Смешанная форма заикания

Заикание клоническое, тоническое и смешанное

Прежде чем начать лечение заикания, необходимо обследовать заикающегося, установить причины заикания и определить его форму. Среди самых важных факторов — характер судорог, который во многом является основанием для постановки правильного логопедического заключения. Различают клонические и тонические судорожные состояния мышц речевого аппарата, и соответствующие им виды заикания. Они проявляются во всех группах мышц, которые участвуют в продуцировании речи, артикуляционно-дыхательно-голосовом аппарате заикающегося.

Обычно болезнь начинается с этой формы. Клоническое заикание у детей проявляется как повтор начальных речевых фрагментов: звуков, слогов и целых слов. По сравнению с тоническим типом эти повторы более ритмичны, а напряжение не такое интенсивное и длительное.

Заикание тоно-клонического (клоно-тонического) типа

Когда патология закрепляется, к ней обычно прибавляются тонические судороги, и болезнь принимает смешанный характер. Тонические судороги вызываются резким гипертонусом мышц артикуляционного ( языка, губ, щек, мягкого неба) и не только артикуляционного аппарата. Возникающее при этом спазматическое напряжение бывает более сильным и длительным, чем при клонических судорогах. В речи появляются задержки, паузы и провалы. Одна форма болезни не сменяет другую, а накладывается на нее. Таким образом, развивается заикание клоно-тонического или тоно-клонического типа.

Степени тяжести заикания

Степень тяжести болезни определяется тем, при каких обстоятельствах и эмоциональном состоянии ребенка она проявляется, а также ее интенсивностью.

Легкая. Заикание становится заметным только при стремлении говорящего быстро высказаться, эмоциональном возбуждении. В целом не мешает речевому общению, во многих случаях ребенок не стесняется своего дефекта и поэтому не испытывает страха перед коммуникацией, в том числе спонтанной. Однако иногда внешние признаки кажутся более легкими за счет использования уловок (замены слов с «трудными» сочетаниями звуков на более легкие). Чаще этим заикающимся присущи клонические судороги.

Средняя. В этом случае в спокойном состоянии заикание проявляется, то в очень слабой форме. При волнениях усиливается до значительного: акт высказывания затрудняется, а понимание становится проблематичным. К чисто речевым расстройствам могут прибавляться некоторые сопутствующие движения (покашливания, иногда мимолетное искажение или подергивание мимических мышц , призванные замаскировать дефект). Более тяжелыми являются проявления логофобии с разнообразными уловки. Речевое общение возможно, но затруднено и очень некомфортно.

Тяжелая. Спазмы наблюдаются во всех формах речи независимо от эмоционального состояния. В большинстве случаев они тонические или тоно-клонические. Клоническое заикание тяжелой степени тоже встречается, но значительно реже, чем тоническое. В этом случае тяжелые спазмы повторяются многократно почти на каждом слове и даже слоге. К процессу говорения прибавляются тяжелые сопутствующие движения ( искажение мышц лица, насильственные движения языка, заметные судороги неречевых мышц: рук, диафрагмы…). В этом случае заикающийся активно использует эмболы — бессодержательные слова и звукосочетания. Уловки (замена сложных для произнесения звуков на более простые) уже почти не способны спасти его. Речь человека настолько тяжела, что практически ее невозможно использовать для речевого общения. В школе, например, дети с тяжелой степенью заикания отвечают исключительно письменно.

При своевременно начатом лечении обычно удается не допустить перерастания слабого клонического заикания в тяжелую форму.

Лечение клонического заикания

В Речевом центре «Арлилия» работа с пациентами начинается с консультации-обследования — только по полученным результатам специалисты готовы ответить на вопрос, как вылечить заикание в конкретном случае. Коррекционный курс строится на авторской методике профессора Л.З.Арутюнян, но всегда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Он включает комплексное взаимодействие опытных специалистов: логопеда, психотерапевта и преподавателя риторики. В случае их совместного воздействия и ответственного отношения к занятиям самого заикающегося результатом работы становится полное и безусловное излечение от заикания.

На сайте вы можете познакомиться с историями людей, которые навсегда избавились от этого дефекта.

www.arlilia.ru

Заикание: невротический аспект заболевания

Темпоритмическое нарушение речи в виде заикания появилось с того момента, как человек научился говорить. По статистике 1% взрослых и 2-3 детей страдают таким видом нарушения речи. Представленная патология встречается как у мужчин, так и женщин, хотя у представителей сильного пола в 2-3 раза чаще. Еще в древности стало известно, что в причине развития заикания, кроме органической патологии лежит психологический фактор. В работах Авиценны, Плутарха об этом упоминалось, как об отдельной нозологии связанной с духовной слабостью. В современной медицине описанный недуг обозначается, как невротическое заикание.

Заикание и его клинические формы

Заикание (логоклония) – это нарушение речевой функции, представленное в виде темповой задержки, разрывом ритмичности произносимых звуков и слогов. Описанное заболевание проявляется частым повторением, прерыванием и пролонгацией слов.

В норме, 7-10 процентов слов произносится с подобными проявлениями, когда используются звуки: «э-э», «м-м», или междометия. Диагноз устанавливают, когда в разговорной речи встречается больше 10% таких симптомов. Частота встречаемости заикающихся людей в разных странах неодинакова. Например, французы подвержены этой патологии в 2-3 раза чаще, чем немцы и русские.

В зависимости от клинической картины логоклония делится на две формы:

  • Тоническая, возникает как следствие длительного сокращения мышц артикуляционного аппарата (щеки, губы, язык, мягкое небо), а также связок гортани. Проявляется эта форма в виде пауз во время речи и растягивания звуков. При этом лицо напряжено, рот полуоткрыт либо закрыт с плотно сомкнутыми губами, отмечается общая скованность организма.
  • Клоническая характеризуется менее длительным судорожным эпизодом, по сравнению с тонической формой. Спазм мускулатуры артикуляционного аппарата сменяется расслаблением. Человеку с такой формой заикания свойственно повторение отдельных звуков, слогов и слов.
  • Смешанная, такой тип заикания совмещает в себе два предыдущих, при этом наблюдается их чередование с соответствующей симптоматикой.
  • Заикание подразделяют в зависимости от причины возникновения. Данная классификация определяет наличие или отсутствие структурной (органической) патологии. Таким образом, заикание бывает неврозоподобным и невротическим.

  • Неврозоподобная логоклония отмечается у людей с выраженным неврологическим дефектом, который возникает вследствие органической патологии. При таком варианте нарушается общая моторная (двигательная) функция, а также артикуляция. Неврозоподобное заикание проявляется отсутствием логофобии, повышенной речевой активностью, моторики, которая усиливается при психомоторном возбуждении и после соматической патологии.
  • Невротическая форма заикания, или логоневроз, возникает вследствие негативного психологического фактора. Неврологический статус при этом без нарушений, функционирование мозга физиологичное. Развитие логоневроза возникает на фоне нормального или слегка повышенного моторного и речевого развития. Состояние таких больных в целом соответствует неврозу. Представленный вид заикания протекает в виде тонической, клонической или смешанной (тонико-клонической) форме.
  • Причины возникновения невротического заикания

    Логоневроз встречается, как у взрослых, так и детей. Это объясняется тем, что они недостаточно адаптированы к внешним психическим факторам. Кроме того, в возрасте 4-5 лет происходит активное формирование речевой функции. Именно в этот период заикание возникает чаще всего.

    Причиной возникновения логоневроза является негативный психологический фактор, степень выраженности которого индивидуален для каждого человека. Однако не все люди после воздействия стресса, разной степени значимости, начинают заикаться. Причиной тому служит генетическая предрасположенность функциональной недостаточности речевого аппарата, которая передалась по наследству от близких или дальних родственников. При этом отмечается повышенная судорожная готовность моторных речевых центров (центр Брока) и усиленный нервный и мускулатурный тонус.

    Психологический фактор, на фоне которого возникает представленное темпоритмическое нарушение речи, бывает острым и хроническим. В первом случае, внезапный испуг, приступ гнева агрессии — основные провоцирующие элементы.

    Хронический стресс также относится к одной из причин возникновения логоневроза. Возникновению логоневроза на фоне хронического стресса дети подвержены чаще, чем взрослые. Психотравмирующей ситуацией в этом случае являются дискомфортный неблагоприятный климат в семье, патологическое воспитание, завышенные требования к ребенку, информационная перегрузка, билингвизм. Кроме того, развитие логоневроза возникает, если дети начинают подражать заикающемуся родителю.

    Симптомы логоневроза

    Основным проявлением невротического заикания, в отличие от других видов, является неравномерность интенсивности речевых нарушений. Это проявляется в том, что у одного и того же человека клиника логоневроза варьирует в зависимости от обстоятельств. Таким образом, спокойная для пациента обстановка уменьшает, а иногда и полностью скрывает логоневроз. Противоположный результат практически у всех пациентов отмечается при предстоящем выступлении на сцене перед аудиторией, общении с незнакомыми людьми, при осознании ответственности.

    С течением болезни формируются негативные изменения в поведении пациента. В школе, дети боятся принимать участие в учебной программе. На работе больные отказываются проводить планерки и т.д. Таким образом, формируется логофобия (боязнь произношения звуков, общения). Она сопровождает социальную дезадаптацию.

    Важно! Если у ребенка наблюдается заикание, не стоит насильно требовать от него самостоятельного избавления от проблемы. Это может привести к стигматизации и развитию стойкой лого- и социофобии. Обращение к врачу будет правильным решением

    Существуют заболевания, которые без длительной специализированной помощи возникают на фоне невротического заикания, к ним относятся:

  • Астения.
  • Депрессия.
  • Энурез.
  • Вегетососудистая дистония.
  • Нарушение циркадных ритмов и сна.
  • Для логоневроза характерна волнообразность течения процесса. Улучшение клинической картины сменяется эпизодами ухудшения и наоборот. После коррекции заикания в детском возрасте нередко возникает рецидив в пубертатном периоде. У взрослых тяжелое психическое потрясение может возобновить перенесенный ранее логоневроз.

    Также человека, страдающего логоневрозом, среди остальных людей выделяет особенности психики, которые сопровождают его повседневную деятельность. Такие поведенческие отличия возникают не сразу, а формируются в процессе заболевания. У человека с невротическим заиканием отмечаются следующие черты психики:

    • Чрезмерная застенчивость, робость и смущение в контакте с людьми.
    • Повышенная мнительность, впечатлительность, как правило, люди с логоневрозом склонны воспринимать все близко к сердцу.
    • Гипо- или абулия (снижение или отсутствие волевой сферы), которая имеет относительный характер, так как проявляется не во всех, а в конкретном случае.
    • Мечтательность, бурная фантазия.
    • Диагностика и дифференциальная диагностика невротического заикания

      Нарушения речевой функции, как и любой другой требуют постановки точного диагноза в ранние сроки патологического процесса. Для этого используются данные анамнеза жизни ребенка, дифференциального анализа и инструментальных методов исследования. Диагностика невротического заикания производится логопедом, психологом и неврологом.

      При обследовании пациента с предполагаемым логоневрозом, выясняют наличие психологической травмы в детстве. Также определяют характер речи пациента, его плавность и ритмичность. Проводят неврологическую оценку, которая важна для исключения органического генеза заикания.

      Неврозоподобное заикание и тахилалия схожи по клинической картине с логоневрозом, поэтому требуют тщательного дифференциального диагноза. В первом случае, нарушение речи связано с наличием органической патологии. Постановку диагноза ставят, учитывая анамнез, в котором указаны приобретенные в жизни или в процессе родов травмы головы, инфекционные заболевания ЦНС.

      Чтобы точно определить генез заикания, проводятся инструментальные обследования организма, такие как: МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ,УЗД сосудов головного мозга, электроэнцефалография. Такие методы диагностики с высокой точностью определяют наличие ишемического или геморрагического инсульта, опухоли мозга, аутоиммунных и дистрофических заболеваний.

      Также логоневроз необходимо отличать от тахилалии, которая проявляется быстрым темпом речи, паузами, запинками и неправильным построением предложения. Однако описанные симптомы не связаны с судорогами артикуляционного аппарата. Представленные заболевания носят функциональный характер, поэтому основные отличия друг от друга обнаруживаются в клинической картине.

      Логоневроз, в отличие, от тахилалии проявляется тем, что у больного присутствует осознание дефекта, речевой акт становится лучше при чтении знакомого текста, в спокойном кругу общения. Ухудшение симптоматики наблюдается при ответах требующих точности, эмоциональном напряжении, акцентировании внимания на проблеме. Также отмечается заторможенность письменной речи.

      Лечение и прогноз логоневроза

      Коррекция невротического заикания – длительный и объемный процесс. Терапия при логоневрозе проводится комплексно, где участвуют логопед, психолог, невролог и психотерапевт. Отдельное воздействие каждого из специалистов не приносит желаемого результата. Например, занятия, направленные исключительно на коррекцию артикуляции, будут неэффективны. Это объясняется тем, что в основе развития логоневроза лежит психотравмирующий агент, при продолжении воздействия которого, возникают новые эпизоды заикания.

      Также, не стоит забывать о родительском воздействии, если речь идет о заикающемся ребенке. Негативный микроклимат в семье будь это взрослый, или ребенок играют ключевую роль в поддержании недуга. Человеку с логоневрозом, требуется по максимуму находиться в комфортной, спокойной среде на период лечения. Если существуют проблемы внутри семьи, то показана групповая консультация психолога с возможной психотерапией всех членов семьи.

      Психолог помогает пациенту избавиться от воздействия негативных психологических факторов, которые провоцируют заикание, логофобии, стигматизации. Задача невролога заключается в уменьшении или полном купировании судорожной готовности. Осуществляется это при помощи седативных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Также, с такой целью используется рефлексотерапия, электросон. Помощь психотерапевта показана при наличии у пациента невроза, депрессии, тревоги.

      Прогноз заболевания, при раннем обращении за помощью и комплексном подходе благоприятный, однако многое зависит и от самого пациента, его желания избавиться от проблемы.

      simptomyinfo.ru

      Симптомы смешанного заикания

      Смешанное заикание, как и неврозоподобное, дебютирует после 3-х лет, в период формирования речевых навыков. Первоначально его проявления аналогичны симптомам органического заикания. Речь ускорена (тахилалия), но при этом монотонна и приглушена, сопровождается однообразной жестикуляцией. Звукопроизношение характеризуется дислалией, возможна дизартрия. Заиканию сопутствуют расстройства дыхания — оно более поверхностное и дискоординированное, происходит со слабым участием диафрагмы.

      С возрастом к ребенку приходит осознание собственного речевого дефекта. Он начинает «маскировать» свое заикание, избегая произношения трудных слов и употребляя различные речевые приемы (например, растягивание речи). Снижается речевая активность. Формируется смешанное заикание. Ребенок стесняется говорить при посторонних людях, отказывается выступать перед аудиторией. Заикание приобретает черты невротического: усиливается при волнении, в незнакомой обстановке. Речевой дефект мешает ребенку донести свое мнение и ощущения до окружающих, является препятствием в общении. На этом фоне возникают невротические наслоения: тревожность, различные страхи (в первую очередь — логофобия), мнительность.

      Смешанное заикание из постоянного трансформируется в волнообразное. Его симптомы усиливаются после психоэмоциональной перегрузки (экзамена, дискотеки, выяснения отношений), при внезапном изменении ситуации, необходимости говорить с малознакомыми людьми. И наоборот, в привычной и спокойной обстановке происходит значительное уменьшение интенсивности заикания. В неблагополучной психологической атмосфере невротические симптомы могут усугубляться, приводя к появлению депрессивного невроза, ипохондрии, невроза навязчивых состояний, истерии и т. п. Зачастую смешанное заикание сопровождает вегетативная дисфункция.

      Диагностика смешанного заикания

      Смешанное заикание требует проведения комплексной терапии на фоне охранительного режима в доброжелательной психологической обстановке с исключением стрессовых воздействий. Рекомендовано строгое соблюдение режима дня (детям — обязательно с дневным сном), спортивные игры, прогулки, закаливание, ЛФК. Лечение состоит из трех компонентов: устранения неврологических нарушений органического генеза и улучшения церебрального метаболизма, логопедической коррекции и психологической (психотерапевтической) помощи.

      Прогноз и профилактика смешанного заикания

      Сочетанный характер этиопатогенетических механизмов, формирующих смешанное заикание, обуславливает более сложную его коррекцию в сравнении с невротической и неврозоподобной формами. Однако своевременная комплексная терапия смешанного заикания способна предотвратить его негативное воздействие на формирующуюся психику ребенка и социальную адаптацию.

      www.krasotaimedicina.ru

      В своей основе смешанное заикание имеет органический субстрат, т. е. структурные изменения ЦНС, как правило, представляющие собой резидуальные (остаточные) явления перинатально перенесенных неблагоприятных воздействий. К последним относят: внутриутробные инфекции (цитомегалию, герпес, сифилис и др.) и интоксикации (при курении, наркомании или алкоголизме у беременной, воздействии на ее организм вредных факторов внешней среды), гипоксию плода (вследствие токсикоза беременной или фетоплацентарной недостаточности), родовые травмы новорожденных, асфиксию новорожденных, недоношенность.

      Смешанное заикание протекает на фоне задержки психомоторного развития. Отмечается неуклюжесть, скованность и стереотипность движений, некоторая медлительность, неловкость, недостаточность мелкой моторики. Возможны астенический синдром, энурез, нарушения сна, непроизвольные мышечные сокращения (тики), выраженные преимущественно в лицевой мускулатуре. Если в норме становление речи заканчивается примерно к 7-летнему возрасту, то у ребенка, имеющего смешанное заикание, с возрастом происходит усугубление речевой дисфункции и нарастание дезорганизации речи. Со временем, когда ребенок начинает обучение в школе, обнаруживается дислексия (нарушение способности к чтению) и дисграфия (ошибки при написании слов).

      Диагностировать смешанное заикание позволяют: наличие соответствующего дефекта речи и невротических расстройств, анамнестические данные про перинатальную патологию и задержку психомоторного развития. Диагностика проводится коллегиально логопедом, неврологом и детским психологом. С целью исключения ЛОР-патологии назначается консультация отоларинголога. Исследование устной речи определяет тахилалию, отсутствие общей плавности речи и снижение ее интонационной выразительности, наличие запинок, растягивания звуков и повторов, сопутствующие речи движения (тики, жестикулирование). Диагностика слухоречевой памяти выявляет ее снижение и наличие ошибок фонематического восприятия. У школьников дополнительно проводится диагностика письменной речи.

      Объективный неврологический осмотр обязательно дополняется инструментальными исследованиями: ЭЭГ, РЭГ, Эхо-ЭГ. Нередко эхоэнцефалография диагностирует субкомпенсированную гидроцефалию, а ЭЭГ — повышенную судорожную готовность. По показаниям, для исключения внутримозговой опухоли, церебральной кисты, окклюзионной гидроцефалии, проводится МРТ головного мозга. Поскольку смешанное заикание имеет психологические аспекты, пациентам рекомендована консультация психолога с проведением комплексного обследования, включающего нейропсихологическое исследование, психологическое тестирование и диагностику личностных особенностей.

      www.krasotaimedicina.ru

      Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

      Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

      Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

      • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
      • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
      • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
      • последствия перинатального поражения ЦНС;
      • последствия контузии у взрослых;
      • склонность к судорожному реагированию;
      • различные повреждения головного мозга;
      • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
      • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
      • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
      • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
      • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
      • Типы и формы нарушения речи

        В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

        По формам различают:

        Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

        Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке. Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги. У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

        Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

      • Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
      • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
      • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
      • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
      • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

      Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

      Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

      В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

      Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика. Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

      Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

      Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

      Особенности психологии заикающихся людей

      В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

      Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

      Наука, которая занимается проблемами заикания, называется логопедией.

      Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

      Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

      Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить. Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться. Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

      Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

      Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

      Медикаментозная терапия

      Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

      На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

      На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

      На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

      На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

      Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека. При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками. Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

      Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

      Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

      Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

      Можно ли справиться самостоятельно?

      Некоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

      Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

      Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?». Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук. В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

      Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

      Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи. Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования. Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

      Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

      odepressii.ru

      Смешанное заикание — расстройство плавности речи, обусловленное наличием тонических и клонических судорог артикуляционных мышц, развивающееся на фоне остаточных явлений поражения ЦНС и сопровождающееся невротическими наслоениями. Вначале протекает как органическое заикание, позже из-за присоединения невротических расстройств приобретает черты логоневроза. Смешанное заикание диагностируется по данным неврологического, логопедического и психологического обследований. Лечение включает седативную, нейротропную, сосудистую, дегидратационную терапию, логопедические занятия, психологическую коррекцию и психотерапию.

      Смешанное заикание представляет собой сочетание невротического (функционального) и неврозоподобного (органического) заикания. Такое заикание содержит и органический, и психологический аспект речевых расстройств. Смешанное заикание формируется, когда на фоне длительно текущей неврозоподобной формы заикания постепенно развиваются невротические нарушения. Последние чаще всего связаны именно с существующими нарушениями речи и их следствием — логофобией, т. е. страхом говорить. В связи с эти смешанное заикание некоторыми авторами обозначается как «неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями». Полиморфность этиологии и патогенетических механизмов формирования смешанной формы заикания делают ее предметом совместного ведения специалистов в области педиатрии, неврологии, логопедии, психологии и психиатрии.

      Причины смешанного заикания

      Второй группой причин, обуславливающих формирование смешанной формы заикания, являются психогенные факторы. Чаще это хронические стрессовые ситуации, связанные с неблагоприятным психологическим климатом в семье, повышенной требовательностью к ребенку, информационной перегруженностью. Возможно влияние острой психотравмы, в роли которой у детей чаще всего выступает испуг. Следует понимать, что существование органического заикания само по себе является для ребенка источником постоянного стресса. Однако на фоне благоприятного психологического климата его негативное влияние на психику ребенка будет выражено в наименьшей степени.

      Органические факторы индуцируют развитие неврозоподобного заикания, которое манифестирует в период становления речи ребенка. Психогенные триггеры приводят к появлению признаков невротического заикания (логоневроза) на фоне уже существующего нарушения речи. Обычно клинически это проявляется после 10-летнего возраста. Функционально-морфологической основой, обуславливающей смешанное заикание, являются тонические, клонические и клонико-тонические судороги артикуляционных мышц. В начале преобладает клонический вариант судорог, приводящий к повтору начальных звуков или слогов в слове (с-с-собака, мо-мо-молоко). Затем нарастает число тонических судорог, проявляющихся паузами в словах (с. тул, кар. тошка).

      Нарушен фонематический слух, позволяющий различать звуки родного языка. Речевая активность повышена, фиксация на речевом дефекте и логофобия не наблюдаются. В этот период заикание имеет постоянное течение с временными ухудшениями при переутомлении, соматических заболеваниях.

      Лечение смешанного заикания

      Фармакотерапия может включать седативные средства (мебикар, магния лактат+В6, экстракт валерианы, экстракт мяты лимонной и мяты перечной, тиоридазин, фенибут, дикалия клоразепат), витамины гр. В и фолиевую к-ту, сосудистые препараты (винпоцетин), ноотропы (глицин, гопантеновая кислота, гинкго-билоба, пирацетам). При гидроцефалии показана дегидратационная терапия ацетазоламидом. Коррекция нарушений речи осуществляется путем регулярных занятий с логопедом. В комбинированное лечение могут включаться рефлексотерапевтические методы и физиотерапия (электросон, массаж воротниковой зоны, электрофорез).

      Важную роль играет психотерапевтическая помощь. Она направлена на предотвращение патологического формирования личности, решение уже существующих психологических проблем. Детям рекомендованы занятия с психологом, психотерапия, нейропсихологическая коррекция, арт-терапия. Обязательным моментом является психологическое консультирование родителей. У детей постарше применяются групповые психологические тренинги, обучение методам релаксации и самоконтролю речи. В сложных случаях возможно применение гипноза и суггестивной терапии.

      К профилактическим мероприятиям можно отнести все меры по предупреждению перинатальной патологии ЦНС, своевременное и корректное лечение последствий перинатального поражения ЦНС, недопущение психотравмирующих факторов и психоэмоциональных перегрузок в жизни ребенка.

      www.krasotaimedicina.ru