Список литературы для заикания

5. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 3-20.

8. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М. — 1966.

9. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуля-торных расстройств. С-Пб. — 1995.

12. Вербовая Н.П., Головина О.М.,Урнова В.В. Искусство речи. М. —1977.

14. Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. — 1990.

15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. — 1959.

19. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М. — 1960.

20. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958.

21. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. М. — 1990.

22. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. —1970.

23. Драпкин Б.3. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. М. — 1984.

24. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-1992. С.38-50.

25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

26. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М.И. — М. — 1989

27. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992.

28. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. М.—1974.

30. Калачева И.О. Использование семей ной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. М.—1992. С. 100-107.

32. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Лубенская А.И„ Оганесян Е.В. М.— 1980.

34. Кочеткова И.И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.

39. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:

Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. — 1979.

41. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. — 1994.

43. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:

45. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. // М. — 1988.

47. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореаби-литации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

49. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для специальных дошкольных учреждений. М. — 1983.

50. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М.— 1998.

51. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

52. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.М. — 1995.

55. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М. — 1995.

56. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. / Методические рекомендации. М. — 1997.

57. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992. С.20-37.

59. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.

60. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г.В. М., 1984.—С. 98-106.

61 Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. М. — 1965

63 Чистякова М И. Психогимнастика М — 1990.

64 Шкловский В.М Заикание М — 1994.

studfiles.net

1. Андронова, Л.З., Арутюнян, М.А., Александровская, А.С. О влиянии пения на заикание // Дефектология. — 1987. — №4. — С.49 — 53.

2. Андронова, Л.З., Яхно, В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании // Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986. — 156с.

3. Арефьева, Э.А. Подобед, С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. // Дефектология. — 2005. — №5. — С.61-64.

4. Асатиани, Н.М., Белякова, Л.И., Калачева, И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — №1. — С.25-30.

5. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. — 2001. — №4. — С.49-53.

6. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.

7. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1977. — 96с.

8. Брагинская, К. Досадные запинки // Здоровье детей. — 2000, Янв. (№1 — 2). — С.12 — 13.

9. Буянов, М.И. Заикание у подростков. — М.: Просвещение, 1989. — 173с.

10. Волкова, Л.С. Логопедия Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — М., Владос, 2007. — 431с.

11. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. — 180с.

12. Волкова, Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С.26 — 58.

13. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. — 2000. — №5. — С.66 — 71.

14. Гончарова, Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошкольное воспитание. — 1998. — №3. С.82-85.

15. Дефектологический словарь / Глав. Ред.А.И. Дьячков. — М.: Педагогика, 1970. — 504с.

16. Дьякова, Е.А. Особенности чтения вслух у взрослых заикающихся // Дефектология. — 2000. — №6 — С.23-28.

17. Дубровская, С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 3-16с.

18. Калягин, В. Если ребенок заикается. — СПб., 1998.

19. Карвасарский, Б.Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990.576с.

20. Карпова, Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. — 2006. — №4. — С.70-82.

21. Карпова, Н.Л. и др. Практически ориентированные исследования в логопсихотерапии/ Н.Л. Карпова, А.А. Кисельников, Н.В. Волкова, Л.М. Пастушкова // Дефектология. — 2006. — №4. — С.18-28.

22. Кён, Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. — С.67-69.

23. Крапивина, Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста // Дефектология. — 1998. — №4. — С.80-83.

24. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы: Руководство. — М.: Медицина, 1997. — 352с.

25. Кузьмина, М. Заикание // Школьный психолог. — 2000. — Сентябрь, №35. — С.6-7.

26. Лагузен, Х. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. — С.74-75.

27. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1967. — 349с.

28. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учебное пособие/ Под ред.В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 128с.

29. Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. — С.74-76.

30. Логопедия: Учебник / Под ред.Л.С. Волковой. — М.: Владос, 1999. — 528с.

31. Лохов, М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — СПб.: Наука, 1994. — 188с.

32. Лохов, М.И., Фесенко, Ю.А., Рубина, Л.П. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза в контексте общей терапии моносимптоматических пограничных психических расстройств детского возраста // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. — 2005. — Т.02, №1. — С.56-61.

33. Лукашевич, И.П. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиология синдрома заикания // Дефектология. — 2000. — №5. — С.9-15.

34. Макаускене, В., Орзекаускене, Ю. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников // Дефектология. — 2005. — №2. — С.70-74.

35. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 1997. — 304с.

36. Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей: Практическое пособие для логопедов и родителей. Казань: Лиана, 1999. — 112с.

37. Миссуловин, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. — СПб.: Союз, 2002. — 318с.

38. Набиева, Т.Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. — 2000. — №1. — С.18-23.

39. Набиева, Т.Н. Пути устранения мышечной патологии при заикании // Дефектология. 2000. — №6. — С.28-36.

40. Неткачев, Г.Д. Клиника и психотерапия заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. — С.77-79.

41. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. — М. 1983.

42. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. — М.: Аркти, 2002. — 340с.

43. Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е. Левиной. — М.: Педагогика, 1967. — 240с.

44. Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — М.: Просвещение, 1995. — 176с.

45. Пировская, В. Кому нужен логопед? // Здоровье детей. — 1998. — №17-18. — С.15.

46. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. — СПб.: Союз, 2001. — 287с.

47. Правдина, О.В. Логопедия. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1973. — 272с.

48. Рау, Е.Ф., Синяк, В.А. Логопедия. — М., 1969. — 340с.

49. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 36с.

50. Садовникова, Е.Н., Рау, Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников // Дефектология. — 2001. — №2. — С.69-76.

51. Селиверстов, В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.С. С. Ляпидевского. — М., 1969. — 194 с.

52. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие. — М.: Владос, 2000. — 208с.

53. Сикорский, И.А. О заикании // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С.83-85.

54. Скрынник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. — 1996. — №5, №6, №8, №9.

55. Тартаковский, И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. — С.80-82.

56. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. — 2003. — №3, — С.34-38.

57. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1989. — 223с.

58. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I / под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С.71-73.

59. Чевелева, Н.А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М.: 1968. — С.229 — 271.

60. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966. — 96с.

61. Черныш, В.В., Блудов, А.А. Заикание.net. Лечение заикания у детей и взрослых. — СПб.: Наука и техника, 2008. — 152с.

62. Шкловский, В.М. Заикание. — М., 1994. — 248с.

63. Шуберт, М.Е. Психогигиенические и неврологические исследования // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I /Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С.70-73.

64. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. — М., 2008. — 110с.

65. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1980. — 104с.

studbooks.net

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.—1975.

2. Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. М. — 1993.

3. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М. — 1983. С. 180-221.

4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. С.88-94.

7. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997. С. 156-169.

10. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М— 1992. С. 76-87.

11. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. — Медицина. — 1974.

13. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986. С. 37-45.

16. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983.

17. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

18. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.—1984.

29. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 1987.

31. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М.— 1984.

33. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М. — 1985.

35. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ.И.—М.—1992. С.126-141.

36. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989. С. 5-24.

37. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. — С.3-22.

38. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

40. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — 1989.

42. Лурия А.Д. Основы нейропсихологии. М. — 1973.

Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.. М. — 1985.

44. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. — 1975. С. 23-135.

46. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. — 1960.

48. НосенкоЭ. Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев.— 1981.

53. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. М. — 1965.

54. Pay Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. М.— 1992.

58. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—1994.

62 Чевелева Н А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения М — 1978

65 Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209.

66 Ястребова А В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М — Просвещение 1980.—С. 5-14

pedlib.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изучение заикания имеет многовековую историю. Много исследований было посвящено вопросу понимания этиологии данного нарушения, которые проводились специалистами разных областей знаний: врачами, психологами, неврологами. Впервые на данную проблему обратили внимание ученые Древней Греции (V в. до н. э.). Именно там и был введен термин balbuties («заикание»), под которым понималось «расстройство речи, зависящее от спазмов в разных отделах речевого аппарата» [5, с. 932]. Еще ранее этот недуг называли “battarismus” в честь киренского царя Батта, который постоянно повторял первый слог слова [4, с. 5].

Гиппократ был первым, кто обратил внимание на проблему заикания с медицинской точки зрения. Он описал данное нарушение и попытался объяснить причины логоневроза. В качестве основной он указывал образование влажности в головном мозге и относил данное недоразвитие не к речевым нарушениям, а к разряду болезней [6, с. 680]

В противовес точки зрения Гиппократа выступал Аристотель, который, напротив, считал, что в основе нарушения речеобразования лежит не патология головного мозга, а особенности строения периферического речевого аппарата, то есть строение зубочелюстной системы, наличие укороченной уздечки, неправильный свод твердого неба [10, с. 1096].

Хотя мало известно о методиках коррекции заикания в древности, сохранились сведения, что самым распространенным был ортопедический метод избавления от данного нарушения. Оратор Демосфен для совершенствования речи использовал следующие приемы данного метода: он набирал несколько камешков в рот и громко проговаривал предложения, декламировал стихи на берегу моря под шум волн [11, с. 270]. Таким образом, недуг был побежден. В это же время, примерно в I в. до н. э., были проведены первые попытки лечения логоневроза при помощи хирургического метода, который заключался в том, что делались небольшие надрезы языка с целью увеличения его подвижности [12, с. 185].

В эпоху средневековья изучением данной проблемой ученые не занимались. Медики придерживались тех теоретических и практических позиций по данному вопросу, которые были предложены еще в древности [6, с. 680].

К началу XVIII века изменилось понимание этиологии данного нарушения. Под заиканием стали понимать недоразвитие речи вследствие органических поражений периферического речевого аппарата. Так, известный итальянский анатом Д. Д. Санторини связывал возникновение заикания с наличием отверстия в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь, вследствие чего затрудняет речь [7, с. 315].

В работах немецкого профессора Йозефа Вутцера проводится мысль о том, что возникновение логоневроза обусловлено патологическим углублением нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении [7, с. 315].

Французский ученый Эрве-де-Шегуан раскрывает собственное понимание причин логоневроза, говоря о неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плот­ным прикреплением его короткой уздечкой [7, с. 315].

В это время на практике также использовались ортопедические методы коррекции заикания: больному подкладывали деревянную пластину в форме дуги под язык, использовали распорки для губ, специальные накладки на зубы, язычный «нажиматель» и т. д. Все эти методы механически воздействовали на органы артикуляции, избавляя от заикания [2, с. 86].

В литературе XIX века существовали различные, подчас противоречивые, взгляды по данной проблеме. Так одни исследователи считали, что причиной данного речевого расстройства является неправильное строение периферического речевого аппарата, другие рассматривали логоневроз как невротическое расстройство, а третьи говорили о связи заикания с нарушением мыслительной деятельности.

Немецкий врач – анатом, патолог Иоганн Фридрих Меркель раскрывает собственное понимание механизма данного нарушения. Медик был убежден, что причина заикания кроется в слабости мышц речедвигательного механизма [12, с. 185]. Швейцарский врач Р. Шультесс и английский физик Н. Арнот рассматривали заикание как невротическое расстройство, проявляющееся в судорожном сокращении мышц голосового аппарата. Поэтому при коррекционном воздействии на заикающегося Р. Шультесс использовал на практике психотерапевтические методы.

Ряд французских врачей выдвигали различные предположения по поводу этиологии логоневроза. Врач Ж. Итар и немецкий хирург И. Диффенбах считали, что причиной логоневроза является сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта. Анализируя данную проблему, В. Вуазен пришел к выводу о том, что в основе механизма данного недуга лежит нарушение в работе центральной нервной системы. Согласен был с мнением предыдущего ученого Коломба де л`Изер, который связывал появление заикания с особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие нарушения иннервации. Медик Л. Дело излагает свой подход к пониманию этиологии данного нарушения. Он выделяет ряд причин, которые могут спровоцировать заикание: это и нарушение звукопроизношения (при возникновении ротацизмов, ламбацизмов, сигматизмов), и нарушение в работе головного мозга, и органическое поражение голосового аппарата. Л. Дело первый из исследователей заметил, что у заикающегося присутствует сосредоточение акустического внимания к своей речи [6, с. 680].

Впервые в это время возникли иные точки зрения на проблему возникновения заикания, которые не были связаны ни с невротическими нарушениями, ни с анатомофизиологическими. Так, французский проповедник Гарцгероде Блюме отмечал в своих записях, что речь человека связана с его мыслительной деятельностью. В качестве причины заикания Г. Блюме выделял феномен «непоспевания» органов речи за мыслями человека, вследствие чего возникает некое напряжение, которое провоцирует судорогоподобное состояние мышц периферического речевого аппарата.

В XIX веке наиболее популярен был хирургический метод избавления от логоневроза. В 1841 году в Германии врач И. Диффенбах усовершенствовал хирургические метод лечения заикания. Считая, что причина нарушения заключается в судорожных сокращениях дыхательного аппарата, который сообщается с языком, врач делал надрезы языка или удалял его части. Но эффект воздействия был кратковременный, и нарушение вновь появлялось. [16, с. 75]

К концу XIX началу XX века сложилось три основных теоретических направления возникновения логоневроза:

1. Заикание, обусловленное слабостью речевых центров, вследствие которых возникают судороги периферического речевого аппарата (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль);

2. Заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер);

3. Заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер) [13, с. 160].

Немецкий врач Г. Гутцман, исследуя этиологию заикания, пришел к выводу о том, что в основе нарушения лежат расстройства двигательного периферического и центрального аппарата. Вследствие данных нарушений, по мнению автора, появляются судороги во время речи, которые рассматривались ученым как непроизвольные. Медик применял в работе с заикающимися дидактические приемы, которые заключались в использовании специально подобранных речевых игр и упражнений [17, с. 820].

Рассматриваемая проблема была проанализирована немецким ученым Э. Фрешельсом, который считал, что логоневроз вызван судорожными сокращениями мускулатуры голосового и артикуляционного аппарата, проявляющиеся в начале или середине речи и заставляющие больного запинаться на каком – либо звуке или группе звуков. Данные сокращения, по мнению ученого, возникали как следствие нарушения психики больного, которое выражалось в изменениях ассоциативной деятельности, а сам речевой дефект назывался «ассоциативная афазия». Э. Фрешельс использовал психотерапевтические методы воздействия на заикающихся, которые заключались в воздействии на психическую сторону личности. В основном это были различные формы внушения [14, с. 396].

Анализ работ немецкого ученого Т. Гепфнера позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим автором. Исследователь также считал, что данное расстройство речи носит психологический характер, а именно оно обусловлено осознанием ребенка своих речевых несовершенств. При коррекции логоневроза Т. Гепфнер пользовался теми же методами и приемами, что Э. Фрешельс [12, с. 185].

Противоположной точки зрения придерживался австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер, который называл заикание «психическим инфантилизмом», то есть при столкновении с травмирующей ситуацией человек мысленно стремится отправиться в детство, вследствие чего вновь могло появиться данное нарушение. Исследователь при коррекции использовал психотерапевтические методы воздействия на больного [1, с. 256].

Примерно в это же время, когда А. Адлер разработал свою теорию, которая касалась этиологии логоневроза, в 1937 году немецким психиатром Генрихом Шульцем был предложен метод аутогенной тренировки. Данная методика сначала практиковалась только в психологии, затем ее стали применять при коррекционной работе с заикающимися. Методика основана на одном из свойств человеческого сознания, а именно внушаемости. После использования данного метода люди говорили: «Я сам внушил себе, что не могу выступать. Когда я один, я говорю свободно, значит, я могу говорить свободно всегда» [3, с. 69]. Данный метод пользовался большой популярностью. Но последователи Г. Шульца сократили время занятий. Сокращенная аутогенная тренировка не позволяла пациенту в полной мере использовать на занятиях визуализацию и воображение, которые лежали в основе данной методики, поэтому данный метод стал малоэффективен и перестал использоваться в мировой практике [8, с. 568].

В середине XX века начинается более глубокое изучение данного вопроса. Формируется направление, ставящее своей главной задачей изучение взаимоотношения заикающихся с окружающей сре­дой. Данными исследованиями в основном занимались американские ученые: Ward, Conlon, Fhile, Bar, Gould, Engel, Hadley. Результаты исследований имеют большую практическую значимость при создании среды, в которую помещают больного во время лечения. Так, исследования Gould Е. показали, что не всякая тишина влияет на заикающегося положительно. Многие пациенты жаловались на то, что «некоторая» тишина вызывает у них чувство беспокойства, вследствие чего появлялись новые приступы заикания [4, с. 5].

Другое направление, популярное в то время – это изучение возникновения логоневроза с генетической точки зрения. В частности, было установлено, что конкордантность по заиканию родных братьев и сестер составляет 18%, дизиготных близнецов — 32%, а монозиготных близнецов — 77%. Степень риска для детей заикающегося мужчины была оценена так: для девочек — 9%, для мальчиков — 22%. Те же показатели для детей заикающейся женщины: 17% и 36% соответственно [15, с. 71].

В работах американского ученого K. Kidd проводится мысль о том, что возникновение заикания в семье возрастает в четыре раза, если хотя бы один член семьи страдает данным нарушение речи. Также K. Kidd показывает, что логоневроз наследуется по вертикали, т. е. от заикающегося мужчины предрасположенность к данному нарушению передается через его дочь к внукам. Данной точки зрения придерживаются и другие авторы: E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose. В частности, N. Cox в 1997 году исследует группу студентов Иллинойского университета, результаты исследования показали, что мужчины чаще страдают заиканием, чем женщины. Американский исследователь Dennis Drayna более подробно изучил наследственную предрасположенность к логоневрозу. В исследованиях, опубликованных в 2010 году на базе Национального института здравоохранения США, указывается на то, что «ген заикания» находится в I, XII и XVIII парах хромосом [9, с. 80].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучением такого речевого нарушения как логоневроз ученые занимаются давно.

В древности было два основных направления понимания этиологии заикания: возникновение нарушения вследствие образования влажности в головном мозге (по Гиппократу); нарушение речи как следствие особенностей строения периферического речевого аппарата (по Аристотелю).

В эпоху Средневековья не был внесен вклад в изучение данной проблемы.

С XVIII века заикание понималось как нарушение, в основе которого лежит неправильное строение периферического речевого аппарата. (Д. Д. Санторини, Й. Вутцер, Эрве – де — Шегуан)

В XIX веке логоневроз рассматривался учеными как речевое недоразвитие вследствие невротических (Ж. Итар, В. Вуазен, Коломба де л`Изер), артикуляционных (Л. Дело, И. Меркель), психологических (Г. Блюме) нарушений.

На рубеже XIX-XX веков сложилось три основных направления понимания причин возникновения нарушения: заикания, обусловленное слабостью речевых центров (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль); заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер); заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер).

С середины прошлого столетия благодаря американским ученым был сделан настоящий прорыв в изучении данной проблемы. В частности сложилось два направления работы: изучение влияния окружающей среды на заикающихся; исследование данного речевого нарушения с генетической точки зрения.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что взгляды исследователей на возникновение такого речевого нарушения как заикание были различны и менялись на протяжении времени. В настоящее время этиология данного нарушения продолжает изучаться учеными.

nauchforum.ru

Что читать детям? Список рекомендованных книг с 1 по 11 класс.

Список книг на лето для 1- 2 классов

Г.Х. Андерсен. Сказки.

Дж. Барри. "Питер Пэн и Венди"

Басни И.А.Крылова. ("Как осел петь перестал", "Кукушка и петух", "Ворона и лисица").

В. Бианки Рассказы ("Плавунчик", "Кто чем поёт", "Красная горка", "Аришка-трусишка", "Первая охота")

Е.И. Благинина "Чудесные часы".

А. Волков. "Волшебник Изумрудного города" (6 книг)

Даль В. И. "Старик-годовик", "Девочка-Снегурочка", "Лиса-лапотница"

В. Драгунский. "Он живой и светится", "Денискины рассказы"

Дурова Наталья. "Рассказы о дрессированных животных"

Б.С. Житков. Рассказы ("Помощь идет", "Мангуста", "Про слона", "Про обезьяну", "Как слон спас хозяина от тигра")

Б. Заходер "Книги о весне"

В. Катаев. "Дудочка и кувшинчик",. "Цветик — семицветик"

Р. Киплинг. Сказки, "Книга джунглей"

С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Ян Лари. "Необыкновенные приключения Карика и Вали"

А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон", "Пеппи -Длинный чулок"

Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне"

К. Паустовский. "Стальное колечко"

Е.И. Пермяк. Рассказы ("Торопливый ножик", "Смородинка", "Волшебные краски", "Две пословицы", "Четыре брата")

М.М. Пришвин. "Рассказы о природе"

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане" и другие сказки.

Э. Распэ. "Приключения барона Мюнхаузена"

Эно Рауд. "Муфта", "Полботинок и Моховая борода"

Д. Родари. "Приключения Чипполино"

Г. Скребицкий. Рассказы

Н. Сладков Рассказы ("Всему своё время", "Суд над декабрём", "Лиса плясунья")

В.Г. Сутеев. "Сказки и картинки", "Сказки и басни о животных", "Палочка- выручалочка", "Яблоко"

А.К. Толстой. "Золотой ключик или приключения Буратино"

П. Траверс. "Мери Поппинс"

Е.И. Чарушин. Рассказы ("Кошка Маруська", "Томка", "Тюпа, Томка и сорока").

К.И. Чуковский. "Стихотворения, загадки, сказки", "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино Горе".

Э. Шим. "Чем встречают весну?"

Туве Янсон. "Муми-тролли"

Список книг для 3-4 класса

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

В. Бианки. Рассказы и сказки.

Е. Велтистов. «Приключения Электроника», «Рэсси», «Миллион и один день каникул»

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (6 книг)

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

В. Драгунский. «Он живой и светится», «Денискины рассказы»

Б.С. Житков. «Помощь идет», «Мангуста», «Про слона», «Про обезьяну», «Как слон спас хозяина от тигра»

Б. Заходер «Книги о весне», «Серая звездочка»

Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»

А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Витя Малеев» и другие

Одоевский. «Городок в табакерке»

К. Паустовский. «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Тёплый хлеб», «Кот-ворюга»

А.С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» А. Приставкин «Портрет отца»

М.М. Пришвин. «Рассказы о природе», «Лисичкин хлеб».

А. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино», «Детство Никиты»

Е.И. Чарушин. «Кошка Маруська», «Томка», «Тюпа, Томка и сорока», «Большие и маленькие».

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Дж. Барри. «Питер Пэн и Венди»

Р. Киплинг. Сказки, «Книга джунглей»

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Ян Лари. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи -Длинный чулок»

О. Пройслер – Крабат. «Легенды старой мельницы», «Маленькая баба-яга», «Маленькое привидение»,. «Маленький водяной»

Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»

Д. Родари. «Приключения Чипполино»

Э. Сэтон-Томпсон. «Рассказы о животных»

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

О. Уальд. «Кентервильское привидение»

Список книг для чтения для 5-6 класса

В. Аксенов. «Мой дедушка-памятник»,«Сундучок, в котором что-то стучит»

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет», «Белогрудка»

А. Беляев "Остров погибших кораблей"

В.П. Беляев. «Старая крепость"

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь или утопленница», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место»

В. Драгунский. «Человек с голубым лицом»

Ф.И. Искандер "Детство Чика"

В.П. Крапивин. «Та сторона, где ветер», «Мальчик и шпага»

Н. Островский. "Снегурочка"

К.Г. Паустовский. «Резиновая лодка»

К.М. Симонов "Мальчишка на лафете", "Сын артиллериста". (стихотворения)

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой»

А. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»

О. Генри. «Вождь краснокожих»

А. Конан Дойл. «Белый отряд»

А. Конан Дойл. «Затерянный мир»

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»

К. С. Льюис. «Хроники Нарнии»

М. Рид. «Всадник без головы»

Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер».

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»

М. Твен. «Укрощение велосипеда», «Приключения Гекльберри Финна»,«Мои часы»

Список книг для 7 класса

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», повести из сборника «Миргород»

А.К. Толстой «Князь Серебряный»

М. Горький. «Сказки об Италии»

В.Г, Короленко "Слепой музыкант", "Парадокс

Ч.Диккенс "Жизнь и приключения Оливера Твиста

Р. Брэдбери «Все лето в один день», «И тогда грянул гром»

У. Голдинг — Повелитель мух

С. Лем — Звездные дневники Иона Тихого

А. Толстой — Гиперболоид инженера Гарина, Аэлита

Р. Хайнлайн — Дверь в лето и другие

Список литературы для 8 класса

Твен М. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

С. Лем. Звездные дневники Иона Тихого».

Список книг для 9 класса

А.С. Пушкин. Маленькие трагедии, Повести Белкина, Евгений Онегин.

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

Жан Батист Мольер. Мещанин во дворянстве.

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев, Золотой теленок.

Список книг для 10 класса

Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»,

И.А. Гончаров. «Обломов» (фильм «Несколько дней из жизни Обломова»)

И.С. Тургенев. «Записки охотника»

А.Н. Островский. «Бесприданница» (фильм «Жестокий романс»)

А.Н. Островский. «Доходное место»

А.Н. Островский. «Волки и овцы» и др.

Н.С. Лесков. «Очарованный странник»,

Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»

Н.С. Лесков. «Человек на часах»

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

М.Е. Салтыков-Щедрин. « Господа Головлевы»

Л.Н. Толстой. «Война и мир» фильм С. Бондарчука

Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»

Бр. Стругацкие. «Град обреченный»

Ф.Искандер. «Кролики и удавы»

Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»

статья Б. Эйхенбаума. «Как сделана «Шинель» Гоголя».

П. Вайль, А. Генис. «Родная речь».

Список литературы для 11 класса

Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль", Челкаш, Макар Чудра

Толстой А.Н., Хождение по мукам.

Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой"

Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников"

Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича"

Ч. Айтматов. «И дольше века длится день. ».».

В. Шаламов « Колымские рассказы», В.Шукшин (по 2-З рассказа)

Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели. ", «Йорик», «Кысь»

www.orionfuture.org

Список литературы, рекомендованной для чтения во 2 классе

Список книг для детей, перешедших во второй класс.

Первоклассники только начали знакомство с «большой» литературой. И от того, с чего и как начнется этот путь в страну книг, зависит, станет ли подрастающий человек читателем, сформируется ли у него та потребность в чтении, которая необходима для развития лучших качеств личности.

Мы предлагаем вам перечень книг, которые рекомендовано читать детям во втором классе летом и в течение всего учебного года.

Для уроков внеклассного чтения

  • Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».
  • Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».
  • Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.
  • Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».
  • Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».
  • В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».
  • Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».
  • В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».
  • М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».
  • Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».
  • Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».
  • Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»
  • Г. Снегирев. «Про пингвинов».
  • Рассказы о детях и для детей.

  • Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»
  • Русская классическая поэзия. Басни.

  • А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье. «, «В тот год осенняя погода. «, «Уж небо осенью дышало. «, «За весной, красой природы. «, «Опрятней модного паркета. «
  • С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы. «
  • Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. «, «Весна».
  • А.А.Фет. «Ласточки пропали. «
  • И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».
  • Н. Некрасов. «Саша».
  • И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает. «
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    • С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

    Для самостоятельного чтения

    1. Малые жанровые формы.
    2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».
    3. Богатырские сказки.
    4. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
    5. Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».
    6. В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»
    7. Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».
    8. Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»
    9. Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».
    10. Б. Поттер. «Ухти-Тухти».
    11. Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».
    12. Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».
    13. А. Толстой. «Приключения Буратино».
    14. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
    15. М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».
    16. Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «
    17. И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».
    18. В. Осеева. «Сыновья».
    19. В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения".
    20. Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».
    21. Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».
    22. Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».
    23. В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».
    24. Н. Рубцов. «Привет, Россия. «, «У сгнившей лесной избушки. «
    25. Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».
    26. Э. Мошковская. «Я маму мою обидел. «.
    27. И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».
    28. А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».
    29. А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора. » «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца. » «Разлука». «Одиночество».
    30. Г. Остер. «Сказка с подробностями».
    31. Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»
    32. А. Старостин. «Куликовская битва «
    33. Я. Тайц. «Приказ»
    34. А. Приставкин. «Портрет отца»
    35. www.7ya.ru