Социализированное расстройство поведения

Социализированное расстройство поведения

Социализированное расстройство поведения.

Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других — нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные — недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей — неполная семья, 70% подростков — с серьезными нарушениями характера, 66% — акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных — с побегами.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

· как следствие недостаточного надзора;

· в целях развлечения;

· как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

· как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

· как реакция тревоги и страха на наказания;

· вследствие фантазерства и мечтательности;

· чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

· как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

· как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).

Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления — быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) — угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже — ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Девиации сексуального поведения.

У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых — появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии. Если мастурбация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или депрессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) — сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма — всегда привлекателен объект противоположного пола.

Психогенное патологическое формирование личности.

Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

· уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

· тяжелых переживаний жизненных трудностей;

· дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации.

1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999

2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998

3. Справочник по психиатрии под ред. академика А.В. Снежневского. М. 1985

www.newreferat.com

Расстройства поведения (F91)

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

  • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
  • общие нарушения развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)
  • расстройства поведения, связанные с:
    • эмоциональными расстройствами (F92.-)
    • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

    Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

    Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

    Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип

    Несоциализированное агрессивное поведение

    Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.

    Расстройство поведения, групповой тип

    Правонарушение в ситуации члена банды

    Воровство в компании с другими

    Манкирование школой, прогулы

    mkb-10.com

    Найдено 2 определения термина Социализированное расстройство поведения

    F91.2 Социализированное расстройство поведения.

    А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).

    Б. Должны отмечаться три или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) — 23).

    В. Хотя бы один симптом из пунктов 9) — 23) должен отмечаться на протяжении минимум 6 месяцев.

    Г. Расстройства поведения наблюдаются и вне дома или семейного окружения.

    Д. Взаимоотношения со сверстниками не выходят за рамки нормальных.

    F91.2 Социализированное расстройство поведения

    Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

    Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных длительных взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является необходимым требованием для установления диагноза; ребенок может составлять часть неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми. Это не исключает диагноз в том случае, если ребенок имеет некую группу сверстников, которой он предан и в которой сложились продолжительные дружеские отношения.

    Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.

    — расстройство поведения, групповой тип;

    — правонарушения в условиях членства в банде;

    — воровство в компании с другими;

    — уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе;

    — синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип;

    — манкирование школой, прогулы.

    — активность в банде без манифестного психического расстройства (Z03.2).

    vocabulary.ru

    Расстройства социального поведения

    Расстройства социального поведения — раздел Образование, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОГЕНИЙ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕНИЙ, РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ФАКТОРОВ, ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Расстройства Социального Поведения – Это Стойкие, Длительно Сохраняющиеся (Не.

    Расстройства социального поведения – это стойкие, длительно сохраняющиеся (не менее 6 мес.) диссоциальные формы поведения: характерны для подросткового возраста, чаще наблюдаются у мальчиков. Ключевыми проявлениями расстройств социального поведения являются агрессивность и различные формы асоциального поведения на фоне враждебности и конфронтации по отношению к окружающим. Основной принцип поведения подростков – полная свобода от обязательств и норм поведения в семье и обществе, стремление к получению удовольствий от жизни. Используются любые способы осуществления своих желаний, в том числе аморальные и асоциальные. Наиболее типичными проявлениями поведения подростков являются поздние возвращения домой с прогулок, игнорирование школьных занятий и подготовки к ним, прогулы в школе, лживость, грубость и циничность по отношению к взрослым, конфликты с родителями и уходы из дома; подростки примыкают к неформальным, в том числе − криминальным группировкам, алкоголизируются, употребляют токсические и наркотические вещества, участвуют в криминальных эксцессах. Протест со стороны родителей потенцирует проявления злобы и жестокости. Поведение подростков становится открыто враждебным, вызывающим, с тенденцией «делать назло». Обозленность подростков адресована всему миру, с особым варварством издеваются над животными, не задумываясь лишают их жизни; могут нападать на случайных прохожих, обворовывать и избивать их. Осознание ненормальности собственного поведения полностью отсутствует, причинно-следственные связи поступков и последствий этих поступков не выстраиваются.

    Интеллект подростков с расстройством социального поведения обычно невысокий, ценностные ориентации далеки от духовности, нет стремления к получению образования, отсутствуют понятия этики и эстетики.

    В МКБ-10 существуют диагностические рубрики, определяющие специфику вышеописанных поведенческих нарушений у подростков.

    Расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи (F91.0). Для него характерна реализация агрессивного и антисоциального поведения подростков в кругу семьи, чаще к родителям или лицам их заменяющим. Деструктивное поведение может не распространяться на других членов семьи, педагогов и уж тем более на сверстников. За пределами семьи социальные взаимоотношения сохраняются в пределах нормы.

    Несоциализированное расстройство поведения (F91.1).Проявляется наличием стойкого антисоциального поведения в сочетании с агрессией и нарушением взаимоотношений со сверстниками. Враждебное отношение распространяется и на взрослых, которые пытаются противостоять асоциальным поступкам. Подростки открыто грубят, хулиганят, проявляют жестокость, драчливость и вспышки гнева.

    Социализированное расстройство поведения (F91.2).Характеризуется тем, что антисоциальное и агрессивное поведение сочетается с дружескими и доверительными отношениями с детьми и некоторыми взрослыми. Обычно ненависть адресована ответственным за их поступки лицам. Охотно дружат с делинквентными подростками, вместе с ними совершают грабежи и другие криминальные действия.

    Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3).Проявляется явно негативистичным, провокационно-вызывающим поведением. Наблюдается обычно в препубертатном периоде. Подростки демонстрируют непослушание, враждебность и ненависть чаще всего ко взрослым; игнорируют моральные и социальные установки. Агрессии и делинквентных форм поведения при этом типе расстройства не отмечается.

    Большую роль в возникновении расстройств поведения играют социо-культуральные факторы. Обычно подростки являются выходцами из семей с низким материальным и культурным уровнем жизни и многодетных семей, в которых складывается особый микроклимат перенаселенности с напряженными взаимоотношениями между членами семьи (ссоры, скандалы, драки, особенно между родителями). При этом, особую роль играет не столько состав семьи (деструктивная семья), сколько острота семейного конфликта, алкоголизация родителей, их аморальное поведение, утверждение несправедливости как нормы поведения, незавуалированное отвержение подростков. Существенную роль в возникновении расстройств поведения у подростков играют эмоциональная депривация детей и подростков, неправильное воспитание по типу гипер- и гипоопеки, «кумир» семьи. Безразличие родителей по отношению к детям и жестокое с ними обращение формируют у подростков чувство собственной ненужности, подавляя у них и без того заниженную самооценку. На смену приходят бравада, культ силы и власти над младшими и более слабыми.

    Диагностика расстройств поведения проводится на основании критериев, главным из которых является наличие стойкого паттерна вызывающего, асоциального и противозаконного поведения с нарушением общепринятых норм и прав окружающих:

    − выходящие за рамки возрастной нормы частые и выраженные проявления гнева и злости;

    − частые конфликты со взрослыми;

    − игнорирование требований взрослых;

    − упорство со склонностью вывести из эмоционального равновесия окружающих взрослых;

    − непризнание собственных промахов и вины за неправильное поведение

    − ожидание обиды со стороны окружающих;

    − угрюмый, раздраженный фон настроения;

    − неприязнь по отношению к окружающим;

    − лживость и безответственность;

    − задиристость, склонность к потасовкам;

    − применение различных видов оружия;

    − поздние возвращения домой;

    − безжалостное и беспощадное отношение к окружающим, с тенденцией нанесения телесных повреждений;

    − варварское отношение к животным;

    − преднамеренная порча, ломка чужих вещей или собственности;

    − преднамеренное совершение поджога;

    − умышленная кража чужой собственности, ценных вещей;

    − уходы из школы с частыми прогулами;

    − побеги из дома на период более одних суток;

    − совершение противоправных действий (кражи, ограбления);

    − стремление к сексуальному насилию;

    − издевательское отношение к окружающим;

    − ограбление со взломом автомобилей или помещений;

    Дифференциальная диагностика. Прежде всего следует отличать любой вид расстройства поведения от нормальных возрастных особенностей эмоциональных проявлений и возрастной двигательной активности ребенка.

    Даже самые сложные взаимоотношения подростка с родителями и сверстниками не могут расцениваться как патология поведения при отсутствии диагностических критериев.

    Отдельные клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкинетического расстройства поведения и расстройства социального поведения могут входить в структуру симптоматики различных заболеваний − как психических так и соматических. Гиперактивность ребенка и дефицит внимания могут возникать при астенических состояниях вследствие перенесенного инфекционного или соматического заболевания, при черепно-мозговых травмах, в рамках тревожного расстройства, при аутизме, неврозах, отравлении свинцом. Любое сочетание гиперактивности и нарушения внимания с симптомами основного заболевания имеет временные интервалы возникновения симптомов основного заболевания (в то время, как проявления СДВГ отмечаются с раннего детства) и является дифференциально-диагностическим признаком. При неврозах отмечается наличие психотравмирующей ситуации и вегетативной симптоматики. Кроме того, симптомы СДВГ могут встречаться при нарушении психологического развития: при патологии развития речи, расстройствах развития школьных навыков (чтения, письма, счета), невысокая выраженность клинических проявлений которых свидетельствует в пользу основного заболевания. Расстройства социального поведения могут наблюдаться при депрессивных и маниакальных состояниях, шизофрении, психопатическом развитии личности, последствиях органического поражения головного мозга, легкой степени олигофрении. Во всех случаях анамнестические данные (преморбид и наследственная отягощенность по эндогенной патологии, сведения о перенесенной ЧМТ, врожденный или приобретенный на ранних этапах развития ребенка интеллектуальный дефект) и ведущие психопатологические проявления (наличие симптомов аффективного расстройства, основных признаков шизофрении, проявлений церебрастении, результат показателя интеллекта IQ) позволяют поставить диагноз.

    Динамика СДВГ на протяжении жизни ребенка имеет определенные периоды экзацербации (обострение) симптоматики. Наиболее часто, независимо от пола, таким периодом является возраст от 7 до 12 лет. При этом выраженность клинических проявлений более значительна в период начала обучения в школе, то есть в 6-7 лет. Это обусловлено спецификой развития и созревания функциональных структур головного мозга, контролирующих и интегрирующих когнитивные процессы (память, внимание, мышление), в этом возрасте создается основа для формирования абстрактно-логического мышления. В связи с отставанием функционального созревания отдельных структур коры головного мозга и подкорковых ядер, дети с СДВГ в 7 лет обычно не готовы начать обучение в школе; регулярные школьные нагрузки могут вызвать срыв компенсаторных механизмов нервной системы и привести к развитию нервно-психической или соматической патологии. Поэтому вопрос начала обучения в школе детей с СДВГ должен решаться индивидуально для каждого больного.

    В период нейро-эндокринной перестройки наблюдается усиление симптомов СДВГ и наслоение поведенческих девиаций, что может существенно дезадаптировать подростка. В юношеском возрасте гиперактивность и импульсивность обычно уменьшаются или исчезают, поведение становится контролируемым, однако дефицит внимания сохраняется. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются в зрелом возрасте. СДВГ является благоприятной почвой для формирования расстройств социального поведения у подростков. Гиперактивность и импульсивность обрастают поведенческими девиациями в виде враждебного и агрессивного отношения к окружающим, жестокости и насилия по отношению к людям и животным, хулиганства, уходов из дома, бродяжничества, алкоголизации и злоупотребления токсическими и наркотическими препаратами. Нередко возникают делинквентные формы поведения, совершаются поступки, нарушающие права граждан и общества, в том числе и криминальные.

    ПрогнозСДВГ и расстройств социального поведения зависит от ряда условий: своевременная диагностика, лечение и длительное наблюдение больных с СДВГ обеспечивают благоприятный вариант исхода этого расстройства. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания приводят к задержке развития у детей младшего возраста, в более старшем возрасте − к диссоциальному поведению и патологии формирования личности. Пониженная способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Наличие симптомов СДВГ у взрослых осложняет их повседневную жизнь, снижая организованность и контроль собственных действий и поступков.

    Прогноз расстройств социального поведения у подростков по сравнению с СДВГ менее оптимистичен. Относительно благоприятный вариант исхода возможен при вызывающем оппозиционном расстройстве. При других формах расстройств социального поведения высока вероятность возникновения алкоголизма, наркомании, токсикомании и подростковой преступности. Последнее представляет особую значимость в связи с высоким ростом криминогенной активности несовершеннолетних в современном обществе. Отмечается смещение возрастной границы в сторону омоложения у совершивших преступления с особой жестокостью; возможность рецидивов преступления значительно выше у лиц с уголовным прошлым в подростковом возрасте. Все это еще раз подчеркивает особую важность своевременной диагностики и проведения лечебно-коррекционных мероприятий у детей и подростков с СДВГ и расстройствами социального поведения.

    Лечение СДВГ и расстройств поведения у подростков должно быть мультимодальным. Важно участие специалистов разных профессий: врачей, психологов, социальных педагогов, учителей, родителей. Лечебно-коррекционные мероприятия должны осуществляться комплексно и поэтапно и включают немедикаментозные и медикаментозные методы. Начинать лечение предпочтительно с немедикаментозных методов, которые включают организацию режима труда и отдыха, различные виды психотерапии, психолого-педагогическую коррекцию, методы релаксации. В период бодрствования ребенка должен присутствовать четкий контроль за его распорядком дня: время для приема пищи, для занятий, для игр, для сна. Обучение ребенка в школе желательно проводить в малочисленном классе с укороченным (до 30 мин.) уроком, с постоянным контролем за деятельностью ребенка и поощрительными высказываниями в его адрес. Вне школьных занятий свободное время ребенка должно быть заполнено спортивными мероприятиями или физическими упражнениями. Психолого-педагогическая коррекция должна включать гармонизацию семейного микроклимата и воспитательные мероприятия. Психотерапевтическое воздействие рекомендуется в виде индивидуальной и групповой психотерапии, поведенческой психотерапии. Релаксационные мероприятия включают аутогенную тренировку по методу Шульца. В случае отсутствия эффекта назначается медикаментозная терапия. Существует несколько подходов в медикаментозной терапии СДВГ. За рубежом отдается предпочтение препаратам группы психостимуляторов (риталин, декседрин, пемолин). Отмечена их высокая эффективность в отношении нормализации когнитивных функций и снижении двигательной активности. Однако лечение психостимуляторами имеет ряд недостатков: кратковременность терапевтического эффекта и наличие побочных действий в виде раздражительности, головных болей, расстройства ЖКТ, бессонницы; при длительном применении препаратов группы психостимуляторов возможно привыкание. В Украине и странах Ближнего Зарубежья препараты группы психостимуляторов не зарегистрированы и, соответственно, не используются для лечения. В настоящее время применяются вазоактивные средства и препараты группы ноотропов (аминалон, церебролизин, инстенон); трициклические антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин). В последнее время отмечается высокая эффективность лечения СДВГ методом транскраниальной микрополяризации, сущность которого заключается в лечебном воздействии небольшой силы постоянного электрического тока на ткани головного мозга, в частности на подкорковые структуры.

    Лечение расстройств социального поведения у подростков проводится по принципу лечения СДВГ, которое может быть расширено за счет назначения препаратов группы нейролептиков: неулептил, сонапакс, иногда галоперидол; препаратов лития (литосан). В случаях криминогенного поведения подростков используется пребывание в исправительно-трудовых учреждениях закрытого типа.

    Социальная реабилитация детей и подростков с СДВГ и расстройствами поведения должна быть направлена на восстановление их социальной адаптации и возобновление учебного процесса. Это коррекционные мероприятия, которые должны представлять систему методов, направленных на восстановление равновесия между психическим состоянием подростка и его поведением и гармонизацию поведения с социальными установками. Для этого необходимо обеспечить детям с СДВГ строго регламентированный режим организации их быта, жесткий контроль деятельности; при расстройствах поведения – оздоровление семейного микроклимата, гармонизацию социальных условий.

    Вопросы профилактики СДВГ и расстройств социального поведения включают профилактику перинатальной патологии и заболеваний ЦНС у детей раннего возраста, правильную организацию режима труда и отдыха, включая занятия физкультурой и спортом.

    Вопросы экспертизы решаются индивидуально. Дети и подростки с СДВГ и расстройством социального поведения обучаемы в школе, однако, в некоторых случаях, по специальной программе для детей с дефицитом внимания и гиперактивностью. Вопросы военной экспертизы зависят от наличия или отсутствия коморбидной патологии (шизофрении, психопатии); наличие сопутствующей психической патологии является показанием для освобождения от службы в армии. Вопросы судебной экспертизы с определением вменяемости и дееспособности детей и подростков с СДВГ и с расстройствами поведения включают общие принципы судебной экспертизы. Отсутствие психотических расстройств и умственной отсталости предполагают дееспособность в гражданском делопроизводстве и вменяемость при криминальном поведении.

    allrefs.net

    F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

    Этот тип расстройства поведения характеризуется сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения (удовлетворяющего общим критериям /F91/ и не охватывающего только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение) со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.

    Отсутствие эффективной интеграции в группе сверстников составляет ключевое отличие от «социализированных» нарушений поведения, и это самое важное дифференциальное отличие. О нарушенных взаимосвязях с ровесниками свидетельствуют главным образом изоляция от них и/или их отвержение ими или непопулярность у других детей; отсутствие близких друзей или постоянных эмпатических взаимных связей с другими детьми в той же возрастной группе. В связях со взрослыми есть тенденция к проявлению несогласия, жестокости и негодования; однако могут случаться и хорошие взаимоотношения со взрослыми, и если они случаются, это не исключает диагноз. Часто, но не всегда, отмечаются сопутствующие эмоциональные расстройства (но если их степень достаточна для удовлетворения критериев смешанного расстройства, то оно и должно кодироваться F92.х).

    Характерно (но не обязательно), что нарушитель одинок. Типичное поведение включает в себя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство или нападения с насилием; чрезмерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам; тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджоги и жестокость к другим детям и животным. Однако некоторые одиноко держащиеся дети могут тем не менее вовлекаться в группу правонарушителей; поэтому при постановке диагноза характер поступка менее важен, чем качество личных взаимоотношений.

    Обычно расстройство проявляется в различных ситуациях, но может быть более очевидным в школе; совместимой с диагнозом является ситуационная специфичность к иному, чем дом, местоположению.

    — несоциализированное агрессивное поведение;

    — патологические формы девиантного поведения;

    — уходы из школы (дома) и бродяжничество в одиночестве;

    — синдром повышенной аффективной возбудимости, уединенный тип;

    — уединенный агрессивный тип.

    — уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе (F91.2);

    — синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип (F91.2).

    Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии . 2012 .

    mkb_10.academic.ru

    Расстройства поведения (продолжение)

    Социализированное расстройство поведения (F91.2). Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или аг­рессивное поведение возникает у общительных детей и подрост­ков. У них адекватные, длительные взаимоотношения со сверстни­ками приблизительно того же возраста. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Если их антисоциальное поведение включает в се­бя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертва­ми или другими детьми. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу. Расстройства поведения в школе совместимы с диагнозом. Сюда включаются групповая делинквентность, правонарушения в условиях членства в банде, воровство в компании с другими, про­гулы школы.

    В., 12 лет. Ученик 7-го класса. В школе возник конфликт. При удовлетворительных способностях не желает учиться. Отказывается посещать уроки. Поведение антисоциальное. На уроках громко раз­говаривает, поет, визжит, разрисовывает парты. Во время занятий выкрикивает бранные слова. Ходит по классу. Вспыльчив, агресси­вен. Затевает драки. Бьет детей палками, ногами. Травит вновь при­шедших в класс. Измывается над детьми и взрослыми. Получая заме­чания или наказания, не плачет, а озлобляется. Заявляет: «Что могут сделать со мной?» Отрицает получение двоек.

    Отец — газосварщик, бывший заключенный, был осужден за кра­жу. В разводе с матерью больного с того времени, когда последнему было 3 года. Сейчас не работает.

    Мать — продавец, имеет неполное среднее техническое образова­ние.

    От первой беременности, протекавшей с токсикозом на фоне волнений. Ребенок был желанным, но потом мать разочаровалась в нем. Родился в срок, масса тела была 2750 г. Грудное вскармливание до 4 месяцев. До года стучал головой о стенку. Начал ходить с 9 ме­сяцев. Речь развилась вовремя. С полутора лет пошел в ясли, затем в детский сад. Из детсада уходил. Сторонился детей с 4-летнего возра­ста. Ударил девочку качелями. Отравил рыбок в аквариуме. Из-за его поведения воспитательница конфликтовала с матерью. В школе с 7 лет. К школе был не готов. В 1-м классе ленился. В начальных классах учился только удовлетворительно, со 2-го класса был неу­сидчивым, вертлявым, отвлекался. С этого учебного года мать пере­стала следить за учебой и поведением мальчика. В 9 лет был неспра­ведливо наказан из-за стекла, которого не разбивал. С 4-го класса стал нарушать дисциплину. Заработал ярлык «дебила», «негодяя». С прошлого учебного года появились многочисленные двойки. Произо­шел конфликт. Во время перемены дрались, не слушались старших девочек, которые дежурили в этот момент. Приставали к ним, втроем преследовали одну из девочек. В отместку был затащен в класс стар­ших, унижен. Озлобился, кидал булавки в детей. Был обвинен в том, что разбил очки.

    Болел ветрянкой, частыми катарами верхних дыхательных путей. Перенес тяжелое отравление. Когда ребенку было 3 года, отец увез его к своим родителям на 1 месяц. Там ребенок много плакал. В до­школьном возрасте перенес электротравму, сунув пальцы в розетку.

    Результаты исследования интеллектуального функционирования: WISC — общая оценка: 117, вербальная — 106, невербальная — 125.

    Ю., 12 лет, ученица 6-го класса. С октября 1999 г. перестала хо­дить в школу. Уходит из дома, не ночует в течение нескольких не­дель. Конфликтует с членами семьи. Грубо с ними обращается. Тер­роризирует 8-летнего брата. Не следит за своим внешним видом. По­красила волосы. Курит. Несколько раз приходила домой пьяной. Берет из дома деньги. Однажды взяла 600 рублей из кассы на работе у матери. Общается с компанией ребят, которые старше ее. Три ме­сяца тому назад совместно с ними обокрала квартиру родителей (комнату сестры). Унесли много вещей, золотые украшения. В тече­ние двух последних месяцев приходит и уходит из дома, когда ей вздумается. Мать — продавец, с неполным средним образованием. Страдает пороком сердца. Отец — морской офицер. 5 лет тому назад разбился, упав с водосточной трубы, когда спускался с 4-го этажа от своей любовницы. Много пил с самого начала совместной жизни с матерью больной. Был жестоким человеком, бил жену. В то же вре­мя любил больную, баловал ее. Дед со стороны отца — алкоголик, грубый, жестокий человек. Старшая сестра 20 лет, замужем. Млад­ший брат — 8 лет. От второй беременности. Желанная. Роды нор­мальные. В течение 3 месяцев была на грудном вскармливании. С 3 лет в детском саду. Посещала его с удовольствием. После рожде­ния брата изменилась, не была им довольна, к нему относилась пло­хо, толкала его, трепала, отнимала и разрушала его игрушки. Ревно­вала к матери. До настоящего времени ломает его вещи, оскорбляет, без всякого повода жестоко бьет. С 7 лет в школе. Смерть отца тяже­ло переживала, много плакала, была на его похоронах, забрала у ро­дителей отца его фотографию, разговаривала с ним. После смерти отца до настоящего времени посещает его могилу. Пишет стихи и по­свящает их отцу. С 4-го класса поведение ухудшилось, появились драчливость, жестокость. С 5-го класса стала учиться на «удовлетво­рительно», «плохо». В 6-м классе новой школы, куда была переведе­на из-за плохой успеваемости, училась только 3 месяца. Сразу не по­ладила с новыми соучениками, вступила с ними в конфликт. Один из школьников побил ее. После этого в школу не возвращалась. Однаж­ды пришла в школу, однако дети ее обзывали «больной СПИДом», другими нехорошими кличками. Навела на обидчиков «друзей», ко­торые припугнули обидчиков, побили их. После этого приходила проверить, будут ли ее дразнить. Была удовлетворена тем, что никто не обзывал ее. Злорадствовала по этому поводу. Мать пыталась за­ставить ее возобновить занятия, сама водила ее в школу, привязав ее руку к своей руке. Девочка, войдя в здание школы, убегала оттуда. Дома ведет себя вызывающе. Мажет помадой губы, перекрашивает волосы. Несмотря на неопрятность в одежде, приукрашивает себя цветным шарфиком. Регулярно употребляет джин-тоник, курит доро­гие сигареты, которыми ее угощают приятели. Иногда пьет водку, уверяет, что редко и понемногу. Использует до 10 таблеток димедро­ла, чтобы видеть «глюки». Рассказывает о виденных ею «летающих Касперах», стоящих за ее спиной тенях. «Играла с подругой, исполь­зуя шприцы для того, чтобы брать у себя кровь из вены». Ее знако­мые предлагали даром и в долг порции героина, она, по ее словам, отказывалась колоться, «боялась последствий». Неоднократно уходя из дома, не возвращается в течение нескольких недель, спит у по­друг, иногда остается на ночь в парадной. Однажды вместе с подруж­кой приняли несколько каких-то таблеток, чтобы свести счеты с жизнью. После того как отделались рвотой, болями в животе и по­носом, больше этих попыток не повторяли. Разозлившись на мужа сестры за то, что тот якобы много врет, пригласила «приятелей» ограбить комнату, где он живет с сестрой девочки. Не понимает не только своего коварства, но и того, что заставляет страдать сестру. Матери заявляет, что хотела бы вернуться в старую школу. Уверяет, что хотела бы порвать со своими уличными друзьями. Якобы для этого завела новую подружку. Девочка поставлена на учет в детской комнате милиции. На заседании комиссии по делам несовершенно­летних предупреждена, что, если не вернется в школу, будет отправ­лена в специальное учреждение на перевоспитание.

    razvitie-rebenka.pro

    F91 Расстройства поведения

    Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием. Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39) общие нарушения развития (F84.-) шизофрения (F20.-) расстройства поведения, связанные с: . эмоциональными расстройствами (F92.-) . гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

    F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

    Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

    F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

    Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми. Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип Несоциализированное агрессивное поведение

    F91.2 Социализированное расстройство поведения

    Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу. Расстройство поведения, групповой тип Групповое правонарушение Правонарушение в ситуации члена банды Воровство в компании с другими Манкирование школой, прогулы

    F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

    Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

    F91.8 Другие расстройства поведения

    F91.9 Расстройство поведения неуточненное

    Детское: . поведенческое расстройство БДУ . расстройство поведения БДУ

    xn—10-9cd8bl.xn--p1ai

Опубликовано в рубрике Дети