Склонность к развитию стресса это

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

3) стадию истощения.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

I – фаза субъективных переживаний;

III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

psy.wikireading.ru

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1. Общие закономерности развития стресса

3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

psy.wikireading.ru

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Дата публикации: 20.11.2016 2016-11-20

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Пивнева А. А. Проявление стресса у студентов-первокурсников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 301-304. — URL https://moluch.ru/archive/128/35498/ (дата обращения: 25.04.2018).

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. Предложены варианты борьбы со стрессом.

Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты

В современном мире такое явление, как стресс приобретает всё большую актуальность. Каждый из нас в своей жизни переживает определённые стрессовые ситуации. Сейчас этот научный термин звучит намного чаще, чем несколько десятилетий назад. Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как соматических, так и психологических. Впервые в науку термин стресс ввёл канадский врач Г. Селье. Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы [3, с. 356]. Исследованием проблемы стресса занимались такие отечественные и зарубежные учёные, как Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Ю. В. Щербатых.

Необходимо отметить, что стресс имеет не только негативные, но и позитивные проявления. Г.Селье различает два вида стресса: эустресс и дистресс. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. eu — хорошо) или эйфорическим стрессом. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. dis — плохо). К данному виду относят все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими [1, с. 107]. Степень влияния стресса на организм может быть самой разнообразной: от лёгкого раздражения до тяжелого психологического или соматического расстройства. Но нельзя говорить о том, что стресс является злом, он также является и очень нужным и важным адаптационным механизмом. Он помогает нам тренировать и закаливать свою психику, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Можно выделить несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей:

– несильно выраженные головные боли;

Абитуриент, поступивший в ВУЗ, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со многими трудностями. Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в складывающихся жизненных обстоятельствах, это связано с непривычно организованными учебными нагрузками, возможной сменой места жительства и, конечно, полной самостоятельностью. Все эти условия делают студентов уязвимыми перед различными стрессовыми ситуациям. Они подвержены влиянию стресса в значительной мере, нежели студенты — старшекурсники, которые адаптировались и проявляют большую устойчивость к стрессу. Это показано в исследованиях В. А. Маниной.

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты — первокурсники ФГБОУ Оренбургский ГАУ юридического факультета в количестве 55 человек. Данное исследование состоит из трёх этапов. Цель первого — определить склонность к развитию стресса. Цель второго — выявить уровни стресса. Цель третьего — указать уровни регуляции в стрессовых ситуациях. В исследовании использовались три методики: Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору), Шкала психологического стресса PSM-25, Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). [2, с. 24]

На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего склонность к развитию стресса. Полученные результаты проведенного этапа можно изложить на графике:

Рис. 1. Склонность к развитию стресса (в % от числа опрошенных, N=55)

Итак, на данном графике видно, что у 11 % респондентов наблюдается низкий уровень склонности к стрессу, у 69 % наблюдается средний уровень — это предполагает развитие эустресса, т. е. позитивного стресса. У 20 % спрогнозирован высокий уровень — здесь может наблюдаться у студентов дистресс, что означает длительное пребывание в состоянии стресса, когда человек значительно переутомляется или постоянно испытывает выраженные негативные эмоции: тревогу, волнение. В любом случае дистресс ведет к истощению организма и вредит здоровью. На данном этапе можно сделать вывод, что более 50 % имеют средний уровень склонности к стрессу, 20 % имеют высокий уровень стресса. Это свидетельствует о предрасположенности первокурсников к проявлению состояния стресса.

Второй этап исследования состоит в определении уровня стресса студентов. Студентам было предложено ответить на вопросы методики «Шкала PSM — 25». Уровни стресса исследуемой студенческой молодёжи представлены в диаграмме:

Рис. 2. Уровни стресса исследуемой молодёжи (в % от числа опрошенных, N=55)

Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53 % — средний, а 11 % опрашиваемых имеют высокий уровень стресса. Из этого можно сделать вывод, что более половины исследуемой выборки имеет средний уровень стресса, что ведёт к снижению эффективности деятельности и отрицательному воздействию на организм личности, поэтому необходимо снижать уровень стресса.

Третий этап исследования заключается в выявлении особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в опроснике «Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров)». Уровни регуляции в стрессовых ситуациях представлены ниже в графике:

Рис. 3. Уровни регуляции в стрессовых ситуациях (в % от числа опрошенных, N=55)

По данным графика видно, что у 53 % опрашиваемых умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Это означает, что человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»). У менее 10 % исследуемых студентов наблюдается высокий уровень регуляции, а значит — человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях. Остальные 38 % респондентов имеют слабый уровень регуляции, то есть — такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе. Можно сделать вывод, что большинство студентов самостоятельно не могут справляться со стрессовыми ситуациями, которые у них возникают.

Проведенное психологическое исследование, посвященное изучению особенностей стрессового состояния у студентов, было основано на различных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов.

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующий вывод.

Было выявлено, что для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов. Для ёё решения можно предложить некоторые приёмы борьбы со стрессом:

– Хобби (чтение книг, кулинария, рисование);

– Релаксация — заняться медитацией, плаванием;

– Прогулки на свежем воздухе;

– Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями;

– Развлечения — музыка, игры, фильмы;

– Соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание, здоровый сон.

От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Результаты исследования выявляют склонность студентов-первокурсников к стрессу, низкий самоконтроль в стрессовых ситуациях — всё это благоприятная почва для коррекционной работы, которую должна вести психологическая служба ВУЗа, кураторы, педагоги. Возможно, пути решения этой проблемы также кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

  1. Королев, Л. М. Психология управления /Л. М. Королёв. — М.: Дашков и К, 2011. — 188 с.
  2. Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
  3. Семенов, А. К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров. / А. К. Семенов, В. И. Набоков.— М.: Дашков и К, 2015. — 492 с.

moluch.ru

Склонность к развитию стресса это

По сути в депрессию может впасть кто угодно. Даже сверх крутой и реализованный, как кажется окружающим, человек.

Есть психофизиологическая предрасположенность к депрессивному состоянию. Проверить это можно методом академика Ануашвили.

А есть склонность к депрессии из-за образа мысли и отношения к самому себе – разберемся в этом подробней.

В первую очередь изучите такое понятие как жалость.

Если человек постоянно сам себя жалеет, и считает себя жертвой обстоятельств, да еще такой, что и врагам не пожелаешь, то это верный путь попасть в настоящую депрессию, зачастую многие застревают в этом состояние, увы.

Выход всегда есть.

Но пока человек жалеет себя и считает себя жертвой, то даже если выход перед самым носом, то он это не увидит.

Учтете это и если вы в чем–то себя жалеете бедненьких и несчастненьких, срочно бросайте это делать.

Далее в депрессию вгонят человека привычка делать то, что ему противно или мягко говоря не нравится. И это деятельность от нелюбимой работы до бытовых вопросов.

Если то, что вам надо сделать и от этого никак не отказаться, то делайте максимально быстро не откладывая на потом. Так вы сохраните жизненные силы.

А по большому счету разберитесь в тех действия, которые вам противны.

Если эта работа – поменяйте ее.

Если вам неприятно мыть посуду, а надо, то приобретите посудомоечную машину в конце концов, и так далее.

То есть не тяните на себе лямку, а решайте вопрос. Ибо накручивая себе нервы вы открываете себе вход в депрессняк.

Самая основная причина по которой люди попадают в депрессию – это жизнь в прошлом. Понаблюдайте, многие из нас не находиться в здесь и сейчас, они в том прекрасно, которое было когда–то или в том случае, который важен для них и они уверенны, что все было бы сейчас не так, если бы в прошлом… и вместо многоточия целая душещипательная история достойная кинематографа.

Если вы узнали себя, то как можно скорее стройте к прошлому стену, и поворачивайтесь лицом к будущему.

И естественно только так вы сможете вернуться в реальность — в настоящие. Ибо летание в облаках и мечтах – это то же самое что жить в прошлом, просто другая начинка, а действие то же разрушающие на психику.

Это трудно сделать, если в прошлом некая травма или потеря, но реально, и более того – необходимо.

Иначе свои удушающие объятия депрессия не прекратит.

Также есть мастера изводить себя на пустом месте. Идет речь о тех, кто сравнивает себя с другими.

Пока вы будете замерять чужую жизнь некой своей шкалой успешности и лузерства, и затем сравнивать со своими мерками, начиная кого–то отталкивать, призирать или наоборот восхищаться, вы проходите мимо жизни. Подумайте об этом.

От такого сравнения очень многие выпали в полный осадок, даже внешне имея, как многим, кажется почти все.

Ну и самая грустная сказка, с корнями в детстве и в воспитание родителей или внушение недалеких педагогов — это мнение о том, что: «я хуже, чем..»

Ну не учили наших родителей любить и правильно воспитывать нас – не их вина. Про школы и как там калечат личность вообще говорить не хочется.

Но если эта мысль есть и она жива до сих пор, возможно прячась, меняя маски, то из депрессии человеку не выбраться.

Поэтому стоит достать скелеты из шкафов и вообще навести порядок там.

В независимости от того есть склонность к депрессии или нет ее, в ваших силах все изменить – помните это, ибо это самое важное. Благо техник, методов предостаточно для этого, поэтому не прячьте голову в песок, жизнь одна и стоит ее прожить счастливо.

kuldoshina.ru

Симптомы и последствия для здоровья окислительного стресса

Окислительный стресс – это состояние, вызванное избыточным образованием свободных радикалов в организме. Эта ситуация имеет серьёзные последствия для здоровья, такие как старение кожи, повышение риска сердечно-сосудистых и нейродегенеративных заболеваний и, в целом, повреждение клеток.

Но, каковы причины увеличения числа свободных радикалов? Какой выход из этой ситуации? Изучим тему!

Что такое оксидативный стресс

Окислительный стресс – это нарушение баланса между образованием и ликвидацией свободных радикалов. Последние могут активно образовываться из-за стресса, плохого образа жизни, чрезмерного воздействия солнечных лучей или неправильного питания.

В таких условиях, система антиоксидантной защиты организма не в состоянии противодействовать свободным радикалам, которых образуется так много, что они вызывают окислительный стресс. На самом деле, он не приводит к прямым повреждениям, но может стать причиной развития других заболеваний.

Как развивается окислительный стресс

Для того, чтобы понять, что такое окислительный стресс, вы должны изучить механизм, с помощью которого образуются окисляющие агенты. Свободные радикалы, которые правильнее называть «активные формы кислорода», образуются в организме в ходе многочисленных биохимических процессов, в которых присутствует кислород.

  • Процессы восстановления кислорода, которые происходят на уровне мембран митохондрий, ведут к образованию супероксид-анион радикалов.
  • Если две молекулы супероксид-аниона объединяются вместе, происходит образование перекиси водорода, – очень активного радикала, способного быстро проникать сквозь клеточную мембрану.
  • При реакции ионов металлов и перекиси водорода образуется гидроксил, – один из наиболее реактивных свободных радикалов.
  • Свободные радикалы, полученные таким образом, химически неустойчивы, и нуждаются в связи с клеточными структурами. Но, когда один из них связывается с клеткой (например, ДНК, белка или липида), то повреждает её структуру, делает клетку чувствительной к процессам преждевременного старения и деградации.

    Как правило, свободные радикалы нейтрализуются системой антиоксидантов, таких как глутатион и супероксиддисмутаза, но, в случае чрезмерного производства окислителей, клетка не может нейтрализовать всё, и в результате свободные радикалы накапливаются, вызывая состояние окислительного стресса.

    Каковы причины окислительного стресса

    Причины появления окислительного стресса связаны, в основном, с поведением и стилем жизни, которые ведут к увеличению производства свободных радикалов в теле.

    Среди провоцирующих факторов мы можем выделить:

  • Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей: УФ-излучение вызывает прямое разрушение ДНК, увеличивают окислительные явления в организме, повышая, таким образом, выработку свободных радикалов.
  • Курение сигарет: курение значительно увеличивает производство свободных радикалов, в результате окислительного стресса.
  • Воздействие ионизирующего излучения: рентгеновские лучи, используемых для некоторых диагностических исследований, таких как рентген или компьютерная томография, усиливают явления окисления.
  • Диета с низким содержанием фруктов и овощей: недостаточное потребление фруктов и овощей может быть очень вредно, так как в этих продуктах содержится большое количество антиоксидантов, которые помогают организму нейтрализовать свободные радикалы в избытке.
  • Генетическая предрасположенность: генетические причины могут приводить к ослаблению антиоксидантной системы (например, дефицит ферментов каталазы, супероксиддисмутазы и глутатиона).
  • Патологии обмена веществ: сахарный диабет, избыточный вес и ожирение (которое вместе с гипертензией составляют метаболический синдром) приводят к окислительному стрессу.
  • Злоупотребление алкоголем: алкогольные напитки, особенно крепкие спиртные напитки, ускоряют окислительные процессы в организме.
  • Чрезмерная физическая активность (особенно аэробная): Вам никогда не говорили, что перебор с тренировками – это вредно для здоровья? Это, действительно, так! Когда мышцы активно работают во время занятий спортом, 2-5% кислорода превращается в свободные радикалы. Поэтому, если заниматься спортом слишком активно, в долгосрочной перспективе это может привести к оксидативному стрессу.
  • Митохондриальные повреждения: если, каким-то образом, будут повреждены митохондрии, это может создать и увеличить окислительный стресс; причины повреждения могут быть разные – воздействие токсинов, клеточная гипоксия или тоже увеличение количества свободных радикалов.
  • Воздействие химических веществ: те, кто часто бывает в контакте с тяжелыми металлами, бензолом, химическими и промышленными реактивами, может столкнуться с проблемой окислительного стресса.
  • Симптомы и последствия избытка свободных радикалов

    Какие последствия вызывает окислительный стресс для нашего организма? Ответить на этот вопрос не так легко, учитывая, что избыток свободных радикалов может быть причиной или фактором, способствующим развитию различных патологических состояний или дегенеративных повреждений клеток.

    Его основными последствиями являются:

  • Старение кожи: является одним из основных симптомов окислительного стресса и проявляется сухостью кожи, снижением эластичности и склонностью к образованию морщин, особенно на лице.
  • Проблемы с волосами: избыток свободных радикалов повреждает волосы, что приводит к их выпадению, хрупкости и склонности к сечению кончиков, а иногда появлению седых волос.
  • Бесплодие: слишком много свободных радикалов вредно для всех клеток организма. Таким образом, окислительный стресс может быть причиной бесплодия, как мужского, так и женского.
  • Псориаз: это воспалительное заболевание кожи, вызванное дисбалансом иммунной системы. Несмотря на причину, остаётся не ясным, что вызывает этот дисбаланс. Одним из факторов может быть окислительный стресс, так как он способствует увеличению воспалительных явлений.
  • Фибромиалгия: существуют исследования, которые показали, что это заболевание может быть связано с наличием окислительного стресса.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы: свободные радикалы окисляют многие клеточные структуры, в том числе липиды, вызывая явление, известное как перекисное окисление липидов. Когда это происходит, могут возникнуть атеросклеротические бляшки, которые часто являются причиной сердечно-сосудистых проблем, таких как инфаркт, гипертония или инсульт.
  • Нейродегенеративные заболевания: перекисное окисление липидов, как описано выше, вместе с другими повреждениями клеток, в том числе ДНК, может вызвать нейродегенеративные нарушения, такие как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера.
  • Стеатоз печени: по всей видимости, окислительный стресс может быть одной из причин накопления жира в печени. Вероятно, это связано с процессами окисления липидов, вызванных свободными радикалами.
  • Остеопороз: одной из основных причин остеопороза (заболевание, которое вызывает деминерализацию и хрупкость костей) является именно окислительный стресс.
  • Витилиго: это заболевание приводит к гипопигментации кожи, т.е. появлению белесых пятен на коже в некоторых областях, вследствие уменьшения концентрация меланина. Окислительный стресс, как показывают исследования, является одной из основных причин этого нарушения, так как у больных отмечается дефицит фермента каталазы, которая нейтрализует свободные радикалы и перекись водорода.
  • Опухоли: окислительный стресс является одним из основных факторов возникновения рака.
  • Нарушения работы щитовидной железы: метаболизм щитовидной железы может зависеть от окислительного стресса, так как ущерб, нанесенный свободными радикалами, может вызвать воспаление тканей щитовидной железы.
  • Как видите, окислительный стресс вызывает очень много проблем, поэтому очень важно диагностировать наличие этого состояния.

    Основные средства борьбы со свободными радикалами

    Окислительный стресс, к сожалению, часто долго остаётся незамеченным, но, к счастью, его можно легко побороть с помощью антиоксидантов – очень полезных для организма.

    В частности, мы рекомендуем следующие средства естественной защиты от свободных радикалов:

  • Диета на основе фруктов и овощей, особенно томатов (содержат ликопен), цитрусовые и киви (содержат витамин C), масличных семян (содержат витамин E), красные фрукты (содержащие антоцианы, полифенолы и флавоноиды), фрукты и овощи оранжевого цвета, такие как абрикосы и морковь (содержит каротин).
  • Фармацевтические добавки на основе трав (экстракты различных растений), среди которых мы рекомендуем принимать комплексы, содержащие флавоноиды, полифенолы, антоцианы и каротиноиды.
  • Фармацевтические добавки с витаминами и минералами, в частности, комплексы поливитаминов, содержащих витамины A, C и E, минералы, такие как цинк, магний и селен.
  • Добавки с незаменимыми жирными кислотами семейства омега-3 и омега-6, которые также можно получить с жирной рыбой.
  • Добавки с глутатионом и коэнзимом Q10, – натуральные антиоксиданты, которые также синтезируются внутри организма.
  • В любом случае, прежде чем начать принимать какие-либо добавки, настоятельно рекомендуется обратиться за консультацией лечащего врача, чтобы он подобрал наиболее подходящую для Вас терапию.

    Но, говоря по правде, известный принцип – «лучше предотвратить, чем лечить» – абсолютное верен в отношении борьбы со свободными радикалами.

    Профилактика окислительного стресса

    Лучший способ не страдать от окислительного стресса – профилактика, которая позволяет создать и поддерживать сильный антиоксидант барьер.

    В частности, мы должны избегать окислительных агентов и следовать следующим правилам:

    • Вести активный образ жизни, отказаться от сидячего образа жизни, который способствует увеличению веса.
    • Заниматься спортом, но без фанатизма, достаточно 2-3 раза в неделю или 30-40 минут в день ходьбы в быстром темпе.
    • Следовать здоровой диете, включающей красные фрукты, томаты, морковь, цитрусовые, киви, шпинат; к этому следует добавить жирную рыбу, богатую ненасыщенными жирными кислотами, и семена масличных культур, и все продукты, содержащие вещества-антиоксиданты (витамин К, C, E, полифенолы, антоцианы, флавоноиды, ресвератрол, каротин и ликопин).
    • Избегайте злоупотребления алкоголя и сигаретного дыма, так как оба вещества способствуют образованию свободных радикалов.
    • На солнце в самые жаркие часы дня не забывайте использовать кремы с солнцезащитными фильтрами, чтобы не повредить структуру клеток кожи.
    • Не злоупотребляйте диагностическими исследованиями, такими как рентгенография и КТ, так как они могут ускорить процессы окисления.
    • Держите под контролем уровень сахара в крови (вызывает окислительный стресс), исключите из рациона сладости, сладкие напитки, конфеты и так далее, замените их цельнозерновыми продуктами и продуктами с низким гликемическим индексом.
    • sekretizdorovya.ru

      Управляемый стресс — путь к развитию

      Стресс — это состояние физиологической мобилизации, психического напряжения, возникающее в результате адаптации к ситуациям, которые мы воспринимаем как вызов, угрозу, давление.

      Концепцию стресса как физиологического и эмоционального ответа организма на экстремальную ситуацию впервые предложил канадский эндокринолог Ганс Селье. В 1930-х годах Селье, проводя эксперименты с животными, открыл стрессовую реакцию, закономерности протекания которой оказались идентичными и для человека. Сегодня именно его считают отцом теории стресса.

      Сам термин Селье позаимствовал из физики сопротивления материалов, где стресс обозначал давление внешней среды, которое вызывает в материалах внутреннее напряжение, позволяющее выдерживать прессинг. Эту метафору с подачи Селье стали использовать для описания адаптивных реакций живых организмов. Под стрессом стали понимать как внешнее давление, так и вызванное им внутренне напряжение, состояние мобилизации, позволяющее адаптироваться к вызову внешней среды.

      Английский язык не был родным для Селье, в связи с чем возникла путаница в понятиях — стресс вызывает стресс. Для того чтобы снять эту терминологическую проблему в современной теории стресса выделяют стрессоры — события, ситуации, которые оцениваются человеком как угрожающие и стрессовые реакции — физиологические, психологические, поведенческие, как ответ на вызов. Стрессовая реакция возникает тогда, когда мы считаем, что уровень вызова существенно напрягает или превосходит наши ресурсы, возможности необходимые для его преодоления.

      Стресс как обусловленное угрозой физиологическое состояние, эмоциональное переживание, сыграл определяющую роль в выживании человека. Стрессовые гормоны (адреналин, норадреналин, кортизол) выполняют роль горючего, дающего энергию справиться с ситуацией. Эмоции во время стресса выполняют две основные функции: информационную и мобилизационную. Такие переживания как страх, тревога, раздражение, гнев и т. д. — показывают наличие угрозы, относительный уровень вызова, создают мотив, побуждение изменить ситуацию, для восстановления безопасности. Именно стрессовые реакции позволяют нам справляться с трудностями и неизбежными опасностями жизни, достигать своих целей.

      Каково влияние стресса на физическое и психическое здоровье?

      Доказано позитивное влияние умеренного стресса на здоровье и чувство общего благополучия человека. Потребность в адекватном уровне напряжения является базовой. Недостаток стресса приводит к раннему физическому угасанию, духовной, интеллектуальной деградации. Адаптируясь к вызову, человек наращивает свою физическую и психологическую выносливость, приобретает необходимые для адекватного ответа знания, умения, навыки, тренирует волевые качества.

      С другой стороны, черезмерно сильная, длительная стрессовая реакция истощает адаптивные силы организма. Постоянно выделяемые стрессовые гормоны приводят к уменьшению отдела мозга (гипокамп), который отвечает за память. В связи с чем, отмечается существенное ухудшение способности к запоминанию информации. Режим постоянной мобилизации постепенно разрушает фундамент нашей иммунной системы — вилчковую железу (тимус). Это приводит к уменьшению количества лимфоцитов, клеток защищающих наш организм от инфекций. Считается, что общая деградация иммунной систему — одна из причин раковых заболеваний.

      Хроническое напряжение истощает кору надпочечников, которые отвечают за выделение стрессовых гормонов. Разрушается контур обратной связи, и они начинают выделяться бесконтрольно, безотносительно к внешней ситуации. Поэтому раздражение и тревога становятся фоновыми переживаниями, не связанными с реальной ситуацией угрозы, давления. Стресс начинает порождать сам себя. Постоянно высокий уровень сахара в крови (организм готовит себе топливо для бегства или сражения) повышает риск заболевания диабетом.

      Хроническое напряжение приводит к сжатию, слипанию мелких сосудов тела. Их общая протяженность составляет около 000 км«>150 000 км., они в 15 раз тоньше волоса, но именно в них находится 80% всей крови. В результате повышается нагрузка на центральные артерии, они быстро изнашиваются. Это приводит к инфарктам и инсультам. Слипание мелких сосудов — одна из причин увядания кожи.

      Хронический стресс приводит к нарушению химии мозга. Важнейшие нейротрансмиттеры такие как серотонин, допамин, норадреналин перестают вырабатываться в нужных количествах. Нехватка серотонина пиводит к постоянно плохому настроению, бессоннице, склонности к агрессии и насилию. Нехватка допамина и норадреналина приводят к ощущению недостатка энергии, сонливости, трудности с переживанием удовольствий. Возникают проблемы с вниманием и мотивацией, апатия становится фоновым состоянием. Одно из возможных последствий хронического стресса — возникновение депрессии. Встречаются данные, что приблизительно 70% россиян живут в состоянии хронического стресса, из них 20% испытывают депрессию. О чем косвенно свидетельствует двукратный рост рыка энергетиков и антидепрессантов в 2007 году.

      Известно, что примерно 3 — 5 % людей подверженных депрессии заканчивают жизнь самоубийством. Неумение справляться со стрессом одна из причин высокого уровня насилия в обществе, низкой продолжительности жизни. Россия входит в список стран большая часть населения которых не испытывает удовлетворенности от жизни. Таким образом, как недостаток, так и избыток стресса является разрушительным для человека. Из сказанного становится ясным, что стресса не нужно избегать, им нужно управлять. Управляемый стресс — основа социальной эффективности человека и его душевного благополучия.

      В чем причина того, что управление стрессом все чаще включается в программы бизнес-образования?

      Современная бизнес- среда является сильным стрессогенным фактором. Для нее являются характерными такие особенности как высокая скорость изменений, неопределенность, высокая конкуренция. Условия, в которых ведется современный бизнес, существенно напрягают ресурсы человеческой психики и организма. Постоянный риск, конкурентность, необходимость принимать решения в условиях неполной информации, высокий уровень целей при ограничении временного ресурса, необходимость одновременно концентрироваться на нескольких задачах — все эти факторы могут привести к состоянию хронического стресса, с последствиями, о которых говорилось выше. Именно поэтому управление стрессом — одна из важнейших компетенций, необходимая современному менеджеру.

      Руководитель несет ответственность за уровень стресса не только у себя, но и у своих сотрудников. Истощенный стрессом сотрудник не достигает высот производительности, работает только на том уровне энергии и старания, чтобы избежать увольнения. Средний показатель производительности российских организаций — 50 — 55% от возможного уровня. Отчасти это связано с хроническим стрессом, который переживает персонал. Кроме снижения результативности неуправляемый стресс определяет низкий уровень лояльности и приверженности сотрудников организации. Растет количество «внутренне уволившихся», возрастает текучка, страдает эмоциональный климат в коллективе. Из сказанного следует, что управляемый стресс — один из факторов повышения конкурентноспособности людей и организаций. Инвестиции в обучение сотрудников технологиям стресс-менеджмента обеспечивают конкурентное преимущество организации в стратегической перспективе.

      В чем специфика учебных программ по управлению стрессом, разработанных ГК «Институт Тренинга — АРБ Про»?

      Большая часть тренингов по стресс-менеджменту, представленных на рынке бизнес-образования страдают, на наш взгляд, общим существенным недостатком — они ориентированы только на то, чтобы научить участников снимать напряжение.

      Наш подход связан с тем, что мы учим не только техникам, снижающим уровень мобилизации психики и тела, но и тренируем навык выхода в ресурсное состояние, которое помогает решать сложные задачи с предельным вызовом для человека. Проблема состоит в том, что многие наши участники не умеют не только расслабляться, но и правильно концентрироваться, удерживать цель в ситуациях давления, угрозы. Доказано, что люди отвечающие на вызов быстрой адекватной мобилизацией, управляемым стрессом, меньше подвержены хроническому стрессу, который отчасти связан с неумением ответить на угрозу, давление.

      С нашей точки зрения управление стрессом — это умение поддерживать адекватный уровень напряжения в зависимости от характера решаемых задач. На наших тренингах учатся не только снимать напряжение, но и наоборот, временно, под задачу повышать уровень физической и психологической мобилизации. Кроме того, мы учим руководителей регулировать уровень стресса у своих сотрудников. Часто встречаются ситуации, когда недостаток напряжения, позитивного стресса приводит к демотивации персонала, что приводит к увольнению самых талантливых и амбициозных. Умение руководителя создавать у себя и сотрудников адекватный уровень напряжения, стресса для достижения бизнес-целей повышает общую эффективность организации.

      Какие ключевые компетенции приобретают участники на ваших тренингах?

      На тренингах наши участники отрабатывают ключевые навыки и умения, позволяющие менеджеру эффективно действовать в стрессовых ситуациях и избегать профессионального выгорания:

    • умение поддерживать оптимальную степень напряжения, мобилизации у себя и сотрудников через управление балансом ресурсы — уровень цели
    • проводить диагностику уровня стресса у себя и сотрудников
    • планировать стресс (прогноз, подготовка, постановка целей)
    • умение удерживать цель, концентрироваться на задаче в ситуациях давления, неопределенности
    • умение проводить психогигиену для ликвидации физиологических и психоэмоциональных последствий сильного стресса
    • умение поддерживать необходимый уровень энергии и жизненного тонуса через управление фазами мобилизации — расслабления.
    • навык управления мышлением в стрессовых ситуациях, осознания неадаптивных верований, негативных самоинструкций, устрашающих фантазий, умение проводить их деконструкцию.
    • управлять эмоциями в стрессовых ситуациях.
    • Управление стрессом одна из самых мифологизированных областей управленческого знания. Какие наиболее распространенные мнения, неадекватно отражающие существо дела, вы можете отметить?

      Действительно, почти каждый имеет свои методы борьбы со стрессом, свои убеждения в этой области. Они не всегда являются оптимальными. Наиболее распространенные мифы следующие:

      it-arb.ru