Степени умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Умственная отсталость (ранее называлась задержка ментального развития) характеризуется недоразвитием интеллектуальной деятельности.

Ведение состоит в образовании, семейном консультировании, а также социальной поддержке.

Учет только величины снижения коэффициента интеллекта (10) является недостаточным. Для классификации необходимо учитывать также уровень необходимой поддержки, начиная с поддерживающей до постоянной на высоком уровне, во всех видах деятельности. Такой подход сосредоточен на сильных и слабых сторонах человека, соотнося их с требованиями окружающей среды, ожиданиями и настроением семьи и общества.

Около 3% населения имеет IQ <70, который ниже среднего IQ населения в целом (IQ 100); если же считать критерием необходимость поддержки,лишь около 1% населения имеет серьезную умственную отсталость. Тяжелая умственная отсталость возникает в семьях во всех социально-экономических группах и с любым уровнем образования. Менее тяжелая умственная отсталость (требующая периодической или ограниченной поддержки) происходит чаще всего в низших социально-экономических группах -одновременно с наблюдениями, что 10 коррелирует с большим успехом в школе.

  • Дебильность (легкая умственная отсталость): IQ — 50—70; ребенка можно обучить практическим навыкам, например, работе ремесленника. Обучение культурным приемам, таким, как чтение и правописание, затруднено.
  • Имбецильнось (умственная отсталость средней степени, слабоумие): IQ — 35—49; возможно усовершенствование навыков в бытовой области, например, одевание и прием пищи, обучение культурным приемам невозможно.
  • Идиотия (тяжелая умственная отсталость): IQ — 0—34; дети не могут ходить, говорить или самостоятельно принимать пищу.
  • Деменция — обратное умственное развитие.
  • Олигофрения — врожденная умственная отсталость. Причины:
  • внутриутробное, перинатальное и постнатальное повреждение головного мозга;
  • хромосомные аберрации (например, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы);
  • врожденные нарушения обмена веществ (нарушение обмена аминокислот, углеводов, липидов или мукополисахаридов, эндокринные нарушения, например, врожденный гипотиреоз).
  • Причины умственной отсталости у детей

    Интеллект определяется как генетическими, так и внешними факторами. Дети, рожденные от родителей с умственной отсталостью, подвергаются повышенному риску целого ряда отклонений в развитии, но четкая передача по наследству умственной отсталости необычна. Хотя достижения в области генетики, такие как хромосомный анализ микрочипов, увеличили вероятность выявления причин умственной отсталости, конкретные причины не могут быть идентифицированы в 60-80% случаев. Причину скорее всего нужно определять в тяжелых случаях. Нарушение языка и личных социальных навыков может быть связано с эмоциональными проблемами, депривацией, нарушением обучаемости или глухотой, а не с умственной отсталостью.

    Пренатальные причины. Пренатальное воздействие наркотиков и токсинов также может вызвать умственную отсталость. Алкогольный синдром плода является наиболее распространенным из таких состояний. Противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и метил-ртуть, также являются причинами этой патологии.

    Перинатальные причины. Риск увеличивается у маленьких для гестационного возраста младенцев; умственная отсталость и снижение веса имеют одни и те же причины. Младенцы с очень низким и крайне низким весом при рождении имеют варьирующийся риск возникновения умственной отсталости в зависимости от срока беременности, перинатальных событий и качества медицинской помощи.

    Постнатальные причины. Энцефалиты, отравления и несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы или асфиксию, способны привести к умственной отсталости.

    Симптомы и признаки умственной отсталости у детей

    • явная умственная отсталость;
    • недостаточное развитие и значительное отставание в развитии во всех областях, например, двигательное развитие, развитие опрятности, развитие речи;
    • поведение, не соответствующее ситуации, вплоть до тяжелых нарушений поведения;
    • частые отклонения в поведении: гиперактивность, стереотипные движения или членовредительство, энкопрез и энурез, импульсивно-агрессивное поведение.
    • У некоторых детей с легкой умственной отсталостью узнаваемые симптомы могут явно не проявляться до дошкольного возраста. Однако ранняя идентификация является общей для детей с умеренной до сильной умственной отсталостью и детей, у которых умственная отсталость сопровождается физическими аномалиями или признаками состояния (церебральный паралич), которые могут быть ассоциированы с конкретной причиной умственной отсталости (перинатальной асфиксией). Отставание психического развития, как правило, очевидно в дошкольном возрасте.

      Некоторые дети могут иметь церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержку речи или потерю слуха. По мере созревания детей у некоторых развиваются тревоги или депрессии, если они отвергнуты другими детьми или обеспокоены осознанием того, что те видят их отличие и неполноценность. Хорошее ведение, в т.ч. школьные программы, могут помочь максимизировать социальную интеграцию, тем самым минимизируя такие эмоциональные реакции.

      Поведенческие расстройства являются причиной большинства направлений к психиатру и помещения в различные учреждения для людей с умственной отсталостью. Поведенческие проблемы часто ситуативные, и провоцирующие факторы, как правило, могут быть идентифицированы. Факторы, предрасполагающие к неприемлемому поведению, включают:

    • отсутствие подготовки к социально ответственному поведению;
    • непоследовательность дисциплины;
    • усиление ошибочного поведения;
    • нарушенную способность общаться;
    • дискомфорт от сосуществующих физических проблем и психических расстройств.
    • На качество услуг, оказываемых подобными учреждениями, влияют перенаселенность и нехватка кадров.

      Диагностика умственной отсталости у детей

    • Оценка развития и интеллекта.
    • Тестирование с изображениями.
    • Генетическое тестирование.
    • При подозрении на случаи оценивают развитие и интеллект, обычно путем раннего вмешательства или при помощи школьного персонала. Развивающие скрининговые тесты, такие как Опросник по возрасту и стадиям (ASQ) или Оценка родителями уровня развития (PEDS), обеспечивают общую оценку развития маленьких детей и могут быть проведены врачом или другим человеком. Нейропсихическая оценка должна быть произведена при подозрении на задержку в развитии. Педиатр или детский невропатолог должны расследовать все случаи:

      • от умеренного до серьезного отставания в развитии;
      • прогрессирующая инвалидность;
      • нервно-мышечные ухудшения;
      • подозреваемая эпилепсия.
      • Установление умственной отсталости следует за определением причин. Точное определение причин позволяет спрогнозировать развитие, предложить планы образовательных и учебных программ, помогает в генетическом консультировании и облегчает родительскую вину. Анамнез (включая перинатальный, развития, неврологический и семейный) может определить причины. Снимки черепа (например, МРТ) могут выявить пороки развития ЦНС, поддающуюся лечению гидроцефалию или более тяжелые пороки развития мозга. Генетические тесты могут помочь определить расстройства, такие как синдром Дауна, при помощи стандартного кариотипирования, 5р-делеции (Кри дю Ша синдром), или синдром ДиДжорджи с помощью флуоресцентной гибридизации (FISH). Недавно хромосомный микроэррей стал более доступным, предоставив возможность выявления оставшихся нераспознанными хромосомных нарушений.

        Генетические метаболические нарушения можно предположить по их клиническим проявлениям (задержке развития, вялости, рвоте, судорогам, гипотонии, гепатоспленомегалии, грубым чертам лица, необычному запаху мочи, увеличению языка). Изолированные задержки сидения или ходьбы (крупная моторика) и более совершенного хватательного навыка у ребенка, рисования или письма (мелкая моторика) могут свидетельствовать о нервно-мышечных расстройствах. Конкретные лабораторные тесты выполняют в зависимости от предполагаемой причины. Аудиовизуальные оценки должны быть сделаны в раннем возрасте, скрининг на отравление свинцом часто целесообразен.

        Прогноз умственной отсталости у детей

        Людям с серьезной умственной отсталостью, вероятно, потребуется пожизненная поддержка. Чем тяжелее умственная инвалидность и более выражена неподвижность, тем выше риск смерти.

        Лечение умственной отсталости у детей

        Потребности лечения и поддержки зависят от социальной компетентности и когнитивных функций. Применение программы раннего вмешательства в раннем детстве может уменьшить тяжесть потери трудоспособности из-за нарушения интеллекта. Должны использоваться реалистичные методы ухода за пострадавшими детьми.

        Поддержка семьи и консультирование имеют решающее значение. При подтверждении или подозрении на умственную отсталость родители должны быть проинформированы и получить достаточно времени, чтобы обсудить причины, последствия, прогноз, образование и подготовку ребенка и важность соблюдения баланса между известными прогностическими рисками и собственными негативными предположениями, при которых заниженные ожидания приводят к ухудшению функциональных результатов в дальнейшей жизни. Тактичное постоянное консультирование имеет большое значение для адаптации семьи.

        Всеобъемлющая индивидуальная программа должна быть разработана при помощи соответствующих специалистов, в т.ч. педагогов.

        Многопрофильная группа включает:

      • неврологов или педиатров;
      • ортопедов;
      • физических терапевтов и специалистов по трудотерапии;
      • дефектологов и аудиологов (помогают при задержке речи или подозрении на потерю слуха);
      • диетологов (помогают в лечении недостаточности питания);
      • социальных работников (помогают снизить внешнюю депривацию).
      • В Российской Федерации функционируют специальные коррекционные общеобразовательные школы для обучения детей с умственной отсталостью по специальной учебной программе (прим. редакции).

        Раннее начало мероприятий по стимуляции умственного развития и планирование дальнейших возможностей, способствующих умственному развитию: специальные школы, мастерские, позже, при необходимости, размещение в инвалидных домах.

        Олигофренопедагогическое лечение: развитие практических способностей, необходимых в быту (самостоятельный прием пищи; одевание, прививание навыков чистоты).

        Не стремиться к определенным целям при обучении, поддерживать достигнутые успехи методами поведенческой терапии (поощрение).

        Дополнительные методы лечения: лечебная физкультура, логопедия, трудотерапия, терапия музыкой.

        Повышенная потребность в наблюдении за детьми и родителями. Повышенная потребность в сочувствии со стороны ухаживающего персонала.

        Седативное медикаментозное лечение при выраженной агрессии, аутоагрессии или гиперактивности.

        Социально-правовое обслуживание: удостоверение инвалида, финансовая поддержка, введение мероприятий, способствующих развитию; при необходимости — оформление права опеки и права попечительства.

        Предотвращение умственной отсталости у детей

        Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.

        Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.

      • амниоцентез,
      • УЗИ,
      • определение в материнской сыворотке ?-фетопротеина.
      • Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.

        Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.

        www.sweli.ru

        Умственная отсталость (олигофрения) — Причины, симптомы и лечение

        Какие ассоциации возникают у вас, когда вы словосочетание слышите «умственная отсталость»? Наверно, не очень Познания. приятные большинства людей об этом заболевании популярных на базируются фильмах и телепередачах, где реальность искажается часто в угоду зрелищности, а также рассказах часто. Не окружающих можно увидеть пациентов с выраженной отсталостью умственной в нашем привычном окружении – чаще обособлены они от общества (хотя в Европе и США люди такие встроены в социум и их нередко можно повседневной в встретить жизни, что иногда создает представление ложное о якобы большей распространенности умственной этих в отсталости странах). Многие из нас сталкивались с отсталыми умственно людьми сами того не подозревая, при ведь легкой степени этого заболевания грань провести между умственно отсталым и здоровым достаточно человеком непросто.

        С точки зрения врача, отсталость умственная — это заболевание, главным условием является которого либо врожденное, либо приобретенное (возрасте в ребенком до 3-х лет) снижение интеллекта. При основном в этом снижается способность к абстрактному мышлению (оно именно является основой математических способностей, даже и логики творчества). Эмоциональная сфера при практически этом не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью симпатию чувствуют и неприязнь, радость и горе, печаль и возможно, веселье, эмоции умственно отсталых людей не многогранны так и сложны, как у людей с нормальным Важно. интеллектом отметить, что умственная отсталость не тенденции имеет к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта иногда, а стабилен интеллект даже повышается со временем влиянием под обучения, воспитания. Это одно из отличий важных умственной отсталости от деменции – состояния, снижением характеризующегося интеллекта и возникающего как осложнение различных при заболеваниях (инсульты, травмы головы, инфекции тяжелые, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические также) а заболевания в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со состояние временем интеллекта ухудшается.

        Другое название отсталости умственной – олигофрения (от латинского «олиго» — мало и «разум» — френос).

        Причины умственной отсталости

        Возможных умственной причин отсталости довольно много, не все из достаточно них изучены. Установлено, что при отсталости умственной снижение интеллекта обусловлено органическим головного поражением мозга, и, к сожалению, не всегда с точностью сказать можно, почему возникло это поражение у пациента конкретного. Считается, что наиболее частые возникновения причины умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а вредные также факторы, влияющие на организм матери беременности при, например, лекарства (некоторые антибиотики, препараты противозачаточные), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, например, вирусные, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, были которые у женщины до беременности, могут спровоцировать отсталость умственную у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, гепатит, сифилис), сахарный диабет, сердечные заболевания.

        олигофрении Причинами могут стать и тяжелый токсикоз во беременности время, резус-конфликт, патология плаценты. риска Фактором умственной отсталости являются недоношенность, роды стремительные, родовые травмы. Вот почему женщина каждая должна обследоваться у врача пред беременности планированием, а в период ожидания ребенка ей необходимо особенно быть внимательной к своему здоровью.

        Да и мужчин тоже это касается – есть исследования, доказывающие, длительное что употребление алкоголя или наркотических повышает средств шансы мужчины стать отцом олигофрена-ребенка. Кроме того, профессиональные вредности, с сталкиваются которыми будущие родители, также могут фактором послужить риска умственной отсталости детей. В очередь первую это относится к радиоактивному излучению и химическим агрессивным реагентам.

        Симптомы умственной отсталости

        уже вы Как поняли, основным симптомом умственной является отсталости снижение интеллекта. В зависимости от степени интеллекта снижения, выделяют легкую, среднюю и тяжелую умственной форму отсталости.

        При легкой степени отсталости умственной (другое название – дебильность) IQ пациентов Внешне 50-69. составляет такие пациенты практически не отличаются от людей здоровых. Обычно они испытывают сложности в сниженной из-за обучении способности к концентрации внимания. При память этом у них достаточно хорошая. Часто легкой с пациенты степенью умственной отсталости имеют поведения нарушения. Они зависимы от родителей или пугает, их воспитателей смена обстановки. Иногда такие становятся пациенты замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции людей других, поэтому испытывают сложности при иногда). А общении наоборот, стараются привлечь к себе различными внимание яркими поступками, обычно нелепыми, а антисоциальными и подчас. Внушаемость пациентов с легкой степенью отсталостью умственной может привлекать к ним представителей мира криминального, тогда они становятся либо обмана жертвой, любо игрушкой в руках преступников. все Практически пациенты этой группы осознают отличие свое от здоровых людей и стремятся скрыть заболевание свое.

        При средней степени умственной или (отсталости имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты испытывать способны привязанности, различать похвалу и наказание, их обучить можно элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и письму, чтению, простейшему счету. Однако самостоятельно они проживать не способны и нуждаются в постоянном контроле и Тяжелая.

        уходе форма умственной отсталости или характеризуется идиотия IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у отсутствует них речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. ограничены Эмоции простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. пациенты Такие нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в учреждениях специальных.

        IQ является важным, но не единственным критерием отсталости умственной. Кроме того, известны случаи, людей у когда с низким IQ не было никаких признаков отсталости умственной. Кроме IQ врач оценивает бытовые пациента навыки, общее состояние психики, уровень адаптации социальной, перенесенные заболевания. И только на основании признаков комплекса возможно поставить диагноз умственной Олигофрения.

        отсталости в детском, младенческом возрасте, может задержкой проявиться развития ребенка, которую можно при выявить своевременном посещении педиатра. В детских учреждениях дошкольных у ребенка с умственной отсталостью обычно проблемы возникают с адаптацией в коллективе других детей, трудно ему соблюдать режим дня, занятия, воспитателем проводимые, часто оказываются слишком сложными такого для ребенка. В школьном возрасте родителей насторожить должно высокой степени невнимательность и неусидчивость, утомляемость повышенная, плохое поведение и успеваемость. Необходимо контакт поддерживать с педагогами, которые могут своевременно родителям порекомендовать обратиться к детскому психоневрологу или Также. психологу при олигофрениях нередко встречаются и отклонения неврологические – тики, частичные параличи конечностей, припадки судорожные, головные боли. Обычно такие остаются не проявления без внимания родителей и являются обращения причиной к невропатологу.

        Обследование при умственной Большую

        отсталости часть случаев умственной отсталости распознать удается в раннем возрасте. Умственную отсталость, генетическими обусловленную причинами, можно выявить еще в беременности период (например, болезнь Дауна). Для женской в этого консультации проводится скрининговое обследование женщины беременной на ранних сроках, что дает принять возможность решение о сохранении или прерывании роддоме. В беременности для ранней диагностики некоторых заболеваний наследственных, приводящих к умственной отсталости, также скрининговые применяют обследования.

        Некоторые формы умственной возникают отсталости из-за недоразвития определенной ферментной системы у Наиболее. ребенка распространенное заболевание из этой группы – При. фенилкетонурия рождении дети с фенилкетонурией ничем не здоровых от отличаются, но в первые месяцы жизни для характерны них вялость, частая рвота, кожные повышенная, высыпания потливость со специфическим неприятным запахом. лечении При, начатом до 2-3-х месячного возраста удается интеллект сохранить детей. Поэтому так важно педиатра наблюдение в период новорожденности и раннем детском Педиатр.

        возрасте при обследовании ребенка с подозрением на назначит олигофрению консультацию невролога, анализы крови и возможно, мочи, энцефалограмму. Обследование более старших включает детей в себя консультацию психолога, детского или психоневролога психиатра.

        При своевременно начатом подавляющем в лечении большинстве случаев удается добиться адаптации хорошей ребенка к последующей самостоятельной жизни. А самолечение вот и самостоятельная постановка диагноза могут печальным к привести последствиям – будет упущено время, так которое дорого ценится, когда дело лечения касается детей. Кроме того, под умственной маской отсталости могут скрываться и другие например – болезни, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические Отставание.

        заболевания в развитии ребенка в возрасте до 1 года требует обязательно внимания специалистов – как минимум невропатолога и педиатра. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся своих медленнее сверстников, является умственно отсталым. показывают Как исследования, примерно 10% детей, отстававших серьезно от своих сверстников в развитии, не имели умственной впоследствии отсталости.

        Лечение умственной отсталости

        существует Сегодня множество препаратов для лечения отсталости умственной и подобрать наиболее подходящий препарат только сможет лечащий врач. В зависимости от причины это, заболевания могут быть препараты йода гормоны или (если олигофрения вызвана заболеванием железы щитовидной). В случае фенилкетонурии бывает достаточно режима специального питания, который назначит педиатр.

        для Часто коррекции умственной отсталости врачи ноотропы используют – всем известный пирацетам, а также энцефабол, аминалон, пантогам. Целью применения ноотропных является препаратов улучшение обменных процессов в мозговой этой. С ткани же целью в лечении умственной отсталости витамины используются группы В и аминокислоты, необходимые для функционирования нормального мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, Эти). церебролизин препараты продаются без рецепта целесообразность, но врача их приема должен определить специалист.

        пациентов у Иногда с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тогда, поведения врач-психиатр может подобрать группы из препарат нейролептиков или транквилизаторов.

        Залогом лечения успешного умственной отсталости является комплексное применение, т.е. воздействие не только медикаментов, но и индивидуальный подход к занятия, обучению с психологами и логопедами – все это для необходимо более успешной адаптации в обществе. соблюдать Необходимо дозировки препаратов, предписанные врачом, а появлении при новых симптомов незамедлительно прийти на Например. прием, при лечении ноотропами может повышенная появиться возбудимость и головные боли, в таком надо случае обратиться к лечащему врачу для вопроса решения о замене препарата или изменении народной.

        В доз медицине вместо ноотропных препаратов лекарственные применяют растения, обладающие активизирующим влиянием на систему нервную. Это женьшень, лимонник китайский, Следует. алоэ помнить, что применение стимулирующих при средств умственной отсталости может спровоцировать грубые и психозы нарушения поведения, поэтому перед средств применением народной медицины лучше проконсультироваться с Социальная.

        врачом реабилитация является важнейшим компонентом пациентам помощи с умственной отсталостью. В первую очередь реабилитации программы направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с степенью легкой умственной отсталости. Для этого специализированные существуют учебные заведения, где возможно адаптированной по обучение школьной программе, а затем – освоение профессий несложных, например, таких строительных специальностей маляр как, штукатур, плотник и т.д.

        При своевременном и лечении правильном легкой степени умственной отсталости добиться возможно хороших результатов — многие пациенты с отсталостью умственной легкой степени самостоятельны, имеют свою и профессию семью. В то же время, при отсутствии воспитания должного, реабилитационных мер и медицинской помощи, становятся олигофрены асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, участниками оказываются криминальных историй, могут представлять опасность общественную. Что касается средней и тяжелой умственной формы отсталости, то задачами медицинской и социальной таким помощи пациентам являются обеспечение ухода и при, а надзора необходимости – контроля за состоянием здоровья.

        умственной Профилактика отсталости

        Профилактика умственной отсталости серьезном на основана подходе к своему здоровью и здоровью поколений будущих. Перед планированием беременности, супругам пройти желательно обследования специалистов для выявления хронических и инфекционных заболеваний, иногда требуется консультация Беременная. генетика женщина должна помнить об ответственности за своего здоровье еще не родившегося ребенка. Необходимо правильный вести образ жизни, избегать влияния факторов вредных, регулярно посещать женскую консультацию и следовать четко рекомендациям гинеколога. После рождения родителям ребенка следует наладить контакт с педиатром, все выполнять назначенные обследования. При появлении умственную на подозрения отсталость у ребенка необходимо своевременно специалисту к обратиться и начать лечение. Некоторые родители власти во находятся предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и избежать стараются посещения этих специалистов даже наличии при серьезных показаний, нанося тем непоправимый самым вред здоровью и будущему своего счастью. К ребенка, в последнее время отмечается тенденция к медицинской повышению грамотности населения и такие ситуации Врач.

        house.jofo.me

        Симптомы умственной отсталости у детей

        Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

        Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

        Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

        Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

        Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

        Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

        Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

      • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
      • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

      Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

      Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

      МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

    • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
    • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
    • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
    • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.
    • К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

      Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

      Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

      1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
      2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
      3. Сильная недоношенность плода;
      4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
      5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
      6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
      7. Умственная недостаточность неясной этиологии.
      8. Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

        Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

        Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

        Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

        Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

        Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

      9. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
      10. Системное недоразвитие речевых навыков;
      11. Некритичное, конкретное мышление;
      12. Некоторые нарушения восприятия;
      13. Разнообразные нарушения внимания;
      14. Плохая продуктивность памяти;
      15. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
      16. Недоразвитие всех интересов.

      Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

      При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

      Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

      Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

      Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

      Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

      Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

      Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

      В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

      Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

      Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

      Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

      Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

      odepressii.ru

      Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость

      Из словарей и энциклопедий

      Большой психологический словарь

      Умственная отсталость (англ. mental retardation) — стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию (причины).

      Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos — немногий + phren — ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

      Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несформированностью личности в целом.

      Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

      По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

      Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ &8804; 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

      Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый телом, вялый) — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

      Дебильность (от лат. debilis — увечный, слабый) — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

      Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с.; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с., возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофренического слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенилкетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

      Психологическая энциклопедия

      Умственная отсталость (mental retardation)

      История развития понятия «умственная отсталость»

      Понятие «У. о.» является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце XVII в. наблюдатели стали замечать принципиальное различие между психически больными и умственно отсталыми людьми. Французский ученый Эскироль постулировал, что осн. различие между У. о. и помешательством состоит в том, что первая связана с процессом развития индивидуума. Эскироль предложил первую систему классиф. умственно отсталых, к-рая в целом соответствует совр. категоризации глубокой, тяжелой и умеренной степени задержки психич. развития.

      В начале XX в. французское министерство просвещения поручило Альфреду Бине разработать метод выявления детей, к-рые не смогут справиться с общеобразовательными учеб. программами. Метод Бине, предложенный для скрининга У. о., стал первым тестом оценки уровня интеллекта. Первая шкала Бине-Симона была опубликована в 1905 г. Редакция 1908 г. ввела понятие «умственный возраст».

      Льюис Тёрмен из Стэнфордского университета перевел и переработал шкалу Бине-Симона, опубликовав ее в 1916 г. как Шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине. В нее был введен «коэффициент интеллекта», или IQ: отношение умственного возраста индивидуума к его хронологическому возрасту, умноженное на 100 (IQ = УВ : ХВ х 100). Это технически упростило сравнение интеллекта у разных людей.

      Важность этих ранних работ по тестированию интеллекта трудно переоценить. Во-первых, они дали конкретный, надежный, практический метод оценки умственного функционирования индивидуума. Во-вторых, этот метод сделал возможным количественное определение различий между конкретными людьми. В-третьих, тонкие градации, к-рые позволял уловить тест IQ, указывали на то, что существует много людей, интеллект к-рых располагается между средним для популяции уровнем и тяжелой степенью У. о. Т. о. была официально открыта и признана градуировка У. о. (или психич. задержки).

      В 30-40-е гг. начались дискуссии о причинах У. о. Большой цикл «близнецовых исслед.», в к-рых сравнивались интеллектуальные способности монозиготных и дизиготных близнецов или монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, позволил предположить, что фактор наследственности играет доминирующую роль. Др. исследователи, напр., Нэнси Бейли и Р. А. Спитц утверждали, что IQ не является фиксированным или постоянным и что окружение индивидуума может оказывать сильное влияние на развитие интеллекта. К 50-м гг. общепринятым стал интеракционистский подход к пониманию задержки психич. развития.

      Современное понятие задержки психического развития

      Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD), термином задержка психич. развития (mental retardation) обозначается «общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью адаптивного поведения, проявившееся в период развития». Для постановки диагноза задержки психич. развития требуется соответствие 3-м критериям.

      — Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического показателя удовлетворяют первому критерию диагноза.

      — Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва.

      — Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для отличения задержки психич. развития («умственной отсталости») от ряда др. расстройств, для к-рых тж характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить.

      Определение задержки психич. развития, предложенное AAMD, имеет неск. важных коннотаций. Во-первых, это определение относится только к умственному развитию на данный момент и не декларирует необратимость расстройства. Во-вторых, двухмерность дефиниции (низкий интеллект и дефицит адапт.) важна, поскольку она исключает диагностику социально компетентного индивидуума в качестве умственно отсталого лишь на том основании, что у него низкие показатели теста IQ. Наконец, предложенное AAMD определение учитывает контекст развития и подчеркивает необходимость оценки успешности выполнения заданий, адекватных для возрастной категории испытуемого.

      Степени умственной отсталости

      Со времени появления теста интеллекта, классиф. У. о. основывается практически исключительно на уровнях IQ. Г. Дж. Гроссман разработал ставшую общепринятой систему, в к-рой выделяются легкий, умеренный, тяжелый и глубокий степени У. о. При легкой степени показатель IQ попадает в интервал 55-59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне школьников 4-5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью У. о. — это их неспособность организовать свой досуг.

      Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40-54 баллов и умственный возраст приблизительно 6-8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ. навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых мастерских, где доход не зависит от уровня выработки.

      Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25-39 баллов, чему соответствует возраст от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми вступают в контакт.

      У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3 года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но нек-рые могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения.

      Распространенность и этиологические факторы

      Л. Олмен и К. Яффе считают, что примерно 7 млн. лиц в США могут быть диагностированы как умственно отсталые. В настоящее время менее 10% из них содержатся в специализированных учреждениях, гл. обр. лица с тяжелой и глубокой степенью У. о.

      В менее 15% случаев У. о. удается обнаружить известную органическую этиологию. Большинство случаев с известной этиологией относится к глубокой и тяжелой степени. Среди органических этиологических факторов — генетические аномалии (синдром Дауна), инфекционные болезни матери и др. патология во время беременности (краснуха, употребление лекарственных препаратов), родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода (асфиксии), послеродовые инфекции (энцефалит, менингит), травмы черепа или токсины (отравление).

      См. также Наследственные болезни, Индивидуальные различия, Нормальное развитие

      Психология. Иллюстрированный словарь

      Нарушение общего психического и интеллектуального развития.

      Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый хара ктер.

      легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %);

      tonvent.ucoz.com