяются. Болевые точки по ходу мочеточников также отсутствует.

    При перкуссии и методом флюктуации свободная жидкость в брюшной полости не определяется.

    Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон.

    Мочеиспускание зависит от количества выпитой жидкости, в среднем 5-6 раз в сутки.

    диагноз ребенок умственный коррекция

    Общемозговых явлений нет: на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту не жалуется.

    Менингиальные симптомы: ригидности затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского, напряжения брюшных мышц не наблюдаются.

    Черепно — мозговые нервы:

    I пара (обонятельный нерв) — обоняние сохранено D=S. Гипер-, гипо-, ан-, дизосмия отсутствует.

    II пара (зрительный нерв) — острота зрения не снижена. Цветоощущение сохранено.

    III (глазодвигательный нерв) — произвольные движения глаз в полном объёме. Пареза взора не отмечается, тонического отведения глаз вправо и влево нет. Зрачки среднего размера, S=D, диаметр зрачков 3 мм, округлой формы, реакция на свет прямая и содружественная, живая. Конвергенция не нарушена. Аккомодация в норме. Объём движений глазных яблок полный.

    IV (блоковый нерв)- сходящегося косоглазия и диплопии при взгляде нет.

    V (тройничный нерв) — точки выхода нерва безболезненны, чувствительность сохранена. Напряжение жевательной мускулатуры удовлетворительное. Роговичный, назальный, нижнечелюстной рефлексы — живые, D=S.

    VI (отводящий нерв) — произвольные движения глаз в полном объеме. Пареза взора, тонического отведения глаз вправо, влево нет. Глазные щели dextra =sinistra. Объем движений глазных яблок в полном объеме.

    VII (лицевой нерв) — мимическая мускулатура симметричная в движениях , надбровные роговичные рефлексы не изменены.

    VIII (кохлео—вестибулярный нерв) — слух сохранен. Острота слуха: шепотная речь — 4 м, D=S; разговорная речь — 12 м, D=S. Ориентировка в пространстве и равновесие тела сохранены. Нистагма, рвоты нет.

    IX (языкоглоточный нерв) — пареза мягкого неба нет, глоточный рефлекс живой.

    X (блуждающий нерв) — глотание сохранено.

    XI (добавочный нервы) — положение головы не нарушено, произвольные движения головы и мышц плечевого пояса не ограничены.

    ХII (подъязычный нерв) — язык при высовывании по средней линии. Атрофия и фибриллярные подергивания мышц языка отсутствуют. Дизартрии не отмечается.

    Двигательные функции конечностей и туловища сохранены в полном объеме.

    Физиологические рефлексы сохранены. Патологических рефлексов не выявлено.

    Вегетативная нервная система

    Кожные покровы бледно-розового цвета, влажные, эластичные, тургор сохранен. Ногти не изменены. Дермографизм смешанный. Болезненности солнечного сплетения и шейных симпатических узлов не отмечается.

    Протоколы психологических исследований «Понимание пословиц и метафор»:

    1. Светлая голова — «чистая».

    2. Каменное сердце — «камни в сердце».

    3. Глухая ночь — «когда не слышат»

    4. Железный характер — «сильный».

    5. Семь раз отмерь, один раз отрежь — «не знаю».

    6. Тише едешь, дальше будешь — «не знаю».

    7. Золотая голова — «умная».

    8. Куй железо пока горячо — «не знаю».

    9. Цыплят по осени считают — «не знаю».

    10. Не красна изба углами, а красна пирогами — «не знаю».

    Выберите одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

    1. У сапога есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

    2. месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

    3. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

    4. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

    В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к группе не относится. Это лишнее слово нужно найти и исключить:

    1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка — все цветы, фасоль не цветок (затрудняется ответить что это).

    2. стол, стул, кровать, пол, шкаф — все мебель, пол лишнее — на нем всё стоит.

    3. самолет, телега, человек, корабль, велосипед — человек лишнее, на остальных ездят.

    4. дом, мечта, машина, корова, дерево — затрудняется ответить.

    5. сладкий, горячий, кислый, горький, соленый — кислый, но почему затрудняется ответить.

    6. весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный — не знает.

    Последовательность событий (серия сюжетных картин) из четырёх картин самостоятельно установить не смог.

    Картину из двух, трёх, четырех деталей собирает самостоятельно. Называет что на нем изображено.

    Квалификация симптомов: — нарушение общения (речи);

    — нарушение эмоций и чувств;

    — нарушение эффекторно-волевой сферы;

    Умственную отсталость следует дифференцировать с рано начавшейся шизофренией, деменцией, с внешне сходными состояниями, которые могут быть: при педагогической запущенности, выраженной длительной астенизации, прогредиентных психических заболеваниях (особенно шизофрении и эпилепсии), возникших в раннем возрасте и повлекших за собой выраженное слабоумие.

    Умственная отсталость (олигофрения) — это врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Умственная отсталость отражается на всех психических процессах, в основном — познавательных. У таких деток нарушено активное внимание, а способность к запоминанию обычно замедлена. Словарный запас у детей с умственной отсталостью бедный, а для речи характерно неточное использование слов, неразвернутых фраз, нарушением произношения и т.д. У детей с умственной отсталостью отмечают недоразвитость высших эмоций. Для поведения детей с умственной отсталостью характерны отсутствие мотиваций, зависимость от внешних обстоятельств, недостаточность подавления инстинктивных влечений, неспособность прогнозировать последствия своих поступков.

    При педагогической запущенности, когда некоторое замедление психического развития может наблюдаться у здорового ребенка, но лишенного по тем или иным причинам условий для правильного умственного развития, не получающего необходимой информации.

    При выраженной длительной астенизации вследствие тяжелых соматических заболеваний, нарушений питания и т.д. При такой астении психически здоровый ребенок также может развиваться с некоторой задержкой, обнаруживать рассеянность внимания, плохую память, замедленность мышления.

    При педагогической запущенности и выраженной астенизации дети, несмотря на некоторую задержку психического развития, не обнаруживают свойственных олигофрении симптомов (невозможность вырабатывать понятия или представления, нарушения абстрактного мышления и т.д.) и довольно быстро выравниваются при соответствующей педагогической и медицинской помощи.

    При прогредиентных психических заболеваниях (особенно шизофрении и эпилепсии), возникших в раннем возрасте и повлекших за собой выраженное слабоумие. При этом помимо данных анамнеза (до определенного возраста ребенок не выявлял никакой патологии, хорошо развивался), помогает обнаружение типичной симптоматики, свойственной этим болезням.

    В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

    Атипичный аутизм впервые проявляется после наступления трёхлетнего возраста. Для атипичного аутизма характерно отсутствие хотя бы одного из трех диагностических признаков аутизма: 1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,

    2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,

    3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

    При атипичном аутизме либо нарушено социальное взаимодействие, либо нарушено общение, либо имеет место ограниченное повторяющееся поведение (стереотипность). Возможно присутствие двух критериев одновременно, в то время как для диагностики аутизма необходимо наличие трех вышеуказанных признаков.

    Атипичный аутизм чаще возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также встречается у детей с тяжелым специфическим растройством рецептивной речи (снижение способности к пониманию и слуховому восприятию речи при сохранном физическом слухе).

    Одним из основных дифференциально-диагностических критериев при отличии олигофрении от последствий каких-то прогредиентных заболеваний нужно считать критерий прогрессирования патологического процесса вообще и, в частности, слабоумия, свойственного этим заболеваниям. Именно по признаку прогредиентности исключаются из группы олигофрении (патологических состояний) ряд болезней (патологических процессов), сопровождающихся нарастающим слабоумием.

    К таким страданиям относятся туберозный склероз, болезнь Реклингхаузена (нейрофиброматоз), болезнь Тея-Сакса (семейная амавротическая идиотия) и родственные ей заболевания (другие формы «липидов») и т.д.

    Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

    1) жалоб (на расторможенность в поведении ребенка, временами агрессивные проявления, особенно по отношению к окружающим, может поднять руку, ударить. Мальчик не слушается, капризничает, часто настаивает на своем. Плохой сон. Рассеянность. Начал хуже заниматься, стал неусидчивым, быстрее утомляется, теряет интерес к заданиям, уходит больше времени на занятия. Низкий интеллект, снижение памяти, нарушение речи);

    2) анамнеза жизни и заболевания: ребенок от третьей беременности, мать во время беременности не наблюдалась, злоупотребляла алкоголем. Роды на сроке 36-37 недель. Родился мальчик с массой тела 1800г, длиной тела 48см. Диагноз роддома: Перинатальное поражение ЦНС, гипертензионный синдром, синдром мышечной дистонии, фетальный гепатит, пренатальная гипотрофия II степени, анемия средней тяжести. Лекарственная аллергия на ампициллин, витамин В1, В6; ОРЗ.

    В дом ребенка поступил 21.02.02 в возрасте 4 месяцев. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес., ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты. Ребёнок болен с рождения. В возрасте 4 месяцев поступил в дом ребенка. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес., ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты.

    Последнее ухудшение 10 мая 2012 года. Отмечалось расторможенность в поведении, неусидчивость, плохой сон, рассеянность. При поступлении три дня плакал в отделении, ничто не могло отвлечь его. Также отмечалось агрессивность. Госпитализируется с целью обследования, лечения, коррекции и решении экспертных вопросов.

    3) психического статуса (нарушение общения (речи), нарушение мышления, нарушение эмоций и чувств, нарушение эффекторно-волевой сферы, нарушение внимания, недоразвитие интеллекта);

    4) дифференциального диагноза (с деменцией, педагогической запущенностью, выраженной длительной астенизацией, прогредиентных психических заболеваниях (особенно шизофрении и эпилепсии), возникших в раннем возрасте и повлекших за собой выраженное слабоумие),

    можно выставить клинический диагноз: умственная отсталость легкой степени.

    1. Нейропептиды (семакс);

    2. аминокислоты (глицин);

    3. цереброваскулярные средства (кавинтон);

    Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

    Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с нейропсихологической и психолого-педагогической коррекцией, социальной работой с пациентом и его семьей является одним из основополагающих принципов курации олигофренических расстройств у детей. Коррекционная работа должна начинаться на раннем этапе и проводиться командой специалистов (детские психиатры, врачи ЛФК, психологи, логопеды, дефектологи, музыкальные работники и др.).

    2. Коркина М.В. «Психиатрия»: учебник для студ. мед. Вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев.- 4-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.

    3. «Детская психиатрия»: учебник/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера.-СПб: Питер, 2005.

    knowledge.allbest.ru

    Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?

    Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий характер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.

  • Органическая обусловленность нарушений психического развития
  • стойкость нарушений, их необратимость к норме
  • нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.
  • Причины умственной отсталости

  • Заболевания матери в период беременности
  • сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
  • интоксикация организма матери, которую могут вызывать отравления различными веществами
  • существующие нарушения обмена веществ матери
  • иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
  • узкий таз роженицы
  • стремительные роды
  • затяжные роды
  • обвитие пуповиной
  • неправильное предлежание плода (например, тазовое)
  • химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
  • радиоактивное излучение
  • токсоплазмоз
  • перенесенная краснуха женщиной во время беременности
  • внутриутробные инфекции (герпес, ЦМВ и т.д.)
  • резус-несовместимость крови матери и плода
  • наследственные генетические поражения
  • алкоголизм
  • наркомания
  • табакокурение
  • внутриродовая черепная травма
  • заболевания, перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
  • инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
  • полиомиелит
  • такие инфекционные болезни, как грипп и корь.
  • Умственная отсталость в международной классификации болезней

    Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.

    F71 — Умственная отсталость умеренная.

    Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

    Включено: резко выраженная умственная субнормальность.

    Включено: глубокая умственная субнормальность.

  • недостаточность БДУ;
  • субнормальность БДУ.
  • Для точной идентификации степени умственной недостаточности в МКБ-10 рубрики F70 — F79 употребляются со следующим четвертым знаком: .0, с указанием на нарушение поведения:

    .8 Другое нарушение поведения;

    .9 Без указаний на нарушение поведения.

    По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

    1. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
    2. окружающих людей они не узнают (даже мать и отца);
    3. выражение лица полностью бессмысленное;
    4. внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
    5. наблюдается снижение всех видов чувствительности;
    6. эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
    7. на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
    8. неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
    9. неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
    10. могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.
    11. При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.

    12. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью;
    13. могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
    14. словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием);
    15. понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
    16. грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.
    17. Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

      1. У них часто нарушена устная речь
      2. нарушена письменная речь
      3. недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
      4. с трудом овладевают навыками счета
      5. нарушена общая и мелкая моторика.
      6. не способны к анализу и обобщению
      7. обладают выраженной внушаемостью
      8. может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное.
      9. Для детей с умственной отсталостью в степени дебильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.

        puzkarapuz.ru

        Умственная отсталость: классификация

        Олигофрения характеризуется различной глубиной психического недоразвития, в связи с этим она подразделяется по степени умственной отсталости на дебильность (легкая степень нарушения интеллекта), имбецильность (средняя степень) и идиотию. В типических случаях эти клинические варианты определяются без труда, но граница между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью, так же как между выраженной дебильностью и нерезкими проявлениями имбецильности являются в известной степени условными.

        Дебильность (умственная отсталость легкой степени)

        (от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления. У больных преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего им трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Конечно, все это затрудняет приспособление в социальной среде, тормозит рост личности, прежде всего творческое начало, умение предвидеть ход событий, принимать оперативные прогностические решения. В зависимости от степени самой дебильности (легкая, средняя, тяжелая) неспособность к выработке понятий, оценке ситуации и к ее прогнозированию выражена то более очевидно и резко, то лишь намечена. Все же нарушение абстрактного мышления у дебилов является постоянным симптомом. В силу того, что механическая память при этом не страдает, дебилы могут учиться в школе, хотя усвоение материала затруднено, требует длительного времени. Естественно, что наиболее трудными для усвоения предметами являются математика, физика. Поскольку собственный творческий потенциал у дебилов отсутствует, они стараются перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, используют известные им шаблоны в речи, с достаточной косностью придерживаются одной какой-то позиции. У некоторых из них можно отметить даже склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего они сами точно не понимают («салонные дебилы»). Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов при легкой степени дебильности эти лица могут хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживают хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость. Э. Крепелин говорил, что «их умение больше, чем знание». При достаточно очевидной задержке психического развития дебилов, у некоторых из них могут быть даже признаки частичной одаренности (абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, запоминать механически обширную информацию и др.).

        Наряду с нарушением абстрактного мышления облигатным симптомом у дебилов служит внушаемость, доверчивость, они легко попадают под чужое влияние. Последнее свойство таит в себе опасность того, что они могут стать орудием в руках других людей, морально и нравственно нечистоплотных, злоумышленников. Примитивные влечения часто получают у них характер расторможенности (обнаженная сексуальность, влечение к поджогам и т.д.).

        Основные личностные свойства дебилов, так же как и имбецилов, могут определять их характер или как добродушно-ласковый, приветливый, или, напротив, как агрессивный с упрямством, злобностью, недоверчивостью. Моторика может быть также различной, у одних поведение становится возбудимым, для других характерна вялость, малоподвижность.

        (от лат. imbecillus — слабый, незначительный) — средняя степень выраженности задержки (ретардации) психического развития, при которой больные могут образовывать представления, но формирование понятия для них невозможно. Способность к абстрактному мышлению утрачена, так же как и к обобщению, но имбецилы могут приобретать навыки самообслуживания (сами одеваются, едят, следят за собой). Они приучаются и к простому труду, вырабатывая эти навыки путем тренировки (могут помогать в уборке помещения, изготовлять бумажные пакеты).

        Запас слов у них ограничен, они могут понимать только простую речь. Речь самих имбецилов косноязычна, это стандартные фразы, состоящие, как правило, из подлежащего и сказуемого, иногда с включением прилагательных.

        Адаптация имбецилов возможна лишь в стандартной, хорошо знакомой обстановке. Их интересы примитивны. Они очень внушаемы. Имбецилы нередко прожорливы и неряшливы в еде. По поведению выделяют подвижных, активных, непоседливых (эректильных) и вяло-апатичных, равнодушных ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидных).

        Так же, как и дебилы, имбецилы могут иметь или добродушный, или агрессивный характер. Самостоятельная жизнь для них затруднена, они нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Это осуществляется во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных интернатах.

        (от греч. idioteia — невежество) — по степени умственной отсталости это наиболее тяжелая степень задержки психического развития. Познавательная деятельность у глубоких идиотов полностью отсутствует. Они не реагируют на окружающее, даже громкий звук и яркий свет не привлекают их внимания, идиоты не узнают даже свою мать, но различают горячее и холодное.

        Больные идиотией не приобретают никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, не могут пользоваться ложкой и вилкой, их нужно кормить и постоянно за ними ухаживать. У большинства идиотов имеется понижение всех видов чувствительности.

        Крайне примитивны эмоциональные реакции идиотов, они не умеют плакать, смеяться, радоваться, чаще проявляют злобность, гневливость.

        Двигательные реакции этих больных бедны, невыразительны, примитивны, часто их движения хаотичны, несогласованны, отмечается монотонное однообразное раскачивание всем телом, переминание с ноги на ногу, они часто издают звуки, подобные рычанию, речь полностью отсутствует.

        При легкой степени идиотии могут быть замечены элементарные навыки самообслуживания, они способны привязываться к окружающим, ухаживающим за ними.

        Г.Е. Сухарева (1965) к числу основных диагностических критериев олигофрении относит своеобразную психопатологическую структуру слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы, а также непрогредиентный характер интеллектуального дефекта, замедление темпа психического развития при необратимом характере расстройства.

        Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.

        Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.

        Отрицательная динамика выражается в декомпенсации, наиболее тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается.

        При всех вариантах олигофрении постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.

        Частыми симптомами являются различные пороки развития черепа — микроцефалия (уменьшенная в размерах голова), макроцефалия, в особенности гидроцефалия (мозговая часть черепа резко преобладает над лицевой). Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефалия (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение размеров черепа), ягодичный череп, тригоноцефалия (треугольный череп).

        Таковы же и отклонения от правильного строения лица. Например, часто наблюдается прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное» ухо часто называют также «морелевским ухом» (Б. Морель, 1857).

        Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.

        Такие аномалии развития, как расщепление мягкого и твердого нёба (волчья пасть), заячья губа, являются довольно частыми соматическими дефектами, так же как и аномалии зубов (микродонтия, макродонтия).

        Неврологические стигмы олигофрении различны — нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражение слуха и зрения), судорожные явления, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.

        При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.

        Тэги: умственная отсталость, классификация, степени умственной отсталости, умственная отсталость легкой степени

        www.psyportal.net