Социальные стрессы это

Социальные стрессы это

“Стресс” – это современное слово, которое широко используется во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области,стресс” – это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Вы хотите от вашего мозга и тела такой реакции, которая помогла бы вам справиться с требованиями, предъявляемыми болезнью или такими событиями, как выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают возможности для адаптации к новым условиях жизни.

Таким образом, стресс далеко не всегда наносит ущерб. Исследования показали, что мышата, которые время от времени подвергались умеренным стрессам (взятие в руки, слабые электрические разряды), впоследствии лучше переносили стрессовые ситуации, чем мыши того же помета, прежде не подвергавшиеся таким воздействиям. Вырастая, они становились более сильными и крупными, а их надпочечники были большего размера.

Стресс в нормальных условиях обеспечивает условия здоровья – это эустресс. Измененный под влиянием неблагоприятных условий стресс вызывает патологическую реакцию, заболевание, такой стресс Селье определяет как – дистресс.

Потенциально опасным и для животных, и для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.

Теория Селье явилась ответом на резко изменившееся состояние здоровья населения, “натиск” хронически протекающих заболеваний, сформировавшийся неэпидемический тип или профиль патологии, который стал результатом влияния не отдельных патогенных факторов, причин, а целого комплекса патогенных ситуаций, приводящих к “болезням цивилизации”.

Ведущая роль в обеспечении реакций стресса, по Селье, принадлежит “адаптивным гормонам” коры надпочечников, передней доли гипофиза, тимуса. Но, безусловно, реакции организма обеспечиваются согласованной деятельностью всех систем организма, под управлением нейроэндокринной системы.

Человек – это социальное существо, социальная, общественная сущность человека уже неоднократно разбиралась. Поэтому физическое и психическое здоровье человека напрямую связано с благополучной социальной атмосферой вокруг него. Под понятием “социальные стрессы” выступают самые разнообразные факторы жизни человека. Социальные стрессы определяются неспецифическими факторами.

Многие психологические и физиологические исследования подтвердили связь между эмоциями и болезнью. В одном крупномасштабном исследовании пять тысяч больных сообщили о том, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию. Исследователи обнаружили, что во многих случаях, имели место драматические жизненные коллизии. Больные рассказывали о таких событиях, как смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы, уход на пенсию. При анализе полученных данных, психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда эти способы преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость организма.

Опыты Джея Р.Кэплана на обезьянах показали, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу, т.е. уплотнению стенок артерий. Все обезьяны с самого рождения находились на благоприятной в этом отношении диете, в их пище содержалось мало насыщенных жиров и почти не было холестерина. Через два года некоторых особей подвергли воздействию стрессорных условий, связанных с обычными социальными взаимоотношениями обезьян. Например, отдельных особей несколько раз изымали из их группы и переводили в другую группу, где у них не было определенного места в иерархии и надо было бороться за свое положение. Кроме того, в группу обезьян-самцов на двухнедельный период допускалась самка в состоянии течки, и возникала стрессовая ситуация борьбы за ее благосклонность. В результате у обезьян, испытавших стресс, оказалось больше артериальных поражений и они имели более серьезный характер, чем у обезьян, чья социальная жизнь была стабильной.

Насколько далека аналогия между стрессами социальной жизни обезьян, и стрессами, с которыми сталкивается, скажем, служащая среднего ранга или работающая мать-одиночка? Первая получает от своего начальства директивы, которые должна выполнять, но вероятно, не участвует в принятии соответствующего решения. Она почти все время осознает, что должна конкурировать по службе, а те, кто занимает более низкое по сравнению с ней положение, точно так же конкурируют между собой, стремясь получить ее должность. Большую часть своей социальной жизни она проводит вместе с другими служащими из своей корпорации, так что служебными заботами пронизана и ее личная жизнь. Добавьте сюда неудобства передвижения в общественном транспорте в часы пик, необходимость летать в командировки, испытывать при этом полетную дазадаптацию, и вы найдете все причины для стресса.

Жизнь работающей матери-одиночки часто требует согласования по меньшей мере трех конфликтных целей: требований ее работы, психологических и социальных нужд ее детей и желания личного самоутверждения. Насколько серьезно должен быть простужен кто-то из детей, чтобы мать не пошла на работу? Что она может поделать, если ее сын участвует в спортивных играх в тот день, когда ей приходится быть на работе до позднего вечера. В конце концов она чувствует, что утрачивает контроль над своими решениями. Что-то важное всегда остается не сделанным.

Продолжительный стресс подобного рода создает психологическое состояние, которое обычно называют тревогой или беспокойством. В современном сложном мире – это удел многих. Наша лимбическая система – “животный мозг” – выполняет свои функции, организуя эмоциональную реакцию, а наша кора контролирует и видоизменяет ее, поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают от нашего контроля, что стрессоры бесконечно накапливаются, этот баланс может быть нарушен. Возможно, что состояние тревоги – это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами.

Современное экономическо-политическое положение России создает огромное количество разнообразных социальных стрессов. Самым мощным стрессовым фактором является чрезвычайно низкая оплата профессионального труда человека. Неадекватность заработанной платы не способной обеспечить нормальную жизнь самого работающего, не говоря о его детях, за которых он несет ответственность. Невозможность существовать на такую зарплату, порождает постоянный не проходящий конфликт между отцовским (материнским) долгом, между профессиональным выполнением своей работы, конфликт между собственной совестью, порядоченностью, честностью. Например, низкая оплата труда военнослужащих, офицеров порождает конфликт между выполнением воинского долга и отцовского долга, долга перед семьей. Служба подразумевает полную временную отдачу, поэтому, честно несущие свой воинский долг офицеры не имеют возможностей для дополнительного заработка. Такая ненормальная ситуация, созданная социальными условиями жизни, приводит к развитию депрессий, заболеваниям и самоубийствам. Аналогичная картина наблюдается и в сфере здравоохранения, образования и т.д. Развитие постоянного, эмоционального стресса обусловлено созданием, по сути, неразрешимой для данного человека ситуации. Причем страдают от этой ситуации наиболее профессиональная, порядочная и честная часть общества.

Стресс определяется как взаимосвязь между угнетающим фактором и реакцией на него. Эти факторы сами по себе не вызывают болезнь, но могут иметь решающее значение для ее возникновения в зависимости от индивидуальной чувствительности к данному фактору. Превышение определенного, индивидуального порога чувствительности данным социальным фактором может вызвать заболевание. Некоторые люди заболевают после прекращения действия стрессорного фактора. Например, неврозы, депрессии, как правило, развиваются после окончания стрессовых ситуаций.

www.libsid.ru

/ Философия / ФИЛОСОФИЯ / Философия русс / 15973 / Социальный стресс

Социальный стресс — социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т.д.

Тут на днях выкопал из своих залижей интересную книгу из которой я выдергивал свои доклады. Стал перечитывать и наткнулся на прикольную главу, название котоорой в топике: «Аналогия между лабораторными ситуациями, где в качестве раздражителя используется электрический ток, и ситуациями, создающими стрессы в повседневной человеческой жизни, может показаться весьма отдаленной. Однако исследование, проведенное недавно Джеем Р. Кэпланом и его коллегами на обезьянах, помогает сблизить эти области. В опытах Кэплана, показавших, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу, т. е. уплотнению стенок артерий, все обезьяны с самого рождения находились на благоприятной в этом отношении диете: в их пище содержалось мало насыщенных жиров и почти не было холестерина. Через два года некоторых особей подвергали воздействию стрессовых условий, связанных с обычными социальными взаимоотношениями обезьян. Например, отдельных особей несколько раз изымали из их группы и переводили в другую группу, где у них не было определенного места в иерархии и надо было бороться за свое положение. Кроме того, в группу обезьян-самцов на двухнедельный период допускалась самка в состоянии течки, и возникала стрессовая ситуация борьбы за ее благосклонность. В результате у обезьян, испытавших стресс, оказывалось больше артериальных поражений (признаков атеросклероза) и они носили более серьезный характер, чем у обезьян, чья социальная жизнь была стабильной. Так настолько ли далека аналогия между стрессами социальной жизни обезьян и стрессами, с которыми сталкивается, скажем, служащая среднего ранга или работающая мать-одиночка? Первая получает от своего начальства директивы, которые должна выполнять, но, вероятно, не участвует в принятии соответствующих решений. Она почти все время осознает, что должна конкурировать с другими, добиваясь продвижения по службе, а те, кто занимает более низкое по сравнению с ней положение, точно так же конкурируют между собой, стремясь получить ее должность. Большую часть своей социальной жизни она проводит вместе с другими служащими из своей корпорации, так что служебными заботами пронизана и ее личная жизнь. Добавьте сюда неудобства передвижения в общественном транспорте в часы пик, необходимость летать в командировки, испытывая при этом полетную деадаптацию, и вы найдете все причины для стресса. Жизнь работающей матери-одиночки часто требует согласования по меньшей мере трех конфликтных целей: требований ее работы, психологических и социальных нужд ее детей и желания личного самоутверждения. Насколько серьезно должен быть простужен кто-то из детей, чтобы мать не пошла на службу? Что она может поделать, если ее сын участвует в спортивных играх в тот день, когда ей приходится быть на работе до позднего вечера? В конце концов она чувствует, что утрачивает контроль над своими решениями. Что-то важное всегда остается несделанным. Продолжительный стресс подобного рода создает психологическое состояние, которое обычно называют тревогой или беспокойством. В современном сложном мире это удел многих. Наша лимбическая система-наш «животный мозг»-выполняет свои функции, организуя эмоциональную реакцию, а на¬ша кора контролирует и видоизменяет ее. Поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, что стрессоры бесконечно накапливаются, этот баланс может быть нарушен. Возможно, что состояние тревоги-это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами. Широко распространенным средством, которым часто пользуются люди, чтобы устранить беспокойство, служат транквилизаторы. Один из самых популярных-это валиум, бензодиазепин, действие которого, как полагают, основано на повышении эффективности ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты),-нейромедиатора, главная функция которого состоит в торможении активности нейронов (Costa, Guidotti, 1979; McGeer, McGeer, 1981). Для ГАМК имеются свои особые рецепторы, с которыми очень сходны рецепторы валиума. Присутствие препарата способствует присоединению ГАМК к ее собственным рецепторам. Чем большее количество ГАМК будет связано нейроном, тем меньше вероятность его возбуждения. (Открытие мест связывания опиатов привело к открытию эндорфинов; поэтому обнаружение рецепторов, связывающих транквилизаторы, стимулировало поиски собственных транквилизаторов организма. Однако к моменту опубликования этой книги такие вещества еще не были найдены.) Лимбическая система содержит много нейронов, на которые воздействует ГАМК. Поэтому возможно, что транквилизаторы оказывают свое влияние, затормаживая прохождение сигналов через нашу лимбическую систему и тем самым подавляя эмоциональную реакцию.»

К 2032 году многие из тех вопросов, которые ставились на рубеже столетий, останутся без ответов. Мир достиг многого в модернизации и экономическом росте, что предоставило новые возможности для миллионов людей. Все еще ставятся фундаментальные вопросы об устойчивом развитии и желательности его осуществления. Экологические стандарты продолжают снижаться, давление на ресурсы быстро растет, угрожая экономической неопределенностью и конфликтами. Социальные стрессы ставят под угрозу социальноэкономическую стабильность, так как устойчивая бедность и растущее неравенство, обостренное деградацией окружающей среды, подрывают социальное единство общества, взвинчивают миграцию и ослабляют международную безопасность.

Правительства выступают с решительными инициативами в попытке достичь определенных социальных и экологических целей. Скоординированные меры по улучшению окружающей среды и борьбе с бедностью уравновешивают стремление развивать экономику любой ценой. Экологическая и социальная цена и прибыль учитываются в политических действиях, регулирующих механизмах и процессах планирования. Все это подкрепляется фискальными рычагами или инициативами, такими как налог на выбросы углекислого газа или налоговые льготы. Международные не обязывающие и обязывающие соглашения по охране окружающей среды и устойчивому развитию интегрируются в перспективные планы, а их статус повышается. В то же время они открыты для консультаций по учету региональных и локальных особенностей.

Существуют различные мнения по поводу направления движения мира. В зависимости от того, какие индикаторы выбирает наблюдатель в качестве главных, могут быть найдены аргументы в пользу любой позиции. Многие доказывают, что случаи разрушения, которые уже наблюдаются в некоторых социальных, экологических и биологических системах, предвещают более фундаментальные и широко распространенные катаклизмы в будущем. Эти группы выражают свою озабоченность тем, что не делаются попытки развить институты, которые могли бы справиться с подобными сложными ситуациями. Другие считают, что поскольку мы способны сейчас справляться со многими кризисами, то нет причин предполагать, что мы не сможем делать это и в будущем.

Большинство людей занимаются только своими ежедневными делами, оставляя эти серьезные вопросы другим. Plus ca change, plus c’est la meme chose. (Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются теми же.)

В первые годы этого столетия появляются признаки мощного стремления к координации руководства от локального уровня до глобального не только среди правительств, а также в бизнесе, среди неправительственных организаций и других групп граждан. Террористические атаки на Соединенные Штаты и последующие акты возмездия вызвали незамедлительные призывы к осуществлению политических реформ с учетом экономических, социальных и экологических проблем, в которых многие видят коренные причины терроризма.

studfiles.net

Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье

академик РАМН, профессор, д.м.н., главный научный сотрудник отдела молекулярной биологии Российского государственного медицинского университета, Москва

Проанализированы социальные причины и патогенетические механизмы, которые в ходе реформ обусловили развитие сверхвысокой и сверхранней смертности лиц трудоспособного возраста, ухудшение физического развития и здоровья детей и подростков и отрицательный естественный прирост населения. Совокупность патологических процессов, вызвавших указанные изменения, точнее всего может быть обозначена как «социальный стресс». Специфическая причина возникновения социального стресса заключается в утрате населением эффективной трудовой мотивации. Хронический социальный стресс приводит к развитию фазы истощения общего адаптационного синдрома, срыву динамического стереотипа высшей нервной деятельности, формированию феномена «запрограммированной смерти организма — феноптоза», а также негативному проявлению повышенной гетерозиготности популяционного генофонда. С этих позиций становится понятной роль нерадиационной составляющей в чрезмерном ущербе здоровью ликвидаторов Чернобыльской аварии, а также причина сокращения срока профессиональной службы лиц опасных профессий и трудового стажа, работающих во вредных условиях труда. Показана возможность количественной оценки интенсивности социального стресса. Обоснованы приоритеты улучшения здоровья населения и выхода из демографического кризиса.

Ущерб, нанесённый реформами здоровью населения страны, получил нелицеприятную оценку Национального разведывательного совета США в докладе: «Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года». В нём говорится, что население России не только сокращается, но и становится всё менее и менее здоровым, а значить, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения.

Реформы длятся 14 лет. Однако нет единого мнения о том, каков лимитирующий фактор, определивший развитие медико-демографического кризиса?

1. Роль нищеты, алкоголизма и других «традиционных» причин

Для ответа на этот вопрос вначале следует прояснить непростые взаимоотношения между бедностью, воспроизводством и здоровьем населения России.

Нищета, возникшая в ходе реформ, наибольшее влияние оказала на снижение рождаемости, так как для большинства семей количество детей стало определяющим фактором бедности.

От бедности пострадали беременные женщины. Они превратились в группу высокого риска в связи с повышением частоты анемий, невынашивания беременности и осложнения родов. Это в свою очередь увеличило число детей, рождающихся больными.

Нищета оказала отрицательное влияние на физическое развитие и здоровье детей. Ускоренное физическое развитие (акселерация) сменилось замедлением физического развития (ретардацией). К тому же, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, нищета породила порядка 2,8 миллиона беспризорных детей, больше, чем после Великой Отечественной войны [21] .

Однако ухудшение материального благосостояния не приобрело решающего значения в подъёме смертности населения. Если бы указанная причина оказалась ведущей, подъём смертности в первую очередь затронул бы самые уязвимые возрастные группы: детей и престарелых. В этом случае темпы роста смертности всего населения были бы больше, чем лиц трудоспособного возраста. Но в действительности имеет место обратное явление: смертность лиц трудоспособного возраста растет быстрее, чем населения в целом [12] (табл. 1).

www.antibiotic.ru

Социальные сети избавят от стресса или прибавят?

Житель плотно населенного города не может избавиться от постоянного чувства напряжения, преследующего человека даже у порога родной квартиры. График дел и планов требует от человека отдачи: с утра он обязан спешно собраться, приготовить завтрак, завезти ребенка в школу, и при этом не опоздать на работу.

Мы сталкиваемся с этим день ото дня, и иногда не в силах изменить ни одного пункта в плотном расписании, составленном на месяцы вперед. Как только человек переступает порог офиса, он сталкивается с надоевшим коллективом, злым начальником и кучей обязанностей.

В попытках уйти от стресса, мы с головой окунаемся в социальные сети, даже не подозревая, что приветливая надпись «добро пожаловать», сотни «друзей» и поток новостного контента усугубляют ситуацию. Некоторые люди утверждают, что стресс становится неотъемлемой составляющей частью жизни каждого человека, однако не стоит соглашаться с этим и закрывать на него глаза.

Постоянный стресс бьет по вашей производительности труда, по физическому здоровью, вредит эмоциональному состоянию.

Большой процент постоянных пользователей социальных сетей, направленных на общение, — подрастающее поколение: студенты вызов, колледжей, а так же ученики школ. Каждый из них уделяет социальным сетям значительную часть личного времени, знакомится с новыми людьми, делится с ними событиями из жизни. Исследования доказали, что помимо утопания человека в трясине интернет сайтов, увеличения количества «друзей», хорошее влияние на психику человека ослабевает. На смену приходит стресс.

Опасность такого стресса заключается в том, что психологическое напряжение снять труднее, чем физическое. Последний можно снять простыми и доступными средствами, например, записавшись на прием к массажисту или посетив спортзал. Психологический стресс не проходит легко, для его устранения требуется немало усилий.

Когда мир впервые познакомился с социальными сетями, то воспринял их, как средство связи с друзьями, которые в данный момент находятся на большом расстоянии. Постепенно невинное развлечение переросло в опасное оружие, с помощью которого можно без проблем следить за жизнью каждого зарегистрированного пользователя. Не прекращающиеся обновления новостных лент не только пробуждают положительные эмоции, но и заставляют человека испытывать гнев и зависть. Сообщения, отправленные другу, не прочитываются, или ответ на интересующий вопрос или предложение побеседовать, не такой, каким человек хотел его видеть.

Ритм сетевой жизни и его негативные последствия

Интернет среда – пространство, где одно событие сменяет другое с бешеной скоростью. Человек, привыкший проводить здесь много времени, теряет привычку ждать. Нажатие на кнопку компьютерной мыши в одно мгновение сменяет смешную картинку другой. Пользователь переходит по сайтам быстрее, чем молоко выливается из разбитой крынки.

Частая переменчивость раздражителей прививает мозгу привычку работать только с неестественно короткими временными отрезками, диктуемыми социальными сетями. В ходе эволюции, человеческий мозг приспосабливался к иным скоростям, интернет, социальные сети стали для него новой и непривычной средой. Пространство виртуальной сети не синхронизировано с естественным ритмом человеческого существа. Отводя взгляд от монитора, мы попадаем в мир, где от нас снова требуют что-то ждать, а терпение стало редким качеством современного человека. Мозг активного пользователя социальных сетей испытывает трудности в восприятии информации, получаемой в обычном жизненном потоке.

Изменение синаптических мозговых связей не пройдет мимо человека, если:

  1. Он проводит в социальной сети больше времени, чем за ее границами.
  2. Он стремится пережить в интернет пространстве все самые яркие эмоции.
  3. Он погружается в виртуальную сеть с раннего детства, когда организм человека, в том числе и синаптические связи, все еще формируется.

Однако губительным фактором для человека является не только высокий скоростной ритм социальных сетей.

Друзья в сети: хорошо или плохо?

Пагубных воздействий такого общения много, однако, некоторые из них распространены в большей степени. Чрезмерный контакт с друзьями из интернета приводит к тому, что человек видит себя, как личность, лишь через мнение остальных людей, выраженное в качестве отзыва. Выложенная в сеть фотография обязана тут же привлечь к себе внимание и вызвать незамедлительную реакцию на свое появление, в противном случае пользователь чувствует себя неуютно.

Люди в сети заботятся об увеличении количества «друзей», чтобы не выглядеть глупо перед коллегами или одногруппниками, что откладывается в голове стереотипом о ценности дружбы, оказывающим влияние и на реальную жизнь. Виртуальная дружба разрушает и искореняет навык построения хороших взаимоотношений между людьми в реальном мире. Зависимые от социальных сетей пользователи воспринимают настоящую жизнь слишком сложной, их сознание возвращается к истокам детства, становится инфантильным.

Жизнь в настоящем действительно трудна, но не каждый пользователь, придя к такому выводу, перестает появляться на улице и испытывает проблемы в общении с реальными людьми. Если ваша работа связана с большим количеством времени, затрачиваемым на интернет и общение в социальных сетях, вы рискуете перестать получать удовлетворение от пребывания в медленной реальности. Ваше психическое здоровье подорвется, вы станете более раздражительным человеком с завышенными требованиями, вы подвержены риску в один прекрасный день не дождаться человека, опаздывающего на встречу, потому что он — обычный человек, а не фотография в социальной сети.

Социальные сети и дети

Социальные сети с многочисленными шутками и смайликами, с неотъемлемым всеобщим почитанием и подарками от неизвестных людей — не самое страшное, что может случиться с взрослым человеком. Настоящий удар по психологическому здоровью интернет способен нанести подростку, особенность возраста которого и без того обеспечивает его проблемами с социализацией, мешает ребенку нормально построить хорошие взаимоотношения с товарищами.

Специалисты в области психологии в один голос твердят, что одного часа в день хватит ребенку, чтобы он ответил на все сообщения «Вконтакте», а так же отыскать на просторах виртуальной сети некоторую полезную информацию. Задача ответственного родителя контролировать время, затрачиваемое ребенком на социальные сети.

Дети, склонные к инфантильности, не теряют этого качества и во взрослой жизни. Такие люди становятся взрослыми только по документам, и никогда не покинут родительский дом, ведь их внутреннему ребенку очень комфортно жить под боком у любимой мамы.

Нет никаких сомнений в том, что социальные сети опасны для психического здоровья человека, но если копнуть глубже, то можно наткнуться и на положительные стороны этого изобретения. Ведь неспроста все в мире находится в постоянном равновесии, смена дня и ночи, философией «Инь-Янь».

Чем хороши социальные сети?

Создание страницы в социальной сети помогает пользователю самоопределиться на самых различных уровнях: от быта до личностных ценностей.

Предпочитаемый жанр музыки, любимое кино, литературный вкус. Принадлежность к религий, политические убеждения, девиз — заполняя данные можно ответить самому себе на вопрос — кто я? Под каким знаменем плывет корабль ребенка по морю социальной жизни, во что он верит?

Такие вопросы способны заставить задуматься даже взрослого и мудрого человека. Подросток, находящийся в постоянном поиске собственного «Я», обязательно столкнется с ними. Ведь еще во времена, когда интернет не был распространен среди населения, школьники создавали толстые тетради, называемые «Анкетой». Автор тетради собственноручно оформлял ее, разукрашивал, составлял вопросы, приклеивал вырезки из журналов. Вопросы различались, где-то они были слишком просты, а иные ребята заставляли задумываться одноклассников над очень серьезными вещами. В далекие времена (восемнадцатый век) каждая барышня имела альбом, в котором подруги и ухажеры записывали стихи или рисовали памятные картинки.

Личность ребенка в переходном возрасте сравнима с куском мрамора в руках скульптора. Для подростка определяющим фактором остается не только то, что он понял, что любит гречневую кашу и рок музыку, а смелость считает нужной чертой характера, ребенок должен сообщить об этом остальному миру.

Эксперименты в ролевой сфере

Образ, составленный заполнением анкеты в социальной сети, не зафиксирован навсегда. Ребенок примеряет на себя роль маленького бунтаря, понимает плюсы и минусы такого поведения, взрослеет и частично меняет информацию о себе, иной раз полностью. На это влияет и общение с другими группами людей, получения внимания от них, или наоборот, игнорирование ими личности. Можно попробовать себя в любой роли, и не обязательно в одной, а затем выяснить, что подходит больше всех остальных.

Ни один человек в мире не смог с первого раза определить кто он, ведь самоопределение — длительный процесс. Он протекает во время контакта с остальными людьми. Виртуальная реальность является широкой площадкой для быстрого и насыщенного общения, где ответы на все вопросы, касательного поведения, ребенок не прекращает узнавать. Он является самым настоящим творцом, имеющим абсолютную власть над своей социальной страничкой. В его руках бесчисленное множество материала для работы с ней.

Потребность в обратной связи испытывают не только дети.

Человек — существо социальное, ему жизненно необходимо видеть, что окружающий мир реагирует на его существование.

Социальные сети дают человеку возможность практически мгновенно видеть мнение остальных о каждом совершенном поступке. Количество друзей, отписавшихся под постом, число оценок «нравится», отзывы, рейтинг популярности — высокая скорость обратной связи в виртуальной паутине позволяет проанализировать свое действие и даже пересмотреть свое мнение касательно его.

Добавление в список контактов огромного числа «друзей» расширяет границы социального поприща, увеличивает шанс получения обратной связи большего размера. Количество комментариев и оценок говорит о популярности хозяина страницы, дает возможность узнать о предрасположенности к общению. Еще одна функция, открываемая социальными сетями — поиск людей, мыслящих так же, как и владелец страницы, что дает ему шанс найти друзей, способных поддержать интересную тему.

Контроль над ребенком

Изучив страничку ребенка, можно узнать много нового о нем: выяснить, чего ему на донном этапе жизни не хватает, проникнуться его мечтами и планами на будущее. Второе преимущество, это шанс укрепить или наладить с ним взаимоотношения. Психологи советуют не переигрывать с этим, ведь каждое действие имеет последствия. Родитель изучает профиль сына или дочери, при этом рискуя переоценить то, насколько хорошо он знает ребенка, а это нанесет вред общению с ним в реальном пространстве.

Ребенок часто оставляет крики о помощи именно на своей страничке в социальной сети, но не найдя понимания среди друзей, решается на необдуманные поступки. Просматривая профиль ребенка, родитель получает шанс заранее предупредить трагедию в семье, поговорив с сыном или дочерью о проблемах.

Вопрос о вреде социальных сетей не может быть закрыт, ведь правы и те, кто считают их воздействие на человека пагубным, и те, кто наоборот видят пользу в виртуальном общении. Интернет становится причиной развития стресса, но он же может спасти человека от депрессии, помочь найти единомышленников, избавиться от одиночества. Обе стороны сошлись в одном: важно знать меру, и тогда риск возникновения проблем уменьшится.

sunmag.me

Социальные стрессы и репродуктивные ориентации

Наличие социально-психологических стрессов, которые могут провоцировать дезадаптацию личности, отклоняющееся поведение, угнетающе воздействовать на физическое и психическое состояние людей, выявлялось по показателям состояния тревожности респондентов, их беспокойства по поводу социальных рисков, возникновения чувства одиночества и угнетенности.

В результате исследования установлено, что чувство очень большой или большой тревоги по поводу неопределенности своего будущего испытывают 71,9% респондентов.

Судя по данным многолетних опросов населения, проводимых Социологическим центром РАГС по общенациональной репрезентативной выборке, состояние неуверенности многих людей в завтрашнем дне приобрело хронический характер (таблица 3).

Распространенность тревог в связи с неясностью будущего(в %)

Стрессовое состояние значительной части населения характеризуется также тем, что 45,4% опрошенных оценивают уровень своего материального достатка ниже черты бедности, когда денег в лучшем случае хватает лишь на основные продукты питания и одежду. Кроме этого, 44,1% респондентов опасаются потери работы, 27,0% -испытывают чувство одиночества.

Такое психическое состояние людей нередко обусловливает распространенность вредных привычек. На вопрос о причинах курения и употребления спиртных напитков 24,5% респондентов-курильщиков и 20,6% потребляющих спиртные напитки дали объяснение "это успокаивает".

Данные опроса дают веские основания для вывода о том, что главным источником стрессов является социальная неустроенность. Например, в группе респондентов, имеющих низкие доходы, в полтора-два раза чаще, чем в высокодоходной группе, проявляется состояние острой психологической тревоги по поводу неясной перспективы существования, чувство одиночества, беспокойство, вызванное возможностью потери работы. Такое нервное состояние, сохраняющееся в течение многих лет, обусловливает широкое распространение аномии общества. Она выражается в амбивалентности (противоречивости) сознания и поведения многих людей, в том числе в отношении к своему здоровью как ценности и главному фактору, определяющему полноценность жизни.

В исследовании отчетливо проявилась статистически значимая связь между психологическим состоянием людей и их социально-демографическими признаками. Стрессы относительно чаще испытывают женщины. Ощущение тревоги по поводу неопределенности будущего и возможности потерять работу сравнительно чаще фиксируется также у представителей старших возрастных групп и респондентов, имеющих детей. Чувство одиночества более остро проявляется в младших возрастных группах респондентов и у тех, кто не состоит в браке.

Как и отношение к здоровью, репродуктивные ориентации населения носят двойственный характер.

На вопрос: "Как Вы считаете по отношению к себе и близким Вам людям, стоит ли в настоящее время заводить детей?" утвердительно ответили 69,3% респондентов, отрицательно — 24,2%, затруднились ответить — 6,5%.

Но на другой наводящий вопрос: "Собираетесь ли Вы иметь ребенка (первого, если у Вас нет детей, еще одного или больше)?" получено следующее распределение ответов (в %):

  • да, при любых условиях — 16,0;
  • да, при наличии необходимых условий (материальных, жилищных и др.) — 21,0;
  • нет — 51,2;
  • затруднились ответить — 10,7.

Представляют интерес следующие зависимости репродуктивных ориентаций и установок:

— в числе тех респондентов, которые состоят в браке, положительные репродуктивные ориентации проявляются в 2 раза чаще,

нежели в группе неженатых и незамужних людей;

— сравнение репродуктивных ориентаций респондентов разных доходных групп показало, что по мере снижения уровня доходов

уменьшается доля тех, кто желает иметь детей;

— наконец, чем больше стрессовых факторов обусловливает состояние нервного напряжения респондентов, тем меньше они

склонны иметь детей.

В результате из числа респондентов, состоящих в официально зарегистрированном браке, только 11,3% выразили безусловную установку на то, чтобы иметь ребенка, 15,2% — считают это возможным при наличии определенных условий, 63,9% категорически против появления в их семьях новых детей и 9,6% — затруднились ответить.

Но и среди тех, кто заинтересован в пополнении семьи детьми или вообще иметь детей, 11,6% указали, что сделать это им мешает плохое состояние здоровья.

studopedia.org

120 способов защиты от стресса

О том, как помочь себе избавиться от последствий негативных переживаний, рассказывает доктор медицинских наук, профессор Татьяна Ивановна ГРЕКОВА.

СОВРЕМЕННАЯ жизнь — «фабрика» по производству стрессов, особенно в условиях активизации терроризма. В подобной ситуации очень важна личная антистрессорная защита. Однако, как показывают исследования, до 80% людей не имеют своих программ выхода из стрессов. Они не пользуются методом ежедневной «отработки» накопившихся переживаний. Известно также, что если стрессорное напряжение не снимать, то это может привести к ухудшению состояния здоровья.

Мы предлагаем разные способы улучшения собственного состояния на фоне напряженной жизни. Каждый из способов вы можете включить в свою личную программу. Методы купирования стрессов часто противоречат друг другу, как и пословицы, и именно в том их мудрость. Например, в одном случае при стрессе можно дать выход чувствам, в другом — пар лучше выпускать вне ситуации.

Среди предлагаемых методов есть 3 группы подходов: расслабляющие тело, избавляющие от эмоционального напряжения и отвлекающие от стрессов. Крупным шрифтом в перечне выделены так называемые «ЗА» — СПОСОБЫ. Все способы входят в те или иные 5 основных принципов защиты от стрессов.

5 основных принципов защиты

1. Изменение ситуации — уход (бегство) от стрессорных привычек и «зубодробительных» обстоятельств. Выявление и устранение причин, порождающих стресс. Подбор стиля жизни без спешки, упрощение, «окольцовывание» жизни в большом числе приятных антистрессорных занятий так, чтобы можно было переключаться с одного на другое. Основная идея: «Хватит жить, будто мне вечно сверлят зубы».

2. Изменение отношения к ситуации, если нельзя ее изменить. Если мы «не смогли» правильно «выбрать» стрессоустойчивых предков, то необходимо считаться со своей стресс-чувствительностью. Есть стрессорные условия, которые от нас не зависят. В отношении их важен правильный деловой, философский и мировоззренческий подход.

3. Подготовка к стрессорной борьбе — укрепление здоровья, уменьшение своей уязвимости. Освоение приемов, которые станут защитной психологической «одеждой», превратят дистрессы в эустрессы.

4. Постоянная помощь через физическую активность, массаж, правильное питание, здоровые привычки, навыки психорегуляции.

5. Помощь фармакологическая, травотерапия.

Итак, 120 шансов выбора приятной реакции на стресс.

Психологические методы, направленные на себя

Взглянуть на стресс с более высоких позиций.

1. Взглянуть на стресс с позиции более высоких ценностей, а не с позиций мелочных разборок.

2. Представить себя СТОРОННИМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ, имеющим объемное — всестороннее, философское — видение ситуации. С данной позиции важно отметить, что немало людей в трудных ситуациях проявляют личное мужество. Неплохо представить себе любого мудрого и сильного человека. Как бы он поступил в моей ситуации? Может, стоит взять пример с него?

3. ЗАКУЛИСИТЬ стресс. Жизнь — мировой театр, и в стрессовой ситуации мы вправе выйти «за кулисы».

4. ВЫЙТИ «НА БАЛКОН» мысленно и «посмотреть» на стресс сверху. Сверху и когда снимешь шоры с глаз, большое и страшное может представиться маленьким и смешным. Все относительно, и тигр может оказаться кошкой. Стоит говорить себе: «Энергия любого стресса, словно крылья, поднимает меня на высоту, с которой все отлично видно».

5. ЗАСАМОЛЕТИТЬ стресс — посмотреть на него с высоты полета самолета, если «балкона» недостаточно. Сверху оценить вероятность грозящих вам горестей и, например, попросить: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Сверху виднее, что по закону больших чисел, к счастью, ужасные вещи случаются редко.

6. ЗАЛУНИТЬ стресс, посмотреть на него другими глазами, будто вы на Луне или свалились оттуда.

7. МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕТ — дистанцироваться мысленно от стресса. Например, мысленно выйти из комнаты, где властвует стресс, или действительно хлопнуть дверью. Предварительно можно пообещать стрессодателям, что пообщаетесь с ними, когда они будут спокойными и объективными.

8. ЗАЕЗДИТЬ стресс — мысленно или в реальности уехать от него на автомобиле, поезде. Или отправить транспортом дальнего следования стрессодателя. И пусть ветер тревог мчится за отъезжающим объектом.

9. Сказать о себе в третьем лице как о человеке постороннем и мудром. Назвав себя по имени, дать себе указание к нужному действию в условиях стресса.

10. Использовать принцип спокойного присутствия, особенно если сомневаетесь, как действовать в стрессовой ситуации. Так проще оценить, что вы можете и хотите сделать в напряженной обстановке.

Ориентир на идею: я император в империи мыслей и чувств

11. ЗАМЕДЛИТЬ темп жизни, создать антистрессовый стиль жизни, исключить спешку, растянуть жизненные изменения во времени, чтоб иметь время для передышки и «понюхать розы». Жить по принципу: «Помню о главном, а второстепенное подождет». Надо преодолевать в себе множественность желаний: всего сразу добиться невозможно. Цели ставятся для того, чтобы жить лучше, а не падать от них.

12. ЗАДЫШАТЬ СТРЕСС в экстренной ситуации. Помогает расслабляющее дыхание — медленный вдох с длинным выдохом. На досуге — «задышать» стресс, вдыхая аромат цветов — ароматических масел.

13. ЗАСКАНДИРОВАТЬ стресс повторением про себя или вслух позитивных утверждений типа: «Чем больше стрессов, тем я спокойнее», «Чем громче выстрелы, тем я мужественнее», «Все будет хорошо» или по М. Жванецкому — «Заткнись, все будет хорошо».

14. ЗАПРЕТИТЬ себе устрашающее мышление. Помогают любые отрезвляющие фразы, особенно начинающиеся со слова «СТОП». Например: «Стоп, светлячок мне показался огнем костра разбойников».

15. ЗАПРЕЗИРАТЬ стресс, активизируя установку на самоотверженность для ликвидации страхов за себя с помощью фраз типа: «Хватит слишком жалеть себя. Тот, кто слишком себя жалеет, может впасть в губительный страх. Многие жертвы кораблекрушения погибли от страха. Я — непотопляем».

16. ЗАСТРАЩАТЬ стресс путем повышения уверенности в своих силах. Увеличивать самооценку с помощью фраз типа: «Я хороший. Я справлюсь. Я вечная скала, о которую разбиваются все стрессы». Адекватная самооценка повышает стрессоустойчивость, защищает от стрессов, обид и гордыни. Вера в себя убивает многие стрессы.

17. Специальный «Список личных достоинств и успехов» поможет повышению уверенности в себе. Он будет облегчать и «предстартовые» стрессовые состояния, напоминая: «Я справлялся раньше, справлюсь и сейчас».

18. ЗАГОТОВИТЬ мысль, фразу, которая будет «греть» и успокаивать в стрессах или взбадривать. Любая, даже наивная мысль может оказаться действенной. Например, перед посадкой в самолет можно повторять: «Творец держит для нас небо в порядке».

19. ЗАГАСИТЬ страсти стресса личным спокойствием. Демонстрация психического равновесия не только является фактором стрессоустойчивости. Когда мы не «заводимся», у нас выбрасывается меньше стрессорных гормонов, а значит, будет меньше вредоносная гормональная буря в организме.

20. ЗАШТРАФОВАТЬ СЕБЯ за «накручивание» стрессов. Например, обязать себя обежать вокруг дома за прегрешение. ЗАПООЩРЯТЬ за антистрессовый стиль жизни. Например, купить себе подарок.

21. ЗАСРАВНИВАТЬ выгодно по принципу выгодного сравнения себя с другими людьми: есть те, кому хуже, чем мне. Я схожу от своего стресса с ума, а кто-то скажет: «Мне б твои проблемы».

22. ЗАВАЛИТЬ стресс «Девятым валом».

23. ЗАПЛАВИТЬ стресс. Потерянную ценность можно загрузить недостатками, отгрузить с нее достоинства, будто переплавить «золото в сталь». Новую жизнь — после потери — загрузить достоинствами, как бы превратить «сталь в золото».

24. ЗАЗИГЗАГОВАТЬ — запутать стресс методом зигзагов-переключений. Иногда надо отойти в сторону от стрессовой ситуации — «отключиться» от нее. Слава богу, для большинства шаг вправо — шаг влево не влечет за собой расстрела. Стоит повторять себе: «Хватит прошибать стены! Надо сбросить «обезьян» со своей шеи».

25. ЗАКОЛЬЦЕВАТЬ собственную жизнь — иметь разные увлечения, «запасные аэродромы».

26. ЗАВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ стресс созданием приятных зрительных картин — положительных мыслеобразов. Например, сидя в кресле стоматолога, представить себе поцелуй любимого.

27. ЗАРАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ стресс. Рациональное осмысление событий хорошо помогает людям-логикам, а визуализация — людям художественного типа. Позитивная визуализация предстоящих событий, мысленная проработка реакций позволяют успешнее пережить их, преодолеть «предстартовые» трудности.

28. ЗАМАСКИРОВАТЬСЯ от стресса в другой реальности. Молитвы, словесно-образные настрои, позитивные, не содержащие сомнений, типа: «Я буду жить сто лет». Уединившись, можно позволить себе даже впасть в детство — пососать соску, поползать… Задача — отвлечься, остановить стрессовый мысленный диалог.

29. ЗАМЕДИТИРОВАТЬ стресс. Медитация, аутогенная тренировка, ментальный тренинг, самогипноз — подойдет любой способ расслабления. На работе краткий сеанс расслабления может проводиться в позе кучера. Многие стрессы перестают быть опасными, если завершаются релаксацией, отрабатываются.

30. ЗАБАРРИКАДИРОВАТЬСЯ мысленно от стресса в «убежище — релаксационной капсуле». Или изолироваться с помощью мысленного построения вокруг себя стены, кокона или мысленно одевая себя в волшебную мантию. Эту «спецодежду» можно как бы «носить» с собой в волшебной сумочке. Условиться: когда я «надеваю» мантию, тигр — стресс превращается в драную кошку.

31. АБСТРАГИРОВАТЬСЯ от стресса в виртуальном мире, например компьютерном.

32. ЗАЧЕМ подставлялись под стресс? Спросить себя, простить себя за ошибку, сделав выводы. И больше «не рубить» хвост событий по частям, «не сеять ветер».

33. ЗАФИГОВАТЬ стресс по компьютерному принципу: «Фигню ввел, фигню получил». Причем фигню в компьютер жизни вводим часто не мы. Значит, мы не ответственны за полученное. Наша ответственность ограниченна.

34. ЗАМУРЛЫКАТЬ стресс пением себе под нос или вслух. Качество исполнения не имеет значения.

35. ЗАПЕТЬ стресс медитационным пением по Ошо Раджнишу. Можно петь любые песни, но с погружением в них целиком. Пение может быть без слов и мелодии.

36. ЗАФИЛОСОФСТВОВАТЬ стресс — защититься антистрессорным мировоззрением, особенно если надо облегчить отношение к ситуации. Доказано: не один стресс, а в сочетании с отсутствием позитивного мировоззрения укорачивает жизнь. Мировоззренческий кризис пагубен… Важен культ принципа реалистичной философии. Иногда она может быть «пофигистской» типа: «Стоп, все относительно. Ну и что из этого? Наплевать! Может быть, мой стресс — не тигр, а драная кошка?» Многое в жизни — вопрос выгод, без которых можно и обойтись. И многое не зависит от нас.

37. ЗАОБЪЕКТИВИЗИРОВАТЬ. Воспринимаю неудачи. Отличаю неудачи от катастрофы, неурядицы — от беды и промах — от крушения всего. «Радуюсь пустякам и не замечаю крупных неприятностей».

38. ЗАОПТИМИЗИРОВАТЬ стресс по принципу позитивности мышления во всем с установками типа: «Я отношусь ко всему легко и просто.

39. ЗАТОКАТЬ стресс по принципу «зато». Я теряю одно, зато обрету другое.

40. ЗАФРАЗИРОВАТЬ стресс рациональным подходом, произнося фразы типа: «Нечего себя накручивать. Хватит драматизировать, сетовать на прошлое и нервничать за будущее. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

41. Способ реалистичного подхода к стрессу по принципу: «Такова жизнь…» Или, например, шутя: «Таков звериный оскал капитализма».

42. ЗАГНУТЬ стресс в бараний рог. Возвеличить гибкость установок: все живое гибко и тем защищено от стрессов. Здесь используется принцип динамичности установок и переоценки того, что не удалось.

43. ПРИНЯТИЕ, особенно неудач, обладает антистрессорным потенциалом. Принятие идет по принципу: «Буду делать как должно, и пусть все будет, как будет. Отдамся воле волн».

44. ЗАВЕРИТЬ себя: «Так или иначе, но добро со временем восторжествует, а зло будет наказано. Это утверждали многие великие».

45. Отойти от устрашающего мышления в вопросе смерти. Жизнь уже потому стрессова, что в ней есть смерть. Вера в бессмертие облегчает подход к смерти. Но и без такой веры важно занять правильную позицию: смерть личная и близких — не катастрофа. Так и должно быть — во многих случаях. Стремление предотвратить преждевременную смерть понятно. Да, жизнь — великая ценность. И только безумцы и зомби не понимают этого. Однако мы не всесильны в несовершенном мире. Наоборот, мы хрупки, особенно — стрессочувствительные. Чрезмерное уныние в вопросах смерти нередко идет от слишком большой любви к себе.

46. ЗАКОЛДОВАТЬ стресс методом волшебных слов. И тем превратить стрессирующие термины в успокаивающие. Например, стрессирующее слово «старость» можно ассоциировать со словосочетанием «Как хорошо быть стариком».

47. ЗАПИСАТЬ стресс в личный дневник, амортизационные письма. Описывать переживания нужно позитивно — с выходом на цели и решения. Только тогда будет польза.

48. ЗАПИСКИ с «поля боя» могут заменить дневник и письма. Короткие записки с описанием стресса и тактики борьбы с ним могут размещаться на видном месте, помогая преодолению трудностей.

49. ЗАВТРА сегодняшние стрессы-монстры покажутся комариным укусом, пустяком, а через неделю забудутся вообще. И нечего слишком переживать из-за сегодняшних неприятностей, завтра будут новые.

50. СДЕРЖАТЬ реакцию на стресс — временно не реагировать активно на него, проявить пассивность, замереть. Может, время все само утрясет? В британской армии не рекомендуется подавать жалобы в день конфликта. «Переспишь» с иным стрессом, и мадам Завтра покажется приятнее, чем ведьма Сегодня. Да что там ночь, уже через час все может перемениться. Помните анекдот: «Я остался один, о горе… Один? Да. Один. Ура, совсем один. »

51. ЗАБУДЕТСЯ со временем многое. И с иными стрессами лучше не бодаться долго, как теленок с дубом. Некоторым натренированным удается быстро вытеснить стресс после его осмысления, рационализации с извлечением опыта, в том числе по недопущению подобного стресса. После отработки — выкинуть из головы, кремировать, а не бальзамировать стрессы, используя фразы типа: «Тебя назвали верблюдом? Плюнь! Поезд ушел. Проехали. Доступ запаролен. Доступ к старому удален». Подобными словами отработать эмоцию, сделать вывод. И потом — не эксгумировать «могилы», не плакать по разлитому молоку. Носить в памяти старый негатив равносильно медленному самоубийству. Это только те, кто собирается жить вечно, имеют время пилить опилки.

52. Часто переживания возникают произвольно, независимо от нашего решения, и тогда их не забыть. В данной более сложной ситуации можно попробовать вытеснять стрессовые мысли, отвлечься. Например, чтобы не думать о «зеленой обезьяне», начать думать о «красной».

54. Осуществить взаимное уничтожение положительных и отрицательных чувств. Расслабившись, вспомните что-то хорошее, одновременно массируя точки, например, на пальце руки. Потом вызовите у себя отрицательные воспоминания. На их максимуме опять массируйте точку. Возникнув одновременно, отрицательные и положительные эмоции уничтожатся.

55. ЗАСТОПОРИТЬ стресс словом «стоп» по принципу: «Стоп, хватит переливать из пустого в порожнее».

56. ЗАЕЗЖЕННОЙ пластинкой повторять себе: «Я сильный, я умный, я справлюсь как надо». Принцип делового реагирования на стресс. Принцип может рассматриваться в узком и широком плане. Один из планов — сублимация энергии стресса в конкретные дела.

57. ЗАКООРДИНИРОВАТЬ стресс в системе координат «Отношения — дела»: использовать стресс на пользу оптимизации отношений и дел.

58. Превратить стресс в объект исследования — стать Эйнштейном в стрессе, вспомнив, что все относительно.

59. ЗАСТИМУЛИРОВАТЬСЯ от стресса — по-деловому попробовать превратить подложенную жизнью свинью в свинину, а лимоны — в лимонад.

60. ЗАЦЕЛИТЬСЯ на решения проблем в условиях стресса. ЗАЦЕЛЕСООБРАЗИТЬ сложившуюся ситуацию. Свои проблемы через решения установить на мишени результатов. Приспособить стресс для достижения результатов. Например, сказать себе: «Раз так сложилось, я могу себе позволить то-то и то-то».

61. ЗАКОГДАЧИТЬ стресс по принципу: «Когда такие обстоятельства, я должен…» Далее перестроиться по-деловому, сообразно ситуации.

62. ЗАПАХАТЬ стресс любым отвлекающим трудом так, чтобы переживать стало некогда. Замечено, что число самоубийств возрастает в периоды застоя, а не когда все заняты выживанием. Глупости приходят в голову и от безделья.

63. ЗАШИТЬ стресс — сшить себе обновку. Некоторые умельцы шьют себе платье за день и утверждают, что тем лечатся от тревог. Сделать вообще то, что порадует вас: просмотреть старые фотографии, любимый кинофильм, приготовить любимое блюдо.

64. ЗАВЯЗАТЬ стресс — монотонность и однообразие движений при вязании успокаивают.

65. ЗАСТОЛЯРНИЧАТЬ, ЗАСЛЕСАРНИЧАТЬ стресс — утилизировать энергию стресса в полезное дело.

66. ЗАСТИРАТЬ, ЗАМЫТЬ стресс. Можно представить, что с грязной водой во время стирки, мытья посуды утекают и ваши волнения.

67. ЗАСОЗИДАТЬ стресс творческим полетом. Любая творческая работа поднимает нас над стрессами, будто самолет над землей. Она является альтернативой личным тупикам, делает нас почти непотопляемыми, малоуязвимыми. Увлеченные чем-то люди-чудаки живут дольше и меньше страдают от стрессов. Установка на созидательность — отлично, однако не надо путать свою энергию с бессмертием. И все же это великолепно — из зла делать добро. Из добра добро сделает каждый, но лишь творческие люди могут сделать, казалось бы, невозможное. Полезен принцип абсолютной утилизации стрессов, хотя бы в виде извлечения из них уроков.

68. ЗАЭФФЕКТИВИТЬ стресс по принципу высокой эффективности. Не только утилизировать стресс в делах, но и достичь особой эффективности благодаря энергии стресса. Так, иные женщины после стрессового развода для отвлечения уходили в работу и достигали в ней высот.

69. ЗАРЕНТАБЕЛИТЬ стресс по принципу «цена успеха — цена стресса». Правда, для стрессочувствительных людей часто выгодней отказаться от успеха, достигаемого слишком высокой стрессовой ценой.

www.nedug.ru