Щербатых стресс это

Щербатых Ю.В.. Книги онлайн

Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, профессор психологии МГЭИ.

В 1985 году в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения».

В 2001 году в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию «Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции». В этой работе была доказана возможность заблаговременного прогнозирования психологического стресса и предложены оптимальные методы коррекции психофизиологического состояния человека, испытывающего нервно-психические перегрузки.

В активе Ю. В. Щербатых более ста тридцати печатных работ, включая десять книг по прикладной психологии (в том числе таких широко известных в России, как «Психология успеха», «Психология выборов», «Искусство обмана», «Психология страха», «Психология стресса», «Психология личностных качеств» и др.). Три его книги были изданы в Китае, две — в Болгарии.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в таких известных реферируемых журналах, как «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Физиология человека», «Высшее образование в России», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Гигиена и санитария» и других академических изданиях.

В настоящее время Ю. В. Щербатых активно разрабатывает прикладные аспекты психологии -стресс-менеджмент и системный подход к психологии продаж.

Учебник краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам.

Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.

Кто мы? Машины для воспроизведения генов, эволюционизирующие разумные существа или духовные личности? Правда находится где-то посередине. Мы и то, и другое, и третье. Если вы хотите лучше узнать и понять себя, постичь глубинные механизмы человеческих поступков, связанные с сексуальной жизнью, познакомиться с опытом предыдущих поколений в области любви и секса, то эта книга откроет вам много интересного.

В приложении вы найдете психологические тесты, по которым сможете определить индивидуальные черты своей личности, касающиеся тематики этой книги.

Книга предназначена, прежде всего, студентам экономического профиля, изучающим основы психологии в рамках курсов «Психология предпринимательства», «Психология бизнеса» и «Педагогика и психология». Максимально широкий охват тем по психологии бизнеса, доступность изложения, высокая степень наглядности и небольшой объем пособия позволят студентам быстро освоить данный курс.

Издание содержит набор тестов для проверки знаний студентов, программу курса, тематические планы, планы семинарских занятий и психологические тесты, что делает его удобным для преподавателей.

Человек имеет тонко развитую психику — это качество заложено в нас самой природой и необходимо для того, чтобы не находиться в постоянном конфликте с окружающим миром, а легко приспосабливаться к нему. Но тонкая, легковозбудимая психика часто является причиной возникновения у людей не только естественных страхов, но и большого количества страхов мнимых, создаваемых собственным воображением.

Разобраться в этом явлении, понять причины появления страха, механизмы его действия поможет книга психофизиолога Юрия Щербатых, написанная в увлекательной, доступной форме и содержащая множество примеров из реальной жизни.

Рекомендации автора позволят успешно бороться с собственными тревогами и страхами, сохранять уверенность в себе и присутствие духа в любых ситуациях, а также помогут найти верный подход для оказания помощи близким людям.

В книге «Психология стресса и методы коррекции» представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

В книге раскрывается методика правильной постановки жизненных целей достижения успеха в бизнесе, обретения личного счастья. Прочитав ее, вы сможете:

— выработать уверенность в себе,

— выполнить свои желания,

— добиться реального успеха в бизнесе,

— получать наслаждение от самой жизни,

— научиться влиять на людей.

Где проходит граница между правдой и ложью?

Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что любая крайность в сфере человеческих взаимоотношений противоестественна и зачастую носители «абсолютной истины» оказываются на поверку гнусными обманщиками. Да и обман как таковой имеет тысячи разнообразных оттенков — от добродетельного до злонамеренного.

Психофизиолог Юрий Щербатых в научно-популярной форме всесторонне анализирует природу обмана, его историю, классификацию и технологию. Обилие примеров и интересных фактов из реальной жизни превращает книгу из увлекательного чтения в практическое пособие повседневной психологической защиты.

Жизнь зрелого человека, наполненная энергией и радостными впечатлениями, — сегодня это не мечта, а достижимая реальность.

Автор этой книги издал уже более 20 книг общим тиражом полмиллиона экземпляров и заслужил международное признание. Его читают не только на русском, но и на китайском и на болгарском языках. Тот, кто прочитал книги Юрия Щербатых, понимает, как сохранить здоровье до самой глубокой старости, и с радостью выполняет простые рецепты.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Слово «грех» известно каждому человеку. Все знают, что это что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что — ложно?

Автор предлагает разобраться нам в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое — праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что — нет. Вы узнаете, как зарождается и развивается грех, у каких грехов биологические корни, способы избавления от грехов, как другие люди могут манипулировать вашими грехами, а также о том, что у некоторых грехов есть положительные стороны.

www.koob.ru

Щербатых, Юрий Викторович

Щербатых, Юрий Викторович — доктор биологических наук.

1982—1985 годы — исследование влияния радиации на деятельность нейронов спинного мозга. Обнаружены две формы гибели нервных клеток под действием радиации — мгновенная (вызванная разрушением клеточных мембран) и отсроченная (вызванная нарушениями генетического аппарата нейронов). Результаты изложены в «Вестнике Академии Наук УССР» и журнале «Радиобиология».

1985 год — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения» в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев).

1991—2001 годы — исследование психофизиологических феноменов стресса, вызванного эмоционально значимыми для человека событиями. Разработаны способы диагностики, прогнозирования и оптимизации психологического стресса. Результаты опубликованы в «Российском физиологическом журнале им. И. М. Сеченова», «Психологическом журнале» и «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».

C 2002 года — исследования психических состояний человека и способов управления ими.

C 2010 года — исследования психологических аспектов долголетия и способов продления активной жизни человека за счет комплексного подхода к психо-соматическому взаимодействияю сознательного и бессознательного начал психики.

Юрий Щербатых является автором комплексной методики саморегуляции психофизиологического состояния, основанной на комбинации аутотренинга, направленной визуализации и специальных дыхательных техник. Отдельные результаты, показывающие эффективность этой методики для регуляции состояния человека в сложных жизненных ситуациях (спортивные соревнования, экзамены и прочее) опубликованы в журнале «Физиология человека» [1] .

Юрий Щербатых — автор более ста тридцати печатных работ, в том числе — десяти книг по прикладной психологии. Две книги были изданы в в Болгарии, три — в Китае.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в следующих реферируемых научных изданиях: «Психологический журнал», «Физиология человека», «Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Высшее образование в России» и других авторитетных научных периодических изданиях.

Ю. В. Щербатых автор книг — учебных пособий для студентов-психологов: «Психология предпринимательства и бизнеса», «Психология стресса и методы коррекции», «Анатомия ЦНС для психологов» и «Физиология ЦНС для психологов», «Общая психология», «Психология труда и кадрового менеджмента».

dic.academic.ru

Вопросы для зачета для студентов заочной формы обучения

(бакалавры -сокращенная программа 3 года)

  • Общая характеристика психологии как науки.
  • Развитие представлений о природе психических явлений.
  • Мозг и психика.
  • Концепции филогенеза психики
  • Концепции онтогенеза психики
  • Проблема метода в психологии.
  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Сходство и отличие ощущений и восприятия.
  • Представления.
  • Психология памяти.
  • Психология мышления.
  • Психология воображения.
  • Речь в системе познавательной деятельности.
  • Внимание и его роль в познавательной активности.
  • Эмоциональные процессы.
  • Психические состояния человека.
  • Воля и волевые процессы.
  • Потребности человека.
  • Мотивация человеческой активности.
  • Вопросы для экзамена для студентов заочной формы обучения

    (сокращенная программа 3 года)

    1. Сознание и его функции
    2. Психологические свойства сознания
    3. Проблема динамики сознания и уровни его ясности
    4. Психология духовной жизни человека
    5. Самосознание и самопознание человека
    6. Бессознательные механизмы активности человека
    7. Концепция бессознательного по З. Фрейду
    8. Психологические защитные механизмы человека
    9. Психология личности
    10. Современные психологические теории личности
    11. Психологическое содержание понятий «индивид», «субъект» и «личность»
    12. Структура личности по К.Платонову
    13. Ценностные ориентации и направленность личности
    14. Проблема диагностики психологических особенностей личности
    15. Психология человеческих способностей
    16. Проблема темперамента в психологии
    17. Проблема характера в психологии
    18. «Я –концепция» личности
    19. Психология жизненной среды человека
    20. Психология активности человека
    21. Общение и поведение как форма жизнедеятельности человека
    22. Деятельность в системе жизнедеятельности человека
    23. Психологический анализ деятельности
    24. Основные виды деятельности человека и их характеристика
    25. Вопросы к экзамену по общей психологии

      1. Психологическая сущность понятия «темперамент» и его отношение к понятию «личность»

      2. Основные теории темперамента

      3. Проблема характера в психологии

      4. Предпосылки и условия формирования характера

      5. Проблема типологии характера

      7. Психологическое содержание понятия «направленность личности»

      8. Ценностные ориентации личности

      9. Психологическая сущность понятия «Я –концепция» личности

      10. Предпосылки и условия формирования понятия «Я –концепция» личности

      11. Психология жизненной среды человека

      12. Влияние жизненной среды человека на формирование и развитие его психики

      13. Психология активности человека

      14. Филогенез активности живых существ

      15. Онтогенез активности живых существ

      16. Общение и поведение как форма жизнедеятельности человека

      17. Роль общения в формировании личности

      18. Деятельность в системе жизнедеятельности человека

      19. Психологический анализ деятельности

      20. Основные виды деятельности человека и их характеристика

      www.no-stress.ru

      • Настоящий пример мужества и воли к победе проявил на Лондонской олимпиаде 2012 года американский бегун Мантео Митчел.

      Что психология может дать спорту высших достижений,

      Для начала вспомним о разгроме нашей сборной в Ванкувере на зимней олимпиаде 2010 года. Если соотнести результаты (по медалям) соборных разных стран и уровень их психологического обеспечения, то обнаружится интересная закономерность – в тех командах, где было уделено больше внимания психологической поддержке спортсменов, результаты были выше. В канадской и американской сборных количество психологов было в 20 раз больше, чем в российской, и чем закончилась такая «экономия» мы хорошо помним. Правда, наши чиновники решили, что вместо специалистов в области спортивной психологии можно привлечь священников, но молебен в главном храме страны перед отъездом сборной, к сожалению, результатов не дал, потому, что согласно русской пословице «на Бога надейся, а сам не плошай!»

      Итак, какие задачи стоят перед тренером в процессе подготовки спортсмена высокого уровня?

      2. Подготовить его, сформировать, создать выдающегося спортсмена из исходного сырья, предоставив ему, во-первых, условия для максимального развития. А. во-вторых, направляя его по правильному пути.

      3. Перед соревнованием сделать так, чтобы ваш подопечный показал максимум, на что он способен в данный промежуток времени.

      1. Психолог должен хорошо владеть приемами управления психическими состояниями (в идеале – нейро-лингвистическим программированием (НЛП), аутогенной тренировкой, эриксоновским гипнозом и другими современными эффективными технологиями)

      2. Психолог должен иметь прямое отношение к спорту: иметь собственный опыт участия в соревнованиях (не обязательно высокого уровня, хотя бы на уровне массовых разрядов).

      3. Спортивный психолог должен помимо «чисто психологии» знать основы анатомии и физиологии человека, психофизиологии и медицины.

      Условно можно обозначить спортсмена как некую «боевую машину», а в этой машине есть дух и тело. Хороший психолог знает, как устроено тело человека, и как им управляет мозг. И он может влиять на физиологические и психические процессы таким образом, чтобы спортсмен вышел на соревнование в пике своей формы.

      Но, конечно, не все так просто. Есть и трудности на этом пути. Главный – чрезвычайная сложность человеческой психики. Очень много факторов влияет на психику спортсмена. И задача психолога здесь – вовремя выявить первые признаки неблагоприятных изменений, чтобы провести соответствующую коррекционную работу.

      С точки зрения психологии у тренеров есть проблема, мешающая им с высокой степенью надежности готовить новых чемпионов. Они могут знать о спорте очень много, но им трудно разбираться в глубинных процессах психики своих подопечных, и они не очень хорошо умеют управлять их психическим состоянием.

      Трудность состоит в том, что как бы хорошо тренер не разбирался в своем виде спорта, в момент самых ответственных соревнований на старт выходит не он, а его питомцы, и вот тут все влияние тренера заканчивается, ибо побеждать должны их воспитанники лично, и в момент прыжка, забега, броска, удара управление спортсменом со стороны тренера отсутствует.

      Соответственно, нужно уметь вставить в мозг спортсмена нужную программу до соревнований, а вот как это сделать, лучше знают профессиональные психологи.

      1.1 Психология состояний (предстартовая лихорадка, боевая готовность, спокойствие и собранность, тревожность и т. д.).

      Есть так называемое «боевое предстартовое состояние спортсмена», а есть и нежелательные варианты – предстартовая лихорадка и стартовая апатия (когда спортсмен перегорает за долго до начала соревнования).

      В настоящее время психологическая наука имеет в своем арсенале методы диагностики и управления психическим состоянием человека.

      Для диагностики применяется комплекс методов – в том числе тесты, тремометрия, определение вариабельности сердечного ритма и т. д.

      Для управления состояниями нейро-лингвистическое программирование (НЛП), которое позволяет ввести спортсмена в нужное состояние перед соревнованиями.

      А также биологическая обратная связь – биофидбэк.

      1.2. Психические процессы (развитие внимания, мышления, воображения и т. д.)

      Мы может если это нужно развивать у спортсмена определенные психические процессы: внимание, воображение, тактическое мышление.

      В настоящее время существуют достаточно эффективные системы оценки личностных качеств, которая позволит тренеру заранее знать сильные и слабые стороны спортсмена. чтобы компенсировать недостатки и максимально учитывать его сильные стороны.

      Уровнем мотивации можно и нужно управлять – выводя его на оптимальный уровень

      Интересные материалы по психологии спорта из Интернета:

      www.no-stress.ru

      Новая книга Юрия Щербатых "Как работает ваш мозг" (Популярная психология)

      Вы интересуетесь психологией и хотите лучше понимать себя и других людей? Вы хотите узнать, как устроен и работает ваш мозг, чтобы использовать его более эффективно? В новой книге профессора психологии Юрия Щербатых даны ответы на несколько десятков вопросов о роли мозга в психической жизни человека. Вы узнаете, чем похожи мозг и компьютер, что такое «шестое чувство», существует ли телепатия, что означают сновидения, откуда берутся фобии, зачем людям нужны эмоции и многое другое. В этой книге вы найдете полезные рекомендации о том, как стать более уверенным в себе человеком, как победить лень и как справляться со стрессами. >>>>

      Якорь НЛП — техники нейро-лингвистического программирования

      Якорь НЛП — одна из самых простых и эффективных методик в НЛП, которая позволяет человеку быстро входить в ресурсные состояния и добиваться поставленных целей. С помощью якорения НЛП вы можете за несколько секунд стать спокойным или уверенным в себе человеком. Только, если вы правильно выполните все детали этой техники. В НЛП очень важно соблюдать определенные правила постановки якоря — только тогда вы получите доступ к нужным ресурсам и добьетесь желательного результата. Вашему вниманию предлагается краткий урок по якорению НЛП от профессора психологии Юрия Щербатых >>>>

      Обучающий семинар-тренинг по НЛП (нейро-лингвистическое программирование)

      НЛП в Воронеже. На наших занятиях вы научитесь: управлять своими эмоциями, успешно преодолевать стрессы и решать проблемы, путешествовать в свое прошлое и менять его по своему желанию, находить контакт с людьми и влиять на них, ставить высокие цели в жизни и достигать их, а также другому — увлекательному и магическому. ) >>>>

      Молитва перед экзаменом как средство уменьшения экзаменационного стресса

      Психология религии и экзамены в ВУЗе. Исследование показало, что стремление обезопасить себя перед экзаменом, обратившись к Богу, достаточно распространено среди студентов. Религиозность студентов составила 5.4 балла ( по 10-балльной шкале). 54% студентов считают, что вера уменьшает предэкзаменационное волнение, а 44% студентов полагают, что вера в Бога и молитва перед экзаменом поможет получить лучшую оценку. >>>>

      Проверка валидности проективного теста на агрессию (на примере теста «Рисунок несуществующего животного»)

      Валидность теста "Рисунок несуществующего животного" оказалась крайне низкой в плане заявленных возможностей. Данный тест не позволяет оценивать агрессивность испытуемых и их тревожность. Наличие зубов, рогов и когтей в рисунке не связано напрямую с интегральным показателем агрессивности, определяемому по тесту Басса-Дарки и тесту Спилбергера. >>>>

      Страх перед зубным врачом

      Восемь способов избавиться от страха перед зубным врачом. Вам страшно от мысли, что надо идти к зубному врачу? Вы откладываете визит к стоматологу? Тогда эта информация для вас! Прочитайте этот список, вдумываясь в каждый пункт, и вы почувствуете, чтов аш страх уменьшится. 1. Подумайте о том, что миллионы людей в мире посещают зубного врача, и с ними ничего не случилось. Поговорите со своими знакомыми, которые были у стоматолога за последнее время. Большинство из них скажет вам, что боятся нечего. Если все они легко прошли через эту процедуру, то чем вы хуже их? И с вами все будет в порядке. >>>>

      Психологический и биологический стресс

      Давайте разберемся, что такое стресс, в чем выражаются стрессовые ситуации, что происходит после стресса, какие бывают причины стресса, в чем проявляется состояние стресса, каким бывает нервный стресс, и поговорим о последствия стресса. Для этого мы узнаем, о каком стрессе писал Ганс Селье, зачем он мучил крыс, и почему определение стресса Ричарда Лазаруса людям подходит больше. >>>>

      Семь факторов здоровья и долголетия

      Если вы хотите прожить на 10-15 лет дольше, то вы должны знать, что в природе ничего не бывает «просто так». Она отмерила вам примерно 90 лет жизни, а обычный человек своим образом жизни сокращает этот срок лет на двадцать. Остается 70. Этого мало. В принципе мы неизбежно теряем какое-то количество отведенного нас времени жизни, но есть выход – мы можем не только уменьшить вредные факторы, сокращающие нашу жизнь, но и добавить такие, что будут ее удлинять. На первый взгляд все что я буду говорить, звучит просто, даже банально… Но правда состоит в том, что все это знают, но мало кто делает. >>>>

      Кризис 2015 года и нервный срыв

      В настоящее время в экономике страны спад, покупательная способность населения падает, вести бизнес становится все сложнее, в душах людей прочно поселилась тревога и неуверенность в завтрашнем дне. Следствием такого хронического состояния является нервное напряжение, которое может перейти в психологический стресс – а там недалеко и до психосоматических болезней. Давайте разберем, чем опасно состояние стресса, и какие методы снятия стресса предлагает наука в настоящий момент? >>>>

      Как успешно сдать ЕГЭ

      Вы думаете хорошие знания? Этого недостаточно. Дело в том, что многие школьные предметы, по которым происходит тестирование, столь обширны, что выучить все физически невозможно. Кроме того, в настоящее время не существует единых базовых учебников для всей страны, поэтому по какой бы книге вы не готовились, всегда существует вероятность, что человек, который составлял тесты, использовал другой учебник. Так что получить 100% результат практически невероятно…Впрочем, не все так безнадежно! Вы вполне можете набрать достаточное количество балов по ЕГЭ, вполне достаточное, чтобы поступить в понравившийся вам институт. >>>>

      Семь отмазок лузера

      Планы, которые ты не воплощаешь в жизнь, кружат голову не хуже кальяна. Тебе кажется, что написав прекрасный план, и представив его наяву (как советует фильм «Секрет»), ты уже сделал самый важный шаг к своей мечте. Это иллюзия, обман, развод, ловушка для лохов – выбери подходящее выражение, но суть останется той же. Запомни – лучше корявый план по улучшению свой жизни, который ты воплотил в нее с помощью своих реальных действий, чем красивый и подробный план на нескольких страницах, который так и остался на бумаге. >>>>

      Карты и фильтры НЛП

      Чтобы быть успешным и счастливым в этом мире, нам нужно знать, как он устроен, иметь «карту» для его познания. Если мореплаватель древности отправлялся в Америку за золотом, то успех его предприятия определялся точностью его карты – он мог найти сокровища, а мог и наткнуться на мель, не обозначенную на карте. То же самое и у нас – если мы точно знаем. Что сказать начальнику или партнеру по бизнесу, если мы знаем эффективные и безопасные способы заработка денег – нас ждет богатство и успех. Но если мы неправильно общаемся с людьми, или пытаемся заработать там, откуда надо побыстрее уносить ноги – удача покинет нас сразу. Откуда же люди берут свою Карту Мира? При рождении ее, к сожалению, не вручают, и нам приходится создавать ее самим. >>>>

      Технология преодоления жизненных препятствий

      Каждый человек, и Вы в том числе, на протяжении жизни сталкивались с разными проблемами – более и менее серьезными. К сожалению, ни в школе, ни в ВУЗе нас не учили их правильно решать, и в результате мы испытываем негативные эмоции и нередко тратим гораздо больше сил и нервов на их решение, чем могли бы – если бы знали правильную технологию. Хотите узнать ее? Вот два первых принципа: Применяйте слово «Препятствие» вместо «Проблема». Фиксируйтесь не на проблеме, а на желаемом результате. >>>>

      Обман со стороны сотрудников

      Проблемы, вызванные нечестностью сотрудников, есть, и они наносят существенный урон вашему бизнесу: и из-за обмана сотрудников собственники теряют гораздо больше денег, чем могут предположить. Это воровство на работе, уклонение от выполнения своих обязанностей, сокрытие информации и т.д.Работники совершают «косяки» и промахи, а потом врут, скрывая свои ошибки; порой они берут на себя обязательства, которые изначально не могут выполнить, а потом придумывают различные отговорки. Они могут умалчивать важную информацию или сливать базы данных – себе или конкурентам. Раздел посвящен безопасности бизнеса. >>>>

      Мозг, психика, стресс — интервью с профессором Ю.Щербатых

      Откуда берется страх? Как прогнать стресс? Как стать счастливым? Познаем ли мы когда-нибудь собственный мозг? Эти вопросы современный человек порой задает себе чаще, чем следует. В интервью МЕД-инфо на них отвечает профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института Юрий Викторович Щербатых. >>>>

      Преодоление страха публичных выступлений

      Почти каждый человек в своей жизни сталкивался с проблемой публичных выступлений. Как правило, это идет из детства, когда в подсознании закрепляется случай провала у школьной доски. Стоило вам забыть строчку стихотворения или историческую дату, и в классе повисала тишина…. Все смотрели на вас, мысли в голове путались, а язык прилипал к небу…. Далее следовал или суровый приговор учителя или насмешки одноклассников, и хоп – мозг намертво схватывал картину смотрящих на вас людей и чувство стыда и неуверенности в себе. >>>>

      Положительное значение страха

      На первый, поверхностный взгляд, страх несет мало приятного человеку — он приносит ему неприятные ощущения, лишает радости, не дает делать многие приятные вещи и может приводить к психосоматическим заболеваниям.Но страх, как выясняется, может быть и полезным. Существует как минимум семь положительных моментов, которые дает нам страх. >>>>

      Что такое эмоции, какими они бывают?

      Что такое эмоция? Эмоции — психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей, и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций. >>>>

      Диссициирование от стресса

      Если в Вашей жизни есть прошлые события, которые не дают вам спокойно жить, так как время от времени всплывают в памяти и крепко держат вас, заставляя заново переживать неприятные события, Вы можете воспользоваться специальным приемом из арсенала НЛП, который называется «диссоциирование». Этим словом обозначают мысленное отстранение от нежелательного явления или поступка. Одно дело, когда человек всеми своими чувствами, эмоциями, ощущениями находится в стрессовой ситуации, воспринимая себя, как неразрывную ее часть, и совсем по-другому он относится к происходящему, наблюдая за всем со стороны. В этом случае и унижение переносится не так горько, и боль не такая сильная. >>>>

      Этот раздел посвящен "демотиваторам" — забавным, поучительным, прикольным, смешным, мудрым и бестолковым картинкам, в которых отражается жизнь и мысли о ней. >>>>

      Уныние и радость

      Если уныние – это грех, то добродетелью является радость. Мало перестать страдать и жаловаться на жизнь, нужно еще научиться быть счастливым и любить себя, свою жизнь и свое ближайшее окружение. Максим Горький сказал, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». Скорее всего, это так, но люди еще не научились жить таким образом. >>>>

      Тайм-менеджмент и стресс

      Убегая утром из дома, не успеваем как следует позавтракать, на работе нам не хватает времени выполнить хотя бы самые срочные задания, дома, после работы нет времени пообщаться с детьми или почитать детектив. С ощущением незавершенности очередного рабочего дня, мы проваливаемся в сон, чтобы на следующее утро вновь включиться в бесконечную гонку по кругу… И здесь возникает вопрос: Есть ли выход из этого состояния? Для ответа на него сначала надо разобраться со своим отношением к времени… >>>>

      Долголетие и здоровье

      Имеется достаточно количество фактов, доказывающих, что если человек обладает сильной волей, оптимизмом и глубоко и искренне верит в свое выздоровление, то он выходит победителем из схватки с любой болезнью, и живет дольше, чем многие «здоровые» люди, ничем не болевшие и прожившие размеренную и спокойную жизнь. Всем в организме человека управляет психика. Сама же психика действует на основе «модели мира», которая формируется в процессе его жизни. Если в рамках этой модели человек живет 75-80 лет, значит, именно такая программа реализуется мозгом. Если перенастроить программу на 100-120 лет, то и жить человек будет столько. >>>>

      Помощь в решении проблем посетителям сайта

      Алгоритм решения жизненных проблем для тех, кто оказался в трудной ситуации,и не знает, что делать.На самом деле нужно всего лишь придерживаться определенным инструкциям — и стресс отступит. Камень с души упадет, и мир снова засияет яркими красками. >>>>

      Стресс и Счастье

      Как избавиться от стресса, вызванного конфликтом на работе? Как научиться управлять своими эмоциями: контролировать тревогу и страх, раздражение и гнев, справляться с ревностью и обидами? Как уверенно вести себя и легко общаться с людьми? Юрий Щербатых предлагает конкретные способы решения этих и многих других психологических проблем. В книге представлены не только последние достижения науки в области психологического стресса, но и даны упражнения и задания, которые помогут вам нейтрализовать стрессы вашей жизни. В числе представленных антистрессорных методов: аутогенная тренировка, визуализация, НЛП, мышечная релаксация, дыхательные медитативные техники и пр. Это практическое пособие, которое поможет сделать вашу жизнь успешной, счастливой и здоровой! >>>>

      Вопрос -Ответ — вопросы посетителей сайта психологу Юрию Щербатых

      В этом разделе публикуются вопросы посетителей сайта к психологу Юрию Щербатых — если ответы не носят конфеденциального характера и могут быть полезны другим посетителям. В опубликованной переписке имена, фамилии, место жительства и другие ключевые детали изменяются. >>>>

      СЧИТАЕТЕ САЙТ ИНТЕРЕСНЫМ ?

      Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

      www.no-stress.ru

      "КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

      Тесты на стресс:

      1. Тест на стрессоустойчивость

      2. Анализ учебных стрессов

      3. Умеете ли вы быть счастливым?

      4. Бостонский тест на стрессоустойчивость

      5. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

      Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

      1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

      1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

      1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

      1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

      1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

      1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

      2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

      2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

      2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

      2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

      2.4 Плохой, беспокойный сон __________

      2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

      3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

      3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

      3.2 Затрудненное дыхание ________

      3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

      3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

      3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

      4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

      4.1 Алкоголь ______

      4.2 Сигареты ______

      4.3 Телевизор ______

      4.4 Вкусная еда _____

      4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

      5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда)

      5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

      5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

      5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

      5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

      5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

      6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V ).

      Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

      Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

      Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

      Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

      Средние результаты по итогам теста:

      Устойчивость к стрессу

      Повышенная чувствительность к стрессу

      Менее 35 баллов

      От 35 до 85 баллов

      Более 86 баллов

      Интерпретация по отдельным шкалам:

      Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели– от 15 до 30 баллов.

      Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

      Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

      Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.

      Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

      1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

      1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

      1.2 Большая учебная нагрузка __________

      1.3 Отсутствие учебников ______________

      1.4 Непонятные, скучные учебники _____

      1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

      1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

      1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

      1.8 Нерегулярное питание _____________

      1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами _________

      1.10 Конфликт в группе __________

      1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

      1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

      1.13 Стеснительность, застенчивость ________

      1.14 Страх перед будущим ________

      1.15 Проблемы в личной жизни _______

      1.16 Иное (напишите, что именно) _________________________________

      2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V ).

      3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

      3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

      3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

      3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания ________

      3.4 Раздражительность, обидчивость _________

      3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

      3.6 Страх, тревога _________

      3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

      3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

      3.9 Плохой сон ________

      3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

      3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

      3.12 Затрудненное дыхание ________

      3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

      3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

      3.15 Головные боли

      3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

      3.17 Иное (напишите сами и оцените) ______________________________________

      4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V )

      — перерыв в работе или учебе,

      — общение с друзьями или любимым человеком,

      — поддержка или совет родителей,

      — прогулки на свежем воздухе,

      5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):

      6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V )

      6.1 Учащенное сердцебиение ______

      6.2 Сухость во рту _________

      6.3 Затрудненное дыхание ______

      6.4 Скованность, дрожание мышц ______

      6.5 Головные или иные боли _______

      6.6 Иное (напишите, что)_______________________________________________________

      7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

      Краткие сведения о себе:

      ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________

      (по данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений)

      Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов

      Тест №3 Умеете ли вы быть счастливым?

      У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может. И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере, внешне, всегда выглядят довольными собой, и не расстраиваются по пустякам. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым?

      На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

      1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:

      а) все было скорее плохо, чем хорошо;

      б) было скорее хорошо, чем плохо;

      в) все было отлично.

      2. В конце дня обыкновенно:

      а) недовольны собой;

      б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

      в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

      3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

      а) "О, Боже, время беспощадно!";

      б) "А что, совсем еще неплохо!";

      4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

      а) "Ну мне-то никогда не повезет!";

      в) "Однажды так повезет и мне!"

      5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

      а) "Вот так однажды будет и со мной!";

      б) "К счастью, меня эта беда миновала!";

      в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!" и начинаете думать о чем-то хорошем.

      6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

      а) ни о чем не хочется думать;

      б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;

      в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни приятных сюрпризов.

      7. Думаете о Ваших приятелях:

      а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;

      б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;

      8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

      б) "Я не хуже остальных";

      в) "Я замечательный человек!"

      9. Если Ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:

      а) впадаете в панику;

      б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

      в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.

      10. Если Вы угнетены:

      а) клянете судьбу;

      б) знаете, что плохое настроение пройдет;

      в) стараетесь развлечься.

      Каждый ответ: а — 0 очков; б — 1 очко; в — 2 очка.

      17-20 очков. Вы достаточно счастливый человек, что прямо не верится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но. не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса Вам не повредит?

      13-16 очков. Наверное, Вы "оптимально" счастливый человек, и радости в Вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у Вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с Вами удобно. Вам можно позавидовать!

      8-12 очков. Счастье и несчастье для Вас выражаются известной формулой "50/50". Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

      0-7 очков. Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила Вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.

      Тест №4 Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

      Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

      www.no-stress.ru

      5.2. Примеры профессиональных стрессов

      5.2. Примеры профессиональных стрессов

      5.2.1. Учебный стресс

      Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и особенно высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов @@@@@1, 6, 10, 12#####.

      В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить впоследствии к стойкому повышению артериального давления у студентов @@@@@18#####. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы @@@@@6, 10, 12#####. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.

      К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:

      +интенсивную умственную деятельность;

      + повышенную статическую нагрузку;

      + крайнее ограничение двигательной активности;

      + эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов.

      Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам[33]. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны @@@@@6, 10, 12#####.

      В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами – с помощью фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, с помощью системы биологической обратной связи и т. д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

      Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

      На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. При этом перестройка вегетативной регуляции организма приводит к усиленной доставке кислорода и глюкозы к головному мозгу, однако такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов.

      Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились (например, билет попался очень трудный или возникла конфликтная ситуация с экзаменатором), то наступает третья стадия – истощения.

      В принципе, эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке – на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза (истощения) может развиться к концу сессии. Важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме. У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств. Известно, что кратковременное эмоциональное напряжение даже значительной силы достаточно быстро компенсируется нейрогуморальными механизмами организма, в то время как относительно небольшое, но длительное стрессовое воздействие может приводить к срыву нормальных психических функций мозга и вызывать необратимые вегетативные нарушения.

      Длительность учебной сессии продолжается две-три недели, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели @@@@@6, 12#####. Условно-рефлекторным путем все эти негативные явления могут связываться с самим процессом обучения, вызывая в дальнейшем страх экзаменов, нежелание учиться, неверие в собственные силы. Поэтому некоторые специалисты высшей школы вообще подвергают сомнению необходимость экзаменов, предлагая заменять их или программированной формой обучения @@@@@6#####, или же аттестационной системой с определением итоговой отметки студента по результатам промежуточных результатов.[34]

      Если обратиться к экзаменационному стрессу как наиболее резко выраженной форме учебного стресса, то можно отметить, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: в виде страха перед экзаменатором либо негативной оценкой или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями @@@@@3#####. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности. Однако гораздо чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы – дни – недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться:

      + в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо и др.);

      + в чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушением ее.

      Традиционно тревожность относят к негативным явлениям, так как она проявляется в виде беспокойства, напряженности, чувства страха перед предстоящими экзаменами, мнительности и т. д. С другой стороны, отмечается, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности.[35]

      Также показано, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей (определяются по шкале «В» теста Кеттела) и высоким уровнем личностной тревожности.[36]

      Поводом к возникновению невроза ожидания является иногда даже незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой-либо функции. Развиваются неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной следит за собой, тем более это ожидание действительно затрудняет нарушенную функцию – таким образом реализуются так называемые самосбывающиеся негативные прогнозы, когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реализации. Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете». В случае экзаменационного стресса студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего. Таким образом, «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании человека в реальную «возможность» его наступления.

      psy.wikireading.ru