Статья на тему стресс

научная статья по теме СТРЕСС-КОРРОЗИЯ В ТРУБАХ РАЗНОГО ДИАМЕТРА ПРИ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства

БАЗИЛЕВСКИЙ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

КОРЗУНИН ГЕННАДИЙ СЕМЕНОВИЧ

МАТВИЕНКО АНАТОЛИЙ ФИЛИППОВИЧ

Текст научной статьи на тему «СТРЕСС-КОРРОЗИЯ В ТРУБАХ РАЗНОГО ДИАМЕТРА ПРИ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ»

СТРЕСС-КОРРОЗИЯ В ТРУБАХ РАЗНОГО ДИАМЕТРА ПРИ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

А.А. Базилевский, Г.С. Корзунин, А.Ф. Матвиенко

Анализ результатов диагностики состояния труб магистральных газопроводов выполнен на базе данных внутритрубной магнитной дефектоскопии магистральных газопроводов для оценки опасности выявленных дефектов и обоснования проведения регулярной (через 3—5 лет) внутритрубной инспекции.

Ключевые слова: дефектоскопия, магистральный газопровод, стресс-коррозия.

Стабильность поставок газа потребителям как Российской Федерации, так и стран Восточной и Западной Европы, а также Балканского региона неразрывно связана с надежностью работы единой системы газопроводов ОАО "Газпром". Протяженность сети магистральных трубопроводов составляет около 210 тыс. км. Созданный запас по мощности единой российской газотранспортной системы позволяет наращивать ее производительность, но за прошедший период срок эксплуатации в среднем для всей системы газопроводов достиг 25—35 лет, а отдельных ниток — до 40 лет. Опыт эксплуатации трубопроводов нефтегазового комплекса в течение такого продолжительного периода времени свидетельствует о том, что возможно досрочное исчерпание проектного ресурса, проявляющееся аварийным отказом из-за недостатков в изготовлении труб и проведении строительно-монтажных работ газопроводов. Вследствие естественного старения в трубах появляется большое количество различных дефектов, что приводит к возрастанию интенсивности аварийных отказов. И среди всех этих дефектов самыми опасными являются стресс-коррозионные повреждения, возникающие в трубах при одновременном воздействии коррозионной среды и приложенных растягивающих напряжений.

Проблема поражения магистральных трубопроводов дефектами стресс-коррозии актуальна с 1965 года, когда произошла первая авария на восточном побережье в США вследствие многочисленного коррозионного растрескивания внешней поверхности металла трубы под отслоившейся изоляцией. Исследованиями, проведенными учеными России, США, Японии, Германии, Канады, Австралии, Ирана, Пакистана, проблема образования и развития стресс-коррозионных дефектов до сих пор не решена, но установлены основополагающие факторы, определяющие развитие стресс-коррозии, их оказалось около десяти. Среди этих факторов нас интересует влияние разных диаметров инспектируемых трубопроводов на возникновение и развитие стресс-коррозии.

Дефекты стресс-коррозии — это колонии, состоящие из большого количества параллельных друг другу коротких трещин (около 10—20 мм) на наружной поверхности труб. Отдельные колонии по ширине достигают от 100 до 200 мм, по длине — от 350 до 600—800 мм и нескольких метров, но в этом случае наблюдается подряд несколько колоний. Колонии трещин ориентированы параллельно продольной оси трубы как в прямошовных трубах (в направлении прокатки), так и спирально-шов-

Андрей Алексеевич Базилевский, руководитель группы ВЭД ЗАО "НПО "Спецнеф-тегаз", Екатеринбург. Тел. (343) 378-40-42, 89122688274.

Геннадий Семенович Корзунин, доктор техн. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИФМ УрО РАН. Тел. (343) 267-29-59. E-mail: Korzunin@imp.uran.ru

Анатолий Филиппович Матвиенко, канд. техн. наук, старший научный сотрудник ЗАО НПО "Спектр", Екатеринбург, Тел. (343) 378-40-54.

ных трубах (под углом в направлении прокатки). Колонии стресс-коррозионных трещин свободно пересекают и спиральные сварные швы, и кольцевые, переходя из одной трубы в другую.

В процессе развития стресс-коррозии увеличивается длина (до 10— 20 мм) и глубина (до 50 % ^ каждой отдельно взятой трещины. При достижении критической длины и глубины трещины смежные параллельные трещины начинают сливаться в одну магистральную трещину, а при достижении ею критической длины и глубины происходит катастрофическое разрушение трубопровода. Длина разрушения трубопровода включает длину колонии стресс-коррозионных трещин и зону дорывов (кинетического распространения вязкого разрушения в каждую сторону от колонии).

Внутритрубная инспекция осуществляется исходя из приоритетов, определяемых потребностями газотранспортных предприятий, поэтому распределение ее объемов по диаметрам газопроводов на практике осуществляется крайне неравномерно.

Анализ активного периода работы дефектоскопов типа ДМТП с 2000 по 2010 гг. [1—6] показал, что наблюдается явная зависимость стресс-коррозионного повреждения труб от диаметров инспектируемых газопроводов. На газопроводах диаметром 426 мм очагов стресс-коррозии не обнаружено, 530 мм — 1 дефект; 720 мм — 154 дефекта; 1020 мм — 301 дефект; 1220 мм — 1227 дефектов; 1420 мм — 3198 дефектов (рис. 1). В частности, при увеличении диаметра труб в 3,5 раза (от 400 до 1400 мм), толщина стенок труб изменяется в 1,5—2 раза в зависимости от прочностных характеристик металла (от 6,0 до 18,0 мм), давление транспортируемого газа увеличивается в 1,5 раз (от 5,4 до 7,5 МПа), изменяется и ряд других параметров, включая и способ изготовления труб (двухшовные, одношовные, спиральношовные).

Рис. 1. Распределение дефектов стресс-коррозии по диаметрам труб.

Напряжения, присутствующие в трубах газопроводов диаметром 1420 мм с толщиной стенки около 15,7 мм, рассчитанные по схеме нагру-жения внутренним давлением с учетом плоского напряженного и объемно-деформированного состояний в стенке, выше текучести трубных сталей. Именно в первой половине участка газопровода напряжения выходят за пределы текучести сталей, используемых в нефтяной и газовой

промышленности: Х70 — 441 МПа; 10Г2ФБ — 441 МПа; 10Г2БТ — 461 МПа; 10Г2Т — 461 МПа (Харцызский трубный завод, прямошовные трубы из стали контролируемой прокатки с заводской изоляцией, лист импортной и отечественной поставок) [7—10].

Для одинаковых толщин стенок труб нагрузка на единицу их площади возрастает при разном диаметре труб: 426 мм (при толщине стенки трубы t = 6—10 мм, внутритрубном давлении рабочего газа Р = 5,4 МПа); 530 мм (t = 6—10 мм, Р = 5,4 МПа); 720 мм (t = 8—12 мм, Р = 5,4 МПа); 1020 мм (t = 10,5—14,0 мм, Р = 5,4 МПа); 1220 мм (t = 12,0—14,5 мм, Р = 5,4 МПа); 1420 мм (t = 15,8—18,0 мм, Р = 7,5 МПа). Из проведенных статистических исследований следует, что минимальная толщина стенки труб является наиболее существенным фактором для образования стресс-коррозии (рис. 2).

naukarus.com

"КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока — мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс [1,4]. При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [1,2,4]. Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико — от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии [5]. Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера. Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая — парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 — 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония ( 50/80 — 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью ( ± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки [3,4] и условно-рефлекторной регуляции [6]. Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности [4], однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий [6]. В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН. 1997. — 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. — 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции [1,3,5,9] и нейро-лингвистического программирования [2,7,11], которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы [8,9]. В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье [4,6,8,10]. Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 — 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение — “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения [5], данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене [2,7,11]. Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности [1,2,7,11,12]. Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз — ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия [12].

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р<0.01); артериального систолического давления с 124.2±2.1 до 116.2±2.3 мм рт. ст. (р<0.01); индекса напряжения регуляторных систем по Баевскому с 281.9±35.2 до 148.9±15.6 условных единиц (р<0.001). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам “АТ-1” позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Средний уровень ситуативной тревожности в этой группе студентов, измеренный по методике Спилбергера, уменьшился с 55.4±2.1 до 43.1±2.0 баллов (р<0.001).

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. — Воронеж, 1994. — С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. — 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. — Л.: Медицина, 1973. — 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5. — С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. — Алма-Ата, 1970. — 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. — №6. — С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — №3. — С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. — №5. — С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. — Kansas City: Outcome Publ., 1987. — 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Статья по психологии на тему «Стресс»

Стрессовые ситуации, причины возникновения и их преодоление

В настоящее время подростки и молодые люди больше других возрастных групп подвержены стрессовым состояниям . Источниками подростковых стрессов становятся физиологические изменения тела, становление индивидуальности, психологические и информационные стрессы .Наиболее эмоционально стресс начинает осознаваться в подростковом возрасте и связан с аутоидентификацей личности. Именно в данном возрасте конфликтная ситуация с социумом может привести к формированию невротических расстройств и стрессов . Стресс приводит к ухудшению здоровья, неврастеническим и психостеническим нарушениям. Стрессовые состояния являются одним из факторов, сопутствующих генезису и становлению личности в подростковом возрасте, который характеризуется количественными и качественными изменениями, гормональным взрывом. В результате появляются специфические психопотологические реакции : группирования, оппозиции, эмансипации.

И так,что же такое стресс?

Стресс представляет собой особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение. Как правило, окружающая действительность при стрессе воспринимается как не соответствующая ожиданиям, вызывающая неудовлетворенность и страдания. Это состояние опасно, может привести к серьезным психологических проблемам.

Стресс — это психологическая проблема, снижающая эффективность и благополучие,качество жизни индивидуума.

Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическ ими нагрузками, недосы панием , плохим, нерегулярным питанием ;

Психиологический стресс связан с неудовлетворенностью отношений с окружающими ;

Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами . Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или же в результате слишком неожиданного радостного события;

Информационный стресс- это результат того , что в распоряжении человека имеется слишком много или слишком мало информации.

Управленческий стресс возникает в связи с тем , что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Как проявляется стресс?Как предупредить стресс и как бороться с его последствиями?

слишком частые ошибки ;

частое возникновение чувства усталости ;

слишком быстрая речь ;

частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины ;

потеря чувства юмора ;

увеличение количества выкуриваемых сигарет ;

пристрастие к алкогольным напиткам ;

Постоянное ощущение недоедания;

Причинами стресса также могут быть активное созревание, когнитивный диссонанс, межличностные и внутри личностные конфликты.

Можно выделить целый ряд факторов, которые увеличивают возможность возникновения стресса. Далеко не все из них можно избежать. Но вот что интересно: мы зачастую даже деньги тратим за изрядную порцию этих самых стрессов. Где? Да в том же кинотеатре. На том же стадионе. Причем получаем определенные дозы как положительных, так и отрицательных стрессов.

Мы живем в эпоху резкой смены привычных жизненных стереотипов. И отсюда столь быстрый, столь резкий переход у многих от наивного социального оптимизма к черному, порой тотальному пессимизму, к неверию в себя, в свои силы и возможности. Но самое тревожное – это то, что, по наблюдению специалистов, идет повальная невротизация населения. Отсюда ярость, нетерпимость к любому инакомыслию, озлобление.

Чтобы эффективно справиться со стрессом, необходимо следовать следующим рекомендациям.

1.Прежде всего в стрессовой ситуации лучше дать волю своим чувствам, например, гневу, обиде, полностью осознать свой страх. Преждевременный отказ от своих чувств, нежелание принять их приведут не к их исчезновению, а к тому, что они станут бессознательными. Особенность же бессознательных чувств состоит в том, что они, будучи незаметными для человека , продолжают оказывать негативное, разрушающее воздействие на организм.

2. Для эффективной борьбы со стрессом целесообразно изменить отношение к событиям, которые вызвали напряжение. Особенно это важно, если нельзя изменить ход событий, вмешаться в существующее положение таким образом, чтобы уничтожить факторы, вызывающие стресс.

3. Для того чтобы справиться со стрессовой ситуацией, необходимо ее проанализировать, выявив то, что вызывает негативные переживания.

4. Наконец, очень важное средство борьбы со стрессом – это увеличение собственной способности справляться с негативными ситуациями. Занятия спортом, физические нагрузки, укрепление нервной системы, нормальный отдых – все это в той или иной степени позволяет повысить собственную выносливость.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудноразрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограничиваться переживанием, не концентрироваться на нем, не уступать депрессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты.

И в заключение, предлагаю выполнить тест, определяющий, насколько успешно вы умеете справляться со стрессом.

1.Успеваете ли каждый день обедать?

2.Спите ли семь-восемь часов в сутки?

5.Занимаетесь ли регулярно спортом?

8.Соответствует ли вес вашему росту?

9.Имеете ли вы твердые убеждения?

11.Много ли у вас друзей и знакомых?

14.Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?

15.Рассказываете ли о своих заботах соседям или коллегам по работе (учебе)?

16.Способны ли вы разбить что-либо, что попадается под “горячую” руку?

18.Умеете ли рационально организовать свое время?

Менее 30 баллов – вы вообще не поддаетесь стрессу.

От 30 до 49 баллов – легко относитесь к стрессовым ситуациям.

От 50 до 74 баллов – с трудом справляетесь со стрессовыми ситуациями.

Более 75 баллов – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Стрессовые ситуации, причины возникновения и их преодоление

«. Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить» Сенека

Стресс, в переводе с английского языка – напряжение,это понятие было введено канадским психофизиологом Г.Селье в 1936 году.

Стресс — это психологическая проблема, снижающая эффективность и благополучие,качество жизни индивидуума.

Впрочем, любому человеку приходится переживать стрессовые ситуации. Жизнь устроена таким оброзам, что избежать этого вряд ли возможно. Они становятся опасными только в том случае, если переживания, связанные со стрессовой ситуацией, оказываются слишком длительными.

Выделяют пять разновидностей стресса ;

§ Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическ ими нагрузками, недосы панием , плохим, нерегулярным питанием ;

§ Психиологический стресс связан с неудовлетворенностью отношений с окружающими ;

§ Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами . Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или же в результате слишком неожиданного радостного события;

§ Информационный стресс- это результат того , что в распоряжении человека имеется слишком много или слишком мало информации.

§ Управленческий стресс возникает в связи с тем , что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Стресс имеет конкретные проявления. В большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Тем не менее можно выделить целый ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса. Об этом свидетельствуют :

1) невозможность сосредоточиться ;

2) слишком частые ошибки ;

3) ухудшение памяти ;

4) частое возникновение чувства усталости ;

5) слишком быстрая речь ;

6) частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины ;

7) повышенная возбудимость ;

8) плохой аппетит;

9) потеря чувства юмора ;

10) увеличение количества выкуриваемых сигарет ;

11) пристрастие к алкогольным напиткам ;

12) Постоянное ощущение недоедания;

Наиболее подвержены стрессу два возраста. Как было сказано ранее, это так называемые пик молодости (15-23 года) и пик инволюции (после 45 – 50лет). Именно в этом возрасте чаще всего отказывает психологическая защита. Однако не все ломаются даже в самых ужасающих, самых тяжелых условиях. Многое в реакции на стрессорные воздействия зависит от индивидуального восприятия, от умения спокойно и правильно реагировать на происходящие события или же, напротив, от привычки усматривать трагедию даже в пустяковой неприятности.

Есть интересная гипотеза: когда в древние времена люди начали страдать от стрессов, им, чтобы выжить, пришлось изобрести…смех – этот удивительный, чудодейственный переключатель с отрицательных эмоций на положительные.

3.Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?

4.Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?

7.Любите ли спиртное?

10.Регулярно ли ходите в кино и театр?

12.Делитесь ли с ними наболевшими проблемами?

13.Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?

17.Находите ли вы время для отдыха?

19.Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?

20.Любите ли спать днем?

Ответ “да” оценивается в 1 балл; “нет” – в 5 баллов.

Менее 30 баллов – вы вообще не поддаетесь стрессу.

От 30 до 49 баллов – легко относитесь к стрессовым ситуациям.

От 50 до 74 баллов – с трудом справляетесь со стрессовыми ситуациями.

Более 75 баллов – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Еще знаменитый французский философ Монтень говорил, что человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее. Именно юмор, смех помогают нам безболезненно взглянуть на все, травмирующее нас.

infourok.ru

Научная статья на тему “Управление стрессом в профессиональной деятельности преподавателя вуза”

Аннотация. Статья посвящена проблеме стрессов в профессиональной деятельности педагога, раскрываются современные научные представления о стрессе. Причины, проявления, последствия профессионального стресса вузовского преподавателя анализируются на основе данных прикладного социологического исследования, проведенного среди преподавателей Тверского государственного технического университета.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, высшая школа, преподаватель вуза, стресс.

Современную эпоху не случайно называют стрессогенной. Стрессовые состояния стали обыденным явлением современной жизни. По мнению специалистов, стресс – это вид эмоционального состояния, которое характеризуется высокой психической и физической активностью, физиологические признаки стресса – астма, боль в спине, мигрень, язвы, гипертония, артрит и боли в сердце; психологические проявления – депрессия, потеря аппетита, раздражительность и пониженный интерес к межличностным отношениям [2]. Стрессовые состояния отличает крайняя неустойчивость [4]. Профессиональный стресс влияет на эффективность выполняемой работы, воздействует на состояние психологического и физического здоровья [1]. Исследователи указывают на стресс-факторы: физические условия труда (шум, температура помещения, пыль, освещенность и др.); социальные факторы (конфликты с коллегами, руководством и подчиненными); организационные факторы (ненормированный рабочий день, невозможность карьерного роста, высокая интенсивность труда, необходимость принимать решения и др.)[3]. Профессиональный стресс – это напряженное состояние сотрудника, бпоявляющееся у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с исполняемой профессиональной деятельностью. Профессиональный стресс часто проявляется в трудовой деятельности педагогов. Эффективное управление образовательной организацией предполагает разработку мер по профилактике и преодолению стрессовых состояний.

В связи с этим в 2015 году в Тверском государственном техническом университете было проведено прикладное социологическое исследование на тему: «Стресс в профессиональной деятельности преподавателей современного вуза». Методом глубинного интервью было опрошено 20 педагогов ТвГТУ. Преподавателям университета предлагалось ответить на вопрос: «Заслуживает ли, по Вашему мнению, проблема стрессов в профессиональной деятельности специальных исследований?». Подавляющее большинство вузовских педагогов дали положительный ответ, они уверены в актуальности изучения проблемы влияния стресса на профессиональную деятельность преподавателя. Аргументируя свою точку зрения, участники опроса отмечали, что «деятельность преподавателя тесно связана с постоянным общением, которое предполагает возникновение конфликтов – источника стресса для человека»; «стрессовое состояние негативно влияет на саму профессиональную деятельность, снижает ее качество, бэффективность»; «изучение стресса позволит разработать специальные методики противодействия стрессовым ситуациям».

Участники исследовательского проекта указали профессии, представители которых более предрасположены к возникновению стрессовых состояний. Среди них были выделены профессии, связанные с каким-то риском, опасностями, которые могут угрожать личности работника и самому процессу профессиональной деятельности; профессии, предполагающие особую ответственность (например, медики, военнослужащие, сотрудники МЧС, полицейские, пожарные); профессии, основанные на общении с другими людьми (например, педагоги, психологи, работники торговли); профессии, предусматривающие тесное взаимодействие взаимодействием с техникой и механизмами. Все респонденты считают, что преподаватели относятся к профессиям «группы риска» с точки зрения возникновения стресса.

Педагогам ТвГТУ, участвующим в исследовании требовалось назвать наиболее распространенные причины возникновения стрессов в профессиональной деятельности преподавателей вуза. Чаще всего информанты указывали такие факторы стресса, как чрезмерная загруженность работой (например, «нехватка времени как на подготовку к занятиям», «резко возрастает объем работы, а преподаватель, в силу своей профессиональной ответственности, стремиться сделать как можно больше, но психически и физически выполнить все не в состоянии», «необходимость совмещать педагогическую и научную деятельности»); постоянно меняющиеся и ужесточающиеся требования, предъявляемые к преподавательскому составу (например, «появление новых правил, требований, которые спускаются «сверху», «частые проверки вуза», «необходимость оформлять огромное количество документов»); неприемлемое отношение студентов к учебе (например, «недобросовестность студентов, которые не хотят выполнять задания»); слабое материальное и моральное стимулирование преподавательского труда (например, «несоответствие заработной платы ожиданиям», «зависимость зарплаты от количества публикаций»), конфликты, в которые оказывается, вовлечен преподаватель (например, «конфликты на горизонтальном уровне – с коллегами и на вертикальном уровне – со студентами, с руководством); опасность сокращения нагрузки (например, «ситуации, при которых преподаватель рискует лишиться нагрузки», «когда сокращается нагрузка по кафедре и необходимо ее перераспределять).

В чем проявляются стрессовые состояния преподавателя вуза? Каковы симптомы стресса?» такие вопрос также предлагались участника исследования. По мнению педагогов ТвГТУ проявления стресса разнообразны. Они могут касаться физического самочувствия и психического состояния преподавателя («плохой сон», «раздражительность», «волнение», «нервное напряжение», «повышенная тревожность», «апатия», «внезапные приступы паники»). Могут выражаться в особенностях поведения («агрессия», «ссоры с коллегами», «эмоциональные срывы», «увлечение сладким» и проявляться в учебной деятельности («некачественное проведение занятий», «искусственное увеличение перерывов между парами», «игнорирование студентов»). Стресс может рассматриваться как своего рода адаптация личности к изменившимся условиям существования. В зависимости от особенностей психики конкретного преподавателя стрессовое состояние появляется по-разному («кто-то замыкается, уходит в себя, кто-то напротив, повышенно возбудим, агрессивен», в любом случае – стресс – это некое отклонения от обычного состояния человека).

Участникам исследовательского проекта также требовалось ответить на вопрос: «Каковы особенности возникновения и проявления стрессовых состояний у разных категорий преподавателей ВУЗа (мужчин и женщин, начинающих преподавателей и опытных и т.п.)?» Выяснилось, что такие особенности существуют. Так, практически все опрошенные педагоги сошлись во мнении, что «женщины по своей натуре более эмоциональны и экспрессивны, чем мужчины». У них «больше причин возникновения стресса из-за необходимости быть успешными и в личной жизни, и в профессиональной карьере».

Иначе переносят стрессовые состояния мужчины, «они более сдержанны и погружены в себя», «обычно не делятся своими переживаниями с другими людьми». Мужчина воспринимается в обществе как «добытчик», «он должен работать и семья для него на втором плане». Поэтому мужчина-преподаватель не испытывает дискомфорта от позднего возращения домой с работы или необходимости работать в выходные дни.

По мнению участников исследования, опыт работы в вузе по-разному влияет на стрессоустойчивость преподавателей. Молодые преподаватели испытывают больший стресс по сравнению со старшими педагогами. Им приходится самоутверждаться, завоевывать авторитет у студентов, что не всегда получается. Преподаватели с большим стажем работы «умеют себя преподнести», могут «купировать стрессовую ситуацию, не допустить конфликт». Однако, иногда и опытный преподаватель оказывается «загнан в стрессовую, хроническую ситуацию». Стрессовые ситуации преподавателей, длительное время работающих в вузе, могут быть порождены многочисленными образовательными реформами и постоянным ужесточением требований к вузовским педагогам.

Участникам исследовательского проекта также требовалось ответить на вопрос: «Как влияют на возникновение и протекание стресса личностные особенности преподавателя вуза?». Выяснилось что на переживание стресса могут влиять темперамент («холерик более взрывной, его легче задеть, а меланхолик спокойный, может не обращать на что-то внимание, соответственно меньше подвержен стрессу»; направленность личности (экстраверт или интроверт); характер; ригидность; состояние нервной системы («чем она сильнее, тем меньше вероятность заработать стресс»).

Все респонденты полагают, что стрессоустойчивость является важным условием успешности профессиональной деятельности преподавателя вуза, так как периодически возникающие стрессы негативно влияют на профессиональную деятельность педагога.

Однако по поводу возможности формирования стрессоустойчивости мнения участников опроса не совпали. По мнению большинства информантов, стрессоустойчивость нельзя формировать, т.к. «это качество, которое присуще человеку на физиологическом уровне», «человек изначально либо обладает стрессоустойчивостью, либо нет». По мнению некоторых респондентов, стрессоустойчивость можно развивать, для этого необходим комплекс мер, включающий тренинги, моделирование ситуаций. Также многое зависит от самого человека, от его самовоспитания.

Возможна ли профилактика стрессовых состояний, порождаемых профессиональной деятельностью у преподавателей вуза? Этот вопрос заинтересовал участников опроса. Заниматься профилактической работой должны администрация вуза («грамотно планировать работу», «равномерно распределять обязанности»), руководители факультетов и кафедр («создавать благоприятную социально-психологическую атмосферу»; «обеспечивать комфортные условия труда»), вузовские психологи («организовывать тренинги»), сам преподаватель («заниматься саморегуляцией»). По мнению нескольких респондентов, профилактика стресса не нужна, так как «стресс развивает адаптивные способности», «позволяет человеку менять свое поведение» и даже «доставляет удовольствие если стрессовая ситуация преодолена».

Преподавателям ТвГТУ – участникам исследования также был предложен вопрос «Если стрессовое состояние у преподавателя наступило, что можно сделать для его преодоления?». Чаще всего респонденты высказывали рекомендации, связанные со сменой (временной или длительной) вида деятельности («переключить внимание на семью», «заняться наукой», «посвятить себя хобби»), с отдыхом («уйти в отпуск», «отправиться путешествовать»), с анализом причин стресса («необходимо разобраться в источнике стрессового состояния»). Большая роль отводится руководителя и коллегам переживающего стресс педагога («доброжелательное участие заведующего кафедрой», «помощь психолога»). Заслуживают внимания ответы на вопросы: «Каковы последствия воздействия стрессового состояния на преподавателя вуза? Каким образом стресс влияет на разные стороны его профессиональной деятельности? Возможны ли позитивные последствия стресса?». Среди последствий стресса опрошенными были выделены профессиональное выгорание («преподавателю становится абсолютно все равно»), конфликты с окружающими («преподаватель не может себя сдержать и выплескивает эмоции на коллег и студентов»), психические расстройства («профессиональные деформации», «депрессия», «апатия»), перенос стресса в семью («обострение отношений с родственниками»).

Несмотря на то, стресс разрушительное явление, некоторые информанты указали на позитивные аспекты стресса. Например, «пережитые стрессовые состояния дают опыт для разрешения различных конфликтов», «если стресс вызван перегрузкой, то преподаватель может научиться планировать свою работу».

Отвечая на вопрос: «Каким образом стресс, вызванный особенностями профессиональной деятельности, влияет на другие стороны жизни, не связанные с профессией?» многие респонденты подчеркнули, что стресс, безусловно, оказывает негативное воздействие на разные сферы жизни. Он может отразиться на семейной жизни, на взаимоотношениях с друзьями, стать причиной конфликтов.

Но возможен и другой сценарий, человек, переживающий стресс на работе, попытается переключить свою активность на другие сферы жизни («сосредоточится на семейных делах», «более тепло будет относиться к друзьям»).

На профессиональную деятельность вузовского преподавателя могут влиять стрессы, непосредственно не связанные с работой. Их причинами могут быть конфликты в семье; болезнь и смерть родных; нехватка денежных средств, невозможность заниматься любимым делом. Преподаватели, участвующие в исследовании, подтвердили, что такие стрессы влияют на профессиональную деятельность, «позволяя» педагогу «срываться на студентах и коллегах», «ходить» в плохом настроении; «быть ко всему равнодушным».

Ответы на вопрос об отличиях между стрессами в профессиональной деятельности и стрессами в повседневной жизни оказались различны. Часть респондентов считает, что между этими стрессами разницы нет, т.к. «стресс – это в любом случае источник переживания, сами переживания по своей психологической природе схожи». Другие информанты, напротив, указали, что «стресс в повседневной жизни проходит быстрее, главное «скинуть эмоции».

Исследование показало, что большинству респондентов приходилось переживать стрессовые состояния, причины которых коренились в профессиональной деятельности. Сами причины оказались достаточно разнообразны: невыполнение студентами предъявляемых требований, чрезмерная учебная нагрузка, конфликты со студентами и их родителями, острый дефицит времени, трудности адаптации к новой должности. При этом чаще всего стресс удается преодолеть или минимизировать на начальном этапе.

Проанализировав ответы участников исследования, можно сделать вывод о том, что деятельность преподавателя предполагает частые стрессовые состояния. Причинами таких стрессов обычно бывают нехватка времени, большой объем работы, образовательные реформы.

На стрессовое состояние влияют личностные качества, например, тип темперамента, направленность личности, характер, свойства нервной системы. Сам стресс почти всегда оказывает негативное влияние на человека. Он проявляется в раздражительности, нервном напряжении, агрессии, утомляемости, эмоциональных срывах.

Стресс – это разрушительное явление, но, преодолевая стресс, преподаватель может открыть в себе новые качества, научится разрешать какие-то конфликтные ситуации, мобилизоваться для решения новых задач, научится планировать свою работу. Для профилактики стрессовых состояний преподавателям следует четко планировать свою профессиональную деятельность, равномерно распределять нагрузку; необходимо поддерживать порядок на своем рабочем месте, чтобы в любой момент можно было легко найти нужные документы, конспекты лекций, задания для студентов, экзаменационные ведомости и т.п.; полезно в течение рабочего дня чередовать труд с отдыхом, на переменах стараться отдохнуть, а не заниматься учебными делами; важно после рабочего дня, в выходные дни, в отпуске полноценно отдыхать, «отключаться» от мыслей о своей педагогической деятельности; требуется не «зацикливаться» на педагогической работе, а в свободное время интересоваться новостями, заниматься хобби, путешествовать и т.п.; при наступлении первых признаков стрессовой ситуации целесообразно «расслабиться», отдохнуть, переключить внимание на что-нибудь позитивное; в условиях серьезного стресса необходимо обратиться к психологу, предупредить руководителя.

Руководству вузов следует уделять внимание подержанию благоприятного социльно-психологического климата в коллективе кафедры (факультета); необходимо постоянно заниматься профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, следить за психологическим состоянием преподавателей; важно создавать условия, обеспечивающие психологическую «разгрузку», отдых педагогов; целесообразно предусмотреть возможность предоставления преподавателю, переживающему стрессовую ситуацию, внепланового отпуска, «отгулов».

Список использованных источников

1. Егоров А.С. Психофизиология умственного труда / А.С. Егоров, В.П. Загрядский. Л.: Наука, 2003.

2. Кокс Т. Стресс / Т. Кокс. М.: Медицина, 2001.

3. Марков В.И. Стресс / В.И. Марков. Н.Новгород; НГПУ, 2010.

4. Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений / Н.М. Пейсахов. Казань: КГУ, 1994.

nauchniestati.ru