Список литературы стресса

Стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, ПТСР

Стресс (от англ. stress — напряжение) — 1) неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г.Селье); 2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров — значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.372].

Стрессовое расстройство посттравматическое (ПТСР) (posttraumatic stress disorder) — психическое состояние человека, характеризующееся комплексом взаимосвязанных признаков (симптомов), возникающих у человека как следствие экстремального травматического стрессового воздействия. К травматическим событиям относятся: участие в боевых действиях, насильственные нападения на личность (сексуальное или физическое насилие, ограбление, групповое нападение), киднеппинг, пребывание в качестве заложника, террористические нападения, пытки, содержание в качестве военнопленных, разного рода катастрофы, ситуации, когда человеку ставится диагноз неизлечимой, опасной для жизни болезни и т.п. ПТСР может быть особенно тяжелым и длительным, когда его причиной являются действия других людей (например, изнасилование). Для определения выраженности ПТСР у человека используются специальные диагностические критерии, внесенные в американский диагностический психиатрический стандарт (DSM-IV), а также в международный классификатор болезней (МКБ-10). [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.372].

  1. Анашкина А.В. Посттравматический стресс у родителей ожоговых детей // Семейная психология и семейная терапия. — 2001. — №1.
  2. Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Петрюк И.Т., Цыганенко А.Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний.- Харьков: Основа, 1995.- 276 с.
  3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. — 1996. — Т.17. — №4.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 128 с.
  5. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. — Киев: Здоров`я, 1983. — 136 с.
  6. Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб., 1996.
  7. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 112 с.
  8. Гринберг Дж.С. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  9. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988.
  10. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. — 1998. — № 3. — С. 50-56.
  11. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. — М.: Моск. кадровый центр, 1990. — 32 с.
  12. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 2.
  13. Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. — СПб.: Ин-т Гармония, 2001.
  14. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. — Владивосток, 1977.
  15. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4.
  16. Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983.
  17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.
  18. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология // Природа. — 1989. — №7.
  19. Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы // Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе: Материалы Всероссийского симпозиума. — М., 2001.
  20. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ.. — М., 1981.
  21. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. И.В. Савельевой. — М.: Шанс. — ?
  22. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. — М.: Наука, 1970. — 200 с.
  23. Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. — М.: Радекс, 1995.
  24. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 11. — С. 2-16.
  25. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. — М., 1993.
  26. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.
  27. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск: Наука, 1983.- 234 с.
  28. Перес Л.Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. — М., 2001.
  29. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5.
  30. Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. — 1996. — №1-2.
  31. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапия, 2000.
  32. Работа с вторичной травмой // Конфликт и травма. Актуальные вопросы оказания помощи при травматичеких и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. — СПб., 2002.
  33. Ротштейн В.Г. Посттравматический стрессовый синдром // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М., 1999.
  34. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом. — Воронеж: НПО МОДЕК, 2000. — 176 с.
  35. Сандомирский М.Е. Личностно-типологические особенности адаптации к пенитенциарному стрессу. / Материалы Всерос. конференции по психотерапии. — М.: Ин-т психотерапии, 2000.
  36. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия. — Киев: Наукова думка, 1977.
  37. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960.
  38. Селье Г. Стресс без дисстресса. — М., 1982.
  39. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 248 с.
  40. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М.: Спорт, 1983.
  41. Спицин А.П., Камакин Н.Ф., Дуркин А.В. Индивидуальные особенности устойчивости к эмоциональному стрессу // Материалы VIII Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» / Под ред. Агаджаняна Н.А. — М.: Изд. РУДН, 1998. — 510 с.
  42. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журнал ВНД. — 1998. — Т.48, вып. 3.
  43. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. — М., 1983.
  44. Стрессология — наука о страдании. — Ереван.: Изд-во Мегаполис, 1996.
  45. Суворова В.И. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  46. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981. — 232 с.
  47. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Автореф. дис. — Л., 1973.
  48. Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений — современное состояние проблемы // Психологический журнал. — 1992. — №2.
  49. Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. — М.: Наука, 1988. — 176 с.
  50. Харитонова И.В. Дизадаптивные проявления у людей с различным типом темперамента при эмоциональном стрессе. — Автореф. дисс. канд. мед. наук. — СПб., 1997.
  51. Черепанова Е. Психологический стресс — помоги себе и ребенку. — М., 1997.
  52. Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.
  53. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. — Днепропетровск, 1997.
  54. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. — Воронеж, 2000.
  55. Эверли Д.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. — М., 1985.
  56. Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. — Л.: Медицина, 1970. — 328 с.
  57. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция. — Л.: Наука, 1990. — 238 с.

© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Также на этом сайте Вы можете ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.

student.psi911.com

на любую интересующую вас тему

1. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС». 5

1.1. Сущность стресса, его виды, степени выражения

и стадии развития 5

1.2. Теории и модели стресса. 8

2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА СТРЕСС. 12

2.1. Современное представление о стрессе ……………………….…………..15

2.2.Использование психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса…………………………………………..19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. — 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72.

3. Андреева Е.А., Донов А.Н., Каверина Е.Ю., Комова С.Ю. Способы снижения уровня стресса преподавателем высшей школы на рабочем месте // Современная педагогика. 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2371 (дата обращения: 24.02.2017).

4. Ахмедова Х.Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации // Психолог. журн. – — 2003. — Т.24. — №3. – С. 37–44. 2.

5. Ахмедова Х.Б. Посттравматические лично Показать все стные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – С. 93–102 Скрыть

1. Неспособность вспомнить важные аспекты травматического события. При воспоминаниях человек начинает путаться в своем рассказе, ему сложно вспомнить, как все происходило.

2. Жесткие и преувеличенные ожидания и убеждения по поводу себя, других и мира. Например, человек начинает думать так: “Я плохой”, “Никому нельзя верить”, “Мир — невероятно опасное место” и так далее.

3. Сильные когнитивные искажения в причинно-следственных связях по поводу травматического события, которые приводят к тому, что человек начинает винить в событии себя и других.

4. По Показать все стоянный негативный эмоциональный фон. Человек постоянно чувствует страх, злость, вину, стыд или другие отрицательные эмоции.

5. Сильно снижен интерес к участию и сама активность участия в значимых события обыденной жизни. Человек не видит смысла в том, чтобы ходить на работу, к примеру. Или если раньше он любил играть в футбол, то теперь это занятие кажется ему никчемным и мелким.

6. Чувство отчуждения от других. Человеку кажется, что его никто не может понять. Поэтому причине ему очень сложно рассказывать о событии другим людям и психотерапевту. Он пережил уникальное ужасное событие и считает, что его чувства недоступны для других.

7. Постоянная неспособность испытывать позитивные эмоции. С момента травматического события человек больше не может испытывать радость, удовлетворенность или чувство любви.

Группа Е. Симптомы возбудимости

Происходят существенные изменения в сфере психофизиологической возбудимости в связи с травматическим событие. Изменения начинаются с момента травматического события. Должны встречаться два или более симптомов:

1. Вспышки раздражения или злости, несопоставимые с событием, их запустившим. Например, человек начинает сильно гневаться из-за какого-то пустяка. Агрессия выражается как словами, так и физически, как по отношению к людям, так и по отношению к предметам.

2. Безрассудные или самодеструктивные поступки. Человек пересает ценить себя и свою жизнь, поэтому неоправданно и запросто оподвергает свою жизнь опасности.

4. Частые реакции испуга и паники. Например, кто-то мог захлопнуть дверь чуть сильнее обычного, и это может вызвать сильный испуг или паническую реакцию.

5. Сложность концентрироваться. Человек отчужен и ему сложно сосредоточить на чем бы то ни было: будь то его мысли и чувства или события внешнего мира.

6. Нарушения сна. Человеку сложно засыпать, сон становится беспокойным. Человек не отдыхает во сне; проснувшись, чувствует себя разбитым, будто и не спал.

Группа F. Симптом длительности

ПТСР можно диагностировать только если проявляющимся симптомам более месяца с момента столкновения с травматическим событием.

Группа G. Симптомы наружения социальной жизни

Человек находится в постоянном стрессе, нарушается социальная жизнь, начинаются проблемы на работе и в других значимых для человека сферах жизни.

Группа Н. Психологические причины симптоматики

ПТСР можно диагностировать, если симптомы нельзя отнести на употребление алкоголя, наркотиков или таблеток.

Таким образом, важным условием для определения диагноза является то обстоятельство, что расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушение в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

3. СОВЛАДЕНИЕ СО СТЕССОМ.

3.1. Использование психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса

Среди многих методов, которые используются для преодоления стресса, актуальным становится рассмотрение метода психологического тренинга. Ведь этот метод позволяет получить не временные и поверхностные результаты, а получить стойкий положительный эффект, помогает усвоить новые, эффективные формы поведения. Феномен тренинга, особенно социально-психологического, прежде всего, в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни. Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были организованы учениками К. Левина и получили название Т-группы. Понятие «социально-психологический тренинг», которое сейчас широко используется в психологической практике, ввел М. Форверг.[17]

Тренинг стал междисциплинарным методом, с помощью которого ученые-практики решают много различных актуальных проблем. В современной психологии существует огромное количество видов и направлений тренингов. Однако по проблеме преодоления стресса наиболее актуальным становится рассмотрение такого вида психологического тренинга, как аутотренинг.

Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С его помощью человек может оказывать значительное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе и на те, которые не поддаются произвольной сознательной регуляции. Механизмы явлений, которые при этом происходят, остаются не выясненными, а созданная еще в начале прошлого века «периферическая теория эмоций» Джеймса-Ланге до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, которые связывают наши мысли и тело. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма более или менее детерминировано соответствует определенное состояние сознания. Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение В. Джеймса о том, что мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому что мы плачем, подтверждено на практике как эмпирический вывод. Если усилием воли изменить, во-первых, паттерн возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а во-вторых, изменить свои мысли, сделав предположение, что нужная эмоция имеется в организме, то вероятность возникновения нужной эмоции резко возрастет.[17]

В начальный этап входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, которые обычно не поддаются сознательному контролю. Результатом этого этапа аутогенной тренировки являются 6 навыков:

— Вызвать ощущение тяжести в конечностях;

— Вызвать ощущение тепла в конечностях;

— Нормализовать ритм сердечной деятельности;

— Нормализовать ритм дыхания;

— Вызвать ощущение тепла в эпигастральной областях;

— Вызвать ощущение прохлады в области лба. [25]

Эта каноническая последовательность упражнений неоднократно модифицировалась разными авторами, но главная идея И. Шульца о сознательном управлении тонусом скелетной мускулатуры и стенок кровеносных сосудов с помощью словесных формул и зрительных образов, присутствует во всех модификациях аутогенной тренировки.

Высший этап аутотренинга Шульца фактически являлся модифицированным вариантом раджи-йоги и был доступен только отдельным пациентам. На этом этапе люди учились повлечь за собой «особые душевные состояния» (в отличие от низшего этапа, на котором, по Шульцу, вызываются «изменения соматического характера»). Пациенты, которые осваивали классический вариант аутотренинга, на данном этапе последовательно учились способности представлять перед внутренним взором сначала какой-нибудь цвет, затем заданный объект и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья» «справедливости» и т. п.). Те, кто занимаются аутотренингом, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов.

Стандартный сеанс аутотренинга состоит из трех частей:

1. Базового самовнушения покоя и отдыха;

2. Целевого самовнушения;

3. Выхода из состояния релаксации. [17]

Сначала лучше всего заниматься в тихом, спокойном помещении с мягким, неярким светом, с комфортной температурой, в свободной одежде. По мере усвоения методики аутогенная тренировка можно будет применять в любых обстоятельствах: на работе, дома, даже в транспорте.

По мнению А.С. Ромена, автора фундаментальной монографии, посвященной аутотренингу, все имеющиеся варианты аутотренинга можно условно разделить на три группы:

1. Самовнушение на фоне гипнотического состояния с последующей реализацией его как постгипнотической задачи.

2. Самовнушение на фоне дыхательных или физических упражнений.

3. Так называемое «чистое» самовнушение, когда в процессе самовнушения то, кто занимается аутотренингом, не использует любой дополнительный влияние [13].

Среди основных методов и техник, которые используются в ходе аутогенной тренировки можно выделить волевые приемы: [13]

а) самоприказ (распоряжение самому себе), широко используется для мобилизации воли, самообладание в экстремальных условиях, преодоления страха в тяжелых жизненных ситуациях. Формулы самоприказа играют роль пускового механизма по проявления волевых действий для достижения цели. Принципы поведения для выработки волевых качеств:

а) только тот преодолеет любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самонаказуваты;

б) не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание — будь инициативным, действий по собственному почину;

в) не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда необходимо преодолеть лень, усталость, жажду, робость, страх, плохое настроение;

г) необходимо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, и, прежде всего, недостатки своего характера и особенности темперамента

д) сильным является тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой.

б) «Лобовая атака» (антистрессовый штурм) с помощью специально подобранных словесных формул, произнесенных с чувством гнева. Формируется активное отношение к психотравмирующему фактору — источнику дистресса. Прием используется при страхах и навязчивых мыслях, для преодоления вредных привычек.

в) условно-рефлекторное погашения, как правило, используется для преодоления страха, мнительности и навязчивых состояний.

1 вариант. Образно воспроизвести ситуацию, которая вызывает беспокойство или тревогу, и как только она появится, властно, указующим тоном произнести: «Стоп» или «Спокойно».

2 вариант. Многократно повторять в течение дня слово, которое характеризует явление (состояние), что вызывает страх или навязчивую мысль (перед экзаменом — «провал», перед соревнованием — «проигрыш» и т.д.).

г) Тренировочное задание — средство укрепления воли, основанное, как и физическое закаливание организма, на принципе увеличения нагрузок и систематического выполнения определенных процедур или определенных задач. Его используют для погашения условно-рефлекторных реакций, например, для отлучения от курения — с каждым днем уменьшают количество выкуренных сигарет. Например, спортсмены обращаются к нему после неудачного выступления в случае возникновения неуверенности или чувство страха, постепенно увеличивая интенсивность занятий и отмечая даже незначительные успехи, которые были достигнуты.

д) Самоистязание — прием с мобилизующим эффектом, который может быть использован в случае снижения жизненного тонуса, уровня работоспособности, в состоянии растерянности и тому подобное. Нужно отрывисто произносить следующие формулы: «Быть неорганизованным (несобранным, неподготовленным и т.п.) — стыдно, унизительно. Я смогу, смогу, добьюсь, добьюсь».

Могут использоваться и приемы, основанные на использовании воображения — психического процесса создания мысленно новых образов, представлений, ситуаций на основе предыдущего опыта:

а) Самовнушение для саморегуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях предусматривает использование 3 основных формул для устранения и преодоления стрессовых ситуаций, которые наиболее часто встречаются:

1 формула — в случае возникновения тревоги перед стартом, выступлением, выполнением контрольной работы, экзаменом: «Спокойно, спокойно, все будет хорошо», «Я спокоен, уверен», «Волнением не поможешь, только навредишь».

2 формула — для мобилизации резервных возможностей организма в период спада настроения, снижение активности, тогда, когда все валится из рук: «Вперед! Не останавливаться и не сдаваться!».

3 формула — в случае возникновения подавленного, подавленного состояния — антидепрессивное самовнушение.

б) Моделирование будущего (мечтательность) — многократное проигрывание модели желаемого поведения в стрессогенной ситуации на основе пережитого ранее стрессового состояния, репетиция в мыслях, адаптация к будущим событиям, что снижает актуальность психотравмирующего фактора. Например, при опасении выступления перед большой аудиторией, лучше провести психологическое тренировки: несколько раз вслух прочитать доклад перед зеркалом или перед членом семьи, поводя себя спокойно и уверенно.

в) «Применение» в положительный образ человека, обладающего качествами, которые желательно видеть в себе.

Часто используются и мнемонические приемы (мнемоника — искусство запоминания), которые улучшают психоэмоциональное состояние путем целенаправленной активизации памяти, то есть психического процесса сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С их помощью воспроизводятся в памяти события, ситуации и воспоминания, которые вызывают положительные эмоции, оптимистические настройки.

Мнемонические приемы делятся на определенные группы в зависимости от степени преобладания той или иной сенсорной системы:

а) эмоционально-зрительные (изображение близких и дорогих людей, кумиров)

б) эмоционально-слуховые (при плохом настроении рекомендуется слушать любимые песни, музыкальные произведения, которые настраивают на оптимистичную волну);

в) эмоционально-моторные (танцевальная терапия, аэробика (ритмическая гимнастика), фитнес и т.д.);

г) эмоционально-сенсорные (аромотерапия — вдыхание запаха любимых духов, даже нанесения нескольких капель на лампочку в своей комнате при плохом настроении) [36].

Возможно использование и приемов, в основе которых находится внимание (переключение внимания, отключение внимания и т.д.) — психический процесс направления психической деятельности на выборочное восприятие определенных предметов или объектов: [15]

а) Психогенный способ — переключение внимания на объекты внешнего мира, вызывают положительные эмоции (облака, цветы, море, лес и т.п.);

б) Физиогенный способ — четки, эспандер, кручение колпачка шариковой ручкой, жевание жевательной резинки (если это не раздражает окружающих), иглорефлексотерапия.

Эмоциональные приемы — хобби: общение с животными, выращивания растений, коллекционирование, рисование, фотография и т.д., чтение книг той тематики, которая интересует, ознакомление с произведениями искусства, которые созвучны вкусу («стресс созвучности», когда находят созвучные мысли и чувства, «заводное настроение» и бодрящий заряд образов, который является противоположным характеру человека с тревожно-мнительным настроением, неуверенным в себе).

Приемы эмоциональной разрядки:

а) «Излить» свои переживания собеседнику или оппоненту в письме, временные самоотчеты о переживаниях, которые появляются в период действия психотравмирующей ситуации, путем ведения постоянного дневника, использование различных служб доверия.

б) Регулирование психотравмирующих переживаний — путем плача («Если глаза не плачут, то плачет сердце»), игротерапии с воспроизведением ситуаций, которые вызывают страхи, участия в художественной самодеятельности.

Подытоживая, укажем, что стресс – явление достаточно сложное в своем понимании, ведь он связан со многими факторами. В то же время существует большое количество современных методов, тренингов для преодоления стресса. Выбор методов зависит от позиции психолога, специфики пациента, его возрастных особенностей и т.д. Нужно указать, что именно метод аутогенной тренировки признан одним из самых эффективных для преодоления стресса. Ведь он позволяет быстро и эффективно снять эмоциональное напряжение и поддерживать эмоциональное равновесие в течение длительного периода.

Итак, мы пришли к пониманию понятия «психологический стресс», определили основные фазы развития стресса, основные факторы, влияющие на возникновение стресса, основные пути и методы преодоления стресса.

Таким образом, поставленные задачи в исследовании были выполнены. Рассмотрены сущность понятия «стресс», его виды, степени выражения, стадии развития стресса; проанализированы теории и модели стресса; ознакомлены с современными представлениями о стрессе; выявлены особенности использования психологического тренинга и методов аутогенной тренировки в преодолении стресса

В результате проведенного анализа мы рассмотрели основные подходы к определению понятия стресс в психологии, фазы развития стресса, факторы, способствующие возникновению стресса, основные методы преодоления стресса, особенности стресса.

Проанализировав данную работу сделала следующие выводы:

Я определила, что такое стресс и узнала классификации стрессовых расстройств.

Нашла и описала стадии стресса.

Также узнала, что существует множество причин

возникновения стресса и методов борьбы с ним.

Проанализировав научную литературу можно сделать вывод что сомстояния стресса тесно связано с тревожностью. Нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно — психического характера, к повышенному уровню тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека.

Обзор теорий и моделей стресса указывает на то, что каждая из них изучает и учитывает какую-либо одну сторону этой многогранной проблемы. Продвижение в осмыслении этого явления призывает к дальнейшему развитию отдельных теоретических положений и их сопоставлений, совмещений для получения цельной картины. Трудности, стоящие на пути изучения стресса, в частности, его психологических аспектов, связаны с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием системной модели, которая могла бы содержательно отобразить особенности функционирования организма и психической детерминации данного процесса на уровнях и этапах развития стресса.

Стресс, как комплексная психофизиологическая реакция, возникает вследствие субъективной оценки стрессогенных факторов.

В результате анализа современных представлений о стрессе можно выделить следующие положения:

1) стресс развивается вследствие определенного взаимодействия между человеком и окружающей средой;

author24.ru

Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.

Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.

Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

Cordes C. L., Dougherty T. W. A review and an integration of research on job burnout // Academy of Management Review. 1993.V. 18, Issue 4.

Grunfeld E., Whelan T.J., Zitzelsberger L. Cancer care workers in Ontario: prevalence of burnout, job stress and job satisfaction // Canadian Medical Association Journal. 2000. V. 163, Issue 2.

Freudenberger H. J. // Staff burn-out. Journal of Social Issues. 1974. V. 30.

LawlorJ. Have your salespeople had enough? Here’s how to help them before they burn out // Sales and Marketing Management. 1997. V. 149, Issue 3.

Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1982.

Perlman B., Hartman E. A. Burnout: summary and future research // Human relations. 1982. V. 35 (4).

Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. 1993. V. 29 Issue 4.

Rowe M. M. Hardiness as a stress mediating factor of burnout among healthcare providers // American Journal of Health Studies. 1998. V. 14, Issue 1.

Shirom A. Burnout in work organizations // International review of industrial and organizational psychology / Eds. C. L. Cooper and I. Robertson. New York: Wiley, 1989.

Е. Старченкова, Н. Водопьянова. «Синдром выгорания»

Глава 2 Что должен знать руководитель

о выгорании персонала

Какую опасность представляет выгорание для организации? Специалисты развитых промышленных стран – США, Англии, Японии – дают однозначный ответ: выгорание работников сказывается на снижении динамичности развития бизнеса и потере прибыли. Отмечается связь выгорания персонала с «упущенной прибылью» организации (фирмы, компании). Это сопряжено с тем, что последствиями выгорания работников становятся ухудшение качества работы, обслуживания клиентов или их потеря, снижение репутации фирмы, уменьшение преданности или лояльности персонала по отношению к организации, текучесть кадров, необходимость новых затрат на подбор персонала и его обучение и др.

От чего зависит выгорание – от личности или от организационных условий работы? К. Маслач считает, что в большей мере – от условий работы, чем от личностных особенностей. Однако есть свидетельства, что существуют личностные характеристики, предрасполагающие к психическому выгоранию. Рассмотрим различные факторы риска его появления.

studfiles.net

Список литературы по психологии экстремальных ситуаций, посттравматическому стрессу, последствиям психической травмы

Опубликовано: October 30, 2002, 12:00 am Оценка посетителей сайта: 6.67 (проголосовало: 6)

Угроза для жизни

По ту сторону барьера

5. Дисгармония двигательной деятельности

Воздействие опасности на психическую деятельность

Стрессогенные жизненные события

Пять основных эмоций контакта

Принятие страха и раздражения

Что такое стресс?

Чем не является стресс (иллюстрация)

  • Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Аннотация на «Спасибо. Ру»

    Количество статей: 12

    Показать остальные статьи Скрыть остальные статьи

    Опубликовано: October 30, 2002, 12:00 am

    Посмотрела список по психологии экстремальных и сижу в недоумении: он печально мал и все источники — из раздела, который я условно называю «ужастиками», — а вот о вариантах психологической помощи, реабилитационной работы, психологического сопровождения — увы… Давно, наверное, не обновлялся ?

    почему ссылки мертвые. ничего не открывается?! Печально, можно исправить?

    Маловат, конечно, список, но ничего хорошее тоже есть. Хотелось бы что-нибудь по психологии экстремального спорта.

    Смотри список литературы на сайте adaptability.narod.ru

    по психологическому обеспечению деятельности

    в экстремальных и чрезвычайных условиях.

    Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – Спб.: Речь, 2004. – 166 с.

    Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – М.: НИО, 1999.-188с.

    Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. — № 1.

    Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, — 2006. – 2006 – 528 с.

    Бондаренко О.Ф. Психологічна допомога особистості. – Харків: Фоліо, 1996. – 237 с.

    Волосников А., Мухина В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности, 1999 — № 1. – С.87-104.

    Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – Спб.: Питер, 2002. – 240 с.

    Гринберг Дж. Управление стрессом. – Спб: Питер, 2004. – 496 с.

    Державний класифікатор надзвичайних ситуацій. – К.: Держстандарт України, 2002.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Л., Пономаренко З.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск, 1985.

    Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. Спб.: Питер, 2005.

    Кокун О.М. Оптимізація адаптаційних можливостей людини: психофізіологічний аспект забезпечення діяльності: Монографія. – К.: Міленіум, 2004. – 265 с.

    Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности, 2004. — № 4. – С.190-204.

    Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М.: Шанс,1992.

    Комаров К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. – М., 2002.

    Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л., 1978.

    Корольчук М.С. Крайнюк В.М. Кочергіна Т.І. Психологічне забезпечення психічного та фізичного здоров'я./за заг . ред. М.С. Корольчука . – К.: Інкос, 2002.

    Корольчук М. С., Крайнюк В. М. Теорія і практика професійного психологічного відбору: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Ника-центр, 2006. -580 с.

    Корольчук М. С., Крайнюк В. М. Соціально-психологічне забезпечення діяльності в звичайних та екстремальних умовах: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Ника-центр, 2006. — 580 с.

    Кризисные события и психологические проблемы человека / Под. ред. Л. А. Пергаменщика. – Мн.: НИО, 1997. – 207 с.

    Крюкова М.А. и др. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 64 с.

    Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 1989. – 304 с.

    Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. – т.25. – №2. – С.75-85.

    Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. Ун-та, серия №14. Психология, 2000, №3. – С.4-21.

    Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.

    Обухова Н. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи // Развитие личности, 2006. — №3.

    Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

    Осухова Л. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

    Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учебное пособие. – Мн.: Выш.Шк. – 239 с.

    Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1991 – 152 с.

    Психология экстремальных ситуаций / Хрестоматия. Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок. – М., АСТ: Харвест, 2001.

    Розов В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология, 2007. — № 4(24).- С.174-188.

    Розов В.И. Система психологического обеспечения правоохранительной деятельности в экстремальных условиях. – В сб. „Современные проблемы психологического и психофизиологического обеспечения деятельности“. – К.: ИП АПН Украины, 2007.

    Розов В.И. Адаптивные антистрессовые психотехнологии: Учебн. пособие. — К.: Кондор, 2005. — 278 с. (укр.яз.)(гриф МОНУ).

    Розов В.И. Управление стрессом в оперативно-розыскной деятельности. — К.: КНТ, 2006. — 268 с. (русс.яз).

    Розов В.И. Адаптивные способности человека в условиях травматического стресса // Социальная психология, 2006.- №3(17).- С.108-120.

    Розов В.И. Психологическая диагностика адаптивных способностей к стрессу // Практическая психология и социальная работа, 2006, № 11.

    Розов В.И. Психотехнологии саморегуляции стресса // Практическая психология и социальная работа, 2007. — №8(101).-С.24-28.

    Розов В.И. Методики оценки и самооценки адаптивных индивидуально-психологических свойств личности // Практическая психология и социальная работа.- 2007.-№6 (99).- С.30-48.

    Розов В.И. Методы оценки и самооценки стрессовых состояний // Практическая психология и социальная работа, 2007. — № 5 (98). — с.41-52.

    Розов В.И. Методика оценки адаптивных свойств личности // Практическая психология и социальная работа, 2007. — № 7. — с.14-17.

    Розов В.И. Психофизиологическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности//Научн. ж-л, 2006, №15.

    Розов В.И. Психологическая защита населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. — В сб.: Психологические аспекты национальной безопасности. — Львов:ЛДУВС, 2007.

    Розов В.И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных условиях: Автореф. дисс…канд.психол.наук. (19.00.01). — К., 1993. — 20 с.

    Розов В.И. Психотренинг саморегуляции психических и психофизиологических состояний: Учебное пособие. — К., 1999.

    Розов В.И. Тренинг адаптивного копинг-поведения: теория и практика. — В Сб.: Психологические тренинговые технологии в правоохранительной деятельности. — Донецк: ДЮИ, 2007.

    Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ, 2003. – 128 с.

    Солошенко Д.В. Экстренная психологическая помощь. Консультирование. – Х.: Торсинг, 2001. – 192 с.

    Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 239 c.

    Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. – М.: МГППУ, 2006. – 112 с.

    Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. – Днепропетровск, 1999. – 345 с;

    литература по психологии экстремальных ситуаций, посттравматическому стрессу, последствиям психической травмы

    Н-да, это все, конечно, неплохая литература. Только у нас в стране еще существует кафедра экстремальной психологии и психологической помощи и существует зав.кафедрой, который, к слову, создал и разработал опять же в нашей стране данную область психологии., написав множество замечательных книг и статей по этой теме.

    Приведу лишь самые популярные:

    Магомед-Эминов, М.Ш Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 1996. — № 4. — С. 26-35.

    Магомед-Эминов, М.Ш. и др. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. – Харьков, 1990а. – 32 c.

    Магомед-Эминов, М.Ш. и др. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса: методические рекомендации. – М., 2004. – 143 с.

    Магомед-Эминов, М.Ш. Позитивная психология человека. В 2-х тт. – М.: ПАРФ, 2007.

    Магомед-Эминов, М.Ш. Психология уцелевшего. // Вестник МГУ. Сер. Психология. – 2005. — № 3. – С 3-19.

    Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности. – М.: Психоаналитическая ассоциация РФ, 1998. – 496 с.

    Магомед-Эминов, М.Ш. Феномен экстремальности. – М., 2008. – 218 с.

    Магомед-Эминов, М.Ш. Экстремальная психология. – М., 2006. — Т.2. – 576 с.

    Новая литература по экстремалке:

    Психология экстремальных ситуаций: адаптивность к стрессу и психологическое обеспечение. – К.: КНТ, 2011. – 487 с.

    В книге рассматриваются теоретические и практические вопросы психологического обеспечения деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Ее особенность – авторский подход к проблеме психологического обеспечения и адаптивных способностей к стрессу.

    Описаны адаптивные способности к стрессу, неадаптивные состояния и неадаптивное поведение в экстремальных условиях. Особое внимание уделяется базовым и оперативным методам копинга неадаптивных состояний.

    Пособие содержит психодиагностические методики оценки копинга, адаптации и адаптивности к стрессу, а также неадаптивных и дезадаптивных состояний.

    Для практических психологов, социальных работников, педагогов, специалистов, выполняющих функции психологического обеспечения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

    РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

    Глава 1. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ И ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

    1. Понятие «экстремальная ситуация», ее характеристики и источники.

    2. Понятие «чрезвычайная ситуация»: классификация чрезвычайных ситуаций. Источники травматического влияния ситуации.

    Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    1. Понятие «психологическое обеспечение деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях».

    2. Профессионально-психологический отбор кадров для деятельности в экстремальных ситуациях.

    3. Психологическое обеспечение адаптаци в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

    4. Психологическая подготовка к деятельности в экстремальных и чрезвычайных условиях.

    5. Психологическое сопровождение в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

    6. Психологическая помощь в экстремальных условиях деятельности.

    7. Психологическая реабилитация сотрудников после их участия в действиях, связанных с профессиональным риском и опасностью.

    РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТЬ, СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.

    Глава 1. ЛИЧНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    1. Концепция стресса и «общего адаптационного синдрома».

    2. Защитные механизмы личности и адаптация в экстремальных ситуациях.

    4. Понятие «преодоление стресса» («coping stress&raquo .

    5. Психологическая выносливость («Hardiness&raquo .

    6. Психологическая эластичность («Psychological resilience&raquo .

    7. Личностный адаптационный потенциал.

    8. Проблема оптимизации адаптационных возможностей.

    9. Адаптивность к стрессу как полисистемное свойство интегральной индивидуальности.

    Глава 2. СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    1. Классификация состояний человека в экстремальных и Чрезвычайных ситуациях.

    2. Стресс, профессиональный стресс и профессиональное выгорание.

    8. Внутренний конфликт.

    10. Депривационные состояния.

    11. Диссонансные состояния.

    15. Сон как психофизиологическое состояние.

    16. Травматический и посттравматический стресс.

    17. Реакция на тяжелый стресс и адаптационные расстройства.

    Глава 3. НЕАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    1. Аддиктивное поведение.

    2. Делинквентное поведение.

    3. Агрессивное поведение.

    4. Аутоагрессивное поведение.

    РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯМИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    Глава 1. БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОРРЕКЦИИ) НЕАДАПТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ.

    1. Антистрессовое питание.

    2. Антистрессовая фиторегуляция.

    3. Антистрессовые физические упражнения.

    4. Адаптивное биоуправление с обратной связью (БОС).

    5. Прогрессивная мышечная релаксация.

    6. Аутогенная тренировка.

    7. Систематическая десенсибилизация.

    8. Дыхательные техники.

    9. Телесно-ориентированные техники.

    11. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП).

    12. Когнитивные и рационально-эмотивные техники А. Бека и А. Эллиса

    13. Техники саногенного и позитивного мышления.

    14. Техники антистрессовой визуализации.

    15. Парадоксальная интенция

    16. Психосинтез субличностей.

    17. Гештальт-техники осознания потребностей.

    18. Ассертивные техники: уверенность и коммуникативные умения.

    19. Личностная самоорганизация времени жизни.

    20. Методы оптимизации сна и анализа сновидений

    21. Антистрессовые условия деятельности

    Глава 2. ОПЕРАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ КОПИНГА НЕАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ.

    1. Психологическая коррекция посттравматических состояний с помощью десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ).

    2. Психологический дебрифинг: психологическая помощь после травматического стресса.

    3. Символдрама – психологическая коррекция неадаптивных состояний.

    4. Управление тревогой.

    5. Управление гневом: психопрофилактика агрессивного поведения.

    7. Управление депрессией.

    8. Копинг одиночества.

    9. Профилактика и коррекция суицидальной активности.

    10. Психопрофилактика утомления и монотонии.

    11. Управление обидой.

    12. Управление страхом.

    13. Психопрофилактика нарушений сна.

    14. Профилактика аддиктивного поведения.

    15. Итоговые упражнения на адаптивность к стрессу (АС): настройка АС и колесо АС.

    РАЗДЕЛ 4. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    Глава 1. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ: АДАПТАЦИЯ И АДАПТИВНОСТЬ К СТРЕССУ.

    1. Фрайбургский личностный опросник (FPI, форма В)

    2. Опросник адаптивности к стрессу «АС» (Розов В.И.).

    3. Личностный опросник «МЛО – Адаптивность» (Маклаков А.Г.)

    4. Опросник профессиональной дезадаптации (Дмитриева М.А.)

    5. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Эндлера-Паркера (Крюкова Т.Л.).

    6. Опросник «Совладание с трудными жизненными ситуациями» (Осухова Н.Г.).

    7. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Амирхана (Ильин Е.П.)

    8. Методика определения стрессоустойчивости и адаптации (Холмс Т., Раге Р.).

    9. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз».

    10. Методика «Защитные стили поведения» LSI Келермана-Плутчика (Мирошник Е.В., Веселков А.Ф.).

    11. Опросник для выявления лиц типа «А»

    12. Шкала «Общая плохая приспособляемость» СМИЛ (Собчик Л.Н.).

    Глава 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ: НЕАДАПТИВНЫЕ И ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

    1. Методика диагностики уровня профессионального выгорания (Бойко В.В.)

    2. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

    3. Шкала профессионального стресса (Гринберг Дж.)

    4. Гиссенский перечень жалоб (ЛПНИ им Бехтерева)

    5. Опросник эмоционального выгорания «MBI» (Водопьянова Н.Е.)

    6. Тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение)

    7. Шкала реактивной и личностной тревожности (Спилбергер — Ханин)

    8. Опросник нервно-психического напряжения (Немчин Т.А.)

    9. Шкала депрессии (Балашова Т.И.)

    10. Методика экспресс-диагностики невроза (Хек К., Хесс X.)

    11. Диагностика интенсивности стресса и саморегуляции по тесту М. Люшера

    12. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Бойко В. В.)

    13. Методика диагностики субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон)

    14. Опросник травматического стресса «ОТС» (Котенев И.О.)

    15. Шкала оценки влияния травматического события (Тарабрина Н.В.)

    www.flogiston.ru

    Список рекомендованной литературы о собаках

    На русском языке книг о собаках, достойных и рекомендуемых к прочтению крайне мало. При всем завале полок в книжных магазинах в большинстве из них — или перепечатка старых классических учебников, или феерический бред и ахинея современных писак (не всегда на самом деле имеющих отношение к кинологии), или переводы (иногда не самые качественные) зарубежной литературы (но выбор издательства иногда вызывает минимум удивление, а скорее разочарование).

    Интересно, что на большинстве курсов по кинологии в качестве списка рекомендованной литературы выдают издания 60-80 гг прошлого века. Как и где человек должен их разыскивать? (да-да, библиотеки, скачать в инете и т.д.) И главное, что за 50 лет очень многое изменилось во всех областях кинологии, а на курсах «воз и ныне там».

    Более того, отвечая на очередной вопрос: «Что почитать о собаках?» человеку, который решил взять щенка, я поняла, что нет одной идеальной книги для новичков. К сожалению. Есть несколько книг, которые можно прочитать. И есть научно-популярная литература с современными данными и рекомендациями, которые стоит прочитать, чтобы лучше понимать свою собаку.

    Мой список будет состоять только из русскоязычных книг, которые доступны в продаже и изданы после 2000 г. Итак,

    О щенках и общие рекомендации

    «Воспитание щенка. Руководство для владельцев»

    Наконец, вышла книга русскоязычного автора о воспитании щенков, которую смело можно рекомендовать начинающим владельцам. В издании последовательно разбираются все ситуации, с которыми может столкнуться владелец щенка в повседневной жизни, описано желательное поведение собаки в каждой ситуации, способы получения такого поведения и методы исправления возможных проблем. В главах, посвященных дрессировке, приведены простые методы обучения щенка основным командам послушания. Предлагаемые способы основаны на подкреплении правильных действий животного. Они не имеют нежелательных побочных эффектов и поэтому могут применяться даже неопытными владельцами.

    Автор книги — кандидат биологических наук Мария Багоцкая, соавтор книги «Хочу хорошую собаку». Мария — выпускница кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ, инструктор по дрессировке собак, судья по рабочим качествам и спорту. При обучении собак предпочитает использовать бесконфликтные методы.

    Это классика и библия дрессировки оперантным методом, основа понимания того, как учатся собаки и другие животные и современная модель бесконфликтного взаимодействия с животными. Эта книга-бестселлер впервые была опубликована в 1984 году и выдержала с тех пор множество переизданий. На русский язык впервые она была переведена в 1995 году, затем стала огромной библиографической редкостью, но несколько лет назад была переиздана в другом переводе сразу несколькими издательствами. Эта книга — абсолютный маст хэв для людей, которые хотят заниматься дрессировкой собак (от любительской до профессиональной). Ее свободно можно скачать в сети.

    Золотникова Светлана «Клик-Ням! Кликер-дрессировка для начинающих»

    После книги Карен Прайор лучшим вариантом будет прочитать именно эту книгу.

    Первая и долгожданная русскоязычная книга о практической кликер-дрессировке, написанная инструктором Светланой Золотниковой, имеющей многолетний успешный опыт дрессировки собак всех пород и возрастов. Отличная книга для знакомства с кликером.

    К сожалению, тираж ее давно распродан и найти бумажную копию практически нереально (мне не удалось), но в интернете есть электронный вариант.

    Мария Багоцкая и Наталья Ришина «Хочу хорошую собаку. Руководство для владельцев»

    Практически единственная книга отечественных авторов, которую можно смело рекомендовать начинающим владельцам. Главы о поведении и дрессировке написаны Марией Багоцкой — кандидатом биологических наук, экспертом по рабочим качествам, замечательным дрессировщиком и, что немаловажно, человеком, который по роду своей деятельности изучает функции мозга и ВНД. Кроме того, она работает учителем биологии в школе и имеет редкую способность объяснить сложное простыми понятными словами. Именно из-за этого ценного материала книга была отнесена мною к разделу «дрессировка», а не общему. В книге также есть интересная глава по выбору собаки и ее значению в семье, а также весьма общие главы по кормлению, уходу и немного странный каталог пород.

    Книгу можно приобрести в издательстве.

    Мария Хензе «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов»

    Dogfriend Publishers, 2015

    Книга является уникальным практическим пособием, позволяющим наладить гармоничную жизнь с собакой путем снижения уровня стресса, терапии гиперактивности и отработки полезных навыков.

    В книге рассматриваются вопросы:

    • Что такое гиперактивность и чем она вызвана?
    • Можно ли вылечить гиперактивность?
    • Каковы цели терапии?
    • Как организовать терапию?
    • Пошагово описываются методики обучения и мероприятия по успокоению гиперактивных собак:

    • Обучение альтернативному поведению и основам послушания — команды «Сидеть», «Место», «Рядом».
    • Упражнения на повышение концентрации.
    • Способы разрешения 13 проблемных ситуаций: приступы лая, проблема встречи гостей, продолжительные требования внимания, трудности при поездке в машине, встречи с сородичами и другие.
    • Советы по тренировке: правильная организация тренировки, выбор вознаграждения, особенности тренировки гиперактивных собак.
    • Мероприятия для снижения стресса.
    • Лесли МакДевитт «Контроль без поводка. Воспитание спокойной и работоспособной собаки»

      Dogfriend Publishers, 2016

      Лесли МакДевитт разработала программу тренировки, которая поможет вашей собаке научиться расслабляться, концентрироваться на задании и уверенно работать без поводка даже в стрессовых ситуациях. Эта книга заслуживает особого внимания владельцев гиперактивных и реактивных собак, однако эта программа тренировки подойдет и для обычных собак.

      Пиппа Мэттинсон «Абсолютное послушание. Как научить щенка или взрослую собаку всегда возвращаться по команде»

      Многие владельцы собак испытывают трудности в управлении своим питомцем. Подавляющее большинство из них сталкиваются с одной и той же простой, но очень серьезной проблемой — собака не возвращается, когда ее зовут.

      В этой книге Пиппа Мэттинсон подробно рассматривает подход по команде как важнейший навык послушания и предлагает пошаговую программу обучения с использованием эффективных и позитивных методов дрессировки.

      Пиппа призывает читателей «заглянуть в сознание» собаки и объясняет, почему собаки ведут себя именно так, а не иначе. Книга включает в себя практические упражнения, изложенные максимально подробно, а также раздел «Устранение проблем». Все это гарантирует тщательно выверенный процесс обучения, где ничто не останется на волю случая.

      Клэр Эрроусмит «Развивающие игры для собак»

      Развивающие игры — это веселый способ построить прочную связь с собакой и дать ей жизненно необходимую тренировку для ума. Узнайте, как использовать творческую энергию игры и позитивные методы обучения для полного раскрытия интеллектуального потенциала своего четвероногого друга.

      Большинство хозяев согласятся, что физические нагрузки очень важны для повышения качества жизни собаки. Но многие ли из нас задумываются о том, что происходит в ее голове? Если собаке скучно, то это может стать причиной возникновения таких поведенческих проблем, как чрезмерный лай, деструктивное поведение и боязнь разлуки. Как вы узнаете из этой замечательной книги, собакам нужны не только физические, но и умственные нагрузки для тренировки мозга, формирования уверенности в своих силах и укрепления связи со своей человеческой семьей. Книга «Развивающие игры для собак», снабженная множеством цветных студийных фотографий, представляет собой великолепный сборник игр и трюков, с помощью которых вы сможете давать своей собаке прекрасную нагрузку для ума и хорошую разминку для тела.

      Поведение и интеллект собак

      Александра Горовиц «Собака от носа до хвоста: что она видит, чует и знает»

      Эту книгу лучше всего характеризует аннотация: «Эта книга — не сборник советов по воспитанию четвероногого друга или уходу за ним. Это — страстный призыв увидеть мир с высоты собачьего носа, мысленно обрасти шерстью и отпустить хвост. Книга американского профессора психологии и когнитивистики Александры Горовиц — это лирический рассказ о перцептивных и когнитивных способностях собак. Вы наконец узнаете, чем занимается ваша собака, когда остается дома одна; почему она с упоением преследует велосипедистов; дождевик какого цвета предпочитает; означают ли любовь ее «поцелуи» и стыдно ли ей за изгрызенные ботинки. Словом, вы поймете, каково это — быть собакой. И больше не сможете смотреть прежними глазами на собак, людей и других животных.Вам незачем быть собачником, чтобы получить удовольствие от этой захватывающей книги, но будьте осторожны: вы можете стать одним из них.Собаки вглядываются в наш мир, и будет правильно, если мы попытаемся ответить им тем же. Книга Горовиц — правильный шаг в этом направлении.Александра Горовиц называет собак антропологами, живущими среди нас. Она… пишет о собаках с той же проницательностью и участием, с какими они относятся к нам. И именно ее приглашала корпорация чтобы сделать робота Айбо похожим на настоящего пса.»

      Если вы хотите понять мир глазами собаки — эта книга, пожалуй, лучший вариант. К сожалению, ее уже очень сложно найти в продаже, но ее можно скачать в сети.

      Тюрид Ругос «Диалог с собаками: сигналы примирения»

      Сигналы примирения — тонкие сигналы языка телодвижений, основа коммуникации собак. К сожалению, на русском языке не так много книг по этой теме, хотя на английском и немецком есть очень интересная литература. Книга Тюрид Ругос — не исчерпывающая, это лишь краткое введение в тему языка тела собак.

      Приобрести можно в магазине издательства или в обычных книжных магазинах.

      Патриция Макконелл «По ту сторону поводка. Как понять собаку и стать понятной ей» и «Эмоции людей и собак»

      Dogfriend Publishers, 2010-2015

      Патриция Макконнелл — сертифицированный американский тренер собак с многолетним опытом работы, является регулярным участником конференций по поведению и дрессировке собак, автор ряда книг-бестселлеров, две из которых переведены на русский язык.

      Вооружившись результатами множества научных исследований, автор показывает, что столь непохожие биологические виды, как человек и собака в действительности имеют гораздо больше общего, чем различного. Нас объединяет биология, строение и функции головного мозга и как результат — пронизывающие всю нашу жизнь эмоции: страх, гнев, печаль, счастье, радость и любовь. Собаки не только способны испытывать эмоции, но и выражают их почти так же, как и люди. Научившись «читать» выражения эмоций, мы сможем хотя бы отчасти ответить на вопрос, интересующий каждого владельца: что же происходит в голове нашего лучшего друга? Это знание способно преобразить отношения человека и собаки, дать ключ к пониманию наших питомцев, помочь в тренировке и решении проблем поведения.

      Рассматривая особенности поведения приматов и псовых, эта книга представляет совершенно новый взгляд на отношения человека и собаки — таких непохожих и в то же время близких биологических видов. Порой нам трудно понять друг друга, а непонимание — причина большинства проблем, возникающих между нами и нашими собаками. По ту сторону поводка, опираясь на современные научные знания, рассказывает о том, как понять собаку и стать понятным ей. Эта книга учит наблюдать самих себя и наших собак, пользоваться языком тела и голосом. Она знакомит с социальной сущностью собак, вносит коррективы в прежние представления о связи социального статуса и поведения, рассказывает об эмоциональной жизни, приводя огромное количество примеров, историй и советов, полезных любителям собак, тренерам и зоопсихологам.

      Это, пожалуй, самая спорная книга из списка, хотя и не менее интересная. Брайан Хэйр, исследователь собак, эволюционный антрополог, основатель Duke Canine Cognition Center, и Ванесса Вудс предлагают совершенно новое понимание интеллекта собаки и внутреннего мира наших самых умных домашних животных. За последние 10 лет мы узнали о собачьем интеллекте больше, чем за прошлое столетие. Прорывы в когнитивистике, введенной впервые Брайаном Хэйром, доказали, что у собак есть своего рода способность для общения с людьми — совершенно уникальная в животном мире.

      В легкой повествовательной форме авторы рассказывают о последних достижениях в изучении поведения и интеллекта собак, начиная с одомашнивания (Брайан Хэйр ездил в Россию на ферму с одомашненными лисами и описал свои там приключения), заканчивая попыткой сравнить когнитивные способности собак и детей. Замечательная научно-популярная книга, которая легко читается. Минусом книги можно отметить критику автором Скиннера — основателя оперантного метода обучения.

      О биологии и происхождении собак

      Лорна Коппингер, Раймонд Коппингер «Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак»

      Очень спорная, но интересная книга о происхождении собак. Авторы — супружеская чета Коппингеров — хорошо известны как среди специалистов по поведению животных, так и вне научных кругов — среди тех, кто занимается или интересуется собаками.

      В книге обсуждаются:

    • место собаки в истории человеческой цивилизации и его изменение в ходе истории от первобытных времен до наших дней;
    • происхождение и эволюция собаки с объяснением форм, пород, биологического смысла породоспецифических особенностей;
    • формирование специфического поведения собак различных пород с этологической и генетической точек зрения.

    Как важное достоинство произведения следует отметить живой язык и своеобразный юмор авторов. Продемонстрировав нетривиальный научный анализ и несомненный литературный талант, авторы создали яркую и интересную книгу.

    Купить книгу на Ozon.

    Книга французского исследователя посвящена взаимоотношениям человека и собаки. По мнению автора, собака — животное уникальное, ее изучение зачастую может дать гораздо больше знаний о человеке, нежели научные изыскания в области дисциплин сугубо гуманитарных. Автор проблематизирует целый ряд вопросов, ответы на которые привычно кажутся само собой разумеющимися: особенности эволюционного происхождения вида, стратегии одомашнивания и/или самостоятельная адаптация собаки к условиям жизни в одной нише с человеком и т.д. По мнению ученого, именно Canis familiaris с «экологической» точки зрения является для нас самым близким существом. Книга получила в 2009 году Гран-при Морон, награду, присуждаемую «французскому автору за труд или произведение, способствующее продвижению свежих этических идей». Доминик Гийо — социолог, антрополог, специалист по истории науки, директор исследовательского центра Жака Берка в Рабате.

    dogdiary.ru