Синдром дауна общение с детьми

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин.

(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Встречающиеся в тексте термины:

Аудиторные навыки – навыки слухового восприятия.

Вербальный – словесный, речевой.

Когнитивный – имеющий отношение к процессу познания, мышления.

Лексикон – словарный запас.

Пассивный словарь – набор слов, которые ребенок понимает, но не использует в собственной речи. Противополагается активному словарю, словам, которые ребенок понимает и использует в своей речи.

Тактильный – имеющий отношение к прикосновениям, осязанию.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость. /Подробнее об этом см. ниже./

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).

Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова.

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

Разумеется, чтобы понимать, чтО им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки. Ниже рассмотрим эти навыки подробнее.

Поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, позаботьтесь о том, чтобы вашего ребенка регулярно осматривали лор-врач (отоларинголог) и специалист по тестированию слуха – аудиолог. Возможно, вашему ребенку понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Если ребенок не слышит звуков окружающей среды или слышит их «с переменным успехом», он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда – хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, – он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и покажет/скажет вам, что ее тут нет. Слишком легко сделать вывод, что он не понимает простейших слов и команд, правда? На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

Кстати, было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, т.к. молоко/смесь может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании, постарайтесь во время кормления держать его так, как если бы вы кормили его грудью. Рот должен быть расположен ниже уровня, на котором находятся ушки.

(2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и/или слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Дети учатся языку, соотнося объект реальной действительности со словом-символом, его обозначающим. Кроме того, ребенку помогает, если он видит, как именно вы произносите нужное слово, как вы артикулируете.

Если ваш ребенок не отличается четким зрением или не может сфокусировать взгляд на объекте, ему, конечно, будет труднее понять, какая вещь как называется. У многих детей с синдромом Дауна проблемы со зрением. По крайней мере 50% страдают от косоглазия, страбизма или случаев дисбаланса внутренних мышц глаза, из-за которых один или оба глаза «глядят» внутрь или наружу. Близорукость и дальнозоркость также встречаются достаточно часто.

Все эти проблемы довольно легко исправить, и они не должны мешать вашему ребенку познавать мир. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы такого рода, попросите у педиатра направление к окулисту. Окулист проверит зрение ребенка (даже пока не говорящего) и объяснит вам, как часто приходить к нему на консультации и осмотры.

У детей с синдромом Дауна иногда отмечаются сенсорные проблемы.

(1) Недостаточная чувствительность. Если у ребенка с синдромом Дауна понижена чувствительность внутри рта, он меньше времени потратит на то, чтобы «исследовать» мир с помощью облизывания. Например, если такому ребенку дать крекер, он может его съесть, но не осознает, что между губами, щеками и зубами остались еще кусочки. Он не воспользуется языком, чтобы выпихнуть эти кусочки и доесть крекер. У такого ребенка возможны проблемы с речью, потому что он не будет знать, где именно во рту находится его язык и как именно его нужно расположить, чтобы воспроизвести какой-то конкретный звук.

(2) Чрезмерная чувствительность. У некоторых детей с синдромом Дауна отмечается повышенная чувствительность к прикосновениям. Такие дети не терпят любых прикосновений снаружи и внутри рта. Если у вас такой ребенок, вы заметите, что ему не нравится, когда вы его моете, одеваете, умываете, чистите ему уши. Возможно, он меньше обследует предметы с помощью рта, поэтому у него недостаточно практики в осознанных движениях губ и языка.

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция часто становится ключом к тому, как мы оцениваем поведение ребенка. Например, мы считаем, что ребенок нас слушает, если он при этом смотрит на нас. Мы считаем, что он все понимает, если он выполняет словесную инструкцию. Если мы зовем его по имени, а он не оборачивается и не отвечает, если мы просим его подойти, но он не шевелится, мы считаем, что он капризничает, не слушается.

Детям с синдромом Дауна нередко требуется помочь – научить их обращать на что-то внимание, смотреть, слушать и соответствующим образом реагировать. Если ребенка просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может это не получиться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею царапает этикетка на колючем свитере, шумит кондиционер, может мешать какой-то запах.

Внешне сенсорная дезинтеграция может проявляться как гиперактивность и импульсивное поведение. Обратитесь к соответствующим специалистам, если у вас возникла эта проблема, так как сенсорная дезинтеграция мешает освоению не только речи, но и многих других необходимых навыков. Подробнее о сенсорной дезинтеграции можно прочитать здесь.

Физические характеристики

Эти распространенные особенности включают:

— гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти;

— трудности в синхронизации движения этих органов, т.н. диссоциация;

— сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка;

— тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов или гланд, частых простуд или аллергических реакций;

— высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, — равно как и слишком низкое нёбо;

— недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица;

— повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности, см. выше);

— более частая заложенность носа;

— постоянно открытый рот;

— часто высунутый язык;

— трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;

— «открытый» прикус (верхние и нижние зубы ребенка не встречаются, расходятся) и другие аномалии прикуса;

— нейромышечные особенности строения языка.

Когнитивные характеристики

Рассмотрим основные аспекты мышления, на которые может оказать влияние умственная отсталость.

Способность обобщать. Эта способность помогает использовать старый опыт в новой ситуации. Например, ребенка можно научить выбирать из набора кубиков только зеленые кубики, но он не «узнает» этот цвет на улице среди многих оттенков зеленого – трава, листва и т.п. При освоении речи это, например, способность самостоятельно догадаться, какую форму будет иметь множественное число незнакомого слова (динозавр-ы), если ребенку известно общее правило и типичное окончание (столы, коты, шкафы). Для развития этой способности нужна большая практика.

Память. Память – это способность хранить и в нужное время «извлекать» необходимую информацию. Память бывает кратковременной и долговременной. Долговременная память нужна для освоения сложных навыков (например, игра на музыкальном инструменте), для запоминания событий, разного рода информации. Кратковременная память крайне важна в освоении речи. Дети с синдромом Дауна чаще лучше запоминают то, что видят (зрительная память), чем то, что слышат.

Слуховая память – это кратковременная вербальная память. Именно она позволяет нам понять и запомнить то, что говорит собеседник, пока мы думаем, что бы ему ответить. У детей могут возникнуть с этим проблемы. Например, вы попросите его надеть пальто и варежки, он наденет пальто, но забудет про варежки. Статья «Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память» доступна на сайте «Даунсайд Ап» по этой ссылке.

Зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков, визуальных сигналов. Подробнее об этом ниже.

Абстрактное мышление – способность понимать вещи и отношения между ними, которые нельзя потрогать. Трудности с абстрактным мышлением затрудняют понимание того, что одну и ту же вещь можно назвать по-разному, а разные вещи – одним словом; что значение фразы зависит от порядка слов; что слова могут обозначать противоположные характеристики («короткий» и «длинный»). Ребенку может быть трудно понять (и использовать в речи) такие слова и понятия, как «вчера», «завтра». Может быть, ему легко будет описать обстановку в комнате, но сложно рассказать о том, что происходило в другое время или в другом месте.

Процесс переработки получаемой информации. Детям с синдромом Дауна обычно легче переработать информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат. Ведь то, что они слышат, уже «улетело», а то, что они видят, остается перед глазами, им не нужно торопиться.

Именно поэтому в обучении детей с синдромом Дауна столь успешным оказывается подход с применением компьютера. Поэтому жесты-знаки, картинки, буквы для детей оказываются надежным подспорьем, и именно поэтому некоторые дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать, как это ни удивительно.

Обычно детям с синдромом Дауна труднее дается переработка информации, воспринимаемой на слух. Им больше времени нужно, чтобы понять, что говорится, и ответить на это, даже если у них нет проблем со слухом. Часто таким детям сложно вычленить значащий звуковой поток (голос учителя) на фоне незначащего шума (гомон в классе), а также разграничивать слова, которые звучат похоже.

Детям с синдромом Дауна также обычно сложно выбрать из своего лексикона слова, которые нужно использовать в какой-то ситуации. Из-за этого может страдать беглость речи, уровень сложности речи, длина произносимых фраз и/или грамматическая правильность речи, согласование слов в предложении. Иногда дети используют слова из той же ситуации, когда не могут вспомнить нужное слово, например, «тапочки» вместо «носки», или выбирают какое-то нейтральное слово или выражение, которое будут использовать часто в ответ на что угодно («ну… это», «эта штука»). Очень часто ребенок или взрослый с синдромом Дауна может сильно расстроиться, если не может вспомнить или подобрать нужное слово.

Люди, плохо знающие вашего ребенка, могут предположить, что он ничего не понимает – потому, что он не может сказать, что понимает, ответить на вопрос или просьбу. Помните, что ребенку с синдромом Дауна, как правило, требуется больше времени, чтобы понять ваш вопрос и адекватно на него ответить, будьте терпеливы.

Возможно, эта проблема приведет к тому, что средняя длина предложений, которые строит ваш ребенок, будет меньше. Например, обычный ребенок в 4 года строит предложение в среднем из 4-5 слов, а ребенок с синдромом Дауна – из 1-2 слов. В шесть с половиной лет ребенок с синдромом Дауна строит предложение в среднем из 3-4 слов. Кроме того, предложения будут в целом более простыми по структуре. Но в быту это вовсе не трагедия, хотя в школе у ребенка могут из-за этого возникнуть какие-то сложности. Однако регулярные занятия улучшают этот показатель.

Что касается словарного запаса (словаря), люди с синдромом Дауна нарабатывают и обогащают свой лексикон на протяжении всей жизни. Возможно, в каждый конкретный момент детства у вашего ребенка будет меньший словарный запас, нежели у его обычного сверстника, однако объем словаря – это козырь ребенка с синдромом Дауна, поскольку для развития словаря нет никаких границ. Конечно, поначалу ребенок будет стараться использовать существительные с конкретным значением. Возможно, он будет предпочитать использование одних и тех же слов вместо варьирования, но в повседневной жизни это не так важно. Ведь все мы говорим «привет» и «пока», не стремясь к особому разнообразию, правда? Люди с синдромом Дауна могут иметь очень богатый и разнообразный словарный запас.

sunchildren.narod.ru

Проблемы и характеристика речи детей с синдромом Дауна

синдром даун речь ребенок

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Общие черты отставания в развитии речи:

1. Меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

2. Пробелы в освоении грамматических конструкций;

3. Способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

4. Большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

5. Трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

— меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

— меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста — с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом идет процесс общения, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.

Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз — сам синдром. Обычно дети с таким синдромом понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с синдромом Дауна без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми — братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Общение — явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. (Каждый) язык — это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме — жесты, картинки, определенные знаки, слова. Речь — это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. До этого мы консультируем родителей в плане того, чем заниматься с ребенком дома. Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Таким образом, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

studbooks.net

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас. Логокоррекционная работа с ними отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги.

Некоторые дети с синдромом Дауна, несмотря на то, что начинают говорить позже общепринятых сроков, то есть после трёх лет, самостоятельно овладевают речью. Обычно они имеют проблемы с артикуляцией, но, тем не менее, могут легко общаться с окружающими. Часть детей требует безотлагательной логопедической помощи, они постепенно овладевают тем, чему их учат. А определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами.

Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

Между отечественными учёными-логопедами по сей день ведутся дискуссии по поводу того, может ли быть алалия при сниженном интеллекте. А зарубежные логопеды вообще не пользуются этим термином, такого диагноза у них нет. Есть оральная апраксия. И тут я соглашусь с зарубежными коллегами. При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще—их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мыш.

Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом.

Также существуют анатомические факторы:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Учитывая возможность возникновения у ребёнка с синдромом Дауна дизартрии, конечно же, есть смысл с самого раннего возраста делать ему логопедический массаж, чтобы к моменту появления речи свести к минимуму дефекты звукопроизношения. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Дети с дизартрией, как правило, допускают в своей речи одни и те же ошибки. То есть, если вместо слова «ручка» ребёнок произносит «люська», то он говорит так в любой ситуации, всегда.

Для детей с апраксией свойственна проблема программирования речи, поэтому они могут переставлять звуки в слове и делать это каждый раз по-иному, иногда произнося слово правильно. Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

— ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

— непоследовательность ошибок в речи;

— ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

— ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

— проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

— ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

— отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться. Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы. Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать. Во время занятий не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Пусть ваша радость за успехи ребёнка, а также сам результат его трудов будет основной наградой за приложенные усилия. Главное, запомните, что такого явления, как «речь детей с синдромом Дауна» не существует, у всех деток с этим диагнозом разные речевые трудности. Кому-то нужно всего лишь исправить произношение нескольких звуков, а кого-то – научить разговаривать с нуля.

www.logoped.kh.ua

Спорт для всех: Как дети с синдромом Дауна меняют стереотипы

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

«Синдром Дауна — не болезнь, а уникальность», — считает организатор некоммерческого проекта «Меняем стереотипы — спорт для всех» Аниса Шамсутдинова.

Более 20 детей с синдромом Дауна приняли участие в соревнованиях по кроссфиту в воскресенье в Ташкенте. Участники в возрасте от 3 до 15 лет из Ташкента, Самарканда и Бухары выполнили программу упражнений на силу и выносливость.

Аниса Шамсутдинова с сыном Оскаром.

Спортивное мероприятие было посвящено Наврузу, который наряду с Международным днем человека с синдромом Дауна празднуется 21 марта. Участников ожидалось больше, но не все родители смогли привезти детей, рассказала организатор некоммерческого проекта «Меняем стереотипы — спорт для всех» Аниса Шамсутдинова.

Цели и задачи проекта «Меняем стереотипы — спорт для всех» — снижение процента сиротства детей с синдромом Дауна, предоставление возможности таким детям реализовать себя через спорт, а также грамотное информирование населения о детях с особенностями, рассказала Аниса Шамсутдинова.

«Синдром Дауна — это не болезнь, а уникальность. У наших детей очень много возможностей, они могут стать гениями в музыке, спорте и других сферах жизни. Главное — в них нужно вложить, помимо любви, труд и обучение», — подчеркивает она.

По словам Анисы Шамсутдиновой, спортивные упражнения помогают детям развиваться физически и умственно. «Чем сложнее трасса с препятствиями, тем больше ребенку нужно задействовать умственные способности. С помощью таких соревнований можно развивать детей и в других аспектах», — говорит она.

У большинства детей мышечный тонус очень слабый, поэтому даже чтобы просто ходить, им нужны тренировки, отмечает Аниса Шамсутдинова. «Дети понимают, что если придут к финишу первыми, то получат награду. Они к этом стремятся, стремятся быть быстрее, сильнее, лучше», — говорит она.

Дети с синдромом Дауна редко контактируют с социумом, и при появлении в обществе других людей могут испытывать дискомфорт. «Для многих деток, которые сидят дома и не выходят в социум, сложно бывает переступить через этот барьер. Такие соревнования помогают детям были ближе к людям, чувствовали себя свободнее», — рассказала Аниса Шамсутдинова.

Главной проблемой в работе с детьми с синдромом Дауна организатор считает недостаток грамотной информации. «Не хватает учебников для специалистов дошкольных учреждений. Тренеры не всегда знают, как подойти к детям. Сейчас мы готовим методическое пособие в рамках проекта, чтобы наши педагоги могли грамотно заниматься с детьми», — добавила она.

Аниса Шамсутдинова надеется, что в ближайшем будущем Узбекистан сможет принять участие в соревнованиях среди детей с синдромом Дауна в Европе. «Мы готовим наших детей на этот международный уровень, где и наш флаг может подниматься на первых местах», — сказала она.

Аниса Шамсутдинова ведет проект с 2015 года и оказывает психологическую и информационную помощь родителям детей с синдромом Дауна через Telegram-канал.

www.gazeta.uz

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

согласовывать слова в словосочетаниях;

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих.

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Тема «Имя доброе моё и твоё» Задачи: — актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; -создать.

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Пребывание ребёнка в детском.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр» Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Коммуникативные игры, как средство развития навыков общения у детей 2–3 лет В раннем детстве происходит тесное общение с заботливыми родителями, любящими и всюду опекающими бабушками и дедушками. Любой взрослый человек.

www.maam.ru

7 советов о том, как общаться с людьми с синдромом Дауна

Если вы проявите немного терпения и отбросите стереотипы, то обязательно достигнете взаимопонимания.

Общение с людьми с нарушениями в интеллектуальном развитии может казаться вам чем-то невозможным или даже пугающим, но это не так.

Люди с синдромом Дауна, к примеру, так же как и все остальные, нуждаются в социализации, дружбе, любви и поддержке и с готовностью отвечают окружающим тем же.

Не стоит думать, что коммуникация с ними — это какой-то невероятно сложный и изнурительный процесс. Общение с солнечными детьми и взрослыми может быть таким же радостным и полноценным, как с любым другим человеком.

Наши советы помогут вам преодолеть свою нерешительность и найти верный подход к тем, с кем вы хотели бы подружиться, но не знали, с чего начать.

Используйте окружение

Люди с синдромом Дауна, особенно дети, воспринимают информацию гораздо лучше через взаимодействие с тем, что их окружает.

То есть, если вы хотите что-то объяснить ребенку с этим заболеванием, попробуйте сделать это с помощью объектов, рисунков, интерактивных игр.

Поскольку у людей с синдромом Дауна слабо развито абстрактное мышление, им бывает нелегко понимать сложные концепции, если их объяснять исключительно вербально.

Помогите себе и своему собеседнику, изъясняясь просто и сопровождая свои слова чем-то, что можно увидеть, услышать, пощупать.

Конкретика и наглядные примеры сделают ваше общение гораздо эффективнее.

Пользуйтесь жестами и мимикой

Подкрепляйте свои слова жестами и активно используйте мимику, особенно, если вы хотите донести до вашего визави свои эмоции.

Люди с синдромом Дауна очень восприимчивы к невербальным формам коммуникации и хорошо улавливают настроение окружающих.

И зачастую понимают они гораздо больше информации, чем могут сами выразить.

Поэтому использование жестов и мимики поможет вам эффективнее передать смысл того, что вы хотите сказать.

И будьте внимательны к ответным реакциям, чтобы быть уверенными в том, что вас правильно поняли.

Если вы привыкли изъясняться очень быстро, порой не договаривая предложения или пропуская слова, рассчитывая на то, что вас поймут и так, то перед общением с человеком с синдромом Дауна, вам стоит запастись терпением.

Коммуницируя с людьми с синдромом Дауна, вы вряд ли сможете избежать детализированных объяснений.

Особенно это касается детей с этим расстройством. Не злитесь и не отчаивайтесь, если вас не понимают с первого раза. Попробуйте объяснить по-другому, воспользуйтесь советами, о которых мы писали выше.

Если вы хотите не просто высказаться, чтобы облегчить душу, а донести до человека какой-то месседж, будьте готовы к тому, что вам придется потратить на это какое-то время, потому что получиться это может не сразу.

В свою очередь, не стесняйтесь просить повторить что-то, чего вы не поняли, ведь изъясняться для людей с синдромом Дауна обычно намного сложнее, чем воспринимать информацию.

Не стоит жалеть людей с синдромом Дауна

Не надо воспринимать таких людей, как неполноценных и неспособных к обычной жизни, которой живут все остальные люди.

Жалость — это не то, чего они хотят. А хотят они все тех же вещей, что и вы — иметь друзей, любимых и любящих людей рядом, интересное занятие в жизни.

И они вполне способны всего этого достичь.

И если бы мы чаще обращали внимание на возможности, а не на ограничения, то знали бы, что люди с синдромом Дауна умеют многое, порой опережая в некоторых видах деятельности тех, кто родился со стандартным набором хромосом.

Помните о чувствах вашего собеседника

Не думайте, что люди с синдромом Дауна всегда счастливы. Это миф, который сформировался из-за того, что дети с синдромом Дауна часто улыбаются, когда общаются с другими людьми.

Но они так же, как и все остальные, могут грустить, бояться чего-то, испытывать боль и обиду. Весь спектр человеческих эмоций доступен и им.

Об этом стоит помнить при общении с такими людьми, ведь они легко ранимы. Берегите их чувства, но будьте честны, потому что неискренность люди с синдромом Дауна улавливают так же хорошо, как и скрытую агрессию.

Не стесняйтесь говорить со взрослыми на взрослые темы

Если у человека синдром Дауна, это еще не значит, что он мыслит и воспринимает мир, как ребенок.

Все радости и горести взрослой жизни доступны и им. Например, люди с синдромом Дауна могут заниматься сексом и иметь сексуальные фантазии, вопреки расхожему мнению, что эта сфера бытия для них закрыта.

И сальные шуточки они тоже понимают. Да и сами могут сострить не хуже вашего.

Так что не поддавайтесь стереотипам и говорите с людьми с синдромом Дауна на равных. Нет таких тем, которые для них недоступны.

Уважайте своего собеседника

Будьте внимательны к тому, что вам говорят, не перебивайте и не подгоняйте человека, если он испытывает трудности с выражением своей мысли.

Мало того, что это попросту невежливо, так еще и создает для вашего собеседника с синдромом Дауна дополнительные трудности.

Ему и так нелегко объясняться словами, не усложняйте эту задачу еще больше своей нетерпеливостью и неуважением.

Когда вы разговариваете с человеком с синдромом Дауна, постарайтесь также не отвлекаться на другие дела, а посвятите себя общению полностью. Это пойдет вам обоим только на пользу.

update.com.ua